Connect with us

Журнал «Управление Бизнесом» №31

Лев Додин. Человек театра

Опубликован

в

Лев Додин

  Лев Додин, руководитель Малого драматического театра – Театра Европы, прославленный русский режиссер  был и остается человеком театра. О театре мы с ним и говорили.

Ваш театр третьим после парижского «Одеона» и миланского «Пикколо» получил звание Театра Европы. Этот почет, эта слава тяжелы для вас или нет?

– Они тяжелы, когда ты про них думаешь. А ни мне, ни театру думать о них некогда. Нет, слава – это неплохо. Когда говорят, что все равно, известен ты или нет, – в этом есть лукавство. Слава, или скажем мягче – известность, приятна, но ничего не определяет. Можно называться как угодно: Театром Европы, Академическим, но если у тебя сегодня не получился спектакль, то, во-первых, тебе все равно, как ты называешься, а во-вторых, и всем другим все равно. И потом, изнутри театра не очень-то славу ощущаешь.

Вот этот кабинет: из ста случаев – один, когда сюда приходят, чтобы сказать что-то приятное. В основном идут, когда что-то случилось. Если меня просят о встрече, я сразу понимаю, что ничего хорошего меня не ждет. И даже когда успокаивают: «Ничего плохого, Лев Абрамович, ничего плохого», все равно не успокаиваюсь. Потому что, если человек хочет сказать мне: «У меня все хорошо!», зачем для этого в мой кабинет приходить?

 Зеркало, полное восхищения

– Первым вашим театральным учителем был создатель Театра юношеского творчества при Дворце пионеров Матвей Дубровин…

 – Это была решающая встреча в моей судьбе. Встреча с фантастическим человеком, человеком из другого мира, другой культуры, другого миросозерцания. Учителем. Учителем в библейском смысле этого слова. Ребе, мудрец, – вот кто был Матвей Дубровин, верный ученик Мейерхольда.

Я пришел в ТЮТ в первый год его существования, мне тогда было 12. Провел в нем шесть лет, но мне кажется (да так оно и есть), что это был огромный кусок жизни. Он многое во мне определил.

Чувство ритма, если оно у меня есть, вложено в меня Матвеем Дубровиным. В театре детской самодеятельности он делал довольно революционные вещи для того, послесталинского, времени. Уже потом мне стало понятно, что театр для него был формой игры для общения. Он же понимал, что никаких великих театральных открытий с нами не сделает. Самым интересным и для него и для нас было разговаривать – не только о театре, но о жизни. Беседы длились часами. Мы его спрашивали, а он отвечал на самые разные вопросы – от «Что такое Родина?» до «Надо ли здороваться с человеком, если ты видишь его второй раз за день?». И все его ответы я запомнил.

 – Что же такое Родина? С чего она начинается?

– Мы сидели в комнате Аничкова дворца, Дворца пионеров, а там ведь много старой, еще царских времен мебели. Матвей Григорьевич – за столиком из красного дерева. И вдруг он стал рассказывать нам про павловский ампир, как он возникал, какие были краснодеревщики, объяснил, что этот столик и есть павловский ампир. А потом потрогал столешницу и сказал: «А вот тут видите – кто-то папиросу затушил. Не любит Родину». Я навсегда это запомнил…

Театр тогда стал для меня местом, где интереснее всего жить. Я даже стал хуже учиться, поздно приходил домой, потому что мы никак не могли расстаться. Мальчики-девочки долго стоят на углу Фонтанки и Невского, что-то обсуждают, иногда поют…

Еще очень важно: не знаю, сознательно или бессознательно, но Дубровин внушил мне отвращение к «профессиональному театру». Ко всему, что связано с этим понятием – театр как работа ради денег или ради успеха. И не только: все, что имеют в виду, когда говорят о театре как о месте склок, интриг, сражения примадонн и премьеров, – такой театр я презираю.

– Расскажите о вашем втором учителе, Борисе Зоне. Чем он был похож на Дубровина, чем отличался?

– Зон фанатично преклонялся перед профессией. Сделать что-то неточно, сказать не тот текст, перепутать – это было для него преступлением. Вот это соединение дубровинского презрения к «профессии» с зоновским ощущением профессии как чего-то великого и недостижимого на меня, конечно, тоже оказало влияние.

К быту и духу профессионального театра Зон относился так же презрительно, как и Дубровин. У него был долгий опыт общения с самыми дурными сторонами этого театра, проявившимися (как вообще проявлялось тогда все дурное) в годы сталинского террора. Дважды Зона предавали ученики – по большому счету предавали. Сначала он потерял Новый ТЮЗ, который фактически создал, а в 1951-м его выгнали из Театрального института.

Такой опыт не проходит даром. По-моему, с тех пор он а priori не ждал от учеников ничего человечески хорошего.

И при этом он был фанатическим учителем профессии. Обо всем остальном почти не говорил, был достаточно закрытым человеком. Лишь однажды, помню, пришел к нам, как всегда, одетый с иголочки, щеголь, красавец, человек театра, в кармане пиджака белый платок уголком, достал из этого кармана вырезку из газеты «Правда» и прочел стихотворение Евтушенко «Наследники Сталина»: «Им, бывшим когда-то опорами, не нравится время, в котором пусты лагеря, а залы, где люди поэзию слушают, переполнены…» У него слезы были на глазах. Он никак это не прокомментировал. Просто сказал: «Вот я и дожил до того, что такие стихи появились в «Правде»»…

Зон, начинавший как ярый «формалист», уже будучи главным режиссером Нового ТЮЗа, молодого, авангардистского театра, прочитал ходившую тогда в рукописи книгу Станиславского «Работа актера…». И был потрясен. Поехал в Москву к Станиславскому, сумел пробиться к Константину Сергеевичу. А Станиславский в советское время (об этом мало пишут) был очень осторожен в общении, во всех новых людях видел агентов НКВД – слишком многие из окружения Константина Сергеевича погибли, исчезли. Зон сумел как-то обаять Станиславского, тот разрешил ему бывать на уроках своей последней студии. И каждую неделю руководитель популярного в Ленинграде театра в четверг садился в «Красную стрелу», в пятницу приезжал в Москву и пятницу, субботу и воскресенье учился у Константина Сергеевича. Стал истовым, до мозга костей, последователем системы Станиславского. Когда много лет спустя я увидел кинохронику со Станиславским, даже вздрогнул: я видел этого человека, был с ним знаком. А потом понял: Борис Вульфович Зон. Его жесты, его манера. Эта привычка очки поправлять, брюки подтягивать. Не подражание, нет – зеркало, полное восхищения.

Начало работы

 – Вы работали у двух, наверное, гениев театра – Корогодского и Товстоногова. Чем разнились эти режиссеры?

– Мне кажется, со словом «гений» надо обращаться осторожно. Гений – человек, который изобрел что-то абсолютно новое. Станиславский – гений. Он, по сути, создал новый театр. Когда я начал работать в опере, то попал в театр «до-системы-Станиславского» и понял, какие открытия совершил К. С. Скажем, работаю с дуэтом. Подхожу к певице, замечательной актрисе, начинаю объяснять ей роль, а ее партнерша при этом отходит в сторону. Я терпел, терпел – все же Зальцбург, певицы мирового класса. Наконец взорвался: «Карита, почему ты все время отходишь в сторону? Это же дуэт, все, что я скажу Деборе, и тебя касается». Она удивилась: «Лев, прости, не знала, что могу присутствовать. Это же ее секреты». И тогда я понял, что Константин Сергеевич изобрел в современном театре все, что артисту театра «до-системы-Станиславского» совершенно непонятно: как это – «работать с партнером»? Он одну партию ведет, я – другую, у него одни «секреты» («штампы»), у меня – другие…

Вот К. С. – гений. А Зиновий Яковлевич Корогодский и Георгий Александрович Товстоногов были замечательными, выдающимися режиссерами. И очень разными. Товстоногов был истовым профессионалом. А Корогодский верил в одухотворенную игру. Есть рукописи Пушкина – с рисунками, разными вариантами, зачеркиваниями. Так вот, театральное искусство Корогодского – это, скорее, такие рукописи, поток вдохновенной импровизации. А театральное искусство Товстоногова – стихи Пушкина, напечатанные в академическом собрании. И одно другого не хуже, как вы понимаете.

