Албин: Мы не откажемся от своих планов

Дата Май 11, 16 • 1 комментарий

По словам вице-губернатора, общий настрой по отношению к курируемому им сектору можно назвать сдержанным оптимизмом В конце мая Санкт-Петербург отметит очередной день...
Pin It

Главная » Журнал «Управление Бизнесом» №28, Наши спикеры » Албин: Мы не откажемся от своих планов

По словам вице-губернатора, общий настрой по отношению к курируемому им сектору можно назвать сдержанным оптимизмом

В конце мая Санкт-Петербург отметит очередной день рождения. Накануне праздника и в преддверии I Инфраструктурного форума Санкт-Петербурга вице-губернатор Северной столицы Игорь Албин рассказал журналу «Управление бизнесом» о том, как и чем живет город, какие основные стратегические задачи стоят перед правительством Санкт-Петербурга.

– Все чаще звучат слова о том, что мы уже живем в некоей новой реальности, в которой приходится пересматривать тактические и стратегические прогнозы. Как вам представляется ситуация в экономике в целом?

– Ситуация в экономике непростая, но наши прогнозные ожидания изначально были настолько сдержанными, что на их фоне реальное положение дел внушает оптимизм. На апрельском заседании правительство города утвердило проект изменений и дополнений в Закон «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», увеличив общий объем доходов городского бюджета на 2016 год на 2,9 млрд рублей, или на 0,7% от первоначально утвержденной суммы. Рост по налоговым и неналоговым доходам составил 1,5 млрд рублей. Хотя дефицит бюджета остался на прежнем уровне – 58,6 млрд рублей.

Игорь Албин на пресс-конференции (Чтобы увеличить, кликните на фото)

Игорь Албин на пресс-конференции
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В целом мы приняли для себя консервативный сценарий развития региональной экономики, большой упор сделали на антикризисные мероприятия в рамках деятельности Комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге, возглавляет которую губернатор Георгий Полтавченко. И системная работа дает необходимый результат.

Бюджет 2015 года закрыт с профицитом порядка 8 млрд рублей. Мы добились устойчивых показателей в строительной отрасли, энергетике, промышленности. По итогам первых месяцев текущего года удалось обеспечить рост индекса промышленного производства на 1,5%. В январе–феврале рост доходов по бюджету составил порядка 9%. Общий настрой по сектору управления городским хозяйством, энергетикой, транспортом, строительным комплексом, которые я курирую, можно назвать сдержанным оптимизмом.

– Как вы оцениваете итоги очередного года, с момента предыдущего дня рождения Санкт-Петербурга? Какие основные ключевые моменты запомнились вам больше всего?

Ситуация в экономике непростая, но наши прогнозные ожидания изначально были настолько сдержанными, что на их фоне реальное положение дел внушает оптимизм

– Город живет полноценной жизнью и встречает свой очередной день рождения в праздничном настроении. Мы получили подтверждение Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) о том, что новый стадион в западной части Крестовского острова станет опорным во время Кубка конфедераций 2017 года и примет важные встречи чемпионата мира по футболу – 2018, включая полуфинал. К этим международным соревнованиям значительно преобразится транспортная инфраструктура города, откроются новые станции метро, дорожные объекты, тренировочные площадки. Часть этой работы сделана в 2015 году.

Среди заметных событий, произошедших после мая 2015 года, – 52-й конгресс Всемирной федерации ландшафтных архитекторов (IFLА) с участием специалистов из 74 стран мира. Это настоящий подарок Петербургу, ставшему на несколько июньских дней ландшафтной столицей мира.

Важное событие, тоже произошедшее летом прошлого года, – сбойка первого в России двухпутного тоннеля метро на Фрунзенском радиусе Петербургского метрополитена на участке от станции «Международная» до станции «Южная». В декабре 2015 года запущен в коммерческую эксплуатацию морской многофункциональный перегрузочный комплекс «Бронка», который в перспективе кардинально изменит логистику грузоперевозок на Балтике.

