На шаг вперед, чтобы бизнес процветал

Дата Июн 16, 15 • Нет комментариев

Андрей Никитин: традиционные отрасли устаревают, необходимо работать на опережение – только так можно будет вывести российские компании на глобальный рынок и занять там...
Pin It

Главная » Журнал «Управление Бизнесом» №21, Наши спикеры » На шаг вперед, чтобы бизнес процветал

Андрей Никитин: традиционные отрасли устаревают, необходимо работать на опережение – только так можно будет вывести российские компании на глобальный рынок и занять там лидирующие позиции

В ходе нынешнего Петербургского международного экономического форума АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) представляет второй Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах России. Генеральный директор АСИ Андрей Никитин рассказал журналу «Управление бизнесом», какие изменения в инвестиционной политике региональных властей произошли после презентации первого рейтинга в ходе ПМЭФ-2014, и поделился мнением о том, какой станет Россия к 2035 году.

– Целью АСИ заявлено создание возможностей для самореализации молодых амбициозных лидеров, способных вывести Россию на передовые позиции в мире, построить страну, в которой хочется жить и работать. Какие меры в достижении этой цели, по прошествии почти 4 лет с момента образования АСИ, представляются вам наиболее действенными?

– Сложно выделить приоритетные инструменты, нет единого простого рецепта. Снижение административных барьеров, повышение открытости органов власти – это все элементы комплексной системы поддержки бизнеса, прежде всего, конечно, малого и среднего. Привлечение предпринимателей к принятию решений, создание прозрачной системы взаимодействия бизнеса и власти – это то, над чем мы работаем.

Отмечу, что АСИ не является институтом развития в том понимании, какое чаще всего подразумевается под этим в России. Мы не даем денег, не поддерживаем стартапы. Мы оказываем поддержку работающим бизнесменам, которые стремятся изменить жизнь в стране к лучшему, повысить качество медицинских, образовательных и социальных услуг, внедрить инновационные технологии, открыть новые рабочие места.

К нам приходят компании, столкнувшиеся в своей деятельности с какими-то административными барьерами. Это могут быть технологические ограничения, какие-то нормы, стандарты – все то, что мешает бизнесу расти. Мы выясняем, что конкретно мешает, и дальше пытаемся вместе с государством эти барьеры снимать. То есть приходим в соответствующее министерство, уточняем, для чего необходимо то или иное ограничение или норма, и если нет убедительного объяснения, стараемся его убрать или изменить. Как показывает практика, в отдельных бизнес-историях зачастую находятся те проблемы, которые мешают развитию целых отраслей или секторов экономики.

Для решения этих системных задач создана Национальная предпринимательская инициатива (НПИ) и в рамках нее – целый ряд «дорожных карт» с прописанными мерами по устранению наиболее серьезных преград для ведения бизнеса. Реализация НПИ позволила создать условия для упрощения административных процедур. Теперь нужно отслеживать, как работают те или иные нормативные акты, и при необходимости совершенствовать правоприменительную практику.

Также действенным показало себя внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (Инвестстандарт). Именно он позволил нам собрать за одним столом региональных представителей власти и местных предпринимателей с тем, чтобы обеспечить диалог и качественное внедрение изменений в условия ведения бизнеса на институциональном уровне. В стандарте прописаны 15 базовых требований организации работы с инвесторами, дальнейшее зависит во многом от желания самих регионов. Но лишь в комфортных для ведения бизнеса условиях лидеры смогут расти и развиваться.

– Есть ли в стране в целом необходимое количество «молодых амбициозных лидеров»?

– Талантливых лидеров в России всегда было достаточно. Помочь им можно, обеспечив условия для максимальной реализации, работы в родной стране. Сделано в этом направлении за последнее время немало, но предстоит еще больше. Предпринимательству мешают развиваться не только объективные преграды, но, мне кажется, и некая «презумпция виновности» по отношению к бизнесменам в обществе. Мы должны сформировать позитивное отношение людей к бизнесу, понимание роли предпринимательства как одного из важнейших факторов экономического роста. Также необходимо работать над продвижением идеи создания собственного бизнеса как привлекательной и более простой формы занятости для граждан.

