Connect with us

Журнал «Управление Бизнесом» №24

Театр жив: о современном драматическом искусстве

Опубликован

в

Андрей Могучий

«Опереться можно только на мощное сопротивление», – с восторгом цитирует Алису Фрейндлих художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова Андрей Могучий

Андрей Могучий, ныне художественный руководитель петербургского Большого драматического театра (БДТ) им. Г. А. Товстоногова, – театральный фантаст, пришедший в академические театры из театра авангардного, экспериментального, фантастического. Человек, который рискнул поставить на сцене «Школу для дураков» Саши Соколова и «Что делать?» Чернышевского – тексты, казалось бы, совсем не приспособленные для театра. Мы поговорили с ним о проблемах театра, его эстетике – в общем, о многом.

Что такое режиссер

– По первому своему образованию вы технарь, окончили радиотехнический факультет ЛИАПа. Как вас в режиссуру вынесло?

– В режиссуру меня вынес Александр Потехин. Сейчас он руководит петербургским бюро ИТАР-ТАСС, а когда выносил меня в режиссуру, мы были однокурсниками. Мне было лет девятнадцать, в то время в ЛИАПе у меня было много приятелей – технарей, любивших музыку, поэзию, театр, хорошую литературу. Это был такой шлейф кометы «физиков и лириков» 60-х годов. В этом смысле я попал в «дурную компанию» и, как и все в компании, стал ходить в театр. До какого-то времени увлечение театром было пассивное. А потом я поехал в стройотряд в Крым – не столько чтобы заработать, сколько чтобы искупаться. Александр Потехин там был комиссаром. В каждом стройотряде полагалось иметь агитбригаду, готовить концертные программы, спектакли – то ли для поддержания «боевого духа» стройотрядовцев, то ли еще для чего.

Один парень из агитбригады заболел, меня попросили вместо него выйти. Я вышел и… даже не знаю, как объяснить, что произошло, не знаю, что меня подкосило, может, чарующий звук аплодисментов (улыбается), смех, отклик зала. В общем, попался, заразился этой бациллой. Театр – это действительно как инфекция. Здравым смыслом мои последующие поступки не объяснишь.

После этого концерта у нас с Потехиным состоялся разговор, было понятно, что никакой радиотехники мне не надо, мне нужен театр. Собственно, Потехин и сыграл «роковую» роль в моей жизни, стал меня двигать в сторону художественную, театральную. У нас был очень сильный студенческий клуб в ЛИАПе. Вернувшись из стройотряда, мы стали сочинять какие-то истории, 20-минутные спектакли, ставили по самиздатовским листкам Хармса, Николая Гумилева, изучали Михаила Чехова, Ежи Гротовского, даже пытались разработать «теорию кибернетического театра» со своей символикой и знаковой структурой.

– Почему решили стать режиссером, а не артистом?

– Я тогда понимал: на скрипке играть не могу, рисую так себе, танцевать тоже не очень. Учиться всем этим исполнительским искусствам поздно. Значит – режиссура. Понимаете?

– Нет.

– Придется рассказать анекдот. Покупатель заходит в зоомагазин, чтобы купить попугая. Продавец предлагает ему на выбор одного из трех, что есть в наличии. Первый попугай – пестрая, красивая, крупная птица, кульбиты делает, говорит по-английски и по-русски: 1000 рублей. Второй попугай еще круче, делает все, что умеет первый, но еще поет, читает стихи и философствует: 3000. И сидит третий. Маленький, ободранный, хвост выщипан: 15 000. Покупатель спрашивает: «А этот тогда что умеет?» – «Не знаю, но первые два называют его режиссером».

– Вы окончили Институт культуры, кафедру режиссуры. Почему не пошли в Театральный?

– У меня на момент принятия решения о продолжении образования уже был сформированный, со своей художественной программой, со своим профессионально оборудованным пространством театр. Тогда он назывался ТЭКС – театрально-экспериментальная студия, потом мы его переформатировали в «Формальный театр». Выбор был такой: либо мне надо закрывать этот театр и идти на Моховую, на дневное, потому что заочного там не было. Либо идти на заочное в Институт культуры. Я и пошел на заочное, это было единственным шансом получить профессию и не закрыть театр, который был мне очень дорог.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]В 80-е «объективный» театр сменился «субъективным». Пришли режиссеры новой эстетики, которые создавали мир, исходя из собственного субъективизма[/quote]

Я и сейчас бы так сделал. Ни секунды не сомневаюсь в правильности траектории своего жизненного пути. По прошествии многих лет уверенно говорю: все, что сделал в жизни тогда, сделал бы и сейчас. Надо идти за судьбой. И любимая книга моя меня в этом поддерживала. Я тогда читал и перечитывал «Сиддхартху» Германа Гессе. Много лет хотел поставить этот текст на сцене. Гессе – один из моих литературных источников и учителей, благодаря которому я и совершал те или иные поступки в жизни.

Конец эпохи

– Почему назвали свой театр «Формальным»?

– Театрально-экспериментальная студия родилась из нашего увлечения ФЭКС – фабрикой эксцентрического актера, созданной в 20-е годы Козинцевым и Траубергом. Мне казалось, что это рифма такая: ТЭКС – ФЭКС. Вокруг были самопровозглашенные театры со звучными названиями – «Гун-го», «До-Театр», «ДаНет», DEREVO, «Лицедеи», «Кукла», а у нас никакой метафоры в названии. Сейчас-то я бы не стал ничего менять, но тогда… В 90-м году Союз театральных деятелей проводил первый фестиваль театров-студий. И вот туда, мне казалось, мы должны были пойти с каким-то другим названием. Организаторами фестиваля были Людмила Коробова, которая тогда работала в Союзе театральных деятелей, и Эрик Горошевский, у которого был «Театр реального искусства». Это название мне очень нравилось. Но назвать свою студию «Театром формального искусства» я не мог, потому что это было явное противопоставление Эрику. В то время мы сильно увлеклись формализмом, в частности «Петербургом» Андрея Белого. И я назвал театр «Формальным».

На фестивале театров-студий мы показали «Лысую певицу» Эжена Ионеско. Это был мой первый в жизни публичный спектакль, находившийся в сильном противоречии со всеми предыдущими нашими практиками. В 80-е годы мы подробно занимались лабораторной работой. Делали многочасовые импровизации,
упражнения исходя из импульсов своего собственного тела, своего «я», слушая свое персональное «хочу». Мы прислушивались к себе, а это требовало закрытой, герметичной лабораторной структуры. Мы принципиально ничего не делали для зрителей. Потом я решил сделать нормальный текстовый спектакль хотя бы для того, чтобы нас просто заметили. Так появилась «Лысая певица».

Нас заметили, но я очень переживал, что наша лабораторная работа никак не соединяется с постановочной. Обессмыслились несколько лет лабораторного существования. И лишь много лет спустя, оказавшись в Берлине на стажировке у выдающегося польского режиссера Кристиана Люпы, я понял, как одно с другим может быть связано.