Мы прожили насыщенный год и ожидаем, что следующий будет не менее продуктивным.

– Как вы оцениваете перспективы Санкт-Петербурга до конца текущего года?

Несмотря на объективные экономические трудности, строителям Петербурга удалось сохранить стабильность отраслевых показателей (Чтобы увеличить, кликните на фото)

Несмотря на объективные экономические трудности, строителям Петербурга удалось сохранить стабильность отраслевых показателей
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– У нас замечательные перспективы. Как сказал в рамках ежегодного отчета перед городским Законодательным собранием Георгий Полтавченко, город и дальше, как корабль с флагом «Следую своим курсом», будет двигаться вперед, обретая и людей, и пространства, и деньги, и перспективы. Я полностью разделяю такой настрой. Несмотря на объективные трудности в экономике, бюджетно-финансовой сфере и вопреки давлению со стороны западных санкций мы не откажемся от своих планов. Нам придется откорректировать отдельные индикаторы Стратегии экономического и социального развития города до 2030 года, и эта работа будет проведена до конца текущего года.

Петербург готов конкурировать за средства иностранных инвесторов, что подтвердила международная выставка в сфере недвижимости в Каннах MIРIM-2016 и доказывает динамика инвестиций в городскую экономику. Если по России в целом инвестиции в основной капитал снижались на протяжении последних трех лет, то в Петербурге последняя трехлетка дала прирост более чем в 22%.

По традиции в июне глобальные задачи привлечения капиталов и реализации стратегических проектов будут вынесены в повестку Петербургского международного экономического форума. Он впервые пройдет в выставочном центре «Экспофорум», город прилагает все усилия, чтобы новая площадка понравилась гостям и участникам ПМЭФ-2016.

Событием 2016 года, безусловно, станет ввод в эксплуатацию нового футбольного стадиона. Его долго ждали петербуржцы, клуб «Зенит» и болельщики. Уже сегодня стадион в высокой степени готовности. Ко Дню города мы завершаем все основные общестроительные работы, далее – пусконаладка, работа приемочной комиссии, ввод объекта.

– Что необходимо сделать, чтобы обеспечить качественное развитие городской экономики?

– В правительстве города я отвечаю за отдельные отрасли экономики, но считаю общим правилом и приоритетом повышение качества и эффективности капитальных вложений через качество планирования и отлаженную систему контроля на возводимых объектах.

Контроль за подрядчиками на бюджетных стройках будет только усиливаться — это я обещаю

Наши инвестиционные программы и объекты капитальных вложений – как притча во языцех: базисно-индексный, ресурсный метод и метод аналогов в сметных расчетах позволяют сформировать любую цену. В качестве примера приведу такой факт из недавней истории. Первоначальная стоимость строительства Восточного полукольца КАД составляла 89 млрд рублей и была обоснована всеми необходимыми расчетами. Руководству «Росавтодора», которое я тогда возглавлял, удалось снизить ее до 42 млрд рублей. За эту цену магистраль и была возведена. Пример более чем красноречивый. К сожалению, проблема «дутых» смет актуальна и сегодня. Повышение качества капитальных вложений через рост качества инвестиционных программ и сметного ценообразования – колоссальный резерв для региональной экономики.

Приоритет второй – обоснованная плата за техприсоединение по основным видам ресурсов. Пора поставить точку в разговорах о неэффективных тратах, которые покрываются затем за счет тарифов. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда организации, находящиеся на тарифном регулировании, планируют мероприятия и объекты капитальных вложений, по которым в перспективе нет должного объема потребления. Я таких объектов ликвидировал на этапе предложений, первоначальных проектов в течение 2015 года на 2 млрд рублей. Во главе угла должно быть правило: строим только то, что можем себе позволить, в чем город остро нуждается.

