Connect with us

Журнал «Управление Бизнесом» №27

Кому это нужно: о документальном кино

Опубликован

в

Владимир Непевный

Владимир Непевный: процесс создания фильма – это процесс понимания

Мало кто в современной России обращает внимание на кинодокументалистику. И зря. Жанр – почтенный. Нынче, как и прежде, в России в этом жанре работают настоящие мастера. С одним из таких мастеров кинодокументалистики, режиссером Владимиром Непевным, автором фильмов о Паустовском, Курехине, Александре Володине, Кире Муратовой и многих других, мы и поговорили.

– Почему вы пришли в документалистику?

– Хотелось делать кино. Я опасался, что игровое сразу не удастся. Как в анекдоте со львом: «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст?» А документальное кино про людей, связанных с искусством, мне, кроме всего прочего, делать было интересно. Хотя специального кинематографического образования у меня нет. Но поскольку я помимо мехмата закончил еще и театроведческий факультет ЛГТИМиКа, все ж таки у меня есть очень хорошее, гуманитарное, искусствоведческое образование, достаточное для того, чтобы работать в документальном кино. Работу в архивах, историю искусств нам очень хорошо преподавали. Здесь я более уверенно себя чувствовал.

Сначала у меня было полфильма. Был такой проект: «Как снимался «Брат 2″». Фильм о фильме. А половина потому, что я делал российскую часть, а американскую – Тобин Обер. Это «наш» англичанин, если можно так выразиться. Живет в Питере много лет. Он снимал в Америке вторую часть фильма про то, как Балабанов делает кино. Кстати говоря, из всех моих работ – а после этой половинки я снял довольно много – этот фильм пользуется самой бешеной и устойчивой популярностью. Можно проследить по интернету, по количеству скачиваний и просмотров.

– А первая не-половинка фильма? Первый полный фильм?

Владимир Непевный

Владимир Непевный
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– А первых было два: снимал их параллельно в 2001 году. Замечательная история. Это был, к сожалению, единственный раз, когда Фонд Форда объявил конкурс на целевые гранты для создания документальных фильмов – «Русское искусство ХХ века». Предполагалось, что это станет регулярным, но, к сожалению, не стало. То был первый случай, когда западный фонд, известный, с хорошей репутацией, создал здесь отделение, специально занимавшееся документальным кино. (Фонд Сороса, например, принципиально не дает грантов на кино.) Схема конкурса была абсолютно прозрачна. Все могли участвовать и представлять заявки. Было создано международное экспертное жюри, очень авторитетное.

У меня были две заявки. Одна – посвященная Александру Алексееву, знаменитому мультипликатору, художнику, изобретателю игольчатого экрана. В 1999 году в России о нем вышла книжка под совершенно точным названием: «Безвестный русский – знаменитый француз». Он эмигрант, жил во Франции, в Америке. Первый иллюстратор «Доктора Живаго». Пастернаку переправили книгу с иллюстрациями Алексеева. Пастернак очень хвалил картинки, выполненные с помощью игольчатого экрана.

Орсон Уэллс пригласил Алексеева делать мультипликационную заставку для его экранизации «Процесса» Кафки. Кстати, не лучшая работа Алексеева. Кафка ему не близок. Алексеев все-таки лирический автор. «Ночь на Лысой горе» – визуализация музыки Мусоргского – удивительная, непревзойденная работа. «Нос», конечно, грандиозный фильм, просто грандиозный.

Так вот, об Алексееве вообще не было фильмов. Его снимали, конечно. Были короткометражки, где он снят за работой, объясняет принцип действия своего игольчатого экрана. Но полноценного большого фильма-портрета не было. Я сделал первый такой фильм. Надо сказать, что без гранта его невозможно было бы снять, потому что съемки проходили во Франции и в Америке, была работа в зарубежных архивах. Даже за демонстрацию на экране иллюстраций к «Доктору Живаго» приходилось платить издательству «Галлимар».

[quote style=»boxed» float=»left»]Непевный: Ты должен какую-то структуру будущего фильма иметь в своей голове, но при этом быть готовым что-то менять. Это страшно захватывающий процесс[/quote]

Вторая заявка была посвящена Дзиге Вертову, великому советскому кинодокументалисту 20-х годов, и его братьям, прекрасным кинооператорам Михаилу и Борису Кауфманам. Средний брат Дзиги Вертова, Михаил, снимал «Человека с киноаппаратом», теперь это классика кинодокументалистики. Но после «Человека с киноаппаратом» братья разошлись. Михаил работал с другими режиссерами, а Борис уехал. Я бы не сказал, что он эмигрировал из Советского Союза, потому что уезжал он из Белостока, то есть из тогдашней Польши. Я так понимаю, что родители пытались оградить младшего сына от влияния старших братьев. Не хотели, чтобы он связался с кино, и отправили в Париж учиться на инженера. А он и в Париже сошелся с кинематографистами и стал гениальным оператором. Снимал все фильмы Жана Виго, рано умершего абсолютного гения кинематографа. «По поводу Ниццы», например… Причем он был сорежиссером Виго в этом фильме. «Ноль за поведение», «Аталанта»… Потом Борис уехал в Америку и сделал невероятную карьеру. В качестве оператора снимал великие фильмы. «В порту» Элиа Казана, за который как оператор получил «Оскара». Кстати, в этом фильме Марлон Брандо впервые сыграл главную роль. «12 рассерженных мужчин» Сиднея Люмета – тоже операторская работа Бориса Кауфмана…

Кое-что не получилось в моих фильмах. Особенно в фильме о Вертове и его братьях. Там три героя, сложнее было его строить. Поэтому я думаю, что за этот фильм стоило бы мне чуть попозже взяться. Не дебютантом будучи. Знаете, в начале творческого пути свойственно быть очень самонадеянным. А тут еще я получил два гранта из шести. И это было ужасно. У меня же не было до этих грантов ни одного фильма. Одна половинка – и все. Участвовало-то в конкурсе довольно много известных людей, а я был никому не известный, непонятно откуда взявшийся, который пришел и отхватил два гранта из шести. Все были в шоке. В том числе и я. Впрочем, у меня была и третья заявка, которая тоже вошла в шорт-лист, но тогда я уже сам сказал, что третьего не надо. Название у нее было забавное: «Станиславский в Новом Свете». Гастроли МХАТа в Америке в 20-е годы. И работа Станиславского над книгой «Моя жизнь в искусстве», которая написана по заказу американских издателей. Вообще переоценка многого в жизни и в искусстве, которая произошла у Станиславского после американских гастролей. Он ведь даже в Голливуде что-то пытался снимать. В общем, довольно любопытная история. Об этом периоде жизни Станиславского вышла книга, которая у нас до сих пор не переведена. Написал ее человек, который сопровождал Станиславского во время тех гастролей.

Кира Муратова и «Веселый сантехник»

– Какой свой фильм считаете самым удачным и почему?

Владимир Непевный

Непевный: Разумеется, острее всего переживаешь за последний фильм
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Сложно сказать. Разумеется, острее всего переживаешь за последний фильм. То есть за снятый в этом году – «»Исчезнувшая» экспедиция», о ГЭСЛО, Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1911–1915 годах. О людях, которые первыми прошли по Северному морскому пути и открыли архипелаг Северная Земля. То есть совершили последнее из Великих географических открытий.

А любимый герой?.. Наверное, водопроводчик Зиновий Тенненбойм из фильма «Веселый сантехник». Невероятно интересный человек. Я снимал его в фильме о Кире Муратовой. В одной цензурной истории с фильмом Киры Муратовой он сыграл положительную роль. Знаете, в поздние советские годы были киноклубы, куда ходили смотреть сложное, интересное или старое кино. Так вот, он был таким киноклубником и фанатом Киры Муратовой. Началась история с «Долгих проводов». Этот фильм Муратовой загадочно исчез: никто его на полку не отправил, но буквально через несколько дней проката он был снят с экранов. Очевидно, вышел негласный запрет.