– Вы работали у Корогодского в ТЮЗе над веселыми, импровизационными спектаклями – «Наш цирк», «Наш, только наш»…

– Еще «Наш Чуковский»… Это был не просто импровизационный, это был сочинительский театр. Мы все сочиняли с нуля. Довольно безответственно, если можно так выразиться, что приходило в голову, то и сочиняли. Театр без драматургии. Чистый театр. Действо. Театральность на ощупь. И потом компанейские дела: все вместе – артисты, режиссер, его ассистенты. На афишах всегда было написано: «Постановка: З. Я. Корогодский, с ним были заодно Лев Додин и Вениамин Фильштинский» (мой друг с раннего детства, кстати). Вот эта формулировка «с ним были заодно» о многом говорит.

Когда мы делали «Наш цирк» – сочиняли цирковые номера, фантазировали, что такое поэзия цирка, то так нафантазировали, что когда спустя много лет меня пригласили на юбилей цирка, попросили что-то сказать – все вдруг такое бедное, убогое впечатление на меня произвело. Но прошло время, и ко мне вернулось ощущение волшебства цирка. Правда, и цирк тоже вырос и достиг мощных вершин. Я был на юбилее Александра Калягина – здорово придумано, концерт из цирковых суперномеров со всего мира. Это было фантастично. Я подумал: как стыдно за нашу актерскую профессию. У цирковых каждый миллиметр тела играет и имеет значение. А мы? Иной раз на метр ошибаемся – и ничего.

 Высший род искусства

 – Генрих фон Клейст в эссе «О театре марионеток» написал, что идеальный артист – марионетка, кукла, послушная воле режиссера. Вы с этим согласны?

 – Гордон Крэг, великий режиссер, хотя больше теоретик, чем практик, тоже писал «артист – сверхмарионетка». Это вызвало возмущение советских театральных деятелей. А мне кажется, неправильно понимается смысл этой метафоры. Что такое марионетка? Здесь же не просто слепое подчинение – здесь сверхчувствительность, сверхреактивность. Дернулся палец у режиссера, у драматурга – и с марионеткой что-то произошло. Это синоним не бесчувственной, тупо покорной деревяшки, а отзывчивости и ВСЕ-возможности, которая равна ВСЕ-силию. Вот она на веревочке, на ниточке у тебя в руках – и все может сделать.

Но, к сожалению, часто не веревочка, а корабельный канат необходим, чтобы крепко стоящий на ногах артист хоть на что-то отреагировал. Драматург дергает – ничего, режиссер дергает – почти ничего…

 – Публика дергает – и тогда хоть что-то?

– Да, публика может дернуть. Но она всегда дергает «не туда». Публика мне кажется помехой, очень мучаюсь, когда сижу на спектаклях. Мне неприятно неточное, а иногда и просто неправильное восприятие. Вообще, зрителей всегда слишком много. Мне интереснее, когда публики нет. Когда мы (артисты и режиссер) во время репетиций что-то постигаем для себя. Я понимаю: артисту все равно хочется как можно скорее выйти к зрителю, сыграть, услышать аплодисменты, но я все время пытаюсь если не убедить, то хотя бы сделать вид, что убедил артистов: это для нас не так важно. Для нас важнее другое. Станиславский когда-то говорил, что есть два рода театра: театр-спектакль и театр-репетиция. В одном случае важен вечер, когда спектакль, в другом – утро и день, когда репетиция. Есть такое понятие: «волнение не по существу». Вот волнение актера, играющего короля, по поводу того, что у него отняли трон, – по существу, а волнение по поводу того, поймет ли его зритель, – не по существу. И как соразмерить, соотнести одно с другим – большая проблема.

– У вас артисты довольно хорошо физически, чтобы не сказать акробатически, подготовлены: с колосников на тросе спускаются, плавают и прочее… просто цирковой уровень. Должен ли театр приближаться к аттракциону?

– Театр – высший род искусства. В нем соединяется все: живопись, пространственная композиция, скульптурность, музыка (не только из-за музыки, звучащей в спектакле, но и потому что сам спектакль, если он хорош, тоже своего рода музыка), литература, сюжет, фабула и собственно драматическое искусство, то есть нерв и дрожь живого человеческого сердца. Поэтому мне кажется, что главный инструмент театрального искусства – артист – должен владеть инструментарием всех искусств. На своих режиссерском и актерском курсах в Театральной академии я ввел в программу целый ряд новых дисциплин: «Основы пространственной композиции», «Основы литературной композиции», «Основы музыкальной композиции».

Художник Эдуард Кочергин рассказывает будущим артистам и режиссерам, что такое масштаб, что такое ритм в живописи. Он написал об этом потрясающую книгу, которую собирается издать «Вита Нова». Он писал эту книгу как художник, а мне кажется, что она для режиссеров, артистов, потому что артист должен понимать, что его местоположение в пространстве – не его личное дело.

Мне стоило некоторых сил пробить часы на акробатику. Даже урок танца на актерском факультете был всего два раза в неделю по полтора часа. Я добился, чтобы урок танца был ежедневным. Потому что, если хочешь чем-то овладеть, ты должен заниматься этим каждый день. Если ты артист, то должен научиться и ноты читать. К концу четвертого курса наши студенты читают ноты.

Мне удалось собрать компанию замечательных педагогов: восхитительный Юрий Васильков – танец, сумасшедший энтузиаст Евгений Давыдов – оркестр, блистательный преподаватель хорового пения и сольфеджио Михаил Александров. У нас работает фантастический преподаватель, мой заместитель по театру, помощник, соратник, мы сорок лет уже вместе, – Валерий Галендеев, завкафедрой сценической речи Театральной академии. Он добивается того, чего никто не может добиться: идеального, но живого слова.

И все это не только для того, чтобы артист хорошо говорил, танцевал и пел. Дело в другом: тело натренировано, тело отзывчиво. Жест не надо ставить – если правильное чувство возникает у правильно натренированного тела, то жест возникает сам, психологически обусловленный и свободный.

Гете замечательно сказал: «Если бы сцена была шириной с цирковую проволоку, нашлось бы гораздо меньше желающих ходить по сцене».

Если тело артиста в спектакле сработало не так, это ведь то же самое, что свалиться с проволоки. Только ни мы, ни зрители этого не замечаем: сцена широка, зритель далек и не слишком внимателен. Смысл того, что я делаю, давно уже лежит на опилках разбитым вдребезги, а «я-артист» безо всякого этого смысла продолжаю быть успешен и счастлив.

Раньше существовало театральное понятие «провал», «провалился», но, мне кажется, это понятие с середины советского времени пропало. Вы хоть раз читали в сегодняшних театральных рецензиях: «спектакль провалился», «режиссер провалился»? Я ни разу не читал. Всегда найдется кто-нибудь, кто поймет и объяснит самую «экспериментальную» или самую неудачную постановку. Всегда найдется кто-то, кому понравится тот или иной спектакль, – больше, меньше, но найдется.

Что касается приближения театра к аттракциону – это другой вопрос. Театр вообще-то сам по себе аттракцион. А что это, если не аттракцион: возникновение из ничего какой-то иной живой жизни – сейчас, на один момент? Другой жизни, другой! Сколько бы ни говорили о реализме, русской психологической школе – все это надуманно и придумано, не надо обманывать себя терминологией: на сцене возникает ДРУГАЯ жизнь.

