Connect with us

Журнал «Управление Бизнесом» №24

Театр жив: о современном драматическом искусстве

Опубликован

в

Андрей Могучий

«Опереться можно только на мощное сопротивление», – с восторгом цитирует Алису Фрейндлих художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова Андрей Могучий

Андрей Могучий, ныне художественный руководитель петербургского Большого драматического театра (БДТ) им. Г. А. Товстоногова, – театральный фантаст, пришедший в академические театры из театра авангардного, экспериментального, фантастического. Человек, который рискнул поставить на сцене «Школу для дураков» Саши Соколова и «Что делать?» Чернышевского – тексты, казалось бы, совсем не приспособленные для театра. Мы поговорили с ним о проблемах театра, его эстетике – в общем, о многом.

Что такое режиссер

– По первому своему образованию вы технарь, окончили радиотехнический факультет ЛИАПа. Как вас в режиссуру вынесло?

– В режиссуру меня вынес Александр Потехин. Сейчас он руководит петербургским бюро ИТАР-ТАСС, а когда выносил меня в режиссуру, мы были однокурсниками. Мне было лет девятнадцать, в то время в ЛИАПе у меня было много приятелей – технарей, любивших музыку, поэзию, театр, хорошую литературу. Это был такой шлейф кометы «физиков и лириков» 60-х годов. В этом смысле я попал в «дурную компанию» и, как и все в компании, стал ходить в театр. До какого-то времени увлечение театром было пассивное. А потом я поехал в стройотряд в Крым – не столько чтобы заработать, сколько чтобы искупаться. Александр Потехин там был комиссаром. В каждом стройотряде полагалось иметь агитбригаду, готовить концертные программы, спектакли – то ли для поддержания «боевого духа» стройотрядовцев, то ли еще для чего.

Один парень из агитбригады заболел, меня попросили вместо него выйти. Я вышел и… даже не знаю, как объяснить, что произошло, не знаю, что меня подкосило, может, чарующий звук аплодисментов (улыбается), смех, отклик зала. В общем, попался, заразился этой бациллой. Театр – это действительно как инфекция. Здравым смыслом мои последующие поступки не объяснишь.

После этого концерта у нас с Потехиным состоялся разговор, было понятно, что никакой радиотехники мне не надо, мне нужен театр. Собственно, Потехин и сыграл «роковую» роль в моей жизни, стал меня двигать в сторону художественную, театральную. У нас был очень сильный студенческий клуб в ЛИАПе. Вернувшись из стройотряда, мы стали сочинять какие-то истории, 20-минутные спектакли, ставили по самиздатовским листкам Хармса, Николая Гумилева, изучали Михаила Чехова, Ежи Гротовского, даже пытались разработать «теорию кибернетического театра» со своей символикой и знаковой структурой.

– Почему решили стать режиссером, а не артистом?

– Я тогда понимал: на скрипке играть не могу, рисую так себе, танцевать тоже не очень. Учиться всем этим исполнительским искусствам поздно. Значит – режиссура. Понимаете?

– Нет.

– Придется рассказать анекдот. Покупатель заходит в зоомагазин, чтобы купить попугая. Продавец предлагает ему на выбор одного из трех, что есть в наличии. Первый попугай – пестрая, красивая, крупная птица, кульбиты делает, говорит по-английски и по-русски: 1000 рублей. Второй попугай еще круче, делает все, что умеет первый, но еще поет, читает стихи и философствует: 3000. И сидит третий. Маленький, ободранный, хвост выщипан: 15 000. Покупатель спрашивает: «А этот тогда что умеет?» – «Не знаю, но первые два называют его режиссером».

– Вы окончили Институт культуры, кафедру режиссуры. Почему не пошли в Театральный?

– У меня на момент принятия решения о продолжении образования уже был сформированный, со своей художественной программой, со своим профессионально оборудованным пространством театр. Тогда он назывался ТЭКС – театрально-экспериментальная студия, потом мы его переформатировали в «Формальный театр». Выбор был такой: либо мне надо закрывать этот театр и идти на Моховую, на дневное, потому что заочного там не было. Либо идти на заочное в Институт культуры. Я и пошел на заочное, это было единственным шансом получить профессию и не закрыть театр, который был мне очень дорог.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]В 80-е «объективный» театр сменился «субъективным». Пришли режиссеры новой эстетики, которые создавали мир, исходя из собственного субъективизма[/quote]

Я и сейчас бы так сделал. Ни секунды не сомневаюсь в правильности траектории своего жизненного пути. По прошествии многих лет уверенно говорю: все, что сделал в жизни тогда, сделал бы и сейчас. Надо идти за судьбой. И любимая книга моя меня в этом поддерживала. Я тогда читал и перечитывал «Сиддхартху» Германа Гессе. Много лет хотел поставить этот текст на сцене. Гессе – один из моих литературных источников и учителей, благодаря которому я и совершал те или иные поступки в жизни.

Конец эпохи

– Почему назвали свой театр «Формальным»?

– Театрально-экспериментальная студия родилась из нашего увлечения ФЭКС – фабрикой эксцентрического актера, созданной в 20-е годы Козинцевым и Траубергом. Мне казалось, что это рифма такая: ТЭКС – ФЭКС. Вокруг были самопровозглашенные театры со звучными названиями – «Гун-го», «До-Театр», «ДаНет», DEREVO, «Лицедеи», «Кукла», а у нас никакой метафоры в названии. Сейчас-то я бы не стал ничего менять, но тогда… В 90-м году Союз театральных деятелей проводил первый фестиваль театров-студий. И вот туда, мне казалось, мы должны были пойти с каким-то другим названием. Организаторами фестиваля были Людмила Коробова, которая тогда работала в Союзе театральных деятелей, и Эрик Горошевский, у которого был «Театр реального искусства». Это название мне очень нравилось. Но назвать свою студию «Театром формального искусства» я не мог, потому что это было явное противопоставление Эрику. В то время мы сильно увлеклись формализмом, в частности «Петербургом» Андрея Белого. И я назвал театр «Формальным».

На фестивале театров-студий мы показали «Лысую певицу» Эжена Ионеско. Это был мой первый в жизни публичный спектакль, находившийся в сильном противоречии со всеми предыдущими нашими практиками. В 80-е годы мы подробно занимались лабораторной работой. Делали многочасовые импровизации,
упражнения исходя из импульсов своего собственного тела, своего «я», слушая свое персональное «хочу». Мы прислушивались к себе, а это требовало закрытой, герметичной лабораторной структуры. Мы принципиально ничего не делали для зрителей. Потом я решил сделать нормальный текстовый спектакль хотя бы для того, чтобы нас просто заметили. Так появилась «Лысая певица».

Нас заметили, но я очень переживал, что наша лабораторная работа никак не соединяется с постановочной. Обессмыслились несколько лет лабораторного существования. И лишь много лет спустя, оказавшись в Берлине на стажировке у выдающегося польского режиссера Кристиана Люпы, я понял, как одно с другим может быть связано.