И Тенненбойм был одним из инициаторов, если не главным инициатором, «спецоперации» по вытаскиванию кинокопий «Долгих проводов». Главная задача была получить копию фильма в руки. Он бомбил все инстанции письмами от лица трудящихся. Причем сам он и был, и остается трудящимся. Водопроводчик высокого класса. Инстанции вынуждены были ему отвечать. Он писал: мы, мол, с коллегами хотим посмотреть новый фильм любимого режиссера Киры Муратовой, почему мы не можем его увидеть? Ведь официального документа о запрете фильма не было. По другим картинам Киры Муратовой существовали какие-то там санкции, постановления, хотя и без запрета. А тут вообще ничего. Значит, можно?

[quote style=»boxed» float=»left»]Фильм «Кому это нужно» по пьесе Петрушевской — мой первый опыт игрового кино. Мне нравится название. Очень оптимистичное[/quote]

Ему ответили, что фильм не пользовался популярностью, оказался неинтересен советским людям и потому был снят с экрана. На что Тенненбойм реагировал: мы же тоже советские люди, тоже трудящиеся, и мы хотим посмотреть этот фильм! Что тут делать? Все письма были написаны Тенненбоймом чрезвычайно грамотно во всех смыслах. К каждому – копии ответов из Министерства культуры, Госкино. Официального-то запрета нет. И Госфильмофонд, скрипя зубами и скрепя сердце, выдал киноклубу, членом которого был Зиновий Тенненбойм, копию фильма Киры Муратовой «Долгие проводы».

Были и другие чудесные истории, которые он рассказывает в моем фильме «Кира». Поскольку я его сам снимал, мне было видно, что это человек незаурядный. Работает водопроводчиком высшего разряда, чем очень гордится, пишет стихи для себя, ходит в филармонию, любит музыку, любит искусство и разбирается в нем. У меня возникла идея о нем самом снять фильм. Потому что невозможно о таком человеке не снять фильма. И я снял фактически без финансирования короткий фильм. Мне помогали тогда, конечно. Игорь Каленов, продюсер, помог с техникой. Оператор Дмитрий Фролов: частично я работал с камерой, частично он.

Получился небольшой такой фильм, минут на 20, который в итоге вошел в Input – под эгидой ЮНЕСКО отбирается 100 лучших фильмов за год со всего мира. И мой «Веселый сантехник» попал в эту «сотку», был показ в Сан-Франциско. А потом он попал еще в 20 лучших фильмов, Best of Input. Программа этих фильмов ездила по всему миру. Я письма какие-то получал – из Бразилии, скажем. И понимал – и понимаю! – что все это благодаря герою фильма. Потому что он совершенно изумительный чудак и философ. Настоящий философ, без кавычек.

Искусство и математика

– У вас, как вы уже сказали, два высших образования: мехмат Одесского университета и факультет искусствоведения ЛГИТМиКа. Ощущаете влияние первого, математического, образования на работу в кино?

Коллаж

Изобретатель игольчатого экрана Александр Алексеев создал в этой уникальной анимационной технике иллюстрации к французскому изданию романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», вышедшему в 1959 году
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Не рефлексировал на эту тему. Но, наверное, психологическая сторона в этом есть. В том, что мне интересно думать. Сам процесс думания – он вообще интересен. Думанию учат в математике. А мне интересно думание и в искусстве. Другое дело, что в искусстве думание сочетается с эмоциональным восприятием. Но сам момент думания в искусстве, конечно, не так уж част, как и в жизни, к сожалению.

Причем в делании фильмов для меня важно не то, что у меня есть уже какая-то мысль и я хочу ее как-то проиллюстрировать, показать. Процесс создания фильма – это процесс понимания. Вот что это такое было, что это был за феномен: художник Алексеев и его жизнь, его работа? Или что это такое было: взаимоотношения Романа Якобсона и Виктора Шкловского? И любой портрет – такое же понимание: и Муратовой, и Курехина, и Тенненбойма. Другое дело, что этот феномен не обязательно можно сформулировать в одной фразе: для того, собственно, фильм и снимается, а не фраза произносится, да? Но мне важно в процессе съемок, чтобы я, снимая фильм, что-то такое про его героя или про его героев понял.

– У вас есть любимые режиссеры-документалисты?

– Очень люблю Людмилу Станукинас. Она была женой кинодокументалиста Павла Когана. Ее фильм «Трамвай идет по городу» – изумительный, поэма о Ленинграде. А рифма в ней – или лейтмотив – трамвай. Мир города через трамваи. Если Марлен Хуциев в «Заставе Ильича» снимал Москву «через троллейбусы», если можно так выразиться, то Станукинас делает это через трамваи. Потому что для 60-х годов знак Москвы – троллейбус, а знак Питера – трамвай.

Сейчас фильм Станукинас вообще невероятно смотрится, потому что эта субкультура исчезла. Давно вы ездили на трамвае? Этой городской фактуры сейчас почти нет. А у Станукинас весь фильм построен на движении трамваев, на съемке людей, которые едут в трамвае. Совершеннейшее чудо.

Много позднее, чем Станукинас, я узнал невероятного режиссера-шестидесятника Бориса Галантера. Он работал в Свердловске – Екатеринбурге, делал еще и игровые фильмы, но они менее интересны: обычная экранизация классических произведений. А вот его документальные фильмы – шедевры. Сочетание лиризма и при этом изощренной кинематографической формы уровня Муратовой, Параджанова. Как он монтировал свои фильмы – высший класс! Я увидел его фильмы на ретроспективе и полюбил. Понятно, что это редко показывается.

Да, документальное кино 60-х – для меня самое любимое по сочетанию лиризма и «киногении».
А так-то много интересного. Польское документальное кино удивительно. Очень сильное, тоже начиная с 60-х годов.

Документальное кино и кино игровое

– Не решаюсь спросить про любимых режиссеров игрового кино – их слишком много?

– Да. Муратова, конечно, навсегда. Всякий раз, когда пересматриваешь ее фильмы, чему-то поражаешься, потому что это необъяснимо, как и что она делает. Вообще, кино очень сложный процесс творчества. Очень опосредованный. Материал опосредован и инструмент опосредован людьми, которые так или иначе участвуют в работе. Муратова эту опосредованность как никто умеет преодолевать. Снимает, как пишет, а пишет, как хочет. Понятно, что это не так. Но эффект непосредственности у нее силен, как ни у кого.

– Есть ли грань между документалистикой и игровым кино и в чем она?

[quote style=»boxed» float=»left»]Документалисты, как известно, снимают игровое кино, а вот игровики документальное почти никогда[/quote]

– Главное отличие в самом способе создания фильма. Документальное кино, даже если оно основано на архивном материале, построено на непосредственном контакте с меняющейся фактурой. Невозможно в документальном кино написать сценарий и точно ему следовать. Иное дело, что ты должен какую-то структуру будущего фильма иметь в своей голове, но при этом быть готовым к тому, чтобы что-то менять. Это страшно захватывающий процесс. Возможность непосредственного контакта с меняющейся, живущей своей жизнью материей, которую ты должен вогнать в какую-то художественную форму. В игровом кино все совершенно наоборот. Ты должен максимально продумать и максимально детально прописать максимально жесткую конструкцию и все попытки фактуры куда-то вильнуть вынужден пресекать.

При этом документалисты, как известно, снимают игровое кино, а вот игровики документальное почти никогда. Им сложно работать, когда нет детально прописанной структуры. Нельзя, конечно, сказать, что режиссер игрового кино никогда не сможет прийти в документальное. Михаил Ромм сразу вспомнился, да? «Обыкновенный фашизм» – потрясающий фильм, верно? Но это все-таки редкий случай. А документалисты, особенно сегодня, часто приходят в игровое кино.
Я как-то разговаривал с одним режиссером игрового кино, и он мне честно признавался, что вообще не понимает, как можно сделать документальный фильм. Можно и так снять, и эдак, потом так же «по живому» монтировать.

– Бывало так, что есть план фильма, представление о герое, а потом в ходе работы это представление оказывается опровергнуто?

