Экспорт без хайтека

Экспорт без хайтека

Дата Ноя 28, 16 • Нет комментариев

Список крупнейших экспортеров Северо-Запада практически целиком состоит из сырьевых компаний. По прогнозам, цены на их продукцию не восстановятся к 2025 году, поэтому...
Pin It

Главная » Журнал «Управление Бизнесом» №32, Экономика » Экспорт без хайтека

Список крупнейших экспортеров Северо-Запада практически целиком состоит из сырьевых компаний. По прогнозам, цены на их продукцию не восстановятся к 2025 году, поэтому долларовый экспорт будет закономерно сжиматься.

Аналитический центр журнала «Управление бизнесом» подготовил первый рейтинг экспортеров Северо-Запада по итогам 2015 года. Мы собрали данные таможенной статистики предприятий, зарегистрированных в Северо-Западном федеральном округе, после чего сформировали шорт-лист компаний и упорядочили их по величине долларового экспорта за 2015 год. При этом учитывались операции только головных компаний, дочерние исключались из рейтинга. Это связано с тем, что последние могут быть за пределами округа, а в силу находящихся в нашем распоряжении данных не было возможности показать полноценную картину по отдельным крупным компаниям, прибавив к ним экспортную активность российских «дочек». Тем не менее общий результат вполне достоверно отражает тенденции, сформировавшиеся в экономике после изменения курса рубля в 2014 году, и позволяет рассмотреть, как и за счет чего Северо-Запад участвует в глобальной экономике.

Рейтинг был представлен в ходе сессии «Стратегические приоритеты компаний Северо-Запада. Тактика в реализации экспортного потенциала», состоявшейся во время III Форума бизнеса Северо-Запада. Партнером сессии выступило представительство агентства экономического развития Северного Рейна – Вестфалии NRW.INVEST Russia / St. Petersburg. Отраслевая структура 100 крупнейших экспортеров – следствие ослабления национальной валюты к доллару и евро. Рост курса дает преимущества тем, кто поставляет продукцию за границу, что сказалось на рейтинге «200 самых прибыльных компаний Северо-Запада», опубликованном в предыдущем номере журнала «Управление бизнесом». При продаже товара по неизменной, к примеру, долларовой цене выручка в рублях увеличилась. Это создало резерв для снижения цены в валюте, что по закону спроса позволяет продать больше продукции. В итоге отрасли, связанные с сырьем или его первичной переработкой, вытеснили остальных – в первую очередь машиностроение, исследования и разработки, фармацевтику. В то же время утверждать, что Северо-Запад не участвует в поставке технически сложной продукции, не совсем корректно. В рейтинге достаточно широко представлены предприятия химической и нефтехимической промышленности.

Нефть и пушки

Лидерство по долларовой величине экспорта – у сырьевого сектора. Первое место занимает ПАО «Газпром нефть» – $5,9 млрд; на второй строчке «Киришинефтеоргсинтез» – $5,1 млрд; третья – у Северстали – $1,3 млрд. Такие показатели объясняются масштабами бизнеса: первая и третья компании входят в число самых прибыльных предприятий СЗФО, они же и одни из крупнейших в округе. Самый высокий показатель долларового экспорта среди машиностроительных предприятий у ПО «Севмаш» – $0,2 млрд, или 410,5 т продукции, что позволило ему занять 17-ю строчку рейтинга, – выше разместились представители нефтяной, химической промышленности, металлургии и ЛПК. Предприятие поставляло в 2015 году оборудование и комплектующие преимущественно морем в Индию.