В начале 90-х в Ленинграде работало порядка четырехсот студий. Конечно, было много шлака, но несколько коллективов были очень крутые. Это счастливое время надежд и свободы, которое длилось несколько лет, но точка была поставлена в 95-м. У меня этот финал зафиксирован: мы сделали в Петербурге, в «Балтийском доме», Фестиваль свободных искусств. На фестивале удалось собрать все топовые фигуры питерского андеграунда, ранее в одном пространстве не пересекавшиеся, иногда даже враждебно настроенные друг к другу, – в этом и был прецедент. У нас было несколько программ – театр, кино, музыка, визуальное искусство, инсталляция… Сергей Курехин сделал на этом фестивале свой спектакль «Колобок», в котором как артисты работали он сам, Евгений Юфит, Тимур Новиков, Александр Баширов, а Дмитрий Пригов выезжал на экскаваторе в ковше.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Спектакль — сиюсекундное искусство, которое исчезает сразу же после выходов на поклоны. Спектакль, по большому-то счету, всякий раз играют по-другому[/quote]

Были «Митьки», был Кирилл Миллер. Антон Адасинский и DEREVO специально из Германии приехали с премьерой. Я показал премьеру «Орландо Фуриозо». Была прекрасная музыкальная программа, которую курировал Алик Кан. Кинопрограмму курировала Анжелика Артюх. Группа художников «Речники», которую открыл Тимур Новиков, впервые выступила с публичным перформансом – разбила зеркало якорем. Курехин после каждого спектакля в фойе «Балтийского дома» вел суды – стебовые обсуждения современного искусства. Может, это нескромно, но мне кажется, что вот этим фестивалем просто закрылась целая эпоха.

После мы разбрелись. Кто-то не мог показывать свои спектакли, потому что развалилась его компания, кто-то уехал, кто-то воткнулся в государственный мейнстрим. Умер Курехин. Такого фестиваля собрать больше не удалось. Умер мир, в котором были возможны такие фестивали. Потом я что-то организовывал фестивальное, но уже в другом формате. Тогда, помню, были большие проблемы из-за нас у театра «Балтийский дом», директором которого был Анатолий Константинов. Ему сильно нагорело от комитета по культуре.

– За разбитое якорем зеркало?

– Да за все. Зеркало – так, перформанс. «Речники» привезли на фестиваль гигантское зеркало и повесили в фойе «Балтийского дома», а напротив зеркала повесили якорь. Ну а потом все присутствующие видели, как «Речники» раскачивали якорь. И вот он раскачивался, раскачивался, пока не разбил зеркало. Оно рассыпалось на мелкие кусочки. Получилась инсталляция. На полу фойе рассыпаны зеркальные осколки и зеркальная пыль. Перформанс, переходящий в фиксированную, застывшую форму в виде разбитого зеркала. Но такие понятия, как «перформанс» и «инсталляция», тогда были известны немногим. Наутро пришли уборщицы и все убрали…

– Предупреждать надо уборщиц, что это инсталляция. Они решили, что мусор…

– Да, именно так они и решили. Фестиваль шел три дня и три ночи. Круглые сутки, нон-стоп. Вот это было необычно, непривычно и «нехорошо». И люди там были самые разные. Огромное количество людей. Людей, сопричастных новому искусству.

– Раз уж вы сами об этом заговорили: с чем, по-вашему, связан конец эпохи, завершение расцвета?

– Художники всегда являются заложниками какой-то экономической или политической ситуации, мы всегда связаны с реальностью, зависим от нее, хотим мы это признавать или нет. А оценивать логику развития политической или экономической ситуации я не берусь. Какие-то подчиняющиеся своим законам процессы, зависящие, в свою очередь, от хаотического движения космических частиц.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Сегодняшний театральный зритель — это активно думающий человек, который может и должен принимать участие в режиссерских размышлениях[/quote]

В 90-е был момент смены эпох. Мир «поехал». Люди с радиоприемниками на улицах, в метро… везде, слушают репортажи о том, что происходит в Москве. Пьесы Шатрова. Протесты у гостиницы «Англетер». Телевидение – «Взгляд», «Музыкальный ринг». Ленин-гриб Курехина, «Стена» Pink Floyd на том месте, где несколько месяцев назад была Берлинская стена. Август 91-го, распад СССР, Ельцин на танке, начало реформ.

Менялось все, вся система координат, мы были молоды и свободны, и у этой свободы была энергия счастья. Этот момент свободы, ощущение, что ты наконец можешь делать то, что хочешь, делать в полную силу, длился довольно долго. Эпоха романтических надежд закончилась для меня в 95-м. Точку поставила смерть Курехина. Сергей Курехин был знаком той эпохи. Как раз после ухода Курехина и Слава Полунин уехал за границу. Тоже еще один мощный знак того времени – Полунин. Как-то у всех что-то не сбывалось, обламывалось. Всем нам казалось, что мы, так ярко вспыхнувшие на театральном или музыкальном небосводе, будем востребованы, а мы оказались никому не нужны и уехали. Начались скитания, жизнь на колесах. «Орландо Фуриозо», «К. Треплев. Люди, львы, орлы и куропатки…» – спектакли, которые были востребованы фестивальной Европой и понятны в любой стране мира, – кормили нас все 90-е. Было ясно, что здесь нам ничего не светит. В 90-е многие рванули в Европу – и АХЕ, и DEREVO… Конечно, много было разных удивительных приключений и в России, и в турах наших европейских. Все продолжали жить и работать. Но такого драйва, таких надежд уже не было.

– Есть у вас любимые спектакли?

– Есть. Все не перечислю. «Взрослая дочь молодого человека», к примеру, «Серсо», «Бесы» Анатолия Васильева. «Макбет», «Гамлет», «Моцарт и Сальери» Някрошюса. У Кристиана Люпы я не так много видел. Но то, что видел, приближено к идеалу театрального искусства. Например, «Персона – Мэрилин», спектакль о Мэрилин Монро. Он делал спектакли «Персоны». У него были «Персона – Уорхолл», «Персона – Симона Вейль». «Мэрилин» – фантастический спектакль. Самым главным открытием для меня там было открытие нового типа драматургии. Я знал все методологии, в которых работает Люпа, связанные с внутренним монологом актера. Но в «Персоне – Мэрилин» он воплотил эти практики в виде драматургии, когда весь конфликт происходит исключительно внутри человека, причем не в моноспектакле, а в спектакле многонаселенном, где человек находится наедине с самим собой, наедине со своим внутренним миром. Два часа идет спектакль, а ты смотришь, не отрываясь, и такое впечатление, будто присутствуешь при извержении вулкана.

Авторский театр, которым занимается Люпа, не всегда подразумевает наличие литературы. Спектакль делается непосредственно с артистом, сразу же воплощаясь на сцене. Люпа полностью сочинил «Персону». И актеров воспитал как педагог и как режиссер. Там нет ничего, кроме него. Это «субъективный» театр. Понятно, что есть в театральном искусстве субъективисты и объективисты. Георгий Товстоногов, великий советский режиссер, чей юбилей мы отметили в конце сентября, в своем творчестве следовал за жизнью, за объективной действительностью, ставил жизнь выше собственного «я».

Это период «объективного» театра. К нему принадлежат и Эфрос, и Любимов, целое поколение людей театра 60–70-х годов.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Хотя для театра в целом наступает не самое лучшее время, все равно он остается болевой точкой для нашей страны, нашей культуры[/quote]

В 80-е «объективный» театр сменился «субъективным», когда пришли режиссеры новой эстетики, которые создавали мир исходя из собственного субъективизма. Создание театрального мира как проекции собственного мозга, проекции собственного трагизма. Кристиан Люпа – жесткий, ярко выраженный субъективист, представитель авторского, субъективного театра, который мне очень близок.

– Подождите, но ведь именно так, на репетициях с актерами, примериваясь к исполнителям или примеривая исполнителей к своим текстам, писали Шекспир и Мольер?

– Очень важный для меня вопрос. Пьесы Шекспира – тексты для театра, созданные непосредственно в театре, чем сейчас мало кто интересуется, подменяя реальную традицию игрового театра. Его пьесы, которые мы сейчас берем за литературную основу, становились пьесами в процессе репетиций, в процессе игры. По версии Питера Брука, Шекспир брал легенду, труппа начинала ее ставить, импровизируя, постепенно обживая словами, и возникал текст. Вот это тот тип театра, который мне нравится. Театр для меня всегда был первичным.

