Connect with us

Журнал «Управление Бизнесом» №27

Кому это нужно: о документальном кино

Опубликован

в

Владимир Непевный

Владимир Непевный: процесс создания фильма – это процесс понимания

Мало кто в современной России обращает внимание на кинодокументалистику. И зря. Жанр – почтенный. Нынче, как и прежде, в России в этом жанре работают настоящие мастера. С одним из таких мастеров кинодокументалистики, режиссером Владимиром Непевным, автором фильмов о Паустовском, Курехине, Александре Володине, Кире Муратовой и многих других, мы и поговорили.

– Почему вы пришли в документалистику?

– Хотелось делать кино. Я опасался, что игровое сразу не удастся. Как в анекдоте со львом: «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст?» А документальное кино про людей, связанных с искусством, мне, кроме всего прочего, делать было интересно. Хотя специального кинематографического образования у меня нет. Но поскольку я помимо мехмата закончил еще и театроведческий факультет ЛГТИМиКа, все ж таки у меня есть очень хорошее, гуманитарное, искусствоведческое образование, достаточное для того, чтобы работать в документальном кино. Работу в архивах, историю искусств нам очень хорошо преподавали. Здесь я более уверенно себя чувствовал.

Сначала у меня было полфильма. Был такой проект: «Как снимался «Брат 2″». Фильм о фильме. А половина потому, что я делал российскую часть, а американскую – Тобин Обер. Это «наш» англичанин, если можно так выразиться. Живет в Питере много лет. Он снимал в Америке вторую часть фильма про то, как Балабанов делает кино. Кстати говоря, из всех моих работ – а после этой половинки я снял довольно много – этот фильм пользуется самой бешеной и устойчивой популярностью. Можно проследить по интернету, по количеству скачиваний и просмотров.

– А первая не-половинка фильма? Первый полный фильм?

Владимир Непевный

Владимир Непевный
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– А первых было два: снимал их параллельно в 2001 году. Замечательная история. Это был, к сожалению, единственный раз, когда Фонд Форда объявил конкурс на целевые гранты для создания документальных фильмов – «Русское искусство ХХ века». Предполагалось, что это станет регулярным, но, к сожалению, не стало. То был первый случай, когда западный фонд, известный, с хорошей репутацией, создал здесь отделение, специально занимавшееся документальным кино. (Фонд Сороса, например, принципиально не дает грантов на кино.) Схема конкурса была абсолютно прозрачна. Все могли участвовать и представлять заявки. Было создано международное экспертное жюри, очень авторитетное.

У меня были две заявки. Одна – посвященная Александру Алексееву, знаменитому мультипликатору, художнику, изобретателю игольчатого экрана. В 1999 году в России о нем вышла книжка под совершенно точным названием: «Безвестный русский – знаменитый француз». Он эмигрант, жил во Франции, в Америке. Первый иллюстратор «Доктора Живаго». Пастернаку переправили книгу с иллюстрациями Алексеева. Пастернак очень хвалил картинки, выполненные с помощью игольчатого экрана.

Орсон Уэллс пригласил Алексеева делать мультипликационную заставку для его экранизации «Процесса» Кафки. Кстати, не лучшая работа Алексеева. Кафка ему не близок. Алексеев все-таки лирический автор. «Ночь на Лысой горе» – визуализация музыки Мусоргского – удивительная, непревзойденная работа. «Нос», конечно, грандиозный фильм, просто грандиозный.

Так вот, об Алексееве вообще не было фильмов. Его снимали, конечно. Были короткометражки, где он снят за работой, объясняет принцип действия своего игольчатого экрана. Но полноценного большого фильма-портрета не было. Я сделал первый такой фильм. Надо сказать, что без гранта его невозможно было бы снять, потому что съемки проходили во Франции и в Америке, была работа в зарубежных архивах. Даже за демонстрацию на экране иллюстраций к «Доктору Живаго» приходилось платить издательству «Галлимар».

[quote style=»boxed» float=»left»]Непевный: Ты должен какую-то структуру будущего фильма иметь в своей голове, но при этом быть готовым что-то менять. Это страшно захватывающий процесс[/quote]

Вторая заявка была посвящена Дзиге Вертову, великому советскому кинодокументалисту 20-х годов, и его братьям, прекрасным кинооператорам Михаилу и Борису Кауфманам. Средний брат Дзиги Вертова, Михаил, снимал «Человека с киноаппаратом», теперь это классика кинодокументалистики. Но после «Человека с киноаппаратом» братья разошлись. Михаил работал с другими режиссерами, а Борис уехал. Я бы не сказал, что он эмигрировал из Советского Союза, потому что уезжал он из Белостока, то есть из тогдашней Польши. Я так понимаю, что родители пытались оградить младшего сына от влияния старших братьев. Не хотели, чтобы он связался с кино, и отправили в Париж учиться на инженера. А он и в Париже сошелся с кинематографистами и стал гениальным оператором. Снимал все фильмы Жана Виго, рано умершего абсолютного гения кинематографа. «По поводу Ниццы», например… Причем он был сорежиссером Виго в этом фильме. «Ноль за поведение», «Аталанта»… Потом Борис уехал в Америку и сделал невероятную карьеру. В качестве оператора снимал великие фильмы. «В порту» Элиа Казана, за который как оператор получил «Оскара». Кстати, в этом фильме Марлон Брандо впервые сыграл главную роль. «12 рассерженных мужчин» Сиднея Люмета – тоже операторская работа Бориса Кауфмана…

Кое-что не получилось в моих фильмах. Особенно в фильме о Вертове и его братьях. Там три героя, сложнее было его строить. Поэтому я думаю, что за этот фильм стоило бы мне чуть попозже взяться. Не дебютантом будучи. Знаете, в начале творческого пути свойственно быть очень самонадеянным. А тут еще я получил два гранта из шести. И это было ужасно. У меня же не было до этих грантов ни одного фильма. Одна половинка – и все. Участвовало-то в конкурсе довольно много известных людей, а я был никому не известный, непонятно откуда взявшийся, который пришел и отхватил два гранта из шести. Все были в шоке. В том числе и я. Впрочем, у меня была и третья заявка, которая тоже вошла в шорт-лист, но тогда я уже сам сказал, что третьего не надо. Название у нее было забавное: «Станиславский в Новом Свете». Гастроли МХАТа в Америке в 20-е годы. И работа Станиславского над книгой «Моя жизнь в искусстве», которая написана по заказу американских издателей. Вообще переоценка многого в жизни и в искусстве, которая произошла у Станиславского после американских гастролей. Он ведь даже в Голливуде что-то пытался снимать. В общем, довольно любопытная история. Об этом периоде жизни Станиславского вышла книга, которая у нас до сих пор не переведена. Написал ее человек, который сопровождал Станиславского во время тех гастролей.

Кира Муратова и «Веселый сантехник»

– Какой свой фильм считаете самым удачным и почему?

Владимир Непевный

Непевный: Разумеется, острее всего переживаешь за последний фильм
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Сложно сказать. Разумеется, острее всего переживаешь за последний фильм. То есть за снятый в этом году – «»Исчезнувшая» экспедиция», о ГЭСЛО, Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1911–1915 годах. О людях, которые первыми прошли по Северному морскому пути и открыли архипелаг Северная Земля. То есть совершили последнее из Великих географических открытий.

А любимый герой?.. Наверное, водопроводчик Зиновий Тенненбойм из фильма «Веселый сантехник». Невероятно интересный человек. Я снимал его в фильме о Кире Муратовой. В одной цензурной истории с фильмом Киры Муратовой он сыграл положительную роль. Знаете, в поздние советские годы были киноклубы, куда ходили смотреть сложное, интересное или старое кино. Так вот, он был таким киноклубником и фанатом Киры Муратовой. Началась история с «Долгих проводов». Этот фильм Муратовой загадочно исчез: никто его на полку не отправил, но буквально через несколько дней проката он был снят с экранов. Очевидно, вышел негласный запрет.

