Дмитрий Курдюков

Главные ценности: о достижениях Северо-Западного банка Сбербанка

Дата Апр 13, 16 • Нет комментариев

Дмитрий Курдюков: в профессиональных кругах нас часто называют уже не банком, а IT-компанией с банковской лицензией За последние три года Сбербанк в Петербурге кардинально...
Pin It

Главная » Банки и Финансы, Журнал «Управление Бизнесом» №27, Наши спикеры » Главные ценности: о достижениях Северо-Западного банка Сбербанка

Дмитрий Курдюков: в профессиональных кругах нас часто называют уже не банком, а IT-компанией с банковской лицензией

За последние три года Сбербанк в Петербурге кардинально изменился. Новые офисы на самых оживленных магистралях, крупнейшие проекты, реализуемые бизнесом при финансовой поддержке банка, растущая армия клиентов, яркие социальные акции и программы, рост прибыли и активов бизнеса – все это стало составной частью имиджа местного Сбербанка. Что стоит за этими изменениями? Об этом мы поговорили с председателем Северо-Западного банка Сбербанка Дмитрием Курдюковым.

– 2016 год – юбилейный для Сбербанка. Он проходит под знаком 175-летия вашей компании. С каким настроением вы и ваши сотрудники встречаете эту дату?

– Юбилей мы будем отмечать в ноябре. Для нас этот год действительно особенный. Первая сберегательная касса открыла свои двери перед клиентами именно в Петербурге, на Казанской улице. Здесь зарождались истоки нашей большой команды и нашего общего дела. Именно поэтому мы с особым чувством относимся к истории Сбербанка и предстоящей дате. Вы бы видели глаза наших сотрудников и клиентов, для которых мы работаем в праздничные дни. Мы всегда благодарим их за выбор и доверие к Сбербанку, стремимся создать для них атмосферу праздника и сделать что-то необычное, оставив приятные впечатления. Например, в прошлом году провели историческую реконструкцию, в рамках которой была воссоздана атмосфера обслуживания в сберегательной кассе XIX века.

Не меньше мы гордимся изменениями в банке, которые позволяют нам становиться современными и технологичными.

– Кстати, об изменениях. Крупные опытные компании, как правило, очень тяжело перестраиваются под требования времени. Как этот барьер преодолевают в Сбербанке?

– Действительно, банкинг меняется. С одной стороны, банки все активнее развивают дистанционные сервисы. С другой – небанковские компании стали оказывать финансовые услуги. Банки начинают конкурировать не друг с другом, а с IT-компаниями, которые быстро перестраиваются под клиентов. И потому мы уделяем такое внимание развитию digital-направления. Неслучайно наше мобильное приложение является самым популярным на банковском рынке и постоянно получает международные награды. В профессиональных кругах нас все чаще называют уже не банком, а IT-компанией с банковской лицензией.

– IT – это целый мир со своими законами. Удается ли находить точки соприкосновения с банковскими нормами и правилами?

Дмитрий Курдюков

Дмитрий Курдюков
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Это стратегическая задача. Посмотрите на новые продукты, которые мы внедряем. Еще несколько лет назад в каждой семье собирали квитанции за коммунальные услуги и ходили их оплачивать. Сегодня об этом даже не надо думать. Можно настроить автоплатеж, банк сам будет проверять выставленные счета и оплачивать их с карты – без просрочек и траты вашего времени. Или еще один пример – биометрия, уникальный проект «Ладошки». Дети в школах могут оплачивать обед в столовой, просто поднося ладонь к специальному сканеру. По рисунку капилляров происходит идентификация клиента и оплата с банковского счета. Просто, безопасно, а родители могут проконтролировать, обедал ли ребенок и что конкретно он ел.

IT позволяют создавать такие продукты, которые здесь и сейчас решают бытовые вопросы клиентов – без лишних хлопот, затрат времени и похода в офис. В этом направлении движутся многие технологичные компании.

Опыт IT мы используем и в организации процессов внутри банка. Сейчас активно внедряем практики agile. Их суть – в быстрых изменениях благодаря гибкой системе управления и взаимодействия внутри команды. Думаю, уже в этом году мы сможем оценить первые результаты. В частности, переход к бимодальной организации, которая подразумевает наличие в организации двух составляющих: business run и business change. Первая поддерживает текущий бизнес, вторая постоянно генерирует поток инноваций.

– Молодое поколение менее консервативно и готово ко всему новому. Но как ваши инновации и технологии воспринимает, скажем так, «немолодежь»?

