Connect with us

Журнал «Управление Бизнесом» №24

Театр жив: о современном драматическом искусстве

Опубликован

в

Андрей Могучий

«Опереться можно только на мощное сопротивление», – с восторгом цитирует Алису Фрейндлих художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова Андрей Могучий

Андрей Могучий, ныне художественный руководитель петербургского Большого драматического театра (БДТ) им. Г. А. Товстоногова, – театральный фантаст, пришедший в академические театры из театра авангардного, экспериментального, фантастического. Человек, который рискнул поставить на сцене «Школу для дураков» Саши Соколова и «Что делать?» Чернышевского – тексты, казалось бы, совсем не приспособленные для театра. Мы поговорили с ним о проблемах театра, его эстетике – в общем, о многом.

Что такое режиссер

– По первому своему образованию вы технарь, окончили радиотехнический факультет ЛИАПа. Как вас в режиссуру вынесло?

– В режиссуру меня вынес Александр Потехин. Сейчас он руководит петербургским бюро ИТАР-ТАСС, а когда выносил меня в режиссуру, мы были однокурсниками. Мне было лет девятнадцать, в то время в ЛИАПе у меня было много приятелей – технарей, любивших музыку, поэзию, театр, хорошую литературу. Это был такой шлейф кометы «физиков и лириков» 60-х годов. В этом смысле я попал в «дурную компанию» и, как и все в компании, стал ходить в театр. До какого-то времени увлечение театром было пассивное. А потом я поехал в стройотряд в Крым – не столько чтобы заработать, сколько чтобы искупаться. Александр Потехин там был комиссаром. В каждом стройотряде полагалось иметь агитбригаду, готовить концертные программы, спектакли – то ли для поддержания «боевого духа» стройотрядовцев, то ли еще для чего.

Один парень из агитбригады заболел, меня попросили вместо него выйти. Я вышел и… даже не знаю, как объяснить, что произошло, не знаю, что меня подкосило, может, чарующий звук аплодисментов (улыбается), смех, отклик зала. В общем, попался, заразился этой бациллой. Театр – это действительно как инфекция. Здравым смыслом мои последующие поступки не объяснишь.

После этого концерта у нас с Потехиным состоялся разговор, было понятно, что никакой радиотехники мне не надо, мне нужен театр. Собственно, Потехин и сыграл «роковую» роль в моей жизни, стал меня двигать в сторону художественную, театральную. У нас был очень сильный студенческий клуб в ЛИАПе. Вернувшись из стройотряда, мы стали сочинять какие-то истории, 20-минутные спектакли, ставили по самиздатовским листкам Хармса, Николая Гумилева, изучали Михаила Чехова, Ежи Гротовского, даже пытались разработать «теорию кибернетического театра» со своей символикой и знаковой структурой.

– Почему решили стать режиссером, а не артистом?

– Я тогда понимал: на скрипке играть не могу, рисую так себе, танцевать тоже не очень. Учиться всем этим исполнительским искусствам поздно. Значит – режиссура. Понимаете?

– Нет.

– Придется рассказать анекдот. Покупатель заходит в зоомагазин, чтобы купить попугая. Продавец предлагает ему на выбор одного из трех, что есть в наличии. Первый попугай – пестрая, красивая, крупная птица, кульбиты делает, говорит по-английски и по-русски: 1000 рублей. Второй попугай еще круче, делает все, что умеет первый, но еще поет, читает стихи и философствует: 3000. И сидит третий. Маленький, ободранный, хвост выщипан: 15 000. Покупатель спрашивает: «А этот тогда что умеет?» – «Не знаю, но первые два называют его режиссером».

– Вы окончили Институт культуры, кафедру режиссуры. Почему не пошли в Театральный?

– У меня на момент принятия решения о продолжении образования уже был сформированный, со своей художественной программой, со своим профессионально оборудованным пространством театр. Тогда он назывался ТЭКС – театрально-экспериментальная студия, потом мы его переформатировали в «Формальный театр». Выбор был такой: либо мне надо закрывать этот театр и идти на Моховую, на дневное, потому что заочного там не было. Либо идти на заочное в Институт культуры. Я и пошел на заочное, это было единственным шансом получить профессию и не закрыть театр, который был мне очень дорог.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]В 80-е «объективный» театр сменился «субъективным». Пришли режиссеры новой эстетики, которые создавали мир, исходя из собственного субъективизма[/quote]

Я и сейчас бы так сделал. Ни секунды не сомневаюсь в правильности траектории своего жизненного пути. По прошествии многих лет уверенно говорю: все, что сделал в жизни тогда, сделал бы и сейчас. Надо идти за судьбой. И любимая книга моя меня в этом поддерживала. Я тогда читал и перечитывал «Сиддхартху» Германа Гессе. Много лет хотел поставить этот текст на сцене. Гессе – один из моих литературных источников и учителей, благодаря которому я и совершал те или иные поступки в жизни.

Конец эпохи

– Почему назвали свой театр «Формальным»?

– Театрально-экспериментальная студия родилась из нашего увлечения ФЭКС – фабрикой эксцентрического актера, созданной в 20-е годы Козинцевым и Траубергом. Мне казалось, что это рифма такая: ТЭКС – ФЭКС. Вокруг были самопровозглашенные театры со звучными названиями – «Гун-го», «До-Театр», «ДаНет», DEREVO, «Лицедеи», «Кукла», а у нас никакой метафоры в названии. Сейчас-то я бы не стал ничего менять, но тогда… В 90-м году Союз театральных деятелей проводил первый фестиваль театров-студий. И вот туда, мне казалось, мы должны были пойти с каким-то другим названием. Организаторами фестиваля были Людмила Коробова, которая тогда работала в Союзе театральных деятелей, и Эрик Горошевский, у которого был «Театр реального искусства». Это название мне очень нравилось. Но назвать свою студию «Театром формального искусства» я не мог, потому что это было явное противопоставление Эрику. В то время мы сильно увлеклись формализмом, в частности «Петербургом» Андрея Белого. И я назвал театр «Формальным».

На фестивале театров-студий мы показали «Лысую певицу» Эжена Ионеско. Это был мой первый в жизни публичный спектакль, находившийся в сильном противоречии со всеми предыдущими нашими практиками. В 80-е годы мы подробно занимались лабораторной работой. Делали многочасовые импровизации,
упражнения исходя из импульсов своего собственного тела, своего «я», слушая свое персональное «хочу». Мы прислушивались к себе, а это требовало закрытой, герметичной лабораторной структуры. Мы принципиально ничего не делали для зрителей. Потом я решил сделать нормальный текстовый спектакль хотя бы для того, чтобы нас просто заметили. Так появилась «Лысая певица».

Нас заметили, но я очень переживал, что наша лабораторная работа никак не соединяется с постановочной. Обессмыслились несколько лет лабораторного существования. И лишь много лет спустя, оказавшись в Берлине на стажировке у выдающегося польского режиссера Кристиана Люпы, я понял, как одно с другим может быть связано.

В начале 90-х в Ленинграде работало порядка четырехсот студий. Конечно, было много шлака, но несколько коллективов были очень крутые. Это счастливое время надежд и свободы, которое длилось несколько лет, но точка была поставлена в 95-м. У меня этот финал зафиксирован: мы сделали в Петербурге, в «Балтийском доме», Фестиваль свободных искусств. На фестивале удалось собрать все топовые фигуры питерского андеграунда, ранее в одном пространстве не пересекавшиеся, иногда даже враждебно настроенные друг к другу, – в этом и был прецедент. У нас было несколько программ – театр, кино, музыка, визуальное искусство, инсталляция… Сергей Курехин сделал на этом фестивале свой спектакль «Колобок», в котором как артисты работали он сам, Евгений Юфит, Тимур Новиков, Александр Баширов, а Дмитрий Пригов выезжал на экскаваторе в ковше.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Спектакль — сиюсекундное искусство, которое исчезает сразу же после выходов на поклоны. Спектакль, по большому-то счету, всякий раз играют по-другому[/quote]

Были «Митьки», был Кирилл Миллер. Антон Адасинский и DEREVO специально из Германии приехали с премьерой. Я показал премьеру «Орландо Фуриозо». Была прекрасная музыкальная программа, которую курировал Алик Кан. Кинопрограмму курировала Анжелика Артюх. Группа художников «Речники», которую открыл Тимур Новиков, впервые выступила с публичным перформансом – разбила зеркало якорем. Курехин после каждого спектакля в фойе «Балтийского дома» вел суды – стебовые обсуждения современного искусства. Может, это нескромно, но мне кажется, что вот этим фестивалем просто закрылась целая эпоха.