И Тенненбойм был одним из инициаторов, если не главным инициатором, «спецоперации» по вытаскиванию кинокопий «Долгих проводов». Главная задача была получить копию фильма в руки. Он бомбил все инстанции письмами от лица трудящихся. Причем сам он и был, и остается трудящимся. Водопроводчик высокого класса. Инстанции вынуждены были ему отвечать. Он писал: мы, мол, с коллегами хотим посмотреть новый фильм любимого режиссера Киры Муратовой, почему мы не можем его увидеть? Ведь официального документа о запрете фильма не было. По другим картинам Киры Муратовой существовали какие-то там санкции, постановления, хотя и без запрета. А тут вообще ничего. Значит, можно?

[quote style=»boxed» float=»left»]Фильм «Кому это нужно» по пьесе Петрушевской — мой первый опыт игрового кино. Мне нравится название. Очень оптимистичное[/quote]

Ему ответили, что фильм не пользовался популярностью, оказался неинтересен советским людям и потому был снят с экрана. На что Тенненбойм реагировал: мы же тоже советские люди, тоже трудящиеся, и мы хотим посмотреть этот фильм! Что тут делать? Все письма были написаны Тенненбоймом чрезвычайно грамотно во всех смыслах. К каждому – копии ответов из Министерства культуры, Госкино. Официального-то запрета нет. И Госфильмофонд, скрипя зубами и скрепя сердце, выдал киноклубу, членом которого был Зиновий Тенненбойм, копию фильма Киры Муратовой «Долгие проводы».

Были и другие чудесные истории, которые он рассказывает в моем фильме «Кира». Поскольку я его сам снимал, мне было видно, что это человек незаурядный. Работает водопроводчиком высшего разряда, чем очень гордится, пишет стихи для себя, ходит в филармонию, любит музыку, любит искусство и разбирается в нем. У меня возникла идея о нем самом снять фильм. Потому что невозможно о таком человеке не снять фильма. И я снял фактически без финансирования короткий фильм. Мне помогали тогда, конечно. Игорь Каленов, продюсер, помог с техникой. Оператор Дмитрий Фролов: частично я работал с камерой, частично он.

Получился небольшой такой фильм, минут на 20, который в итоге вошел в Input – под эгидой ЮНЕСКО отбирается 100 лучших фильмов за год со всего мира. И мой «Веселый сантехник» попал в эту «сотку», был показ в Сан-Франциско. А потом он попал еще в 20 лучших фильмов, Best of Input. Программа этих фильмов ездила по всему миру. Я письма какие-то получал – из Бразилии, скажем. И понимал – и понимаю! – что все это благодаря герою фильма. Потому что он совершенно изумительный чудак и философ. Настоящий философ, без кавычек.

Искусство и математика

– У вас, как вы уже сказали, два высших образования: мехмат Одесского университета и факультет искусствоведения ЛГИТМиКа. Ощущаете влияние первого, математического, образования на работу в кино?

Коллаж

Изобретатель игольчатого экрана Александр Алексеев создал в этой уникальной анимационной технике иллюстрации к французскому изданию романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», вышедшему в 1959 году
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Не рефлексировал на эту тему. Но, наверное, психологическая сторона в этом есть. В том, что мне интересно думать. Сам процесс думания – он вообще интересен. Думанию учат в математике. А мне интересно думание и в искусстве. Другое дело, что в искусстве думание сочетается с эмоциональным восприятием. Но сам момент думания в искусстве, конечно, не так уж част, как и в жизни, к сожалению.

Причем в делании фильмов для меня важно не то, что у меня есть уже какая-то мысль и я хочу ее как-то проиллюстрировать, показать. Процесс создания фильма – это процесс понимания. Вот что это такое было, что это был за феномен: художник Алексеев и его жизнь, его работа? Или что это такое было: взаимоотношения Романа Якобсона и Виктора Шкловского? И любой портрет – такое же понимание: и Муратовой, и Курехина, и Тенненбойма. Другое дело, что этот феномен не обязательно можно сформулировать в одной фразе: для того, собственно, фильм и снимается, а не фраза произносится, да? Но мне важно в процессе съемок, чтобы я, снимая фильм, что-то такое про его героя или про его героев понял.

– У вас есть любимые режиссеры-документалисты?

– Очень люблю Людмилу Станукинас. Она была женой кинодокументалиста Павла Когана. Ее фильм «Трамвай идет по городу» – изумительный, поэма о Ленинграде. А рифма в ней – или лейтмотив – трамвай. Мир города через трамваи. Если Марлен Хуциев в «Заставе Ильича» снимал Москву «через троллейбусы», если можно так выразиться, то Станукинас делает это через трамваи. Потому что для 60-х годов знак Москвы – троллейбус, а знак Питера – трамвай.

Сейчас фильм Станукинас вообще невероятно смотрится, потому что эта субкультура исчезла. Давно вы ездили на трамвае? Этой городской фактуры сейчас почти нет. А у Станукинас весь фильм построен на движении трамваев, на съемке людей, которые едут в трамвае. Совершеннейшее чудо.

Много позднее, чем Станукинас, я узнал невероятного режиссера-шестидесятника Бориса Галантера. Он работал в Свердловске – Екатеринбурге, делал еще и игровые фильмы, но они менее интересны: обычная экранизация классических произведений. А вот его документальные фильмы – шедевры. Сочетание лиризма и при этом изощренной кинематографической формы уровня Муратовой, Параджанова. Как он монтировал свои фильмы – высший класс! Я увидел его фильмы на ретроспективе и полюбил. Понятно, что это редко показывается.

Да, документальное кино 60-х – для меня самое любимое по сочетанию лиризма и «киногении».
А так-то много интересного. Польское документальное кино удивительно. Очень сильное, тоже начиная с 60-х годов.

Документальное кино и кино игровое

– Не решаюсь спросить про любимых режиссеров игрового кино – их слишком много?

– Да. Муратова, конечно, навсегда. Всякий раз, когда пересматриваешь ее фильмы, чему-то поражаешься, потому что это необъяснимо, как и что она делает. Вообще, кино очень сложный процесс творчества. Очень опосредованный. Материал опосредован и инструмент опосредован людьми, которые так или иначе участвуют в работе. Муратова эту опосредованность как никто умеет преодолевать. Снимает, как пишет, а пишет, как хочет. Понятно, что это не так. Но эффект непосредственности у нее силен, как ни у кого.

– Есть ли грань между документалистикой и игровым кино и в чем она?

[quote style=»boxed» float=»left»]Документалисты, как известно, снимают игровое кино, а вот игровики документальное почти никогда[/quote]

– Главное отличие в самом способе создания фильма. Документальное кино, даже если оно основано на архивном материале, построено на непосредственном контакте с меняющейся фактурой. Невозможно в документальном кино написать сценарий и точно ему следовать. Иное дело, что ты должен какую-то структуру будущего фильма иметь в своей голове, но при этом быть готовым к тому, чтобы что-то менять. Это страшно захватывающий процесс. Возможность непосредственного контакта с меняющейся, живущей своей жизнью материей, которую ты должен вогнать в какую-то художественную форму. В игровом кино все совершенно наоборот. Ты должен максимально продумать и максимально детально прописать максимально жесткую конструкцию и все попытки фактуры куда-то вильнуть вынужден пресекать.

При этом документалисты, как известно, снимают игровое кино, а вот игровики документальное почти никогда. Им сложно работать, когда нет детально прописанной структуры. Нельзя, конечно, сказать, что режиссер игрового кино никогда не сможет прийти в документальное. Михаил Ромм сразу вспомнился, да? «Обыкновенный фашизм» – потрясающий фильм, верно? Но это все-таки редкий случай. А документалисты, особенно сегодня, часто приходят в игровое кино.
Я как-то разговаривал с одним режиссером игрового кино, и он мне честно признавался, что вообще не понимает, как можно сделать документальный фильм. Можно и так снять, и эдак, потом так же «по живому» монтировать.

– Бывало так, что есть план фильма, представление о герое, а потом в ходе работы это представление оказывается опровергнуто?

