Connect with us

Журнал «Управление Бизнесом» №24

Театр жив: о современном драматическом искусстве

Опубликован

в

Андрей Могучий

«Опереться можно только на мощное сопротивление», – с восторгом цитирует Алису Фрейндлих художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова Андрей Могучий

Андрей Могучий, ныне художественный руководитель петербургского Большого драматического театра (БДТ) им. Г. А. Товстоногова, – театральный фантаст, пришедший в академические театры из театра авангардного, экспериментального, фантастического. Человек, который рискнул поставить на сцене «Школу для дураков» Саши Соколова и «Что делать?» Чернышевского – тексты, казалось бы, совсем не приспособленные для театра. Мы поговорили с ним о проблемах театра, его эстетике – в общем, о многом.

Что такое режиссер

– По первому своему образованию вы технарь, окончили радиотехнический факультет ЛИАПа. Как вас в режиссуру вынесло?

– В режиссуру меня вынес Александр Потехин. Сейчас он руководит петербургским бюро ИТАР-ТАСС, а когда выносил меня в режиссуру, мы были однокурсниками. Мне было лет девятнадцать, в то время в ЛИАПе у меня было много приятелей – технарей, любивших музыку, поэзию, театр, хорошую литературу. Это был такой шлейф кометы «физиков и лириков» 60-х годов. В этом смысле я попал в «дурную компанию» и, как и все в компании, стал ходить в театр. До какого-то времени увлечение театром было пассивное. А потом я поехал в стройотряд в Крым – не столько чтобы заработать, сколько чтобы искупаться. Александр Потехин там был комиссаром. В каждом стройотряде полагалось иметь агитбригаду, готовить концертные программы, спектакли – то ли для поддержания «боевого духа» стройотрядовцев, то ли еще для чего.

Один парень из агитбригады заболел, меня попросили вместо него выйти. Я вышел и… даже не знаю, как объяснить, что произошло, не знаю, что меня подкосило, может, чарующий звук аплодисментов (улыбается), смех, отклик зала. В общем, попался, заразился этой бациллой. Театр – это действительно как инфекция. Здравым смыслом мои последующие поступки не объяснишь.

После этого концерта у нас с Потехиным состоялся разговор, было понятно, что никакой радиотехники мне не надо, мне нужен театр. Собственно, Потехин и сыграл «роковую» роль в моей жизни, стал меня двигать в сторону художественную, театральную. У нас был очень сильный студенческий клуб в ЛИАПе. Вернувшись из стройотряда, мы стали сочинять какие-то истории, 20-минутные спектакли, ставили по самиздатовским листкам Хармса, Николая Гумилева, изучали Михаила Чехова, Ежи Гротовского, даже пытались разработать «теорию кибернетического театра» со своей символикой и знаковой структурой.

– Почему решили стать режиссером, а не артистом?

– Я тогда понимал: на скрипке играть не могу, рисую так себе, танцевать тоже не очень. Учиться всем этим исполнительским искусствам поздно. Значит – режиссура. Понимаете?

– Нет.

– Придется рассказать анекдот. Покупатель заходит в зоомагазин, чтобы купить попугая. Продавец предлагает ему на выбор одного из трех, что есть в наличии. Первый попугай – пестрая, красивая, крупная птица, кульбиты делает, говорит по-английски и по-русски: 1000 рублей. Второй попугай еще круче, делает все, что умеет первый, но еще поет, читает стихи и философствует: 3000. И сидит третий. Маленький, ободранный, хвост выщипан: 15 000. Покупатель спрашивает: «А этот тогда что умеет?» – «Не знаю, но первые два называют его режиссером».

– Вы окончили Институт культуры, кафедру режиссуры. Почему не пошли в Театральный?

– У меня на момент принятия решения о продолжении образования уже был сформированный, со своей художественной программой, со своим профессионально оборудованным пространством театр. Тогда он назывался ТЭКС – театрально-экспериментальная студия, потом мы его переформатировали в «Формальный театр». Выбор был такой: либо мне надо закрывать этот театр и идти на Моховую, на дневное, потому что заочного там не было. Либо идти на заочное в Институт культуры. Я и пошел на заочное, это было единственным шансом получить профессию и не закрыть театр, который был мне очень дорог.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]В 80-е «объективный» театр сменился «субъективным». Пришли режиссеры новой эстетики, которые создавали мир, исходя из собственного субъективизма[/quote]

Я и сейчас бы так сделал. Ни секунды не сомневаюсь в правильности траектории своего жизненного пути. По прошествии многих лет уверенно говорю: все, что сделал в жизни тогда, сделал бы и сейчас. Надо идти за судьбой. И любимая книга моя меня в этом поддерживала. Я тогда читал и перечитывал «Сиддхартху» Германа Гессе. Много лет хотел поставить этот текст на сцене. Гессе – один из моих литературных источников и учителей, благодаря которому я и совершал те или иные поступки в жизни.

Конец эпохи

– Почему назвали свой театр «Формальным»?

– Театрально-экспериментальная студия родилась из нашего увлечения ФЭКС – фабрикой эксцентрического актера, созданной в 20-е годы Козинцевым и Траубергом. Мне казалось, что это рифма такая: ТЭКС – ФЭКС. Вокруг были самопровозглашенные театры со звучными названиями – «Гун-го», «До-Театр», «ДаНет», DEREVO, «Лицедеи», «Кукла», а у нас никакой метафоры в названии. Сейчас-то я бы не стал ничего менять, но тогда… В 90-м году Союз театральных деятелей проводил первый фестиваль театров-студий. И вот туда, мне казалось, мы должны были пойти с каким-то другим названием. Организаторами фестиваля были Людмила Коробова, которая тогда работала в Союзе театральных деятелей, и Эрик Горошевский, у которого был «Театр реального искусства». Это название мне очень нравилось. Но назвать свою студию «Театром формального искусства» я не мог, потому что это было явное противопоставление Эрику. В то время мы сильно увлеклись формализмом, в частности «Петербургом» Андрея Белого. И я назвал театр «Формальным».

На фестивале театров-студий мы показали «Лысую певицу» Эжена Ионеско. Это был мой первый в жизни публичный спектакль, находившийся в сильном противоречии со всеми предыдущими нашими практиками. В 80-е годы мы подробно занимались лабораторной работой. Делали многочасовые импровизации,
упражнения исходя из импульсов своего собственного тела, своего «я», слушая свое персональное «хочу». Мы прислушивались к себе, а это требовало закрытой, герметичной лабораторной структуры. Мы принципиально ничего не делали для зрителей. Потом я решил сделать нормальный текстовый спектакль хотя бы для того, чтобы нас просто заметили. Так появилась «Лысая певица».

Нас заметили, но я очень переживал, что наша лабораторная работа никак не соединяется с постановочной. Обессмыслились несколько лет лабораторного существования. И лишь много лет спустя, оказавшись в Берлине на стажировке у выдающегося польского режиссера Кристиана Люпы, я понял, как одно с другим может быть связано.