– Как вы оцениваете качество поддержки бизнеса в государственном масштабе?

– Поддержка в последние годы, безусловно, усилилась. Это отмечают многие предприниматели. Но, считаю, именно сейчас необходимо направить усилия не просто на поддержку, а на развитие малого и среднего бизнеса. Тем более что потенциал для роста очень большой. Пока доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны не превышает 21%. Тогда как в других странах с развитой экономикой эта доля составляет не менее половины ВВП. Мы действительно можем существенно увеличить и число малых и средних предпринимателей, и, соответственно, их вклад в экономику страны.

– Что для этого необходимо, на ваш взгляд?

– Первое – спрос на продукцию и услуги малых и средних предприятий, инфраструктура для бизнеса и понятные условия для ее использования. Второе – инструменты финансовой поддержки, особенно для начинающих предпринимателей, и разумная налоговая политика. И, наконец, смягчение административной нагрузки. Мы считаем, что все эти меры реализуемы, если будет одна структура, с которой можно спросить за результаты. Должна быть грамотно выстроена система «одного окна» для сопровождения бизнеса.

Зачастую руководство региона делает что-то хорошее, правильное для предпринимателей, только они об этом ничего не знают. Надо сделать так, чтобы информация о реализуемых проектах, мерах поддержки, о возможностях и условиях ведения бизнеса в регионе была доступной и открытой. Ведь сейчас как: институтов и инструментов различных много, а системы, которая была бы понятна предпринимателям, нет.

Поэтому большое значение будет иметь реализация указа президента о создании на базе «МСП Банка» и Агентства кредитных гарантий единого института развития малого и среднего предпринимательства, который должен выполнять функцию интегратора всех форм государственной поддержки МСП в России. Нам необходимо увеличить число малых и средних предпринимателей в стране, помочь компаниям вырасти, выйти на глобальные рынки. Может быть, среди тех, кто завтра обратится в «одно окно», окажется будущий национальный чемпион, которым мы сможем гордиться и сможет гордиться вся страна.

Работа по остальным направлениям тоже ведется. Мы все понимаем, что одно из необходимых условий для роста – стабильный спрос. Уже почти четыре года действует 223-й Федеральный закон о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц. Объемы большие. Благодаря усилиям правительства было принято постановление, которое установило долю закупок у малого и среднего бизнеса (18%) и требования к организации торгов. Постановление вступает в силу с 1 июля текущего года.

Ключевая роль в работе с предпринимателями во многом принадлежит муниципальным органам власти. Именно на местном уровне предприниматель решает значительную часть вопросов, поэтому критически важно создать для него все необходимые условия. Муниципальные органы власти ближе к людям и знают, что происходит на их территории. Например, Вяземский район, больше 100 км от Хабаровска: 23 000 жителей, и 30% из них – предприниматели. Секрет успеха прост: глава местной администрации, ее команда лично обошли каждый двор, рассказали обо всех имеющихся программах государственной и региональной поддержки. И, как видим, получилось. Таких примеров на самом деле немало.

На местном уровне мы вместе с деловыми объединениями и регионами проанализировали работу 65 муниципальных образований, выявили 34 успешные управленческие практики, которые можно тиражировать. Подчеркну, мы говорим о реальных примерах, которые где-то уже доказали свою эффективность в части поддержки и развития бизнеса на муниципальном уровне. И мы уже начали работу по внедрению лучших практик. Очень надеюсь, что муниципалитетам всей страны будет интересно поучаствовать в этом процессе.

– Какой вам представляется ситуация в экономике в целом?

– Конечно же, она непростая. Вместе с тем вопросы улучшения инвестиционного климата, повышения эффективности производства и создания благоприятной деловой среды становятся как никогда актуальной и востребованной задачей.