Человек в театре получает впечатление здесь и сейчас. Спектакль – сиюсекундное искусство, которое исчезает, как буддистская мандала, сразу же после выходов на поклоны. Спектакль невозможно повторить. Его, по большому-то счету, всякий раз играют по-другому. Он каждый раз рождается заново. В этом смысле театр, может, и не искусство даже. Искусство ведь можно сохранить, законсервировать. Да? Книгу в любой момент можно снять с полки, кино посмотреть еще раз (и это будет ровно то же кино) – театр нельзя, невозможно законсервировать. Не знаю…

И вот эта сиюсекундность театра, конечно, его волшебное свойство, оно, по-моему, не всегда требует литературы, или литература может служить театру, работать на театр. В последнее время я работаю много с драматургами, которые пишут на конкретных актеров, конкретную сценическую площадку. Огромное количество сора, из которого, как известно, «растут цветы» спектакля, воздействуют на эстетику создаваемого произведения.

– Какой свой спектакль считаете наиболее удачным?

– Я помню один из своих спектаклей, для меня совершенно неудачный, который был абсолютно удачным в глазах публики. Я не считал его своей удачей, потому что понимал, где соврал, где сымитировал, где обманул самого себя прежде всего, ну и всех остальных. Даже прятался, когда все на поклоны выходили. А из таких спектаклей, которые близки сердцу моему, могу назвать несколько.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]В библиотеке в Комарово у меня такое же ощущение, какое возникает от «Зеркала» Тарковского. Какое-то очень сильное чувство неразрывной связи всего со всем[/quote]

Был у меня в «Формальном театре» спектакль под названием «Две сестры» по малоизвестной пьесе Тургенева. Я тогда не знал, что ставить в «Формальном театре» в следующем сезоне. Ходил, ходил по родительской библиотеке. Думаю: может, Тургенев. Хороший автор для авангардиста. Взял последний том, открыл, увидел «Две сестры» и, еще не читая, понял: то, что нужно. Я афишу увидел: «И. С. Тургенев. Две сестры». Как? Почему Тургенев? Это же Чехов! И сестры не две, а три? А это действительно Тургенев, и сестер действительно две. На самом-то деле пьеса Тургеневым не дописана. Три-четыре листочка написано, а дальше оборвано. И это еще больше мне понравилось, потому что мы с радостью «дописали» Тургенева Чеховым, Беккетом, Платоном, Бергманом. Это были диалоги для двух женщин на трех актрис, которые никогда не встречались на сцене втроем. Формальная задача, математическая. Такая была игра, игра в классиков. На самом деле дело (простите за тавтологию) не в схемах и не в провокативной афише. Дело в том, что этот спектакль был соткан из той части моего сознания, к которой в театре я обращаюсь не так часто.

«Школа для дураков» по Саше Соколову. Вот еще один спектакль, который мне очень дорог. Без прозы Соколова я вообще жизнь свою теперь не мыслю. По большому счету это самая важная для меня книга, как оказалось. Я имею в виду «Школу для дураков», потом – «Между собакой и волком», «Палисандрия» в меньшей степени. Два текста Саши Соколова я поставил. Да и третий спектакль из этой же волны – «Изотов» в Александринке, который, по-моему, сейчас уже не идет.

– Когда взяли пьесу Михаила Дурненкова «Изотов», тоже с ней экспериментировали?

– Пьесы не было. История этого проекта довольно странная. Эдуард Бояков, в то время генеральный директор «Золотой Маски», занимавшийся также и другими театральными проектами, предложил мне сделать «кастинг драматургов»: они будут к тебе приходить, ты с ними будешь разговаривать, а потом скажешь: «Вот, хочу работать с этим», «прикрутим» его к тебе, и ты будешь делать то, что хочешь, с его помощью.

Все ограничилось первым же драматургом. Это был Миша Дурненков. Сразу возник человеческий контакт, и больше никого выбирать я не стал. Миша спросил: «Чего ты хочешь?» Я ответил: «Не знаю». Позвал в Питер, он приехал, мы сели в машину и поехали в Комарово за темой.

В Комарово я вырос на дедовской даче, для меня это родное место. Дед был врачом, генерал-майором медицинской службы. Возглавлял медсанчасть Войска Польского во время Второй мировой. В детстве я много слышал рассказов о Польше. Собственно, дед мой и в Армию Людову, и к Рокоссовскому попал потому, что туда всех советских поляков определяли…

В общем, я показал Дурненкову дом, порассказывал байки о соседях, о времени, когда наш поселок населяли удивительные жители, о которых слышал от деда и которых наверняка видел в детстве, хотя и не помню этого. О Шостаковиче, Черкасове, об академике Павлове. О Гаршине, главном патологоанатоме блокадного Ленинграда, его дача стоит рядом с нашей. О том, как Ахматова приходила на эту дачу. Этого я, конечно, знать не мог, но приходилось привирать, чтобы не ударить лицом в грязь. В общем, ничего толкового из этих сведений нельзя было сделать.

Но потом все-таки возникли моменты, которые спровоцировали пьесу, дали толчок к «Изотову». Главное произошло, когда мы забрели в библиотеку – в Комарово прекрасная библиотека. Одна из тех точек на земле, куда хочется снова и снова приходить. Это такой старый деревянный дом, и там прекрасная заведующая, Лена Цветкова, которая много лет работает. Мы замерзли и просто пришли туда погреться. Кроме того, я хотел Мише показать библиотеку и то, что тут работает прекрасный человек. Там запах такой особенный – книжный. У меня дети очень любят туда ходить. Сидят там, читают. Пока они там, они читают. Когда уходят – перестают. Мы много раз пытались взять книги у Лены и принести их домой, но дома они так и лежат нераскрытыми, пока обратно не сдадим.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Очаги взрывоопасности по-прежнему находятся в театральных инкубаторах, в генераторах смысла, какими являются театры[/quote]

В этой библиотеке у меня такое же ощущение, какое возникает от «Зеркала» Тарковского. Какое-то очень сильное чувство неразрывной связи всего со всем.

Ну вот, мы с Мишей пошли в библиотеку, попили чай, Лена поставила запись концерта Олега Каравайчука. И главное не то, что он играл, а то, что он, помимо музыки, говорил. То, что Каравайчук гениальный композитор, мы знали, а вот про то, что он разговаривает так круто, ничего не знали.

Его тексты тогда очень сильно на нас подействовали, натолкнули на решение пьесы – Каравайчук стал главным героем истории. Такой Годо, как у Беккета. У Беккета в пьесе Годо не появляется, и в «Изотове» герой не появляется, но – присутствует. И весь конфликт пьесы завязан на этого человека. Его тексты вошли в ткань спектакля.

Второй момент – в Комарово такое со мной периодически бывает: возникает ощущение, что часы остановились. Это факт, несколько раз такое бывало. И с нами тогда то же самое произошло. Мы думали, что время позднее, 12 ночи, что мы в библиотеке часа три пробыли, а оказалось – минут 15–20. Время не двинулось. И от этого счастье невероятное. Потому что все еще впереди. Еще можно успеть. Можно не бежать никуда. Еще ничего не закончилось.

Был еще и третий момент. То, что в Комарово есть «Комаровский заповедник». Для нас это стало метафорой. Вот эти факторы повлияли на Мишу и на меня. Он уехал, написал пьесу, которую назвал «Заповедник». Очень быстро написал, за неделю. Но это было совсем не то, что я ожидал. Он переписал. Потом мы сели вместе, стали разбирать ситуации, придумывать биографии персонажам. Длительный был процесс, сколько раз мы текст переписывали, я сейчас не могу сказать. Так мы делали этот спектакль.

Новые волны

– Как бы вы оценили положение дел в современном театральном искусстве – кризис, застой или пышный расцвет?