Как в живописи: у передвижников другая жизнь возникает за одним образом, у импрессионистов – за другим, у Пикассо – за иным. И если это настоящий художник, ты чувствуешь дрожь иной материи. Только в живописи это остается, а в театре появляется и тут же исчезает. Значит – тем более аттракцион, фокус. И чем фокус эффектнее, тем он интереснее. Важно правильное соотношение.

Вот вам аттракцион: ни одной мизансцены в спектакле – у нас есть такой. Сидят на сцене три человека и только поворачиваются в креслах. Помимо всего в публике зреет некое ожидание: встанут актеры с кресел когда-нибудь или нет? Встанут или нет? Что это, как не аттракцион?

Мне очень нравится эйзенштейновский термин «монтаж аттракционов». Конечно, чем больше придумано, тем интереснее. Только надо определить: имеет этот аттракцион смысл или нет? А определить это очень трудно. Особенно изнутри.

 Смысл театра

– Я не знаю второго такого спектакля, как ваша инсценировка «Бесов» Достоевского, которая длится восемь часов. Что должно произойти со зрителем, который вот так прожил целый день в театре?

 – Давно, в юности, я мечтал, чтобы зрителя инфаркт хватил во время моего спектакля. Это, конечно, юношеский максимализм – теперь я гораздо гуманнее отношусь к зрителям. Но до сих пор считаю: единственное, что имеет смысл в театре, это – потрясение, которое, конечно, меняет человека. Другое дело, что когда-то мне казалось, может изменить на всю жизнь. Сегодня я гораздо более пессимистичен. Не могу сказать, что примирился с этим, но пытаюсь поверить, что жизнь бывает сильнее и страшнее искусства.

И все-таки даже если человек на секунду испытывает неведомое для себя чувство, обнаруживает неведомую для себя мысль или понимает, что прожить восемь часов с Достоевским – невероятное приключение, на которое он, оказывается, способен, то в нем что-то пусть на микрон, на чуть-чуть, но меняется. Многие – даже театральные люди, знакомые, приходили на «Бесов» со словами «ой, у меня на три часа номерок к зубному» или «я улетаю в четыре, поэтому начало посмотрю, а оставшиеся части уже в другой раз…». Потом вижу их в зале и после трех, и после четырех часов: самолет почему-то отменился, зубная боль стихла…

Люди очень боятся собственных скрытых возможностей, физических и духовных. Боятся сделать лишнее усилие. Для чего театр, как не для того, чтобы что-то менять, обнаруживать в себе новое, неожиданное? Даже новое умение. Знаете анекдот: «Вы играете на скрипке?» – «Не знаю, не пробовал…»? У нас в «Пьесе без названия» артисту нужно было играть на скрипке. Он два года «пробовал» и потом еще 15 лет играл на скрипке в спектакле. Представляете: к тридцати или сорока годам человек вдруг обнаруживает, что может играть на скрипке!

У нас ведь от детства к взрослости атрофируется огромное количество неиспользованных возможностей. Театр, мне кажется, может эти возможности открывать – и у артиста, и у зрителя. Но мне кажется, что театр чувствует себя слишком зависимым от зрителя. И с каждым годом все больше. Коммерциализация, ничего не поделаешь. Эта зависимость очень унижает театр.

Театр все время думает про публику. А театр должен уважать себя. Я, артист, уважаю себя, занимаюсь тем, что мне интересно. И я убежден, что на зрителя это производит впечатление. Это чем же он, артист, так занят, что ему не до меня, зрителя? Я же билеты купил! А артист занимается чем-то своим, ему интересным. Почему он так независим? Это ведь интересно. И вот уже зритель зависим от театра.

– Вы упомянули одну важную особенность театрального искусства – оно недолговечно. Бехтерев был великим Верховенским в «Бесах», а остался этот артист в «Небывальщине» Сергея Овчарова, «Чеховских мотивах» Киры Муратовой. Возможно ли зафиксировать спектакль? Вы сами пытались или пытаетесь это делать?

– Долгие годы я был абсолютным противником фиксации спектаклей. Всегда был убежден, да и сейчас знаю, что главное в театре – то, что здесь и сейчас на моих глазах возникает и исчезает, я присутствую при том, чего больше никогда не будет. Но теперь я опять стал… не знаю, как сказать – глупее, мудрее, и согласился с тем, что должно что-то сохраниться. Мы снимаем свои спектакли, но это скорее исторический документ. Главное, утешаю я себя, что от артиста, от спектакля что-то остается в воздухе, в атмосфере. Станиславский книгами своими, может быть, менее интересен, чем тем, что он передал, скажем, Зону. А Зон – нам. Не словами передал, а жестами, интонацией, поведением. Театр так и продолжается во времени – от дыхания к дыханию.

 Публика

– Что вы скажете о современной театральной публике?

– У нас очень много молодых зрителей, и, к счастью, даже на самых сложных наших спектаклях. Может быть, большая часть этих зрителей и не читала Чехова или Шекспира. Имел случай убедиться в этом, когда Лопахин говорит: «Я купил!», а сидящий передо мной зритель восклицает: «Ну, я же так и знал!» Но эта аудитория способна взволноваться. Понять, почувствовать.

– С другой стороны, можно и порадоваться: появились зрители, которые смотрят «Гамлета» и «Вишневый сад» так же, как самые первые зрители этих шедевров. Им в каком-то смысле даже интереснее, чем тем, кто знает: Гамлет погибнет, а Лопахин купит вишневый сад…

– Да. Это верно. Неожиданно, но верно, потому что их восприятие гораздо тоньше и отзывчивее, чем восприятие знатока. Значит, Чехов и в них существует. Они могут об этом и не знать, но это в них есть. В том-то и беда большого искусства, что многие о нем просто не знают. Вернее так: не знают, что большое искусство, или попытка его сделать, – это может быть для них важно и интересно. Когда мы бываем на гастролях, то я всех, с кем сталкиваюсь в бытовой жизни – горничную в отеле, таксиста, официанта в ресторане, – приглашаю на наши спектакли. На Западе это вызывает удивление, потому что там люди этого социального слоя не охвачены, скажем так, современным театральным искусством, да и не особенно жаждут быть им охваченными. Но когда они понимают, что это бесплатно, invitation, – срабатывает. Потому что не пойти в театр бесплатно – как-то совсем уж глупо. Однажды в Америке я пригласил молодого продавца магазина на спектакль «Братья и сестры». Он пришел с мамой. А через два дня они вдвоем приехали к нам в гостиницу, попросили встретиться – мы пили чай, разговаривали. Оказалось, они первый раз в жизни были в драматическом театре. И даже не подозревали, что это может в них так отозваться. Так что я не согласен с определением «плохой зритель».

 Кино и телевидение

– Вам никогда не хотелось снять фильм? Возможно, телевизионный… Или это совершенно далекая для вас область?

– Честно говоря, не хотелось. Хотя были маленькие опыты: первый свой дипломный спектакль я поставил на телевидении. Но как-то не пошел этот опыт мне впрок. Все мои телепостановки запрещались. Меня вышибали с треском, запрещали вообще пускать в телестудию. Я снимал «не то» с точки зрения начальства.

Конечно, я люблю кино. Правда, не современное. То ли я слишком взрослый, то ли еще что-то, но к сегодняшнему кино я равнодушен, хотя и бываю восхищен Ханеке, Альмодоваром, фон Триером. Феллини, Висконти, Бергман и Вайда в той же мере мои учителя, как Анатолий Эфрос или Питер Брук. Помню наизусть многие фильмы и не раз уже перечитал собрание сочинений Эйзенштейна.

