Анатолий Аксаков

Инвестиции, стабильность и предсказуемость

Дата Дек 26, 16 • Нет комментариев

Анатолий Аксаков: бизнес должен понимать, как будет реализовываться налоговая и бюджетная политика, на какие меры поддержки он может или не может рассчитывать. На днях...
Pin It

Главная » Журнал «Управление Бизнесом» №33, Наши спикеры » Инвестиции, стабильность и предсказуемость

Анатолий Аксаков: бизнес должен понимать, как будет реализовываться налоговая и бюджетная политика, на какие меры поддержки он может или не может рассчитывать.

На днях президент Владимир Путин осторожно известил страну о том, что в российской экономике наметилась некая стабилизация. Эта ситуация может продолжаться сколь угодно длительное время, если не предпринимать решительных мер по активизации роста экономики. О состоянии российской экономики, первостепенных мерах по ее оживлению и готовности банков в этом участвовать журналу «Управление бизнесом» рассказал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

– Как вы оцениваете нынешнее состояние российской экономики?

– Мы пережили достаточно глубокий спад – в 2015 году наша экономика провалилась на 3,7%, – но сейчас постепенно выходим из него. По итогам этого года Минэкономразвития ожидает падение ВВП на 0,6% и небольшой рост промышленного производства – на 0,4%. За последние два года многие предприятия химической, пищевой промышленности, сельского хозяйства воспользовались возможностями, которые перед ними открыла девальвация рубля, и смогли потеснить на внутреннем рынке импортеров. Эти отрасли демонстрируют рост. Многие предприятия, я знаю это на примере Республики Чувашия, выходят и на международный рынок – качество их продукции позволяет это делать.

Хорошим показателем можно считать снижение инфляции до 4,5% за десять месяцев этого года. Уровень жизни граждан снижался в течение последних двух лет, сейчас же темпы прироста доходов населения начинают опережать инфляцию, и в следующем году при сохранении текущих тенденций возможен реальный рост доходов населения.

Реализация правительством при поддержке Центрального банка антикризисных мер в целом позволила смягчить ситуацию в экономике и социальной сфере. При этом решались в основном задачи минимизации потерь, а меры, способные стимулировать рост экономики, до сих пор принимаются по отдельным направлениям, несистемно.

На мой взгляд, нам как воздух нужна стратегия развития экономики страны, в которую затем будут встраиваться конкретные планы и меры. Нужно понять, чего мы хотим достичь к 2030 году и что требуется сделать для достижения этих целей. Эта стратегия
нужна не только федеральным органам власти, но и регионам и бизнесу. Частные компании смогут планировать свою деятельность на более длинные сроки, будут охотнее инвестировать в свое развитие и создание новых производств. Это повысит инвестиционную привлекательность российской экономики в целом.

– Какие меры, на ваш взгляд, обязательно должны быть предусмотрены стратегией развития? Что нужно сделать, чтобы произошел позитивный перелом экономической ситуации?

– Приоритетная задача, которую нужно закрепить в стратегии, – повышение нормы инвестиций, которая составляет в России менее 20%, тогда как, например, в Японии – более 30%, а в Китае – более 45%. Если обратиться к мировому опыту, то основой экономического прорыва являются обладающие мультипликативным эффектом инвестиции в сферу производства и современных технологий.

Ясно, что диверсификация экономики, ее модернизация и импортозамещение потребуют значительных вложений, поэтому очевидным шагом должен стать поиск внутренних источников инвестирования.

В условиях, когда внешние источники долгосрочного финансирования недоступны, а компании с учетом экономической неопределенности не спешат инвестировать собственные средства, государство должно, с одной стороны, снижать административную нагрузку на бизнес, обеспечивать стабильность правил игры, включить стимулы направления частных доходов в развитие. А с другой – показать пример эффективного использования ресурсов: не сокращать инвестиционную составляющую бюджета, увеличивать капитализацию и объемы финансирования эффективно работающих институтов развития.

Также необходимо использовать возможности Банка России для поддержки инвестпроектов, подходя к этому максимально аккуратно и взвешенно, вовлекая в программы все те же институты развития, доказавшие свою эффективность.