После мы разбрелись. Кто-то не мог показывать свои спектакли, потому что развалилась его компания, кто-то уехал, кто-то воткнулся в государственный мейнстрим. Умер Курехин. Такого фестиваля собрать больше не удалось. Умер мир, в котором были возможны такие фестивали. Потом я что-то организовывал фестивальное, но уже в другом формате. Тогда, помню, были большие проблемы из-за нас у театра «Балтийский дом», директором которого был Анатолий Константинов. Ему сильно нагорело от комитета по культуре.

– За разбитое якорем зеркало?

– Да за все. Зеркало – так, перформанс. «Речники» привезли на фестиваль гигантское зеркало и повесили в фойе «Балтийского дома», а напротив зеркала повесили якорь. Ну а потом все присутствующие видели, как «Речники» раскачивали якорь. И вот он раскачивался, раскачивался, пока не разбил зеркало. Оно рассыпалось на мелкие кусочки. Получилась инсталляция. На полу фойе рассыпаны зеркальные осколки и зеркальная пыль. Перформанс, переходящий в фиксированную, застывшую форму в виде разбитого зеркала. Но такие понятия, как «перформанс» и «инсталляция», тогда были известны немногим. Наутро пришли уборщицы и все убрали…

– Предупреждать надо уборщиц, что это инсталляция. Они решили, что мусор…

– Да, именно так они и решили. Фестиваль шел три дня и три ночи. Круглые сутки, нон-стоп. Вот это было необычно, непривычно и «нехорошо». И люди там были самые разные. Огромное количество людей. Людей, сопричастных новому искусству.

– Раз уж вы сами об этом заговорили: с чем, по-вашему, связан конец эпохи, завершение расцвета?

– Художники всегда являются заложниками какой-то экономической или политической ситуации, мы всегда связаны с реальностью, зависим от нее, хотим мы это признавать или нет. А оценивать логику развития политической или экономической ситуации я не берусь. Какие-то подчиняющиеся своим законам процессы, зависящие, в свою очередь, от хаотического движения космических частиц.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Сегодняшний театральный зритель — это активно думающий человек, который может и должен принимать участие в режиссерских размышлениях[/quote]

В 90-е был момент смены эпох. Мир «поехал». Люди с радиоприемниками на улицах, в метро… везде, слушают репортажи о том, что происходит в Москве. Пьесы Шатрова. Протесты у гостиницы «Англетер». Телевидение – «Взгляд», «Музыкальный ринг». Ленин-гриб Курехина, «Стена» Pink Floyd на том месте, где несколько месяцев назад была Берлинская стена. Август 91-го, распад СССР, Ельцин на танке, начало реформ.

Менялось все, вся система координат, мы были молоды и свободны, и у этой свободы была энергия счастья. Этот момент свободы, ощущение, что ты наконец можешь делать то, что хочешь, делать в полную силу, длился довольно долго. Эпоха романтических надежд закончилась для меня в 95-м. Точку поставила смерть Курехина. Сергей Курехин был знаком той эпохи. Как раз после ухода Курехина и Слава Полунин уехал за границу. Тоже еще один мощный знак того времени – Полунин. Как-то у всех что-то не сбывалось, обламывалось. Всем нам казалось, что мы, так ярко вспыхнувшие на театральном или музыкальном небосводе, будем востребованы, а мы оказались никому не нужны и уехали. Начались скитания, жизнь на колесах. «Орландо Фуриозо», «К. Треплев. Люди, львы, орлы и куропатки…» – спектакли, которые были востребованы фестивальной Европой и понятны в любой стране мира, – кормили нас все 90-е. Было ясно, что здесь нам ничего не светит. В 90-е многие рванули в Европу – и АХЕ, и DEREVO… Конечно, много было разных удивительных приключений и в России, и в турах наших европейских. Все продолжали жить и работать. Но такого драйва, таких надежд уже не было.

– Есть у вас любимые спектакли?

– Есть. Все не перечислю. «Взрослая дочь молодого человека», к примеру, «Серсо», «Бесы» Анатолия Васильева. «Макбет», «Гамлет», «Моцарт и Сальери» Някрошюса. У Кристиана Люпы я не так много видел. Но то, что видел, приближено к идеалу театрального искусства. Например, «Персона – Мэрилин», спектакль о Мэрилин Монро. Он делал спектакли «Персоны». У него были «Персона – Уорхолл», «Персона – Симона Вейль». «Мэрилин» – фантастический спектакль. Самым главным открытием для меня там было открытие нового типа драматургии. Я знал все методологии, в которых работает Люпа, связанные с внутренним монологом актера. Но в «Персоне – Мэрилин» он воплотил эти практики в виде драматургии, когда весь конфликт происходит исключительно внутри человека, причем не в моноспектакле, а в спектакле многонаселенном, где человек находится наедине с самим собой, наедине со своим внутренним миром. Два часа идет спектакль, а ты смотришь, не отрываясь, и такое впечатление, будто присутствуешь при извержении вулкана.

Авторский театр, которым занимается Люпа, не всегда подразумевает наличие литературы. Спектакль делается непосредственно с артистом, сразу же воплощаясь на сцене. Люпа полностью сочинил «Персону». И актеров воспитал как педагог и как режиссер. Там нет ничего, кроме него. Это «субъективный» театр. Понятно, что есть в театральном искусстве субъективисты и объективисты. Георгий Товстоногов, великий советский режиссер, чей юбилей мы отметили в конце сентября, в своем творчестве следовал за жизнью, за объективной действительностью, ставил жизнь выше собственного «я».

Это период «объективного» театра. К нему принадлежат и Эфрос, и Любимов, целое поколение людей театра 60–70-х годов.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Хотя для театра в целом наступает не самое лучшее время, все равно он остается болевой точкой для нашей страны, нашей культуры[/quote]

В 80-е «объективный» театр сменился «субъективным», когда пришли режиссеры новой эстетики, которые создавали мир исходя из собственного субъективизма. Создание театрального мира как проекции собственного мозга, проекции собственного трагизма. Кристиан Люпа – жесткий, ярко выраженный субъективист, представитель авторского, субъективного театра, который мне очень близок.

– Подождите, но ведь именно так, на репетициях с актерами, примериваясь к исполнителям или примеривая исполнителей к своим текстам, писали Шекспир и Мольер?

– Очень важный для меня вопрос. Пьесы Шекспира – тексты для театра, созданные непосредственно в театре, чем сейчас мало кто интересуется, подменяя реальную традицию игрового театра. Его пьесы, которые мы сейчас берем за литературную основу, становились пьесами в процессе репетиций, в процессе игры. По версии Питера Брука, Шекспир брал легенду, труппа начинала ее ставить, импровизируя, постепенно обживая словами, и возникал текст. Вот это тот тип театра, который мне нравится. Театр для меня всегда был первичным.

