Юрий Левченко. Приятная составляющая имиджа

Дата Сен 11, 11 • Нет комментариев

Бизнес берет на себя ответственность не только за собственное благополучие Крупные международные компании ежегодно отчитываются о результатах своей полезной...
Pin It

Главная » Банки и Финансы, Журнал "Управление Бизнесом" №2, Наши спикеры » Юрий Левченко. Приятная составляющая имиджа

Бизнес берет на себя ответственность не только за собственное благополучие

Крупные международные компании ежегодно отчитываются о результатах своей полезной некоммерческой деятельности, представляя социальные отчеты. Первым отечественным государственным банком, внедрившим такую практику, стал ВТБ. На тему социальной ответственности бизнеса состоялась наша беседа с заместителем руководителя Северо-Западного регионального центра – старшим вице-президентом ОАО «Банк ВТБ» Юрием Левченко.

  • Что вы вкладываете в понятие «социально ответственный бизнес»?

– Социально ответственная компания стремится не только улучшить финансовые результаты своей деятельности, но и способствовать позитивным социально-экономическим изменениям общества в целом. Сводить социальную ответственность только к благотворительности нельзя, это значительно более широкое понятие.

Если компания в своей деятельности заботится об экологии, окружающей среде, комфорте, здоровье и благосостоянии собственных сотрудников, это тоже социальная ответственность перед обществом, как и спонсорство, благотворительность. Бизнес во всем мире сегодня понимает, что несет ответственность не только за собственное текущее благополучие.

Например, несколько лет назад десять ведущих мировых финансовых организаций объявили о принятии так называемых «Принципов Экватора» – пакета установок, касающихся социальных и природоохранных вопросов.
Речь идет о соблюдении этих принципов при финансировании проектов во всех отраслях промышленности, в том числе добывающей, нефтегазовой и лесной.

Во многих европейских странах крупные публичные компании должны помимо финансового отчета ежегодно
предоставлять и отчет социальный. В России этот стандарт ведения бизнеса только начинает прививаться.

Первым российским государственным банком, предоставившим социальный отчет, стал ВТБ. Мы систематизируем свою нефинансовую деятельность с 2009 года, причем это не рекламная брошюра, а серьезный документ, созданный в соответствии с международными стандартами.

  • А в чем выражается ваша социальная ответственность по отношению к сотрудникам?

– Мы бережем своих сотрудников! Свою ответственность понимаем, прежде всего, как четкое исполнение
трудового законодательства, гарантируем соблюдение прав сотрудников и следуем нормам охраны труда, обеспечиваем конкурентоспособный уровень оплаты труда и комплексную социальную поддержку, создаем возможности для профессионального и личного развития. Типовой социальный пакет ВТБ – это добровольное медицинское страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, дополнительные оплачиваемые отпуска по семейным обстоятельствам и пр. У нас очень хорошо развита система корпоративного обучения. И люди ценят не только возможность приобрести профессиональные навыки, но и работать в сплоченном коллективе, чувствовать себя защищенными.

  • Когда, по вашему мнению, российские компании стали заниматься благотворительностью и спонсорством как частью своей стратегии?

« И в спонсорской, и в благотворительной деятельности мы отдаем предпочтение долгосрочному сотрудничеству»

– Думаю, лет 15 назад, по мере роста бизнеса, компании уже начали осознанно подходить к этому. Одной из целей спонсорства, безусловно, является повышение стоимости бренда. А благотворительность поднимает имидж. Забота о культурном наследии, поддержка социальных программ и здравоохранения поднимает
авторитет компании в лице ее клиентов. ВТБ на протяжении многих лет осуществляет свою деятельность
в соответствии с принципами корпоративной социальной ответственности. В число приоритетов банка входит
не только развитие бизнеса, но и социальное благополучие общества.

Левченко2

  • Всегда ли ваша помощь начинается с инициативы другой стороны?

– Да, все начинается с обращения. Но дальше отношения развиваются по-разному, как и с людьми. ВТБ в Петербурге многие годы сотрудничает с Русским музеем, Мариинским театром, Филармонией, фестивалем «Балтийский дом». В городе практически нет театра, которому мы не оказывали бы помощь. С самого основания поддерживаем международную премию «Балтийская звезда», которую вручают в Эрмитажном театре уже 7-й год.

Музейная тема нам очень нравится. Сейчас в корпусе Бенуа при поддержке ВТБ проходит выставка Константина Коровина, приуроченная к 150-летию со дня рождения великого художника. Там представлено много полотен
из запасников, из других музеев России. Есть огромные панорамные картины, открывающие неизвестного широкой публике Коровина. Эти полотна за последние 110 лет никто, кроме хранителей, не видел.

Русский музей обладает самой большой в мире коллекцией русского искусства. А сколько хранится в запасниках, потому что не хватает выставочных помещений! Только за последние годы Русскому музею передали несколько зданий. И все равно мало, так как фонды продолжают пополняться.

Несмотря на государственную поддержку, без спонсорского участия бизнеса музею не обойтись. В рамках
договора о долгосрочном сотрудничестве ВТБ с 2006 года финансирует закупки экспозиционного оборудования для открытого фонда скульптуры ХХ века, не вошедшей в постоянную экспозицию Русского музея, финансирует выставки. Безусловно, благотворительностью еще и приятно заниматься. Обсуждая вопрос участия банка в том или ином проекте, мы, например, иногда сомневаемся, будет ли он востребован. А оказывается, что люди приходят, очереди выстаивают на улицах, чтобы посмотреть художественную выставку, например, того же Коровина.