Машиностроение и сектор исследований и разработок представлены скорее символически, чтобы служить напоминанием о их существовании в СЗФО. Из 100 экспортеров только 13 – из этих отраслей. Помимо ПО «Севмаш» это, в частности, Вологодский оптико-механический завод, Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», ЦС «Звездочка», «Балтийский завод – Судостроение». Они поставляют свою продукцию в Индию, Венесуэлу, Финляндию, Китай. От сектора исследований и разработок в рейтинг попали Центр технологии судостроения и судоремонта, Концерн «МПО-Гидроприбор», НПО «Спарк». Список из этих компаний наглядно демонстрирует, что большая часть экспортной продукции – это продукция для ВПК. Из гражданских отраслей, ориентированных на потребительский сектор: «БСХ Бытовые Приборы» – производитель стиральных машин и холодильников, и «Хендэ Мотор Мануфакторинг Рус», выпускающий автомобили. Оба предприятия принадлежат иностранным собственникам. Таким образом, экономика Северо-Запада пока не может похвастаться крупными производителями – экспортерами технически сложной электронной продукции для потребительского сектора, которые созданы российскими предпринимателями. Вероятно, это связано с тем, что отечественный рынок еще не до конца насыщен, поэтому выходить на внешние рынки не всегда экономически целесообразно.

Отраслевой срез участников рейтинга показал, что по величине экспорта машиностроение – в середине, а исследования и разработки – в конце. Первое место у нефтяной и нефтегазовой промышленности, на которую в 2015 году пришлось $11,4 млрд экспорта. На второй строчке лесопромышленный комплекс, крупнейшие предприятия которого – Группа «Илим», Монди СЛПК, «Карелия Палп» и другие. Представители этого сектора экономики продали за рубеж продукции на сумму $4,4 млрд. Далее – химическая и нефтехимическая промышленность, крупнейшие экспортеры которой «ФосАгро-Череповец», «Акрон», «Апатит». Экспорт по этой отрасли за 2015 год составил $4,1 млрд.

Рубль больше не помощник

Известно, что опираться на сырьевой сектор – значит доверить экономику округа неустойчивым ценам на продукцию, которая торгуется на мировых товарных рынках. Колебания цен на нефть и другие товары это наглядно демонстрируют и уже отражаются на показателях бизнеса.

В нефтяной и нефтегазовой промышленности за первое полугодие 2016 года компании – участники рейтинга выручили с продажи своей продукции за границей на 54,7% меньше средств к аналогичному периоду прошлого года. А в натуральном выражении их экспорт упал на 24,8%. Отрицательная динамика – результат снижения цен на нефть, которое началось в мае прошлого года и закончилось в начале 2016-го. Однако рынок пока не восстановил спад. В то же время спрос и предложение на рынке нефти растут, что говорит о вероятном восстановлении цен. Однако механизм формирования цен на этом рынке пока дает повод для очень осторожного оптимизма в долгосрочном периоде.

В других отраслях похожая ситуация. Цены на продукцию ЛПК в первом полугодии 2016 года оказались ниже, чем в аналогичном периоде годом ранее. В результате долларовый экспорт снизился на 46,1%, в то же время отгрузка продукции в натуральном выражении выросла на 2%. Химическая и нефтехимическая промышленность также демонстрирует падение долларового экспорта – на 26,4%, в натуральном выражении – на 10,1%. Несколько отличается ситуация в металлургии: Кольская ГМК – единственный представитель цветной металлургии в рейтинге – показала рост долларового и натурального экспорта. В то время как предприятия черной металлургии – Северсталь, Ковдорский ГОК – демонстрируют падение долларового экспорта на 18,8%, а в натуральном выражении – на 9%.

В сумме по всем участникам рейтинга долларовый экспорт упал на 41,6%, в натуральном выражении – на 16,4%. В то же время средневзвешенный курс доллара за этот период вырос на 22,4%, евро – на 21,9%. Получается, что ослабление рубля в первом полугодии по сравнению с тем же полугодием 2015 года не компенсирует падения долларовых цен. Если второе полугодие 2016 года не позволит отыграть снижение цен, то рублевая выручка экспортеров может сократиться, что закономерно скажется на величине прибыли крупнейших компаний.

Снижение экспорта – падение выручки, что закономерно сокращает прибыль и налоговые отчисления с нее. Если проследить размещение участников рейтинга по регионам, то больше всего экспортируют предприятия Санкт-Петербурга, далее – Ленинградской, Вологодской, Мурманской областей. Ожидаемо, что в случае укрепления рубля вместе с восстановлением российской экономики, инфляцией реальный доход государства от сырьевого экспорта сократится. Согласно прогнозам Всемирного банка, цены на сырье уже не вернутся к прежним значениям. Например, средняя цена сырой нефти в 2013 году была $104,1, в 2017 году ожидаемая стоимость будет равна $55,2, к 2025 году она прогнозируется в размере $82,6. Если в ценах учесть инфляцию, то восстановления не будет, следует из доклада Всемирного банка.

