Автомобиль

Остаться в живых: об автомобильном рынке Петербурга

Дата Янв 13, 17 • Нет комментариев

Автомобильный рынок Санкт-Петербурга ждет серьезный передел. Мелкие и слабые игроки будут уходить или «продаваться» более сильным конкурентам. На исходе 2016 года участники...
Pin It

Главная » Автомобили, Журнал «Управление Бизнесом» №33 » Остаться в живых: об автомобильном рынке Петербурга

Автомобильный рынок Санкт-Петербурга ждет серьезный передел. Мелкие и слабые игроки будут уходить или «продаваться» более сильным конкурентам.

На исходе 2016 года участники рынка стали понимать отличие нынешнего кризиса от кризисов 1998 и 2008 годов. Например, в 1998-м у населения не было денег, но не было и долгов. Теперь же у многих есть как «средние» кредиты, в том числе автокредиты, потребительские, так и «длинные» – ипотека. С учетом этого выход из кризиса для автомобильной отрасли будет долгим, без резкого роста, поскольку перед тем, как удовлетворить свой отложенный спрос, многим необходимо погасить долговые обязательства. Кризис 2008 года в сравнении с нынешним – просто разминка, несмотря на то что падение автомобильного рынка тогда было примерно таким же.

По данным аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб», в январе – октябре 2016 года в Петербурге продано 96 700 новых машин, что на 5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

– В Петербурге в 2016 году рынок сократится на 4–5%, до 119 000–120 000 машин (годом ранее авторынок города просел на 35%), – прогнозирует генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. – Дальше все зависит от наличия государственной поддержки. Если ее не будет или она будет действовать ограниченный срок, то дно может быть еще впереди.

В целом по России, по прогнозу агентства «Автостат», в 2016 году продажи новых легковых автомобилей составят около 1,3 млн единиц, что на 13–14% ниже результата 2015 года.

– Пока дно не пройдено, скорее всего, это может случиться в следующем году, – констатирует ведущий аналитик агентства Азат Тимерханов.

Автомобили

В январе-октябре 2016 года в Петербурге продано 96 700 новых машин, что на 5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года

– Традиционные усилия импортеров по закрытию года дали определенную положительную динамику к сентябрю-октябрю 2016 года. Однако в сравнении с прошлым годом основная нагрузка по улучшению показателей ляжет на дилеров, что будет означать легкую отрицательную динамику к октябрю – декабрю 2015-го и окончательное закрытие года с итоговым падением в 13,9–14,2%. Прохождение дна с огромной долей вероятности придется на второе полугодие 2017 года, – объясняет автоэксперт Евгений Пекарский. По мнению автоэксперта Олега Барабанова, рынок вряд ли преодолеет отметку продаж в 1,4–1,5 млн автомобилей.

Впрочем, есть и другие мнения. Руководитель отдела маркетинга ГК «Терравто» Наталья Ерошенко отмечает, что в целом рынок начинает стабилизироваться.

– Мы с оптимизмом смотрим на окончание 2016 года. Например, по итогам ноября холдинг Terravto показал положительную динамику продаж плюс 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – говорит она. Директор дилерского центра «Hyundai РОЛЬФ Лахта» Владимир Устров также констатирует заметное оживление спроса на автомобили:

– Вероятно, покупатели предвидят повышение цен на автомобили с начала будущего года, и для кого-то это сигнал, что больше не стоит откладывать покупку.

Дилеры не теряют бдительности и уверены, что рынок еще ждут потрясения. Ожидается ряд банкротств, хотя ни одного крупного на петербургском рынке в текущем году не произошло: нестабильные игроки ушли еще в 2015-м.

Ряд автоцентров закрылся, был выставлен на продажу и даже удачно продан. Так, например, ГК «Мега-Авто» продала часть офисных площадей на проспекте Медиков, где у компании есть центр Audi. Сеть «Лента» купила два дилерских центра – Peugeot на Петроградской у автохолдинга «Аларм Моторс» и второй – на Приморском шоссе у «Атлант М». Удачно сдал в аренду Газпрому центр на Пулковском шоссе «Р-Моторс». Огромное количество дилерских центров до сих пор пустуют или находятся в залоге у банков, которые пока не могут реализовать это имущество.

При этом, по данным «Автостата», с начала года количество дилерских центров в России уже сократилось на 7%. С большой долей вероятности можно утверждать, что этот процесс продолжится.

– Слабые предприятия уходят с рынка: за 9 месяцев текущего года количество автодилеров в России стало меньше на 4%, – добавляет Владимир Устров. – Многие дилеры по-прежнему имеют большие кредитные портфели, которые невозможно обслуживать в текущей рыночной ситуации. В зоне риска оказываются прежде всего небольшие монобрендовые дилерские центры. Ситуация временно стабилизировалась, но будущий год может преподнести новые сюрпризы.