GESLO

В команде ГЭСЛО не было профессионального кинооператора, но офицеры много фотографировали сами. В архиве осталось несколько тысяч уникальных снимков о работе экспедиции
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Почти всегда так бывает. Не то чтобы опровергнуто, но меняется представление. Например, когда я делал фильм о Сергее Курехине, представление о нем у меня изменилось. Не скажу, что кардинально, но изменилось. Вообще, всегда хочется избежать предсказуемости и общих мест. Например, я сразу решил, что в фильме о Курехине не будет про «Ленин – гриб» и самой знаменитой его темы из фильма Олега Тепцова «Господин оформитель». Хотя и «Ленин – гриб» смешно, и тема гениальна, но… слишком узнаваемо, слишком «припечатывает».

В моем фильме использована хроника, снятая англичанами, когда они делали для BBC фильм про Курехина. Английские «киношники» любезно предоставили все отснятые материалы. В итоге оказалось, что все, что я отобрал для своего фильма, – это кадры, которые в английский фильм не вошли. Например, кадр, от которого я просто ахнул. Курехин сидит один. Горит свеча, и он сидит печальный какой-то.

Ничего не придумывает. Просто сидит. Печальный, усталый. Для меня это какая-то кульминация. Действительно меняется представление о человеке, который вроде бы такой фейерверк, такой шоумен, постоянно фонтанирующий идеями, перформансами. А вот что человеку может быть иногда одиноко, тоскливо… И это очень важно. Потому что если представить себе, что человек все время хохочет и просто веселит людей, – это одно представление. А когда это его способ уйти от тоски, которая грызет, – это совсем другое.

Исчезнувшая экспедиция

– Последний, уже упоминавшийся фильм – ««Исчезнувшая« экспедиция», про полярные экспедиции Бориса Вилькицкого 1911–1915 годов. Почему взялись за эту работу?

[quote style=»boxed» float=»left»]В 1913 году ГЭСЛО открыла самую северную землю на нашей планете, чем завершила эпоху Великих географических открытий[/quote]

– Начало не было связано с этой темой. Был грант от Министерства культуры. А гранты эти, как правило, тематические. Грант назывался «Русская Арктика». Начали с продюсером думать, про что сделать, какую взять историю? Я очень опасался одного – попыток энциклопедии. Название «Русская Арктика» провоцирует начать с поморов и закончить XXI веком. Найти кинохронику поморов на кочах – и вперед. Такого рода попытки превращаются в бессмысленный поверхностный дайджест. Можно этот дайджест сделать с анимацией, с компьютерной графикой, но фильмом это не будет.

Начали искать тему. Попутно обнаружил, что чуть ли не каждый год появляется фильм под названием «Русская Арктика». Как правило, это фильмы об экспедициях Седова, Русанова и Брусилова. Или обо всех трех, или в какой-то комбинации. Тогда мы в отчаянии решили сходить в Музей Арктики и поговорить с людьми, которые там работают. И это была правильная идея. Нас замечательно встретил Виктор Боярский, тогдашний директор музея, познакомил с Марией Дукальской, главным научным сотрудником. Они-то мне сразу и сказали, что надо делать фильм про ГЭСЛО. Сначала я подумал, что это сербская фамилия, а оказалось – Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. Экспедиция, которая каждый год начиная с 1911-го пыталась пройти Северным морским путем. Музей Арктики в 2013 году выпустил книгу, посвященную ГЭСЛО. По сути, это отчет, подготовленный еще в 50-е годы одним из участников ГЭСЛО, Николаем Евгеновым, который стал видным советским полярным исследователем. Но книга не была подходящим материалом для фильма, требовалась человеческая история. Я к тому моменту уже понял обстоятельства ситуации. И был практически уверен, что материал есть, и материал интересный. Была ведь годовая зимовка, с 1914-го по 1915-й. Это же закон драматургии: не может не быть психологического напряжения в замкнутом пространстве, да еще в таком, как зимовка. Значит, нужно поднять в архивах дневники и воспоминания участников экспедиции. И там не может не обнаружиться сильной человеческой истории. Так и оказалось. Когда я погрузился в архивы, большая часть которых находится в Географическом обществе, меньшая – в архиве
Военно-морского флота, то чем дальше, тем больше это меня захватывало.

– Какие дневники и воспоминания вы использовали?

– Дневники Николая Евгенова. Целиком они не сохранились. Есть воспоминания Евгенова, которые издавались в советское время в очень сокращенном виде. Дневники Лаврова, одного из помощников капитана. Дневники Мизина, которые были изданы в Харькове в 70-е годы, небольшим тиражом вышла тоненькая книжечка. Воспоминания начальника экспедиции Бориса Вилькицкого были изданы в Бельгии, где он жил после революции. Воспоминания врачей Арнгольда и Старокадомского. Но самые потрясающие, конечно, воспоминания Николая фон Транзе, одного из помощников начальника экспедиции. Они оказались в архиве Военно-морского флота, были переданы туда американскими потомками фон Транзе в начале 2000-х. Воспоминания совершенно потрясающие. Транзе очень много пишет, может быть, спорного, но того, о чем не пишет никто. Однако многое, о чем написал Транзе, по косвенным признакам подтверждается и другими источниками.

– Надо пояснить, что это была первая экспедиция, которая прошла Северным морским путем…

Кадры

Кадры из фильмов Владимира Непевного
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

– Да, и это была первая государственная научная полярная экспедиция. Она была по-настоящему великолепно подготовлена. Кстати, подготовкой ГЭСЛО занимался Александр Колчак, что, как вы понимаете, тоже поспособствовало тому, что о ней или ничего не писали, или писали очень мало. Еще ее замалчивали из-за открытия Северной Земли, которая сначала была названа Землей Николая II. В 1913 году экспедиция открыла самую северную землю на нашей планете, архипелаг, чем, кстати, завершила эпоху Великих географических открытий. Поскольку это был 1913 год, год 300-летия дома Романовых, этот архипелаг и получил название Земля Николая II. Понятно, что после революции такое название превратилось в некую проблему, топографически-идеологическую. Не может же на советской карте появиться земля имени «какого-то Николая II». Забавно, что удалось найти географическую карту 1926 года, где она указана как Земля Николая. Просто видишь эту картину: люди, отдавая карту в печать, вдруг хватаются за голову и срочно убирают из названия римскую цифру. В 1930 году появился документальный фильм «К белому пятну Арктики», еще немой, с титрами. Снята отправка на Северную Землю экспедиции Урванцева и Ушакова. Действительно, очень важная экспедиция для исследования Северной Земли. Но, если судить по фильму, получается, что эти исследователи как будто бы и открывают архипелаг. Там есть кадры: географ склонился над столом с картой, тычет в нее пальцем, и идет титр: «Здесь должна быть земля!» Конечно, должна быть, если она на карту нанесена!

И третья причина, по которой ГЭСЛО замалчивалась: большинство ее участников оказались в эмиграции. И многие заняли, мягко говоря, не очень дружественную позицию по отношению к новой власти. Капитан Новопашенный, возглавлявший один из ледоколов, во время Второй мировой войны стал работать на немецкую разведку, погиб в лагерях в начале 50-х. Транзе и Вилькицкий подобного пятна в биографиях не имели, но эмигранты. Транзе – участник знаменитого Ледового похода 1918 года, благодаря которому был спасен Балтийский флот. Адмирал Щастный, руководивший этим походом, был расстрелян тогда же, в 1918-м. Транзе удалось бежать, он работал на Шпицбергене в шахте, а потом перебрался в Америку, устроившись посудомойщиком на корабль, направлявшийся в Новый Свет.

Ирония судьбы: самая удачная, самая успешная русская полярная экспедиция начала ХХ века фактически исчезла из истории! Какие-то косвенные упоминания о ней были, но не сравнить же это с валом книг, статей и фильмов про Седова, скажем… Парадокс: гораздо больше знают о тех, кто не решил поставленной задачи, чем о тех, кто, испытав те же трудности, чего-то добился и что-то совершил. Поэтому в названии фильма «исчезнувшая» – в кавычках. Ну и еще потому, что в отличие от экспедиции Русанова эта-то не исчезла.