Человек в театре получает впечатление здесь и сейчас. Спектакль – сиюсекундное искусство, которое исчезает, как буддистская мандала, сразу же после выходов на поклоны. Спектакль невозможно повторить. Его, по большому-то счету, всякий раз играют по-другому. Он каждый раз рождается заново. В этом смысле театр, может, и не искусство даже. Искусство ведь можно сохранить, законсервировать. Да? Книгу в любой момент можно снять с полки, кино посмотреть еще раз (и это будет ровно то же кино) – театр нельзя, невозможно законсервировать. Не знаю…

И вот эта сиюсекундность театра, конечно, его волшебное свойство, оно, по-моему, не всегда требует литературы, или литература может служить театру, работать на театр. В последнее время я работаю много с драматургами, которые пишут на конкретных актеров, конкретную сценическую площадку. Огромное количество сора, из которого, как известно, «растут цветы» спектакля, воздействуют на эстетику создаваемого произведения.

– Какой свой спектакль считаете наиболее удачным?

– Я помню один из своих спектаклей, для меня совершенно неудачный, который был абсолютно удачным в глазах публики. Я не считал его своей удачей, потому что понимал, где соврал, где сымитировал, где обманул самого себя прежде всего, ну и всех остальных. Даже прятался, когда все на поклоны выходили. А из таких спектаклей, которые близки сердцу моему, могу назвать несколько.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]В библиотеке в Комарово у меня такое же ощущение, какое возникает от «Зеркала» Тарковского. Какое-то очень сильное чувство неразрывной связи всего со всем[/quote]

Был у меня в «Формальном театре» спектакль под названием «Две сестры» по малоизвестной пьесе Тургенева. Я тогда не знал, что ставить в «Формальном театре» в следующем сезоне. Ходил, ходил по родительской библиотеке. Думаю: может, Тургенев. Хороший автор для авангардиста. Взял последний том, открыл, увидел «Две сестры» и, еще не читая, понял: то, что нужно. Я афишу увидел: «И. С. Тургенев. Две сестры». Как? Почему Тургенев? Это же Чехов! И сестры не две, а три? А это действительно Тургенев, и сестер действительно две. На самом-то деле пьеса Тургеневым не дописана. Три-четыре листочка написано, а дальше оборвано. И это еще больше мне понравилось, потому что мы с радостью «дописали» Тургенева Чеховым, Беккетом, Платоном, Бергманом. Это были диалоги для двух женщин на трех актрис, которые никогда не встречались на сцене втроем. Формальная задача, математическая. Такая была игра, игра в классиков. На самом деле дело (простите за тавтологию) не в схемах и не в провокативной афише. Дело в том, что этот спектакль был соткан из той части моего сознания, к которой в театре я обращаюсь не так часто.

«Школа для дураков» по Саше Соколову. Вот еще один спектакль, который мне очень дорог. Без прозы Соколова я вообще жизнь свою теперь не мыслю. По большому счету это самая важная для меня книга, как оказалось. Я имею в виду «Школу для дураков», потом – «Между собакой и волком», «Палисандрия» в меньшей степени. Два текста Саши Соколова я поставил. Да и третий спектакль из этой же волны – «Изотов» в Александринке, который, по-моему, сейчас уже не идет.

– Когда взяли пьесу Михаила Дурненкова «Изотов», тоже с ней экспериментировали?

– Пьесы не было. История этого проекта довольно странная. Эдуард Бояков, в то время генеральный директор «Золотой Маски», занимавшийся также и другими театральными проектами, предложил мне сделать «кастинг драматургов»: они будут к тебе приходить, ты с ними будешь разговаривать, а потом скажешь: «Вот, хочу работать с этим», «прикрутим» его к тебе, и ты будешь делать то, что хочешь, с его помощью.

Все ограничилось первым же драматургом. Это был Миша Дурненков. Сразу возник человеческий контакт, и больше никого выбирать я не стал. Миша спросил: «Чего ты хочешь?» Я ответил: «Не знаю». Позвал в Питер, он приехал, мы сели в машину и поехали в Комарово за темой.

В Комарово я вырос на дедовской даче, для меня это родное место. Дед был врачом, генерал-майором медицинской службы. Возглавлял медсанчасть Войска Польского во время Второй мировой. В детстве я много слышал рассказов о Польше. Собственно, дед мой и в Армию Людову, и к Рокоссовскому попал потому, что туда всех советских поляков определяли…

В общем, я показал Дурненкову дом, порассказывал байки о соседях, о времени, когда наш поселок населяли удивительные жители, о которых слышал от деда и которых наверняка видел в детстве, хотя и не помню этого. О Шостаковиче, Черкасове, об академике Павлове. О Гаршине, главном патологоанатоме блокадного Ленинграда, его дача стоит рядом с нашей. О том, как Ахматова приходила на эту дачу. Этого я, конечно, знать не мог, но приходилось привирать, чтобы не ударить лицом в грязь. В общем, ничего толкового из этих сведений нельзя было сделать.

Но потом все-таки возникли моменты, которые спровоцировали пьесу, дали толчок к «Изотову». Главное произошло, когда мы забрели в библиотеку – в Комарово прекрасная библиотека. Одна из тех точек на земле, куда хочется снова и снова приходить. Это такой старый деревянный дом, и там прекрасная заведующая, Лена Цветкова, которая много лет работает. Мы замерзли и просто пришли туда погреться. Кроме того, я хотел Мише показать библиотеку и то, что тут работает прекрасный человек. Там запах такой особенный – книжный. У меня дети очень любят туда ходить. Сидят там, читают. Пока они там, они читают. Когда уходят – перестают. Мы много раз пытались взять книги у Лены и принести их домой, но дома они так и лежат нераскрытыми, пока обратно не сдадим.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Очаги взрывоопасности по-прежнему находятся в театральных инкубаторах, в генераторах смысла, какими являются театры[/quote]

В этой библиотеке у меня такое же ощущение, какое возникает от «Зеркала» Тарковского. Какое-то очень сильное чувство неразрывной связи всего со всем.

Ну вот, мы с Мишей пошли в библиотеку, попили чай, Лена поставила запись концерта Олега Каравайчука. И главное не то, что он играл, а то, что он, помимо музыки, говорил. То, что Каравайчук гениальный композитор, мы знали, а вот про то, что он разговаривает так круто, ничего не знали.

Его тексты тогда очень сильно на нас подействовали, натолкнули на решение пьесы – Каравайчук стал главным героем истории. Такой Годо, как у Беккета. У Беккета в пьесе Годо не появляется, и в «Изотове» герой не появляется, но – присутствует. И весь конфликт пьесы завязан на этого человека. Его тексты вошли в ткань спектакля.

Второй момент – в Комарово такое со мной периодически бывает: возникает ощущение, что часы остановились. Это факт, несколько раз такое бывало. И с нами тогда то же самое произошло. Мы думали, что время позднее, 12 ночи, что мы в библиотеке часа три пробыли, а оказалось – минут 15–20. Время не двинулось. И от этого счастье невероятное. Потому что все еще впереди. Еще можно успеть. Можно не бежать никуда. Еще ничего не закончилось.

Был еще и третий момент. То, что в Комарово есть «Комаровский заповедник». Для нас это стало метафорой. Вот эти факторы повлияли на Мишу и на меня. Он уехал, написал пьесу, которую назвал «Заповедник». Очень быстро написал, за неделю. Но это было совсем не то, что я ожидал. Он переписал. Потом мы сели вместе, стали разбирать ситуации, придумывать биографии персонажам. Длительный был процесс, сколько раз мы текст переписывали, я сейчас не могу сказать. Так мы делали этот спектакль.

Новые волны

– Как бы вы оценили положение дел в современном театральном искусстве – кризис, застой или пышный расцвет?

– Все зависит от угла зрения и контекста. Часто мы что-то сгоряча называем кризисом, но на самом деле это время движется вперед, а мы противимся естественным изменениям. Какие-то вещи в современном молодом театре даже я уже перестаю понимать, мне многое не нравится. Но думаю, дело совсем не в том, что мне нравится или не нравится. Процесс обновления нашей планеты, и в частности театрального искусства, необратим. Новое всегда сменяет старое. Эту смену никто остановить не может. Хотя принимать новое очень трудно. Но как бы ни трактовали те процессы, которые идут в Питере и особенно в Москве, какой бы приступ ярости или ненависти они ни вызывали, все равно признаки нового в театре есть и будут.