GESLO

В команде ГЭСЛО не было профессионального кинооператора, но офицеры много фотографировали сами. В архиве осталось несколько тысяч уникальных снимков о работе экспедиции
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Почти всегда так бывает. Не то чтобы опровергнуто, но меняется представление. Например, когда я делал фильм о Сергее Курехине, представление о нем у меня изменилось. Не скажу, что кардинально, но изменилось. Вообще, всегда хочется избежать предсказуемости и общих мест. Например, я сразу решил, что в фильме о Курехине не будет про «Ленин – гриб» и самой знаменитой его темы из фильма Олега Тепцова «Господин оформитель». Хотя и «Ленин – гриб» смешно, и тема гениальна, но… слишком узнаваемо, слишком «припечатывает».

В моем фильме использована хроника, снятая англичанами, когда они делали для BBC фильм про Курехина. Английские «киношники» любезно предоставили все отснятые материалы. В итоге оказалось, что все, что я отобрал для своего фильма, – это кадры, которые в английский фильм не вошли. Например, кадр, от которого я просто ахнул. Курехин сидит один. Горит свеча, и он сидит печальный какой-то.

Ничего не придумывает. Просто сидит. Печальный, усталый. Для меня это какая-то кульминация. Действительно меняется представление о человеке, который вроде бы такой фейерверк, такой шоумен, постоянно фонтанирующий идеями, перформансами. А вот что человеку может быть иногда одиноко, тоскливо… И это очень важно. Потому что если представить себе, что человек все время хохочет и просто веселит людей, – это одно представление. А когда это его способ уйти от тоски, которая грызет, – это совсем другое.

Исчезнувшая экспедиция

– Последний, уже упоминавшийся фильм – ««Исчезнувшая« экспедиция», про полярные экспедиции Бориса Вилькицкого 1911–1915 годов. Почему взялись за эту работу?

[quote style=»boxed» float=»left»]В 1913 году ГЭСЛО открыла самую северную землю на нашей планете, чем завершила эпоху Великих географических открытий[/quote]

– Начало не было связано с этой темой. Был грант от Министерства культуры. А гранты эти, как правило, тематические. Грант назывался «Русская Арктика». Начали с продюсером думать, про что сделать, какую взять историю? Я очень опасался одного – попыток энциклопедии. Название «Русская Арктика» провоцирует начать с поморов и закончить XXI веком. Найти кинохронику поморов на кочах – и вперед. Такого рода попытки превращаются в бессмысленный поверхностный дайджест. Можно этот дайджест сделать с анимацией, с компьютерной графикой, но фильмом это не будет.

Начали искать тему. Попутно обнаружил, что чуть ли не каждый год появляется фильм под названием «Русская Арктика». Как правило, это фильмы об экспедициях Седова, Русанова и Брусилова. Или обо всех трех, или в какой-то комбинации. Тогда мы в отчаянии решили сходить в Музей Арктики и поговорить с людьми, которые там работают. И это была правильная идея. Нас замечательно встретил Виктор Боярский, тогдашний директор музея, познакомил с Марией Дукальской, главным научным сотрудником. Они-то мне сразу и сказали, что надо делать фильм про ГЭСЛО. Сначала я подумал, что это сербская фамилия, а оказалось – Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. Экспедиция, которая каждый год начиная с 1911-го пыталась пройти Северным морским путем. Музей Арктики в 2013 году выпустил книгу, посвященную ГЭСЛО. По сути, это отчет, подготовленный еще в 50-е годы одним из участников ГЭСЛО, Николаем Евгеновым, который стал видным советским полярным исследователем. Но книга не была подходящим материалом для фильма, требовалась человеческая история. Я к тому моменту уже понял обстоятельства ситуации. И был практически уверен, что материал есть, и материал интересный. Была ведь годовая зимовка, с 1914-го по 1915-й. Это же закон драматургии: не может не быть психологического напряжения в замкнутом пространстве, да еще в таком, как зимовка. Значит, нужно поднять в архивах дневники и воспоминания участников экспедиции. И там не может не обнаружиться сильной человеческой истории. Так и оказалось. Когда я погрузился в архивы, большая часть которых находится в Географическом обществе, меньшая – в архиве
Военно-морского флота, то чем дальше, тем больше это меня захватывало.

– Какие дневники и воспоминания вы использовали?

– Дневники Николая Евгенова. Целиком они не сохранились. Есть воспоминания Евгенова, которые издавались в советское время в очень сокращенном виде. Дневники Лаврова, одного из помощников капитана. Дневники Мизина, которые были изданы в Харькове в 70-е годы, небольшим тиражом вышла тоненькая книжечка. Воспоминания начальника экспедиции Бориса Вилькицкого были изданы в Бельгии, где он жил после революции. Воспоминания врачей Арнгольда и Старокадомского. Но самые потрясающие, конечно, воспоминания Николая фон Транзе, одного из помощников начальника экспедиции. Они оказались в архиве Военно-морского флота, были переданы туда американскими потомками фон Транзе в начале 2000-х. Воспоминания совершенно потрясающие. Транзе очень много пишет, может быть, спорного, но того, о чем не пишет никто. Однако многое, о чем написал Транзе, по косвенным признакам подтверждается и другими источниками.

– Надо пояснить, что это была первая экспедиция, которая прошла Северным морским путем…

Кадры

Кадры из фильмов Владимира Непевного
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

– Да, и это была первая государственная научная полярная экспедиция. Она была по-настоящему великолепно подготовлена. Кстати, подготовкой ГЭСЛО занимался Александр Колчак, что, как вы понимаете, тоже поспособствовало тому, что о ней или ничего не писали, или писали очень мало. Еще ее замалчивали из-за открытия Северной Земли, которая сначала была названа Землей Николая II. В 1913 году экспедиция открыла самую северную землю на нашей планете, архипелаг, чем, кстати, завершила эпоху Великих географических открытий. Поскольку это был 1913 год, год 300-летия дома Романовых, этот архипелаг и получил название Земля Николая II. Понятно, что после революции такое название превратилось в некую проблему, топографически-идеологическую. Не может же на советской карте появиться земля имени «какого-то Николая II». Забавно, что удалось найти географическую карту 1926 года, где она указана как Земля Николая. Просто видишь эту картину: люди, отдавая карту в печать, вдруг хватаются за голову и срочно убирают из названия римскую цифру. В 1930 году появился документальный фильм «К белому пятну Арктики», еще немой, с титрами. Снята отправка на Северную Землю экспедиции Урванцева и Ушакова. Действительно, очень важная экспедиция для исследования Северной Земли. Но, если судить по фильму, получается, что эти исследователи как будто бы и открывают архипелаг. Там есть кадры: географ склонился над столом с картой, тычет в нее пальцем, и идет титр: «Здесь должна быть земля!» Конечно, должна быть, если она на карту нанесена!

И третья причина, по которой ГЭСЛО замалчивалась: большинство ее участников оказались в эмиграции. И многие заняли, мягко говоря, не очень дружественную позицию по отношению к новой власти. Капитан Новопашенный, возглавлявший один из ледоколов, во время Второй мировой войны стал работать на немецкую разведку, погиб в лагерях в начале 50-х. Транзе и Вилькицкий подобного пятна в биографиях не имели, но эмигранты. Транзе – участник знаменитого Ледового похода 1918 года, благодаря которому был спасен Балтийский флот. Адмирал Щастный, руководивший этим походом, был расстрелян тогда же, в 1918-м. Транзе удалось бежать, он работал на Шпицбергене в шахте, а потом перебрался в Америку, устроившись посудомойщиком на корабль, направлявшийся в Новый Свет.

Ирония судьбы: самая удачная, самая успешная русская полярная экспедиция начала ХХ века фактически исчезла из истории! Какие-то косвенные упоминания о ней были, но не сравнить же это с валом книг, статей и фильмов про Седова, скажем… Парадокс: гораздо больше знают о тех, кто не решил поставленной задачи, чем о тех, кто, испытав те же трудности, чего-то добился и что-то совершил. Поэтому в названии фильма «исчезнувшая» – в кавычках. Ну и еще потому, что в отличие от экспедиции Русанова эта-то не исчезла.