Приоритет третий – перейти от магических заклинаний об энергоэффективности к конкретным практическим шагам, направленным на сокращение потерь, уменьшение затрат, повышение качества управления. То есть на то, что мы реально называем энергоэффективностью, снижением энергопотребления. Пока, к сожалению, в должной мере эта работа не ведется.

Еще один важный для экономики вопрос – формирование межотраслевого энергетического баланса. Нам предстоит уточнить схемы территориального планирования. Необходимы конкретные прогнозы потребления воды, тепла, электроэнергии и других ресурсов. Задача носит комплексный характер, и ее решение будет синхронизировано с подготовкой схем территориального планирования до 2017 года и Генерального плана развития Санкт-Петербурга до 2043 года.

– Какие «узкие» места в реализации инфраструктурных проектов Санкт-Петербургской агломерации необходимо «расшить»?

Уже сегодня стадион в высокой степени готовности (Чтобы увеличить, кликните на фото)

Уже сегодня стадион в высокой степени готовности
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– В условиях возрастающей автомобилизации – неуклонного увеличения количества автомобилей в городе и области – решение вопросов развития транспортной инфраструктуры и улично-дорожной сети является абсолютно приоритетным. Транспортный каркас города должен быть сформирован таким образом, чтобы удовлетворять потребности петербуржцев и исключить транзит транспорта через городские территории. Во многом эта задача может быть достигнута благодаря сочетанию Кольцевой автодороги и Западного скоростного диаметра.

Для «разрядки» транспортной напряженности в городе требуется оптимизировать транспортные потоки и все перемещения, кардинально сократить число автомобильных поездок, повысить роль общественного транспорта, реализовать мероприятия по развитию инфраструктуры велосипедного движения и пешеходных зон.

Очень важной задачей для Петербургской агломерации является реализация концепции транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые бы позволили населению внутри города и с прилегающих территорий Ленинградской области пользоваться общественным транспортом,
в том числе метрополитеном, легкорельсовым трамваем, и минимизировали бы использование личного транспорта.

Событием 2016 года, безусловно, станет ввод в эксплуатацию нового футбольного стадиона. Его долго ждали петербуржцы, клуб «Зенит» и болельщики

Город уже определился с перечнем одиннадцати приоритетных ТПУ. Это «Сенная площадь», «Пулково», «Балтийская», «Купчино», «Южная», «Рыбацкое», «Площадь Ленина», «Удельная», «Парнас», «Балтийская жемчужина», «Путиловская». По некоторым из них уже завершены предпроектные работы по заказу КРТИ.

Кроме того, продолжается работа по модернизации и реконструкции «вылетных» магистралей, превращению их из обычных улиц в современные транспортные артерии. На Выборгском направлении это транспортная развязка в Репино, которая позволяет разрешить проблему пробок на участке Зеленогорского шоссе от примыкания Большого проспекта Курортного района. Развязка в районе Поклонной горы обеспечит устойчивую транспортную связь между Озерками и Коломягами. На Московском направлении планируется обеспечить транспортную доступность промзоны Металлострой с городской улично-дорожной сетью за счет продолжения строительства Софийской улицы. Значительной модернизации подвергнутся магистрали в Колпино. Такая необходимость назрела в связи с началом функционирования нынешним летом крупнейшего в стране СИЗО на 4000 мест.

– Как вы оцениваете качество взаимодействия властей Санкт-Петербурга и Ленинградской области в рамках Санкт-Петербургской агломерации?

– У города и области налажено конструктивное взаимодействие по всем вопросам, имеющим отношение к агломерационному развитию. Мы взаимодействуем в формате Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который возглавляет министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов.

Образована рабочая группа из представителей двух субъектов РФ для разработки концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области (агломерации). Этот документ должен стать основой для принятия многих решений по развитию базовых отраслей экономики и социальной сферы наших регионов.

