Колесо автомобиля

Вышли на плато: о ситуации на автомобильном рынке России

Дата Дек 16, 15 • Нет комментариев

Развитие автомобильного рынка в России во многом будет зависеть от макроэкономической ситуации, государственных мер поддержки, а также индивидуальных стратегий его...
Pin It

Главная » Автомобили, Журнал «Управление Бизнесом» №25 » Вышли на плато: о ситуации на автомобильном рынке России

Развитие автомобильного рынка в России во многом будет зависеть от макроэкономической ситуации, государственных мер поддержки, а также индивидуальных стратегий его участников

Российские автодилеры оказались в незавидном положении. С началом кризиса красивый бизнес для многих обернулся крахом. Автодилеры все чаще сетуют, что по требованию импортеров вынуждены были строить огромные дорогие центры под отдельные марки, тогда как на Западе салоны гораздо скромнее. И теперь эти «дворцы» стоят полупустыми, а у некоторых еще долго не окупятся, и приходится бороться за каждого покупателя.

Авторынок одним из первых почувствовал на себе экономический кризис, хотя еще в прошлом году прогнозы на падение в 30–40% казались слишком пессимистичными.

Следующий год будет еще хуже, уверяют участники рынка, на плаву останутся только крупные компании, у которых нет серьезной кредитной нагрузки. При этом без поддержки со стороны государства отрасль захлестнет волна банкротств.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в целом по России в октябре 2015 года продажи новых легковых иномарок сократились на 38,5% по сравнению с октябрем 2014-го и составили 129 900 автомобилей. Всего в январе – октябре 2015 года продано 1,3 млн автомобилей, спад продаж составил 33,6%.

В Петербурге схожая картина. Согласно данным «Auto-Dealer-СПб», за 10 месяцев 2015 года продано 101 500 новых автомобилей, что на 34% меньше аналогичного показателя прошлого года. В октябре падение составило 32%, дилеры продали всего 10 700 машин. Как говорит генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин, падение авторынка по итогам этого года в Петербурге составит около 35%, в городе будет продано от 120 000 до 130 000 автомобилей.

Стоянка автомобилей

Тяжелее всего приходится маркам, которые не производятся в России, и потому цены на них растут значительно быстрее, чем на те, которые локализованы
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Это связано с рядом факторов: цены на автомобили выросли (в среднем за год на популярные модели на 24%, по данным PwC), покупательская способность упала.

Тяжелее всего приходится маркам, которые не производятся в России, и потому цены на них растут значительно быстрее, чем на те, которые локализованы. Импорт легковых автомобилей в Россию за 9 месяцев 2015 года упал на 51,9% – до 258 800 машин, по данным Федеральной таможенной службы. За тот же период, по данным PwC, в рублевом выражении рынок сократился на 34%, в то время как в долларовом – на 61% за счет изменения среднего курса валют. Объем продаж составил 1,045 млрд рублей.

В итоге структура петербургского авторынка претерпела серьезные изменения, вплоть до ухода сразу нескольких крупных игроков: обанкротились автохолдинг «РРТ» Олега Барабанова, ГК «Балтавтотрейд» Петра Тиньгаева, ГК «Лаура» и ряд других менее крупных компаний. Участники рынка предсказывают, что это не последние банкротства.

– Истории с неблагополучными дилерами-заемщиками, к сожалению, будут всплывать время от времени. Особенно сложно будет выживать тем дилерам, которые построили свои центры год-два назад – они не успели сформировать клиентскую базу для своих сервисов, – поясняет генеральный директор «Аларм Моторс» Роман Слуцкий.

– В группе риска прежде всего небольшие и монобрендовые дилеры, которые практически не имеют запаса прочности. Также не исключено, что в будущем году мы услышим об уходе с российского рынка новых брендов и столкнемся с сокращением модельных рядов у тех, кто остается, – говорит генеральный директор ГК «Рольф» Татьяна Луковецкая.

Дорогу дешевому и отечественному

Серьезным ударом по дилерам стал уход американского автоконцерна General Motors, который заморозил производство в Петербурге и в ближайшие несколько лет будет поставлять в Россию только автозапчасти для обслуживания гарантийных автомобилей.