Если говорить конкретно, проходит волна «новой драмы», которая в нулевые годы ярко светила нам из Москвы, к которой я неоднозначно относился, с которой конфликтовал, но сейчас понятно, какое важное значение имела «новая драма» для развития нашего театра. Сегодня другие «новые волны» набирают силу волны, и хотя для театра в целом наступает не самое лучшее время, все равно он остается болевой точкой для нашей страны, нашей культуры.

– А почему наступает не самое лучшее время для театра?

– Да как-то не очень понятно, что творится и в мире, и в стране в нашей «отрасли культуры» – будем ее так называть. За нами так пристально следят и так нервно на нас реагируют, что понятно: театральное искусство живо. Много ярких имен среди молодых. Там есть очень внятные люди, спорящие, ненавидящие что-то, радующиеся чему-то. Театр жив.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Художники всегда являются заложниками какой-то экономической или политической ситуации, мы всегда связаны с реальностью, зависим от нее, хотим того или нет[/quote]

Некоторое время назад встретился с давней зрительницей БДТ, которая была и на открытии сезона, и на спектакле «Что делать?». И она, говоря о необходимости тотального просвещения людей, народа, тех же актеров, сказала: «На театр в этом смысле гораздо больше надежд, чем на литературу». Я спросил: «Почему?» Она ответила: «Литературу сейчас мало читают, а в театр все еще ходят». И с ее точки зрения, театр имеет воздействие неимоверно большее, чем литература. Он психологически заразительнее. «Поэтому, – закончила она, – мы очень внимательно смотрим постановки и хотим добра вам, театру…» Дальше пошли очень приятные, но общие слова. На самом деле это, может быть, свойственно только нашему, русскому обществу. Недаром многие в нашей среде так любят повторять слова Сорина из чеховской «Чайки»: «Без театра нельзя». Один мой знакомый всегда добавляет: «Без театра в России нельзя». Это правда. Это какой-то такой национальный спорт. В Болгарии – пение, у нас – театр. В этом смысле он был, есть и будет болевой точкой в нашем обществе.

Не так давно еще не было интернета, гаджетов, айфонов, компьютерных игр и многого другого, что есть сейчас и сильно воздействует на способ восприятия действительности. Да, лет тридцать назад театр занимал иное место на социальной карте. Но степень воздействия театрального искусства на общество сейчас не меньшая. Она – другая. Очаги взрывоопасности, очаги подлинности по-прежнему находятся в театральных инкубаторах, в генераторах смысла, какими являются театры. Да, это специфика нашей страны. Вспомните историю с новосибирским «Тангейзером». Представьте, что в какой-то другой стране режиссер что-то там якобы не то изобразил на сцене и на афише. И что? И что так по этому поводу париться? Этого, кстати, и я понять не могу. Это ж надо прийти, посмотреть, оскорбиться и сделать спектаклю такой PR, что он уж точно останется в истории России.

– Спектакль сняли…

– Сняли, а волны остались, излучение идет. Может, насчет истории России я погорячился, но уж в истории русского театра «Тангейзер» точно останется благодаря оскорбившимся. Ни в какой Германии, ни в какой Голландии это просто невозможно. Жизнь – это жизнь, спектакль – это спектакль. А у нас театр и спектакль становятся жизнью,
ее важной молекулярной составляющей.

– Вам не кажется, что как раз скандал с «Тангейзером» излучает что-то плохое? Что этот скандал приведет к тому, что режиссеры станут более осторожны в выборе тем, связанных с религией, церковью, священниками, богами и богинями?

– Как сказала сегодня, сидя на вашем, кстати, месте, Алиса Фрейндлих: «Опереться можно только на мощное сопротивление». Это гениальная фраза. Я ее теперь часто буду цитировать. «Опереться можно на мощное сопротивление». Чем больше сопротивление, тем надежнее опора.

– В связи с чем Алиса Бруновна так сказала?

– Вспомнила спектакль «Алиса», где играет главную роль. Недавно у нас был «целевой» его показ, такие иногда случаются. Но этот показ был с особенно «тяжелым» залом. Перед самым спектаклем нас предупредили, что зрители даже не знают, что будут смотреть, им собираются сделать сюрприз. Я перепугался. Спектакль – тонкий, сложный. А нашим гостям самое время варьете показывать. Потому что перед началом спектакля вели они себя как третьеклассники из мужской гимназии в отсутствие учителя.

И вот вышла Алиса. Ну я знаю, что она великая актриса. Но тут… она за 10 минут переломила зал. Такая от нее пошла энергия. И все артисты от нее зарядились. По энергетике это был один из лучших наших спектаклей. Я ей сегодня про эту историю напомнил, а она мне в ответ: «Опереться можно только на мощное сопротивление».

– В своих спектаклях вы порой используете интерактив, когда артист непосредственно общается со зрительным залом, задает зрителю вопросы, скажем, явно ожидая ответа. Вам не кажется, что это не очень встраивается в нашу русскую ситуацию? Мы слишком зажаты – или молчим, или хамим…

– Мне нравится обратная связь, соучастие зрителя, нравится работать с подлинной энергией. Возможно, это потому, что я довольно много занимался уличным театром, где нет кулис, нет сцены, где, в общем, нет никакой защиты от зрителя, который пришел без билета смотреть на тебя. И ты должен соответствовать этой свободе, природе, дождю, камням, быть таким же подлинным, как и все, что вокруг.

Что касается вашего вопроса, то у меня есть по этому поводу специальная история. Даже две. В начале 90-х, после премьеры «Орландо Фуриозо» в «Балтийском доме», мы сделали уличную версию спектакля и играли в Петропавловке. Спектакль подразумевал то, что вы называете интерактивом, – участие зрителей в театральном действе. Было шесть сценических площадок, разбросанных по пространству, люди должны были бродить между ними, действие же происходило прямо в толпе. Правда, в начале представления мы ограничивали сценическое пространство веревкой, потому что нам надо было сыграть пролог, а в нем зрители не должны были участвовать, лишь наблюдать со стороны. После пролога мы веревку убрали, чтобы народ дальше сам пошел. Минута проходит, другая, третья – у меня даже на видео есть эта запись: народ стоит. Веревки, ограждения нет, а народ стоит. Не знает, что делать. Переглядываются робко. Мы стали махать публике: давайте уже, идите, можно. Можно! Только тогда люди поняли и пошли. Это был один из лучших финалов среди прочих показов «Орландо…». Зритель затерялся среди артистов, слился с пространством и ушел куда-то по крышам Петропавловки. Мы сверхзадачу спектакля выполнили: дали людям испытать ощущение свободы, неведомое многим из нас тогда. А было как раз начало 90-х. А вот когда мы играли этот же спектакль все в той же Петропавловке спустя лет шесть или восемь, то еле ноги унесли. Зрители пили пиво, артистам кидали камни прямо в лицо, кричали: «“Зенит“ – чемпион!» Вместо свободы была ярость, необузданная, озверевшая толпа. Мы после этого решили: «Все. Здесь этот спектакль точно играть не будем».

У меня не так уж много спектаклей без «четвертой стены». «Изотов» был с «четвертой» стеной. «Счастье» – с «четвертой» стеной. «Иваны»… Из последних только «Что делать?» сделан в жанре семинара, с ведущим-автором, который обращается к публике, ну и в «Пьяных» есть элементы общения с залом.

Но дело-то не в «четвертой» стене. Дело не в моем режиссерском почерке или моих штампах. А в том, что сегодняшний театр меняется, избавляется от мессианских привычек, движется в сторону равного диалога со зрительным залом. Мне кажется, сегодняшний театральный зритель – это активно думающий человек, который может и должен принимать участие в режиссерских размышлениях.