В начале 90-х в Ленинграде работало порядка четырехсот студий. Конечно, было много шлака, но несколько коллективов были очень крутые. Это счастливое время надежд и свободы, которое длилось несколько лет, но точка была поставлена в 95-м. У меня этот финал зафиксирован: мы сделали в Петербурге, в «Балтийском доме», Фестиваль свободных искусств. На фестивале удалось собрать все топовые фигуры питерского андеграунда, ранее в одном пространстве не пересекавшиеся, иногда даже враждебно настроенные друг к другу, – в этом и был прецедент. У нас было несколько программ – театр, кино, музыка, визуальное искусство, инсталляция… Сергей Курехин сделал на этом фестивале свой спектакль «Колобок», в котором как артисты работали он сам, Евгений Юфит, Тимур Новиков, Александр Баширов, а Дмитрий Пригов выезжал на экскаваторе в ковше.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Спектакль — сиюсекундное искусство, которое исчезает сразу же после выходов на поклоны. Спектакль, по большому-то счету, всякий раз играют по-другому[/quote]

Были «Митьки», был Кирилл Миллер. Антон Адасинский и DEREVO специально из Германии приехали с премьерой. Я показал премьеру «Орландо Фуриозо». Была прекрасная музыкальная программа, которую курировал Алик Кан. Кинопрограмму курировала Анжелика Артюх. Группа художников «Речники», которую открыл Тимур Новиков, впервые выступила с публичным перформансом – разбила зеркало якорем. Курехин после каждого спектакля в фойе «Балтийского дома» вел суды – стебовые обсуждения современного искусства. Может, это нескромно, но мне кажется, что вот этим фестивалем просто закрылась целая эпоха.

После мы разбрелись. Кто-то не мог показывать свои спектакли, потому что развалилась его компания, кто-то уехал, кто-то воткнулся в государственный мейнстрим. Умер Курехин. Такого фестиваля собрать больше не удалось. Умер мир, в котором были возможны такие фестивали. Потом я что-то организовывал фестивальное, но уже в другом формате. Тогда, помню, были большие проблемы из-за нас у театра «Балтийский дом», директором которого был Анатолий Константинов. Ему сильно нагорело от комитета по культуре.

– За разбитое якорем зеркало?

– Да за все. Зеркало – так, перформанс. «Речники» привезли на фестиваль гигантское зеркало и повесили в фойе «Балтийского дома», а напротив зеркала повесили якорь. Ну а потом все присутствующие видели, как «Речники» раскачивали якорь. И вот он раскачивался, раскачивался, пока не разбил зеркало. Оно рассыпалось на мелкие кусочки. Получилась инсталляция. На полу фойе рассыпаны зеркальные осколки и зеркальная пыль. Перформанс, переходящий в фиксированную, застывшую форму в виде разбитого зеркала. Но такие понятия, как «перформанс» и «инсталляция», тогда были известны немногим. Наутро пришли уборщицы и все убрали…

– Предупреждать надо уборщиц, что это инсталляция. Они решили, что мусор…

– Да, именно так они и решили. Фестиваль шел три дня и три ночи. Круглые сутки, нон-стоп. Вот это было необычно, непривычно и «нехорошо». И люди там были самые разные. Огромное количество людей. Людей, сопричастных новому искусству.

– Раз уж вы сами об этом заговорили: с чем, по-вашему, связан конец эпохи, завершение расцвета?

– Художники всегда являются заложниками какой-то экономической или политической ситуации, мы всегда связаны с реальностью, зависим от нее, хотим мы это признавать или нет. А оценивать логику развития политической или экономической ситуации я не берусь. Какие-то подчиняющиеся своим законам процессы, зависящие, в свою очередь, от хаотического движения космических частиц.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Сегодняшний театральный зритель — это активно думающий человек, который может и должен принимать участие в режиссерских размышлениях[/quote]

В 90-е был момент смены эпох. Мир «поехал». Люди с радиоприемниками на улицах, в метро… везде, слушают репортажи о том, что происходит в Москве. Пьесы Шатрова. Протесты у гостиницы «Англетер». Телевидение – «Взгляд», «Музыкальный ринг». Ленин-гриб Курехина, «Стена» Pink Floyd на том месте, где несколько месяцев назад была Берлинская стена. Август 91-го, распад СССР, Ельцин на танке, начало реформ.

Менялось все, вся система координат, мы были молоды и свободны, и у этой свободы была энергия счастья. Этот момент свободы, ощущение, что ты наконец можешь делать то, что хочешь, делать в полную силу, длился довольно долго. Эпоха романтических надежд закончилась для меня в 95-м. Точку поставила смерть Курехина. Сергей Курехин был знаком той эпохи. Как раз после ухода Курехина и Слава Полунин уехал за границу. Тоже еще один мощный знак того времени – Полунин. Как-то у всех что-то не сбывалось, обламывалось. Всем нам казалось, что мы, так ярко вспыхнувшие на театральном или музыкальном небосводе, будем востребованы, а мы оказались никому не нужны и уехали. Начались скитания, жизнь на колесах. «Орландо Фуриозо», «К. Треплев. Люди, львы, орлы и куропатки…» – спектакли, которые были востребованы фестивальной Европой и понятны в любой стране мира, – кормили нас все 90-е. Было ясно, что здесь нам ничего не светит. В 90-е многие рванули в Европу – и АХЕ, и DEREVO… Конечно, много было разных удивительных приключений и в России, и в турах наших европейских. Все продолжали жить и работать. Но такого драйва, таких надежд уже не было.

– Есть у вас любимые спектакли?

– Есть. Все не перечислю. «Взрослая дочь молодого человека», к примеру, «Серсо», «Бесы» Анатолия Васильева. «Макбет», «Гамлет», «Моцарт и Сальери» Някрошюса. У Кристиана Люпы я не так много видел. Но то, что видел, приближено к идеалу театрального искусства. Например, «Персона – Мэрилин», спектакль о Мэрилин Монро. Он делал спектакли «Персоны». У него были «Персона – Уорхолл», «Персона – Симона Вейль». «Мэрилин» – фантастический спектакль. Самым главным открытием для меня там было открытие нового типа драматургии. Я знал все методологии, в которых работает Люпа, связанные с внутренним монологом актера. Но в «Персоне – Мэрилин» он воплотил эти практики в виде драматургии, когда весь конфликт происходит исключительно внутри человека, причем не в моноспектакле, а в спектакле многонаселенном, где человек находится наедине с самим собой, наедине со своим внутренним миром. Два часа идет спектакль, а ты смотришь, не отрываясь, и такое впечатление, будто присутствуешь при извержении вулкана.

Авторский театр, которым занимается Люпа, не всегда подразумевает наличие литературы. Спектакль делается непосредственно с артистом, сразу же воплощаясь на сцене. Люпа полностью сочинил «Персону». И актеров воспитал как педагог и как режиссер. Там нет ничего, кроме него. Это «субъективный» театр. Понятно, что есть в театральном искусстве субъективисты и объективисты. Георгий Товстоногов, великий советский режиссер, чей юбилей мы отметили в конце сентября, в своем творчестве следовал за жизнью, за объективной действительностью, ставил жизнь выше собственного «я».

Это период «объективного» театра. К нему принадлежат и Эфрос, и Любимов, целое поколение людей театра 60–70-х годов.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Хотя для театра в целом наступает не самое лучшее время, все равно он остается болевой точкой для нашей страны, нашей культуры[/quote]

В 80-е «объективный» театр сменился «субъективным», когда пришли режиссеры новой эстетики, которые создавали мир исходя из собственного субъективизма. Создание театрального мира как проекции собственного мозга, проекции собственного трагизма. Кристиан Люпа – жесткий, ярко выраженный субъективист, представитель авторского, субъективного театра, который мне очень близок.

– Подождите, но ведь именно так, на репетициях с актерами, примериваясь к исполнителям или примеривая исполнителей к своим текстам, писали Шекспир и Мольер?

– Очень важный для меня вопрос. Пьесы Шекспира – тексты для театра, созданные непосредственно в театре, чем сейчас мало кто интересуется, подменяя реальную традицию игрового театра. Его пьесы, которые мы сейчас берем за литературную основу, становились пьесами в процессе репетиций, в процессе игры. По версии Питера Брука, Шекспир брал легенду, труппа начинала ее ставить, импровизируя, постепенно обживая словами, и возникал текст. Вот это тот тип театра, который мне нравится. Театр для меня всегда был первичным.