В начале 90-х в Ленинграде работало порядка четырехсот студий. Конечно, было много шлака, но несколько коллективов были очень крутые. Это счастливое время надежд и свободы, которое длилось несколько лет, но точка была поставлена в 95-м. У меня этот финал зафиксирован: мы сделали в Петербурге, в «Балтийском доме», Фестиваль свободных искусств. На фестивале удалось собрать все топовые фигуры питерского андеграунда, ранее в одном пространстве не пересекавшиеся, иногда даже враждебно настроенные друг к другу, – в этом и был прецедент. У нас было несколько программ – театр, кино, музыка, визуальное искусство, инсталляция… Сергей Курехин сделал на этом фестивале свой спектакль «Колобок», в котором как артисты работали он сам, Евгений Юфит, Тимур Новиков, Александр Баширов, а Дмитрий Пригов выезжал на экскаваторе в ковше.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Спектакль — сиюсекундное искусство, которое исчезает сразу же после выходов на поклоны. Спектакль, по большому-то счету, всякий раз играют по-другому[/quote]

Были «Митьки», был Кирилл Миллер. Антон Адасинский и DEREVO специально из Германии приехали с премьерой. Я показал премьеру «Орландо Фуриозо». Была прекрасная музыкальная программа, которую курировал Алик Кан. Кинопрограмму курировала Анжелика Артюх. Группа художников «Речники», которую открыл Тимур Новиков, впервые выступила с публичным перформансом – разбила зеркало якорем. Курехин после каждого спектакля в фойе «Балтийского дома» вел суды – стебовые обсуждения современного искусства. Может, это нескромно, но мне кажется, что вот этим фестивалем просто закрылась целая эпоха.

После мы разбрелись. Кто-то не мог показывать свои спектакли, потому что развалилась его компания, кто-то уехал, кто-то воткнулся в государственный мейнстрим. Умер Курехин. Такого фестиваля собрать больше не удалось. Умер мир, в котором были возможны такие фестивали. Потом я что-то организовывал фестивальное, но уже в другом формате. Тогда, помню, были большие проблемы из-за нас у театра «Балтийский дом», директором которого был Анатолий Константинов. Ему сильно нагорело от комитета по культуре.

– За разбитое якорем зеркало?

– Да за все. Зеркало – так, перформанс. «Речники» привезли на фестиваль гигантское зеркало и повесили в фойе «Балтийского дома», а напротив зеркала повесили якорь. Ну а потом все присутствующие видели, как «Речники» раскачивали якорь. И вот он раскачивался, раскачивался, пока не разбил зеркало. Оно рассыпалось на мелкие кусочки. Получилась инсталляция. На полу фойе рассыпаны зеркальные осколки и зеркальная пыль. Перформанс, переходящий в фиксированную, застывшую форму в виде разбитого зеркала. Но такие понятия, как «перформанс» и «инсталляция», тогда были известны немногим. Наутро пришли уборщицы и все убрали…

– Предупреждать надо уборщиц, что это инсталляция. Они решили, что мусор…

– Да, именно так они и решили. Фестиваль шел три дня и три ночи. Круглые сутки, нон-стоп. Вот это было необычно, непривычно и «нехорошо». И люди там были самые разные. Огромное количество людей. Людей, сопричастных новому искусству.

– Раз уж вы сами об этом заговорили: с чем, по-вашему, связан конец эпохи, завершение расцвета?

– Художники всегда являются заложниками какой-то экономической или политической ситуации, мы всегда связаны с реальностью, зависим от нее, хотим мы это признавать или нет. А оценивать логику развития политической или экономической ситуации я не берусь. Какие-то подчиняющиеся своим законам процессы, зависящие, в свою очередь, от хаотического движения космических частиц.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Сегодняшний театральный зритель — это активно думающий человек, который может и должен принимать участие в режиссерских размышлениях[/quote]

В 90-е был момент смены эпох. Мир «поехал». Люди с радиоприемниками на улицах, в метро… везде, слушают репортажи о том, что происходит в Москве. Пьесы Шатрова. Протесты у гостиницы «Англетер». Телевидение – «Взгляд», «Музыкальный ринг». Ленин-гриб Курехина, «Стена» Pink Floyd на том месте, где несколько месяцев назад была Берлинская стена. Август 91-го, распад СССР, Ельцин на танке, начало реформ.

Менялось все, вся система координат, мы были молоды и свободны, и у этой свободы была энергия счастья. Этот момент свободы, ощущение, что ты наконец можешь делать то, что хочешь, делать в полную силу, длился довольно долго. Эпоха романтических надежд закончилась для меня в 95-м. Точку поставила смерть Курехина. Сергей Курехин был знаком той эпохи. Как раз после ухода Курехина и Слава Полунин уехал за границу. Тоже еще один мощный знак того времени – Полунин. Как-то у всех что-то не сбывалось, обламывалось. Всем нам казалось, что мы, так ярко вспыхнувшие на театральном или музыкальном небосводе, будем востребованы, а мы оказались никому не нужны и уехали. Начались скитания, жизнь на колесах. «Орландо Фуриозо», «К. Треплев. Люди, львы, орлы и куропатки…» – спектакли, которые были востребованы фестивальной Европой и понятны в любой стране мира, – кормили нас все 90-е. Было ясно, что здесь нам ничего не светит. В 90-е многие рванули в Европу – и АХЕ, и DEREVO… Конечно, много было разных удивительных приключений и в России, и в турах наших европейских. Все продолжали жить и работать. Но такого драйва, таких надежд уже не было.

– Есть у вас любимые спектакли?

– Есть. Все не перечислю. «Взрослая дочь молодого человека», к примеру, «Серсо», «Бесы» Анатолия Васильева. «Макбет», «Гамлет», «Моцарт и Сальери» Някрошюса. У Кристиана Люпы я не так много видел. Но то, что видел, приближено к идеалу театрального искусства. Например, «Персона – Мэрилин», спектакль о Мэрилин Монро. Он делал спектакли «Персоны». У него были «Персона – Уорхолл», «Персона – Симона Вейль». «Мэрилин» – фантастический спектакль. Самым главным открытием для меня там было открытие нового типа драматургии. Я знал все методологии, в которых работает Люпа, связанные с внутренним монологом актера. Но в «Персоне – Мэрилин» он воплотил эти практики в виде драматургии, когда весь конфликт происходит исключительно внутри человека, причем не в моноспектакле, а в спектакле многонаселенном, где человек находится наедине с самим собой, наедине со своим внутренним миром. Два часа идет спектакль, а ты смотришь, не отрываясь, и такое впечатление, будто присутствуешь при извержении вулкана.

Авторский театр, которым занимается Люпа, не всегда подразумевает наличие литературы. Спектакль делается непосредственно с артистом, сразу же воплощаясь на сцене. Люпа полностью сочинил «Персону». И актеров воспитал как педагог и как режиссер. Там нет ничего, кроме него. Это «субъективный» театр. Понятно, что есть в театральном искусстве субъективисты и объективисты. Георгий Товстоногов, великий советский режиссер, чей юбилей мы отметили в конце сентября, в своем творчестве следовал за жизнью, за объективной действительностью, ставил жизнь выше собственного «я».

Это период «объективного» театра. К нему принадлежат и Эфрос, и Любимов, целое поколение людей театра 60–70-х годов.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Хотя для театра в целом наступает не самое лучшее время, все равно он остается болевой точкой для нашей страны, нашей культуры[/quote]

В 80-е «объективный» театр сменился «субъективным», когда пришли режиссеры новой эстетики, которые создавали мир исходя из собственного субъективизма. Создание театрального мира как проекции собственного мозга, проекции собственного трагизма. Кристиан Люпа – жесткий, ярко выраженный субъективист, представитель авторского, субъективного театра, который мне очень близок.

– Подождите, но ведь именно так, на репетициях с актерами, примериваясь к исполнителям или примеривая исполнителей к своим текстам, писали Шекспир и Мольер?

– Очень важный для меня вопрос. Пьесы Шекспира – тексты для театра, созданные непосредственно в театре, чем сейчас мало кто интересуется, подменяя реальную традицию игрового театра. Его пьесы, которые мы сейчас берем за литературную основу, становились пьесами в процессе репетиций, в процессе игры. По версии Питера Брука, Шекспир брал легенду, труппа начинала ее ставить, импровизируя, постепенно обживая словами, и возникал текст. Вот это тот тип театра, который мне нравится. Театр для меня всегда был первичным.