Никита Елисеев

В печатной версии название материала – “Театр жив” (журнал “Управление бизнесом”, № 24, ноябрь, 2015 г.)

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы прокомментировать

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Журнал «Управление Бизнесом» №24

От хамона до протеста: исследования социологов

Опубликован

в

татьяна Протасенко

Татьяна Протасенко: последние социологические опросы вновь показывают, что люди начинают чувствовать, что им что-то не нравится
(далее…)

Продолжить чтение

Актуальные материалы

Выжить в меняющемся мире: поддержка бизнеса в России и Германии

Опубликован

в

Эльгиз Качаев и Герберт Якоби на II Форуме бизнеса Северо-Запада

Сопоставление технологий и методов решения проблем малого бизнеса позволяет определить сильные стороны и выработать более гармоничную стратегию
(далее…)

Продолжить чтение

Журнал «Управление Бизнесом» №24

Золотая земля: о ювелирном деле

Опубликован

в

Александр Горыня

Александр Горыня: на внутреннем рынке отечественные ювелиры конкурентоспособны, и он более интересен для нас (далее…)

Продолжить чтение

СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА

Последние фото

  • Единый центр предпринимательства открыл приём входящих обращений через WhatsApp

    Единый центр предпринимательства открыл приём входящих обращений через WhatsApp
    Получить консультацию у специалистов могут бизнесмены как из России, так и из-за рубежа.
    С 16 октября 2018 года предприниматели могут направлять [...]

  • Почти три десятка фермеров Ленобласти получат гранты

    Почти три десятка фермеров Ленобласти получат гранты
    В Ленинградской области завершилось третье в 2018 году распределение грантов для фермеров.
    Как сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти, дополнительное [...]

  • Деловая программа Инвестиционного форума 2018 года посвящена инвестиционным вызовам мегаполисам

    Деловая программа Инвестиционного форума 2018 года посвящена инвестиционным вызовам мегаполисам
    Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга опубликовал деловую программу III Ежегодного инвестиционного форума в Санкт-Петербурге на сайте мероприятия.
    Программа форума, который пройдет 12-13 [...]

  • Десять практических рекомендаций по управлению проектами

    Десять практических рекомендаций по управлению проектами
    Инфографику предоставила Wrike — Автоматизация Управления Проектами

  • 114 млн рублей предоставлено на поддержку бизнеса в Ленобласти

    114 млн рублей предоставлено на поддержку бизнеса в Ленобласти
    Средства выделены из федерального бюджета и будут распределены в следующем году.
    На поддержку малого бизнеса и индивидуального предпринимательства в Ленинградской области [...]

  • ВТБ развивает сотрудничество с Министерством сельского хозяйства РФ

    ВТБ развивает сотрудничество с Министерством сельского хозяйства РФ
    Стороны намерены расширять взаимодействие в области поддержки развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса России.
    Банк ВТБ и Министерство сельского хозяйства РФ [...]

  • Как начать работать в METATRADER 5

    Как начать работать в METATRADER 5
    ECN представляет собой электронную коммуникационную сеть. С ее помощью происходит распределение передачи информации между трейдерами и поставщиками ликвидности, то есть [...]

  • 952 млрд заработала экономика России на ЧМ-2018

    952 млрд заработала экономика России на ЧМ-2018
    Это составляет около 1% годового внутреннего валового продукта страны.
    952 млрд руб. или около 1% внутреннего валового продукта России составляет общий [...]

  • OMR2018 – Арктическая стратегия рождается в Петербурге

    OMR2018 – Арктическая стратегия рождается в Петербурге
    5 октября завершила свою работу Международная выставка и конференция по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального [...]

  • Прием заявок на «ПРИОРИТЕТ-2018» продлен до 25 октября

    Прием заявок на «ПРИОРИТЕТ-2018» продлен до 25 октября
    Оргкомитет Национальной премии в области импортозамещения «ПРИОРИТЕТ-2018» принял решение о продлении приема заявок на участие в конкурсе. Последним днем подачи [...]

  • ВТБ предоставляет возможность открыть брокерский счет в ВТБ-онлайн за две минуты

    ВТБ предоставляет возможность открыть брокерский счет в ВТБ-онлайн за две минуты
    Теперь пользователи интернет-банка могут открыть брокерский счет без посещения офиса. Далее автоматически происходит онлайн-регистрация счета клиента на Московской бирже с [...]

  • Минфин не хочет, чтобы оборонку освободили от дивидендов

    Минфин не хочет, чтобы оборонку освободили от дивидендов
    Предложение об этом входило в проект плана по ускорению инвестиций в российскую экономику.
    Министерство финансов России не поддерживает освобождение предприятий оборонно-промышленного [...]

  • «Мастерская Классического Костюма»: возрождение традиции bespoke

    «Мастерская Классического Костюма»: возрождение традиции bespoke
    «Мастерская Классического Костюма»: возрождение традиции bespoke
    «Мастерская Классического Костюма» — одно из немногих ателье, которые продолжают традицию ручного английского пошива костюма.

    Что [...]

  • Дайте эффективность

    Дайте эффективность
    Основной годовой результат рейтинга самых прибыльных компаний Северо-Запада неожиданно позитивен: финансовые итоги крупных компаний демонстрируют восстановление экономики.
    Аналитический центр журнала «Управление [...]

  • Брендинговое агентство

    Брендинговое агентство
    Чтобы больше привлечь покупателей теперь является непростой задачей. Предпринимателям приходится прикладывать много усилий для укрепления своих позиций в пределах рынка, [...]

  • Поисковые катушки для металлоискателей

    Поисковые катушки для металлоискателей
    Все более популярным способом проведения своего досуга становится поиск металлических предметов при помощи металлоискателя. Местами для поиска становятся пляжи, игровые [...]

  • «Ростелеком» в Санкт-Петербурге представил крупнейшим клиентам бизнес-сегмента «Доступный мир цифровых сервисов»

    «Ростелеком» в Санкт-Петербурге представил крупнейшим клиентам бизнес-сегмента «Доступный мир цифровых сервисов»
    11 октября «Ростелеком» организовал для клиентов корпоративного сегмента конференцию под названием «Цифровой мир: реальность, в которой мы живем». Мероприятие прошло [...]

  • ВТБ улучшает условия по промо-вкладам на 0,6 п.п.

    ВТБ улучшает условия по промо-вкладам на 0,6 п.п.
    Сегодня это один из наиболее востребованных банковских продуктов.
    Промо-вклад «Максимум» с обновленной максимальной ставкой 7,10% годовых с учетом капитализации можно открыть [...]

  • FREE AGE на выставке «Индустрия Моды»

    FREE AGE на выставке «Индустрия Моды»
    Российский бренд демонстрирует одежду из натуральных материалов высокого качества.
    С 10 по 13 октября в санкт-петербургском Экспофоруме проходит масштабная в российском [...]

  • РСПП предлагает предоставить налоговые льготы компаниям под санкциями

    РСПП предлагает предоставить налоговые льготы компаниям под санкциями
    Это вызвано осложнениями с проведением финансовых операций и получением необходимых документов.
    Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает ввести налоговые льготы [...]

  • Forbes объявил лучших работодателей мира

    Forbes объявил лучших работодателей мира
    В рейтинг американского издания вошли и российские компании.
    Издаваемый в США журнал Forbes составил рейтинг лучших работодателей мира. Как сообщает «Коммерсант.ru», [...]

  • BlaBlaCar сделает бронирование платным

    BlaBlaCar сделает бронирование платным
    Для доступа к услуге нужно будет выбрать вариант тарифа.
    Французский сервис попутчиков BlaBlaCar сделает платным доступ к бронированию мест у водителей-попутчиков. [...]