– Ваш фильм сделан очень любопытно: минимум хроники, потому что ее просто нет, но очень много фотографий, которые очень драматичны, живописны, интересны…

– Уникальные фотографии, они меня просто поразили. К сожалению, экспедиции упорно не давали кинооператора, хотя просьба об этом была. Но деньги-то государственные, бюджет есть бюджет – и киносъемка сметой не предусматривалась. «Еще и на кино» – это, видимо, показалось слишком жирно. Зато очень много фотографировали сами офицеры. В результате в архиве сохранилось несколько тысяч прекрасных снимков. Некоторые из них просто отличного качества, и все, конечно, уникальны. Если представить себе условия, в которых делались эти фотографии при тогдашнем уровне техники, то уникальность их становится еще ощутимее.

– Планируется ли публикация монографии об этой экспедиции?

[quote style=»boxed» float=»left»]Фильм о Сергее Дрейдене — портрет, но не биография. Это такой опыт непосредственного проживания с героем фильма[/quote]

– Мне кажется, это обязательно надо сделать. Тем более имея совершенно невероятные фотографии. И сделать это надо в виде хорошо изданной книги. Не для красы, конечно, а вот ради того, чтобы эти фотографии, на которых отложилось время, были репродуцированы достойно. В научном издании отчета Евгенова, выпущенном Музеем Арктики, есть фотографии, но они черно-белые, и напечатана только малая их часть – от чего сила их во многом теряется, очень важный эффект пропадает.

Интересно, что есть часть фотографий, подобранная, видимо, Евгеновым, в виде альбома. То есть участникам экспедиции хотелось это сохранить, передать людям, которые будут держать альбом в руках и рассматривать. Хотелось передать эффект соприкосновения с тем, что было совершено и пережито. Ко мне, кстати, обратилось с предложением издать подобную монографию одно издательство. Но поскольку бюджет у него скромный, как у почти всякого издательства, собирались издать обычную книжку, если и с иллюстративным материалом, то черно-белым. Но когда я показал фотографии и объяснил, как это можно и нужно сделать, со мной, конечно, согласились. Осталось инвестора какого-нибудь найти или краундфандингом что-то собрать.

Конечно, в книгу об экспедиции надо включить и все дневники, печатать их параллельно, хронологически. Это будет очень увлекательно не только специалистам. Потому что читатель погружается в атмосферу экспедиции, слышит голоса разных ее участников, видит ситуацию с разных сторон. Это была бы очень интересная книга.

Проблемы кинодокументалистики

– С какими проблемами сталкивается режиссер-документалист в современной России?

Кадры из фильма о Сергее Дрейдене

Кадры из фильма о Сергее Дрейдене
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Главная проблема – отсутствие внятного и работающего механизма финансирования. Кино – вещь затратная. Если писатель или художник могут писать в стол или для себя, у них тоже проблемы, но не сопоставимые с проблемами кинорежиссера. Кино – штука дорогая. Скажем, в фильме про ГЭСЛО почти нет натурных съемок – в конце только, в виде эпилога. Но архивы-то еще дороже. Все материалы, которые мы брали в архиве РГО и Военно-морского музея, конечно, стоят денег. А работающего механизма финансирования документального кино у нас в стране нет.

У меня был опыт знакомства с тем, как это устроено в Скандинавских странах – Дании, Норвегии, Швеции, где снимается огромное количество документальных фильмов. Там сразу понятно, как все работает. Ты заходишь в тамошнее министерство кинематографии (у них это называется институт кино) и видишь на полочках отчеты за год. Там есть все цифры, они не засекречены: сколько в этом году выделено средств, кто получил, на какие фильмы и кто принимал решение.

Во-вторых, еще один важный момент, который у нас полностью отсутствует. Финансирование не самого фильма, а грант, небольшой конечно, на разработку темы будущего фильма. Ты даешь заявку, и если эта заявка вызывает интерес, то получаешь небольшой бюджет, чтобы разработать тему. Более того, в последние годы финансирование таких вот разработок будущих фильмов как раз увеличивается.

В документальном кино это очень важно. Нужно куда-то поехать, что-то поснимать, чтобы понять, может из этого получиться фильм или нет. В архивах поработать, материалы подсобрать. Одним словом, первоначальную разведку провести. У нас финансирование этого подготовительного этапа отсутствует напрочь. Зачастую, особенно сегодня, производство фильма требует продолжительного времени. А у нас на производство документального фильма отводится максимум год, но, как правило, меньше. Допустим, ты еще грант не получил, а только узнал, что получишь, но к концу года после этого известия уже должен сдать фильм. Между тем полтора года – минимум для хорошего документального фильма. Бывают фильмы, которые и дольше снимаются. Сейчас это достаточно распространено, появилось очень много больших фильмов.

Например, замечательный фильм польского режиссера Ханны Полак про девочку, которая живет на мусорной свалке, – «Человек живет для лучшего». Кино, которое Ханна снимала чуть ли не 20 лет. Получился потрясающий фильм про то, как девочка вырвалась из этой свалки, с этого дна жизни. Если бы Полак снимала коротко, то понятно, что было бы. Ну, чернуха. Вся наша жизнь – жизнь на свалке. А у нее получился полноценный роман о жизни человеческой, в финале которого герой совершает невероятный прорыв. Потому как девочка не только сама вырвалась, но еще и свою мать оттуда вытащила, которой на этой свалке было достаточно нормально, привычно.

И, наконец, в-третьих, полностью отсутствует какой-либо механизм продвижения документальных фильмов к зрителю. В европейских странах институтами кино выделяются деньги как на разработку фильмов, так потом и на их продвижение – рассылку на фестивали, кинорынки, ведь фильм не просто «галочка» в отчете, а то, что должно жить, встречаться с людьми. У нас это отсутствует.

И, кстати говоря, еще один момент, связанный с продвижением документального кино. В Европе, как правило, документальных кинематографистов поддерживает телевидение. Если режиссеру удается заручиться интересом телеканала, то тот дает какую-то часть бюджета фильма, но потом все равно покупает право показа. Это не предпродажа, канал не покупает право на фильм, а участвует в его создании, а потом еще и платит за право его показать.

[quote style=»boxed» float=»left»]Полтора года — минимум для хорошего документального кино. Бывают фильмы, которые и дольше снимаются[/quote]

У нас ситуация с точностью до наоборот. Канал «Культура», например, заказывает много документальных фильмов и участвует в их финансировании, но потом забирает все права на фильм. Навсегда. Чудовищная вещь, такого нигде в мире нет. Права на фильм забирает и никак их не использует. Иногда показывает, и все. Фильм лежит в архиве телеканала. Лучшего способа задушить документальное кино не придумаешь.

Кстати, Первый канал так не поступает. За то, что он поучаствовал в создании фильма, он гарантирует себе какое-то количество показов, но потом ты как автор можешь делать с фильмом что хочешь. У тебя есть возможность выпустить его на DVD, продавать на другие телеканалы – хоть отечественные, хоть зарубежные. А вот то, что делает «Культура», – необъяснимо. Знаю, что кое-какие продюсеры пытались пробить эту стену, но все оборачивалось тем, что люди тратили годы и потом проклинали все, замучившись пыль глотать. Не прошибить. Исторически так сложилось, и чтобы это изменить, надо взять на себя ответственность, а никто не хочет брать на себя ответственность. В отличие от людей, которые плавали в Арктику и брали на себя ответственность…

– Над чем вы сейчас работаете?

– Во-первых, в прошлом году я сделал короткометражный игровой фильм по пьесе Людмилы Петрушевской. Для меня это страшно важно. Потому что это фактически мой первый опыт игрового кино. Есть идея продолжить, взяв еще несколько одноактных пьес Петрушевской, и сделать уже полный метр. Рассылаю работу на фестивали, жду. Очень хочется, конечно, чтобы это как-то прозвучало. Пускай разругают, главное, чтобы увидели, тем паче что и пьеса, и фильм называются «Кому это нужно». Мне нравится это название. Оно очень оптимистичное.