В январе — октябре 2016 года в Петербурге продано 96 700 новых машин, что на 5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

– Вероятность неисполнения обязательств увеличивается как на продолжающем падать, так и на стагнирующем рынке. Ожидать банкротств стоит ближе к середине 2017 года. В случае если активы игрока в предбанкротном состоянии окажутся интересны сильным игрокам, будут и слияния, – рассуждает Евгений Пекарский.

– Основной тенденцией останется консолидация рынка вокруг сильных игроков, которые смогли выстроить оптимальные бизнес-процессы, поскольку авторитейл, с одной стороны, высокотехнологичен, с другой – капиталоемок и низкомаржинален. Сделка по слиянию «Рольф» и «Пеликан-Авто» – пример того, как консолидация рынка может проходить в цивилизованном формате. Однако увидим мы и продолжение банкротств и недружественных поглощений слабых сильными, – уверен Владимир Устров.

Покупай отечественное

Как и в 2015 году, в 2016-м лучше всего себя чувствовали дилеры дорогих автомобилей. При этом, пытаясь укрепиться на рынке, многие игроки активно диверсифицируют портфели. В Петербурге появились сразу два дилера бюджетной марки Ravon, которая производится в Узбекистане и пришла на российский рынок вместо GM и Daewoo.

В первом случае дилер «Хонда Лиговский» получил франшизу марки, чтобы заместить Honda, которую теперь дилеры вынуждены ввозить самостоятельно, что многим оказалось экономически невыгодно. Эта же марка появилась в портфеле «АСК Авто». Получил дилерство УАЗ и Ssan Yong холдинг «Максимум». У «Р-Моторс» появился в портфеле Chevrolet NIVA. Дилер «Экспо Кар» добавил в портфель китайскую марку Zotye. После ухода с рынка GM в Петербурге появился второй дилер Cadillac – компания «Де Вилль».

Такую активность дилеры не проявляли даже в хорошие для рынка времена. Новые марки ставятся в один центр к уже существующим либо замещают более провальные или ушедшие с рынка. Как правило, это говорит о том, что марки перспективны, однако если речь не идет о бюджетных сегментах, то тогда о премиальных.

Михаил Чаплыгин отмечает, что потребитель стал больше доверять продукции отечественного автопрома. Это касается не только моделей АвтоВАЗа, но и новых моделей иностранных концернов, локализованных в России.

– Например, мы видим очевидный ажиотаж на Hyundai Creta, продажи которой в этом году превысят планы корейской компании. Покупатель большей частью смотрит на автомобили, средняя стоимость которых составляет 800 000–900 000 рублей. При этом он необязательно выбирает самую минимальную комплектацию. Если посмотреть на Vesta, то самая популярная комплектация этой модели в Петербурге является и самой дорогой, – говорит он. Помимо Hyundai и Lada свои позиции восстанавливает VW, в следующем году может вырасти KIA, есть хорошие перспективы у Skoda. Громких уходов брендов с российского рынка, как это было в 2015 году с GM, не будет, но покинуть рынок могут китайские производители. Также под вопросом нахождение на рынке Honda.

Те, кто на коне

Большую поддержку рынку в этом году оказали и госпрограммы поддержки авторынка – программы обновления автопарка, льготного лизинга и льготного кредитования. По данным Минпромторга РФ, за 9 месяцев 2016 года по ним продано 516 000 автомобилей. Участники рынка говорят, что в 2016 году программы государственной поддержки позволили выжить массовому сегменту, поэтому необходимо продолжение субсидирования произведенных в России автомобилей.

На коне оказались массовые бренды, чьи ходовые модели попали под действие программ поддержки, особенно программ льготного автокредитования. Например, в «Рольф» на эти программы приходится более трети всех кредитных продаж.

– 2016 год показал, что субсидирование покупки в кредит является наиболее эффективной мерой поддержки спроса. Отмена ограничения максимальной стоимости автомобиля – участника программы или хотя бы пересмотр этого лимита в сторону увеличения позволил бы существенно повысить потенциал этой программы, – говорит Владимир Устров.

– Все более заметную роль играет программа льготного кредитования, – подтверждает Азат Тимерханов. – В первом квартале 2016 года, как отмечает Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), доля кредитных автомобилей в структуре всего рынка составляла 37,3%, во втором – 43,6%. По итогам третьего квартала доля продаж автомобилей в кредит достигла 46,4%. Кроме того, определенную надежду рынку может дать накапливающийся в течение уже продолжительного времени отложенный спрос.

По словам Азата Тимерханова, правительство планирует в 2017 году сохранить эти программы поддержки. Среди новых мер довольно эффективной стало бы разрешение использовать для покупки автомобиля материнский капитал.