  • ВТБ приобретает «Саровбизнесбанк»

    ВТБ приобретает «Саровбизнесбанк»
    ВТБ достиг договоренности с акционерами о приобретении 81% акций «Саровбизнесбанка» – одного из ведущих банков Нижегородской области. Соответствующий меморандум был [...]

  • СКС: преимущества и особенности структурированной кабельной системы

    СКС: преимущества и особенности структурированной кабельной системы
    Структурированные кабельные системы имеют массу особенностей по сравнению с обычными системами. Одно из существенных отличий заключается в том, что структурированная [...]

  • Любовь к деталям: как Mastersuit создает идеальные костюмы

    Любовь к деталям: как Mastersuit создает идеальные костюмы
    Любовь к деталям: как Mastersuit создает идеальные костюмы
    «Мастерская Классического Костюма» или Mastersuit — семейный бизнес. Начинался как уютное ателье для [...]

  • Сальник рулевой рейки

    Сальник рулевой рейки
    В любом автомобиле есть рулевая рейка, предназначенная для поворота колёс в необходимом направлении. Рассмотрим некоторые вопросы устройства и ремонта рейки.
    С [...]

  • ВТБ запускает новую линейку РКО для корпоративных клиентов

    ВТБ запускает новую линейку РКО для корпоративных клиентов
    Банк ВТБ предлагает клиентам малого и среднего бизнеса новую унифицированную линейку пакетов услуг расчетно-кассового обслуживания для юридических лиц и индивидуальных [...]

  • V Форум бизнеса Северо-Запада собрал в Петербурге ведущих предпринимателей и экспертов

    V Форум бизнеса Северо-Запада собрал в Петербурге ведущих предпринимателей и экспертов
    На V Форуме бизнеса Северо-Запада, организованного журналом «Управление бизнесом», обсудили новые экономические реалии
    В Петербурге состоялся V Форум бизнеса Северо-Запада, организованный [...]

  • Факторинговая неопределенность

    Факторинговая неопределенность
    Давно ожидаемое рынком событие – открытие госконтрактов для факторинга – окажет умеренное влияние на показатели рынка по итогам года, однако [...]

  • Кому предлагают самую большую зарплату в Петербурге в октябре

    Кому предлагают самую большую зарплату в Петербурге в октябре
    Аналитики HeadHunter по Северо-Западу проанализировали 40 134 вакансии, созданные на портале hh.ru работодателями в Санкт-Петербурге с 1 по 30 сентября [...]

  • АПК: Ленинградские фермеры получили награду экологического фонда

    АПК: Ленинградские фермеры получили награду экологического фонда
    Фермерское хозяйство Игоря Руденко стало победителем конкурса Всемирного фонда дикой природы.
    Фермеры из деревни Заречье Лужского района Ленинградской области стали лучшими [...]

  • Банк ВТБ поддержал вручение XV Международной премии «Балтийская звезда»

    Банк ВТБ поддержал вручение XV Международной премии «Балтийская звезда»
    8 октября в Санкт-Петербурге в Эрмитажном театре при традиционной поддержке банка ВТБ прошла XV церемония вручения Международной премии за развитие [...]

  • Объявлены 16 новых номинантов Национальной премии «ПРИОРИТЕТ-2018»

    Объявлены 16 новых номинантов Национальной премии «ПРИОРИТЕТ-2018»
    Организационный комитет и Экспертный совет премии «ПРИОРИТЕТ-2018» извещают о результатах рассмотрения новых заявок на участие в премии.
    Статус номинантов Национальной [...]

  • Лодки ковчег

    Лодки ковчег
    Рыбаки по достоинству оценят лодки длиной от 2 до 4 м, представленные в разных модификациях. Такие плавсредства также идеально подойдут [...]

  • Ультрафиолетовый фонарь

    Ультрафиолетовый фонарь
    Для чего люди пользуются фонарем с ультрафиолетовыми лучами. Про это часто спрашивают пользователи, которые не знают, какие необычные функции имеет [...]

  • Как купить билеты

    Как купить билеты
    Известно, что теперь купить билет можно в интернет. Продают билеты билеты на поездки, в театры, кино. Для тех. кто любит [...]

  • Обзор робототехнических комплексов

    Обзор робототехнических комплексов
    На всех этапах производства требуется проверка качества изделий. Контроль осуществляется посредством разных приборов. Особым спросом пользуются робототехнические комплексы.
    Для телевизионной инспекции [...]

  • Органика в законе

    Органика в законе
    Более четверти производителей готовы переходить на органическое сельское хозяйство при гарантированном рынке сбыта.
    Государственная дума во втором чтении приняла закон о [...]

  • После статьи о чипах-шпионах упали акции Lenovo

    После статьи о чипах-шпионах упали акции Lenovo
    Издание Bloomberg написало, что их встроили спецслужбы Китая.
    Издание Bloomberg заявило со ссылкой на 17 источников в разведке и фирмах, что [...]

  • ВТБ запускает новый онлайн-сервис регистрации бизнеса

    ВТБ запускает новый онлайн-сервис регистрации бизнеса
    Банк ВТБ запустил новый сервис для предпринимателей — онлайн-регистрацию ООО и ИП с использованием электронной подписи на мобильном телефоне. Решение [...]

  • Требование по возврату экспортной выручки при расчетах в рублях отменят

    Требование по возврату экспортной выручки при расчетах в рублях отменят
    Изменения внесут в рамках плана по дедолларизации российской экономики.
    Требование возвращать экспортную выручку в страну, если расчеты производятся в рублях, будет [...]

  • Дешевые авиабилеты

    Дешевые авиабилеты
    Людям всё время приходится путешествовать, некоторые совершают поездку по своим личным делам, другие любопытства ради, третьи же едут по работе. [...]

  • Беспроцентный кредит

    Беспроцентный кредит
    Ежедневно оформляются миллионы кредитов и займов. Услуга предоставления средств долг является одной из наиболее популярных, причём во всём мире.
    Для многих [...]

  • Эволюционный путь

    Эволюционный путь
    Юрий Лахтиков: слово «рывок» мало подходит для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности – слишком высокая инерционность, слишком технологически сложное и дорогое оборудование [...]

  • В правительстве РФ подготовили предложения о дедолларизации экономики

    В правительстве РФ подготовили предложения о дедолларизации экономики
    В них входит переход на национальные валюты в расчетах с другими государствами.
    Минфин, Минэкономики и ЦБ разработали предложения по снижению зависимости [...]

  • ВТБ предлагает клиентам бесплатное открытие спецсчетов в рамках законодательства о закупках

    ВТБ предлагает клиентам бесплатное открытие спецсчетов в рамках законодательства о закупках
    Банк ВТБ приступил к открытию спецсчетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для проведения закупок на электронных площадках в рамках 44-ФЗ [...]

  • Пока ИИ на нас не напал

    Пока ИИ на нас не напал
    На одной из сессий ПМЭФ-2018 эксперты рассуждали о том, как изменится мир, если искусственный интеллект будет совершенствоваться. Несмотря на некоторые [...]

  • Ленобласть даст гранты отличившимся бизнесменам

    Ленобласть даст гранты отличившимся бизнесменам
    В рамках Недели предпринимательства наградят лучших представителей малого и среднего бизнеса.
    Губернатор Александр Дрозденко утвердил постановление областного правительства о предоставлении грантовой [...]

  • ВТБ выступил генеральным спонсором XXVIII международного театрального фестиваля «Балтийский дом»

    ВТБ выступил генеральным спонсором XXVIII международного театрального фестиваля «Балтийский дом»
    Фестиваль открывается в Санкт-Петербурге 2 октября и продлится до 13 октября.
    В Санкт-Петербурге при поддержке банка ВТБ открывается XXVIII международный театральный [...]