Во-вторых, документальный фильм, который я сейчас заканчиваю, об артисте Сергее Дрейдене, с которым много раз работал. У меня он озвучивал Вертова и всех его братьев, Александра Володина в фильме «Печальный марафон», Паустовского озвучивал…

– А в фильме о Шкловском и Якобсоне…

– Нет, в фильме о Шкловском и Якобсоне за Шкловского читал Александр Калягин, а за Романа Якобсона – Сергей Юрский…

В фильме о Дрейдене нет интервью, нет никаких биографических фрагментов. Я снимал Сергея сам, оператора у меня не было. Не хотел снимать в спектаклях, хотя у него есть грандиозные роли и уже легендарные спектакли: «Немая сцена», «Мрамор» Бродского, «Отец» Стриндберга. Была возможность снять, как он играет короля Лира, скажем, но мне хотелось этого избежать, избежать показа фрагментов спектаклей на видео, потому что это все равно лишь тень от самого спектакля.

Я снимал процесс репетиции одной роли. Мне казалось, что это как раз то, в чем документальное кино может себя проявить. Мы не пытаемся демонстрировать результат, а показываем процесс. Обостряя, можно сказать: мне неважно было, удачный получится спектакль или нет, главное – процесс. Потому что процесс, если его подробно рассматривать, все равно интересен. Поэтому я и снимал репетиции одной роли – полковника в спектакле «Вино из одуванчиков» по Рэю Брэдбери. Режиссер – Адольф Шапиро. Попутно сделал видео для этого спектакля. Кроме того, много снимал Дрейдена в самых разных житейских обстоятельствах. Некоторые из  них очень забавны.

Очень переживаю за фильм, потому что, во-первых, он получается очень большой, больше часа, а во-вторых, я такого еще не делал. Это портрет, но не биография. Это такой опыт непосредственного проживания с героем фильма.

Никита Елисеев

Портрет А. Алексеева и его иллюстрации к роману «Доктор Живаго» предоставлены издательством «Вита Нова»

В печатной версии название статьи — «Кому это нужно» (журнал «Управление бизнесом», № 27, апрель, 2016 год).

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы прокомментировать

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Журнал «Управление Бизнесом» №27

Своя траектория: о кадровом вопросе для фармацевтической промышленности

Опубликован

в

Игорь Наркевич

Игорь Наркевич: наша цель – подготовить выпускника не к конкретному производству, а дать ему перспективу выбор.  (далее…)

Продолжить чтение

Журнал «Управление Бизнесом» №27

Соединяя плюсы: о кондитерском бизнесе

Опубликован

в

Анна Горчакова

Анна Горчакова: бизнес-среда стала более дружелюбной для обычных людей, которые просто хотят делать что-то свое (далее…)

Продолжить чтение

Журнал «Управление Бизнесом» №27

Роль на вырост: о ситуации с фермерскими хозяйствами

Опубликован

в

Михаил Шконда

Михаил Шконда: конкуренция среди фермеров, безусловно, растет, но она здоровая и способствует кооперации.
(далее…)

Продолжить чтение

СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА

Последние фото

  • Приглашаем принять участие в VIII Петербургском международном газовом форуме (ПМГФ-2018)!

    Приглашаем принять участие в VIII Петербургском международном газовом форуме (ПМГФ-2018)!
     С 2 по 5 октября 2018 года в Санкт-Петербурге пройдет самое масштабное мероприятие газовой отрасли.
    Форум в очередной раз соберет на [...]

  • ВТБ снижает ставки по автокредитованию на 2 п.п.

    ВТБ снижает ставки по автокредитованию на 2 п.п.
    ВТБ снижает на 2 п.п. базовые ставки по кредитованию подержанных автомобилей бизнес-класса у дилеров. Предложение доступно в рамках программы «АвтоПробег» [...]

  • Снизился прогноз роста экономики мира

    Снизился прогноз роста экономики мира
    Организация экономического сотрудничества и развития видит причины этого в торговле и политике.
    Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) понизила прогноз роста [...]

  • Завершается прием заявок на конкурс «Инвестор года» 2018

    Завершается прием заявок на конкурс «Инвестор года» 2018
    20 сентября 2018 года завершается прием конкурсных заявок на присуждение награды Правительства Санкт-Петербурга — почетного знака «Инвестор года». К участию [...]

  • Банк ВТБ выступил генеральным спонсором выставки «Экспрессионизм в русском искусстве»

    Банк ВТБ выступил генеральным спонсором выставки «Экспрессионизм в русском искусстве»
    20 сентября 2018 года в Русском музее при поддержке банка ВТБ открывается выставка «Экспрессионизм в русском искусстве». Она продемонстрирует национальные [...]

  • Партнером Национальной премии «ПРИОРИТЕТ-2018» стал Магнитогорский металлургический комбинат

    Партнером Национальной премии «ПРИОРИТЕТ-2018» стал Магнитогорский металлургический комбинат
    Один из крупнейших мировых производителей стали и признанный лидер черной металлургии России – официальный партнер Национальной премии в области импортозамещения [...]

  • Фабио Пирола: «Я верю в то, что у мечты есть крылья»

    Фабио Пирола: «Я верю в то, что у мечты есть крылья»
    В начале октября первый в мире танцующий симфонический оркестр CONCORD ORCHESTRA начинает гастрольный тур по 55 российским городам. Более 150 [...]

  • Ленобласть сведет к минимуму покупки у единственного поставщика

    Ленобласть сведет к минимуму покупки у единственного поставщика
    Об этом глава региона заявил в рамках заседания инвестиционного совета Ленинградской области.
    Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко дал указание свести к [...]

  • В КППИ подсчитали индекс промышленного производства и настроений в промышленности

    В КППИ подсчитали индекс промышленного производства и настроений в промышленности
    Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга подвел итоги за восемь месяцев 2018 года.
    Индекс промышленного производства в январе-августе 2018 года
    «Промышленность [...]

  • Как создать идеальную среду для удаленной работы

    Как создать идеальную среду для удаленной работы
    Инфографику предоставила Wrike — Система Менеджмента Управления Проектами

  • Кадровое сопровождение

    Кадровое сопровождение
    Аутсорсинг давно стал важной составляющей работы различных организаций и предприятий разного масштаба. Аутсорсинг позволяет отказаться от самостоятельного ведения одной из [...]

  • У банков России снизилась общая сумма прибыли

    У банков России снизилась общая сумма прибыли
    За восемь месяцев она сократилась на 9,6 %.
    В обзоре банковского сектора, опубликованного на сайте Центробанка, сообщается, что за восемь месяцев [...]

  • Завершается прием заявок на конкурс «Инвестор года» 2018

    Завершается прием заявок на конкурс «Инвестор года» 2018
    20 сентября 2018 года завершается прием конкурсных заявок на присуждение награды Правительства Санкт-Петербурга — почетного знака «Инвестор года». К участию [...]

  • ЦБ РФ решил повысить ключевую ставку

    ЦБ РФ решил повысить ключевую ставку
    Ситуацию прокомментировал заместитель председателя правления Русфинанс Банка Игорь Васильев.
    Решение ЦБ поднять ключевую ставку подтверждает нацеленность регулятора на поддержание стабильности финансовых [...]

  • Fazer расширяет инновационную линейку хлебов «Овощи-Микс»

    Fazer расширяет инновационную линейку хлебов «Овощи-Микс»
    Линейка хлебов «Овощи-Микс» от Fazer пополняется сразу двумя новинками в категории подовых хлебов с полезными добавками. В новых хлебах четверть* [...]

  • В Санкт-Петербурге состоится ключевое мероприятие по обсуждению инвестиционного потенциала

    В Санкт-Петербурге состоится ключевое мероприятие по обсуждению инвестиционного потенциала
    12-13 ноября 2018 года в Историческом парке «Россия – Моя история» состоится III Ежегодный инвестиционный форум. Организатором мероприятия выступает Комитет [...]

  • Спрос на рынке недвижимости повысился из-за роста доллара и евро

    Спрос на рынке недвижимости повысился из-за роста доллара и евро
    Число купленных новостроек увеличилось на 42%.
    Россияне активно покупают недвижимость, опасаясь обесценивания накоплений в национальной валюте. Как пишет «Российская газета» со [...]

  • Промсвязьбанк запустил акцию «Переход к лучшему»

    Промсвязьбанк запустил акцию «Переход к лучшему»
    Открыть счет, воспользовавшись акцией, можно как в офисах Промсвязьбанка, так и через выездных менеджеров, зарезервировав счет на сайте, или позвонив в [...]