Человек в театре получает впечатление здесь и сейчас. Спектакль – сиюсекундное искусство, которое исчезает, как буддистская мандала, сразу же после выходов на поклоны. Спектакль невозможно повторить. Его, по большому-то счету, всякий раз играют по-другому. Он каждый раз рождается заново. В этом смысле театр, может, и не искусство даже. Искусство ведь можно сохранить, законсервировать. Да? Книгу в любой момент можно снять с полки, кино посмотреть еще раз (и это будет ровно то же кино) – театр нельзя, невозможно законсервировать. Не знаю…

И вот эта сиюсекундность театра, конечно, его волшебное свойство, оно, по-моему, не всегда требует литературы, или литература может служить театру, работать на театр. В последнее время я работаю много с драматургами, которые пишут на конкретных актеров, конкретную сценическую площадку. Огромное количество сора, из которого, как известно, «растут цветы» спектакля, воздействуют на эстетику создаваемого произведения.

– Какой свой спектакль считаете наиболее удачным?

– Я помню один из своих спектаклей, для меня совершенно неудачный, который был абсолютно удачным в глазах публики. Я не считал его своей удачей, потому что понимал, где соврал, где сымитировал, где обманул самого себя прежде всего, ну и всех остальных. Даже прятался, когда все на поклоны выходили. А из таких спектаклей, которые близки сердцу моему, могу назвать несколько.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]В библиотеке в Комарово у меня такое же ощущение, какое возникает от «Зеркала» Тарковского. Какое-то очень сильное чувство неразрывной связи всего со всем[/quote]

Был у меня в «Формальном театре» спектакль под названием «Две сестры» по малоизвестной пьесе Тургенева. Я тогда не знал, что ставить в «Формальном театре» в следующем сезоне. Ходил, ходил по родительской библиотеке. Думаю: может, Тургенев. Хороший автор для авангардиста. Взял последний том, открыл, увидел «Две сестры» и, еще не читая, понял: то, что нужно. Я афишу увидел: «И. С. Тургенев. Две сестры». Как? Почему Тургенев? Это же Чехов! И сестры не две, а три? А это действительно Тургенев, и сестер действительно две. На самом-то деле пьеса Тургеневым не дописана. Три-четыре листочка написано, а дальше оборвано. И это еще больше мне понравилось, потому что мы с радостью «дописали» Тургенева Чеховым, Беккетом, Платоном, Бергманом. Это были диалоги для двух женщин на трех актрис, которые никогда не встречались на сцене втроем. Формальная задача, математическая. Такая была игра, игра в классиков. На самом деле дело (простите за тавтологию) не в схемах и не в провокативной афише. Дело в том, что этот спектакль был соткан из той части моего сознания, к которой в театре я обращаюсь не так часто.

«Школа для дураков» по Саше Соколову. Вот еще один спектакль, который мне очень дорог. Без прозы Соколова я вообще жизнь свою теперь не мыслю. По большому счету это самая важная для меня книга, как оказалось. Я имею в виду «Школу для дураков», потом – «Между собакой и волком», «Палисандрия» в меньшей степени. Два текста Саши Соколова я поставил. Да и третий спектакль из этой же волны – «Изотов» в Александринке, который, по-моему, сейчас уже не идет.

– Когда взяли пьесу Михаила Дурненкова «Изотов», тоже с ней экспериментировали?

– Пьесы не было. История этого проекта довольно странная. Эдуард Бояков, в то время генеральный директор «Золотой Маски», занимавшийся также и другими театральными проектами, предложил мне сделать «кастинг драматургов»: они будут к тебе приходить, ты с ними будешь разговаривать, а потом скажешь: «Вот, хочу работать с этим», «прикрутим» его к тебе, и ты будешь делать то, что хочешь, с его помощью.

Все ограничилось первым же драматургом. Это был Миша Дурненков. Сразу возник человеческий контакт, и больше никого выбирать я не стал. Миша спросил: «Чего ты хочешь?» Я ответил: «Не знаю». Позвал в Питер, он приехал, мы сели в машину и поехали в Комарово за темой.

В Комарово я вырос на дедовской даче, для меня это родное место. Дед был врачом, генерал-майором медицинской службы. Возглавлял медсанчасть Войска Польского во время Второй мировой. В детстве я много слышал рассказов о Польше. Собственно, дед мой и в Армию Людову, и к Рокоссовскому попал потому, что туда всех советских поляков определяли…

В общем, я показал Дурненкову дом, порассказывал байки о соседях, о времени, когда наш поселок населяли удивительные жители, о которых слышал от деда и которых наверняка видел в детстве, хотя и не помню этого. О Шостаковиче, Черкасове, об академике Павлове. О Гаршине, главном патологоанатоме блокадного Ленинграда, его дача стоит рядом с нашей. О том, как Ахматова приходила на эту дачу. Этого я, конечно, знать не мог, но приходилось привирать, чтобы не ударить лицом в грязь. В общем, ничего толкового из этих сведений нельзя было сделать.

Но потом все-таки возникли моменты, которые спровоцировали пьесу, дали толчок к «Изотову». Главное произошло, когда мы забрели в библиотеку – в Комарово прекрасная библиотека. Одна из тех точек на земле, куда хочется снова и снова приходить. Это такой старый деревянный дом, и там прекрасная заведующая, Лена Цветкова, которая много лет работает. Мы замерзли и просто пришли туда погреться. Кроме того, я хотел Мише показать библиотеку и то, что тут работает прекрасный человек. Там запах такой особенный – книжный. У меня дети очень любят туда ходить. Сидят там, читают. Пока они там, они читают. Когда уходят – перестают. Мы много раз пытались взять книги у Лены и принести их домой, но дома они так и лежат нераскрытыми, пока обратно не сдадим.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Очаги взрывоопасности по-прежнему находятся в театральных инкубаторах, в генераторах смысла, какими являются театры[/quote]

В этой библиотеке у меня такое же ощущение, какое возникает от «Зеркала» Тарковского. Какое-то очень сильное чувство неразрывной связи всего со всем.

Ну вот, мы с Мишей пошли в библиотеку, попили чай, Лена поставила запись концерта Олега Каравайчука. И главное не то, что он играл, а то, что он, помимо музыки, говорил. То, что Каравайчук гениальный композитор, мы знали, а вот про то, что он разговаривает так круто, ничего не знали.

Его тексты тогда очень сильно на нас подействовали, натолкнули на решение пьесы – Каравайчук стал главным героем истории. Такой Годо, как у Беккета. У Беккета в пьесе Годо не появляется, и в «Изотове» герой не появляется, но – присутствует. И весь конфликт пьесы завязан на этого человека. Его тексты вошли в ткань спектакля.

Второй момент – в Комарово такое со мной периодически бывает: возникает ощущение, что часы остановились. Это факт, несколько раз такое бывало. И с нами тогда то же самое произошло. Мы думали, что время позднее, 12 ночи, что мы в библиотеке часа три пробыли, а оказалось – минут 15–20. Время не двинулось. И от этого счастье невероятное. Потому что все еще впереди. Еще можно успеть. Можно не бежать никуда. Еще ничего не закончилось.

Был еще и третий момент. То, что в Комарово есть «Комаровский заповедник». Для нас это стало метафорой. Вот эти факторы повлияли на Мишу и на меня. Он уехал, написал пьесу, которую назвал «Заповедник». Очень быстро написал, за неделю. Но это было совсем не то, что я ожидал. Он переписал. Потом мы сели вместе, стали разбирать ситуации, придумывать биографии персонажам. Длительный был процесс, сколько раз мы текст переписывали, я сейчас не могу сказать. Так мы делали этот спектакль.

