Шоу в дефиците

Дата Май 13, 15 • Нет комментариев

Евгений Финкельштейн: наступит момент, когда все осознают – так дальше работать нельзя Звучат полярные оценки о том, как кризис влияет на развитие предпринимательства....
Pin It

Главная » Актуальные материалы, Журнал «Управление Бизнесом» №20, Культура и искусство, Наши спикеры » Шоу в дефиците

Евгений Финкельштейн: наступит момент, когда все осознают – так дальше работать нельзя

Звучат полярные оценки о том, как кризис влияет на развитие предпринимательства. Кто-то считает, что кризис – время для новых возможностей, другие – что это проблемный и очень сложный период. О том, что происходит в промоутерском бизнесе, журналу «Управление бизнесом» рассказал президент корпорации PMI Евгений Финкельштейн.

– Концертный бизнес ощущает себя достаточно плохо. Основная деятельность связана с гастрольными турами иностранных артистов, достаточно посмотреть на афиши, размещенные в билетных кассах, чтобы понять: количество гастролирующих звезд резко пошло на убыль. Каждый день мы получаем все новые известия о том, что тот или иной артист отказывается ехать в Россию. Да и с организацией тех гастролей, которые все же могут состояться, тоже не все в порядке. Гонорары выплачиваются в валюте, девальвация рубля фактически превращает любой аншлаговый концерт в убыточный. Поднять резко цены на билеты невозможно – народ просто перестанет ходить на концерты. И это мы еще не достигли дна концертного кризиса – по моим ощущениям, подобное произойдет осенью.

– Звезды не едут по экономическим соображениям или в том числе из-за политических событий?

– 90% отказов – именно по причинам политического характера. У нас своя правда, у них – своя. Там ведь тоже пропаганда хорошо работает. По- прежнему тянется шлейф от скандала вокруг Pussy Riot, затем примешались гомофобные настроения внутри страны, националистические выпады. А в последний год очень сильный разлад внесла ситуация на Украине.

– Все эти события дают российскому шоу-бизнесу шанс завоевать долю освобождающегося рынка?

– Без шансов. По двум причинам. Первая: чтобы завоевать долю рынка, должна быть качественная российская музыка, которую поддерживают отечественные радиостанции. Молодых исполнителей, которые способны собрать залы, у нас можно пересчитать по пальцам. Их никто не пускает в эфир, потому что никто не хочет слушать новое. Все хотят слушать состоявшиеся хиты
и не брать на себя ответственность за раскручивание молодых талантов. Рынка рекламы не хватает. Был бы рынок – появилась бы ниша для раскрутки. А так, чтобы приучить слушателя к хорошей музыке, надо ее поставить в эфире несколько раз. Но люди просто переключают радиостанции в поисках уже известных песен.

Вторая причина: рынок становится меньше. Его «подъедают» интернет, социальные сети, игры. Культ музыки постепенно исчезает. Чтобы его поддержать, должны быть качественные концертные площадки, высокопрофессиональные эстрадные шоу. Но все это сегодня в дефиците.

– Ситуация может выправиться?

Лет пять назад я и представить себе не мог, чтобы на меня подавали в суд за гастроли Мадонны. Эта истерия должна закончиться

– Давайте разделять экономическую и политическую составляющие случившегося кризиса. Как будет выправляться политическая ситуация, прогнозировать сложно, остается лишь ждать решений, которые будут приниматься на высшем уровне. Но вот что касается экономики, то списывать наш экономический провал на последствия украинского конфликта – от лукавого. Если принимать во внимание, что концертный бизнес является индикатором потребительского спроса, то мы начали отмечать снижение объемов проданных билетов еще во второй половине 2013 года. Уже тогда началась стагнация, которая получила свое продолжение в 2014 году, когда продажи билетов упали примерно на 30%. И санкции лишь отчасти повлияли на экономическую ситуацию.

Это провал, связанный с кризисом в системе государственного управления. Кризис всегда является предвестником каких-либо изменений в системе жизненных и государственных координат. И когда он случился, я подумал, что должны произойти изменения. Но пока ничего не произошло.

И страна, и город точно такой же бизнес, которым нужно правильно управлять, который нужно стимулировать, привлекать в него инвестиции.