Но самому заниматься кино мне неинтересно. Во-первых, я этому не учился. Во-вторых, в кино слишком много значит производство. Мне это скучно. Полдня ждать солнца или когда камера передвинется… да не хочу я ждать. Только что-то начало завязываться, складываться – вдруг солнце ушло, или с камерой что-то, или экспонометр затерялся… Я пробовал пару раз, не получалось. Хотя были какие-то идеи. В свое время очень хотелось снять «Палату № 6» со Смоктуновским и Олегом Борисовым. Смоктуновский – Рагин, конечно, а Громов, безумец, открывающий психиатру истину жизни, – Борисов.

Но в те времена «Палата № 6» в кино, да еще с такими артистами, была просто невозможна.

 89835_c

Прошлое и настоящее

– Не секрет, что антиевропейская кампания в России набирает некоторые обороты. Не мешает ли это работать и жить Театру Европы?

– «Некоторые обороты» – слишком мягко сказано. Я пережил в жизни такое количество кампаний, что еще одна меня не особенно пугает. В детстве застал и очень хорошо запомнил борьбу с космополитизмом. В 1949-м мне было пять лет, папа геолог, работал во ВСЕГЕИ, и каждый день там шли открытые партийные собрания, с которых кого-то забирали. Буквально – арестовывали. Так забрали учителя моего отца, великого геолога, академика Эдельштейна, ему было тогда 82 года. Мы жили за городом, на даче в Токсово. Помню, как с мамой приходили на станцию и ждали отца. Одна электричка пришла – отца нет, другая – нет. Случалось, что и на последнем поезде папа не приезжал. Тогда шли на станцию утром, встречать его к самому раннему поезду… Наверное, я плохо понимал все подробности происходящего. Хотя мне кажется, что в пять лет человек уже понимает многое. Страх за отца я помню хорошо.

Прекрасно помню и все карикатуры на дядю Сэма в советских газетах. Как говорит Фирс в «Вишневом саде», «живу давно», ну вот и дожил до нового витка спирали. Если все повторяется, как в дурном сне, значит, когда-то и это закончится? Маркс очень эффектно сказал, что история повторяется дважды: в первый раз как трагедия, а потом как фарс. Не уверен, что в этом он был прав. Иногда трагедия повторяется как еще большая трагедия, а иногда история сначала демонстрирует фарс, а уж потом начинается трагедия.

Что касается вопроса, мешает или нет антиевропейская кампания: пока это не приводит к оргвыводам, не мешает, потому что и до перестройки, и сейчас мы занимались и занимаемся одним и тем же. В перестройку, когда театр стали выпускать за границу, нас спрашивали: «А как вы перестраиваетесь?» Я отвечал: «Никак мы не перестраиваемся. Как жили и работали, так и живем и работаем…» И сегодня так же живем и работаем.

Эдуард Кочергин сказал, что современный русский театр переживает кризис, отодвигается на периферию культурной жизни страны…

 – Я бы сказал так: культурная жизнь страны отодвигается на периферию, ее становится все меньше. А вместе с ней на периферию отодвигается и театр. Единственное, что могу сказать, не знаю, в утешение или наоборот, – это общемировой, во всяком случае, общеевропейский процесс. Уход от каких-то культурных кодов, основ общегуманитарной культуры. Возможно, звучит как нытье не слишком юного человека, но это на самом деле происходит.

Понимаю, что есть много нового. С уважением отношусь к компьютерам, интернету. Как-то на обсуждении говорил о музыке, которую хорошо бы найти для спектакля. Вдруг смотрю: Лиза Боярская начинает отвлекаться на мобильный телефон. И только хочу возмутиться, как она: «Вот эта музыка. Бетховен, «Афинские развалины»». Я был потрясен. Привык, что надо долго искать в нотной библиотеке, фонотеке, а тут вдруг раз – и уже нашла.

Молодые знают много такого, чего я не знаю, в том числе совершенно незнакомых мне слов. Иногда читаю какую-нибудь статью и не понимаю. Причем журналисты частенько не знают значения тех эффектных слов, которые употребляют лихо, но часто не к месту. Это тоже о потере культурных кодов, исчезновении культурных слоев.

Жизнь – она ведь платформа на платформе, пласт на пласте, как геологические слои. И вдруг слои исчезают. Спроси сегодня в Италии молодого студента, который учится на режиссера, кто такой Стреллер, он пожмет плечами, в лучшем случае ответит: «Ну, какой-то режиссер. Немецкий, наверное». Питер Брук еще жив, ему 90 лет, но для большинства молодых людей, даже в Англии, он не существует. Ну не хотят молодые помнить предыдущих авторитетов…

Когда мы только начинали ездить в Европу, то почти всегда на спектаклях бывали премьер-министры, министры иностранных дел и всегда – министры культуры. Не по соображениям этикета, нет – им просто было интересно ходить в театр. Не только в русский, а вообще в театр. Сегодня, если министр культуры Франции приходит в Оперу Бастилии, – это событие…

Понимаю, что экспансия виртуальной культуры неостановима. Может быть, это приведет и к чему-то хорошему. Ведь всегда в самом неожиданном месте пробивается самый неожиданный источник. Чехов в 18 лет читал Ермоловой своего «Платонова», 200 с лишним страниц. Она не дослушала до конца и посоветовала автору заняться чем угодно, только не драматургией. Великая актриса и представить себе не могла, что у нее на глазах пытается пробиться на свет живой источник новой драматургии, новой литературы, нового времени.

Мне может многое не нравиться в работах современных молодых режиссеров, но если это новое появляется, значит, оно кому-то нужно.

 Лев Додин

Под занавес

– Давайте под занавес я спрошу: как вы вообще увлеклись театром?

– Наверное, это была случайность. Мне не удалось поступить в бассейн. Тогда на весь Ленинград их было два, и ни в один я не попал. Увидел, что идет набор в Театр юношеского творчества. И пошел.

Мне с детства нравилось играть с самим собой. Заниматься тем, что Станиславский назвал «играть в предлагаемые обстоятельства». Воображать себя графом Монте-Кристо. Наверное, все дети это любят. Просто у кого-то это угасает, а у кого-то, наоборот, вспыхивает.

– Театральная жизнь со времен Советского Союза изменилась в лучшую или худшую сторону, а может, вообще не изменилась?

– Еще как изменилась. Мы живем в другой стране, другом быте. Изменилась настолько, что даже не могу сказать, что в лучшую, а что в худшую сторону. Но если подумать, то все-таки в лучшую. Принято говорить, что было хорошо, потом все рухнуло и стало плохо. Но все ведь гораздо сложнее, запутаннее.

То, что мы называем «русской гуманистической культурой», последовательно разрушалось еще с 1917 года. Когда я пришел в театр, надо было правдиво играть неправду по системе Станиславского. Это постепенно убивало актерское искусство. Олег Борисов рассказывал мне про большого русского артиста Романова, которого многие считают лучшим исполнителем роли Феди Протасова. Так вот, Борисов говорил, что, когда они играли современные советские пьесы, а потом выходили на поклоны, Романов кланялся и бормотал: «Простите, простите меня».

Когда рухнула советская власть и распались жуткие административные скрепы, то оказалось, что и театральную культуру, сформированную в СССР, ничего не держит, потому что стойко лишь то, что держится изнутри, а то, что держится на скрепах, неизбежно падает вместе с ними.

Многое сегодня совсем не так, но мне в связи с этим всегда вспоминается шутка Эфроса про жизнь в СССР: «Куда вечером пойти? Ресторанов мало, да и дорого для режиссера, светских раутов нет, спектакли мне смотреть неинтересно, да и фильмы уже все посмотрел. Остается одно: идти в театр и репетировать».