Новые волны

– Как бы вы оценили положение дел в современном театральном искусстве – кризис, застой или пышный расцвет?

– Все зависит от угла зрения и контекста. Часто мы что-то сгоряча называем кризисом, но на самом деле это время движется вперед, а мы противимся естественным изменениям. Какие-то вещи в современном молодом театре даже я уже перестаю понимать, мне многое не нравится. Но думаю, дело совсем не в том, что мне нравится или не нравится. Процесс обновления нашей планеты, и в частности театрального искусства, необратим. Новое всегда сменяет старое. Эту смену никто остановить не может. Хотя принимать новое очень трудно. Но как бы ни трактовали те процессы, которые идут в Питере и особенно в Москве, какой бы приступ ярости или ненависти они ни вызывали, все равно признаки нового в театре есть и будут.

Если говорить конкретно, проходит волна «новой драмы», которая в нулевые годы ярко светила нам из Москвы, к которой я неоднозначно относился, с которой конфликтовал, но сейчас понятно, какое важное значение имела «новая драма» для развития нашего театра. Сегодня другие «новые волны» набирают силу волны, и хотя для театра в целом наступает не самое лучшее время, все равно он остается болевой точкой для нашей страны, нашей культуры.

– А почему наступает не самое лучшее время для театра?

– Да как-то не очень понятно, что творится и в мире, и в стране в нашей «отрасли культуры» – будем ее так называть. За нами так пристально следят и так нервно на нас реагируют, что понятно: театральное искусство живо. Много ярких имен среди молодых. Там есть очень внятные люди, спорящие, ненавидящие что-то, радующиеся чему-то. Театр жив.

[quote font_size=»0″ bgcolor=»#» color=»#» bcolor=»#» arrow=»no»]Художники всегда являются заложниками какой-то экономической или политической ситуации, мы всегда связаны с реальностью, зависим от нее, хотим того или нет[/quote]

Некоторое время назад встретился с давней зрительницей БДТ, которая была и на открытии сезона, и на спектакле «Что делать?». И она, говоря о необходимости тотального просвещения людей, народа, тех же актеров, сказала: «На театр в этом смысле гораздо больше надежд, чем на литературу». Я спросил: «Почему?» Она ответила: «Литературу сейчас мало читают, а в театр все еще ходят». И с ее точки зрения, театр имеет воздействие неимоверно большее, чем литература. Он психологически заразительнее. «Поэтому, – закончила она, – мы очень внимательно смотрим постановки и хотим добра вам, театру…» Дальше пошли очень приятные, но общие слова. На самом деле это, может быть, свойственно только нашему, русскому обществу. Недаром многие в нашей среде так любят повторять слова Сорина из чеховской «Чайки»: «Без театра нельзя». Один мой знакомый всегда добавляет: «Без театра в России нельзя». Это правда. Это какой-то такой национальный спорт. В Болгарии – пение, у нас – театр. В этом смысле он был, есть и будет болевой точкой в нашем обществе.

Не так давно еще не было интернета, гаджетов, айфонов, компьютерных игр и многого другого, что есть сейчас и сильно воздействует на способ восприятия действительности. Да, лет тридцать назад театр занимал иное место на социальной карте. Но степень воздействия театрального искусства на общество сейчас не меньшая. Она – другая. Очаги взрывоопасности, очаги подлинности по-прежнему находятся в театральных инкубаторах, в генераторах смысла, какими являются театры. Да, это специфика нашей страны. Вспомните историю с новосибирским «Тангейзером». Представьте, что в какой-то другой стране режиссер что-то там якобы не то изобразил на сцене и на афише. И что? И что так по этому поводу париться? Этого, кстати, и я понять не могу. Это ж надо прийти, посмотреть, оскорбиться и сделать спектаклю такой PR, что он уж точно останется в истории России.

– Спектакль сняли…

– Сняли, а волны остались, излучение идет. Может, насчет истории России я погорячился, но уж в истории русского театра «Тангейзер» точно останется благодаря оскорбившимся. Ни в какой Германии, ни в какой Голландии это просто невозможно. Жизнь – это жизнь, спектакль – это спектакль. А у нас театр и спектакль становятся жизнью,
ее важной молекулярной составляющей.

– Вам не кажется, что как раз скандал с «Тангейзером» излучает что-то плохое? Что этот скандал приведет к тому, что режиссеры станут более осторожны в выборе тем, связанных с религией, церковью, священниками, богами и богинями?

– Как сказала сегодня, сидя на вашем, кстати, месте, Алиса Фрейндлих: «Опереться можно только на мощное сопротивление». Это гениальная фраза. Я ее теперь часто буду цитировать. «Опереться можно на мощное сопротивление». Чем больше сопротивление, тем надежнее опора.

– В связи с чем Алиса Бруновна так сказала?

– Вспомнила спектакль «Алиса», где играет главную роль. Недавно у нас был «целевой» его показ, такие иногда случаются. Но этот показ был с особенно «тяжелым» залом. Перед самым спектаклем нас предупредили, что зрители даже не знают, что будут смотреть, им собираются сделать сюрприз. Я перепугался. Спектакль – тонкий, сложный. А нашим гостям самое время варьете показывать. Потому что перед началом спектакля вели они себя как третьеклассники из мужской гимназии в отсутствие учителя.

И вот вышла Алиса. Ну я знаю, что она великая актриса. Но тут… она за 10 минут переломила зал. Такая от нее пошла энергия. И все артисты от нее зарядились. По энергетике это был один из лучших наших спектаклей. Я ей сегодня про эту историю напомнил, а она мне в ответ: «Опереться можно только на мощное сопротивление».

– В своих спектаклях вы порой используете интерактив, когда артист непосредственно общается со зрительным залом, задает зрителю вопросы, скажем, явно ожидая ответа. Вам не кажется, что это не очень встраивается в нашу русскую ситуацию? Мы слишком зажаты – или молчим, или хамим…

– Мне нравится обратная связь, соучастие зрителя, нравится работать с подлинной энергией. Возможно, это потому, что я довольно много занимался уличным театром, где нет кулис, нет сцены, где, в общем, нет никакой защиты от зрителя, который пришел без билета смотреть на тебя. И ты должен соответствовать этой свободе, природе, дождю, камням, быть таким же подлинным, как и все, что вокруг.

Что касается вашего вопроса, то у меня есть по этому поводу специальная история. Даже две. В начале 90-х, после премьеры «Орландо Фуриозо» в «Балтийском доме», мы сделали уличную версию спектакля и играли в Петропавловке. Спектакль подразумевал то, что вы называете интерактивом, – участие зрителей в театральном действе. Было шесть сценических площадок, разбросанных по пространству, люди должны были бродить между ними, действие же происходило прямо в толпе. Правда, в начале представления мы ограничивали сценическое пространство веревкой, потому что нам надо было сыграть пролог, а в нем зрители не должны были участвовать, лишь наблюдать со стороны. После пролога мы веревку убрали, чтобы народ дальше сам пошел. Минута проходит, другая, третья – у меня даже на видео есть эта запись: народ стоит. Веревки, ограждения нет, а народ стоит. Не знает, что делать. Переглядываются робко. Мы стали махать публике: давайте уже, идите, можно. Можно! Только тогда люди поняли и пошли. Это был один из лучших финалов среди прочих показов «Орландо…». Зритель затерялся среди артистов, слился с пространством и ушел куда-то по крышам Петропавловки. Мы сверхзадачу спектакля выполнили: дали людям испытать ощущение свободы, неведомое многим из нас тогда. А было как раз начало 90-х. А вот когда мы играли этот же спектакль все в той же Петропавловке спустя лет шесть или восемь, то еле ноги унесли. Зрители пили пиво, артистам кидали камни прямо в лицо, кричали: «“Зенит“ – чемпион!» Вместо свободы была ярость, необузданная, озверевшая толпа. Мы после этого решили: «Все. Здесь этот спектакль точно играть не будем».