– Ваш фильм сделан очень любопытно: минимум хроники, потому что ее просто нет, но очень много фотографий, которые очень драматичны, живописны, интересны…

– Уникальные фотографии, они меня просто поразили. К сожалению, экспедиции упорно не давали кинооператора, хотя просьба об этом была. Но деньги-то государственные, бюджет есть бюджет – и киносъемка сметой не предусматривалась. «Еще и на кино» – это, видимо, показалось слишком жирно. Зато очень много фотографировали сами офицеры. В результате в архиве сохранилось несколько тысяч прекрасных снимков. Некоторые из них просто отличного качества, и все, конечно, уникальны. Если представить себе условия, в которых делались эти фотографии при тогдашнем уровне техники, то уникальность их становится еще ощутимее.

– Планируется ли публикация монографии об этой экспедиции?

[quote style=»boxed» float=»left»]Фильм о Сергее Дрейдене — портрет, но не биография. Это такой опыт непосредственного проживания с героем фильма[/quote]

– Мне кажется, это обязательно надо сделать. Тем более имея совершенно невероятные фотографии. И сделать это надо в виде хорошо изданной книги. Не для красы, конечно, а вот ради того, чтобы эти фотографии, на которых отложилось время, были репродуцированы достойно. В научном издании отчета Евгенова, выпущенном Музеем Арктики, есть фотографии, но они черно-белые, и напечатана только малая их часть – от чего сила их во многом теряется, очень важный эффект пропадает.

Интересно, что есть часть фотографий, подобранная, видимо, Евгеновым, в виде альбома. То есть участникам экспедиции хотелось это сохранить, передать людям, которые будут держать альбом в руках и рассматривать. Хотелось передать эффект соприкосновения с тем, что было совершено и пережито. Ко мне, кстати, обратилось с предложением издать подобную монографию одно издательство. Но поскольку бюджет у него скромный, как у почти всякого издательства, собирались издать обычную книжку, если и с иллюстративным материалом, то черно-белым. Но когда я показал фотографии и объяснил, как это можно и нужно сделать, со мной, конечно, согласились. Осталось инвестора какого-нибудь найти или краундфандингом что-то собрать.

Конечно, в книгу об экспедиции надо включить и все дневники, печатать их параллельно, хронологически. Это будет очень увлекательно не только специалистам. Потому что читатель погружается в атмосферу экспедиции, слышит голоса разных ее участников, видит ситуацию с разных сторон. Это была бы очень интересная книга.

Проблемы кинодокументалистики

– С какими проблемами сталкивается режиссер-документалист в современной России?

Кадры из фильма о Сергее Дрейдене

Кадры из фильма о Сергее Дрейдене
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Главная проблема – отсутствие внятного и работающего механизма финансирования. Кино – вещь затратная. Если писатель или художник могут писать в стол или для себя, у них тоже проблемы, но не сопоставимые с проблемами кинорежиссера. Кино – штука дорогая. Скажем, в фильме про ГЭСЛО почти нет натурных съемок – в конце только, в виде эпилога. Но архивы-то еще дороже. Все материалы, которые мы брали в архиве РГО и Военно-морского музея, конечно, стоят денег. А работающего механизма финансирования документального кино у нас в стране нет.

У меня был опыт знакомства с тем, как это устроено в Скандинавских странах – Дании, Норвегии, Швеции, где снимается огромное количество документальных фильмов. Там сразу понятно, как все работает. Ты заходишь в тамошнее министерство кинематографии (у них это называется институт кино) и видишь на полочках отчеты за год. Там есть все цифры, они не засекречены: сколько в этом году выделено средств, кто получил, на какие фильмы и кто принимал решение.

Во-вторых, еще один важный момент, который у нас полностью отсутствует. Финансирование не самого фильма, а грант, небольшой конечно, на разработку темы будущего фильма. Ты даешь заявку, и если эта заявка вызывает интерес, то получаешь небольшой бюджет, чтобы разработать тему. Более того, в последние годы финансирование таких вот разработок будущих фильмов как раз увеличивается.

В документальном кино это очень важно. Нужно куда-то поехать, что-то поснимать, чтобы понять, может из этого получиться фильм или нет. В архивах поработать, материалы подсобрать. Одним словом, первоначальную разведку провести. У нас финансирование этого подготовительного этапа отсутствует напрочь. Зачастую, особенно сегодня, производство фильма требует продолжительного времени. А у нас на производство документального фильма отводится максимум год, но, как правило, меньше. Допустим, ты еще грант не получил, а только узнал, что получишь, но к концу года после этого известия уже должен сдать фильм. Между тем полтора года – минимум для хорошего документального фильма. Бывают фильмы, которые и дольше снимаются. Сейчас это достаточно распространено, появилось очень много больших фильмов.

Например, замечательный фильм польского режиссера Ханны Полак про девочку, которая живет на мусорной свалке, – «Человек живет для лучшего». Кино, которое Ханна снимала чуть ли не 20 лет. Получился потрясающий фильм про то, как девочка вырвалась из этой свалки, с этого дна жизни. Если бы Полак снимала коротко, то понятно, что было бы. Ну, чернуха. Вся наша жизнь – жизнь на свалке. А у нее получился полноценный роман о жизни человеческой, в финале которого герой совершает невероятный прорыв. Потому как девочка не только сама вырвалась, но еще и свою мать оттуда вытащила, которой на этой свалке было достаточно нормально, привычно.

И, наконец, в-третьих, полностью отсутствует какой-либо механизм продвижения документальных фильмов к зрителю. В европейских странах институтами кино выделяются деньги как на разработку фильмов, так потом и на их продвижение – рассылку на фестивали, кинорынки, ведь фильм не просто «галочка» в отчете, а то, что должно жить, встречаться с людьми. У нас это отсутствует.

И, кстати говоря, еще один момент, связанный с продвижением документального кино. В Европе, как правило, документальных кинематографистов поддерживает телевидение. Если режиссеру удается заручиться интересом телеканала, то тот дает какую-то часть бюджета фильма, но потом все равно покупает право показа. Это не предпродажа, канал не покупает право на фильм, а участвует в его создании, а потом еще и платит за право его показать.

[quote style=»boxed» float=»left»]Полтора года — минимум для хорошего документального кино. Бывают фильмы, которые и дольше снимаются[/quote]

У нас ситуация с точностью до наоборот. Канал «Культура», например, заказывает много документальных фильмов и участвует в их финансировании, но потом забирает все права на фильм. Навсегда. Чудовищная вещь, такого нигде в мире нет. Права на фильм забирает и никак их не использует. Иногда показывает, и все. Фильм лежит в архиве телеканала. Лучшего способа задушить документальное кино не придумаешь.

Кстати, Первый канал так не поступает. За то, что он поучаствовал в создании фильма, он гарантирует себе какое-то количество показов, но потом ты как автор можешь делать с фильмом что хочешь. У тебя есть возможность выпустить его на DVD, продавать на другие телеканалы – хоть отечественные, хоть зарубежные. А вот то, что делает «Культура», – необъяснимо. Знаю, что кое-какие продюсеры пытались пробить эту стену, но все оборачивалось тем, что люди тратили годы и потом проклинали все, замучившись пыль глотать. Не прошибить. Исторически так сложилось, и чтобы это изменить, надо взять на себя ответственность, а никто не хочет брать на себя ответственность. В отличие от людей, которые плавали в Арктику и брали на себя ответственность…

– Над чем вы сейчас работаете?

– Во-первых, в прошлом году я сделал короткометражный игровой фильм по пьесе Людмилы Петрушевской. Для меня это страшно важно. Потому что это фактически мой первый опыт игрового кино. Есть идея продолжить, взяв еще несколько одноактных пьес Петрушевской, и сделать уже полный метр. Рассылаю работу на фестивали, жду. Очень хочется, конечно, чтобы это как-то прозвучало. Пускай разругают, главное, чтобы увидели, тем паче что и пьеса, и фильм называются «Кому это нужно». Мне нравится это название. Оно очень оптимистичное.