– Все зависит от угла зрения и контекста. Часто мы что-то сгоряча называем кризисом, но на самом деле это время движется вперед, а мы противимся естественным изменениям. Какие-то вещи в современном молодом театре даже я уже перестаю понимать, мне многое не нравится. Но думаю, дело совсем не в том, что мне нравится или не нравится. Процесс обновления нашей планеты, и в частности театрального искусства, необратим. Новое всегда сменяет старое. Эту смену никто остановить не может. Хотя принимать новое очень трудно. Но как бы ни трактовали те процессы, которые идут в Питере и особенно в Москве, какой бы приступ ярости или ненависти они ни вызывали, все равно признаки нового в театре есть и будут.

Если говорить конкретно, проходит волна «новой драмы», которая в нулевые годы ярко светила нам из Москвы, к которой я неоднозначно относился, с которой конфликтовал, но сейчас понятно, какое важное значение имела «новая драма» для развития нашего театра. Сегодня другие «новые волны» набирают силу волны, и хотя для театра в целом наступает не самое лучшее время, все равно он остается болевой точкой для нашей страны, нашей культуры.

– А почему наступает не самое лучшее время для театра?

– Да как-то не очень понятно, что творится и в мире, и в стране в нашей «отрасли культуры» – будем ее так называть. За нами так пристально следят и так нервно на нас реагируют, что понятно: театральное искусство живо. Много ярких имен среди молодых. Там есть очень внятные люди, спорящие, ненавидящие что-то, радующиеся чему-то. Театр жив.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Художники всегда являются заложниками какой-то экономической или политической ситуации, мы всегда связаны с реальностью, зависим от нее, хотим того или нет[/quote]

Некоторое время назад встретился с давней зрительницей БДТ, которая была и на открытии сезона, и на спектакле «Что делать?». И она, говоря о необходимости тотального просвещения людей, народа, тех же актеров, сказала: «На театр в этом смысле гораздо больше надежд, чем на литературу». Я спросил: «Почему?» Она ответила: «Литературу сейчас мало читают, а в театр все еще ходят». И с ее точки зрения, театр имеет воздействие неимоверно большее, чем литература. Он психологически заразительнее. «Поэтому, – закончила она, – мы очень внимательно смотрим постановки и хотим добра вам, театру…» Дальше пошли очень приятные, но общие слова. На самом деле это, может быть, свойственно только нашему, русскому обществу. Недаром многие в нашей среде так любят повторять слова Сорина из чеховской «Чайки»: «Без театра нельзя». Один мой знакомый всегда добавляет: «Без театра в России нельзя». Это правда. Это какой-то такой национальный спорт. В Болгарии – пение, у нас – театр. В этом смысле он был, есть и будет болевой точкой в нашем обществе.

Не так давно еще не было интернета, гаджетов, айфонов, компьютерных игр и многого другого, что есть сейчас и сильно воздействует на способ восприятия действительности. Да, лет тридцать назад театр занимал иное место на социальной карте. Но степень воздействия театрального искусства на общество сейчас не меньшая. Она – другая. Очаги взрывоопасности, очаги подлинности по-прежнему находятся в театральных инкубаторах, в генераторах смысла, какими являются театры. Да, это специфика нашей страны. Вспомните историю с новосибирским «Тангейзером». Представьте, что в какой-то другой стране режиссер что-то там якобы не то изобразил на сцене и на афише. И что? И что так по этому поводу париться? Этого, кстати, и я понять не могу. Это ж надо прийти, посмотреть, оскорбиться и сделать спектаклю такой PR, что он уж точно останется в истории России.

– Спектакль сняли…

– Сняли, а волны остались, излучение идет. Может, насчет истории России я погорячился, но уж в истории русского театра «Тангейзер» точно останется благодаря оскорбившимся. Ни в какой Германии, ни в какой Голландии это просто невозможно. Жизнь – это жизнь, спектакль – это спектакль. А у нас театр и спектакль становятся жизнью,
ее важной молекулярной составляющей.

– Вам не кажется, что как раз скандал с «Тангейзером» излучает что-то плохое? Что этот скандал приведет к тому, что режиссеры станут более осторожны в выборе тем, связанных с религией, церковью, священниками, богами и богинями?

– Как сказала сегодня, сидя на вашем, кстати, месте, Алиса Фрейндлих: «Опереться можно только на мощное сопротивление». Это гениальная фраза. Я ее теперь часто буду цитировать. «Опереться можно на мощное сопротивление». Чем больше сопротивление, тем надежнее опора.

– В связи с чем Алиса Бруновна так сказала?

– Вспомнила спектакль «Алиса», где играет главную роль. Недавно у нас был «целевой» его показ, такие иногда случаются. Но этот показ был с особенно «тяжелым» залом. Перед самым спектаклем нас предупредили, что зрители даже не знают, что будут смотреть, им собираются сделать сюрприз. Я перепугался. Спектакль – тонкий, сложный. А нашим гостям самое время варьете показывать. Потому что перед началом спектакля вели они себя как третьеклассники из мужской гимназии в отсутствие учителя.

И вот вышла Алиса. Ну я знаю, что она великая актриса. Но тут… она за 10 минут переломила зал. Такая от нее пошла энергия. И все артисты от нее зарядились. По энергетике это был один из лучших наших спектаклей. Я ей сегодня про эту историю напомнил, а она мне в ответ: «Опереться можно только на мощное сопротивление».

– В своих спектаклях вы порой используете интерактив, когда артист непосредственно общается со зрительным залом, задает зрителю вопросы, скажем, явно ожидая ответа. Вам не кажется, что это не очень встраивается в нашу русскую ситуацию? Мы слишком зажаты – или молчим, или хамим…

– Мне нравится обратная связь, соучастие зрителя, нравится работать с подлинной энергией. Возможно, это потому, что я довольно много занимался уличным театром, где нет кулис, нет сцены, где, в общем, нет никакой защиты от зрителя, который пришел без билета смотреть на тебя. И ты должен соответствовать этой свободе, природе, дождю, камням, быть таким же подлинным, как и все, что вокруг.

Что касается вашего вопроса, то у меня есть по этому поводу специальная история. Даже две. В начале 90-х, после премьеры «Орландо Фуриозо» в «Балтийском доме», мы сделали уличную версию спектакля и играли в Петропавловке. Спектакль подразумевал то, что вы называете интерактивом, – участие зрителей в театральном действе. Было шесть сценических площадок, разбросанных по пространству, люди должны были бродить между ними, действие же происходило прямо в толпе. Правда, в начале представления мы ограничивали сценическое пространство веревкой, потому что нам надо было сыграть пролог, а в нем зрители не должны были участвовать, лишь наблюдать со стороны. После пролога мы веревку убрали, чтобы народ дальше сам пошел. Минута проходит, другая, третья – у меня даже на видео есть эта запись: народ стоит. Веревки, ограждения нет, а народ стоит. Не знает, что делать. Переглядываются робко. Мы стали махать публике: давайте уже, идите, можно. Можно! Только тогда люди поняли и пошли. Это был один из лучших финалов среди прочих показов «Орландо…». Зритель затерялся среди артистов, слился с пространством и ушел куда-то по крышам Петропавловки. Мы сверхзадачу спектакля выполнили: дали людям испытать ощущение свободы, неведомое многим из нас тогда. А было как раз начало 90-х. А вот когда мы играли этот же спектакль все в той же Петропавловке спустя лет шесть или восемь, то еле ноги унесли. Зрители пили пиво, артистам кидали камни прямо в лицо, кричали: «“Зенит“ – чемпион!» Вместо свободы была ярость, необузданная, озверевшая толпа. Мы после этого решили: «Все. Здесь этот спектакль точно играть не будем».