Очень важный для нас проект «От сердца к сердцу» – передача картин учеников художественных школ детским больницам. Мы изначально его курируем, уже 5 лет. А началось с того, что депутаты Законодательного собрания попросили помочь с организацией оформления и транспортировки рисунков. Тут есть важный момент: юные художники понимают, что они получили признание, их творчество кому-то нужно. И их работы действительно создают чудесное настроение, больным детям это помогает выздоравливать.

Вообще, мы реализуем самые разнообразные проекты, поддерживаем образование, здравоохранение, социальную сферу, всего не перечислить. Но и в спонсорской, и в благотворительной деятельности отдаем предпочтение долгосрочному сотрудничеству.

  • А как вы отслеживаете целевое использование ваших средств? Претензий не было?

– Если это спонсорский проект, мы, безусловно, отслеживаем выполнение требований договоров. Как правило, наши условия выполняются.

При благотворительности мы стараемся адресно оказывать помощь, когда наглядно видно, на что пошли
наши деньги. Закупили оборудование, приборы – и видишь, ими лечат людей. Давно и тесно сотрудничаем
с Фондом мира (наследник советского Фонда мира, на который сбрасывалась вся страна в добровольно принудительном порядке, – ред.). Он отчитывается перед нами, но мы, образно говоря, не проверяем платежки.

Левченко3

  • Расскажите, пожалуйста, о программах поддержки студентов. Как выбираются стипендиаты?

– Программа именных стипендий существует с 1994 года. Мы не только оказываем материальную помощь наиболее талантливым студентам, но и формируем для себя кадровый резерв молодых квалифицированных специалистов. Именную стипендию Северо-Западного регионального центра ВТБ получают студенты, обучающиеся на экономических специальностях в ведущих петербургских вузах (Государственный университет, Университет экономики и финансов, Политехнический университет, Инженерно-экономический университет). Помимо Петербурга, эта программа действует в Петрозаводске, Пскове, Новгороде, Кирове.  Всего наших именных стипендиатов – 62 человека, в том числе в Петербурге – 50. За все время действия программы их было более 500.

Стипендия дается на один год, отбор проходит среди студентов 3-го курса и старше.

Сначала мы не принимали участия в выборе стипендиатов, отдавали это на усмотрение вузов, а сами только вручали банковскую карточку, на которую переводилась стипендия. Но потом пересмотрели свое отношение, стали внимательнее приглядываться к студентам с точки зрения будущего пополнения кадрами банка. Теперь банк органи- зует конкурс, направленный на оценку деловых навыков и личного потенциала студентов, и по результатам конкурса присуждает именную стипендию.

  • Какая доля в структуре доходов ВТБ идет на благотворительность?

– В 2010 году сумма, выделенная на спонсорство и благотворительность, составила около 5% от чистой прибыли. Цель деятельности коммерческой организации – получение прибыли. Тем не менее игнорировать благотворительность – неправильно. Тут нужна разумная грань, в какой-то мере и опыт, вырабатываемый в процессе практики.

  • Должно ли государство способствовать развитию благотворительности? Или это исключительно вопрос чести, совести?

– Это хорошо, когда внутренние мотивы присутствуют. Но и государство не должно стоять в стороне, следует
стимулировать подобные инициативы, в частности, через налоговые льготы. В США, например, благотворительные инициативы компаний поддерживает закон. Американские корпорации имеют право жертвовать до 10% своей прибыли. С этой суммы они не платят налоги. В России сейчас ситуация тоже начинает меняться. Этим летом приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, призванные простимулировать бизнес активнее заниматься благотворительностью. В частности, определенные налоговые льготы, например,
смогут получать компании, жертвующие средства на культуру, науку и здравоохранение.

Возвращаясь к роли совести. Не могу не вспомнить о меценатской деятельности российских банкиров. Барон
Александр Людвигович фон Штиглиц – крупнейший финансист, первый управляющий Госбанком. Под его слово банку России давали внешние займы, оно, как говорят, имело неограниченный кредит, настолько был велик авторитет этого человека. Штиглиц всю свою жизнь занимался благотворительностью, заботился об интересах подчиненных, развивал просвещение, создал на свои деньги в Петербурге училище технического рисования (сейчас Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). Александр II охарактеризовал деятельность барона как «подвиг просвещенной благотворительности». Хотелось бы, чтобы традиции российского меценатства были продолжены представителями современного бизнеса.

  • Говорят, что чиновники нередко заставляют бизнес оказывать спонсорскую поддержку городским проектам. К вам с этим обращаются?

– Нет, нас никто никогда не принуждал. Но там, где это возможно, мы стараемся откликнуться на просьбы города.

Виктория Петрова

Справка

«Принципы Экватора» (Equator Principles Financial Institution – EPFI) – новые стандарты банковской деятельности в области охраны окружающей среды и решения социальных вопросов при проектном финансировании. Под ними подписались около 40 банков (80% мирового рынка проектного финансирования), в том числе банки, финансирующие российские проекты: ABN Amro, HCBS, Barclays, HVB, ING, KBC, Calyon, Fortis.

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X