Человек в театре получает впечатление здесь и сейчас. Спектакль – сиюсекундное искусство, которое исчезает, как буддистская мандала, сразу же после выходов на поклоны. Спектакль невозможно повторить. Его, по большому-то счету, всякий раз играют по-другому. Он каждый раз рождается заново. В этом смысле театр, может, и не искусство даже. Искусство ведь можно сохранить, законсервировать. Да? Книгу в любой момент можно снять с полки, кино посмотреть еще раз (и это будет ровно то же кино) – театр нельзя, невозможно законсервировать. Не знаю…

И вот эта сиюсекундность театра, конечно, его волшебное свойство, оно, по-моему, не всегда требует литературы, или литература может служить театру, работать на театр. В последнее время я работаю много с драматургами, которые пишут на конкретных актеров, конкретную сценическую площадку. Огромное количество сора, из которого, как известно, «растут цветы» спектакля, воздействуют на эстетику создаваемого произведения.

– Какой свой спектакль считаете наиболее удачным?

– Я помню один из своих спектаклей, для меня совершенно неудачный, который был абсолютно удачным в глазах публики. Я не считал его своей удачей, потому что понимал, где соврал, где сымитировал, где обманул самого себя прежде всего, ну и всех остальных. Даже прятался, когда все на поклоны выходили. А из таких спектаклей, которые близки сердцу моему, могу назвать несколько.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]В библиотеке в Комарово у меня такое же ощущение, какое возникает от «Зеркала» Тарковского. Какое-то очень сильное чувство неразрывной связи всего со всем[/quote]

Был у меня в «Формальном театре» спектакль под названием «Две сестры» по малоизвестной пьесе Тургенева. Я тогда не знал, что ставить в «Формальном театре» в следующем сезоне. Ходил, ходил по родительской библиотеке. Думаю: может, Тургенев. Хороший автор для авангардиста. Взял последний том, открыл, увидел «Две сестры» и, еще не читая, понял: то, что нужно. Я афишу увидел: «И. С. Тургенев. Две сестры». Как? Почему Тургенев? Это же Чехов! И сестры не две, а три? А это действительно Тургенев, и сестер действительно две. На самом-то деле пьеса Тургеневым не дописана. Три-четыре листочка написано, а дальше оборвано. И это еще больше мне понравилось, потому что мы с радостью «дописали» Тургенева Чеховым, Беккетом, Платоном, Бергманом. Это были диалоги для двух женщин на трех актрис, которые никогда не встречались на сцене втроем. Формальная задача, математическая. Такая была игра, игра в классиков. На самом деле дело (простите за тавтологию) не в схемах и не в провокативной афише. Дело в том, что этот спектакль был соткан из той части моего сознания, к которой в театре я обращаюсь не так часто.

«Школа для дураков» по Саше Соколову. Вот еще один спектакль, который мне очень дорог. Без прозы Соколова я вообще жизнь свою теперь не мыслю. По большому счету это самая важная для меня книга, как оказалось. Я имею в виду «Школу для дураков», потом – «Между собакой и волком», «Палисандрия» в меньшей степени. Два текста Саши Соколова я поставил. Да и третий спектакль из этой же волны – «Изотов» в Александринке, который, по-моему, сейчас уже не идет.

– Когда взяли пьесу Михаила Дурненкова «Изотов», тоже с ней экспериментировали?

– Пьесы не было. История этого проекта довольно странная. Эдуард Бояков, в то время генеральный директор «Золотой Маски», занимавшийся также и другими театральными проектами, предложил мне сделать «кастинг драматургов»: они будут к тебе приходить, ты с ними будешь разговаривать, а потом скажешь: «Вот, хочу работать с этим», «прикрутим» его к тебе, и ты будешь делать то, что хочешь, с его помощью.

Все ограничилось первым же драматургом. Это был Миша Дурненков. Сразу возник человеческий контакт, и больше никого выбирать я не стал. Миша спросил: «Чего ты хочешь?» Я ответил: «Не знаю». Позвал в Питер, он приехал, мы сели в машину и поехали в Комарово за темой.

В Комарово я вырос на дедовской даче, для меня это родное место. Дед был врачом, генерал-майором медицинской службы. Возглавлял медсанчасть Войска Польского во время Второй мировой. В детстве я много слышал рассказов о Польше. Собственно, дед мой и в Армию Людову, и к Рокоссовскому попал потому, что туда всех советских поляков определяли…

В общем, я показал Дурненкову дом, порассказывал байки о соседях, о времени, когда наш поселок населяли удивительные жители, о которых слышал от деда и которых наверняка видел в детстве, хотя и не помню этого. О Шостаковиче, Черкасове, об академике Павлове. О Гаршине, главном патологоанатоме блокадного Ленинграда, его дача стоит рядом с нашей. О том, как Ахматова приходила на эту дачу. Этого я, конечно, знать не мог, но приходилось привирать, чтобы не ударить лицом в грязь. В общем, ничего толкового из этих сведений нельзя было сделать.

Но потом все-таки возникли моменты, которые спровоцировали пьесу, дали толчок к «Изотову». Главное произошло, когда мы забрели в библиотеку – в Комарово прекрасная библиотека. Одна из тех точек на земле, куда хочется снова и снова приходить. Это такой старый деревянный дом, и там прекрасная заведующая, Лена Цветкова, которая много лет работает. Мы замерзли и просто пришли туда погреться. Кроме того, я хотел Мише показать библиотеку и то, что тут работает прекрасный человек. Там запах такой особенный – книжный. У меня дети очень любят туда ходить. Сидят там, читают. Пока они там, они читают. Когда уходят – перестают. Мы много раз пытались взять книги у Лены и принести их домой, но дома они так и лежат нераскрытыми, пока обратно не сдадим.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Очаги взрывоопасности по-прежнему находятся в театральных инкубаторах, в генераторах смысла, какими являются театры[/quote]

В этой библиотеке у меня такое же ощущение, какое возникает от «Зеркала» Тарковского. Какое-то очень сильное чувство неразрывной связи всего со всем.

Ну вот, мы с Мишей пошли в библиотеку, попили чай, Лена поставила запись концерта Олега Каравайчука. И главное не то, что он играл, а то, что он, помимо музыки, говорил. То, что Каравайчук гениальный композитор, мы знали, а вот про то, что он разговаривает так круто, ничего не знали.

Его тексты тогда очень сильно на нас подействовали, натолкнули на решение пьесы – Каравайчук стал главным героем истории. Такой Годо, как у Беккета. У Беккета в пьесе Годо не появляется, и в «Изотове» герой не появляется, но – присутствует. И весь конфликт пьесы завязан на этого человека. Его тексты вошли в ткань спектакля.

Второй момент – в Комарово такое со мной периодически бывает: возникает ощущение, что часы остановились. Это факт, несколько раз такое бывало. И с нами тогда то же самое произошло. Мы думали, что время позднее, 12 ночи, что мы в библиотеке часа три пробыли, а оказалось – минут 15–20. Время не двинулось. И от этого счастье невероятное. Потому что все еще впереди. Еще можно успеть. Можно не бежать никуда. Еще ничего не закончилось.

Был еще и третий момент. То, что в Комарово есть «Комаровский заповедник». Для нас это стало метафорой. Вот эти факторы повлияли на Мишу и на меня. Он уехал, написал пьесу, которую назвал «Заповедник». Очень быстро написал, за неделю. Но это было совсем не то, что я ожидал. Он переписал. Потом мы сели вместе, стали разбирать ситуации, придумывать биографии персонажам. Длительный был процесс, сколько раз мы текст переписывали, я сейчас не могу сказать. Так мы делали этот спектакль.