У меня не так уж много спектаклей без «четвертой стены». «Изотов» был с «четвертой» стеной. «Счастье» – с «четвертой» стеной. «Иваны»… Из последних только «Что делать?» сделан в жанре семинара, с ведущим-автором, который обращается к публике, ну и в «Пьяных» есть элементы общения с залом.

Но дело-то не в «четвертой» стене. Дело не в моем режиссерском почерке или моих штампах. А в том, что сегодняшний театр меняется, избавляется от мессианских привычек, движется в сторону равного диалога со зрительным залом. Мне кажется, сегодняшний театральный зритель – это активно думающий человек, который может и должен принимать участие в режиссерских размышлениях.

Никита Елисеев

В печатной версии название материала – “Театр жив” (журнал “Управление бизнесом”, № 24, ноябрь, 2015 г.)

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы прокомментировать

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Журнал «Управление Бизнесом» №24

От хамона до протеста: исследования социологов

Опубликован

в

татьяна Протасенко

Татьяна Протасенко: последние социологические опросы вновь показывают, что люди начинают чувствовать, что им что-то не нравится
(далее…)

Продолжить чтение

Актуальные материалы

Выжить в меняющемся мире: поддержка бизнеса в России и Германии

Опубликован

в

Эльгиз Качаев и Герберт Якоби на II Форуме бизнеса Северо-Запада

Сопоставление технологий и методов решения проблем малого бизнеса позволяет определить сильные стороны и выработать более гармоничную стратегию
(далее…)

Продолжить чтение

Журнал «Управление Бизнесом» №24

Золотая земля: о ювелирном деле

Опубликован

в

Александр Горыня

Александр Горыня: на внутреннем рынке отечественные ювелиры конкурентоспособны, и он более интересен для нас (далее…)

Продолжить чтение

СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА

Последние фото

  • Виды оправ

    Виды оправ
    Любой уважающий себя человек уделяет должное внимание аксессуарам, которые носит. Сумки, кошельки, платки, украшения, часы, и конечно же очки. Очки [...]

  • В РСПП считают изъятие "сверхприбылей" контрпродуктивным

    В РСПП считают изъятие "сверхприбылей" контрпродуктивным
    Российский союз промышленников и предпринимателей раскритиковал предложение помощника президента России Андрея Белоусова.
    Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) высказался против изъятия [...]

  • Индекс настроений в промышленности составил 51,7%

    Индекс настроений в промышленности составил 51,7%
    Данные приводит комитет по промышленной политике и инновациям (КППИ) Санкт-Петербурга.
    Индекс настроений в промышленности, рассчитанный КППИ с учетом статистической информации и [...]

  • Незаменимый лизинг

    Незаменимый лизинг
    Для многих представителей малого и среднего бизнеса (МСБ), занятых в сельском хозяйстве, лизинг – единственная возможность получить финансирование на покупку [...]

  • Аутсорсинг бизнес-процессов и персонала

    Аутсорсинг бизнес-процессов и персонала
    Аутсорсинг давно используется многими предприятиями, этот вид услуг приобрёл большую популярность благодаря его удобству.
    Аутсорсинг outstaffing-sovetnik.ru/autsorsing основан на использовании услуг сторонних [...]

  • Рука государства

    Рука государства
    Реализация льготной программы кредитования под эгидой Минсельхоза России превзошла плановые ожидания по результативности на каждый рубль субсидий.
    Кредитование сельхозтоваропроизводителей стоит особняком [...]

  • Renault российской сборки поставят в Монголию

    Renault российской сборки поставят в Монголию
    На экспорт пойдут пять моделей французского бренда.
    Французская компания Renault начинает экспортировать в Монголию автомобили, сделанные в России. Как сообщает «Коммерсант.ru», [...]

  • В национальный проект официально включили "Социальные лифты"

    В национальный проект официально включили "Социальные лифты"
    Программа за 4,74 млрд рублей может помочь сформировать управленческую элиту России.
    В национальный проект «Образование» включили программу «Социальные лифты». Как сообщает [...]

  • Успейте подать заявку на участие в премии «ПРИОРИТЕТ-2018»!

    Успейте подать заявку на участие в премии «ПРИОРИТЕТ-2018»!
    В начале близящегося сентября главная премия России в сфере импортозамещеня «ПРИОРИТЕТ» вступит в свою решающую фазу. С этого момента начнется [...]

  • Готовятся к выпуску первые облигации на блокчейне

    Готовятся к выпуску первые облигации на блокчейне
    Торговля ими будет происходить на платформе, управляемой Всемирным банком.
    Готовятся к выпуску первые в мире облигации на блокчейне. Как сообщает «Коммерсант.ru», [...]

  • Время для лидеров

    Время для лидеров
    Агропромышленный комплекс Ленинградской области демонстрирует позитивную динамику практически по всем основным показателям.
    Олег Малащенко с осени 2017 года возглавляет агропромышленный и [...]

  • Средняя урожайность в Ленобласти составляет 32,1 ц/га

    Средняя урожайность в Ленобласти составляет 32,1 ц/га
    В регионе началась уборка зерновых культур. 
    Уже собрано более 25,5 тыс. тонн зерна с площади 8 тыс. гектаров. Средняя урожайность в [...]

  • Пока без системного роста

    Пока без системного роста
    В 2017 году агропромышленный комплекс Северо-Запада показал разнонаправленную динамику, в том числе и из-за природных факторов.
    Непогода помешала труженикам АПК региона [...]

  • "Левада-центр" экономические ожидания 30% россиян ухудшились

    "Левада-центр" экономические ожидания 30% россиян ухудшились
    Причиной стали повышение налогов и готовящаяся пенсионная реформа.
    Опрос, который провели аналитики «Левада-центра», показал, что 30% россиян считают грядущий год неудачным [...]

  • Компаниям Ленобласти предлагают реставрацию в обмен на налоги

    Компаниям Ленобласти предлагают реставрацию в обмен на налоги
    Власти региона намерены стимулировать собственников объектов культурного наследия к проведению восстановительных работ.

    Компании, которые займутся восстановлением объектов культурного наследия в Ленинградской [...]

  • 160 млрд рублей будет стоить переход чиновников на смартфоны с ОС Sailfish

    160 млрд рублей будет стоить переход чиновников на смартфоны с ОС Sailfish
    Средства на софт, в разработке которого участвовали российские программисты, будут выделены из федерального и местного бюджетов, а также из ресурсов [...]

  • Ленинградская область примет чемпионат мира по пахоте

    Ленинградская область примет чемпионат мира по пахоте
    Всемирная пахотная организация обратилась к администрации Ленинградской области с предложением принять в регионе 67-й чемпионат мира по пахоте 2020 года.
    Об [...]

  • Запись о недостоверности сведений при ликвидации ООО

    Запись о недостоверности сведений при ликвидации ООО
    Продолжая борьбу с компаниями-однодневками, Федеральная налоговая служба РФ приняла новые изменения в закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных [...]

  • Сложить мозаику

    Сложить мозаику
    Полина Барскова: я говорю о текстах, безусловно, трагических, очень важно при этом не позволять себе сваливаться в пафос – трагедию [...]

  • Искусство кройки и шитья

    Искусство кройки и шитья
    Юлия Солдаткина: я иногда даже не знаю, кто я – продавец тканей или психолог?
    В провинцию мало-помалу проникают модные столичные форматы: [...]

  • Чартеры за рубеж сократятся на 10-20%

    Чартеры за рубеж сократятся на 10-20%
    Это связано с сокращением туроператорами полетных программ .

    На 10-20% снизится количество чартеров за рубеж в августе 2018 года. Как сообщает «Коммерсант.ru«, [...]