В результате регионам вряд ли стоит вновь рассчитывать на легкие деньги с сырья. Поэтому единственным и уже давно известным решением остается увеличение эффективности предприятий и развитие остальных отраслей, потенциал которых раскрыт не полностью. Возможно, расширение участия в международной торговле может создать стимулы для развития отечественных производств за счет обмена знаниями, технологиями.

Евгений Заздравных

Высокий потенциал

Экспорт без хайтекаВадим Зазимко, генеральный директор УК «Композитный кластер»

– Создание Композитного кластера Санкт-Петербурга, в составе которого несколько экспортно ориентированных компаний, основывается на внушительных темпах роста рынка композитов – он ежегодно увеличивается на 10%. Такие темпы – следствие спроса со стороны промышленности, которая переходит на использование более легкой и долговечной продукции. Она используется на оборонных предприятиях, в судостроении, при производстве медицинского оборудования. Композитные материалы позволяют снизить массу конечного продукта, повышают его коррозионную стойкость, у них низкая электрическая проницаемость, высокая прочность, долговечность. Отрасль композиционных материалов достаточно инновационна – практически каждый месяц создаются новые технологические процессы, материалы, полным ходом идет автоматизация. Практически в каждой сфере начинают использовать новое изделие или материал с применением композитов.

Инициатива создания Композитного кластера поступила от руководства Санкт-Петербурга. В составе участников около 30 разных организаций: лидер отечественного композитного судостроения – Средне-Невский судостроительный завод, Крыловский государственный научный центр, предприятия малого и среднего бизнеса. Налажено взаимодействие с Политехническим университетом, Санкт-Петербургским государственным университетом, с комитетом по промышленности Санкт-Петербурга, Центром кластерного развития.

Композитный кластер ориентирован на судостроение, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортную инфраструктуру, энергетику. Перед ним поставлены задачи по разработке инновационных материалов, развитию научно-производственного потенциала, созданию технологических цепочек, специализированного производственного участка и популяризации композитных материалов и технологий – в традиционных отраслях царит консерватизм и пессимизм в отношении такой продукции.

Среди основных проектов кластера – мосты, пешеходные переходы, производство малых пассажирских, рыболовецких судов. Внимание уделяется экспорту продукции, которая обходится иностранным покупателям дешевле, что говорит о высоком потенциале кластера.

Планирование без спешки

Экспорт без хайтекаТатьяна Шварцкопф, глава представительства агентства экономического развития Северного Рейна – Вестфалии NRW.INVEST Russia / St. Petersburg

– Экспорт из федеральной земли Северного Рейна – Вестфалии в 2015 году составил 181,5 млрд евро, или 15,2% от общего экспорта Германии. Продукция местных компаний поставляется в страны Евросоюза, США, Китай, Японию, другие страны. До 2013 года Россия входила в число ведущих стран, куда экспортировались товары. В 2015 году объем экспорта упал, но абсолютные цифры – 3,2 млрд евро – весьма внушительны, что говорит о важности российского рынка. В структуре экспортно ориентированных компаний давно представлен не только крупный бизнес, но и малые, средние предприятия.

Успешный опыт экспорта немецких компаний заимствуют предприниматели Китая, стран Азии, Восточной Европы, он может быть полезен и для российских фирм. Успех заключается не столько в государственной поддержке, сколько в усилиях самих компаний.

Во-первых, это стремление к высокому качеству своей продукции, чтобы она конкурировала не только на внутреннем рынке.

Во-вторых, надежность в поставках, сервисе, последующем обслуживании. Кроме этого, компании выходят на все ведущие мировые рынки сбыта, создают и продвигают собственную торговую марку, постоянно находятся в поиске прибыльных ниш сбыта. И в конце концов, важно долгосрочное бизнес-планирование.