– Событие, конечно, в целом имеет негативный оттенок, однако распределение доли брендов GM на рынке открыло возможности для тех, кто остался. Таких как KIA, Hyundai, Ford, Renault, VW, – отмечает Роман Слуцкий.

Действительно, участники рынка отмечают, что уход GM в определенном смысле дал шанс многим маркам. Как следствие, дилеры GM пытаются получить в свой портфель Lada. АвтоВАЗ начал активную экспансию на рынок Петербурга, и сегодня в городе 12 салонов – на три больше, чем годом ранее.

Традиционно отечественный производитель не слишком популярен в столичных городах, например, в Петербурге в прошлом году его доля составляла около 6%, но ее планируется нарастить до 20%. Этому поспособствует подорожание иномарок и сокращение их модельного ряда. Уже сегодня, как посчитали эксперты, на российский рынок не поставляют более 30 моделей машин.

Авторынок одним из первых почувствовал на себе экономический кризис, хотя еще в 2014 году прогнозы на падение в 30-40% казались слишком пессимистичными

Впрочем, иностранные автоконцерны на падающем рынке стремятся сохранить свою долю: в Петербурге открываются новые центры Hyundai, Suzuki, новых партнеров ищут Ford, Renault, VW, чьи дилеры либо отказались от франшизы, либо обанкротились.

В последнее время особенно выделяется Ford, который осенью увеличил продажи в два раза по сравнению с первыми месяцами года. Сейчас эта американская марка уже вернулась в топ-10, и не исключено, что будет бороться до конца года за место в топ-5, отмечает Михаил Чаплыгин.

Интересно, что, по данным Автостата, автомобили премиального сегмента продаются лучше, чем массовые бренды. По итогам 10 месяцев 2015 года они занимают 9,8% доли рынка (по данным на февраль 2014 года – 6,5%). За январь – октябрь реализовано 124 500 автомобилей премиум-марок. Это на 21% меньше аналогичного показателя 2014 года, тогда как массовые марки упали на 35%. Представители премиум-класса продолжают показывать положительную динамику продаж – по итогам 9 месяцев это удалось, например, Lexus и Porsche, говорит Михаил Чаплыгин.

Mercedes-Benz в начале года демонстрировал рост, но под конец года начал сдавать позиции, потеряв за 9 месяцев 11,7%. Однако это не мешает дилерам марки планировать развитие, в отличие от многих других. Так, дилер «Авангард» строит новый центр рядом со старым на Приморском шоссе, а также еще один на Парнасе. Евгению Войтенкову, основному владельцу ГК «Олимп», удалось продать центр на Исполкомской улице московскому дилеру Major. Он также ведет переговоры о продаже центра на Пулковском шоссе. Другие марки ведут себя осторожнее. После банкротства «Балтавтотрейда» отказался от поиска нового дилера импортер BMW.

Подержанный автомобиль

Если раньше доля подержанных машин в общем объеме продаж не превышала 20-30%, то теперь доходит до 50%
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В общем ситуация напряженная, и ее выдерживают далеко не все дилеры. Желающих выйти из бизнеса все больше, то и дело на рынке предлагают выкупить известные салоны, которые ранее занимали лидирующие позиции. Так, например, в этом году в целом по России работает 3800 автосалонов, на 200 меньше, чем до кризиса. Участники рынка говорят, что перепрофилировать их будет сложно из-за специфических требований к зданиям. А значит, у собственников или у банков, которым эти салоны достаются как залоговое имущество, шансов продать их почти нет.

– Конечно, есть случаи перепрофилирования дилерских предприятий в мебельные и продуктовые магазины, но они крайне редки, я оцениваю их не более чем в 10% от существующих проблемных активов. Большинство салонов уже построены под весьма специфичные требования производителей. Их крайне сложно перепрофилировать в другой бизнес, – говорит генеральный директор ГК «Терра Авто» Владислав Рыдаев.