  • В Ленобласти запустили новое приложение по трудоустройству

    В Ленобласти запустили новое приложение по трудоустройству
     Программа интегрирована с региональным порталом биржи труда.
    Биржа труда разработала приложение «Работа всем», которое позволяет самостоятельно вести поиск вакансий, доступных в [...]

  • Мипромторг предлагает начать маркировать молоко в сентябре

    Мипромторг предлагает начать маркировать молоко в сентябре
    Эксперимент планируется провести на добровольной основе.
    С 1 сентября 2018 года по 31 декабря 2019 года в России может пройти эксперимент [...]

  • Дело всей семьи

    Дело всей семьи
    Татьяна и Юрий Фионовы: то, что говорят о фермерстве на государственном уровне, и то, что происходит на земле, – разные [...]

  • Эффективная система защиты информации заработала во Всероссийском центре экстренной и радиационной медицины МЧС РФ

    Эффективная система защиты информации заработала во Всероссийском центре экстренной и радиационной медицины МЧС РФ
    Это стало возможным благодаря современным технологиям, внедренным ИТ-партнерами учреждения.
    В ФГБУ ВЦЭРМ им А.М.Никифорова МЧС России заработала система безбумажного ведения юридически [...]

  • Фарфоровые прогулки сквозь время

    Фарфоровые прогулки сквозь время
    В Петергофе начала работу выставка «Фарфоровые пригороды Петербурга», организованная АО «Императорский фарфоровый завод» и ГМЗ «Петергоф».
    Выставка «Фарфоровые пригороды Петербурга» посвящается [...]

  • Госдума приняла закон об увеличении НДС

    Госдума приняла закон об увеличении НДС
    Ставку налога на добавленную стоимость повысили до 20%.
    Государственная дума приняла в третьем чтении закон об увеличении налога на добавленную стоимость [...]

  • В Ленинградской области началась уборка урожая

    В Ленинградской области началась уборка урожая
    Благоприятная погода, сложившаяся в регионе в июле, позволила аграриям начать уборку овощей раньше обычных сроков. 
    По состоянию на 23 июля  во [...]

  • Компетенции для роста

    Компетенции для роста
    Лариса Маничева: зарплата – это язык цифр, который говорит о том, что сотрудник должен сделать и чего от него ожидают.
    Лариса [...]

  • Индекс промпроизводства в Ленобласти превысил среднероссийский в полтора раза

    Индекс промпроизводства в Ленобласти превысил среднероссийский в полтора раза
    Индекс промышленного производства в регионе за I полугодие 2018 года составил 104,7%. В июне этот показатель составил 106%.
    Рост промышленности за [...]

  • Как экономить на недвижимости в Испании

    Как экономить на недвижимости в Испании
    Перед тем, как покупать недвижимость в Испании , человеку важно знать, что его любые инвестиции не прогорят. Сама Испания – [...]

  • Агропромышленный потенциал России покажут на выставке-ярмарке «Агрорусь»

    Агропромышленный потенциал России покажут на выставке-ярмарке «Агрорусь»
    С 18 по 26 августа в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» пройдет одно из крупнейших сельскохозяйственных мероприятий России – XХVII Международная агропромышленная [...]

  • Термос с логотипом

    Термос с логотипом
    Реклама – основной двигатель любого товара, она представляет как сам товар, так и его производителя. Реклама может быть громкой, яркой [...]

  • Современный дизайн от натальи фарносовой

    Современный дизайн от натальи фарносовой
    Каждый владелец квартиры или дома желает создать уютное пристанище. Для комфортного отдыха от суеты и забот потребуется не просто заурядный [...]

  • Деньги под залог недвижимости алматы

    Деньги под залог недвижимости алматы
    Иногда ситуация требует большого вложения денег, которых нет в наличии, а упущенная возможность будет дорого стоить. В такой ситуации остаётся [...]

  • Форекс для начинающих - особенности торговли на рынке

    Форекс для начинающих - особенности торговли на рынке
    Торговля на рынке Форекс доступна сегодня каждому, для начала достаточно иметь компьютер и подключение к интернету. Такой вариант заработка имеет [...]

  • Советники Форекс: все факторы правильного выбора

    Советники Форекс: все факторы правильного выбора
    Советники Форекс – специальные программы, которые предназначены для автоматической торговли на валютном рынке. Причина популярности автоматизированных систем проста – возможность [...]

  • В Петербурге идет подготовка к Генеральной ассамблее UNWTO

    В Петербурге идет подготовка к Генеральной ассамблее UNWTO
    В городе с визитом побывал генеральный секретарь Всемирной туристкой организации (UNWTO) Зураб Пололикашвили.

    В Смольном губернатор Георгий Полтавченко встретился с генеральным [...]

  • Поле притяжения

    Поле притяжения
    Сергей Моренков: у нас в компании обширная инфраструктура, в эту почву мы можем посадить абсолютно любой бизнес, и он вырастет.
    ГК [...]

  • В вихре цифровизации

    В вихре цифровизации
    Главным условием эффективной реализации госпрограммы «Цифровая экономика» должно стать ясное представление о том, каким отраслям и направлениям нужна господдержка.
    Эпоха «цифры» [...]

  • До 30 трлн долларов теряют страны со слабым женским образованием

    До 30 трлн долларов теряют страны со слабым женским образованием
    Образованные женщины могли бы зарабатывать в два раз больше.
    От 15 до 30 трлн долларов составляют убытки тех стран, в которых [...]

  • Путь очищения

    Путь очищения
    Эльвира Набиуллина: от твердого регулирования финансового сектора пока не уйти.
    Прошедший в Петербурге в июне Международный финансовый конгресс собрал известных [...]

  • АПК: Ленинградский гектар станет законом осенью

    АПК: Ленинградский гектар станет законом осенью
    Областной закон о выдаче гектаров земли под развитие фермерских хозяйств и малого бизнеса будет принят осенью 2018 года.
    В пресс-службе руководства [...]

  • Проторенной тропой

    Проторенной тропой
    Роль IT-компаний в реализации программы «Цифровая экономика» изменится несущественно.
    Ставка российского правительства на развитие цифровой экономики и импортозамещение по законам логики [...]

  • 25 млн долларов потратит YouTube на борьбу с фейковыми новостями

    25 млн долларов потратит YouTube на борьбу с фейковыми новостями
    Для реализации проекта видеохостинг намерен сотрудничать с новостными агентствами.
    Четверть миллиона долларов выделит популярный видеохостинг YouTube на борьбу с фейковыми (англ.- [...]

  • ОАО «Воткинская промышленная компания» (Группа компаний «Тополь») «Russian Exporter» в рамках программы «Made in Russia»

    ОАО «Воткинская промышленная компания» (Группа компаний «Тополь») «Russian Exporter» в рамках программы «Made in Russia»
    ОАО «Воткинская промышленная компания» (Группа компаний «Тополь») «Russian Exporter» в рамках программы «Made in Russia».
    ОАО «Воткинская промышленная компания» внесена в [...]

  • Ряд турагентств ушел от "Натали Турс"

    Ряд турагентств ушел от "Натали Турс"
    Компании решили работать по франшизе других известных брендов.
    Некоторые турагентства решили прервать сотрудничество с брендом «Натали Турс» по франшизе. Об этом [...]

  • Сколько стоит открыть мойку самообслуживания

    Сколько стоит открыть мойку самообслуживания
    Оценивая привлекательность моек самообслуживания, потенциальный инвестор взвешивает ряд факторов: конкурентная среда, востребованность услуги и доходность.
    Отправной точкой для расчета рентабельности [...]

  • Площадка Бизнес-маркет

    Площадка Бизнес-маркет
    Эффективно и выгодно продать свой бизнес, либо купить готовый проект вы можете уже сегодня. Для удобства клиентов был сформирован специализированный [...]