Для того чтобы выйти на европейский или немецкий рынок, требуется адаптация продукции для местных условий. После этого нужно получить патент, сертификат и регистрировать торговую марку. Регистрация торговой марки для использования ее только на территории Германии стоит 500 евро, в масштабах Евросоюза – 1000 евро. Если компания выходит на рынок и при этом создает на территории федеральной земли юридическое лицо, то эти процедуры становятся проще и дешевле. Далее требуются маркетинговые исследования, расширение круга партнеров, в том числе через организацию своего представительства – открытие торгового бюро или дома продаж, R&D центра.

Следующий шаг – встраивание в международные финансовые системы. Зачастую малому предприятию в Германии, даже если местным компаниям интересен ваш продукт и они готовы его приобрести, достаточно сложно провести транзакцию из-за несоответствий в российской и европейской системах бухгалтерского учета. Когда имеется юридическое лицо на территории федеральной земли, то вы говорите на одном бухгалтерском языке и продать продукт становится намного проще.

Наш опыт общения с российским малым и средним бизнесом позволяет сделать ряд выводов и рекомендаций. Очень важен основательный стратегический подход – сначала без спешки требуется обдумать каждый шаг.

Необходима стратегия коммерциализации как части инновационной стратегии, которая входит в общую бизнес-стратегию. В план по коммерциализации важно включать решение задачи «сделать или купить»; провести критическую оценку бизнеса (SWOT-анализ) и уровня готовности технологий (TRL); подготовить исследование рынка, бизнеса и конкурентной способности, для этого можно начать с участия в крупных отраслевых международных выставках, например, таких как K-Messe – Международная выставка полимерной и каучуковой промышленности или MEDICA & Compamed – самая крупная медицинская выставка в мире; осуществлять компетентный менеджмент, включая языковую подготовку. В конце важна прочная финансовая база – экспорт должен осуществляться не на последние средства.

Консультант для экспортеров

Экспорт без хайтекаДмитрий Требухин, менеджер по региональному развитию Российского экспортного центра

– Российский экспортный центр (РЭЦ) создан в середине 2015 года на базе структуры Внешэкономбанка для поддержки несырьевого экспорта. Его цель – предоставление всесторонней финансовой и нефинансовой помощи в формате «единого окна» российским экспортерам и предпринимателям, которые планируют выходить на зарубежные рынки.

В корпоративную структуру РЭЦ входят такие компании, как «Эксар» и «Росэксимбанк».

«Эксар» – экспортно-кредитное страховое агентство России, созданное в 2011 году, после вступления России в ВТО, для поддержки российских экспортеров по аналогии с лучшими институтами поддержки в других странах. Это не страховая компания в классическом понимании, поэтому в его тарифах отсутствует коммерческая составляющая.

«Эксар» страхует риски: политические – на 95%, предпринимательские – на 90%. Например, если экспортер поставляет товары на условиях отсрочки платежа иностранному покупателю, «Эксар» покроет риск неисполнения иностранным покупателем своих обязательств по контракту. Если российский или зарубежный банк выдает кредит иностранному покупателю на покупку российских товаров, «Эксар» покроет риск невозврата по кредиту для банка.

Нередки случаи, когда предприниматель посетил международную выставку, провел там переговоры и у него появилась возможность экспортировать свою продукцию, но пока нет экспортного контракта – только договоренности. На этой стадии обычно необходимы заемные средства на закупку сырья для выпуска продукции или нового оборудования, чтобы успеть в срок. Он обращается в банк, который зачастую требует большое залоговое обеспечение. Не все малые и средние предприятия готовы закладывать имеющееся имущество. В результате попытка экспорта для развивающегося предприятия может закончиться.

В данном случае может помочь «Эксар» – его обеспечение относится к первой категории качества, что позволяет банкам минимизировать резервы, тем самым предприниматель получает возможность получить кредит дешевле или предоставить в части залогового обеспечения в поручительство собственника и залог будущей валютной выручки.

Вторая компания в структуре РЭЦ – «Росэксимбанк». Он давно является надежным агентом правительства РФ по представлению финансовой поддержки экспортерам-предпринимателям. Не секрет, что крупные банки неохотно берутся за поддержку, финансирование экспортных проектов на небольшие суммы – обслуживание таких операций обходится дорого самим банкам. Например, анализ рисков иностранных заемщиков. Для анализа его финансовой отчетности нужен доступ к таким данным и специалисты в этой сфере. Если это не крупный банк, то у него может не быть таких сотрудников.