Новые волны

– Как бы вы оценили положение дел в современном театральном искусстве – кризис, застой или пышный расцвет?

– Все зависит от угла зрения и контекста. Часто мы что-то сгоряча называем кризисом, но на самом деле это время движется вперед, а мы противимся естественным изменениям. Какие-то вещи в современном молодом театре даже я уже перестаю понимать, мне многое не нравится. Но думаю, дело совсем не в том, что мне нравится или не нравится. Процесс обновления нашей планеты, и в частности театрального искусства, необратим. Новое всегда сменяет старое. Эту смену никто остановить не может. Хотя принимать новое очень трудно. Но как бы ни трактовали те процессы, которые идут в Питере и особенно в Москве, какой бы приступ ярости или ненависти они ни вызывали, все равно признаки нового в театре есть и будут.

Если говорить конкретно, проходит волна «новой драмы», которая в нулевые годы ярко светила нам из Москвы, к которой я неоднозначно относился, с которой конфликтовал, но сейчас понятно, какое важное значение имела «новая драма» для развития нашего театра. Сегодня другие «новые волны» набирают силу волны, и хотя для театра в целом наступает не самое лучшее время, все равно он остается болевой точкой для нашей страны, нашей культуры.

– А почему наступает не самое лучшее время для театра?

– Да как-то не очень понятно, что творится и в мире, и в стране в нашей «отрасли культуры» – будем ее так называть. За нами так пристально следят и так нервно на нас реагируют, что понятно: театральное искусство живо. Много ярких имен среди молодых. Там есть очень внятные люди, спорящие, ненавидящие что-то, радующиеся чему-то. Театр жив.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Художники всегда являются заложниками какой-то экономической или политической ситуации, мы всегда связаны с реальностью, зависим от нее, хотим того или нет[/quote]

Некоторое время назад встретился с давней зрительницей БДТ, которая была и на открытии сезона, и на спектакле «Что делать?». И она, говоря о необходимости тотального просвещения людей, народа, тех же актеров, сказала: «На театр в этом смысле гораздо больше надежд, чем на литературу». Я спросил: «Почему?» Она ответила: «Литературу сейчас мало читают, а в театр все еще ходят». И с ее точки зрения, театр имеет воздействие неимоверно большее, чем литература. Он психологически заразительнее. «Поэтому, – закончила она, – мы очень внимательно смотрим постановки и хотим добра вам, театру…» Дальше пошли очень приятные, но общие слова. На самом деле это, может быть, свойственно только нашему, русскому обществу. Недаром многие в нашей среде так любят повторять слова Сорина из чеховской «Чайки»: «Без театра нельзя». Один мой знакомый всегда добавляет: «Без театра в России нельзя». Это правда. Это какой-то такой национальный спорт. В Болгарии – пение, у нас – театр. В этом смысле он был, есть и будет болевой точкой в нашем обществе.

Не так давно еще не было интернета, гаджетов, айфонов, компьютерных игр и многого другого, что есть сейчас и сильно воздействует на способ восприятия действительности. Да, лет тридцать назад театр занимал иное место на социальной карте. Но степень воздействия театрального искусства на общество сейчас не меньшая. Она – другая. Очаги взрывоопасности, очаги подлинности по-прежнему находятся в театральных инкубаторах, в генераторах смысла, какими являются театры. Да, это специфика нашей страны. Вспомните историю с новосибирским «Тангейзером». Представьте, что в какой-то другой стране режиссер что-то там якобы не то изобразил на сцене и на афише. И что? И что так по этому поводу париться? Этого, кстати, и я понять не могу. Это ж надо прийти, посмотреть, оскорбиться и сделать спектаклю такой PR, что он уж точно останется в истории России.

– Спектакль сняли…

– Сняли, а волны остались, излучение идет. Может, насчет истории России я погорячился, но уж в истории русского театра «Тангейзер» точно останется благодаря оскорбившимся. Ни в какой Германии, ни в какой Голландии это просто невозможно. Жизнь – это жизнь, спектакль – это спектакль. А у нас театр и спектакль становятся жизнью,
ее важной молекулярной составляющей.

– Вам не кажется, что как раз скандал с «Тангейзером» излучает что-то плохое? Что этот скандал приведет к тому, что режиссеры станут более осторожны в выборе тем, связанных с религией, церковью, священниками, богами и богинями?

– Как сказала сегодня, сидя на вашем, кстати, месте, Алиса Фрейндлих: «Опереться можно только на мощное сопротивление». Это гениальная фраза. Я ее теперь часто буду цитировать. «Опереться можно на мощное сопротивление». Чем больше сопротивление, тем надежнее опора.

– В связи с чем Алиса Бруновна так сказала?

– Вспомнила спектакль «Алиса», где играет главную роль. Недавно у нас был «целевой» его показ, такие иногда случаются. Но этот показ был с особенно «тяжелым» залом. Перед самым спектаклем нас предупредили, что зрители даже не знают, что будут смотреть, им собираются сделать сюрприз. Я перепугался. Спектакль – тонкий, сложный. А нашим гостям самое время варьете показывать. Потому что перед началом спектакля вели они себя как третьеклассники из мужской гимназии в отсутствие учителя.

И вот вышла Алиса. Ну я знаю, что она великая актриса. Но тут… она за 10 минут переломила зал. Такая от нее пошла энергия. И все артисты от нее зарядились. По энергетике это был один из лучших наших спектаклей. Я ей сегодня про эту историю напомнил, а она мне в ответ: «Опереться можно только на мощное сопротивление».

– В своих спектаклях вы порой используете интерактив, когда артист непосредственно общается со зрительным залом, задает зрителю вопросы, скажем, явно ожидая ответа. Вам не кажется, что это не очень встраивается в нашу русскую ситуацию? Мы слишком зажаты – или молчим, или хамим…

– Мне нравится обратная связь, соучастие зрителя, нравится работать с подлинной энергией. Возможно, это потому, что я довольно много занимался уличным театром, где нет кулис, нет сцены, где, в общем, нет никакой защиты от зрителя, который пришел без билета смотреть на тебя. И ты должен соответствовать этой свободе, природе, дождю, камням, быть таким же подлинным, как и все, что вокруг.

Что касается вашего вопроса, то у меня есть по этому поводу специальная история. Даже две. В начале 90-х, после премьеры «Орландо Фуриозо» в «Балтийском доме», мы сделали уличную версию спектакля и играли в Петропавловке. Спектакль подразумевал то, что вы называете интерактивом, – участие зрителей в театральном действе. Было шесть сценических площадок, разбросанных по пространству, люди должны были бродить между ними, действие же происходило прямо в толпе. Правда, в начале представления мы ограничивали сценическое пространство веревкой, потому что нам надо было сыграть пролог, а в нем зрители не должны были участвовать, лишь наблюдать со стороны. После пролога мы веревку убрали, чтобы народ дальше сам пошел. Минута проходит, другая, третья – у меня даже на видео есть эта запись: народ стоит. Веревки, ограждения нет, а народ стоит. Не знает, что делать. Переглядываются робко. Мы стали махать публике: давайте уже, идите, можно. Можно! Только тогда люди поняли и пошли. Это был один из лучших финалов среди прочих показов «Орландо…». Зритель затерялся среди артистов, слился с пространством и ушел куда-то по крышам Петропавловки. Мы сверхзадачу спектакля выполнили: дали людям испытать ощущение свободы, неведомое многим из нас тогда. А было как раз начало 90-х. А вот когда мы играли этот же спектакль все в той же Петропавловке спустя лет шесть или восемь, то еле ноги унесли. Зрители пили пиво, артистам кидали камни прямо в лицо, кричали: «“Зенит“ – чемпион!» Вместо свободы была ярость, необузданная, озверевшая толпа. Мы после этого решили: «Все. Здесь этот спектакль точно играть не будем».