  • Бразилия купила пшеницу у России впервые за 8 лет

    Бразилия купила пшеницу у России впервые за 8 лет
    Последний раз в эту страну отечественное зерно поставлялось в 2010 году.
    Партию российской пшеницы в 25 тонн у агрохолдинга «Содружество» купили [...]

  • «Виртуальный рекрутер» сократит время подбора кандидатов на вакансии

    «Виртуальный рекрутер» сократит время подбора кандидатов на вакансии
    HeadHunter объявил о массовом запуске нового проекта с использованием искусственного интеллекта.
    «Виртуальный рекрутер» – собственная ИТ-разработка компании HeadHunter, созданная на базе [...]

  • Не укрощать, а доверять

    Не укрощать, а доверять
    Олег Зубков: есть устоявшийся стереотип, что зоопарк – это плохо, потому что животные страдают. Своими парками я разрушаю это предубеждение.
    Сафари-парк [...]

  • Новости слухи дом 2

    Новости слухи дом 2
    Реалити-шоу Дом-2 впервые вышло в эфир ещё 14 лет назад и с тех пор неизменно привлекает внимание телезрителей.
    Здесь кипят нешуточные [...]

  • PROESTATE 2018: объединяя профессиональный мир недвижимости

    PROESTATE 2018: объединяя профессиональный мир недвижимости
    19-21 сентября 2018 года в Москве состоится XII международный инвестиционный форум по недвижимости PROESTATE, где ведущие игроки рынка недвижимости традиционно [...]

  • Виктор Лаптев чемпион по спортингу

    Виктор Лаптев чемпион по спортингу
    Любопытный факт из биографии Виктора Лаптева во всей полноте открывает определённые качества его личности. Качества, позволившие ему выдвинутся в своей [...]

  • МФЦ Ленобласти способствуют финансированию бизнеса

    МФЦ Ленобласти способствуют финансированию бизнеса
    В областных многофункциональных центрах предприниматели смогут подать заявку на получение микрокредита.
    Сотрудники многофункциональных центров (МФЦ) начали консультировать региональных бизнесменов на предмет [...]

  • МТС и Samsung показали работу сети 5G в реальных условиях

    МТС и Samsung показали работу сети 5G в реальных условиях
    Демо-зона 5G была организована в Санкт-Петербурге в выставочном зале Центрального музея радиосвязи им. А.С. Попова.
    Санкт-Петербург, РФ – ПАО «МТС» (NYSE: [...]

  • СМИ: в среднем россияне могут накопить деньги на квартиру за 3,8 года

    СМИ: в среднем россияне могут накопить деньги на квартиру за 3,8 года
    Речь идет о жилье площадью 54 «квадрата».
    Эксперты рейтингового агентства РИА Рейтинг медиагруппы МИА «Россия сегодня» представили расчеты, сколько нужно копить [...]

  • Утверждены требования к банкам для открытия спецсчетов при госзакупках

    Утверждены требования к банкам для открытия спецсчетов при госзакупках
    По мнению правительства, эти меры помогут защитить денежные средства.
    Российское правительство утвердило требования к банкам, в которых участники закупок откроют специальные [...]

  • Ленинградские аграрии заготовят 388 тысяч тонн кормов для сельскохозяйственных животных региона

    Ленинградские аграрии заготовят 388 тысяч тонн кормов для сельскохозяйственных животных региона
    На одну голову скота придется свыше 30 центнеров качественных и разнообразных кормов.
    Только за первый этап кормозаготовительной кампании, которая благодаря погоде [...]

  • Смольный: Петербург улучшил позиции в национальном рейтинге по уровню содействия конкуренции

    Смольный: Петербург улучшил позиции в национальном рейтинге по уровню содействия конкуренции
    Об этом губернатор Петербурга Георгий Полтавченко сказал на Общественном совете по развитию малого предпринимательства.
    На заседании Общественного совета по развитию малого [...]

  • Государственные рыбные магазины могут появиться в России

    Государственные рыбные магазины могут появиться в России
    Их может открыть ФГУП «Национальные рыбные ресурсы».
    Сеть рыбных магазинов, которые откроет подотчетное Росрыболовству ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», может появиться в [...]

  • Цена бездействия: во что обходится нежелание улучшать организацию работы

    Цена бездействия: во что обходится нежелание улучшать организацию работы
    Инфографику предоставила Wrike — Вэб Управление Проектами

  • Производство видеороликов

    Производство видеороликов
    В современных условиях снять качественный видеоролик возможно только используя инновационное оборудование, поддержку квалифицированных специалистов и так далее. Но не стоит [...]

  • Инвесторы Facebook требуют отставки Цукерберга

    Инвесторы Facebook требуют отставки Цукерберга
    Их не устраивает то, что у него абсолютная власть в компании.
    Инвесторы социальной сети Facebook требуют отставки ее основателя Марка Цукерберга [...]

  • Госорганы Ленобласти хотят поддержать малый бизнес закупками

    Госорганы Ленобласти хотят поддержать малый бизнес закупками
    Власти региона планируют приобрести у субъектов малого предпринимательства продукцию, товары и услуги на сумму более 8,5 млрд рублей.
    Малый бизнес может обеспечить [...]

  • Бизнесу необходимо упростить доступ к льготным кредитам

    Бизнесу необходимо упростить доступ к льготным кредитам
    Об этом «Опора России» просит в своем письме Центробанк.
    Александр Калинин, глава общественной организации малого и среднего бизнеса (МСП) «Опора России», [...]

  • Повышение НДС может повлиять на покупательский спрос

    Повышение НДС может повлиять на покупательский спрос
    Его снижения опасаются производители продукции.
    Повышение налога на добавленную стоимость (НДС), законопроект о котором уже внесен в Госдуму, может стать причиной [...]

  • Предприятия Петербурга стремятся в Арктику

    Предприятия Петербурга стремятся в Арктику
    В Смольном прошло межведомственное совещание по усилению роли петербургской промышленности и науки в развитии Арктической зоны Российской Федерации.
    В совещании приняли [...]

  • 60 лет компании HONKA

    60 лет компании HONKA
    В 2018 году компания HONKA – один из крупнейших в мире производителей деревянных домов, празднует юбилей – 60 лет с [...]

  • Виноделы могут остаться без льготного акциза

    Виноделы могут остаться без льготного акциза
    Чиновники считают, что он нарушает правило ВТО.
    Власти обсуждают возможность отмены льготного акциза. Как сообщает «Коммерсант.ru«, с 1 января 2016 года [...]

  • Петербург представит в Каннах опыт по саморегулированию в сфере рекламы

    Петербург представит в Каннах опыт по саморегулированию в сфере рекламы
    Официальная делегация Петербурга во главе с губернатором Георгием Полтавченко находится с визитом во Франции.
    В деловой программе визита – встреча с [...]

  • КППИ: индекс промышленного производства вырос на 103,3%

    КППИ: индекс промышленного производства вырос на 103,3%
    Больше всего рост, по данным комитета, наблюдается в производстве электрооборудования.
    Индекс промышленного производства (ИПП) по итогам января-мая 2018 года составил 103,3% [...]

  • Кроме НДС в ближайшее время ничего не повысят

    Кроме НДС в ближайшее время ничего не повысят
    Об этом заявил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.
    Рост налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20% Кудрин назвал «умеренным [...]

  • В Петербурге поделились секретами Голландской молочной долины

    В Петербурге поделились секретами Голландской молочной долины
    В работе российско-голландского семинара по молочному животноводству, состоявшегося 14 июня в Санкт-Петербурге, приняли участие представители хозяйств Ленинградской области, комитетов по [...]