В отношении нефинансовой поддержки мы запустили проект по продвижению российской продукции через площадки электронной торговли. Подписали соглашения с такими крупными площадками, как Google, Alibaba, AliExpress и другими. На многих из них уже можно увидеть российскую продукцию.

Помимо консультаций проводится бесплатное обучение по основам ведения экспортной деятельности в рамках образовательного проекта РЭЦ.

Кластер вокруг порта

Экспорт без хайтекаМихаил Ерофеев, генеральный директор мультимодального комплекса «Усть-Луга»

– Морские порты стали не только местом перегрузки, но и пунктом логистики, складирования, обработки и выработки товара. Например, в порту Антверпен, который перерабатывает 200 млн тонн грузов в год, семь из десяти крупнейших мировых производителей химической продукции разместили свои заводы. Теперь он считается одним из крупнейших кластеров нефтехимической промышленности Европы. От этого порта по территории Евросоюза идет 1000 км трубопроводов.

Другой пример – порт Роттердама: там 53 нефтеперерабатывающих завода, 44 химических и нефтехимических предприятия, 19 терминалов хранения нефти и 8 терминалов для хранения пищевых жиров и масел. От него идут 1500 км трубопроводов по всей Европе, что позволяет значительно экономить на транспортных расходах.

Порт Гамбург тоже является крупным портом, фактически второе место в Европе по перевалке грузов. В этом порту размещены мощности компании Airbus (производителя самолетов), там же есть взлетно-посадочная полоса – самолеты собираются и сразу передаются заказчику. Более 280 компаний работают в порту. В Торговой палате Гамбурга зарегистрировано более 140 000 фирм и предпринимателей.

Каковы преимущества для размещения промышленных предприятий на припортовых территориях? В первую очередь отсутствует необходимость транспортировки товара на большие расстояния. Иногда в цене товара велики транспортные издержки, в России их доля от 25 до 40%. Размещение мощностей на припортовой территории позволяет сокращать эти затраты. Появляется возможность отгружать товары с контролируемого терминала, транспортировать по трубопроводам, использовать сырье на месте, упрощается система таможенного оформления. При работе с импортным сырьем существенно улучшается логистика готовой продукции. В итоге приходит много компаний, например фармацевтических, которым привозят исходное сырье, и дальше они изготавливают промышленную продукцию, которая распространяется потом по всей территории России.

Правительство Санкт-Петербурга поставило задачу вывести вредные терминалы за пределы города: в центре Петербурга находится огромный терминал по перевалке минеральных удобрений, угольный терминал, теперь многие компании переводят свои портовые мощности в Усть-Лугу.

Планируется, что на припортовой территории будет располагаться грузовой аэропорт. Поскольку в настоящее время в Северо-Западном регионе России отсутствует грузовой аэропорт, способный обслуживать грузовые потоки на внутренних и международных линиях, вопрос его создания является крайне актуальным для экономики как региона, так и всей России.

Проект грузового аэропорта Усть-Луга обусловлен необходимостью формирования Мультимодального хаба совместно с МП Усть-Луга для развития грузовых авиаперевозок в регионе, в том числе и для развития международных транспортных коридоров «Юго-Восточная Азия – Европа».

Строительство международного грузового аэропорта Усть-Луга на территории промышленно-логистической зоны проекта способно интегрировать уже созданную инфраструктуру МП Усть-Луга и модернизированную железнодорожную инфраструктуру, автомобильные
дороги федерального и регионального значений в крупнейший в России транспортно-логистический узел.

На припортовой территории планируются площадки промышленного производства. Первой ласточкой является строительство завода по производству карбамида и жидкого аммиака, которые по транспортеру и трубе будут доставляться на морской терминал. Как исходное сырье будет поступать газ – предприятие будет работать с минимальными издержками. Помимо карбамидного завода планируется строительство завода по производству метанола, который является хорошим исходным сырьем для многих производителей.