Во-вторых, документальный фильм, который я сейчас заканчиваю, об артисте Сергее Дрейдене, с которым много раз работал. У меня он озвучивал Вертова и всех его братьев, Александра Володина в фильме «Печальный марафон», Паустовского озвучивал…

– А в фильме о Шкловском и Якобсоне…

– Нет, в фильме о Шкловском и Якобсоне за Шкловского читал Александр Калягин, а за Романа Якобсона – Сергей Юрский…

В фильме о Дрейдене нет интервью, нет никаких биографических фрагментов. Я снимал Сергея сам, оператора у меня не было. Не хотел снимать в спектаклях, хотя у него есть грандиозные роли и уже легендарные спектакли: «Немая сцена», «Мрамор» Бродского, «Отец» Стриндберга. Была возможность снять, как он играет короля Лира, скажем, но мне хотелось этого избежать, избежать показа фрагментов спектаклей на видео, потому что это все равно лишь тень от самого спектакля.

Я снимал процесс репетиции одной роли. Мне казалось, что это как раз то, в чем документальное кино может себя проявить. Мы не пытаемся демонстрировать результат, а показываем процесс. Обостряя, можно сказать: мне неважно было, удачный получится спектакль или нет, главное – процесс. Потому что процесс, если его подробно рассматривать, все равно интересен. Поэтому я и снимал репетиции одной роли – полковника в спектакле «Вино из одуванчиков» по Рэю Брэдбери. Режиссер – Адольф Шапиро. Попутно сделал видео для этого спектакля. Кроме того, много снимал Дрейдена в самых разных житейских обстоятельствах. Некоторые из  них очень забавны.

Очень переживаю за фильм, потому что, во-первых, он получается очень большой, больше часа, а во-вторых, я такого еще не делал. Это портрет, но не биография. Это такой опыт непосредственного проживания с героем фильма.

Никита Елисеев

Портрет А. Алексеева и его иллюстрации к роману «Доктор Живаго» предоставлены издательством «Вита Нова»

В печатной версии название статьи — «Кому это нужно» (журнал «Управление бизнесом», № 27, апрель, 2016 год).

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы прокомментировать

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Журнал «Управление Бизнесом» №27

Своя траектория: о кадровом вопросе для фармацевтической промышленности

Опубликован

в

Игорь Наркевич

Игорь Наркевич: наша цель – подготовить выпускника не к конкретному производству, а дать ему перспективу выбор.  (далее…)

Продолжить чтение

Журнал «Управление Бизнесом» №27

Соединяя плюсы: о кондитерском бизнесе

Опубликован

в

Анна Горчакова

Анна Горчакова: бизнес-среда стала более дружелюбной для обычных людей, которые просто хотят делать что-то свое (далее…)

Продолжить чтение

Журнал «Управление Бизнесом» №27

Роль на вырост: о ситуации с фермерскими хозяйствами

Опубликован

в

Михаил Шконда

Михаил Шконда: конкуренция среди фермеров, безусловно, растет, но она здоровая и способствует кооперации.
(далее…)

Продолжить чтение

СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА

Последние фото

  • КППИ: индекс промышленного производства вырос на 103,3%

    КППИ: индекс промышленного производства вырос на 103,3%
    Больше всего рост, по данным комитета, наблюдается в производстве электрооборудования.
    Индекс промышленного производства (ИПП) по итогам января-мая 2018 года составил 103,3% [...]

  • Кроме НДС в ближайшее время ничего не повысят

    Кроме НДС в ближайшее время ничего не повысят
    Об этом заявил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.
    Рост налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20% Кудрин назвал «умеренным [...]

  • В Петербурге поделились секретами Голландской молочной долины

    В Петербурге поделились секретами Голландской молочной долины
    В работе российско-голландского семинара по молочному животноводству, состоявшегося 14 июня в Санкт-Петербурге, приняли участие представители хозяйств Ленинградской области, комитетов по [...]

  • Группа «Кронштадт» и ПАО «Ил» подписали меморандум о совместной работе в сфере транспортных беспилотных систем

    Группа «Кронштадт» и ПАО «Ил» подписали меморандум о совместной работе в сфере транспортных беспилотных систем
    Основная цель сотрудничества – научно-исследовательские разработки в области транспортных беспилотных авиационных систем (Т-БАС).

    Подписан меморандум о создании совместной рабочей группы ПАО [...]

  • Никита Семенов, вице-президент ГК “Тополь”, рассказал о зарубежных рынках в рамках проекта Best of Business Partners.

    Никита Семенов, вице-президент ГК “Тополь”, рассказал о зарубежных рынках в рамках проекта Best of Business Partners.
    Никита Семенов, вице-президент ГК “Тополь”, рассказал о зарубежных рынках в рамках проекта Best of Business Partners.
    В рамках проекта Best [...]

  • Запрет проверок малого и среднего бизнеса отменен

    Запрет проверок малого и среднего бизнеса отменен
    Соответствующий документ подписал глава МЧС России Евгений Зиничев.
    Приказ, который запрещает проверять противопожарное состояние объектов малого и среднего бизнеса, отменен. Как [...]

  • Половина машин Volvo будет работать на электричестве через семь лет

    Половина машин Volvo будет работать на электричестве через семь лет
    Компания активно вкладывает деньги в исследования и разработку новых технологий.
    Половина автомобилей Volvo станет полностью электрическими через семь лет, а 30% [...]

  • В Леноболасти будут производить быстровозводимые фермы

    В Леноболасти будут производить быстровозводимые фермы
    В Ленинградской области планируется к открытию производство модульных ферм для крестьянских хозяйств.
    Как сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти, проект [...]

  • ВТБ поддержал развитие группы «Тюменьагромаш»

    ВТБ поддержал развитие группы «Тюменьагромаш»
    ВТБ установил группе компаний «Тюменьагромаш» кредитный лимит в размере 800 млн рублей.
    В рамках лимита открыты две кредитные линии по [...]

  • Toshiba продает Sharp компьютерный бизнес

    Toshiba продает Sharp компьютерный бизнес
    Это очередная продажа активов компании, которая в последние годы уже рассталась с несколькими подразделениями.
    Японская корпорация Toshiba подписала соглашение о [...]

  • В преддверии чемпионата мира по футболу Центр контроля качества опубликовал список классифицированных отелей

    В преддверии чемпионата мира по футболу Центр контроля качества опубликовал список классифицированных отелей
    Наличие определенного количества звезд у отеля дает возможность быть требовательными с точки зрения защиты прав потребителей, когда предоставляемые гостиничные услуги [...]

  • У Петропавловской крепости пройдет VII Молодежный карьерный форум

    У Петропавловской крепости пройдет VII Молодежный карьерный форум
    Здесь в формате HR-битв, лекций, деловых и развлекательных игр, мастер-классов студентов и выпускников подготовят к реальной встрече с работодателем.
    Тысячи [...]

  • Топ-5 ошибок предпринимателей при масштабировании бизнеса

    Топ-5 ошибок предпринимателей при масштабировании бизнеса
    Организатор ежегодного Российского бизнес-форума «Атланты» выпустил tool-kit «Ключевые ошибки предпринимателей малых и средних компаний при масштабировании бизнеса».
    Tool-kit составлен на основе [...]

  • Своя интонация

    Своя интонация
    Александр Боровский: современное искусство должно или вынуждено быть протестным, критичным, что не всегда хорошо – вынужденность не очень подходит к [...]

  • Эффективности сотрудников

    Эффективности сотрудников
    Интерес к оценке эффективности деятельности сотрудников предприятий возник около ста лет назад. На сегодняшний день владельцем компаний доступны специальные системы, [...]

  • Меняющие город

    Меняющие город
    В Петербурге ежегодно открывается около 20 новых креативных кластеров, коворкингов и галерей. Сможет ли новый закон о поддержке организаторов креативных [...]

  • Испанские суда на берегах Seafood Expo Russia!

    Испанские суда на берегах Seafood Expo Russia!
    В 2018 году рыбная отрасль России выходит на новый уровень развития, учитывая глобальные изменения в выставочном пространстве, аналитических разработках и [...]

  • Seafood Expo Russia – площадка для обмена опытом и технологиями!

    Seafood Expo Russia – площадка для обмена опытом и технологиями!
    Рыбопереработчики Армении планируют провести ряд встреч по обмену профессиональным опытом и технологическими разработками на Seafood Expo Russia, которая пройдет 13-15 [...]