– Это, скорее, стереотип, который постепенно уходит в прошлое. Сбербанк чаще всего выбирают для совершения регулярных платежей. К началу 2016 года доля безналичных расчетов за услуги ЖКХ, например, превысила 50%. Еще в начале 2015 года эта доля составляла 36%. Ежемесячно мы отмечаем прирост объема автоплатежей на 5–10%. За первые два месяца 2016 года через подобный сервис было совершено в два раза больше транзакций, чем за аналогичный период 2015 года. Чаще всего с помощью автоплатежа наши клиенты оплачивают услуги связи и интернета (42% от всех транзакций).

– Тем самым вы развиваете интеллектуальную инфраструктуру, для того чтобы клиент не ходил в офисы. Но все же давайте поговорим о филиальной сети банка. Сколько точек насчитывает сеть на данный момент и как банк намерен ее развивать?

По итогам первых месяцев года все выглядит более уверенно, чем в 2015-м. Снижение ВВП по итогам года может быть ниже

– Одна из наших стратегических задач состоит в развитии онлайн-сервисов. Корпоративные клиенты, например, давно активно не только используют системы интернет-банкинга, но и открывают расчетные счета, не выходя из своего офиса, а кассовую выручку могут сдавать в любом банкомате с функцией внесения наличных. Это не просто удобно, но и значительно удешевляет стоимость услуги.

При этом за последние пять лет мы активно развиваем нашу филиальную сеть, которая не утрачивает своей роли.

Для малого бизнеса работает полноценная специализированная сеть Центров развития бизнеса. Сегодня на территории присутствия Северо-Западного банка каждый из ЦРБ обслуживает в среднем до 2000 субъектов малого предпринимательства. Мы воплотили идею нового качества сервиса, где у каждого клиента есть свой личный менеджер и все вопросы, связанные с бизнесом, можно решить на одной площадке. Помимо этого в каждом Центре регулярно проводятся бесплатные семинары и тренинги для предпринимателей совместно с Бизнес-школой SRC www.src-master.ru. Только в прошлом году мы провели более 900 лекций, в том числе в режиме видеоконференции с участием ведущих бизнес-тренеров России и Европы.

Ипотеку мы выделили в Центры ипотечного кредитования, для состоятельных людей развиваем сеть офисов «Сбербанк Первый» (кстати, самый высотный банковский офис в России также открыт Сбербанком в Санкт-Петербурге – на 44-м этаже бизнес-центра «Лидер Тауэр» на площади Конституции).

Офис

Сегодня функционируют уже более 600 филиалов Сбербанка в новом формате.
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Мы продолжаем программу переформатирования филиальной сети и для частных клиентов. Сегодня функционируют уже более 600 филиалов Сбербанка в новом формате. Меняется территориальное расположение офисов с точки зрения их транспортной доступности и эффективности работы. При открытии офисов банк применяет принципы геомаркетинга, которые позволяют не только подобрать оптимальное помещение и место расположения филиала, но и одновременно оценить необходимое число рабочих мест, количество обслуживаемых клиентов и сам формат обслуживания. Новые форматы офисов Сбербанка направлены на создание максимально открытого пространства, их отличает четкое функциональное зонирование помещений, простая и понятная навигация, современный дизайн и новые стандарты работы. Все новые форматы не только удобны и комфортны, но и имеют зоны работы 24 часа, что позволяет нам круглосуточно предлагать клиентам широкую линейку банковских продуктов.

Могу отметить, что в удаленных регионах мы реализуем проект «Электронная деревня», с помощью которого жители поселков и деревень могут совершать типовые банковские услуги, также у нас есть проект по внедрению передвижных офисов – фактически банк приезжает в определенные часы туда, где в нем есть потребность.

Мы развиваемся, но тем не менее закрытия офисов не избежать. Зачем содержать три старых, не соответствующих ни требованиям безопасности, ни современным стандартам обслуживания офиса, когда в соседнем доме открыт просторный, ультрасовременный и комфортный филиал. В каждой такой ситуации вопрос решается индивидуально.

– Если вернуться к показателям бизнеса: сейчас строители переживают непростой период – спрос на коммерческие площади падает, стоимость жилья снижается…

Одна из наших стратегических задач состоит в развитии онлайн-сервисов

– То, о чем вы говорите, – это проектное финансирование. Мы, разумеется, не прекратили предоставлять кредитные ресурсы девелоперам как коммерческой, так и жилой недвижимости.Один из принципов проектного финансирования —распределение рисков между всеми участниками проекта. В первую очередь, до вхождения банка в проект, свою долю средств должны вложить его инициаторы. Если говорить о кредитовании жилой недвижимости, то эта величина составляет 25% от капитала проекта, еще минимум 15% должны вложить дольщики. Таким образом, мы незначительно повысили требования к доле собственного участия застройщика. Обязательным требованием является реализация квартир в соответствии с требованиями 214-ФЗ, наличие исходно-разрешительной документации по проекту. Преимущественно мы готовы кредитовать проекты, рассчитанные на массовый спрос. Это общие принципы, которых мы придерживаемся.