У меня не так уж много спектаклей без «четвертой стены». «Изотов» был с «четвертой» стеной. «Счастье» – с «четвертой» стеной. «Иваны»… Из последних только «Что делать?» сделан в жанре семинара, с ведущим-автором, который обращается к публике, ну и в «Пьяных» есть элементы общения с залом.

Но дело-то не в «четвертой» стене. Дело не в моем режиссерском почерке или моих штампах. А в том, что сегодняшний театр меняется, избавляется от мессианских привычек, движется в сторону равного диалога со зрительным залом. Мне кажется, сегодняшний театральный зритель – это активно думающий человек, который может и должен принимать участие в режиссерских размышлениях.

Никита Елисеев

В печатной версии название материала – “Театр жив” (журнал “Управление бизнесом”, № 24, ноябрь, 2015 г.)

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы прокомментировать

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Журнал «Управление Бизнесом» №24

От хамона до протеста: исследования социологов

Опубликован

в

татьяна Протасенко

Татьяна Протасенко: последние социологические опросы вновь показывают, что люди начинают чувствовать, что им что-то не нравится
(далее…)

Продолжить чтение

Актуальные материалы

Выжить в меняющемся мире: поддержка бизнеса в России и Германии

Опубликован

в

Эльгиз Качаев и Герберт Якоби на II Форуме бизнеса Северо-Запада

Сопоставление технологий и методов решения проблем малого бизнеса позволяет определить сильные стороны и выработать более гармоничную стратегию
(далее…)

Продолжить чтение

Журнал «Управление Бизнесом» №24

Золотая земля: о ювелирном деле

Опубликован

в

Александр Горыня

Александр Горыня: на внутреннем рынке отечественные ювелиры конкурентоспособны, и он более интересен для нас (далее…)

Продолжить чтение

СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА

Последние фото

  • С какой целью проводятся маркетинговые исследования

    С какой целью проводятся маркетинговые исследования
    Исследования в области маркетинга – это не обычный анализ рынка. Данный сервис помогает найти проблемные участки в данном направлении, а [...]

  • Как повысить объемы продаж продукции с помощью грамотной стратегии

    Как повысить объемы продаж продукции с помощью грамотной стратегии
    Мерчендайзинг представляет собой определенные знания психологии покупателя и их практическое применение для продвижения продукции и увеличения количества продаж.
    Ряд применяемых мер [...]

  • Сшить свадебное платье своими руками: творим волшебство

    Сшить свадебное платье своими руками: творим волшебство
    Невеста в красивом, женственном свадебном платье – главный пазл на церемонии бракосочетания, именно ее образ задает тон всему торжеству и [...]

  • Босс против лидера: бесконечная битва власти и вдохновения

    Босс против лидера: бесконечная битва власти и вдохновения
    Инфографику предоставила Wrike — Онлайн Управление Проектами

  • Портрет мужчины на заказ по фото

    Портрет мужчины на заказ по фото
    Хотите эффектно поздравить мужчину? Вам нужно подготовить
    удивительный и запоминающийся подарок начальнику, мужу или брату, у которых
    уже, казалось бы, есть, есть [...]

  • Гранит габбро-диабаз

    Гранит габбро-диабаз
    Некоторые строительные материалы получили широкое применение в различных сферах из-за своих качеств. Одним из таких материалов является гранит, которым всё [...]

  • Натюрморт с тюльпанами живопись

    Натюрморт с тюльпанами живопись
    Все уже привыкли, что большинство вещей можно очень легко приобрести при помощи интернет-магазина. Многие пользуются таким способом приобретения товаров, давно [...]

  • Лайтбоксы: эффективная городская реклама

    Лайтбоксы: эффективная городская реклама
    Эффективная наружная реклама позволяет предприятию активно
    продвигать свои услуги. Самыми популярными являются зоны активного пешеходного
    и автомобильного трафика.

    Чтобы потенциальный потребитель гарантированно [...]

  • Сертификация ISO 50001 от Проэксперт

    Сертификация ISO 50001 от Проэксперт
    Сертификация ISO 50001 от Проэксперт

    В связи с высоким уровнем расхода энергетических ресурсов государственными, частными предприятиями была разработана стратегия экономии. В [...]

  • Как найти работу или персонал

    Как найти работу или персонал
    С точки зрения создания будущих трудовых отношений люди делятся соискателей и тех, кто принимает решение о найме на работу. И [...]

  • Maristella apartment: возможности инвестирования в гостиничный бизнес

    Maristella apartment: возможности инвестирования в гостиничный бизнес
    Если вы задумываетесь об инвестиции недвижимость, то покупка квартир с целью их сдачи в аренду, то не самое интересное предложение. [...]

  • Печать визиток

    Печать визиток
    Корпоративные, личные, оригинальные и другие разновидности визиток прочно вошли в нашу жизнь. Печать таких карточек осуществляется разными способами.

    Поэтому если требуется, [...]

  • Центр ручных работ

    Центр ручных работ
    Реклама и правильная реализация товара является тем самым инструментом, при помощи которого можно рассказать потребителю о своей продукции и услугах, [...]

  • ВТБ предоставил льготное финансирование ГК «Агат»

    ВТБ предоставил льготное финансирование ГК «Агат»
    Соглашения заключены по действующим льготным программам господдержки.

    ВТБ установил кредитный лимит в размере 500 млн рублей сроком на один год ГК [...]

  • ВТБ вводит надбавку при онлайн-открытии вклада «Максимум»

    ВТБ вводит надбавку при онлайн-открытии вклада «Максимум»
    Воспользоваться предложением можно, открыв депозит до конца января 2019 года.

    ВТБ увеличивает доходность по вкладу «Максимум» при открытии его в мобильном [...]

  • ВТБ профинансирует агрохолдинг «БИО-ТОН» на 2 млрд рублей

    ВТБ профинансирует агрохолдинг «БИО-ТОН» на 2 млрд рублей
    Средства будут использованы для покупки и модернизации оборудования, а также повышения эффективности деятельности.

    ВТБ
    установил кредитный лимит в размере 2
    млрд рублей ГК [...]

  • Олег Смирнов назначен членом правления ВТБ

    Олег Смирнов назначен членом правления ВТБ
    25 декабря 2018 г. Наблюдательный совет ВТБ принял решение избрать Олега Смирнова членом правления банка с даты согласования его кандидатуры [...]

  • ВТБ запускает переводы по номеру телефона клиентам сторонних банков

    ВТБ запускает переводы по номеру телефона клиентам сторонних банков
    ВТБ одним из первых
    присоединился к новым сервисам платежных
    систем Visa
    и MasterCard,
    которые позволяют переводить средства
    с карты на карту по номеру мобильного
    телефона. Услуга [...]

  • ВТБ нарастил портфель привлеченных средств на 500 млрд рублей

    ВТБ нарастил портфель привлеченных средств на 500 млрд рублей
    С начала 2018 года портфель привлеченных средств физлиц ВТБ вырос на 16% и достиг 3,6 трлн рублей.

    Банк обеспечил более [...]

  • ВТБ запустил сервис международных переводов на своем сайте

    ВТБ запустил сервис международных переводов на своем сайте
    Банк ВТБ запустил на своем сайте опцию международных переводов с карты на карту. Проект реализован совместно с провайдером PAYMO.

    Новый [...]

  • ВТБ Лизинг предоставил автомобили премиум-класса московскому каршерингу

    ВТБ Лизинг предоставил автомобили премиум-класса московскому каршерингу
    Автомобили будут доступны с сегодняшнего дня.