  • Рыбная отрасль всех стран объединяется на Seafood Expo Russia!

    Рыбная отрасль всех стран объединяется на Seafood Expo Russia!
    В рамках масштабного тура по продвижению Seafood Expo Russia в мире, организаторы Expo Solutions Group посетили Торговое представительство Российской Федерации [...]

  • В тарифы включают "закон Яровой"

    В тарифы включают "закон Яровой"
    Операторы связи в России начали повышать цены на 8-10%.
    «Закон Яровой», по которому операторы связи должны полгода хранить информацию, потребовал расходов, [...]

  • Подведены итоги премии АРХИWOOD-2018

    Подведены итоги премии АРХИWOOD-2018
    18 мая в Центральном доме художника в рамках выставки «АрхМосква» состоялась 9-ая торжественная церемония вручения премий АРХИWOOD.
    В состав жюри в [...]

  • Runko Group: лидеры лесопромышленного комплекса СЗФО увеличивают объемы производства

    Runko Group: лидеры лесопромышленного комплекса СЗФО увеличивают объемы производства
    Компания Runko Group работает на рынке более 20 лет, объединяет предприятия лесозаготовительного и лесоперерабатывающего комплекса. Ее деятельность включает три направления: [...]

  • На племенном аукционе в Энколово зафиксирован самый дорогой лот в истории  торгов

    На племенном аукционе в Энколово зафиксирован самый дорогой лот в истории торгов
    Мероприятие дает возможность покупателям увидеть и сравнить весь племенной молодняк области, а также приобрести животных для племенной работы в своих [...]

  • Лавры подождут

    Лавры подождут
    Александр Царев: остановиться в своем развитии – пожалуй, одна из главных опасностей для лидер.
    Одной из основных тем для обсуждения [...]

  • Переполох на сонном рынке

    Переполох на сонном рынке
    Традиционно устойчивый к внешним факторам, рынок элитного жилья перестал быть «вещью в себе» и ввязался в охватившую застройщиков гонку под [...]

  • Конференция малого бизнеса Ленинградской области «Кооперация и экспорт»

    Конференция малого бизнеса Ленинградской области «Кооперация и экспорт»
    Состоялось пленарное заседание конференции малого бизнеса Ленинградской области «Кооперация и экспорт. Какие возможности есть у малых?» .

    Как сообщили в пресс-службе [...]

  • Что важнее для эффективного бизнеса - образование или везение?

    Что важнее для эффективного бизнеса - образование или везение?
    Нужны ли академические знания, чтобы открыть собственный бизнес? Практика свидетельствует, что предприниматель может стать миллионером, не имея высшего образования. Вчерашние [...]

  • На ПМЭФ дан старт строительству инновационного ИТ-Технопарка в Крыму

    На ПМЭФ дан старт строительству инновационного ИТ-Технопарка в Крыму
    На площадке ПМЭФ 25 мая 2018 года подписали соглашение между Правительством Севастополя и группой компаний «ИТ-ГРАД» о сотрудничестве в сфере [...]

  • На ПМЭФ подписаны соглашения с союзами потребительской кооперации о поставках в Петербург экологически чистой продукции

    На ПМЭФ подписаны соглашения с союзами потребительской кооперации о поставках в Петербург экологически чистой продукции
    Документ закрепляет намерение союзов потребительской кооперации выйти на продовольственный рынок нашего города.
    На Петербургском международном экономическом форуме подписано соглашение о сотрудничестве [...]

  • 15 препятствий на пути к эффективной работе вашей команды

    15 препятствий на пути к эффективной работе вашей команды
    Инфографику предоставила Wrike — Управление Персоналом Проекта

  • Быть в игре

    Быть в игре
    Николай Белоусов: у креативных ярких ресторанных концепций всегда найдутся поклонники, но важно верно распределить усилия.
    Ресторанный бизнес Санкт-Петербурга готовится к высокому летнему сезону. [...]

  • Сбербанк ответил бизнесу

    Сбербанк ответил бизнесу
    В канун Дня российского предпринимателя руководство Северо-Западного банка ПАО Сбербанк встретилось с представителями бизнеса региона, рассказав о новых кредитных инструментах [...]

  • В Петербурге стартовал первый день ПМЭФ -2018

    В Петербурге стартовал первый день ПМЭФ -2018
    Материалы с форума будут опубликованы в журнале «Управление бизнесом» № 42
    Первый рабочий ПМЭФ-2018 стартовал в Петербурге в четверг, 24 мая. [...]

  • Твердые и полутвердые планы

    Твердые и полутвердые планы
    Дмитрий Матвеев: наша миссия – создание культуры производства и потребления сыров в России.
    Базирующаяся в Псковской области группа компаний «Кабош» является [...]

  • У Петербурга и Афин откроются новые возможности для инвестиций, торговли и туризма

    У Петербурга и Афин откроются новые возможности для инвестиций, торговли и туризма
    В рамках ПМЭФ-2018 Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга и Греко-Российская торговая палата подпишут соглашение о сотрудничестве.
    В рамках ПМЭФ-2018, на круглом [...]

  • Время возможностей

    Время возможностей
    Михаил Возиянов: да, это непросто – выстроить модель управления мегаполисом. Но в Петербурге живет много толковых людей, готовых участвовать в [...]

  • Кудрин назначен председателем Счетной палаты

    Кудрин назначен председателем Счетной палаты
    В поддержку его кандидатуры проголосовало большинство депутатов Госдумы.
    264 депутата Госдумы выступили за назначение Алексея Кудрина председателем Счетной палаты. Как сообщает [...]

  • В Петербурге пройдет первый технологический фестиваль My.Tech

    В Петербурге пройдет первый технологический фестиваль My.Tech
    На нем должны встретится яркие представители институтов развития РФ и интеллектуальная элита.
    My.Tech – это множество интерактивных событий, живое общение, лекции, [...]

  • Петербург начинает подготовку к «ТРАНСТЕК-2018»

    Петербург начинает подготовку к «ТРАНСТЕК-2018»
    6-ая Международная Конференция по развитию портов и судоходства и 14-ая выставка «ТРАНСТЕК-2018».
    В Санкт-Петербурге в ЛЕНЭКСПО в период с 9 [...]

  • Ставка на компетенции

    Ставка на компетенции
    Эффективность промышленных предприятий Санкт-Петербурга может существенно увеличиться за счет активной кооперации с российскими и зарубежными компаниями.
    Рост стоимости импортных материалов и [...]

  • HeadHunter: 7% петербуржцев при трудоустройстве проходили проверку на детекторе лжи

    HeadHunter: 7% петербуржцев при трудоустройстве проходили проверку на детекторе лжи
    Служба исследований HeadHunter опросила как соискателей, так и работодателей из Петербурга, чтобы выяснить, существует ли в компаниях практика проверки личных [...]

  • Индекс настроений в промышленности в апреле 2018 года составил 51,9%

    Индекс настроений в промышленности в апреле 2018 года составил 51,9%
    Комитет по промышленной политике и инновациям рассчитал его с учетом статистической информации и данных опроса предприятий.
    Как сообщили в комитете по [...]

  • Атмосферный фронт

    Атмосферный фронт
    Российская экономика выглядит не так уж плохо по сравнению с экономиками многих развитых и развивающихся государств, но это довольно слабое [...]

  • Бизнес Европы встревожен санкционными поправками в России

    Бизнес Европы встревожен санкционными поправками в России
    Предприниматели опасаются, что под удар попадут не только зарубежные, но и российские компании.
    Озабоченность в связи с законопроектом об уголовной ответственности [...]

  • Алексей Бессонов возглавит корпоративный блок Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка

    Алексей Бессонов возглавит корпоративный блок Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка
    Назначение вступит в силу после согласования с ЦБ РФ.
    Алексей Бессонов назначен на должность заместителя директора Северо-Западного регионального центра по работе с корпоративными клиентами [...]

  • Росбанк совместно с РЖД запустил акцию "1000 бесплатных билетов"

    Росбанк совместно с РЖД запустил акцию "1000 бесплатных билетов"
    Каждый месяц до конца 2018 года разыгрывается 125 призов по 10 000 баллов, которые можно обменять на ж/д билеты в [...]