Не говоря уж о том, что кризис – это время уникальных возможностей. Появился шанс для развития новых компаний в рыночных нишах, которые были прежде заняты. Для мобильного малого и среднего бизнеса это козырь, которым нужно успеть воспользоваться. На мой взгляд, МСП должно стать драйвером развития экономики. Особенно в условиях действия кризисных явлений.

К тому же санкции никак не сказались на ключевых преимуществах России, среди которых по-прежнему низкое налоговое бремя, огромный внутренний рынок, обильные природные ресурсы и достаточно квалифицированные кадры. Благодаря ограничительным мерам по отношению к России страна стала даже по-новому привлекательна для инвесторов. Издержки производства существенно сократились из-за падения курса рубля. Вкладывать в Россию особенно выгодно, если инвестировать в валюте.

– В стране активно реализуется программа импортозамещения. Какими вы видите ее перспективы?

– Анализируя ситуацию, возникшую в стране вокруг санкций, мы увидели, что в России практически отсутствует несырьевой экспорт. У нас есть экспорт нефти и газа, экспорт вооружений, и при этом совершенно смешная цифра экспорта одежды, соков, бытовой техники и так далее. И то, над чем сейчас мои коллеги из направления «Новый бизнес» напряженно работают, – это перестройка институтов развития разного рода, которых много было создано в стране в последнее время, таким образом, чтобы их ресурс автоматически включался тогда, когда компания может экспортировать.

Не люблю слова «инновации» и «приоритетные отрасли». Моя идеология заключается в следующем: если есть компания, которая может продавать свою продукцию как в России, так и на экспорт, и она успешна или объективно может стать успешной на зарубежных рынках, это означает, что такую компанию можно и нужно поддерживать. Я считаю, что механизмы господдержки должны включаться автоматически: когда компания может быть успешна на международных рынках, тогда есть смысл ей помогать. АСИ работает в том числе и над тем, чтобы таким образом перестроить существующие в России механизмы господдержки.

Сфера импортозамещения, а точнее, сфера создания собственной качественной продукции, которая будет востребована как внутри страны, так и за ее пределами, в принципе огромный потенциал для развития. Основная проблема заключается в том, что в России все еще достаточно мало массовых производств, способных изготавливать конкурентоспособную продукцию. Но, надеюсь, ситуация постепенно исправится. Для этого необходимо развивать инфраструктуру. Как инвестиционную (индустриальные парки, технопарки), так и исследовательскую: специализированные центры исследований и разработок, которые должны быть максимально доступны для всех.

Дальше дело за инструментами развития – финансовыми и нефинансовыми. Уверен, что в этой связи для предпринимателей будет весьма полезен так называемый инвестиционный лифт, который мы сейчас разрабатываем вместе с Российским фондом прямых инвестиций. В рамках этого механизма мы поможем компании оценить экспортный потенциал, совместно разработаем стратегию выхода на международные рынки, поможем и кадрами.

Нужно также понимать, что нельзя быть успешными во всех отраслях. Для начала необходимо определить, какие направления являются основными точками роста (например, мы могли бы делать лучшую в мире авионику, так было лет 30 назад) исходя из технологического задела, уровня компетенций и потенциального вклада в ВВП. Также скоро будут готовы первые итоги Национальной технологической инициативы – первые «дорожные карты» перспективных рынков с объемом от 100 млрд долларов, на которых смогут развиваться и успешно конкурировать на глобальном уровне новые российские технологические компании – национальные чемпионы. Но здесь мы уже говорим скорее о полностью новых рынках, а не об импортозамещении.

– Есть ли регионы, опыт которых по поддержке бизнеса и продвижению бизнес-инициатив представляет наибольший интерес?

– Пилотная апробация нашего Национального рейтинга в 2014 году в 21 регионе показала интересные результаты. Мы считаем, что получили объективную картину, так как основа рейтинга – это опросы предпринимателей. Он спроектирован как комплексная система выявления лучших управленческих практик, их внедрения и последующей оценки результатов. По результатам пилотного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов лидеры, конечно, были. Среди них, например, Татарстан, Калужская, Липецкая, Свердловская области и ряд других.