  • Фермерам Ленобласти выделят субсидии

    Фермерам Ленобласти выделят субсидии
    Объединившиеся в кооперативы фермеры Ленинградской области получат дополнительную поддержку.
    Сумма каждого гранта — до 70 млн рублей. Средства могут быть потрачены [...]

  • ВТБ в рамках ВЭФ-2018 подписал 4 соглашения о сотрудничестве с регионами

    ВТБ в рамках ВЭФ-2018 подписал 4 соглашения о сотрудничестве с регионами
    Банк ВТБ подписал в среду на Восточном экономическом форуме четыре соглашения о сотрудничестве с регионами РФ — Сахалинской и Кемеровской [...]

  • На площадке университета Петра Великого откроется научно-образовательный центр промышленной робототехники

    На площадке университета Петра Великого откроется научно-образовательный центр промышленной робототехники
    Основная его цель — популяризация промышленной робототехники в России и создание собственных технологий автоматизации производства.
    18 сентября на площадке Санкт-Петербургского политехнического [...]

  • Почта России и ВТБ закрыли сделку по созданию совместного предприятия в сфере логистики

    Почта России и ВТБ закрыли сделку по созданию совместного предприятия в сфере логистики
    В рамках Восточного экономического форума — 2018 во Владивостоке Группа ВТБ и ФГУП «Почта России» заключили договор о создании совместного [...]

  • Список мест работы для людей предпенсионного возраста составил Роструд

    Список мест работы для людей предпенсионного возраста составил Роструд
    Об этом сообщил глава Роструда Всеволод Вуколов в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке.340 тысяч компаний вошли в список мест [...]

  • ВТБ Пенсионный фонд проиндексировал единовременные выплаты пенсионерам

    ВТБ Пенсионный фонд проиндексировал единовременные выплаты пенсионерам
    В сентябре ВТБ Пенсионный фонд проиндексировал своим клиентам размер единовременных выплат накопительной пенсии. Общий объем доплаты составил 13,3 млн рублей.
    Александр [...]

  • Число строителей-мигрантов уменьшится до 80%

    Число строителей-мигрантов уменьшится до 80%
    Правительство России предлагает ввести ограничения с 2019 года.
    До 80% от общего числа рабочих на предприятии планирует снизить количество строителей-мигрантов правительство [...]

  • Лето-2018: клиенты ВТБ на 20% увеличили свои траты за рубежом

    Лето-2018: клиенты ВТБ на 20% увеличили свои траты за рубежом
    Розничный бизнес банка ВТБ проанализировал транзакционную активность своих клиентов в период с 1 июня по 31 августа 2018 г., сравнив ее с летними месяцами [...]

  • Рыбоводы и архитекторы примут участие в норвежско-российском обмене

    Рыбоводы и архитекторы примут участие в норвежско-российском обмене
    Новые  перспективы сотрудничества были рассмотрены на встрече губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко и заместителя министра иностранных дел Королевства Норвегия Аудуна [...]

  • Прием заявок на конкурс Национальной премии «ПРИОРИТЕТ-2018» продлен до 15 октября

    Прием заявок на конкурс Национальной премии «ПРИОРИТЕТ-2018» продлен до 15 октября
    Оргкомитет Национальной премии в области импортозамещения «ПРИОРИТЕТ-2018» информирует о продлении приема заявок на участие в конкурсе. Как подчеркнули в Оргкомитете, [...]

  • Объявлен еще 41 номинант Национальной премии «ПРИОРИТЕТ-2018»

    Объявлен еще 41 номинант Национальной премии «ПРИОРИТЕТ-2018»
    В ходе третьего этапа Национальной премии в области импортозамещения «ПРИОРИТЕТ-2018» Организационный комитет и Экспертный совет премии информируют о результатах рассмотрения [...]

  • ВТБ снизил ставки по кредитам наличными

    ВТБ снизил ставки по кредитам наличными
    С 3 сентября банк ВТБ снижает ставки и меняет условия выдачи кредитов наличными: теперь при оформлении договора страхования заемщик сможет [...]

  • Областной бюджет предоставит субсидии на водопровод

    Областной бюджет предоставит субсидии на водопровод
    Города и поселения 12 районов Ленинградской области обновят водопроводные сети и оборудование водоочистных сооружений.
    Из областного бюджета на эти цели выделены [...]

  • Компания «Амазоне» рассказала о своей новинке, получившей золото АГРОСАЛОН

    Компания «Амазоне» рассказала о своей новинке, получившей золото АГРОСАЛОН
    Интервью с руководителем группы продукт-менеджеров компании Виктором Егоровым.
    Компания Amazone («Амазоне») не только принимает участие в АГРОСАЛОН, но и является [...]

  • Минтранс предлагает использовать "сверхприбыли" компаний для развития ж/д и портов

    Минтранс предлагает использовать "сверхприбыли" компаний для развития ж/д и портов
    Для привлечения предприятий может быть задействован концессионный механизм.
    «Сверхприбыли» металлургических и химических компаний могут быть пущены на развитие железных дорог и [...]

  • ВТБ предлагает льготное обслуживание малому и среднему бизнесу

    ВТБ предлагает льготное обслуживание малому и среднему бизнесу
    Банк ВТБ возобновляет акцию «Начнем с лучшего!» для предприятий малого и среднего бизнеса, открывающих первый расчетный счет в банке.  
    В [...]

  • Премия "Приоритет" прокатится по стране с серией пресс-туров на заводы отечественных производителей

    Премия "Приоритет" прокатится по стране с серией пресс-туров на заводы отечественных производителей
    Национальная премия в области импортозамещения «Приоритет» объявила о новом сервисе для своих участников.
    С конца лета премия запускает серию пресс-туров [...]

  • Мобильные операторы могут частично компенсировать "закон Яровой"

    Мобильные операторы могут частично компенсировать "закон Яровой"
    Это возможно за счет передачи ряда полномочий региональным операторам.
    Крупные мобильные операторы хотят частично окупить «закон Яровой», по которому информация должна [...]

  • РА Карась г. Екатеринбург

    РА Карась г. Екатеринбург
    Коммерция имеет огромное значение в жизни общества, на коммерческих отношениях строится очень многое. Все что-то продают – либо товары, либо [...]

  • Uber хочет выпускать электроскутеры

    Uber хочет выпускать электроскутеры
    Известная благодаря сервису такси компания намерена использовать их для проката.
    Американский бренд Uber решил еще больше расширить ассортимент своих услуг и [...]

  • Как обменять безнал на биткоин

    Как обменять безнал на биткоин
    Современные технологии давно потеснили наличное обращение валют на рынке. Сегодня активные пользователи интернет зарабатывают в сети, получая за это безналичные [...]

  • Власти вновь высказали желание поддержать частный бизнес

    Власти вновь высказали желание поддержать частный бизнес
    Государство планирует предоставить им льготы в случае больших инвестиций.
    В случае инвестиций в российские проекты суммы не менее 3 млрд рублей [...]

  • «Завод Гидропром» на АГРОСАЛОН. Работаем, засучив рукава!

    «Завод Гидропром» на АГРОСАЛОН. Работаем, засучив рукава!
    В разделе «АгроКомпонент» посетители выставки АГРОСАЛОН увидят уникальную продукцию компании «Завод Гидропром» собственного производства. 
    Предприятие успешно работает на российском рынке более [...]

  • ЕС собирается реформировать ВТО

    ЕС собирается реформировать ВТО
    Переговоры об этом запланированы на сентябрь 2018 года.
    ВТО собирается обнародовать план реформирования. Как сообщает Bloomberg, реформы позволят увеличить гибкость торговых [...]

  • Сев озимых в Ленобласти начался на 2 недели раньше

    Сев озимых в Ленобласти начался на 2 недели раньше
    Ими засеяно уже около 21% планируемого объема земель.
    Аграрии уже засеяли 1500 га зерновых культур — 807 га пшеницы, 519 га [...]

  • ВТБ предоставит ООО «Овощевод» 4,8 млрд рублей

    ВТБ предоставит ООО «Овощевод» 4,8 млрд рублей
    Заемные средства будут направлены на строительство пятой очереди тепличного комплекса «Ботаника».
    ВТБ открыл ООО «Овощевод», крупнейшей волгоградской торговой сети, в которую [...]

