Евгений Войтенков. Земные трассы командира вертолета.

Дата Мар 6, 12 • Нет комментариев

«Передела дилерского авторынка в стране не будет», — считает генеральный директор официального дилера «Мерседес-Бенц» ООО «Олимп» Евгений Войтенков. -Свою профессию...
Pin It

Главная » Журнал "Управление Бизнесом" №4, Тренды » Евгений Войтенков. Земные трассы командира вертолета.

Прирост в 5% — очень хороший, 40% — пугающий, поскольку не всегда объясним

«Передела дилерского авторынка в стране не будет», — считает генеральный директор официального дилера «Мерседес-Бенц» ООО «Олимп» Евгений Войтенков.

  • Евгений Михайлович, вы – профессиональный летчик. Почему ушли из авиации?

-Свою профессию пилота вертолета гражданской авиации я считал лучшей. В 1988 году наш вертолет попал в аварию и экипаж получил серьезные травмы. У меня был перелом позвоночника. Семь месяцев в госпитале, затем курс реабилитации. Что вылечусь и буду ходить — не сомневался. С летной работой пришлось попрощаться и я перешел на должность начальника штаба вертолетной эскадрильи 2-го объединенного авиаотряда на Ржевке. Получал пенсию – 700 рублей. По тем временам — очень хорошие деньги, а в начале 90-х они обесценились. Двое маленьких детей, надо как-то жить. Продал машину, заложил квартиру. Две недели оставался пешим, но был уверен, что вскоре смогу купить машину лучше той, которую продал. На вырученные деньги организовал АОЗТ «Аксель–В». Вначале это был обычный магазин, где продавались разные вещи, оформлялась покупка подержанных автомобилей.

  • Какие чувства испытывали, расставаясь с привычным укладом? И почему выбрали торговлю автомобилями?

Генеральный директор официального дилера «Мерседес-Бенц» ООО «Олимп»  Евгений Войтенков.

— Чтобы добиться успеха, я и раньше не боялся трудностей. После окончания Кременчугского летного  училища попросил направить в Узбекистан, хотел стать профессионалом. Через 5 лет прибыл в Литву пилотом 2-го класса и с 15-ю тысячами на сберкнижке. Тогда как мои сокурсники, живя в комфортных условиях, все еще летали вторыми пилотами.

Служба в авиации приучила ничего не бояться и все предвидеть. Командир отвечает за все, что происходит на борту. Убежден, что причина всех аварий на 98% кроется в человеческом факторе. Я привык отвечать за подготовку вертолета и экипажа, за организацию быта, если приходилось задерживаться в случае нелетной погоды. Работа в течение года начальником штаба дала организационный опыт.

В то же время, имея машину, знал недостатки в работе центров автосервиса, понимал эту систему изнутри. Подрабатывая частным извозом, видел, что за поездку от Московского вокзала до Гостиного Двора платят 5 рублей – деньги, которые пилот зарабатывал за час полета! Понял, что есть люди, готовые хорошо платить за нужные им вещи. Тогда торговля автомобилями представлялась мне нетрудным делом, ведь с особенностями ритейла сталкиваться еще не приходилось.

  • Как развивался «Аксель-В»?

— Начинали втроем: помимо меня — брат моей жены и бухгалтер (кстати, работает с нами по сей день).Это было время закладки основ рыночной экономики на территории бывшего Советского Союза. Компания «Аксель В» стояла у истоков развития автомобильного бизнеса не только в Санкт-Петербурге, но и в России.

Предприятие развивалось быстро. Покупали машины за наличные деньги в Тольятти, перегоняли. Сам сидел за рулем. До Рязани надо было проскочить так, чтобы бандиты не поймали, ведь деньги находились в сумке, прямо в машине. Продавали за безналичные примерно на 30 — 40 % дороже.

В 1992 году, взяв в аренду участок земли на проспекте Руставели, открыли первый в Петербурге шоу-рум по продаже автомобилей.

Через 4 года уже компания «Аксель-Моторс»  стала дилером «Вольво» в Петербурге на Шикперском протоке, а за 1997 год получил звание «Дилер Volvo ?1 в России». И это несмотря на присутствие таких известных в то время московских компаний, как «Муса моторс» и «Независимость».

Как-то так получалось, что каждая из создаваемых в дальнейшем компаний добивалась больших успехов, чем ее предшественница. К примеру, открыли автоцентр по продаже БМВ и тут же вошли в пятерку лучших.

  • Есть у Вас какие-то непреложные правила ведения бизнеса?