Рейтинг выявил существенные различия в оценке предпринимателями работы властей, а также тот факт, что формирование целостной системы привлечения и сопровождения инвестиционных проектов невозможно без участия органов местного самоуправления. Успех отдельных регионов, занявших первые позиции в рейтинге, почти всегда обусловлен наличием комплексной системы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Зачастую также лидерство региона обеспечивают действия более грамотной управленческой команды. Подобные люди обыгрывают даже самые худшие условия. В той же самой Калужской области больше десяти лет назад были одни лишь заросшие поля, а сейчас на их месте заводы. Тогда как во многих других регионах поля так и остались полями. По сути, для развития региона самое главное, чтобы губернатор и его команда могли ответить на простой вопрос: «Что вы хотите в регионе видеть через десять лет?» Если губернатор кратко и внятно не может дать ответ, то, скорее всего, у его команды и нет никакой стратегии. И наоборот. Посмотрим, кто из регионов продвинулся больше в улучшении инвестиционного климата по результатам рейтинга этого года.

– АСИ уже второй год готовит Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ…

– По результатам рейтинга мы выявили лучшие практики, свели в сборник и осенью прошлого года совместно с Российской академией народного хозяйства провели обучение региональных команд. Хочу отметить, что все субъекты Российской Федерации ведут активную работу по внедрению лучших практик и находятся в постоянном контакте с агентством. Сформированные региональные команды во многих субъектах провели аудит текущего состояния дел, разработали «дорожные карты» и начали их реализацию. Почти все регионы внедрили Инвестстандарт, а это значит, что минимально необходимая инфраструктура и сервисы для бизнеса созданы. Сейчас в рамках полномасштабного рейтинга, в котором участвуют уже все регионы, обрабатываются полученные данные. Итоги будут презентованы в рамках июньского ПМЭФ-2015. Информирование же об инвестиционных возможностях и мерах государственной поддержки, реализуемых в субъектах Российской Федерации, осуществляется в рамках сопровождения Инвестиционного портала регионов России и ежеквартального аналитического отчета «Бизнес России. География возможностей».

– По каким критериям выстраивается анализ инвестиционного климата регионов России в рейтинге-2015?

– Критерии те же, что и в прошлом году. Выбрали 50 показателей по четырем направлениям. Прежде всего, это регуляторная среда (оценка качества предоставления государственных услуг предпринимателям) и институты для бизнеса (оценка наличия и качества институтов защиты и улучшения инвестиционной среды). Также мы оцениваем инфраструктуру и ресурсы (наличие и качество объектов физической инфраструктуры и ресурсов) и ситуацию с малым бизнесом (оценка уровня развития малого бизнеса и условий для его создания и ведения в регионе). По общим вопросам анализ проводится на основе широких опросов предпринимателей, по специальным (относительно подключения к электросетям, газовым сетям и т. д.) – среди инвесторов, которые в течение последнего года сталкивались с этими процедурами.

– Какое влияние рейтинг-2015 окажет на инвестиционную активность регионов России в краткосрочном периоде?

– Результаты Национального рейтинга будут полезны как российским, так и иностранным инвесторам, потому что представляют собой оценку их же коллег-предпринимателей, уже работающих в регионах. Для многих это станет компасом по направлению инвестиций в лучше показавший себя регион.

Но задача рейтинга – не поставить оценки регионам по инвестиционным возможностям, не разделить их на лидеров и аутсайдеров. Рейтинг измеряет то, насколько позитивно или негативно предприниматели оценивают усилия органов власти по улучшению инвестиционного климата. Насколько используемые инструменты востребованы бизнесом.

Результаты рейтинга помогут увидеть, где есть пробелы в работе с бизнесом, формировании дружественной деловой среды, где нужно оптимизировать процесс. Рейтинг вновь выявит наиболее эффективные практики и лучший опыт для их дальнейшего распространения на территории всей страны. Наша конечная цель – обеспечить одинаково благоприятный инвестиционный климат во всех субъектах РФ.