  • В Петербурге идет прием заявок на конкурс «Инвестор года» 2018

    В Петербурге идет прием заявок на конкурс «Инвестор года» 2018
    Прием конкурсных заявок на присуждение награды Правительства Санкт-Петербурга — почетного знака «Инвестор года» продлится до 20 сентября 2018 года.
    К участию в [...]

  • ВТБ на треть увеличил кредитно-документарный портфель в Кировской области

    ВТБ на треть увеличил кредитно-документарный портфель в Кировской области
    По итогам первого полугодия 2018 года объем кредитно-документарного портфеля ВТБ в Кировской области в сегменте предприятий среднего и малого бизнеса [...]

  • ВТБ увеличил портфель онлайн-депозитов на 85%

    ВТБ увеличил портфель онлайн-депозитов на 85%
    По итогам семи месяцев 2018 г. пользователи ВТБ-Онлайн дистанционно открыли более 630 тыс. вкладов и 350 тыс. накопительных счетов на [...]

  • ВТБ на 45% увеличил выдачу кредитов физлицам в Калининградской области

    ВТБ на 45% увеличил выдачу кредитов физлицам в Калининградской области
    Драйверами роста стали ипотека и кредиты наличными.
    В первом полугодии объем выданных кредитов жителям Калининградской области составил около 4 млрд рублей, [...]

  • Такси без водителей заработало в Токио

    Такси без водителей заработало в Токио
    Для заказа пока доступен всего один автомобиль.
    Услугу такси без водителя предложила японская компания Hinomaru Kotsu Co. Как сообщает Коммерсант.ru, пока [...]

  • До окончания приема заявок на «Приоритет-2018» осталось несколько дней

    До окончания приема заявок на «Приоритет-2018» осталось несколько дней
    Окно возможностей закроется 31 августа.
    Последний день лета станет последним днем приема заявок на участие в главной премии России в сфере [...]

  • CTTIF: ИНВЕСТИЦИИ ИЛИ ДЕПОЗИТ.  КУДА ВЛОЖИТЬ СВОБОДНЫЕ ЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ?

    CTTIF: ИНВЕСТИЦИИ ИЛИ ДЕПОЗИТ. КУДА ВЛОЖИТЬ СВОБОДНЫЕ ЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ?
    CTTIF расскажет про депозит
    Банковский вклад CTTIF считает прекрасным способом разместить свободные средства. И это вполне себе инвестиция: вложение в корпоративную [...]

  • Глава Минфина сказал, что налоги не повысят

    Глава Минфина сказал, что налоги не повысят
    Антон Силуанов заявил это по итогам встречи с представителями бизнеса в Москве.
    По словам Антона Силуанова, налоги повышаться не будут. Об [...]

  • "Агрорусь": Инвесторы вкладывают в коров

    "Агрорусь": Инвесторы вкладывают в коров
    В Ленобласти появятся два крупнейших в регионе молочных животноводческих комплекса с общим поголовьем в 5 тыс. коров и объемами производства [...]

  • Одним из трех серебряных медалистов CLAAS на АГРОСАЛОНЕ стала универсальная жатка CONVIO FLEX

    Одним из трех серебряных медалистов CLAAS на АГРОСАЛОНЕ стала универсальная жатка CONVIO FLEX
    Интервью с заместителем генерального директора и директором по продажам, маркетингу и послепродажному обслуживанию ООО «КЛААС Восток» Дирк Зеелиг.
    CONVIO FLEX – [...]

  • Запчасти для скутера

    Запчасти для скутера
    Компания запчастидляскутера.рф занимается реализацией запчастей для гироскутеров, мототехники, велосипедов, а также продаже аксессуаров. Клиентам предлагается качественная продукции с доставкой по [...]

  • Интернет опередил ТВ по объему рекламы

    Интернет опередил ТВ по объему рекламы
    Состояние российского рынка за 1 полугодие 2018 года оценила Ассоциация коммуникационых агентств России.
    В первом полугодии 2018 года объем интернет-рекламы достиг [...]

  • Рука государства

    Рука государства
    Реализация льготной программы кредитования под эгидой Минсельхоза России превзошла плановые ожидания по результативности на каждый рубль субсидий.
    Кредитование сельхозтоваропроизводителей стоит особняком [...]

  • Майнеры поселились в Киришах

    Майнеры поселились в Киришах
    В Ленинградской области заработал крупнейший  в России центр обработки данных, предназначенный для добычи цифровой валюты – биткойнов.
    Криптоотель, энергомощностью 20 мВт, [...]

  • Победителями июльского медиарейтинга импортозамещения стали Свердловская область и Ростех

    Победителями июльского медиарейтинга импортозамещения стали Свердловская область и Ростех
    Национальная премия «Приоритет» и компания «Медиалогия» подвели итоги активности российских регионов и компаний в медиа по теме импортозамещения за июль [...]

  • Как справиться с кризисной ситуацией, управляя проектом

    Как справиться с кризисной ситуацией, управляя проектом
    Инфографику предоставила Wrike — Система Управления Задачами И Проектами

  • Виды оправ

    Виды оправ
    Любой уважающий себя человек уделяет должное внимание аксессуарам, которые носит. Сумки, кошельки, платки, украшения, часы, и конечно же очки. Очки [...]

  • В РСПП считают изъятие "сверхприбылей" контрпродуктивным

    В РСПП считают изъятие "сверхприбылей" контрпродуктивным
    Российский союз промышленников и предпринимателей раскритиковал предложение помощника президента России Андрея Белоусова.
    Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) высказался против изъятия [...]

  • Индекс настроений в промышленности составил 51,7%

    Индекс настроений в промышленности составил 51,7%
    Данные приводит комитет по промышленной политике и инновациям (КППИ) Санкт-Петербурга.
    Индекс настроений в промышленности, рассчитанный КППИ с учетом статистической информации и [...]

  • Незаменимый лизинг

    Незаменимый лизинг
    Для многих представителей малого и среднего бизнеса (МСБ), занятых в сельском хозяйстве, лизинг – единственная возможность получить финансирование на покупку [...]

  • Аутсорсинг бизнес-процессов и персонала

    Аутсорсинг бизнес-процессов и персонала
    Аутсорсинг давно используется многими предприятиями, этот вид услуг приобрёл большую популярность благодаря его удобству.
    Аутсорсинг outstaffing-sovetnik.ru/autsorsing основан на использовании услуг сторонних [...]

  • Renault российской сборки поставят в Монголию

    Renault российской сборки поставят в Монголию
    На экспорт пойдут пять моделей французского бренда.
    Французская компания Renault начинает экспортировать в Монголию автомобили, сделанные в России. Как сообщает «Коммерсант.ru», [...]

  • В национальный проект официально включили "Социальные лифты"

    В национальный проект официально включили "Социальные лифты"
    Программа за 4,74 млрд рублей может помочь сформировать управленческую элиту России.
    В национальный проект «Образование» включили программу «Социальные лифты». Как сообщает [...]

  • Успейте подать заявку на участие в премии «ПРИОРИТЕТ-2018»!

    Успейте подать заявку на участие в премии «ПРИОРИТЕТ-2018»!
    В начале близящегося сентября главная премия России в сфере импортозамещеня «ПРИОРИТЕТ» вступит в свою решающую фазу. С этого момента начнется [...]

  • Готовятся к выпуску первые облигации на блокчейне

    Готовятся к выпуску первые облигации на блокчейне
    Торговля ими будет происходить на платформе, управляемой Всемирным банком.
    Готовятся к выпуску первые в мире облигации на блокчейне. Как сообщает «Коммерсант.ru», [...]

  • Время для лидеров

    Время для лидеров
    Агропромышленный комплекс Ленинградской области демонстрирует позитивную динамику практически по всем основным показателям.
    Олег Малащенко с осени 2017 года возглавляет агропромышленный и [...]

  • Средняя урожайность в Ленобласти составляет 32,1 ц/га

    Средняя урожайность в Ленобласти составляет 32,1 ц/га
    В регионе началась уборка зерновых культур. 
    Уже собрано более 25,5 тыс. тонн зерна с площади 8 тыс. гектаров. Средняя урожайность в [...]