Сегодня так много всего, что нужна огромная внутренняя потребность, чтобы прийти в театр и репетировать. Сейчас несравнимая с СССР мера свободы. Что ни говори, а это великое завоевание, и дай Бог, чтобы оно не исчезло. Не люблю крики: «Какое безобразие на той сцене творится, на этой». Любое безобразие в искусстве плодотворно – никому не известно, к чему оно приведет, но чаще всего оно приводит к чему-то очень не безобразному.

Никита Елисеев

Банки и Финансы

Банк, который всегда с тобой

Опубликован

в

Наталия Масарская

Наталия Масарская: интернет-банк сегодня является самой частой точкой контакта клиента с банком и отражает его уровень клиентоориентированности.

(далее…)

Продолжить чтение

Бизнес

Застолбить место: об организации бизнес-процессов

Опубликован

в

Давид Оболадзе

Давид Оболадзе: и в молочном, и в мясном животноводстве важен подход к самой системе построения бизнеса.

(далее…)

Продолжить чтение

Журнал «Управление Бизнесом» №31

Не сырьем единым: о высокотехнологичной продукции

Опубликован

в

Петр Фрадков

Петр Фрадков: будущее совершенно точно за несырьевым экспортом. Уверен, что нам под силу увеличить долю высокотехнологичной продукции.

(далее…)

Продолжить чтение

СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА

Последние фото

  • Виноделы могут остаться без льготного акциза

    Виноделы могут остаться без льготного акциза
    Чиновники считают, что он нарушает правило ВТО.
    Власти обсуждают возможность отмены льготного акциза. Как сообщает «Коммерсант.ru«, с 1 января 2016 года [...]

  • Петербург представит в Каннах опыт по саморегулированию в сфере рекламы

    Петербург представит в Каннах опыт по саморегулированию в сфере рекламы
    Официальная делегация Петербурга во главе с губернатором Георгием Полтавченко находится с визитом во Франции.
    В деловой программе визита – встреча с [...]

  • КППИ: индекс промышленного производства вырос на 103,3%

    КППИ: индекс промышленного производства вырос на 103,3%
    Больше всего рост, по данным комитета, наблюдается в производстве электрооборудования.
    Индекс промышленного производства (ИПП) по итогам января-мая 2018 года составил 103,3% [...]

  • Кроме НДС в ближайшее время ничего не повысят

    Кроме НДС в ближайшее время ничего не повысят
    Об этом заявил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.
    Рост налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20% Кудрин назвал «умеренным [...]

  • В Петербурге поделились секретами Голландской молочной долины

    В Петербурге поделились секретами Голландской молочной долины
    В работе российско-голландского семинара по молочному животноводству, состоявшегося 14 июня в Санкт-Петербурге, приняли участие представители хозяйств Ленинградской области, комитетов по [...]

  • Группа «Кронштадт» и ПАО «Ил» подписали меморандум о совместной работе в сфере транспортных беспилотных систем

    Группа «Кронштадт» и ПАО «Ил» подписали меморандум о совместной работе в сфере транспортных беспилотных систем
    Основная цель сотрудничества – научно-исследовательские разработки в области транспортных беспилотных авиационных систем (Т-БАС).

    Подписан меморандум о создании совместной рабочей группы ПАО [...]

  • Никита Семенов, вице-президент ГК “Тополь”, рассказал о зарубежных рынках в рамках проекта Best of Business Partners.

    Никита Семенов, вице-президент ГК “Тополь”, рассказал о зарубежных рынках в рамках проекта Best of Business Partners.
    Никита Семенов, вице-президент ГК “Тополь”, рассказал о зарубежных рынках в рамках проекта Best of Business Partners.
    В рамках проекта Best [...]

  • Запрет проверок малого и среднего бизнеса отменен

    Запрет проверок малого и среднего бизнеса отменен
    Соответствующий документ подписал глава МЧС России Евгений Зиничев.
    Приказ, который запрещает проверять противопожарное состояние объектов малого и среднего бизнеса, отменен. Как [...]

  • Половина машин Volvo будет работать на электричестве через семь лет

    Половина машин Volvo будет работать на электричестве через семь лет
    Компания активно вкладывает деньги в исследования и разработку новых технологий.
    Половина автомобилей Volvo станет полностью электрическими через семь лет, а 30% [...]

  • В Леноболасти будут производить быстровозводимые фермы

    В Леноболасти будут производить быстровозводимые фермы
    В Ленинградской области планируется к открытию производство модульных ферм для крестьянских хозяйств.
    Как сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти, проект [...]

  • ВТБ поддержал развитие группы «Тюменьагромаш»

    ВТБ поддержал развитие группы «Тюменьагромаш»
    ВТБ установил группе компаний «Тюменьагромаш» кредитный лимит в размере 800 млн рублей.
    В рамках лимита открыты две кредитные линии по [...]

  • Toshiba продает Sharp компьютерный бизнес

    Toshiba продает Sharp компьютерный бизнес
    Это очередная продажа активов компании, которая в последние годы уже рассталась с несколькими подразделениями.
    Японская корпорация Toshiba подписала соглашение о [...]

  • В преддверии чемпионата мира по футболу Центр контроля качества опубликовал список классифицированных отелей

    В преддверии чемпионата мира по футболу Центр контроля качества опубликовал список классифицированных отелей
    Наличие определенного количества звезд у отеля дает возможность быть требовательными с точки зрения защиты прав потребителей, когда предоставляемые гостиничные услуги [...]

  • У Петропавловской крепости пройдет VII Молодежный карьерный форум

    У Петропавловской крепости пройдет VII Молодежный карьерный форум
    Здесь в формате HR-битв, лекций, деловых и развлекательных игр, мастер-классов студентов и выпускников подготовят к реальной встрече с работодателем.
    Тысячи [...]

  • Топ-5 ошибок предпринимателей при масштабировании бизнеса

    Топ-5 ошибок предпринимателей при масштабировании бизнеса
    Организатор ежегодного Российского бизнес-форума «Атланты» выпустил tool-kit «Ключевые ошибки предпринимателей малых и средних компаний при масштабировании бизнеса».
    Tool-kit составлен на основе [...]

  • Своя интонация

    Своя интонация
    Александр Боровский: современное искусство должно или вынуждено быть протестным, критичным, что не всегда хорошо – вынужденность не очень подходит к [...]

  • Эффективности сотрудников

    Эффективности сотрудников
    Интерес к оценке эффективности деятельности сотрудников предприятий возник около ста лет назад. На сегодняшний день владельцем компаний доступны специальные системы, [...]

  • Меняющие город

    Меняющие город
    В Петербурге ежегодно открывается около 20 новых креативных кластеров, коворкингов и галерей. Сможет ли новый закон о поддержке организаторов креативных [...]

  • Испанские суда на берегах Seafood Expo Russia!

    Испанские суда на берегах Seafood Expo Russia!
    В 2018 году рыбная отрасль России выходит на новый уровень развития, учитывая глобальные изменения в выставочном пространстве, аналитических разработках и [...]

  • Seafood Expo Russia – площадка для обмена опытом и технологиями!

    Seafood Expo Russia – площадка для обмена опытом и технологиями!
    Рыбопереработчики Армении планируют провести ряд встреч по обмену профессиональным опытом и технологическими разработками на Seafood Expo Russia, которая пройдет 13-15 [...]

  • Рыбная отрасль всех стран объединяется на Seafood Expo Russia!

    Рыбная отрасль всех стран объединяется на Seafood Expo Russia!
    В рамках масштабного тура по продвижению Seafood Expo Russia в мире, организаторы Expo Solutions Group посетили Торговое представительство Российской Федерации [...]

  • В тарифы включают "закон Яровой"

    В тарифы включают "закон Яровой"
    Операторы связи в России начали повышать цены на 8-10%.
    «Закон Яровой», по которому операторы связи должны полгода хранить информацию, потребовал расходов, [...]