— Бизнесу нелегко научиться, здесь надо иметь чутье, в какой-то степени интуитивно понимать, когда выгодно покупать, когда выгодно продавать. Своей интуиции я доверяю. Компания развивалась активно, наверное, еще и потому, что ниша на тот момент была еще более-менее свободна.

Какое у меня правило? Считаю, что в первую очередь дела надо вести честно и не терять достоинство. Мои менеджеры говорят, что у нас самый счастливый главный бухгалтер, потому что ему не надо вести двойную бухгалтерию.

Надо постоянно развиваться, зарабатывать, и тогда «деньги пойдут к деньгам». При этом я никогда не стремился к безумным прибылям, вроде тех, когда на каждый вложенный рубль хотят получить два. Считаю, что прирост в 5% — очень хороший, 40% — пугающий, поскольку не всегда поддается объяснению, за счет чего достигнут.

И еще. Нельзя бездумно тратить, особенно деньги, взятые в долг. Кредитование нужно, но без риска: когда беру займ, всегда знаю, где возьму деньги на его возврат, если что-то пойдет не так. Считаю, надо иметь бизнес-планы с реальным прогнозом доходной части. Тогда сможешь безболезненно выплачивать долги. Финансового образования у меня нет, может быть, поэтому предпочитаю вести дела спокойно и не рисковать ни своими, ни чужими деньгами.

  • Что требуете от персонала, как поощряете его?

— Люди решают все. Основной упор делаю на квалификацию и целеустремленность. Ну и контроль нужен. Я на работу до сих пор хожу каждый день. Бизнес требует постоянного присутствия. Не потому, что не доверяю сотрудникам. В нашем деле очень важно, чтобы все соблюдали введенные на предприятии стандарты и должностные инструкции, ничего нового не придумывая. От этого зависит качество обслуживания. Ведь ежедневно через наш сервис проходят в среднем по 150 машин, и их владельцы – это люди, которые купили, скажем, «Солярис» за 400 тысяч рублей или «Майбах» за 30 миллионов.

И еще у нас обязательно уважение друг к другу, неважно, уборщица это или менеджер. Люди дорожат работой в «Олимпе». Все получают достаточно высокие зарплаты, имеют различные льготы, у нас хорошая столовая. Есть команда, которая со мной с первых дней. Да и остальные в основном работают больше 10 лет. Убежден, что коллектив должен жить интересами предприятия. Поэтому провожу 2 вида совещаний: для руководства и с присутствием сотрудников отделов.

  • В 1998 году, на пике продаж, «Аксель-Моторс» отказывается от статуса дилера «Вольво» в пользу «БМВ». Что заставило Вас принять такое решение?

— Меня перестало устраивать отношение к нашей компании руководства «Вольво Кар Россия». В это время поступило выгодное предложение от «БМВ» и мы его приняли. Конечно, вначале немного потеряли в прибыли, зато сохранили достоинство. И уже через полгода «Аксель-Моторс» стал одним из лучших дилеров «БМВ».

  • Как добились того, что кризис 1998 года не затормозил развитие, а в 1999 году «Аксель-Моторс» удвоил продажи?

Автосалон Олимп— Этот год не показался нам кризисным, потому что компания всегда жила по средствам. Была такая ситуация. У одного банка, видимо, сдали нервы — от нас потребовали незамедлительно вернуть $300 тыс. кредита, тогда как у нас было выставлено на продажу автомобилей примерно на полтора миллиона. Естественно, кредит мы вернули, но больше с этим банком я не работаю.

Этот год, на мой взгляд, был даже полезным для бизнеса в целом. Он выявил истинное финансовое положение многих компаний, показал их позиции на рынке, стало понятно, с кем можно сотрудничать, а с кем нет.

В 2000 году открыли очередное предприятие, затем еще по одному в 2002 и 2003 годах. Возможно, кризис нас не задел, потому что я стараюсь оценивать ситуацию не по свершившемуся факту, а заглядывая вперед.

Если говорить о событиях 2008 года, к ним мы подошли с единственным предприятием – «Олимпом», распродав за 2 предкризисных года все остальные компании. Это были «Ауди», «Аксель кар», «Лексус», «Тойота», «Пежо», «Автопрайм» и «Аксель моторс». Я принял такое решение, несмотря на то, что аналитики предрекали увеличение продаж в России к 2012 году до 5 миллионов автомобилей в год. Как оказалось впоследствии, я не ошибся, поскольку тогда удалось получить максимально высокую цену, не достижимую впоследствии, а продажи в будущем упали вдвое. Меня часто спрашивают, не жалко ли было продавать? Нет, это же не родной дом, к которому привязан. К бизнесу я отношусь спокойно – его завтра можно создать заново.