У меня не так уж много спектаклей без «четвертой стены». «Изотов» был с «четвертой» стеной. «Счастье» – с «четвертой» стеной. «Иваны»… Из последних только «Что делать?» сделан в жанре семинара, с ведущим-автором, который обращается к публике, ну и в «Пьяных» есть элементы общения с залом.

Но дело-то не в «четвертой» стене. Дело не в моем режиссерском почерке или моих штампах. А в том, что сегодняшний театр меняется, избавляется от мессианских привычек, движется в сторону равного диалога со зрительным залом. Мне кажется, сегодняшний театральный зритель – это активно думающий человек, который может и должен принимать участие в режиссерских размышлениях.

Никита Елисеев

В печатной версии название материала – “Театр жив” (журнал “Управление бизнесом”, № 24, ноябрь, 2015 г.)

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы прокомментировать

Добавить комментарий

Журнал «Управление Бизнесом» №24

От хамона до протеста: исследования социологов

Опубликован

в

татьяна Протасенко

Татьяна Протасенко: последние социологические опросы вновь показывают, что люди начинают чувствовать, что им что-то не нравится
(далее…)

Продолжить чтение

Актуальные материалы

Выжить в меняющемся мире: поддержка бизнеса в России и Германии

Опубликован

в

Эльгиз Качаев и Герберт Якоби на II Форуме бизнеса Северо-Запада

Сопоставление технологий и методов решения проблем малого бизнеса позволяет определить сильные стороны и выработать более гармоничную стратегию
(далее…)

Продолжить чтение

Журнал «Управление Бизнесом» №24

Золотая земля: о ювелирном деле

Опубликован

в

Александр Горыня

Александр Горыня: на внутреннем рынке отечественные ювелиры конкурентоспособны, и он более интересен для нас (далее…)

Продолжить чтение

СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА

Последние фото

  • Твердые и полутвердые планы

    Твердые и полутвердые планы
    Дмитрий Матвеев: наша миссия – создание культуры производства и потребления сыров в России.
    Базирующаяся в Псковской области группа компаний «Кабош» является [...]

  • У Петербурга и Афин откроются новые возможности для инвестиций, торговли и туризма

    У Петербурга и Афин откроются новые возможности для инвестиций, торговли и туризма
    В рамках ПМЭФ-2018 Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга и Греко-Российская торговая палата подпишут соглашение о сотрудничестве.
    В рамках ПМЭФ-2018, на круглом [...]

  • Время возможностей

    Время возможностей
    Михаил Возиянов: да, это непросто – выстроить модель управления мегаполисом. Но в Петербурге живет много толковых людей, готовых участвовать в [...]

  • Кудрин назначен председателем Счетной палаты

    Кудрин назначен председателем Счетной палаты
    В поддержку его кандидатуры проголосовало большинство депутатов Госдумы.
    264 депутата Госдумы выступили за назначение Алексея Кудрина председателем Счетной палаты. Как сообщает [...]

  • В Петербурге пройдет первый технологический фестиваль My.Tech

    В Петербурге пройдет первый технологический фестиваль My.Tech
    На нем должны встретится яркие представители институтов развития РФ и интеллектуальная элита.
    My.Tech – это множество интерактивных событий, живое общение, лекции, [...]

  • Петербург начинает подготовку к «ТРАНСТЕК-2018»

    Петербург начинает подготовку к «ТРАНСТЕК-2018»
    6-ая Международная Конференция по развитию портов и судоходства и 14-ая выставка «ТРАНСТЕК-2018».
    В Санкт-Петербурге в ЛЕНЭКСПО в период с 9 [...]

  • Ставка на компетенции

    Ставка на компетенции
    Эффективность промышленных предприятий Санкт-Петербурга может существенно увеличиться за счет активной кооперации с российскими и зарубежными компаниями.
    Рост стоимости импортных материалов и [...]

  • HeadHunter: 7% петербуржцев при трудоустройстве проходили проверку на детекторе лжи

    HeadHunter: 7% петербуржцев при трудоустройстве проходили проверку на детекторе лжи
    Служба исследований HeadHunter опросила как соискателей, так и работодателей из Петербурга, чтобы выяснить, существует ли в компаниях практика проверки личных [...]

  • Индекс настроений в промышленности в апреле 2018 года составил 51,9%

    Индекс настроений в промышленности в апреле 2018 года составил 51,9%
    Комитет по промышленной политике и инновациям рассчитал его с учетом статистической информации и данных опроса предприятий.
    Как сообщили в комитете по [...]

  • Атмосферный фронт

    Атмосферный фронт
    Российская экономика выглядит не так уж плохо по сравнению с экономиками многих развитых и развивающихся государств, но это довольно слабое [...]

  • Бизнес Европы встревожен санкционными поправками в России

    Бизнес Европы встревожен санкционными поправками в России
    Предприниматели опасаются, что под удар попадут не только зарубежные, но и российские компании.
    Озабоченность в связи с законопроектом об уголовной ответственности [...]

  • Алексей Бессонов возглавит корпоративный блок Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка

    Алексей Бессонов возглавит корпоративный блок Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка
    Назначение вступит в силу после согласования с ЦБ РФ.
    Алексей Бессонов назначен на должность заместителя директора Северо-Западного регионального центра по работе с корпоративными клиентами [...]

  • Росбанк совместно с РЖД запустил акцию "1000 бесплатных билетов"

    Росбанк совместно с РЖД запустил акцию "1000 бесплатных билетов"
    Каждый месяц до конца 2018 года разыгрывается 125 призов по 10 000 баллов, которые можно обменять на ж/д билеты в [...]

  • Во главе угла

    Во главе угла
    Иван Филиппов: Петербург должен стать цифровой столицей мирового уровня, где реализуется огромный потенциал нового поколения российских специалистов.
    Правительство Санкт-Петербурга пока осторожно, [...]

  • В ОЭЗ «Санкт-Петербург» появится производство активных фармацевтических субстанций стоимостью 800 млн рублей

    В ОЭЗ «Санкт-Петербург» появится производство активных фармацевтических субстанций стоимостью 800 млн рублей
    Экспертный совет Особой экономической зоны «Санкт-Петербург» 14 мая 2018 г. рассмотрел проект потенциального резидента ОЭЗ, а также корректировки бизнес-плана действующего [...]

  • Ушли на снижение

    Ушли на снижение
    В 2017 году СЗФО привлек меньше инвестиционных проектов, чем в кризисные 2015–2016-е. Несмотря на восстановление макроэкономических индикаторов, бизнес выбрал сдержанную [...]

  • CFO 4.0 – основные компетенции, необходимые для цифровой трансформации производства

    CFO 4.0 – основные компетенции, необходимые для цифровой трансформации производства
    Новое исследование, проведенное компанией Siemens Financial Services (SFS), выявляет пять ключевых компетенций, необходимых для нового поколения финансовых директоров (CFO) в [...]

  • Повышения НДФЛ не планируется

    Повышения НДФЛ не планируется
    Об этом заявил и.о. министра финансов Антон Силуанов.
    Увеличение НДФЛ не входит в список предложений, которые планируется рассмотреть на весенней сессии [...]

  • В Петербурге состоялась встреча молодых бизнесменов и топ-менеджеров из разных стран мира

    В Петербурге состоялась встреча молодых бизнесменов и топ-менеджеров из разных стран мира
    Она прошла в рамках открытия «Российского Президентского университета».
    В городе на Неве открылся «Российский Президентский университет», организованный Международной ассоциацией бизнесменов [...]

