Аркадий Столпнер

Аркадий Столпнер: Многие частные инвесторы, рассматривая варианты вложения средств, считают ГЧП в медицине отличным бизнесом.

Дата Дек 15, 16 • Нет комментариев

Председатель правления Медицинского института им. Сергея Березина (МИБС) Аркадий Столпнер – о проектах ГЧП и о том, что может привести к невыполнению достигнутых соглашений:...
Pin It

Главная » Важное » Аркадий Столпнер: Многие частные инвесторы, рассматривая варианты вложения средств, считают ГЧП в медицине отличным бизнесом.

Председатель правления Медицинского института им. Сергея Березина (МИБС) Аркадий Столпнер – о проектах ГЧП и о том, что может привести к невыполнению достигнутых соглашений:

 — Государственно-частное взаимодействие в медицинских проектах может быть весьма вариативным – от заключения контракта на лечение пациентов за счет бюджетных средств в частных медицинских центрах до классического ГЧП в том виде, в каком оно описано в действующем российском законодательстве. Однако большинство форматов ничего не гарантируют участнику партнерства со стороны бизнеса. Риски частного инвестора нивелирует единственная модель – ГЧП в виде концессии. Безусловно, ее можно оттачивать и совершенствовать, внося изменения в федеральные законы. В стране уже есть примеры ГЧП в области медицины, структурированные в формат концессии, что говорит о востребованности и работоспособности данной модели.

 Однако для меня в данном формате есть один минус – конечность истории. Через 49 лет объект концессии возвращается в собственность государства. Мы верим, что МИБС будет существовать и через пятьдесят лет, и через сто. Потому конкретно для нас более подходящими представляются другие варианты государственно-частного партнерства. Именно потому, что концессия нам не подходила концептуально, а иные модели партнерства не защищают инвестора, в 2011 году, когда мы задумались о строительстве центра протонной терапии в Санкт-Петербурге, было принято решение о простом взаимодействии с государством без структуризации проекта в формат ГЧП.

 Наш центр получил статус стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга, что не удивительно. Проект масштабный и важный не только для города, но и для страны в целом. Протонная терапия сегодня – уже признанный метод лучевого лечения рака, являющийся наиболее эффективным и наименее травматичным для пациентов. В последние годы мы наблюдаем практически лавинообразное развитие применения данного метода в мире. Всего три года назад работало около 30 клинических центров и они были только в США, Европе и Японии, сегодня их 44, а к 2020 году будет 88 и география сильно расширяется. В России на данный момент нет ни одного клинического центра, где лечат рак с помощью ускорителей протонов с применением самых современных технологий доставки пучка в мишень.

 Все идет к тому, что наш центр станет первым. Город четко выполняет все взятые на себя обязательства. В 2013 году передал целевым назначением участок в Приморском районе под строительство объекта. Недавно в городскую Адресную инвестиционную программу на 2017 год было включено строительство дороги к уже возведенному зданию будущего центра, а в городском бюджете на следующий год предполагается строка о выделении средств на лечение первых пациентов. Мы, со своей стороны, инвестировали в проект более 7 млрд рублей и строго придерживаемся заявленного графика работ: здание построено, оборудование инсталлировано, прием первого пациента в Центре протонно-лучевой терапии намечен на четвертый квартал 2017 года.

 Для государства партнерство с бизнесом при реализации крупных медицинских проектов не менее интересно, чем для инвестора. Оно, как показывает практика, не всегда является эффективным собственником, поэтому строительство высокотехнологичных, сложных, дорогостоящих объектов часто проходит с нарушением проектных сроков и почти всегда – с превышением заявленного бюджета. Однако крайне важно тщательно выбрать партнера. Многие частные инвесторы, рассматривая варианты вложения средств, считают ГЧП в медицине отличным бизнесом. Но отсутствие необходимых компетенций приводит к просчетам, срывам сроков и росту бюджетов, а часто и просто к невыполнению заключенных с публичным партнером соглашений. Но если частный партнер выбран правильно, государство оказывается в выигрыше: без финансовых затрат, точно в оговоренные сроки, не неся рисков эксплуатации, оно получает возможность предоставлять населению качественную высокотехнологичную медицинскую услугу. Государству остается только справедливо оплачивать оказанные услуги и, что очень важно, контролировать их качество.

 

Опубликовано в журнале «Управление бизнесом», №32, ноябрь 2016 года

 

Похожие сообщения

Комментарии закрыты.

Наверх
X