Нет доверия

– Как вы оцениваете состояние банковской системы сегодня и сможет ли она в ее теперешнем виде и с нынешней философией способствовать росту экономики?

– Банки смогли адаптироваться к сложной макроэкономической ситуации, но существенного роста активов, и в том числе кредитных портфелей, мы пока не видим. Кредитование сдерживается прежде всего из-за высокой стоимости привлекаемых банками денег, которая компенсируется высокими ставками по кредитам. Бизнес не может брать займы по такой цене. Кроме того, регулятор повышает требования к качеству активов, и кредитные организации перестраховываются, более тщательно изучают риски и очень аккуратно выдают кредиты своим заемщикам. Эта ситуация усугубляется общей нехваткой доверия как со стороны кредитных организаций к мегарегулятору, так и со стороны ЦБ РФ к банкам.

Чтобы переломить ситуацию, необходимо продолжить снижение ключевой ставки, уменьшать регуляторную нагрузку для добросовестных банков, доработать требования к резервированию таким образом, чтобы они учитывали опыт активно кредитующих банков, соблюдающих нормативы и требования инструкций ЦБ РФ. Одновременно нужно наращивать объемы рефинансирования Банком России в рамках программ льготного кредитования малого и среднего бизнеса.

По итогам обсуждения в Госдуме проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и 2018–2019 годы мы предложили Банку России усилить работу по направлениям, которые будут способствовать трансформации сбережений в инвестиции. Это такие меры, как снижение ключевой ставки, удлинение кредитных ресурсов, макропруденциальные решения, стимулирование увеличения спроса на кредитные ресурсы. Также мы предложили рассмотреть увеличение лимитов для развития специнструментов, которые используются для финансирования структурной перестройки экономики, включая проектное финансирование, поддержку экспорта, льготное рефинансирование кредитов малому бизнесу под гарантии Корпорации МСП.

– На Западе существенная доля в экономике принадлежит малым и средним компаниям, причем промышленным. Какие перемены должны произойти, чтобы малый и средний бизнес России массово пошел в промышленность?

– У меня большие надежды на программы Корпорации МСП, которая предоставляет малым и средним предприятиям финансовую поддержку с помощью гарантий и стимулирует кредитование субъектов МСП банками. В последние два-три года законодателями были приняты меры по упрощению доступа малого бизнеса к закупкам госкомпаний. В условиях непростой экономической ситуации этот механизм помогает сохранить, а в дальнейшем – активнее развивать сектор малого и среднего бизнеса. Корпорация МСП координирует реализацию этой программы.

За 10 месяцев этого года объем закупок у малого бизнеса превысил 1,2 трлн рублей, а к концу года должен превысить 1,5 трлн рублей. Помимо этого, есть программа гарантий – объем такой поддержки  со стороны Корпорации МСП, МСП Банка и региональных гарантийных организаций за тот же период превысил 70 млрд рублей.

Одновременно Корпорация МСП совместно с Банком России успешно реализуют «Программу 6,5», которая позволяет зафиксировать процентную ставку по кредитам для малого бизнеса на уровне 10,6% и для среднего бизнеса – 9,6%. По состоянию на начало ноября в рамках этой программы уполномоченными банками под поручительства Корпорации МСП и МСП Банком выбрано лимитов почти на 70 млрд рублей. Банк России последовательно увеличивает лимиты по этой программе – в сентябре он был увеличен с 75 до 125 млрд рублей.

Очевидно, что одним только финансированием задача развития сегмента МСП не решается, необходимо освободить малый бизнес от многочисленных административных пут, сократить количество плановых и внеплановых проверок и жестко контролировать их обоснованность, уменьшать налоговое бремя, прекратить практику накручивания налоговых претензий.

И, как я уже говорил, принять стратегию развития экономики страны, чтобы бизнес понимал, как будет реализовываться налоговая и бюджетная политика, на какие меры поддержки он может или не может рассчитывать.

Если государство сможет обеспечить стабильность и предсказуемость экономической политики, то частная инициатива будет только расти.

Александр Сычев

Похожие сообщения

Комментарии закрыты.

Наверх