  • Подведены итоги премии АРХИWOOD-2018

    Подведены итоги премии АРХИWOOD-2018
    18 мая в Центральном доме художника в рамках выставки «АрхМосква» состоялась 9-ая торжественная церемония вручения премий АРХИWOOD.
    В состав жюри в [...]

  • Runko Group: лидеры лесопромышленного комплекса СЗФО увеличивают объемы производства

    Runko Group: лидеры лесопромышленного комплекса СЗФО увеличивают объемы производства
    Компания Runko Group работает на рынке более 20 лет, объединяет предприятия лесозаготовительного и лесоперерабатывающего комплекса. Ее деятельность включает три направления: [...]

  • На племенном аукционе в Энколово зафиксирован самый дорогой лот в истории  торгов

    На племенном аукционе в Энколово зафиксирован самый дорогой лот в истории торгов
    Мероприятие дает возможность покупателям увидеть и сравнить весь племенной молодняк области, а также приобрести животных для племенной работы в своих [...]

  • Лавры подождут

    Лавры подождут
    Александр Царев: остановиться в своем развитии – пожалуй, одна из главных опасностей для лидер.
    Одной из основных тем для обсуждения [...]

  • Переполох на сонном рынке

    Переполох на сонном рынке
    Традиционно устойчивый к внешним факторам, рынок элитного жилья перестал быть «вещью в себе» и ввязался в охватившую застройщиков гонку под [...]

  • Конференция малого бизнеса Ленинградской области «Кооперация и экспорт»

    Конференция малого бизнеса Ленинградской области «Кооперация и экспорт»
    Состоялось пленарное заседание конференции малого бизнеса Ленинградской области «Кооперация и экспорт. Какие возможности есть у малых?» .

    Как сообщили в пресс-службе [...]

  • Что важнее для эффективного бизнеса - образование или везение?

    Что важнее для эффективного бизнеса - образование или везение?
    Нужны ли академические знания, чтобы открыть собственный бизнес? Практика свидетельствует, что предприниматель может стать миллионером, не имея высшего образования. Вчерашние [...]

  • На ПМЭФ дан старт строительству инновационного ИТ-Технопарка в Крыму

    На ПМЭФ дан старт строительству инновационного ИТ-Технопарка в Крыму
    На площадке ПМЭФ 25 мая 2018 года подписали соглашение между Правительством Севастополя и группой компаний «ИТ-ГРАД» о сотрудничестве в сфере [...]

  • На ПМЭФ подписаны соглашения с союзами потребительской кооперации о поставках в Петербург экологически чистой продукции

    На ПМЭФ подписаны соглашения с союзами потребительской кооперации о поставках в Петербург экологически чистой продукции
    Документ закрепляет намерение союзов потребительской кооперации выйти на продовольственный рынок нашего города.
    На Петербургском международном экономическом форуме подписано соглашение о сотрудничестве [...]

  • 15 препятствий на пути к эффективной работе вашей команды

    15 препятствий на пути к эффективной работе вашей команды
    Инфографику предоставила Wrike — Управление Персоналом Проекта

  • Быть в игре

    Быть в игре
    Николай Белоусов: у креативных ярких ресторанных концепций всегда найдутся поклонники, но важно верно распределить усилия.
    Ресторанный бизнес Санкт-Петербурга готовится к высокому летнему сезону. [...]

  • Сбербанк ответил бизнесу

    Сбербанк ответил бизнесу
    В канун Дня российского предпринимателя руководство Северо-Западного банка ПАО Сбербанк встретилось с представителями бизнеса региона, рассказав о новых кредитных инструментах [...]

  • В Петербурге стартовал первый день ПМЭФ -2018

    В Петербурге стартовал первый день ПМЭФ -2018
    Материалы с форума будут опубликованы в журнале «Управление бизнесом» № 42
    Первый рабочий ПМЭФ-2018 стартовал в Петербурге в четверг, 24 мая. [...]

  • Твердые и полутвердые планы

    Твердые и полутвердые планы
    Дмитрий Матвеев: наша миссия – создание культуры производства и потребления сыров в России.
    Базирующаяся в Псковской области группа компаний «Кабош» является [...]

  • У Петербурга и Афин откроются новые возможности для инвестиций, торговли и туризма

    У Петербурга и Афин откроются новые возможности для инвестиций, торговли и туризма
    В рамках ПМЭФ-2018 Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга и Греко-Российская торговая палата подпишут соглашение о сотрудничестве.
    В рамках ПМЭФ-2018, на круглом [...]

  • Время возможностей

    Время возможностей
    Михаил Возиянов: да, это непросто – выстроить модель управления мегаполисом. Но в Петербурге живет много толковых людей, готовых участвовать в [...]

  • Кудрин назначен председателем Счетной палаты

    Кудрин назначен председателем Счетной палаты
    В поддержку его кандидатуры проголосовало большинство депутатов Госдумы.
    264 депутата Госдумы выступили за назначение Алексея Кудрина председателем Счетной палаты. Как сообщает [...]

  • В Петербурге пройдет первый технологический фестиваль My.Tech

    В Петербурге пройдет первый технологический фестиваль My.Tech
    На нем должны встретится яркие представители институтов развития РФ и интеллектуальная элита.
    My.Tech – это множество интерактивных событий, живое общение, лекции, [...]

  • Петербург начинает подготовку к «ТРАНСТЕК-2018»

    Петербург начинает подготовку к «ТРАНСТЕК-2018»
    6-ая Международная Конференция по развитию портов и судоходства и 14-ая выставка «ТРАНСТЕК-2018».
    В Санкт-Петербурге в ЛЕНЭКСПО в период с 9 [...]

  • Ставка на компетенции

    Ставка на компетенции
    Эффективность промышленных предприятий Санкт-Петербурга может существенно увеличиться за счет активной кооперации с российскими и зарубежными компаниями.
    Рост стоимости импортных материалов и [...]

  • HeadHunter: 7% петербуржцев при трудоустройстве проходили проверку на детекторе лжи

    HeadHunter: 7% петербуржцев при трудоустройстве проходили проверку на детекторе лжи
    Служба исследований HeadHunter опросила как соискателей, так и работодателей из Петербурга, чтобы выяснить, существует ли в компаниях практика проверки личных [...]

  • Индекс настроений в промышленности в апреле 2018 года составил 51,9%

    Индекс настроений в промышленности в апреле 2018 года составил 51,9%
    Комитет по промышленной политике и инновациям рассчитал его с учетом статистической информации и данных опроса предприятий.
    Как сообщили в комитете по [...]

  • Атмосферный фронт

    Атмосферный фронт
    Российская экономика выглядит не так уж плохо по сравнению с экономиками многих развитых и развивающихся государств, но это довольно слабое [...]

  • Бизнес Европы встревожен санкционными поправками в России

    Бизнес Европы встревожен санкционными поправками в России
    Предприниматели опасаются, что под удар попадут не только зарубежные, но и российские компании.
    Озабоченность в связи с законопроектом об уголовной ответственности [...]

  • Алексей Бессонов возглавит корпоративный блок Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка

    Алексей Бессонов возглавит корпоративный блок Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка
    Назначение вступит в силу после согласования с ЦБ РФ.
    Алексей Бессонов назначен на должность заместителя директора Северо-Западного регионального центра по работе с корпоративными клиентами [...]

  • Росбанк совместно с РЖД запустил акцию "1000 бесплатных билетов"

    Росбанк совместно с РЖД запустил акцию "1000 бесплатных билетов"
    Каждый месяц до конца 2018 года разыгрывается 125 призов по 10 000 баллов, которые можно обменять на ж/д билеты в [...]