  • Дело государственное

    Дело государственное
    Сергей Яхнюк: новая схема субсидирования инвестиционных кредитов в агропроме вполне эффективна, и она работает.
    Депутат Государственной думы РФ Сергей Яхнюк более [...]

  • "Зеленое строительство" создаст более 6 с половиной миллионов рабочих мест

    "Зеленое строительство" создаст более 6 с половиной миллионов рабочих мест
    Такие прогнозы в этой сфере к 2030 году делает Международная организация труда.
    Более шести с половиной миллионов новых рабочих мест появятся [...]

  • Андрей Бойченко возглавил розничный бизнес ВТБ в республике Коми

    Андрей Бойченко возглавил розничный бизнес ВТБ в республике Коми
    Управляющим розничного бизнеса ВТБ в республике Коми назначен Андрей Бойченко. Перед новым руководителем поставлены задачи по увеличению клиентской базы, обеспечению [...]

  • Получение квалификации экспертов

    Получение квалификации экспертов
    С 2018 года подготовкой и заключением экспертизы могут заниматься только те специалисты, которые пройдут переаттестацию. Соответствующая норма регламентируется Постановлением Правительства [...]

  • Каталог корпоративных подарков

    Каталог корпоративных подарков
    Любое предприятие, которое с должным внимание относится к своим сотрудникам и слаженной работе коллектива, уделяет внимание корпоративным праздникам. Такие большие [...]

  • Кожаные куртки для мужчин

    Кожаные куртки для мужчин
    В наши дни кожаная куртка является стандартным предметом мужского гардероба. Она подходит для людей разных социальных слоев и возраста.
    Популярность кожаных [...]

  • ВТБ поддержал инвестиционный проект агрокомплекса «Весна»

    ВТБ поддержал инвестиционный проект агрокомплекса «Весна»
    ВТБ установил кредитный лимит в размере 550 млн рублей сроком на четыре года крупному тепличному предприятию Ставрополья — ООО «Весна».
    Финансирование [...]

  • Штурм неба

    Штурм неба
    Евгений Анисимов: жизнь по-настоящему интересна там, где есть борьба, где есть обходные маневры, в сопротивлении и хитрость развивается, и идеи [...]

  • Займы на карту с плохой кредитной историей

    Займы на карту с плохой кредитной историей
    Все периодически сталкиваются с проблемами, которые требуют некоторых сиюминутных финансовых вложений. Например, если требуется что-либо срочно приобрести, но зарплата ещё [...]

  • Тензодатчики

    Тензодатчики
    Приобрести тензометрическое оборудование известного бренда Keli Sensing Technology можно в компании «КЕЛИ ПромКомплект». На сегодняшний день предприятие является [...]

  • Ресторан во Львове

    Ресторан во Львове
    Когда хочется отдохнуть и хорошо провести время одному, в компании с близким человеком или же в компании друзей, мало кто [...]

  • Инвесторов в России могут освободить от проверок на три года

    Инвесторов в России могут освободить от проверок на три года
    Министерство экономики совершенствует стимулы для увеличения притока капиталовложений.
    Создать единый инструмент для инвесторов предложили в Минэкономики. Как сообщает «Коммерсант.ru», уже готов [...]

  • ВТБ запускает программу автокредитования со ставкой от 5%

    ВТБ запускает программу автокредитования со ставкой от 5%
    ВТБ запускает специальную акцию «Супер 5», в рамках которой ставки по кредитованию новых автомобилей снижены до 5% годовых. Кредит можно [...]

  • Предприниматели презентовали губернатору Санкт-Петербурга проекты "Форсайт-Флота 2018"

    Предприниматели презентовали губернатору Санкт-Петербурга проекты "Форсайт-Флота 2018"
    Предприниматели — участники второго регионального «Форсайт-флота» в Санкт-Петербурге представили свои проекты и рассказали о ходе реализации проектов «Форсайт-флота» губернатору Санкт-Петербурга [...]

  • Закон о блокировке банковских карт вступил в силу

    Закон о блокировке банковских карт вступил в силу
    Доступ к операциям может быть приостановлен на срок до двух дней.
    В случае подозрительных операций по банковской карте финансовое учреждение может [...]

  • ВТБ обеспечит ГК «Новый Дон» финансирование строительного проекта с использованием счетов эскроу

    ВТБ обеспечит ГК «Новый Дон» финансирование строительного проекта с использованием счетов эскроу
    ВТБ и ГК «Новый Дон» заключили кредитное соглашение с использованием схемы расчетов по договорам долевого участия через счета эскроу в [...]

  • ВТБ предоставил льготный кредит рыболовецкому колхозу «Беломорский рыбак»

    ВТБ предоставил льготный кредит рыболовецкому колхозу «Беломорский рыбак»
    ВТБ в Мурманской области предоставил кредит в размере 200 млн рублей сроком на три года рыболовецкому колхозу «Беломорский рыбак».
    Кредитование [...]

  • Что готовит деловая программа выставки АГРОСАЛОН

    Что готовит деловая программа выставки АГРОСАЛОН
    На сайте выставки АГРОСАЛОН появилось расписание деловой программы, в рамках которой ведущие российские и зарубежные эксперты отрасли поделятся своими уникальными [...]

  • Лидером всероссийского регионального медиарейтинга импортозамещения за август впервые стал Крым

    Лидером всероссийского регионального медиарейтинга импортозамещения за август впервые стал Крым
    Победу в корпоративном рейтинге второй раз подряд отпраздновала Госкорпорация «Ростех».
    Национальная премия «Приоритет» и компания «Медиалогия» подвели итоги активности российских [...]

  • Всемирный банк сообщил об ухудшении условий для бизнеса в России

    Всемирный банк сообщил об ухудшении условий для бизнеса в России
    Индикатор регуляторной среды остался в отрицательной зоне.
    Позиции России в Индексе качества государственного управления (World Governance Indicators, WGI) ухудшились. Индикатор регуляторной [...]

  • Приглашаем принять участие в VIII Петербургском международном газовом форуме (ПМГФ-2018)!

    Приглашаем принять участие в VIII Петербургском международном газовом форуме (ПМГФ-2018)!
     С 2 по 5 октября 2018 года в Санкт-Петербурге пройдет самое масштабное мероприятие газовой отрасли.
    Форум в очередной раз соберет на [...]

  • ВТБ снижает ставки по автокредитованию на 2 п.п.

    ВТБ снижает ставки по автокредитованию на 2 п.п.
    ВТБ снижает на 2 п.п. базовые ставки по кредитованию подержанных автомобилей бизнес-класса у дилеров. Предложение доступно в рамках программы «АвтоПробег» [...]

  • Снизился прогноз роста экономики мира

    Снизился прогноз роста экономики мира
    Организация экономического сотрудничества и развития видит причины этого в торговле и политике.
    Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) понизила прогноз роста [...]

  • Завершается прием заявок на конкурс «Инвестор года» 2018

    Завершается прием заявок на конкурс «Инвестор года» 2018
    20 сентября 2018 года завершается прием конкурсных заявок на присуждение награды Правительства Санкт-Петербурга — почетного знака «Инвестор года». К участию [...]

  • Банк ВТБ выступил генеральным спонсором выставки «Экспрессионизм в русском искусстве»

    Банк ВТБ выступил генеральным спонсором выставки «Экспрессионизм в русском искусстве»
    20 сентября 2018 года в Русском музее при поддержке банка ВТБ открывается выставка «Экспрессионизм в русском искусстве». Она продемонстрирует национальные [...]

  • Партнером Национальной премии «ПРИОРИТЕТ-2018» стал Магнитогорский металлургический комбинат

    Партнером Национальной премии «ПРИОРИТЕТ-2018» стал Магнитогорский металлургический комбинат
    Один из крупнейших мировых производителей стали и признанный лидер черной металлургии России – официальный партнер Национальной премии в области импортозамещения [...]