Выживут сильнейшие

Салоны, которые открылись в городе за последний год, можно пересчитать по пальцам. Дилеры уверены: в кризис вкладываться в новое строительство, которое оценивается от 40 000 до 70 000 рублей за 1 кв. м, никто не будет. В итоге салоны либо разделяют под несколько марок, реконструируя их с минимальными затратами, либо все марки ставят в один салон, в тех случаях, когда условия импортера или дистрибьютора это разрешают.

Остро стоит и вопрос оптимизации расходов: автоцентры сокращают персонал и пытаются заработать, продвигая сервисные услуги, хотя и этот рынок у них постепенно отнимают недилерские компании, готовые предоставить весь комплекс сервисных услуг по более низким ценам.

– У игроков рынка помимо текущих падают и будущие доходы – сокращается выручка от сервиса из-за того, что автопарк не такой большой, каким мог быть. Все это отражается на налоговых отчислениях в бюджет. Не стоит забывать, что сокращение персонала – определенный негативный социальный фактор, – говорит генеральный директор автохолдинга «Максимум» Вадим Арустамян.

Татьяна Луковецкая отмечает, что у крупных дилеров, имеющих историю взаимоотношений с клиентами, есть все для успешной работы даже на падающем рынке. Привлечь нового клиента всегда сложнее и дороже, чем удержать того, кто уже один раз совершил покупку в дилерском центре. Если клиент доволен качеством обслуживания, то, купив автомобиль, он будет приезжать на техобслуживание в этот же дилерский центр, купит здесь же страховой полис и со временем приедет за следующим автомобилем. В связи с этим сервисное обслуживание важно не только как источник заработка для дилера, но и как способ наилучшим образом зарекомендовать себя в глазах клиента и выстроить с ним долгосрочные доверительные отношения, отмечает она.

По данным Автостата, автомобили премиального сегмента продаются лучше, чем массовые бренды. По итогам 10 месяцев 2015 года они занимают 9,8 доли рынка

В целом способов удержаться на плаву пока не так много. Выживать дилеры будут за счет сокращения кредитного плеча, портфеля из брендов с высокой степенью локализации, эффективных бизнес-процессов вплоть до личной вовлеченности собственника бизнеса в оперативное управление, перечисляет Владислав Рыдаев.

Татьяна Луковецкая уверена, что еще одно ключевое направление деятельности дилерского центра – экспансия на рынок автомобилей с пробегом.

– Только официальный дилер может досконально проверить техническое состояние автомобиля с пробегом и гарантировать юридическую чистоту сделки. Сейчас, когда усилиями дилерского сообщества создается единая база автомобилей с пробегом, содержащая подробную информацию о каждом автомобиле, купленном на территории России, преимущества дилеров становятся особенно очевидными. На рынке уже сложилась достаточно обширная аудитория покупателей, которые ищут качественные автомобили именно в отделах по продаже машин с пробегом в дилерских центрах. В ближайшее время она будет продолжать стремительно расти, – говорит Татьяна Луковецкая.

Дилеры подтверждают, что в общем объеме продаж доля подержанных машин значительно выросла. Если раньше она не превышала 20–30%, то теперь доходит до 50%. Вторичный рынок испытывает не столь серьезный спад. Так, по данным Автостата, за январь – сентябрь 2015 года продано 3,6 млн подержанных машин, что на 20,3% меньше, чем годом ранее.

В надежде на государство

Как отмечают эксперты PwC, реализация программ льготного автокредитования, льготного лизинга и обновления автопарка в 2015 году одновременно со снижением ключевой ставки ЦБ России позволила замедлить падение авторынка начиная с мая. Этому способствовало смягчение условий по программе обновления автопарка, а также увеличение максимальной стоимости автомобилей, участвующих в программе льготного автокредитования, с 750 000 до 1 млн рублей.

Среди дилеров увеличилась конкуренция, а это значит, что на рынке будут выживать сильнейшие и наиболее устойчивые к колебаниям спроса

– 2015-й стал еще одним годом испытаний для российского авторынка. На первый взгляд рынок стабилизировался, выйдя на плато продаж. Однако сейчас ежемесячные объемы продаж существенно ниже, чем в прошлом году, а без субсидирования со стороны правительства они упадут еще сильнее. Немаловажное обстоятельство – будут ли продлены программы поддержки спроса, и если да – в каком объеме, – рассуждает Татьяна Луковецкая. – По оценке экспертов, 30–40% продаж осуществляется при помощи правительственных программ поддержки рынка. Если они будут свернуты, то можно прогнозировать, что в 2016 году рынок опустится ощутимо ниже текущих уровней, ориентировочно – до отметки 1,2–1,3 млн автомобилей.