Таким образом, на припортовой территории Усть-Луги создаются большой нефтегазохимический промышленный и транспортно-логистический кластеры.

Поделить на три

Экспорт без хайтекаЮлия Седнева, эксперт Группы компаний «Импорто» по таможенному делу

– При вступлении в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ожидается ряд упрощений, которые упорядочат и упростят «жизнь» участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенных органов. Изменения в большей степени коснутся импортеров, поскольку экспорт и так достаточно прост. Уже есть ряд изменений в оформлении экспортных товаров, что отражено в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС. Например, если компания намерена экспортировать небольшие партии товаров, скажем, образцы своих изделий, то, используя для отправки международные почтовые отправления, не требуется оформления декларации на товары. Достаточно документов всемирного почтового обмена, что позволяет снизить затраты экспортера с позиции использования специальных программных средств по заполнению деклараций, а также иных расходов. Воспользоваться такой процедурой пока можно в том случае, если компания не претендует на возмещение НДС. Это противоречит положениям экспортной «дорожной карты»: прогнозируется возможность возмещения НДС по нулевой ставке с использованием таможенной декларации. Скорее всего, такая возможность появится с момента вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС или внесения правок в наше действующее законодательство.

К общим нововведениям Таможенного кодекса ЕАЭС можно отнести подачу в электронном виде для целей таможенного оформления исключительно декларации на товары (сопутствующие документы при необходимости могут быть запрошены таможенным органом позднее) и сокращение форм таможенного контроля. Также сокращается до 4 часов срок выпуска товаров при импорте, если не возникает необходимость проведения фактического таможенного контроля или запроса дополнительных документов и сведений.

Кроме того, Таможенный кодекс ЕАЭС предполагает создание трех категорий (уровней) риска: зеленый, желтый, красный. Ожидается развитие и углубление взаимодействия таможенных и налоговых органов, что упростит, ускорит и сделает более прозрачным контроль за всей цепочкой ввоза, оформления и последующей реализации товаров.

Пять «почему»

Экспорт без хайтекаСергей Кожин, генеральный директор филиала компании «1С-Рарус» в Санкт-Петербурге

– Концепция бережливого производства, на мой взгляд, инструмент, который предприятия должны взять на вооружение для повышения конкурентоспособности компании в целом в современных рыночных условиях. Аспекты этой концепции затрагивают сразу весь комплекс деятельности компании. Однако переход на эту систему требует значительных изменений в психологии и подходе к управлению.

Централизация в части принятия решений в данной концепции нужна лишь с точки зрения полномочий, а не для выработки решений и поиска оптимальных мест применения улучшений.
Выстраивание системы соглашений об уровне сервиса происходит по органическим принципам, то есть без значимого вовлечения административного ресурса, и является следствием принятия принципов бережливого производства. На первом этапе создаем соглашения о достижении целей верхнего уровня: цели организации, цели по направлениям бизнеса в единицу времени. Затем руководители, в адрес которых уже сформированы SLA (соглашения об уровне сервиса), должны определить, работа каких подразделений обеспечивает им выполнение соглашения, заключенного с ними. Третья фаза является стартом организации системы как таковой, органической системы соглашений. На этом этапе сотрудники и руководители создают аналогичные требования (SLA) к другим сотрудникам и руководителям, исполнение которых позволяет выполнить соглашения в их отношении. Четвертая фаза является ключевой. Это – поиск и работа над «узкими местами», которые выявляются по четким принципам и критериям. По принципу, который в бизнес-литературе называется «Пять Почему». Узкие места анализируются, и формируется план действий в отчете «А3».

Сформировавшееся поле SLA в отношении каждого руководителя и сотрудника является и основой карты его эффективности. Помимо SLA в нее входят: задачи в рамках реализации плана из отчета «А3», задачи в рамках процессов (система поддерживает инструментарий BI), задачи, возникающие как результат регулярных совещаний. Низкая результативность руководителя – это основа для принятия решения либо о снижении требований по SLA, либо об изменении состава ресурсов, за счет которых исполняется показатель.

Похожие сообщения

Комментарии закрыты.

Наверх
X