Когда 5 февраля 1911 года в Петербурге был подписан договор с Обществом Коломенских заводов на строительство Дворцового моста, отдельно было обусловлено, что все работы должны выполняться из отечественного материала, русскими рабочими и инженерами (Чтобы увеличить, кликните на фото)

Когда 5 февраля 1911 года в Петербурге был подписан договор с Обществом Коломенских заводов на строительство Дворцового моста, отдельно было обусловлено, что все работы должны выполняться из отечественного материала, русскими рабочими и инженерами
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Подготовка генерального плана «Большого Петербурга» будет осуществляться в тесном взаимодействии комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга с комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, Законодательным собранием Ленинградской области. В рамках второго, третьего и четвертого этапов этой работы в 2016–2017 годах будут проведены анализ и оценка представленных органами власти исходных данных в части инженерно-транспортной инфраструктуры, зон с особыми условиями использования территорий, уточнены задачи по развитию направлений, имеющих взаимно пересекающиеся интересы, будут уточняться границы агломерации. К середине III квартала 2016 года планируется завершить разработку вариантов территориального и пространственного развития Санкт-Петербурга и агломерационных территорий на основе сбора и анализа методических, проектных, статистических, плановых и прогнозных данных.

– Об импортозамещении мы говорим как о вынужденной мере, получившей воплощение в результате введенных западными странами торговых ограничений. Насколько проблема замещения импорта отечественными товарами и оборудованием нова для нас?

– На самом деле она, конечно, не нова. Замещение импорта периодически выдвигается на передний план наших экономических задач. Когда 5 февраля 1911 года в Петербурге был подписан договор с Обществом Коломенских заводов на строительство Дворцового моста, отдельно было обусловлено, что все работы должны выполняться из отечественного материала, русскими рабочими и  инженерами. Спустя сто лет мне довелось побывать внутри этого сооружения. Металлические пролеты поразили своей надежностью, механизмы 1913 года выпуска, разводившие и сводившие мостовые пролеты на протяжении всего этого времени, работали безупречно. Дворцовый мост в Санкт-Петербурге – лучший «знак качества» российской промышленности, уровня развития отечественного машиностроения, надежности выпускаемого оборудования и металлоконструкций.

Дворцовый мост — лучший «знак качества» развития отечественного машиностроения, надежности оборудования и металлоконструкций

Внешние санкции новейшей истории, безусловно, подталкивают нас к активации внутренних резервов, развитию собственного производства, патентному поиску. Это вовсе не призыв отказаться от всего заграничного, это перенос «точки опоры» на отечественного производителя.

Задачи импортозамещения имеют высокую актуальность для Северо-Западного региона. В сентябре 2015 года по поручению Георгия Полтавченко в Петербурге был открыт первый в Российской Федерации Центр импортозамещения, работа которого уже приносит свои результаты. В конце прошлого года все курируемые мною органы государственной исполнительной власти сформировали и выпустили в печать каталоги продукции импортозамещения и поддерживают их в актуальном виде. В течение года проведена большая работа по патентному поиску. По итогам исследования образцов промышленных моделей и изобретений, оформленных высшими учебными заведениями, было выявлено более 170 патентов только в области энергетики, из них 63 уже реализованы ГУП «Водоканал». Если объем импортных закупок ГУП «Водоканал» в 2014 году составлял 30% от всего объема, то в 2015-м импорт сократился до 1,8%. Доля импорта ГУП «ТЭК СПб» в 2014 году превышала 10%, а в 2015-м уменьшилась до 2%. У ГУП «Ленсвет» в 2014 году на импорт приходилось около 5% закупок, по итогам 2015-го – менее 1%. Работа эта продолжается и в 2016 году.

– Если обсуждать ситуацию на строительном рынке, как вы оцениваете итоги работы строительной отрасли Петербурга в 2015 году? Есть ли результаты, которые вас удивили? Каковы перспективы 2016 года?

– Несмотря на объективные экономические трудности, строителям Петербурга удалось сохранить стабильность отраслевых показателей. В 2015 году в рамках реализации Адресной инвестиционной программы введено в эксплуатацию 37 социально значимых объектов (33 за счет средств бюджета и 4 за счет инвесторов). Ввод социальных объектов позволил дополнительно создать в нашем городе 2079 мест в детских садах, 1125 мест в школах, более 100 новых мест в доме-интернате для престарелых, на 1550 посещений расширены поликлинические и больничные учреждения.