Государственную поддержку как позитивный фактор, который позволил несколько стабилизировать рынок, отмечает Владислав Рыдаев.

– Например, около 70% Lada и 65% KIA проданы по субсидированной ставке кредитования. Не так давно порадовал и петербургский депутатский корпус. Внесены поправки, позволяющие использовать часть материнского капитала на покупку автомобиля отечественного производства. Мы отмечаем устойчивый интерес к этой возможности и уже тестировали похожий продукт, нацеленный на молодые семьи. 63 проданные «Лады» – неплохой результат, – говорит он. И отмечает, что большую роль в стабилизации рынка сыграла активная позиция поставщиков, которые сделали многое для стимулирования и поддержки продаж.

Туманное будущее

В 2016 году без господдержки перспективы отрасли совсем пессимистичны. Так, Минпромторг уже прогнозировал уровень продаж в 2016 году в 1,5 млн машин при условии господдержки, а без нее – около 980 000. Дальнейшее развитие автомобильного рынка в России во многом будет зависеть от макроэкономической ситуации, государственных мер поддержки, а также индивидуальных стратегий участников рынка. В целом восстановление российского авторынка до уровня 2012 года прогнозируется в перспективе 6–7 лет, отмечают эксперты PwC.

Дилеры согласны с тем, что в ближайшие несколько лет улучшений ждать не придется, а оптимальный вариант развития – это стагнация. По прогнозам Вадима Арустамяна, в 2016 году пессимистичный сценарий предполагает падение авторынка в городе не более чем на 10% к уровню 2015-го. Другие сценарии зависят от стоимости нефти и курса рубля по отношению к основным валютам. Он отмечает, что в сокращении рынка есть не только отрицательные, но и положительные моменты.

Если программы поддержки авторынка будут свернуты, можно прогнозировать, что в 2016 году он опустится ощутимо ниже текущих уровней

– Среди дилеров увеличилась конкуренция, а это значит, что на рынке будут выживать сильнейшие и наиболее устойчивые к колебаниям спроса компании. Дилеры высвобождают неэффективно используемые ресурсы – капитал, основные средства, персонал. Борьба за каждого клиента дает импульс росту сервиса, появлению новых услуг для покупателя, что для последнего несомненно является положительным моментом, – рассуждает он.

Генеральный директор центра «Атлант М Лахта» Евгений Пекарский говорит, что избыточное количество дилеров сократится из-за ухода слабых игроков, а также сделок слияния и поглощения. Кроме того, бизнес ждет постепенный приход к западной модели – появление мультибрендовых автоцентров. По словам Евгения Пекарского, инвестиций в автобизнес не будет еще долго, поскольку новые игроки вряд ли выйдут на рынок из-за длительной окупаемости инвестиций, которая составит 12–15 лет.

Роман Слуцкий прогнозирует, что новых дилерских центров открываться будет совсем мало.

– Время от времени будем наблюдать ребрендинг дилерских зданий. Знаю в городе всего несколько строек – видимо, это уже хобби, а не бизнес, – добавляет он. По его словам, рынок явно демонстрирует стабильные объемы, но это очень дорогая стабильность.

– Производители несут многомиллионные убытки. Государство тратит очень значительные средства. Благодаря этому живет авторынок и все зависимые от него отрасли. Все это продолжится только в том случае, если все участники будут по-прежнему верить в перспективу восстановления потребительского спроса и авторынка начиная с 2017 года. Лично я предпочитаю верить в лучшее, но быть готовым к разному, – резюмирует Роман Слуцкий.

Елена Шулепова

В печатной версии название статьи — «Вышли на плато» (журнал «Управление бизнесом», № 25, декабрь, 2015 г.)

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X