– В конце 2014 года Владимир Путин поручил разработать Национальную технологическую инициативу (НТИ). Что вы можете сказать уже сейчас?

– Реализация НТИ должна задать новый вектор развития экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Опять же, не стоит путать НТИ с задачами импортозамещения или модернизации существующих отраслей. Она предполагает создание стратегий разворачивания принципиально новых рынков. Развитие стран, их экономик происходит все быстрее.

Традиционные отрасли устаревают. Необходимо работать на опережение, только так можно будет вывести российские компании на глобальный рынок и занять лидирующие позиции. Нужно делать ставку на технологии будущего уже сейчас.

Необходимо понять, какие отрасли сформируются через 10–20 лет, выявить перспективные технологии, подготовить кадры и инфраструктуру. Мы выбрали горизонтом планирования 2035 год. Это крайняя точка, до которой мы распространяем прогнозы и проекты. При этом «дорожные карты» НТИ на уровне практических действий будут строиться на 2015–2018 годы при постоянном контроле реализации.

Иными словами, мы планируем на 20 лет вперед, а делаем уже сегодня. Понятно, что мы не будем фантазировать и ждать 35-го года, мы хотим понять в этом диапазоне, что может быть полезно для страны сейчас. Есть очевидные вещи – вопросы интеллектуальной собственности, работа с талантливыми детьми, которые в 2035 году и пойдут в экономику. Для определения менее явных ориентиров мы привлекаем всех наших партнеров и в науке, и в институтах развития, и в бизнесе и рассчитываем, что где-то к концу лета мы сможем уже сформировать первые результаты.

Недавно прошел Форсайт-флот – первый этап разработки системы «дорожных карт» отраслей будущего. Форсайт-флот сам по себе – уникальный для России формат коммуникации. Успешные бизнесмены, разработчики новых проектов, представители федеральной и региональной исполнительной власти, институтов развития, эксперты в различных областях вместе с авторитетными учеными и журналистами на несколько дней оставляют все свои дела, чтобы в замкнутом пространстве, на корабле, целиком посвятить себя разработке стратегий и «дорожных карт» развития новых отраслей. При работе в таком режиме между участниками устанавливаются устойчивые социальные и деловые связи, рождаются новые уникальные проекты и команды для их реализации.

Всего работали над девятью рынками: HealthNet (рынок здоровья), NeuroNet (практического применения нейронауки), финансовый FinNet, EnergyNet, AutoNet (беспилотных транспортных средств), AeroNet (беспилотных летательных аппаратов), MariNet (морского транспорта без экипажа), FoodNet (персонального производства и доставки еды и воды) и, наконец, SafeNet (новых персональных систем безопасности). Все они сконцентрированы вокруг человека как конечного потребителя. И вместе полностью изменят среду нашей привычной жизни во вполне обозримом будущем.

Разработка «дорожных карт» не завершилась на теплоходах. Это огромный пласт работы, над которым эксперты продолжают трудиться, сойдя на берег. В режиме постоянно действующих рабочих групп, включающих большое число лучших экспертов, представителей органов власти, бизнеса, эти «дорожные карты» доведут до максимально детализированного рабочего состояния, полной конкретики и понятных требуемых действий. В июле мы совместно с РВК планируем подготовить доклад о первых результатах НТИ.

Если президент поддержит представленные предложения, работа проектного офиса развернется уже в полном объеме. «Дорожные карты» по степени готовности будут согласовываться в соответствующих органах власти и запускаться в реализацию. На самом деле такой работы в стране не велось с начала 80-х годов, и я уверен, что подобный долгосрочный прогноз будет очень полезен. Результатами работы уже в ближайшее время станут новые компании, новые образовательные программы, новые научные лаборатории – и если все пойдет как надо, через несколько лет мы увидим значимый прирост высокотехнологичного российского экспорта.

Георгий Дмитриев

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X