    ВТБ Лизинг заключил договор с каршеринговой компанией МАТРЕШCar на поставку 30 внедорожников Land Rover Discovery [...]

  • ВТБ подключился к сервису SWIFT Global Payment Innovation

    ВТБ подключился к сервису SWIFT Global Payment Innovation
    Банк ВТБ завершил подготовительные работы и стал [...]

  • Бухгалтерские услуги

    Бухгалтерские услуги
    Каждое предприятие и индивидуальный предприниматель стоит перед выбором, брать бухгалтера штат или сотрудничать со сторонней организацией, оказывающей услуги. В каждом [...]

  • Правильная организация кухни ресторана - как обустроить и где хранить профессиональную посуду

    Правильная организация кухни ресторана - как обустроить и где хранить профессиональную посуду
    Кухня, несомненно, является сердцем ресторана. Правильная организация пространства и работы позволит открыть новые горизонты в деятельности заведения. Команда поваров – [...]

  • Совершить рывок

    Совершить рывок
    Сеймур Ширалиев: Можно было бы и закрывать глаза на чьи-то небольшие ошибки, но в сельском хозяйстве за них дорого приходится [...]

  • Туманный 5G-оптимизм

    Туманный 5G-оптимизм
     Телекоммуникационный мир входит в эпоху сетей пятого поколения. И хотя процесс идет пока очень осторожно и медленно, громкие дифирамбы этим [...]

  • Расти быстрее рынка

    Расти быстрее рынка
    Дарина Хохлушина: мы продолжим активно наращиватьклиентскую базу и при этом поддерживатьвысокую рентабельность бизнеса в регионе

    В большинстве сфер бизнеса конкуренция все [...]

  • Биржа и так уже IT-компания

    Биржа и так уже IT-компания
    Председатель наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин: о том, во что может трансформироваться биржа, как пассивное инвестирование побеждает активное и [...]

  • Гарантированная поддержка

    Гарантированная поддержка
    Петербургский малый бизнес активно пользуется возможностьюполучить надежное поручительство по кредиту или микрозайм.

    Александра Питкянен, исполнительный директор НО «Фонд содействия кредитованию малого [...]

  • Хлеб со смыслом

    Хлеб со смыслом
    Владимир Калявин: вкусы и потребности покупателей меняются, но мы правильно уловили мегатренд, связанный со здоровьем и сбалансированным питанием.

    Потребление хлеба [...]

  • Вектор развития

    Вектор развития
    Евгений Шапиро: главная задача – организовать финансирование промышленности Санкт-Петербурга на льготных условиях, чтобы в город приходили новые технологии, росла производительность [...]

  • ВТБ внедрил крупнейшую в России «Бизнес-Википедию»

    ВТБ внедрил крупнейшую в России «Бизнес-Википедию»
    Теперь потребуется менее 3 секунд, чтобы найти необходимую информацию. [...]

  • Пена дней

    Пена дней
    Дмитрий Плященко: если бы я хотел заниматься пивом исключительно как бизнесом, то не стал бы вкладываться в пивоварню.

    Одни из популярных [...]

  • ВТБ выдает более четверти всех ипотечных кредитов в России

    ВТБ выдает более четверти всех ипотечных кредитов в России
    ВТБ
    достиг рекордных показателей по новым выдачам [...]

  • ВТБ поддерживает расширение производства сыра в Белгородской области

    ВТБ поддерживает расширение производства сыра в Белгородской области
    Банком открыта кредитная линия в размере 1,08 млрд рублей.

    13 [...]

  • Контроль за онлайн-платежами в России ужесточат

    Контроль за онлайн-платежами в России ужесточат
    За агрегаторами будут следить через банковские организации.

    Регулирование работы в России зарубежных кошельков и платежных систем предусматривает законопроект, внесенный в Госдуму [...]

  • Мобильное приложение ВТБ-Онлайн позволяет начать инвестировать в ценные бумаги

    Мобильное приложение ВТБ-Онлайн позволяет начать инвестировать в ценные бумаги
    Пользователи мобильного приложения ВТБ-Онлайн получили возможность оформить брокерский счет и индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) с телефона или планшета.

    Брокерский счет открывается [...]

  • Заработать на изменениях

    Заработать на изменениях
    Позитивные результаты рейтинга «200 самых прибыльных компаний Северо-Запада» по итогам 2017 года связаны с адаптацией предприятий к новым экономическим условиям.

    В [...]

  • Петербургский нефтяной терминал инвестирует в резервуар для нефтепродуктов до 1 млрд рублей

    Петербургский нефтяной терминал инвестирует в резервуар для нефтепродуктов до 1 млрд рублей
    Новый объект позволит усовершенствовать материально-техническую базу терминала.

    Предприятие АО «Петербургский нефтяной терминал», которое находится в Большом порту Санкт-Петербург, может вложить до [...]

  • Правительство не одобрило проект о страховых взносах самозанятых

    Правительство не одобрило проект о страховых взносах самозанятых
    Это могло бы привести к двойной уплате страховых взносов.

    Проект, согласно которому самозанятые должны платить страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд [...]

  • На 38,6% выросли доходы России от экспорта нефти

    На 38,6% выросли доходы России от экспорта нефти
    Такие данные приводит Федеральная таможенная служба России.
    Экспорт российской нефти в период с января по октябрь 2018 увеличился по сравнению с [...]

  • Траты клиентов ВТБ в Санкт-Петербурге в «черную пятницу» увеличились в полтора раза

    Траты клиентов ВТБ в Санкт-Петербурге в «черную пятницу» увеличились в полтора раза
    Розничный бизнес банка ВТБ проанализировал транзакционную активность своих клиентов в период ежегодных ноябрьских распродаж, сравнив ее с первыми выходными месяца.
    Объем [...]

  • В "Ленэкспо" проходит XVI Форум субъектов малого и среднего предпринимательства

    В "Ленэкспо" проходит XVI Форум субъектов малого и среднего предпринимательства
    С представителями малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга встретился Александр Беглов.

    Временно исполняющий обязанности Губернатора города Александр Беглов принял участие в работе [...]

  • На банки совершается новый вид атак

    На банки совершается новый вид атак
    Об их стратегии рассказали в «Лаборатории Касперского».
    Банки Восточной Европы и в том числе России испытывают на себе новый вид цифровых [...]

  • При поддержке ВТБ состоится международный форум «Арктика: настоящее и будущее»

    При поддержке ВТБ состоится международный форум «Арктика: настоящее и будущее»
    5-7 декабря 2018 года в Санкт-Петербурге в конгрессно-выставочном центре «ЭКСПОФОРУМ» состоится VIII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». Официальным партнером [...]

  • Услуги частного детектива

    Услуги частного детектива
    В жизни людей часто возникают ситуации, когда необходимо получить определенную информацию, защитить свои интересы, разыскать человека, проверить законность сделки…
    Практика показывает, [...]

  • Собственный логистический комплекс открыл "Яндекс.Маркет"

    Собственный логистический комплекс открыл "Яндекс.Маркет"
    До этого интернет-проект только арендовал помещения.
    Собственный логистический комплекс площадью 5 тыс. кв. м появился у «Яндекс.Маркета» в Ростовской области. Как [...]

  • Бензин в России подорожал

    Бензин в России подорожал
    Цена на горючее за четыре дня поднялась до 41,75 рублей.
    В конце ноября в течение четырех дней на 1-2 копейки выросла [...]

  • Группа МТС и Кировский завод объявили о партнерстве в автоматизации производства

    Группа МТС и Кировский завод объявили о партнерстве в автоматизации производства
     ПАО «МТС», крупнейший российский телекоммуникационный оператор и провайдер цифровых услуг, и ПАО «Кировский завод» объявляют о стратегическом партнерстве в области [...]

  • Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года будет скорректирована

    Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года будет скорректирована
    В нее будут внесены новые механизмы по укреплению экономического развития региона, основанные на использовании инновационных технологий и цифровизации.
    Изменения претерпят ряд [...]

  • Ландшафтный дизайн – в массы

    Ландшафтный дизайн – в массы
    Ландшафтная компания «Каскад» уже более 10 лет работает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, реализуя проекты по благоустройству территорий. Генеральный директор [...]

  • Варианты защиты

    Варианты защиты
    Валерий Пустарнаков: информационная безопасность – область, в которой недооценка угроз может привести к плачевным результатам.
    Вопросам обеспечения информационной безопасности (ИБ) уделяется [...]

  • ВТБ получил премию Финансового университета в номинации «Банк для малого и среднего бизнеса»

    ВТБ получил премию Финансового университета в номинации «Банк для малого и среднего бизнеса»
    ВТБ стал лауреатом премии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в области качества жизни в номинации «Банк для малого и среднего бизнеса».
    Награждение [...]

  • Моше Кантор

    Моше Кантор
    Вячеслав Владимирович Кантор является известным предпринимателем, а также филантропом, осуществляющим общественную деятельность.
    Моше Кантор занимает видное место на мировой арене, занимаясь [...]

  • Кредитный портфель ВТБ в сегменте малого и среднего бизнеса превысил 1 трлн рублей

    Кредитный портфель ВТБ в сегменте малого и среднего бизнеса превысил 1 трлн рублей
    Наибольшие доли в отраслевой структуре портфеля занимают предприятия торговли (28%), пищевой промышленности и сельского хозяйства (16%) и жилищного и коммерческого [...]

  • Минпромторг поддержит промышленность в случае новых санкций

    Минпромторг поддержит промышленность в случае новых санкций
    Глава ведомства заявил, что им могут предоставить льготные займы.

    Министерство промышленности и торговли РФ может поддержать промышленные предприятия льготными займами, если [...]

  • В Ленобласти наградили победителей "Золотых рук" и WorldSkills

    В Ленобласти наградили победителей "Золотых рук" и WorldSkills
    Премии получили лучшие образовательные организации и молодые профессионалы своего дела.
    В Ленобласти состоялось награждение в ходе ежегодного праздника для студентов и [...]

  • Через несколько дней в Петербурге откроется XI Петербургский международный инновационный форум

    Через несколько дней в Петербурге откроется XI Петербургский международный инновационный форум
    В нем примут участие более 3000 человек и свыше 300 организаций.

    С 28 по 30 ноября 2018 года XI Петербургский международный [...]

  • ВТБ Лизинг признан «Лизинговой компанией года»

    ВТБ Лизинг признан «Лизинговой компанией года»
    ВТБ Лизинг стал лауреатом международной премии LEADER LEASING AWARDS и занял первое место в номинации «Лизинговая компания года». Церемония награждения [...]

  • Беглов подписал новую редакцию документа о промышленном развитии Петербурга

    Беглов подписал новую редакцию документа о промышленном развитии Петербурга
    Программа определяет вектор промышленного развития Северной столицы до 2023 года.
    Дополнительные возможности для роста петербургской промышленности отражены в новой редакции [...]

  • Алгебра гармонии

    Алгебра гармонии
    Евгений Казарцев: нас интересует ритмика, в которую слово одевается, мы стараемся моделировать ритмические структуры, которые не только сопровождают речь, но [...]

  • В компаниях идет конкуренция: бухгалтерия vs. блокчейн

    В компаниях идет конкуренция: бухгалтерия vs. блокчейн
    В преддверии Дня бухгалтера аналитики HeadHunter по Северо-Западу проанализировали спрос и предложение на рынке труда в сфере бухгалтерии и управленческого [...]

  • Инфляция в России будет больше 3,4%

    Инфляция в России будет больше 3,4%
    О вероятном превышении прогноза сообщает Минэкономики.
    Глава Минэкономики Максим Орешкин сообщил, что в России инфляция превысит 3,4%, которые ранее были даны [...]

  • ВТБ удвоил выдачи кредитных продуктов через контакт-центр

    ВТБ удвоил выдачи кредитных продуктов через контакт-центр
    Общий объем продаж кредитных продуктов ВТБ через контакт-центр за девять месяцев 2018 г. составил 443,9 млрд рублей, что в 2,4 [...]

  • Данкверт: Весной 2019 года может произойти обвал цен на молоко

    Данкверт: Весной 2019 года может произойти обвал цен на молоко
    Глава Россельхознадзора предупредил о последствиях отсутствия электронной регистрации у молочных компаний.
    В случае, если молочная продукция не будет зарегистрирована в электронной [...]

  • В Петербурге обсудили роль государства и бизнеса в реализации инвестиционной политики

    В Петербурге обсудили роль государства и бизнеса в реализации инвестиционной политики
    III Ежегодный инвестиционный форум зарекомендовал себя как крупнейшее региональное мероприятие
    Во второй день Ежегодного инвестиционного форума Петербурга, 13 ноября, участники отраслевых [...]

  • Сделано в России: как сыр из Жуковки стал сенсацией

    Сделано в России: как сыр из Жуковки стал сенсацией
    Эксперты и журналисты по достоинству оценили французский сыр премиум-качества, сделанный в Брянской области
    Очередной пресс-тур Национальной премии в области импортозамещения «Приоритет» [...]

  • На 100+ Forum Russia обсудят новые стандарты благоустройства современных мегаполисов

    На 100+ Forum Russia обсудят новые стандарты благоустройства современных мегаполисов
    Новые стратегии пространственного развития городов станут одной из главных тем 100+ Forum Russia
    Стандарты комфортной городской среды, благоустройство общественных пространств и [...]

  • Закон о самозанятых принят Госдумой

    Закон о самозанятых принят Госдумой
    Эксперимент по налогу на профессиональный доход пройдет в столице, двух регионах и республике.
    В Госдуме принят в третьем чтении пакет законов [...]

  • ВТБ запускает рефинансирование кредитов на рынке новостроек

    ВТБ запускает рефинансирование кредитов на рынке новостроек
    С 14 ноября ВТБ расширяет условия программы рефинансирования. Теперь предложение распространяется на ипотечные кредиты, выданные на приобретение недвижимости в новостройках. [...]

  • Инвестиционный форум в Санкт-Петербурге обозначил главные направления развития региона

    Инвестиционный форум в Санкт-Петербурге обозначил главные направления развития региона
    12 ноября 2018 года на площадке исторического парка «Россия — моя история» начал работу III Ежегодный инвестиционный форум, организатором которого [...]

  • Россия не присоединилась к плану Франции по регулированию интернета

    Россия не присоединилась к плану Франции по регулированию интернета
    Документ поддержали более полусотни стран и несколько сот организаций.На Форуме по управлению интернетом в Париже президент Франции Эмманюэль Макрон презентовал [...]

  • В Планетарии №1 наградили инвесторов почетным знаком «Инвестор года»

    В Планетарии №1 наградили инвесторов почетным знаком «Инвестор года»
    12 ноября в Планетарии №1 состоялась торжественная церемония вручения награды Правительства Санкт-Петербурга — почетного знака «Инвестор года».
    Председатель Комитета по инвестициям [...]

  • ВТБ установил документарный лимит компании «ВолгоПромСтрой»

    ВТБ установил документарный лимит компании «ВолгоПромСтрой»
    ВТБ установил ООО «ВолгоПромСтрой» документарный лимит в размере 700 млн рублей сроком на один год для обеспечения непрерывной контрактной деятельности [...]