  • Фабио Пирола: «Я верю в то, что у мечты есть крылья»

    Фабио Пирола: «Я верю в то, что у мечты есть крылья»
    В начале октября первый в мире танцующий симфонический оркестр CONCORD ORCHESTRA начинает гастрольный тур по 55 российским городам. Более 150 [...]

  • Ленобласть сведет к минимуму покупки у единственного поставщика

    Ленобласть сведет к минимуму покупки у единственного поставщика
    Об этом глава региона заявил в рамках заседания инвестиционного совета Ленинградской области.
    Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко дал указание свести к [...]

  • В КППИ подсчитали индекс промышленного производства и настроений в промышленности

    В КППИ подсчитали индекс промышленного производства и настроений в промышленности
    Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга подвел итоги за восемь месяцев 2018 года.
    Индекс промышленного производства в январе-августе 2018 года
    «Промышленность [...]

  • Как создать идеальную среду для удаленной работы

    Как создать идеальную среду для удаленной работы
    Инфографику предоставила Wrike — Система Менеджмента Управления Проектами

  • Кадровое сопровождение

    Кадровое сопровождение
    Аутсорсинг давно стал важной составляющей работы различных организаций и предприятий разного масштаба. Аутсорсинг позволяет отказаться от самостоятельного ведения одной из [...]

  • У банков России снизилась общая сумма прибыли

    У банков России снизилась общая сумма прибыли
    За восемь месяцев она сократилась на 9,6 %.
    В обзоре банковского сектора, опубликованного на сайте Центробанка, сообщается, что за восемь месяцев [...]

  • Завершается прием заявок на конкурс «Инвестор года» 2018

    Завершается прием заявок на конкурс «Инвестор года» 2018
    20 сентября 2018 года завершается прием конкурсных заявок на присуждение награды Правительства Санкт-Петербурга — почетного знака «Инвестор года». К участию [...]

  • ЦБ РФ решил повысить ключевую ставку

    ЦБ РФ решил повысить ключевую ставку
    Ситуацию прокомментировал заместитель председателя правления Русфинанс Банка Игорь Васильев.
    Решение ЦБ поднять ключевую ставку подтверждает нацеленность регулятора на поддержание стабильности финансовых [...]

  • Fazer расширяет инновационную линейку хлебов «Овощи-Микс»

    Fazer расширяет инновационную линейку хлебов «Овощи-Микс»
    Линейка хлебов «Овощи-Микс» от Fazer пополняется сразу двумя новинками в категории подовых хлебов с полезными добавками. В новых хлебах четверть* [...]

  • В Санкт-Петербурге состоится ключевое мероприятие по обсуждению инвестиционного потенциала

    В Санкт-Петербурге состоится ключевое мероприятие по обсуждению инвестиционного потенциала
    12-13 ноября 2018 года в Историческом парке «Россия – Моя история» состоится III Ежегодный инвестиционный форум. Организатором мероприятия выступает Комитет [...]

  • Спрос на рынке недвижимости повысился из-за роста доллара и евро

    Спрос на рынке недвижимости повысился из-за роста доллара и евро
    Число купленных новостроек увеличилось на 42%.
    Россияне активно покупают недвижимость, опасаясь обесценивания накоплений в национальной валюте. Как пишет «Российская газета» со [...]

  • Промсвязьбанк запустил акцию «Переход к лучшему»

    Промсвязьбанк запустил акцию «Переход к лучшему»
    Открыть счет, воспользовавшись акцией, можно как в офисах Промсвязьбанка, так и через выездных менеджеров, зарезервировав счет на сайте, или позвонив в [...]

  • Фермерам Ленобласти выделят субсидии

    Фермерам Ленобласти выделят субсидии
    Объединившиеся в кооперативы фермеры Ленинградской области получат дополнительную поддержку.
    Сумма каждого гранта — до 70 млн рублей. Средства могут быть потрачены [...]

  • ВТБ в рамках ВЭФ-2018 подписал 4 соглашения о сотрудничестве с регионами

    ВТБ в рамках ВЭФ-2018 подписал 4 соглашения о сотрудничестве с регионами
    Банк ВТБ подписал в среду на Восточном экономическом форуме четыре соглашения о сотрудничестве с регионами РФ — Сахалинской и Кемеровской [...]

  • На площадке университета Петра Великого откроется научно-образовательный центр промышленной робототехники

    На площадке университета Петра Великого откроется научно-образовательный центр промышленной робототехники
    Основная его цель — популяризация промышленной робототехники в России и создание собственных технологий автоматизации производства.
    18 сентября на площадке Санкт-Петербургского политехнического [...]

  • Почта России и ВТБ закрыли сделку по созданию совместного предприятия в сфере логистики

    Почта России и ВТБ закрыли сделку по созданию совместного предприятия в сфере логистики
    В рамках Восточного экономического форума — 2018 во Владивостоке Группа ВТБ и ФГУП «Почта России» заключили договор о создании совместного [...]

  • Список мест работы для людей предпенсионного возраста составил Роструд

    Список мест работы для людей предпенсионного возраста составил Роструд
    Об этом сообщил глава Роструда Всеволод Вуколов в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке.340 тысяч компаний вошли в список мест [...]

  • ВТБ Пенсионный фонд проиндексировал единовременные выплаты пенсионерам

    ВТБ Пенсионный фонд проиндексировал единовременные выплаты пенсионерам
    В сентябре ВТБ Пенсионный фонд проиндексировал своим клиентам размер единовременных выплат накопительной пенсии. Общий объем доплаты составил 13,3 млн рублей.
    Александр [...]

  • Число строителей-мигрантов уменьшится до 80%

    Число строителей-мигрантов уменьшится до 80%
    Правительство России предлагает ввести ограничения с 2019 года.
    До 80% от общего числа рабочих на предприятии планирует снизить количество строителей-мигрантов правительство [...]

  • Лето-2018: клиенты ВТБ на 20% увеличили свои траты за рубежом

    Лето-2018: клиенты ВТБ на 20% увеличили свои траты за рубежом
    Розничный бизнес банка ВТБ проанализировал транзакционную активность своих клиентов в период с 1 июня по 31 августа 2018 г., сравнив ее с летними месяцами [...]

  • Рыбоводы и архитекторы примут участие в норвежско-российском обмене

    Рыбоводы и архитекторы примут участие в норвежско-российском обмене
    Новые  перспективы сотрудничества были рассмотрены на встрече губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко и заместителя министра иностранных дел Королевства Норвегия Аудуна [...]

  • Прием заявок на конкурс Национальной премии «ПРИОРИТЕТ-2018» продлен до 15 октября

    Прием заявок на конкурс Национальной премии «ПРИОРИТЕТ-2018» продлен до 15 октября
    Оргкомитет Национальной премии в области импортозамещения «ПРИОРИТЕТ-2018» информирует о продлении приема заявок на участие в конкурсе. Как подчеркнули в Оргкомитете, [...]

  • Объявлен еще 41 номинант Национальной премии «ПРИОРИТЕТ-2018»

    Объявлен еще 41 номинант Национальной премии «ПРИОРИТЕТ-2018»
    В ходе третьего этапа Национальной премии в области импортозамещения «ПРИОРИТЕТ-2018» Организационный комитет и Экспертный совет премии информируют о результатах рассмотрения [...]

  • ВТБ снизил ставки по кредитам наличными

    ВТБ снизил ставки по кредитам наличными
    С 3 сентября банк ВТБ снижает ставки и меняет условия выдачи кредитов наличными: теперь при оформлении договора страхования заемщик сможет [...]

  • Областной бюджет предоставит субсидии на водопровод

    Областной бюджет предоставит субсидии на водопровод
    Города и поселения 12 районов Ленинградской области обновят водопроводные сети и оборудование водоочистных сооружений.
    Из областного бюджета на эти цели выделены [...]

Наши партнеры

Ежегодный инвестиционный форум в Санкт-Петербурге 2018

Тренды

X