  • Во главе угла

    Во главе угла
    Иван Филиппов: Петербург должен стать цифровой столицей мирового уровня, где реализуется огромный потенциал нового поколения российских специалистов.
    Правительство Санкт-Петербурга пока осторожно, [...]

  • В ОЭЗ «Санкт-Петербург» появится производство активных фармацевтических субстанций стоимостью 800 млн рублей

    В ОЭЗ «Санкт-Петербург» появится производство активных фармацевтических субстанций стоимостью 800 млн рублей
    Экспертный совет Особой экономической зоны «Санкт-Петербург» 14 мая 2018 г. рассмотрел проект потенциального резидента ОЭЗ, а также корректировки бизнес-плана действующего [...]

  • Ушли на снижение

    Ушли на снижение
    В 2017 году СЗФО привлек меньше инвестиционных проектов, чем в кризисные 2015–2016-е. Несмотря на восстановление макроэкономических индикаторов, бизнес выбрал сдержанную [...]

  • CFO 4.0 – основные компетенции, необходимые для цифровой трансформации производства

    CFO 4.0 – основные компетенции, необходимые для цифровой трансформации производства
    Новое исследование, проведенное компанией Siemens Financial Services (SFS), выявляет пять ключевых компетенций, необходимых для нового поколения финансовых директоров (CFO) в [...]

  • Повышения НДФЛ не планируется

    Повышения НДФЛ не планируется
    Об этом заявил и.о. министра финансов Антон Силуанов.
    Увеличение НДФЛ не входит в список предложений, которые планируется рассмотреть на весенней сессии [...]

  • В Петербурге состоялась встреча молодых бизнесменов и топ-менеджеров из разных стран мира

    В Петербурге состоялась встреча молодых бизнесменов и топ-менеджеров из разных стран мира
    Она прошла в рамках открытия «Российского Президентского университета».
    В городе на Неве открылся «Российский Президентский университет», организованный Международной ассоциацией бизнесменов [...]

  • Названы популярные в России машины с "автоматом"

    Названы популярные в России машины с "автоматом"
    Это автомобили Kia, Hyundai и Toyota.
    Аналитическое агентство «Автостат» назвало лидеров продаж в категории машин с автоматической коробкой передач (АКП). По [...]

  • Региональная микрокредитная компания Ленобласти снизила ставки по займам для бизнеса

    Региональная микрокредитная компания Ленобласти снизила ставки по займам для бизнеса
    Воспользоваться поддержкой могут индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также организации поддержки малого и среднего бизнеса Ленинградской области.
    Агентство поддержки малого и [...]

  • Минпромторг России и руководство Санкт-Петербурга решили продлить работу Всероссийской ярмарки товаров легкой промышленности

    Минпромторг России и руководство Санкт-Петербурга решили продлить работу Всероссийской ярмарки товаров легкой промышленности
    Ярмарка, в которой примет участие более 70 крупных и средних производителей из 27 регионов, пройдет с 7 по 17 мая.
    На [...]

  • Совместный проект Google и Сбербанка получил премию EFFIE

    Совместный проект Google и Сбербанка получил премию EFFIE
    Премия EFFIE Awards 2018 в номинации «Услуги и товары для бизнеса» вручена совместному проекту Сбербанка и Google — образовательной программе [...]

  • Instagram запустил встроенные платежи в тестовом режиме

    Instagram запустил встроенные платежи в тестовом режиме
    Функция позволяет оплачивать услуги и товары без перехода на сайт продавца.
    Встроенные платежи в тестовом режиме запустил сервис Instagram. Как сообщает [...]

  • Итоги конференции "Кластеры открывают границы. Евразийский путь"

    Итоги конференции "Кластеры открывают границы. Евразийский путь"
    27 апреля 2018 года завершила свою работу III Санкт-Петербургская международная конференция кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь», участниками которой стали [...]

  • Дизайнерские напольные лампы

    Дизайнерские напольные лампы
    Современные дизайнерские лампы нового поколения возможно приобрести через наш интернет-магазин. Компания предоставляет клиентам возможность подробнее ознакомиться с техническими описаниями и [...]

  • В правительстве утвердили обязательную маркировку новых товаров

    В правительстве утвердили обязательную маркировку новых товаров
    Им присвоят уникальные коды и включат в единый каталог в 2019 году.

    О планах на расширение списка товаров для обязательной маркировки [...]

  • Взгляд на бизнес изнутри: Сбербанк и телеканал Пятница запустили новое шоу

    Взгляд на бизнес изнутри: Сбербанк и телеканал Пятница запустили новое шоу
    С 25 апреля, на телеканале Пятница стартовало новое реалити-шоу — «Теперь Я Босс Своего Дела». Каждую серию двух бизнесменов — [...]

  • В Петербурге зафиксировали рост числа размещенных вакансий

    В Петербурге зафиксировали рост числа размещенных вакансий
    Рынок труда расширился на 26%
    За первый квартал 2018 года в Петербурге на 26% выросло число размещенных работодателями вакансий. На 54% [...]

  • Как сохранить рассудок, работая на трудоголика: 10 советов по восстановлению баланса между личным и рабочим временем

    Как сохранить рассудок, работая на трудоголика: 10 советов по восстановлению баланса между личным и рабочим временем
    Инфографику предоставила Wrike — Управление Высокотехнологичными Программами И Проектами

  • Прокуроры проверят подключение к сетям ТРК «МЕГА Парнас»

    Прокуроры проверят подключение к сетям ТРК «МЕГА Парнас»
    Уже дюжину лет комплекс подключен к сетям по временной схеме
    Генпрокуратура РФ намерена проверить законность подключения к сетям торгово – развлекательного [...]

  • Преимущества проживания в ЖК бизнес-класса «Притяжение»

    Преимущества проживания в ЖК бизнес-класса «Притяжение»
     
    Будущим новоселам, которые предпочитают проживать в условиях с повышенной комфортностью, стоит обратить внимание на элитные квартиры в жилом комплексе «Притяжение». [...]

  • В Петербурге обсудят кластерное взаимодействие в экономике

    В Петербурге обсудят кластерное взаимодействие в экономике
    В международной конференции «Кластеры открывают границы. Евразийский путь» ежегодно принимают участие более 500 человек
    Третья петербургская международная конференция кластеров «Кластеры открывают [...]

  • Коммерческая недвижимость в Барселоне: как заработать?

    Коммерческая недвижимость в Барселоне: как заработать?
    В 2018-м Барселона остаётся одним из самых популярных городов мира. Каждый год мегаполис посещают около 30 миллионов человек, это мощнейшая точка [...]

  • Петербургский автокластер снизил производство на 9%

    Петербургский автокластер снизил производство на 9%
    Хотя с начала года выработка росла
    Автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota, локализованные в Петербурге в марте выпустили 28,9 тыс. машин, что [...]

  • Акционеры «М.Видео» большинством голосов одобрили условия покупки сети «Эльдорадо»

    Акционеры «М.Видео» большинством голосов одобрили условия покупки сети «Эльдорадо»
     
    На внеочередном собрании акционеры «М.Видео» одобрили условия покупки «Эльдорадо». «Решение принято 89,8% голосов всех акционеров, принявших участие в собрании, и [...]

  • Шкаф купе по заказ

    Шкаф купе по заказ
    Компания реализует большой ассортимент высококачественной мебели от известных брендов и компаний производителей. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы приобрести [...]

  • Что нужно для вступления в СРО проектировщиков

    Что нужно для вступления в СРО проектировщиков
    Инженерные и геологические изыскания, строительство и проектирование объектов являются основными направлениями, которые требуют максимального контролирования. От этого зависит безопасность и [...]

  • Заложник революции и реакции

    Заложник революции и реакции
    Исторический опыт «столыпинских реформ» – это драма реформатора, который предложил и попытался осуществить беспрецедентную для России системную программу либеральных преобразований.
    Преобразования, [...]