  • Пока без системного роста

    Пока без системного роста
    В 2017 году агропромышленный комплекс Северо-Запада показал разнонаправленную динамику, в том числе и из-за природных факторов.
    Непогода помешала труженикам АПК региона [...]

  • "Левада-центр" экономические ожидания 30% россиян ухудшились

    "Левада-центр" экономические ожидания 30% россиян ухудшились
    Причиной стали повышение налогов и готовящаяся пенсионная реформа.
    Опрос, который провели аналитики «Левада-центра», показал, что 30% россиян считают грядущий год неудачным [...]

  • Компаниям Ленобласти предлагают реставрацию в обмен на налоги

    Компаниям Ленобласти предлагают реставрацию в обмен на налоги
    Власти региона намерены стимулировать собственников объектов культурного наследия к проведению восстановительных работ.

    Компании, которые займутся восстановлением объектов культурного наследия в Ленинградской [...]

  • 160 млрд рублей будет стоить переход чиновников на смартфоны с ОС Sailfish

    160 млрд рублей будет стоить переход чиновников на смартфоны с ОС Sailfish
    Средства на софт, в разработке которого участвовали российские программисты, будут выделены из федерального и местного бюджетов, а также из ресурсов [...]

  • Ленинградская область примет чемпионат мира по пахоте

    Ленинградская область примет чемпионат мира по пахоте
    Всемирная пахотная организация обратилась к администрации Ленинградской области с предложением принять в регионе 67-й чемпионат мира по пахоте 2020 года.
    Об [...]

  • Запись о недостоверности сведений при ликвидации ООО

    Запись о недостоверности сведений при ликвидации ООО
    Продолжая борьбу с компаниями-однодневками, Федеральная налоговая служба РФ приняла новые изменения в закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных [...]

  • Сложить мозаику

    Сложить мозаику
    Полина Барскова: я говорю о текстах, безусловно, трагических, очень важно при этом не позволять себе сваливаться в пафос – трагедию [...]

  • Искусство кройки и шитья

    Искусство кройки и шитья
    Юлия Солдаткина: я иногда даже не знаю, кто я – продавец тканей или психолог?
    В провинцию мало-помалу проникают модные столичные форматы: [...]

  • Чартеры за рубеж сократятся на 10-20%

    Чартеры за рубеж сократятся на 10-20%
    Это связано с сокращением туроператорами полетных программ .

    На 10-20% снизится количество чартеров за рубеж в августе 2018 года. Как сообщает «Коммерсант.ru«, [...]

  • В Ленобласти запустили новое приложение по трудоустройству

    В Ленобласти запустили новое приложение по трудоустройству
     Программа интегрирована с региональным порталом биржи труда.
    Биржа труда разработала приложение «Работа всем», которое позволяет самостоятельно вести поиск вакансий, доступных в [...]

  • Мипромторг предлагает начать маркировать молоко в сентябре

    Мипромторг предлагает начать маркировать молоко в сентябре
    Эксперимент планируется провести на добровольной основе.
    С 1 сентября 2018 года по 31 декабря 2019 года в России может пройти эксперимент [...]

  • Дело всей семьи

    Дело всей семьи
    Татьяна и Юрий Фионовы: то, что говорят о фермерстве на государственном уровне, и то, что происходит на земле, – разные [...]

  • Эффективная система защиты информации заработала во Всероссийском центре экстренной и радиационной медицины МЧС РФ

    Эффективная система защиты информации заработала во Всероссийском центре экстренной и радиационной медицины МЧС РФ
    Это стало возможным благодаря современным технологиям, внедренным ИТ-партнерами учреждения.
    В ФГБУ ВЦЭРМ им А.М.Никифорова МЧС России заработала система безбумажного ведения юридически [...]

  • Фарфоровые прогулки сквозь время

    Фарфоровые прогулки сквозь время
    В Петергофе начала работу выставка «Фарфоровые пригороды Петербурга», организованная АО «Императорский фарфоровый завод» и ГМЗ «Петергоф».
    Выставка «Фарфоровые пригороды Петербурга» посвящается [...]

  • Госдума приняла закон об увеличении НДС

    Госдума приняла закон об увеличении НДС
    Ставку налога на добавленную стоимость повысили до 20%.
    Государственная дума приняла в третьем чтении закон об увеличении налога на добавленную стоимость [...]

  • В Ленинградской области началась уборка урожая

    В Ленинградской области началась уборка урожая
    Благоприятная погода, сложившаяся в регионе в июле, позволила аграриям начать уборку овощей раньше обычных сроков. 
    По состоянию на 23 июля  во [...]

  • Компетенции для роста

    Компетенции для роста
    Лариса Маничева: зарплата – это язык цифр, который говорит о том, что сотрудник должен сделать и чего от него ожидают.
    Лариса [...]

  • Индекс промпроизводства в Ленобласти превысил среднероссийский в полтора раза

    Индекс промпроизводства в Ленобласти превысил среднероссийский в полтора раза
    Индекс промышленного производства в регионе за I полугодие 2018 года составил 104,7%. В июне этот показатель составил 106%.
    Рост промышленности за [...]

  • Как экономить на недвижимости в Испании

    Как экономить на недвижимости в Испании
    Перед тем, как покупать недвижимость в Испании , человеку важно знать, что его любые инвестиции не прогорят. Сама Испания – [...]

  • Агропромышленный потенциал России покажут на выставке-ярмарке «Агрорусь»

    Агропромышленный потенциал России покажут на выставке-ярмарке «Агрорусь»
    С 18 по 26 августа в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» пройдет одно из крупнейших сельскохозяйственных мероприятий России – XХVII Международная агропромышленная [...]

  • Термос с логотипом

    Термос с логотипом
    Реклама – основной двигатель любого товара, она представляет как сам товар, так и его производителя. Реклама может быть громкой, яркой [...]

  • Современный дизайн от натальи фарносовой

    Современный дизайн от натальи фарносовой
    Каждый владелец квартиры или дома желает создать уютное пристанище. Для комфортного отдыха от суеты и забот потребуется не просто заурядный [...]

  • Деньги под залог недвижимости алматы

    Деньги под залог недвижимости алматы
    Иногда ситуация требует большого вложения денег, которых нет в наличии, а упущенная возможность будет дорого стоить. В такой ситуации остаётся [...]

  • Форекс для начинающих - особенности торговли на рынке

    Форекс для начинающих - особенности торговли на рынке
    Торговля на рынке Форекс доступна сегодня каждому, для начала достаточно иметь компьютер и подключение к интернету. Такой вариант заработка имеет [...]

  • Советники Форекс: все факторы правильного выбора

    Советники Форекс: все факторы правильного выбора
    Советники Форекс – специальные программы, которые предназначены для автоматической торговли на валютном рынке. Причина популярности автоматизированных систем проста – возможность [...]

  • В Петербурге идет подготовка к Генеральной ассамблее UNWTO

    В Петербурге идет подготовка к Генеральной ассамблее UNWTO
    В городе с визитом побывал генеральный секретарь Всемирной туристкой организации (UNWTO) Зураб Пололикашвили.

    В Смольном губернатор Георгий Полтавченко встретился с генеральным [...]

  • Поле притяжения

    Поле притяжения
    Сергей Моренков: у нас в компании обширная инфраструктура, в эту почву мы можем посадить абсолютно любой бизнес, и он вырастет.
    ГК [...]

  • В вихре цифровизации

    В вихре цифровизации
    Главным условием эффективной реализации госпрограммы «Цифровая экономика» должно стать ясное представление о том, каким отраслям и направлениям нужна господдержка.
    Эпоха «цифры» [...]

  • До 30 трлн долларов теряют страны со слабым женским образованием

    До 30 трлн долларов теряют страны со слабым женским образованием
    Образованные женщины могли бы зарабатывать в два раз больше.
    От 15 до 30 трлн долларов составляют убытки тех стран, в которых [...]

Наши партнеры

Ежегодный инвестиционный форум в Санкт-Петербурге 2018

Тренды

X