Политика борьбы с долгостроями и задача повышения эффективности бюджетных вложений побудили нас расстаться с более чем 30 компаниями, недобросовестно выполнявшими свои обязательства по госконтрактам и затягивавшими сроки ввода необходимых городу детских садов, школ и поликлиник. Поведение некоторых подрядчиков на объектах, которые строятся по государственному заказу, меня удивило, к особо нерадивым был применен полный набор административных мер воздействия, включая предъявление претензий к банкам – гарантам по заключенным контрактам. Контроль за подрядчиками на бюджетных стройках будет только усиливаться – это я обещаю.

Повышение качества капитальных вложений через рост качества инвестиционных программ и сметного ценообразования — колоссальный резерв для региональной экономики

В 2015 году введено в эксплуатацию 3,03 млн кв. м жилых помещений (52 157 квартир). Жилищные условия улучшили более 108 000 человек. Кроме того, введено в эксплуатацию более 3 млн кв. м административных, производственных и торговых помещений. Таким образом, строительным комплексом города введено в общей сложности более 6 млн кв. м жилой и нежилой недвижимости, что привлекло в основные фонды более 600 млрд рублей.

Новый строительный сезон будет напряженным. В наших планах на 2016 год завершить строительство 57 объектов социальной сферы – 29 за счет бюджета и 28 за счет внебюджетных источников. В сумме это позволит обеспечить город 4150 местами в школах, 3690 местами в детских садах, 1890 местами в объектах здравоохранения. Мы завершаем грандиозную стройку на Крестовском острове – в декабре стадион должен быть введен в эксплуатацию. Планируется ввести не менее 2,9 млн кв. м жилья и 2,5 млн кв. м объектов нежилого назначения. Это позволит обеспечить создание не менее 100 000 дополнительных рабочих мест и привлечь в основные фонды города более 700 млрд рублей.

– Накануне Дня города не можем не задать несколько вопросов относительно вашего отношения к Северной столице. Петербург Игоря Албина – из каких деталей и штрихов он состоит?

– Для меня Санкт-Петербург – столица Российской империи и любимый город нашего президента Владимира Путина. Это культурная и литературная столица России, наша Северная Пальмира, город, историко-культурная ценность которого признана ЮНЕСКО. Петербург многогранен, и я счастлив, что судьба привела меня на берега Невы, дала возможность потрудиться на благо и во славу этого города.

– Вы поддерживаете мнение, что Петербург – город с особым характером, который не каждого жителя принимает?

– Это утверждение верно не только для Петербурга: Москва «слезам не верит», краснодарцы говорят, что у них приживается только тот, у кого широкая южная душа, уральские города – со своей самобытностью, в Костроме вы услышите про дух русской глубинки, которому тоже надо соответствовать, если ты приехал жить в Золотое кольцо России. Многое зависит от самого человека. От его внутренней готовности воспринять традиции города, не только брать «энергетику места», но и отдавать собственные силы, знания, опыт и энергию любимому городу. Я верю в Санкт-Петербург и не жалею живота своего для того, чтобы один из самых красивых городов на планете стал еще лучше.

– Какое место в Санкт-Петербурге является вашим любимым?

– Люблю участок Большой Морской улицы от арки Главного штаба до Невского проспекта, Дворцовую площадь. Люблю литературный Петербург, маршруты, связанные с именами великих русских писателей. Люблю старинный Петербург!

Мне кажется, Петербург меня быстро принял именно потому, что я давно люблю наш замечательный, уникальный, прекрасный город.

Георгий Дмитриев

В печатной версии название статьи — «Сдержанный оптимизм» (журнал «Управление бизнесом», № 28, май, 2016 г.)

Похожие сообщения

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
X