  • Крупнейшие налогоплательщики Ленинградской области подтвердили прогноз по доходам на 2018 год

    Крупнейшие налогоплательщики Ленинградской области подтвердили прогноз по доходам на 2018 год
    В Доме правительства региона состоялась серия рабочих встреч с участием представителей предприятий, чьи отчисления по налогам формируют основную часть доходов [...]

  • По законам большого ритма

    По законам большого ритма
    Вадим Зайцев: в отличие от других искусств, которые могут позволить себе роскошь работать «на будущее», театр работает только «на сегодня».
    Директор [...]

  • Взыскание долгов

    Взыскание долгов
    Современная юридическая компания профессионально занимается взысканием долгов и предоставляет своим клиентам лучшие услуги в этом сегменте. На официальной странице.http://jurfact-msk.ru/uslugi/vziskaniye-dolgov можно [...]

  • В Петербурге пройдет St. Petersburg Fashion Week

    В Петербурге пройдет St. Petersburg Fashion Week
    В неделе моды примут участие ведущие эксперты fashion-индустрии, которые проведут мастер-классы.
    С 19 по 22 апреля 2018 года в Санкт-Петербурге при [...]

  • Взгляд в будущее

    Взгляд в будущее
    Элеонора Суховий: сегодня у детей стремление следовать своим истинным академическим интересам начинает превалировать над рациональным и зачастую навязанным родителями планированием [...]

  • Bankro.TECH: Сбербанк совместно с Право.ru запустил сервис проблемных активов

    Bankro.TECH: Сбербанк совместно с Право.ru запустил сервис проблемных активов
    Новый сервис от Право.ru и Сбербанка под названием Bankro.TECH соберет на единой платформе все данные о банкротствах.
    Bankro.TECH позволит вести дела [...]

  • Приглашаем на III Санкт-Петербургскую международную конференцию кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь»

    Приглашаем на III Санкт-Петербургскую международную конференцию кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь»
    С 26 по 27 апреля 2018 года состоится III Санкт-Петербургская международная конференция кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь».
    Конференция является крупнейшим [...]

  • "Газпром" и "Нафтогаз" ведут переговоры о новом транзитном контракте

    "Газпром" и "Нафтогаз" ведут переговоры о новом транзитном контракте
    Речь идет об условиях транзита газа в Европу через территорию Украины с 2020 года.
    Между «Газпромом» и «Нафтогазом» идут переговоры о [...]

  • Курс на укрупнение

    Курс на укрупнение
    Петербургский авторынок если не переживает ренессанс, то близок к этому. Впрочем, это не означает, что дилерский бизнес обойдется без потрясений.
    Минувший [...]

  • Кредитный портфель МСБ Промсвязьбанка за год увеличился на 60 млрд рублей

    Кредитный портфель МСБ Промсвязьбанка за год увеличился на 60 млрд рублей
    По данным RAEX (Эксперт РА) топ-20 рэнкинга банков по величине кредитного портфеля МСБ на 01.01.2018 Промсвязьбанк поднялся с 10 места [...]

  • В обвале рубля ЦБ не видит рисков для финансовой стабильности

    В обвале рубля ЦБ не видит рисков для финансовой стабильности
    Глава ведомства Эльвира Набиуллина считает, что рынок и экономика адаптируются к этому.
    Выступая на форуме Московской биржи, глава ЦБ Эльвира Набиуллина [...]

  • ФАС одобрила покупку "Связного" "МегаФоном"

    ФАС одобрила покупку "Связного" "МегаФоном"
    Такая информация появилась в базе решений Федеральной антимонопольной службы.
    Сделка по покупке «МегаФоном» «Связного» одобрена Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Ходатайство подавала [...]

  • Модель жизни

    Модель жизни
    Евгения Богданова: фермерство требует продвижения и идеологической поддержки.
    Андрей и Евгения Богдановы развивают фермерское хозяйство «Родные Ладони» в Волосовском районе Ленинградской области [...]

  • Участники конференции «Промышленная кооперация. Лучшие практики» определили новые экономические реалии

    Участники конференции «Промышленная кооперация. Лучшие практики» определили новые экономические реалии
    Мероприятие, которое посетил вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан, было организовано журналом «Управление бизнесом» издательского дома «Северославянское бюро рекламы»
    В Высшей школе экономики [...]

  • Найти свою нишу

    Найти свою нишу
    Михаил Табунов: любым банкам, независимо от их размера, можно успешно конкурировать.
    Возникает ощущение, что судьбой региональных банков, работающих в условиях жесткой [...]

  • В Ленобласти будут выращивать 1 млн гусей в год

    В Ленобласти будут выращивать 1 млн гусей в год
    Благодаря проекту в Ломоносовском районе появится 300 рабочих мест.
    Как сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти, на выездном совещании в [...]

  • Радоваться рано

    Радоваться рано
    Экономика России понемногу оживает: по официальным прогнозам, рост ВВП в 2018 году может составить 2%. Однако экономисты не разделяют оптимизма [...]

  • Минпромторг решил пометить продукты

    Минпромторг решил пометить продукты
    В правительство направлено письмо с перечнем товаров для обязательной маркировки.
    Продукты питания, бытовая химия, одежда, пиво, духи и другие товары могут [...]

  • На ПМЭФ расскажут о роли государства и бизнеса в экономике будущего

    На ПМЭФ расскажут о роли государства и бизнеса в экономике будущего
    Утверждена деловая программа Санкт-Петербурга на XXII Петербургском международном экономическом форуме.
    На заседании рабочей группы по подготовке мероприятий ПМЭФ под председательством вице-губернатора [...]

  • В персональном сегменте

    В персональном сегменте
    Желание клиентов получать банковские услуги  через интернет и смартфоны вынуждает участников финансового рынка активней инвестировать в IT-инфраструктуру. Вероятно, эта тенденция [...]

  • Сбербанк представил совместную акцию с компанией 1С

    Сбербанк представил совместную акцию с компанией 1С
    Сбербанк совместно с компанией 1С представил новую акцию для корпоративных клиентов. Компании, которые будут сдавать отчетность непосредственно из «1С: Бухгалтерия [...]

  • РАР хочет запретить ИП продавать пиво

    РАР хочет запретить ИП продавать пиво
    Чтобы избежать этого, Росалкогольрегулирование предлагает зарегистрировать юридическое лицо.
    С инициативой запретить ИП продавать пиво выступило Росалкогольрегулирование (РАР). Как сообщают «Известия», это [...]

  • Судостроительные предприятия Санкт-Петербурга осваивают выпуск гражданской продукции

    Судостроительные предприятия Санкт-Петербурга осваивают выпуск гражданской продукции
    В АО «Центр Технологии судостроения и судоремонта» под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергея Мовчана состоялось заседание Совета по конверсии организаций оборонной [...]

  • Бренды Ленобласти получат российский экспортный стандарт «Made in Russia»

    Бренды Ленобласти получат российский экспортный стандарт «Made in Russia»
    Они войдут в объединенный электронный каталог и станут участниками рекламной кампании за рубежом.
    Добровольную сертификацию, которая подтверждает не только безопасность, но [...]

  • Не видит jacarta: что делать

    Не видит jacarta: что делать
    Современные системы токенов используемые для контроля за объемами производимой алкогольной продукции обладают не только достоинствами, но и недостатками. В настоящее [...]

  • Ремонтхолдинг

    Ремонтхолдинг
    Ремонт и отделочные работы в различных типах жилых помещениях проводятся высококвалифицированными специалистами нашей компании. Сегодня РемонтХолдинг является полноценным лидером в [...]

  • Китай снижает НДС для бизнеса

    Китай снижает НДС для бизнеса
    Решение принято на заседании Госсовета КНР.
    С мая НДС для производственных предприятий будет снижен с 17% до 16%, а для предприятий [...]

  • Принят проект закона «О налоговых льготах» для ИТ-компаний

    Принят проект закона «О налоговых льготах» для ИТ-компаний
    Документ подготовлен для поддержки организаций, деятельность которых связана с использованием и внедрением информационных технологий.
    Правительством города одобрен проект закона «О внесении [...]

Наши партнеры

ТРАНСТЕК 2018

Тренды

X