Михаил Чаплыгин также отмечает, что была бы эффективна программа «Первый автомобиль». Безусловно, господдержка смогла лишь смягчить падение рынка, вызванное ростом цен на автомобили. Важным фактором, впрочем, остается поддержка продаж непосредственно со стороны производителей и импортеров.

– Как мы видим, многие из них занимают достаточно активную позицию в борьбе за потребителя, рекламируют не только свой бренд или конкретную модель, но и выгоды, которые получает клиент при выборе автомобиля, – уточняет Наталья Ерошенко.

Двойственные ожидания

В своих прогнозах на 2017 год эксперты и участники рынка не единодушны. Одни прогнозируют дальнейшее падение рынка, другие говорят о постепенном росте продаж. По словам Натальи Ерошенко, уже на следующий год многие автопроизводители закладывают в свои прогнозы небольшой рост. По прогнозам генерального директора автохолдинга «Максимум» Вадима Арустамяна, в 2017 году рост рынка составит от 0 до 5%.

– В любом случае кризис – полезное время. Уменьшается рынок, возрастает конкуренция, что движет отрасль вперед, заставляя придумывать технологичные решения – такие, как продажа онлайн, – говорит он. С Вадимом Арустамяном согласен Михаил Чаплыгин:

– Возможен небольшой рост. Но опять же это зависит от работы государственных программ поддержки и срока их действия. Если они будут доступны минимум полгода, то рынок может выйти в ноль или показать небольшой плюс. В противном случае мы опять увидим падение, – рассуждает он.

Владимир Устров, впрочем, считает, что первый квартал 2017 года будет очень тяжелым, что может повлечь новую череду банкротств слабых игроков на автомобильном рынке. Восстановление рынка может начаться лишь во второй половине будущего года. Евгений Пекарский предполагает, что следующий год будет еще более сложным и тяжелым.

– Дальнейшее падение продаж видится на уровне 5–7%, после чего последует достижение дна и стагнация, – рассуждает он. Легкий рост рынка возможен в конце года, а дальше – медленное, тяжелое, но постоянное восстановление.

Также, по прогнозам экспертов, получат активное развитие интернет- и цифровые технологии. Наталья Ерошенко отмечает, что одна из новых тенденций рынка – внедрение продаж автомобилей онлайн, когда клиент может купить машину фактически через интернет и получить по указанному адресу.

– Подобная инновация российского рынка будет по определенным причинам интересна преимущественно представителям премиум-сегмента, однако уже сейчас в игру начинают вовлекаться и игроки, работающие с масс-сегментом, – отмечает она.

Кроме того, планируется запуск единой базы данных автомобилей Ассоциацией «Российские автомобильные дилеры», а также запуск федеральных аукционов по торговле машинами с пробегом.

Главной приметой уходящего года стало резкое изменение покупательского поведения, и это повлияет на развитие авторынка в следующем году. Дилеры рассказывают, что покупатели стали крайне прагматичными: автомобиль в основном покупается в силу необходимости, а не просто желания. Например, все реже покупается вторая машина для семьи, а люксовому бренду предпочитают более практичные модели. Все чаще автовладельцы стали обслуживать машины не у официальных дилеров, предпочитая им сервисы, более доступные по цене и не уступающие по качеству. Потери официальных дилеров только на сервисных услугах оцениваются примерно в 30–40%.

– Это необязательные атрибуты, от которых стала осознанно уходить объемообразующая часть потребителей, оптимизируя свои затраты. За одномоментным и очень четко видным изменением экономического поведения не очень заметно, но более глобально нарастает еще очень важное изменение рынка потребителя: на него начинает выходить поколение Z, требующее кардинального изменения принципов работы автомобильного ритейла, – говорит Евгений Пекарский.

Отмечается и бурный рост рынка подержанных машин. В структуре продаж автодилеров они могут занимать до 40%. Кстати, для покупателей это влечет за собой дополнительные риски.

– К сожалению, кризисные явления в экономике сделали более актуальной проблему мошенничеств, в том числе и при покупке автомобиля. Поэтому многие покупатели теперь выбирают не только автомобиль, но и дилера, у которого его можно купить, с именем и репутацией. Это верно и для покупки нового автомобиля, и тем более для приобретения автомобиля с пробегом. Не случайно дилерский сегмент рынка автомобилей с пробегом растет месяц за месяцем, – отмечает Владимир Устров.

– В основном продажи новых автомобилей будут состоять из сделок по замене или обновлению автомобиля, но не увеличения автомобилизации. Иными словами – будет внутренняя ротация покупателей между брендами, – резюмирует Евгений Пекарский.

Елена Шулепова

В печатной версии название статьи — «Остаться в живых» (журнал «Управление бизнесом», № 33, декабрь, 2016 год)

Похожие сообщения

Комментарии закрыты.

Наверх