  • В чем особенности автодилерского рынка в России? Нет ощущения, что грядет его передел?

— Думаю, передела рынка не будет. Все ниши здесь заняты достаточно прочно. Особенности же его в том, что производители предъявляют к нам завышенные требования, отличные от условий, которые ставят западным компаниям, требуют больших инвестиций в создание новых центров. Свежий пример: компания-производитель  выдвинула условие для заключения дилерского договора — строительство автоцентра площадью 19 тыс. кв. м., которое обойдется в 35 млн евро! На это можно сказать только одно: «Безумству храбрых поем мы песню!». Иногда поступают предложения, которые представителю в голову не пришло бы высказать западным дилерам. После того, как один китайский импортер (с мировым именем!) выразил желание получить от «Олимпа» финансовую помощь, пришлось с ним расстаться.

  • По какому принципу выбираете бренды?

Мерседес-Бенц— Сейчас группа компаний «Олимп» — официальный дилер «Мерседес» и «Порше». Бесспорно, в премиум классе «Мерседес» – бренд ?1 по всем показателям. Но очень интересен и «Порше». Я люблю машины, отличающиеся от других своим дизайном. «Порше» на улице не перепутаешь ни с какой другой маркой. И, конечно, он надежен, в этом в его классе ему нет равных. По объему нашего рынка «Порше» пока занимает небольшую долю. Это связано с тем, что производитель делал упор на выпуск спортивных моделей, не подходящих России. В 2009 году вышла «Панамера», в мае 2010 года — «Каен». В 2013 году ожидается «Макан». Сейчас идет активная разработка новой модели —  пятидверного купе, которое своими размерами будет сравнимо с «Ауди A5 Спортбэк». В этом году стартуют продажи полностью нового поколения Porsche 911 и Boxster. По цене они практически не отличаются от других брендов премиум-класса. Уверен, они будут востребованы нашими автомобилистами, я не боюсь инвестировать в сотрудничество с «Порше».

  • Говорят, бывших летчиков небо зовет всю жизнь. А Вас тянет летать?

— Я счастливый человек. Всю жизнь делаю то, что мне нравится. Поступил в единственное в то время вертолетное училище в СССР, преодолев большой конкурс, потому что хотел летать. В воздухе провел 6,5 тыс. часов, это очень много. Но тогда это была моя профессия и я зарабатывал деньги. Теперь тоже могу взять штурвал, но только, если возникнет необходимость, потому что полеты – это пройденный жизненный этап. Сейчас я считаю себя скорее водителем. Причем, довольно дисциплинированным, превышающим скорость в разумных пределах. Больше, чем на 120 км/час на российских дорогах не разгоняюсь, хотя класс моего автомобиля позволяет большее.

  • Вы счастливый отец?

— Да, о детях могу говорить долго. Дочь Вика – оперная певица. Ей 23 года, но уже в 20 лет она победила в своей возрастной группе на престижном международном конкурсе оперных исполнителей «Ferruccio Tagliavini» в Австрии и была признана  лучшим сопрано всего конкурса.

Сын работает генеральным директором нашей компании «Порше». Учился за границей. Закончил «European Business School» в Лондоне, факультет международного менеджмента и маркетинга.  Недавно он захотел управлять яхтой, 4 месяца учился в Кейптауне. Прошел весь путь матроса и в конце получил диплом.

  • Если заглянуть вперед, как прогнозируете развитие бизнеса?

— На сегодняшний день «Олимп» работает на полную мощность. Мы очень довольны продажами Мерседес-Бенц и Хендай.

Я приобрел в собственность участок земли площадью 6 га на углу Дунайского проспекта и Пулковского шоссе. Сейчас там осуществляется проект по строительству  многофункционального культурно-досугового центра, где будут размещены два автовыставочных комплекса для Мерседеса и Порше, гостиница, ресторан, спортивный клуб, бизнес-центры с выставочными галереями, крытый теннисный корт, крытая площадка для гольфа.

Мы хотим привлечь в этот комплекс творческих людей — художников, галеристов, создать благоприятную атмосферу для их работы, поэтому арендная ставка для них будет на 30% ниже, чем в помещениях для бизнеса.

Вообще, мы хотим, чтобы этот комплекс стал местом, куда люди могут приходить целыми семьями, с детьми. Хотим, чтобы каждый там нашел что-то для себя – кто-то придет позаниматься спортом, поиграть в теннис, гольф, кто-то вкусно поесть, кто-то придет в выставочные галереи. Строительство идет полным ходом, мы вкладываем в него собственные средства и ищем соинвесторов.

 Беседовала Галина Несвит

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X