  • Во главе угла

    Во главе угла
    Иван Филиппов: Петербург должен стать цифровой столицей мирового уровня, где реализуется огромный потенциал нового поколения российских специалистов.
    Правительство Санкт-Петербурга пока осторожно, [...]

  • В ОЭЗ «Санкт-Петербург» появится производство активных фармацевтических субстанций стоимостью 800 млн рублей

    В ОЭЗ «Санкт-Петербург» появится производство активных фармацевтических субстанций стоимостью 800 млн рублей
    Экспертный совет Особой экономической зоны «Санкт-Петербург» 14 мая 2018 г. рассмотрел проект потенциального резидента ОЭЗ, а также корректировки бизнес-плана действующего [...]

  • Ушли на снижение

    Ушли на снижение
    В 2017 году СЗФО привлек меньше инвестиционных проектов, чем в кризисные 2015–2016-е. Несмотря на восстановление макроэкономических индикаторов, бизнес выбрал сдержанную [...]

  • CFO 4.0 – основные компетенции, необходимые для цифровой трансформации производства

    CFO 4.0 – основные компетенции, необходимые для цифровой трансформации производства
    Новое исследование, проведенное компанией Siemens Financial Services (SFS), выявляет пять ключевых компетенций, необходимых для нового поколения финансовых директоров (CFO) в [...]

  • Повышения НДФЛ не планируется

    Повышения НДФЛ не планируется
    Об этом заявил и.о. министра финансов Антон Силуанов.
    Увеличение НДФЛ не входит в список предложений, которые планируется рассмотреть на весенней сессии [...]

  • В Петербурге состоялась встреча молодых бизнесменов и топ-менеджеров из разных стран мира

    В Петербурге состоялась встреча молодых бизнесменов и топ-менеджеров из разных стран мира
    Она прошла в рамках открытия «Российского Президентского университета».
    В городе на Неве открылся «Российский Президентский университет», организованный Международной ассоциацией бизнесменов [...]

  • Названы популярные в России машины с "автоматом"

    Названы популярные в России машины с "автоматом"
    Это автомобили Kia, Hyundai и Toyota.
    Аналитическое агентство «Автостат» назвало лидеров продаж в категории машин с автоматической коробкой передач (АКП). По [...]

  • Региональная микрокредитная компания Ленобласти снизила ставки по займам для бизнеса

    Региональная микрокредитная компания Ленобласти снизила ставки по займам для бизнеса
    Воспользоваться поддержкой могут индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также организации поддержки малого и среднего бизнеса Ленинградской области.
    Агентство поддержки малого и [...]

  • Минпромторг России и руководство Санкт-Петербурга решили продлить работу Всероссийской ярмарки товаров легкой промышленности

    Минпромторг России и руководство Санкт-Петербурга решили продлить работу Всероссийской ярмарки товаров легкой промышленности
    Ярмарка, в которой примет участие более 70 крупных и средних производителей из 27 регионов, пройдет с 7 по 17 мая.
    На [...]

  • Совместный проект Google и Сбербанка получил премию EFFIE

    Совместный проект Google и Сбербанка получил премию EFFIE
    Премия EFFIE Awards 2018 в номинации «Услуги и товары для бизнеса» вручена совместному проекту Сбербанка и Google — образовательной программе [...]

  • Instagram запустил встроенные платежи в тестовом режиме

    Instagram запустил встроенные платежи в тестовом режиме
    Функция позволяет оплачивать услуги и товары без перехода на сайт продавца.
    Встроенные платежи в тестовом режиме запустил сервис Instagram. Как сообщает [...]

  • Итоги конференции "Кластеры открывают границы. Евразийский путь"

    Итоги конференции "Кластеры открывают границы. Евразийский путь"
    27 апреля 2018 года завершила свою работу III Санкт-Петербургская международная конференция кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь», участниками которой стали [...]

  • Дизайнерские напольные лампы

    Дизайнерские напольные лампы
    Современные дизайнерские лампы нового поколения возможно приобрести через наш интернет-магазин. Компания предоставляет клиентам возможность подробнее ознакомиться с техническими описаниями и [...]

  • В правительстве утвердили обязательную маркировку новых товаров

    В правительстве утвердили обязательную маркировку новых товаров
    Им присвоят уникальные коды и включат в единый каталог в 2019 году.

    О планах на расширение списка товаров для обязательной маркировки [...]

  • Взгляд на бизнес изнутри: Сбербанк и телеканал Пятница запустили новое шоу

    Взгляд на бизнес изнутри: Сбербанк и телеканал Пятница запустили новое шоу
    С 25 апреля, на телеканале Пятница стартовало новое реалити-шоу — «Теперь Я Босс Своего Дела». Каждую серию двух бизнесменов — [...]

  • В Петербурге зафиксировали рост числа размещенных вакансий

    В Петербурге зафиксировали рост числа размещенных вакансий
    Рынок труда расширился на 26%
    За первый квартал 2018 года в Петербурге на 26% выросло число размещенных работодателями вакансий. На 54% [...]

  • Как сохранить рассудок, работая на трудоголика: 10 советов по восстановлению баланса между личным и рабочим временем

    Как сохранить рассудок, работая на трудоголика: 10 советов по восстановлению баланса между личным и рабочим временем
    Инфографику предоставила Wrike — Управление Высокотехнологичными Программами И Проектами

  • Прокуроры проверят подключение к сетям ТРК «МЕГА Парнас»

    Прокуроры проверят подключение к сетям ТРК «МЕГА Парнас»
    Уже дюжину лет комплекс подключен к сетям по временной схеме
    Генпрокуратура РФ намерена проверить законность подключения к сетям торгово – развлекательного [...]

  • Преимущества проживания в ЖК бизнес-класса «Притяжение»

    Преимущества проживания в ЖК бизнес-класса «Притяжение»
     
    Будущим новоселам, которые предпочитают проживать в условиях с повышенной комфортностью, стоит обратить внимание на элитные квартиры в жилом комплексе «Притяжение». [...]

  • В Петербурге обсудят кластерное взаимодействие в экономике

    В Петербурге обсудят кластерное взаимодействие в экономике
    В международной конференции «Кластеры открывают границы. Евразийский путь» ежегодно принимают участие более 500 человек
    Третья петербургская международная конференция кластеров «Кластеры открывают [...]

  • Коммерческая недвижимость в Барселоне: как заработать?

    Коммерческая недвижимость в Барселоне: как заработать?
    В 2018-м Барселона остаётся одним из самых популярных городов мира. Каждый год мегаполис посещают около 30 миллионов человек, это мощнейшая точка [...]

  • Петербургский автокластер снизил производство на 9%

    Петербургский автокластер снизил производство на 9%
    Хотя с начала года выработка росла
    Автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota, локализованные в Петербурге в марте выпустили 28,9 тыс. машин, что [...]

  • Акционеры «М.Видео» большинством голосов одобрили условия покупки сети «Эльдорадо»

    Акционеры «М.Видео» большинством голосов одобрили условия покупки сети «Эльдорадо»
     
    На внеочередном собрании акционеры «М.Видео» одобрили условия покупки «Эльдорадо». «Решение принято 89,8% голосов всех акционеров, принявших участие в собрании, и [...]

  • Шкаф купе по заказ

    Шкаф купе по заказ
    Компания реализует большой ассортимент высококачественной мебели от известных брендов и компаний производителей. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы приобрести [...]

  • Что нужно для вступления в СРО проектировщиков

    Что нужно для вступления в СРО проектировщиков
    Инженерные и геологические изыскания, строительство и проектирование объектов являются основными направлениями, которые требуют максимального контролирования. От этого зависит безопасность и [...]

  • Заложник революции и реакции

    Заложник революции и реакции
    Исторический опыт «столыпинских реформ» – это драма реформатора, который предложил и попытался осуществить беспрецедентную для России системную программу либеральных преобразований.
    Преобразования, [...]