  • Названы популярные в России машины с "автоматом"

    Названы популярные в России машины с "автоматом"
    Это автомобили Kia, Hyundai и Toyota.
    Аналитическое агентство «Автостат» назвало лидеров продаж в категории машин с автоматической коробкой передач (АКП). По [...]

  • Региональная микрокредитная компания Ленобласти снизила ставки по займам для бизнеса

    Региональная микрокредитная компания Ленобласти снизила ставки по займам для бизнеса
    Воспользоваться поддержкой могут индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также организации поддержки малого и среднего бизнеса Ленинградской области.
    Агентство поддержки малого и [...]

  • Минпромторг России и руководство Санкт-Петербурга решили продлить работу Всероссийской ярмарки товаров легкой промышленности

    Минпромторг России и руководство Санкт-Петербурга решили продлить работу Всероссийской ярмарки товаров легкой промышленности
    Ярмарка, в которой примет участие более 70 крупных и средних производителей из 27 регионов, пройдет с 7 по 17 мая.
    На [...]

  • Совместный проект Google и Сбербанка получил премию EFFIE

    Совместный проект Google и Сбербанка получил премию EFFIE
    Премия EFFIE Awards 2018 в номинации «Услуги и товары для бизнеса» вручена совместному проекту Сбербанка и Google — образовательной программе [...]

  • Instagram запустил встроенные платежи в тестовом режиме

    Instagram запустил встроенные платежи в тестовом режиме
    Функция позволяет оплачивать услуги и товары без перехода на сайт продавца.
    Встроенные платежи в тестовом режиме запустил сервис Instagram. Как сообщает [...]

  • Итоги конференции "Кластеры открывают границы. Евразийский путь"

    Итоги конференции "Кластеры открывают границы. Евразийский путь"
    27 апреля 2018 года завершила свою работу III Санкт-Петербургская международная конференция кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь», участниками которой стали [...]

  • Дизайнерские напольные лампы

    Дизайнерские напольные лампы
    Современные дизайнерские лампы нового поколения возможно приобрести через наш интернет-магазин. Компания предоставляет клиентам возможность подробнее ознакомиться с техническими описаниями и [...]

  • В правительстве утвердили обязательную маркировку новых товаров

    В правительстве утвердили обязательную маркировку новых товаров
    Им присвоят уникальные коды и включат в единый каталог в 2019 году.

    О планах на расширение списка товаров для обязательной маркировки [...]

  • Взгляд на бизнес изнутри: Сбербанк и телеканал Пятница запустили новое шоу

    Взгляд на бизнес изнутри: Сбербанк и телеканал Пятница запустили новое шоу
    С 25 апреля, на телеканале Пятница стартовало новое реалити-шоу — «Теперь Я Босс Своего Дела». Каждую серию двух бизнесменов — [...]

  • В Петербурге зафиксировали рост числа размещенных вакансий

    В Петербурге зафиксировали рост числа размещенных вакансий
    Рынок труда расширился на 26%
    За первый квартал 2018 года в Петербурге на 26% выросло число размещенных работодателями вакансий. На 54% [...]

  • Как сохранить рассудок, работая на трудоголика: 10 советов по восстановлению баланса между личным и рабочим временем

    Как сохранить рассудок, работая на трудоголика: 10 советов по восстановлению баланса между личным и рабочим временем
    Инфографику предоставила Wrike — Управление Высокотехнологичными Программами И Проектами

  • Прокуроры проверят подключение к сетям ТРК «МЕГА Парнас»

    Прокуроры проверят подключение к сетям ТРК «МЕГА Парнас»
    Уже дюжину лет комплекс подключен к сетям по временной схеме
    Генпрокуратура РФ намерена проверить законность подключения к сетям торгово – развлекательного [...]

  • Преимущества проживания в ЖК бизнес-класса «Притяжение»

    Преимущества проживания в ЖК бизнес-класса «Притяжение»
     
    Будущим новоселам, которые предпочитают проживать в условиях с повышенной комфортностью, стоит обратить внимание на элитные квартиры в жилом комплексе «Притяжение». [...]

  • В Петербурге обсудят кластерное взаимодействие в экономике

    В Петербурге обсудят кластерное взаимодействие в экономике
    В международной конференции «Кластеры открывают границы. Евразийский путь» ежегодно принимают участие более 500 человек
    Третья петербургская международная конференция кластеров «Кластеры открывают [...]

  • Коммерческая недвижимость в Барселоне: как заработать?

    Коммерческая недвижимость в Барселоне: как заработать?
    В 2018-м Барселона остаётся одним из самых популярных городов мира. Каждый год мегаполис посещают около 30 миллионов человек, это мощнейшая точка [...]

  • Петербургский автокластер снизил производство на 9%

    Петербургский автокластер снизил производство на 9%
    Хотя с начала года выработка росла
    Автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota, локализованные в Петербурге в марте выпустили 28,9 тыс. машин, что [...]

  • Акционеры «М.Видео» большинством голосов одобрили условия покупки сети «Эльдорадо»

    Акционеры «М.Видео» большинством голосов одобрили условия покупки сети «Эльдорадо»
     
    На внеочередном собрании акционеры «М.Видео» одобрили условия покупки «Эльдорадо». «Решение принято 89,8% голосов всех акционеров, принявших участие в собрании, и [...]

  • Шкаф купе по заказ

    Шкаф купе по заказ
    Компания реализует большой ассортимент высококачественной мебели от известных брендов и компаний производителей. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы приобрести [...]

  • Что нужно для вступления в СРО проектировщиков

    Что нужно для вступления в СРО проектировщиков
    Инженерные и геологические изыскания, строительство и проектирование объектов являются основными направлениями, которые требуют максимального контролирования. От этого зависит безопасность и [...]

  • Заложник революции и реакции

    Заложник революции и реакции
    Исторический опыт «столыпинских реформ» – это драма реформатора, который предложил и попытался осуществить беспрецедентную для России системную программу либеральных преобразований.
    Преобразования, [...]

  • Крупнейшие налогоплательщики Ленинградской области подтвердили прогноз по доходам на 2018 год

    Крупнейшие налогоплательщики Ленинградской области подтвердили прогноз по доходам на 2018 год
    В Доме правительства региона состоялась серия рабочих встреч с участием представителей предприятий, чьи отчисления по налогам формируют основную часть доходов [...]

  • По законам большого ритма

    По законам большого ритма
    Вадим Зайцев: в отличие от других искусств, которые могут позволить себе роскошь работать «на будущее», театр работает только «на сегодня».
    Директор [...]

  • Взыскание долгов

    Взыскание долгов
    Современная юридическая компания профессионально занимается взысканием долгов и предоставляет своим клиентам лучшие услуги в этом сегменте. На официальной странице.http://jurfact-msk.ru/uslugi/vziskaniye-dolgov можно [...]

  • В Петербурге пройдет St. Petersburg Fashion Week

    В Петербурге пройдет St. Petersburg Fashion Week
    В неделе моды примут участие ведущие эксперты fashion-индустрии, которые проведут мастер-классы.
    С 19 по 22 апреля 2018 года в Санкт-Петербурге при [...]

  • Взгляд в будущее

    Взгляд в будущее
    Элеонора Суховий: сегодня у детей стремление следовать своим истинным академическим интересам начинает превалировать над рациональным и зачастую навязанным родителями планированием [...]

  • Bankro.TECH: Сбербанк совместно с Право.ru запустил сервис проблемных активов

    Bankro.TECH: Сбербанк совместно с Право.ru запустил сервис проблемных активов
    Новый сервис от Право.ru и Сбербанка под названием Bankro.TECH соберет на единой платформе все данные о банкротствах.
    Bankro.TECH позволит вести дела [...]