На практике действует индивидуальный подход к компаниям и их проектам. Мы учитываем имя и опыт потенциального заемщика, наличие у него иных денежных потоков и платежеспособных поручителей, класс и рыночную привлекательность объекта, наличие дополнительного залога. Решение о кредитовании принимается с учетом всех факторов.

Доля финансирования жилой недвижимости стабильно занимает порядка 10% от портфеля кредитования недвижимости, который вырос с 36 млрд рублей в начале 2013 года до 115 млрд в 2015-м. Данные цифры наглядно говорят о том, что проектное финансирование недвижимости в Сбербанке не прекращено.

– Как в целом вы оцениваете итоги Северо-Западного банка за прошлый год?

– За истекший период активы выросли на 10% и достигли рекордной отметки в 1,5 трлн рублей. Зафиксирован рост прибыли на 25% по сравнению с прошлым годом. Сбербанк на Северо-Западе нарастил свои портфели розничных клиентов, увеличив объемы до 1,34 трлн рублей, темп составил 23%; в Петербурге соответственно 22% и 749 млрд рублей. Главной успешно решенной задачей банка в 2015 году было формирование и сохранение максимально качественных портфелей по кредитам юридическим и физическим лицам.

Рост коснулся и вкладов населения – он составил 33%. В 2015 году в регионе было открыто 3,8 млн вкладов на сумму, превышающую 1 трлн рублей. Также Сбербанк продолжил наращивать свой ипотечный портфель, его доля сегодня составляет 53% от общего объема средств, выданных населению. Темп роста ипотечного кредитования – 26%. За год выдано 37 000 жилищных кредитов на сумму почти 65 млрд рублей, из них 42% – кредиты с господдержкой.

– Восстановился спрос на кредиты со стороны бизнеса?

В фокусе клиента начинает преобладать совокупность факторов: уровень доходности, удобство размещения, гибкость продуктовой линейки, прогнозируемость на длительный период

– В сравнении с прошлым годом, где была заложена цель на удержание портфеля, в этом году более оптимистичный план. На данный момент какого-либо повышения или понижения процентных ставок не планируется, но все будет зависеть от общей ситуации в экономике. Ужесточать требования к заемщикам мы не планируем. Отмечу интересный факт. Поведенческая модель клиентов меняется. Клиенты более взвешенно стали относиться к заемным средствам. Частные лица в прошлом году со стратегии потребления переходили на стратегию сбережения. Компании тоже проходят период перераспределения инвестиционной нагрузки с кредитных на собственные средства. Поэтому остатки на счетах увеличиваются. В прошлом году депозитный портфель частных клиентов вырос на 36%. У юридических лиц остатки более подвижны и зависят от сезонных факторов, но тем не менее за год срочные депозиты увеличились на 8%. В фокусе клиента начинает преобладать совокупность факторов – уровень доходности, удобство размещения, гибкость продуктовой линейки, прогнозируемость на длительный период, готовность банка предлагать сложные инвестиционные решения.

– Если говорить о глобальных факторах, как вы оцениваете перспективы этого года?

– Если смотреть на первые месяцы года, то все выглядит более уверенно, чем в прошлом году. И если это так, то снижение ВВП по итогам года может быть ниже. Динамика инфляции сейчас выглядит довольно оптимистично: если в начале года казалось, что годовая инфляция будет в районе 8–9%, то сейчас, после замедления инфляции в марте, можно ориентироваться на 7% по итогам года. Этот показатель выглядит вполне реалистично.

В наиболее выигрышном положении сегодня находятся, во-первых, те отрасли, которые смогли увеличить экспорт, а во-вторых, те, кто сыграл на импортозамещении. К таким отраслям относятся сельское хозяйство, пищевая и химическая промышленность.

– Мы много говорим о бизнесе. Наш традиционный вопрос: у вас стало меньше свободного времени?

– Я бы не сказал, что его стало глобально меньше, просто задачи стали более серьезными. Это вопрос организации рабочего времени и его структурирования для принятия решений. У меня очень профессиональная команда, каждый член которой является самодостаточным человеком и на достойном уровне выполняет свои обязанности, умеет организовать коллег вокруг себя или вливаться в их проекты для достижения цели.

Георгий Дмитриев

В печатной версии название статьи — «Главные ценности» (журнал «Управление бизнесом», № 27, апрель, 2016 год).

 

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X