  • Крупнейшие налогоплательщики Ленинградской области подтвердили прогноз по доходам на 2018 год

    Крупнейшие налогоплательщики Ленинградской области подтвердили прогноз по доходам на 2018 год
    В Доме правительства региона состоялась серия рабочих встреч с участием представителей предприятий, чьи отчисления по налогам формируют основную часть доходов [...]

  • По законам большого ритма

    По законам большого ритма
    Вадим Зайцев: в отличие от других искусств, которые могут позволить себе роскошь работать «на будущее», театр работает только «на сегодня».
    Директор [...]

  • Взыскание долгов

    Взыскание долгов
    Современная юридическая компания профессионально занимается взысканием долгов и предоставляет своим клиентам лучшие услуги в этом сегменте. На официальной странице.http://jurfact-msk.ru/uslugi/vziskaniye-dolgov можно [...]

  • В Петербурге пройдет St. Petersburg Fashion Week

    В Петербурге пройдет St. Petersburg Fashion Week
    В неделе моды примут участие ведущие эксперты fashion-индустрии, которые проведут мастер-классы.
    С 19 по 22 апреля 2018 года в Санкт-Петербурге при [...]

  • Взгляд в будущее

    Взгляд в будущее
    Элеонора Суховий: сегодня у детей стремление следовать своим истинным академическим интересам начинает превалировать над рациональным и зачастую навязанным родителями планированием [...]

  • Bankro.TECH: Сбербанк совместно с Право.ru запустил сервис проблемных активов

    Bankro.TECH: Сбербанк совместно с Право.ru запустил сервис проблемных активов
    Новый сервис от Право.ru и Сбербанка под названием Bankro.TECH соберет на единой платформе все данные о банкротствах.
    Bankro.TECH позволит вести дела [...]

  • Приглашаем на III Санкт-Петербургскую международную конференцию кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь»

    Приглашаем на III Санкт-Петербургскую международную конференцию кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь»
    С 26 по 27 апреля 2018 года состоится III Санкт-Петербургская международная конференция кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь».
    Конференция является крупнейшим [...]

  • "Газпром" и "Нафтогаз" ведут переговоры о новом транзитном контракте

    "Газпром" и "Нафтогаз" ведут переговоры о новом транзитном контракте
    Речь идет об условиях транзита газа в Европу через территорию Украины с 2020 года.
    Между «Газпромом» и «Нафтогазом» идут переговоры о [...]

  • Курс на укрупнение

    Курс на укрупнение
    Петербургский авторынок если не переживает ренессанс, то близок к этому. Впрочем, это не означает, что дилерский бизнес обойдется без потрясений.
    Минувший [...]

  • Кредитный портфель МСБ Промсвязьбанка за год увеличился на 60 млрд рублей

    Кредитный портфель МСБ Промсвязьбанка за год увеличился на 60 млрд рублей
    По данным RAEX (Эксперт РА) топ-20 рэнкинга банков по величине кредитного портфеля МСБ на 01.01.2018 Промсвязьбанк поднялся с 10 места [...]

  • В обвале рубля ЦБ не видит рисков для финансовой стабильности

    В обвале рубля ЦБ не видит рисков для финансовой стабильности
    Глава ведомства Эльвира Набиуллина считает, что рынок и экономика адаптируются к этому.
    Выступая на форуме Московской биржи, глава ЦБ Эльвира Набиуллина [...]

  • ФАС одобрила покупку "Связного" "МегаФоном"

    ФАС одобрила покупку "Связного" "МегаФоном"
    Такая информация появилась в базе решений Федеральной антимонопольной службы.
    Сделка по покупке «МегаФоном» «Связного» одобрена Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Ходатайство подавала [...]

  • Модель жизни

    Модель жизни
    Евгения Богданова: фермерство требует продвижения и идеологической поддержки.
    Андрей и Евгения Богдановы развивают фермерское хозяйство «Родные Ладони» в Волосовском районе Ленинградской области [...]

  • Участники конференции «Промышленная кооперация. Лучшие практики» определили новые экономические реалии

    Участники конференции «Промышленная кооперация. Лучшие практики» определили новые экономические реалии
    Мероприятие, которое посетил вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан, было организовано журналом «Управление бизнесом» издательского дома «Северославянское бюро рекламы»
    В Высшей школе экономики [...]

  • Найти свою нишу

    Найти свою нишу
    Михаил Табунов: любым банкам, независимо от их размера, можно успешно конкурировать.
    Возникает ощущение, что судьбой региональных банков, работающих в условиях жесткой [...]

  • В Ленобласти будут выращивать 1 млн гусей в год

    В Ленобласти будут выращивать 1 млн гусей в год
    Благодаря проекту в Ломоносовском районе появится 300 рабочих мест.
    Как сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти, на выездном совещании в [...]

  • Радоваться рано

    Радоваться рано
    Экономика России понемногу оживает: по официальным прогнозам, рост ВВП в 2018 году может составить 2%. Однако экономисты не разделяют оптимизма [...]

  • Минпромторг решил пометить продукты

    Минпромторг решил пометить продукты
    В правительство направлено письмо с перечнем товаров для обязательной маркировки.
    Продукты питания, бытовая химия, одежда, пиво, духи и другие товары могут [...]

  • На ПМЭФ расскажут о роли государства и бизнеса в экономике будущего

    На ПМЭФ расскажут о роли государства и бизнеса в экономике будущего
    Утверждена деловая программа Санкт-Петербурга на XXII Петербургском международном экономическом форуме.
    На заседании рабочей группы по подготовке мероприятий ПМЭФ под председательством вице-губернатора [...]

  • В персональном сегменте

    В персональном сегменте
    Желание клиентов получать банковские услуги  через интернет и смартфоны вынуждает участников финансового рынка активней инвестировать в IT-инфраструктуру. Вероятно, эта тенденция [...]

  • Сбербанк представил совместную акцию с компанией 1С

    Сбербанк представил совместную акцию с компанией 1С
    Сбербанк совместно с компанией 1С представил новую акцию для корпоративных клиентов. Компании, которые будут сдавать отчетность непосредственно из «1С: Бухгалтерия [...]

  • РАР хочет запретить ИП продавать пиво

    РАР хочет запретить ИП продавать пиво
    Чтобы избежать этого, Росалкогольрегулирование предлагает зарегистрировать юридическое лицо.
    С инициативой запретить ИП продавать пиво выступило Росалкогольрегулирование (РАР). Как сообщают «Известия», это [...]

  • Судостроительные предприятия Санкт-Петербурга осваивают выпуск гражданской продукции

    Судостроительные предприятия Санкт-Петербурга осваивают выпуск гражданской продукции
    В АО «Центр Технологии судостроения и судоремонта» под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергея Мовчана состоялось заседание Совета по конверсии организаций оборонной [...]

  • Бренды Ленобласти получат российский экспортный стандарт «Made in Russia»

    Бренды Ленобласти получат российский экспортный стандарт «Made in Russia»
    Они войдут в объединенный электронный каталог и станут участниками рекламной кампании за рубежом.
    Добровольную сертификацию, которая подтверждает не только безопасность, но [...]

  • Не видит jacarta: что делать

    Не видит jacarta: что делать
    Современные системы токенов используемые для контроля за объемами производимой алкогольной продукции обладают не только достоинствами, но и недостатками. В настоящее [...]

  • Ремонтхолдинг

    Ремонтхолдинг
    Ремонт и отделочные работы в различных типах жилых помещениях проводятся высококвалифицированными специалистами нашей компании. Сегодня РемонтХолдинг является полноценным лидером в [...]

Наши партнеры

ТРАНСТЕК 2018

Тренды

X