  • Приглашаем на III Санкт-Петербургскую международную конференцию кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь»

    Приглашаем на III Санкт-Петербургскую международную конференцию кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь»
    С 26 по 27 апреля 2018 года состоится III Санкт-Петербургская международная конференция кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь».
    Конференция является крупнейшим [...]

  • "Газпром" и "Нафтогаз" ведут переговоры о новом транзитном контракте

    "Газпром" и "Нафтогаз" ведут переговоры о новом транзитном контракте
    Речь идет об условиях транзита газа в Европу через территорию Украины с 2020 года.
    Между «Газпромом» и «Нафтогазом» идут переговоры о [...]

  • Курс на укрупнение

    Курс на укрупнение
    Петербургский авторынок если не переживает ренессанс, то близок к этому. Впрочем, это не означает, что дилерский бизнес обойдется без потрясений.
    Минувший [...]

  • Кредитный портфель МСБ Промсвязьбанка за год увеличился на 60 млрд рублей

    Кредитный портфель МСБ Промсвязьбанка за год увеличился на 60 млрд рублей
    По данным RAEX (Эксперт РА) топ-20 рэнкинга банков по величине кредитного портфеля МСБ на 01.01.2018 Промсвязьбанк поднялся с 10 места [...]

  • В обвале рубля ЦБ не видит рисков для финансовой стабильности

    В обвале рубля ЦБ не видит рисков для финансовой стабильности
    Глава ведомства Эльвира Набиуллина считает, что рынок и экономика адаптируются к этому.
    Выступая на форуме Московской биржи, глава ЦБ Эльвира Набиуллина [...]

  • ФАС одобрила покупку "Связного" "МегаФоном"

    ФАС одобрила покупку "Связного" "МегаФоном"
    Такая информация появилась в базе решений Федеральной антимонопольной службы.
    Сделка по покупке «МегаФоном» «Связного» одобрена Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Ходатайство подавала [...]

  • Модель жизни

    Модель жизни
    Евгения Богданова: фермерство требует продвижения и идеологической поддержки.
    Андрей и Евгения Богдановы развивают фермерское хозяйство «Родные Ладони» в Волосовском районе Ленинградской области [...]

  • Участники конференции «Промышленная кооперация. Лучшие практики» определили новые экономические реалии

    Участники конференции «Промышленная кооперация. Лучшие практики» определили новые экономические реалии
    Мероприятие, которое посетил вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан, было организовано журналом «Управление бизнесом» издательского дома «Северославянское бюро рекламы»
    В Высшей школе экономики [...]

  • Найти свою нишу

    Найти свою нишу
    Михаил Табунов: любым банкам, независимо от их размера, можно успешно конкурировать.
    Возникает ощущение, что судьбой региональных банков, работающих в условиях жесткой [...]

  • В Ленобласти будут выращивать 1 млн гусей в год

    В Ленобласти будут выращивать 1 млн гусей в год
    Благодаря проекту в Ломоносовском районе появится 300 рабочих мест.
    Как сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти, на выездном совещании в [...]

  • Радоваться рано

    Радоваться рано
    Экономика России понемногу оживает: по официальным прогнозам, рост ВВП в 2018 году может составить 2%. Однако экономисты не разделяют оптимизма [...]

  • Минпромторг решил пометить продукты

    Минпромторг решил пометить продукты
    В правительство направлено письмо с перечнем товаров для обязательной маркировки.
    Продукты питания, бытовая химия, одежда, пиво, духи и другие товары могут [...]

  • На ПМЭФ расскажут о роли государства и бизнеса в экономике будущего

    На ПМЭФ расскажут о роли государства и бизнеса в экономике будущего
    Утверждена деловая программа Санкт-Петербурга на XXII Петербургском международном экономическом форуме.
    На заседании рабочей группы по подготовке мероприятий ПМЭФ под председательством вице-губернатора [...]

  • В персональном сегменте

    В персональном сегменте
    Желание клиентов получать банковские услуги  через интернет и смартфоны вынуждает участников финансового рынка активней инвестировать в IT-инфраструктуру. Вероятно, эта тенденция [...]

  • Сбербанк представил совместную акцию с компанией 1С

    Сбербанк представил совместную акцию с компанией 1С
    Сбербанк совместно с компанией 1С представил новую акцию для корпоративных клиентов. Компании, которые будут сдавать отчетность непосредственно из «1С: Бухгалтерия [...]

  • РАР хочет запретить ИП продавать пиво

    РАР хочет запретить ИП продавать пиво
    Чтобы избежать этого, Росалкогольрегулирование предлагает зарегистрировать юридическое лицо.
    С инициативой запретить ИП продавать пиво выступило Росалкогольрегулирование (РАР). Как сообщают «Известия», это [...]

  • Судостроительные предприятия Санкт-Петербурга осваивают выпуск гражданской продукции

    Судостроительные предприятия Санкт-Петербурга осваивают выпуск гражданской продукции
    В АО «Центр Технологии судостроения и судоремонта» под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергея Мовчана состоялось заседание Совета по конверсии организаций оборонной [...]

  • Бренды Ленобласти получат российский экспортный стандарт «Made in Russia»

    Бренды Ленобласти получат российский экспортный стандарт «Made in Russia»
    Они войдут в объединенный электронный каталог и станут участниками рекламной кампании за рубежом.
    Добровольную сертификацию, которая подтверждает не только безопасность, но [...]

  • Не видит jacarta: что делать

    Не видит jacarta: что делать
    Современные системы токенов используемые для контроля за объемами производимой алкогольной продукции обладают не только достоинствами, но и недостатками. В настоящее [...]

  • Ремонтхолдинг

    Ремонтхолдинг
    Ремонт и отделочные работы в различных типах жилых помещениях проводятся высококвалифицированными специалистами нашей компании. Сегодня РемонтХолдинг является полноценным лидером в [...]

  • Китай снижает НДС для бизнеса

    Китай снижает НДС для бизнеса
    Решение принято на заседании Госсовета КНР.
    С мая НДС для производственных предприятий будет снижен с 17% до 16%, а для предприятий [...]

  • Принят проект закона «О налоговых льготах» для ИТ-компаний

    Принят проект закона «О налоговых льготах» для ИТ-компаний
    Документ подготовлен для поддержки организаций, деятельность которых связана с использованием и внедрением информационных технологий.
    Правительством города одобрен проект закона «О внесении [...]

  • В Ленобласти дополнительно проверят предприятия на противопожарную безопасность

    В Ленобласти дополнительно проверят предприятия на противопожарную безопасность
    Районным администрациям предписано повысить внимание к пожаробезопасности мест массового пребывания людей.
    В Ленинградской области дополнительно проверят противопожарную безопасность объектов массового пребывания [...]

  • Пропуск в Москву

    Пропуск в Москву
    Водители грузовых автомобилей, которые пересекают, либо совершают поездки по территории Москвы, должны располагать разрешающими документами. Получить пропуск возможно через специализированные [...]

  • Личный юрист: Сбербанк запустил новый тариф в популярном сервисе

    Личный юрист: Сбербанк запустил новый тариф в популярном сервисе
    Благодаря новому тарифу сервиса «Личный юрист» от Сбербанка юридическая консультация обойдется представителям малого бизнеса в 2500 рублей.

    Тариф «Предприниматель Лайт» позволяет [...]

  • Вьетнам планирует увеличить товарооборот с Россией

    Вьетнам планирует увеличить товарооборот с Россией
    К 2020 году он может достигнуть 10 млрд долларов в год, что почти в три раза больше, чем сейчас.
    О стремлении [...]

  • Развитие топливно-энергетического комплекса обсудят на РМЭФ-2018

    Развитие топливно-энергетического комплекса обсудят на РМЭФ-2018
    С 25 по 27 апреля в Санкт-Петербурге пройдет VI Российский международный энергетический форум – одно из крупнейших специализированных конгрессно-выставочных мероприятий [...]