У нас же  все делается ровно наоборот. И у нас нет иного варианта, кроме как приступить к структурным изменениям. Если этих изменений не произойдет, то все закончится плачевно.

– И каким был бы первый пункт в вашей личной антикризисной программе?

– Перестать бороться с последствиями, а не с базовыми проблемами. Нужно ставить профессионалов на все руководящие посты. Как в структурах власти, так и в государственных компаниях. Любая государственная монополия работает неэффективно. Да, прежде нам везло: продали много нефти по высоким ценам. Но неправильно вложили полученные средства, поэтому экономика как не работала, так и не работает. Сделать так, чтобы Россия, с ее-то гигантским потенциалом, не жила богато –
для этого нужен очень большой талант.

И очевидно, что у некоторых нынешних управленцев этот талант есть. Но при этом у них нет ответственности за содеянное – все рушится, но никто за это не отвечает. Все эту безнаказанность видят и делают соответствующие выводы.

Второй очевидный шаг – дать больше свободы бизнесу. Нашим предпринимателям не хватает воздуха, их давят со всех сторон. Если во времена Советского Союза и государственного планирования это еще было пусть не оправданно, но объяснимо, то сегодняшние действия – тупиковый вектор развития.

– Возможно, позитивным проектом мог стать Театр песни Аллы Пугачевой на Васильевском острове, но в декабре прошлого года постановление о строительстве этого театра было отменено. Вы уже получили объяснение этому решению от правительства города?

– Мы не то что объяснения не получили, у нас даже текста постановления нет. За какие грехи отменили – непонятно. У нас еще оставалось два года на реализацию этого инвестиционного проекта. При этом город максимально тормозил выполнение собственных задач: до сих пор не утверждены границы участка, правила землепользования и градплан нам передали с прочерками. Мы подали иск в суд, и если наше дело будет рассматриваться исключительно по букве закона, то, на мой взгляд, решение очевидно – проект отменен незаконно. Мы в него вложили более 100 млн рублей, но никто даже не говорит, что инвестору, если уж проект отменяется, нужно хотя бы компенсировать издержки.

На всех уровнях ныне звучат заявления, что инвесторов необходимо холить и лелеять. В нашем же случае мы, инвесторы, несколько лет бегали за городскими чиновниками, упрашивали, рассказывали про проект. В итоге чиновники под покровом ночи отменили уже согласованный проект, и никто даже не позвонил, не предупредил, что это происходит. И все это случилось с крупнейшей промоутерской компанией не только России, но и Восточной Европы. Весь концертный бизнес, так или иначе, проходит через Санкт-Петербург. За 15 лет работы мы доказали, что являемся профессиональным участником рынка.

– Как на эту конфликтную ситуацию отреагировал другой акционер проекта, Алла Пугачева?

При том что вся Европа Украину как бы поддерживает, артисты ехать туда ни за какие деньги не хотят

– Алла Пугачева – имя, под которое должны были прийти инвестиции. Она, к слову, изначально была против того, чтобы театр назвали ее именем. Контрольный пакет акций театра принадлежит мне, и вся ответственность за проект, соответственно, возложена на меня.

– Если решение признают незаконным, вы продолжите реализацию проекта?

– Будем смотреть на конъюнктуру. Если бы изначально все шло по плану, мы бы уже сдали объект в следующем году. Город получил бы современную концертную площадку, несколько миллиардов рублей в год налоговых платежей, несколько тысяч рабочих мест. Стоит ли сейчас упираться и, несмотря на сопротивление, двигать этот проект – у меня нет однозначного ответа.

Санкт-Петербургу катастрофически не хватает знаковых эстрадно-концертных территорий. БКЗ «Октябрьский» – площадка хорошая, вот только расположена в центре города, постоянные пробки. Плюс там небольшое зеркало сцены, что не позволяет показывать настоящие эстрадные шоу-программы. Да и вместимость в 3500 зрителей – не тот масштаб, чтобы заинтересовать условного Джо Кокера. В Ледовом дворце вместимость гораздо больше, но не будем забывать о том, что там играет хоккейный СКА, поэтому арена половину года занята под спортивные мероприятия, и, к сожалению, Ледовый дворец не камерный зал, чтобы зрители могли по достоинству оценить таких артистов, как, например, Эрик Клэптон или Андреа Бочелли.