  • Группа «Кронштадт» и ПАО «Ил» подписали меморандум о совместной работе в сфере транспортных беспилотных систем

    Группа «Кронштадт» и ПАО «Ил» подписали меморандум о совместной работе в сфере транспортных беспилотных систем
    Основная цель сотрудничества – научно-исследовательские разработки в области транспортных беспилотных авиационных систем (Т-БАС).

    Подписан меморандум о создании совместной рабочей группы ПАО [...]

  • Никита Семенов, вице-президент ГК “Тополь”, рассказал о зарубежных рынках в рамках проекта Best of Business Partners.

    Никита Семенов, вице-президент ГК “Тополь”, рассказал о зарубежных рынках в рамках проекта Best of Business Partners.
    Никита Семенов, вице-президент ГК “Тополь”, рассказал о зарубежных рынках в рамках проекта Best of Business Partners.
    В рамках проекта Best [...]

  • Запрет проверок малого и среднего бизнеса отменен

    Запрет проверок малого и среднего бизнеса отменен
    Соответствующий документ подписал глава МЧС России Евгений Зиничев.
    Приказ, который запрещает проверять противопожарное состояние объектов малого и среднего бизнеса, отменен. Как [...]

  • Половина машин Volvo будет работать на электричестве через семь лет

    Половина машин Volvo будет работать на электричестве через семь лет
    Компания активно вкладывает деньги в исследования и разработку новых технологий.
    Половина автомобилей Volvo станет полностью электрическими через семь лет, а 30% [...]

  • В Леноболасти будут производить быстровозводимые фермы

    В Леноболасти будут производить быстровозводимые фермы
    В Ленинградской области планируется к открытию производство модульных ферм для крестьянских хозяйств.
    Как сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти, проект [...]

  • ВТБ поддержал развитие группы «Тюменьагромаш»

    ВТБ поддержал развитие группы «Тюменьагромаш»
    ВТБ установил группе компаний «Тюменьагромаш» кредитный лимит в размере 800 млн рублей.
    В рамках лимита открыты две кредитные линии по [...]

  • Toshiba продает Sharp компьютерный бизнес

    Toshiba продает Sharp компьютерный бизнес
    Это очередная продажа активов компании, которая в последние годы уже рассталась с несколькими подразделениями.
    Японская корпорация Toshiba подписала соглашение о [...]

  • В преддверии чемпионата мира по футболу Центр контроля качества опубликовал список классифицированных отелей

    В преддверии чемпионата мира по футболу Центр контроля качества опубликовал список классифицированных отелей
    Наличие определенного количества звезд у отеля дает возможность быть требовательными с точки зрения защиты прав потребителей, когда предоставляемые гостиничные услуги [...]

  • У Петропавловской крепости пройдет VII Молодежный карьерный форум

    У Петропавловской крепости пройдет VII Молодежный карьерный форум
    Здесь в формате HR-битв, лекций, деловых и развлекательных игр, мастер-классов студентов и выпускников подготовят к реальной встрече с работодателем.
    Тысячи [...]

  • Топ-5 ошибок предпринимателей при масштабировании бизнеса

    Топ-5 ошибок предпринимателей при масштабировании бизнеса
    Организатор ежегодного Российского бизнес-форума «Атланты» выпустил tool-kit «Ключевые ошибки предпринимателей малых и средних компаний при масштабировании бизнеса».
    Tool-kit составлен на основе [...]

  • Своя интонация

    Своя интонация
    Александр Боровский: современное искусство должно или вынуждено быть протестным, критичным, что не всегда хорошо – вынужденность не очень подходит к [...]

  • Эффективности сотрудников

    Эффективности сотрудников
    Интерес к оценке эффективности деятельности сотрудников предприятий возник около ста лет назад. На сегодняшний день владельцем компаний доступны специальные системы, [...]

  • Меняющие город

    Меняющие город
    В Петербурге ежегодно открывается около 20 новых креативных кластеров, коворкингов и галерей. Сможет ли новый закон о поддержке организаторов креативных [...]

  • Испанские суда на берегах Seafood Expo Russia!

    Испанские суда на берегах Seafood Expo Russia!
    В 2018 году рыбная отрасль России выходит на новый уровень развития, учитывая глобальные изменения в выставочном пространстве, аналитических разработках и [...]

  • Seafood Expo Russia – площадка для обмена опытом и технологиями!

    Seafood Expo Russia – площадка для обмена опытом и технологиями!
    Рыбопереработчики Армении планируют провести ряд встреч по обмену профессиональным опытом и технологическими разработками на Seafood Expo Russia, которая пройдет 13-15 [...]

  • Рыбная отрасль всех стран объединяется на Seafood Expo Russia!

    Рыбная отрасль всех стран объединяется на Seafood Expo Russia!
    В рамках масштабного тура по продвижению Seafood Expo Russia в мире, организаторы Expo Solutions Group посетили Торговое представительство Российской Федерации [...]

  • В тарифы включают "закон Яровой"

    В тарифы включают "закон Яровой"
    Операторы связи в России начали повышать цены на 8-10%.
    «Закон Яровой», по которому операторы связи должны полгода хранить информацию, потребовал расходов, [...]

  • Подведены итоги премии АРХИWOOD-2018

    Подведены итоги премии АРХИWOOD-2018
    18 мая в Центральном доме художника в рамках выставки «АрхМосква» состоялась 9-ая торжественная церемония вручения премий АРХИWOOD.
    В состав жюри в [...]

  • Runko Group: лидеры лесопромышленного комплекса СЗФО увеличивают объемы производства

    Runko Group: лидеры лесопромышленного комплекса СЗФО увеличивают объемы производства
    Компания Runko Group работает на рынке более 20 лет, объединяет предприятия лесозаготовительного и лесоперерабатывающего комплекса. Ее деятельность включает три направления: [...]

  • На племенном аукционе в Энколово зафиксирован самый дорогой лот в истории  торгов

    На племенном аукционе в Энколово зафиксирован самый дорогой лот в истории торгов
    Мероприятие дает возможность покупателям увидеть и сравнить весь племенной молодняк области, а также приобрести животных для племенной работы в своих [...]

  • Лавры подождут

    Лавры подождут
    Александр Царев: остановиться в своем развитии – пожалуй, одна из главных опасностей для лидер.
    Одной из основных тем для обсуждения [...]

  • Переполох на сонном рынке

    Переполох на сонном рынке
    Традиционно устойчивый к внешним факторам, рынок элитного жилья перестал быть «вещью в себе» и ввязался в охватившую застройщиков гонку под [...]

  • Конференция малого бизнеса Ленинградской области «Кооперация и экспорт»

    Конференция малого бизнеса Ленинградской области «Кооперация и экспорт»
    Состоялось пленарное заседание конференции малого бизнеса Ленинградской области «Кооперация и экспорт. Какие возможности есть у малых?» .

    Как сообщили в пресс-службе [...]

  • Что важнее для эффективного бизнеса - образование или везение?

    Что важнее для эффективного бизнеса - образование или везение?
    Нужны ли академические знания, чтобы открыть собственный бизнес? Практика свидетельствует, что предприниматель может стать миллионером, не имея высшего образования. Вчерашние [...]

  • На ПМЭФ дан старт строительству инновационного ИТ-Технопарка в Крыму

    На ПМЭФ дан старт строительству инновационного ИТ-Технопарка в Крыму
    На площадке ПМЭФ 25 мая 2018 года подписали соглашение между Правительством Севастополя и группой компаний «ИТ-ГРАД» о сотрудничестве в сфере [...]

Наши партнеры

МЕЖДУНАРОДНАЯ АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА-ЯРМАРКА
Международный инвестиционный форум по недвижимости
ПРИОРИТЕТ-2018

Тренды

X