  • Соглашение о содействии трансграничной интернет-торговле подписали страны АСЕАН

    Соглашение о содействии трансграничной интернет-торговле подписали страны АСЕАН
    Документ позволит превратить интернет-коммерцию региона в один из важных факторов экономического роста.
    Входящие в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) страны подписали [...]

  • В Москве пройдет конференция «Модель покупательского поведения 2020. Кто завтра придет в ТЦ?»

    В Москве пройдет конференция «Модель покупательского поведения 2020. Кто завтра придет в ТЦ?»
    23 ноября 2018 года в Москве пройдет конференция «Модель покупательского поведения 2020. Технологии наступают. Кто завтра придет в ТЦ?». Организаторы [...]

  • Норма беспошлинного ввоза товаров уменьшится до 500 евро

    Норма беспошлинного ввоза товаров уменьшится до 500 евро
    Правило начнет действовать с 1 января 2019 года.
    Порог беспошлинного ввоза наземными видами транспорта товаров для личных целей на территорию стран [...]

  • Влияние Agile-методологий на отделы маркетинга

    Влияние Agile-методологий на отделы маркетинга
    Инфографику предоставила Wrike — Система Управления Проектами Производства

  • Прогнозы роста ВВП России остались прежними

    Прогнозы роста ВВП России остались прежними
    Еврокомиссия не стала пересматривать экономические показатели страны.
    Европейская комиссия считает, что по итогам нынешнего года экономика России прибавит 1,7% после повышения [...]

  • Правительство Санкт-Петербурга и РВК будут развивать высокотехнологичные проекты

    Правительство Санкт-Петербурга и РВК будут развивать высокотехнологичные проекты
    Соответствующее соглашение подписали на конференции Баркемп «Национальная технологическая революция 20.35» вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан и генеральный директор РВК Александр Повалко.
    Целью [...]

  • Объем финансирования ВТБ Факторинг в СЗФО увеличился на 70%

    Объем финансирования ВТБ Факторинг в СЗФО увеличился на 70%
    За девять месяцев 2018 года ВТБ Факторинг в Северо-Западном федеральном округе профинансировал 209 тысячи поставок на сумму 50 млрд рублей, [...]

  • Как зарегистрировать домен org

    Как зарегистрировать домен org
    Каждому, кто хочет воспользоваться всеми преимуществами, что даёт доступ к глобальной сети Интернет, хочет зарегистрировать своё доменное имя. Доменное имя [...]

  • Почему стоит выбирать веб-студии, а не фрилансеров?

    Почему стоит выбирать веб-студии, а не фрилансеров?
    С каждым днем рынок становится все агрессивнее. Нередко среди исполнителей встречаются недобросовестные люди, сотрудничество с которыми приносит только разочарования. Когда [...]

  • В середине ноября состоится деловой визит представителей Республики Казахстан в Санкт-Петербург

    В середине ноября состоится деловой визит представителей Республики Казахстан в Санкт-Петербург
    В состав делегации казахстанских компаний войдут представители таких сфер, как производство продуктов питания, строительных материалов, электротехнического оборудования, химической продукции, фармацевтических [...]

  • ВТБ приобретает «Запсибкомбанк»

    ВТБ приобретает «Запсибкомбанк»
    ВТБ достиг договоренности с акционерами «Запсибкомбанка» о приобретении более 70% акций одного из ведущих банков Уральского федерального округа. Соответствующий меморандум [...]

  • Работа в Раменском: лучшие вакансии

    Работа в Раменском: лучшие вакансии
    На сегодняшний день всё чаще во время поиска работы соискатели обращаются не к печатным изданиям или объявлениям, расклеенным по городу, [...]

  • Как найти работу в Находке

    Как найти работу в Находке
    Некоторые источники утверждают, что найти работу очень просто. На самом деле поиски хорошей работы— это сложный и продолжительный этап, требующий [...]

  • Работа в Уссурийске

    Работа в Уссурийске
    Каждый соискатель, который хочет найти себе достойное место работы в Уссурийске, проходит тот этап, когда он покупает огромное количество печатных [...]

  • Где получить кредит наличными

    Где получить кредит наличными
    Несмотря на то, что микрофинансовые компании составляют достойную конкуренцию банковскому сектору, основное количество кредитов оформляется именно в крупных финансовых учреждениях. [...]

  • Производители касс просят клиентов оплатить перенастройку под новый НДС

    Производители касс просят клиентов оплатить перенастройку под новый НДС
    Ставка налога печатается на чеке, поэтому с ее изменением ПО оборудования требует обновления.
    Клиенты производителей касс получили уведомления от производителей о [...]

  • Спикерами III Ежегодного инвестиционного форума станут 140 представителей бизнеса и власти

    Спикерами III Ежегодного инвестиционного форума станут 140 представителей бизнеса и власти
    Представляем спикеров III Ежегодного инвестиционного форума в Санкт-Петербурге, который пройдет 12-13 ноября на площадке музейно-выставочного центра «Россия – моя история».
    Деловая [...]

  • Бейдж из пластика

    Бейдж из пластика
    Бейдж является носителем информации, причём указывает не только на принадлежность к организации, но и позволяет получить данные об имени и [...]

  • Скупка самоваров

    Скупка самоваров
    С достаточно большой периодичностью кто-нибудь у себя на антресоли или в кладовой находит какую-либо старую вещь, которую руки так и [...]

  • Трудоустройство в Балашове

    Трудоустройство в Балашове
    Несмотря на экономический кризис, трудоустроиться в Балашове вполне реально. Главное, найти подходящий ресурс, где предлагается огромный выбор вакансий.
    Средняя зарплата в [...]

  • Промсвязьбанк первым на рынке совершил сделку с МФО по тендерному кредитованию через специальные счета 44-ФЗ

    Промсвязьбанк первым на рынке совершил сделку с МФО по тендерному кредитованию через специальные счета 44-ФЗ
    Благодаря новому процессу взаимодействия заёмные средства от МКК на участие в тендере будут перечисляться сразу на специальный счёт закупок, а [...]

  • В сети начал работать онлайн-сервис "Яндекс.Услуги"

    В сети начал работать онлайн-сервис "Яндекс.Услуги"
    Российский поисковик предпринял вторую попытку создать службу по поиску специалистов.
    «Яндекс» запустил сервис по поиску работников «Яндекс.Услуги». Как сообщает пресс-служба компании, [...]

  • Бизнес с kangoo jumps

    Бизнес с kangoo jumps
    Каждый, кто желает заработать неплохие деньги, мечтает открыть собственный бизнес. Только своё собственное дело позволяет заработать деньги своим умом, вкладывая [...]

  • ВТБ Капитал Управление Инвестициями внедряет систему мониторинга и анализа торгов на фондовом рынке

    ВТБ Капитал Управление Инвестициями внедряет систему мониторинга и анализа торгов на фондовом рынке
    ВТБ Капитал Управление Инвестициями внедряет в работу систему Check4Trick, предназначенную для совершенствования мониторинга и анализа торгов на фондовом рынке. С [...]

  • В Ленобласти "Филипп Моррис Интернэшнл" начнет производить инновационную продукцию

    В Ленобласти "Филипп Моррис Интернэшнл" начнет производить инновационную продукцию
    Старт производства продукции с пониженным риском состоялся на фабрике «Филипп Моррис Ижора». Инновационную бездымную продукцию начнет производить в Ленобласти компания [...]

  • ВТБ Пенсионный фонд увеличил объем накоплений на треть

    ВТБ Пенсионный фонд увеличил объем накоплений на треть
    За девять месяцев 2018 года объем накоплений по обязательному пенсионному страхованию, находящихся под управлением ВТБ Пенсионный фонд, увеличился на треть [...]

Наши партнеры

Тренды