– Помимо непосредственно шоу-бизнеса, корпорация PMI представлена в ряде других сегментов, к примеру, в недвижимости, в ресторанном бизнесе. Диверсификация бизнеса была осознанной необходимостью?

– Она была реакцией на те возможности, которые нам предоставлялись. Но мне сейчас эта диверсификация мешает. Когда управляешь всем по чуть-чуть, невозможно контролировать бизнес в целом. Новообразованные структуры плохо работали с точки зрения менеджмента,
и я до сих пор не могу сказать о том, что доволен качеством развития бизнеса. Поэтому все, что мы задумали, конечно, доведем до конца, но вписываться в новые бизнесы пока не будем.

– Каковы планы по стратегическому развитию PMI?

– Активно осваиваем территорию Восточной Европы, прежде всего Чехию, Польшу, Словакию.
Работаем в странах Прибалтики, в Финляндии. Начали сотрудничество с Казахстаном, вижу в этой стране большие перспективы.

– Как в этот сложный период функционирует подразделение «PMI Украина»?

– Очень плохо, убыточное подразделение. Год назад весь наш украинский офис был на Майдане, и я в чем-то их поддерживал. Когда открывал бизнес, в период правления Виктора Януковича, пришлось столкнуться с проблемами: коррупция, бандиты, обман как национальная идея. А теперь вижу, что эта психология оказалась устойчивой, не думаю, что в ближайшее время что-то изменится в лучшую сторону.

Вот ведь интересно, при том что вся Европа Украину как бы поддерживает, артисты ехать туда ни за какие деньги не хотят. Раньше все с удовольствием ездили в Киев – и Мадонна, и Дженнифер Лопес, и Стинг. А теперь – как отрезало. Не согласны с политикой России, но и на Украину тоже не сильно торопятся.

Плюс для Украины закрылся колоссальный рынок российских артистов. Поэтому в стране выступают в большинстве своем местные коллективы, тот же «Океан Эльзы», которым запрещен въезд в Россию. Некоторые украинские артисты, та же Ани Лорак, уже пострадали от взволнованных граждан Украины, выступающих против того, чтобы украинские коллективы пели в России.

– А взволнованные граждане России вам не мешают работать?

 

Молодых исполнителей, которые способны собрать залы, можно пересчитать по пальцам. Никто не хочет слушать новое

– Да, в стране появилось большое количество псевдопатриотов с определенной установкой на действия. Ты или должен этой установке соответствовать, или сразу объявляешься врагом. Но такое немыслимо в цивилизованной стране. Эти граждане открывают ящик Пандоры и провоцируют гигантский градус ненависти ко всем и каждому. Лет пять назад я и представить себе
не мог, чтобы на меня подавали в суд за гастроли Мадонны. И ладно, если бы все эти нервические движения были следствием истинных жизненных устоев. Но ведь это же прежде всего неприкрытый циничный пиар. Эта истерия, которая сейчас происходит, должна закончиться.

– Что заставляет вас быть оптимистом?

– Понимание того, что проблемы временны, что наступит момент, когда все осознают – дальше так работать нельзя.

По поговорке: умные учатся на чужих ошибках, а мы – на своих собственных. Поймут в том числе и те, до кого с трудом понимание доходит. Им просто потребуется больше времени, чтобы это осознать.

Нужно бороться за свою страну. Бороться и доказывать, что мы сильные.

Георгий Дмитриев

Корпорация PMI (Petersburg Musical Industry – «Петербургская музыкальная индустрия»)

Крупнейший в Санкт-Петербурге медиахолдинг. Основан в 2000 году Евгением Финкельштейном. В структуре корпорации – промоутерская компания «Планета-Плюс», агентство по продаже билетов Kassir.ru, компания PMI-Девелопмент, рестораны, другие активы.

PMI представляет интересы Русской медиагруппы по вопросам лицензионного радиовещания на Северо-Западе России: Русское радио, Love Radio. DFM, MAXIMUM, Monte Carlo.

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X