  • Forbes назвал самые надежные банки России

    Forbes назвал самые надежные банки России
    Список подготовлен с учетом данных международных и российских рейтинговых агентств.
    Всего в рейтирнге самых надежных банков России 100 позиций. Как сообщает [...]

  • В 2018 году малому бизнесу Ленобласти выделят субсидий на 110 млн рублей

    В 2018 году малому бизнесу Ленобласти выделят субсидий на 110 млн рублей
    Комиссии по распределению субсидий на развитие ключевых сфер в предпринимательстве региона при комитете по развитию малого и среднего бизнеса начнут [...]

  • Пережить на резерве

    Пережить на резерве
    Строительный бизнес Санкт-Петербурга готовится к масштабным переменам после вступления в силу поправок в законодательство о долевом строительстве.
    Санкт-Петербург и Ленинградская область [...]

  • Google хочет заработать на конкурентах Amazon

    Google хочет заработать на конкурентах Amazon
    Компания считает, что может успешно продвинуть собственный сервис.
    Google планирует наладить сотрудничество с такими крупными ритейлерами, как Target, Walmart, Home Depot, [...]

  • Смольный начал прием заявок на субсидии малому и среднему бизнесу

    Смольный начал прием заявок на субсидии малому и среднему бизнесу
    Бюджет выделил на реализацию программ 101,5 млн рублей. 
    С 19 марта 2018 года комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга [...]

  • Более 70 сессий запланированы в рамках ПМЮФ - 2018

    Более 70 сессий запланированы в рамках ПМЮФ - 2018
    В числе одного из значимых событий Петербургского Международного юридического форума — II Международный форум по банкротству.

    Продолжается регистрация на Международный юридический форум, [...]

  • Промсвязьбанк предложил клиентам обновленную услугу юридической поддержки

    Промсвязьбанк предложил клиентам обновленную услугу юридической поддержки
    Для получения консультации профессионального юриста клиенту достаточно приобрести сертификат «Юрист 24».
    Промсвязьбанк совместно с партнером ООО «Европейская юридическая служба» (ЕЮС) представил [...]

  • Роструд предложил альтернативу LinkedIn

    Роструд предложил альтернативу LinkedIn
    В России появилась новая сеть деловых контактов.
    Роструд предложил для деловых контактов новую соцсеть Skillsnet. Как сообщает «Коммерсант.ru», она претендует стать [...]

  • Trans-moving: перевозки с гидробортом

    Trans-moving: перевозки с гидробортом
    Грузовые перевозки по-прежнему являются наиболее широко используемым видом перевозок. Хоть лучшим решением для крупных грузовых перевозок на большие расстояния иногда [...]

  • Проверка помещения на прослушку

    Проверка помещения на прослушку
    В современном мире, когда информация стоит дорого, много значения придаётся её защите. Жертвами могут стать как большие компании, у которых [...]

  • Пограничный вкус

    Пограничный вкус
    Андрей Филатов: в Пскове присутствуют все те форматы общепита, что и в больших городах, а этим далеко не каждый региональный [...]

  • 20 марта состоится Кубок Санкт-Петербурга по стратегии и управлению бизнесом

    20 марта состоится Кубок Санкт-Петербурга по стратегии и управлению бизнесом
    В нем примут участие команды студентов учреждений высшего и профессионального образования Санкт-Петербурга.
    Кубок Санкт-Петербурга по стратегии и управлению бизнесом является [...]

  • Тест Склонны ли вы к микроменеджменту?

    Тест Склонны ли вы к микроменеджменту?
    Инфографику предоставила Wrike — Управление Изменениями В Проекте

  • Управленческий учет на предприятии: как обеспечить эффективность

    Управленческий учет на предприятии: как обеспечить эффективность
    Скорость изменений в экономике, касающихся каждого предприятия, увеличивается с каждым годом. Появляется вопрос: что требуется, чтобы иметь возможность оптимально рассчитывать [...]

  • Организация защиты от утечки с помощью системы DeviceLock

    Организация защиты от утечки с помощью системы DeviceLock
    Многие пользователи интернет-сети нуждаются в организации защиты информации от возможной утечки. Для этого разработчиками создана уникальная система DeviceLock. С ее [...]

  • Вопросы экологии и ЖКХ обсудят в «Экспофоруме»

    Вопросы экологии и ЖКХ обсудят в «Экспофоруме»
    С 21 по 23 марта в Санкт-Петербурге состоятся XVIII Международный форум «Экология большого города» и ХIV Международная специализированная выставка и [...]

  • Энергетические возможности Ленобласти расширились

    Энергетические возможности Ленобласти расширились
    Первый энергоблок замещающих мощностей Ленинградской атомной электростанции (ЛАЭС-2) включён в единую энергосистему России.
    Как сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти, [...]

  • Минтруд предложил наказывать за навязывание "зарплатного" банка

    Минтруд предложил наказывать за навязывание "зарплатного" банка
    Нарушив права сотрудника, работодатель может заплатить от 10 до 50 тысяч рублей штрафа.
    На сайте Минтруда России сообщается о выходе проекта [...]

  • ЕС ответит США пошлинами на мотоциклы и джинсы

    ЕС ответит США пошлинами на мотоциклы и джинсы
    На эти и другие товары Еврокомиссия установит пошлину в размере 25%.
    Если США введет пошлины на импорт стали и алюминия из [...]

  • Оформление личной медицинской книжки по ускоренной процедуре

    Оформление личной медицинской книжки по ускоренной процедуре
    Личные медицинские книжки являются обязательным требованием при приёме на работу сотрудников пищевой промышленности, торговли продовольственными товарами, детских образовательных учреждений и [...]

  • Hqbroker: что это

    Hqbroker: что это
    Существует глубокое заблуждение, что заработать деньги в трейдинге можно только с большим депозитом. Это является правдой лишь наполовину. На деле, [...]

  • Современные системы электронного документооборота

    Современные системы электронного документооборота
    Автоматизация процессов и усовершенствование документооборота – важный элемент в развитии любого бизнес-проекта. Предпринимательская среда окунает владельца предприятия и его дело [...]

  • Порядок ликвидации организации

    Порядок ликвидации организации
    В настоящее время оптимальной ликвидацией называют ту, которая занимает наименьшее количество времени и требует немного финансовых трат для владельцев и [...]

  • Регистрация юрлица: какие нужны документы?

    Регистрация юрлица: какие нужны документы?
    Наверное, самой распространённой формой ведения бизнеса в России является общество с ограниченной ответственностью. В свою очередь последнее относится к категории [...]

  • Игры доброй воли

    Игры доброй воли
    Российские компании идут по стопам международных корпораций и привлекают сотрудников к участию в волонтерских проектах. Однако в нашей стране корпоративное [...]

  • Левашовский хлебозавод станет арт-пространством

    Левашовский хлебозавод станет арт-пространством
    В ходе реорганизации планируется сохранить особенности архитектуры
    Около 1 млрд рублей планируется потратить на превращение Левашовского хлебозавода в культурное пространство в [...]

  • Двухкомнатные квартиры в Адлере на выгодных условиях

    Двухкомнатные квартиры в Адлере на выгодных условиях
    Думаете о переезде к Черному морю? Отличная идея! Ведь это чуть ли не заветная мечта миллионов россиян и не только… [...]

  • В феврале производство в России стало менее активным

    В феврале производство в России стало менее активным
    Так охарактеризовал состояние рынка в прошлом месяце аналитик компании Markit.
    С 52,1 пункта до 50,2 пункта снизился в феврале 2018 года [...]

Наши партнеры

ТРАНСТЕК 2018

Тренды

X