Они изменят город: проекты, которые делают Петербург полицентричным

Дата Май 12, 15 • Нет комментариев

Масштабные девелоперские и инфраструктурные проекты, реализуемые в Северной столице, окажут значительное влияние на формирование полицентричной модели Санкт-Петербурга...
Pin It

Главная » Журнал «Управление Бизнесом» №20, Недвижимость » Они изменят город: проекты, которые делают Петербург полицентричным

Масштабные девелоперские и инфраструктурные проекты, реализуемые в Северной столице, окажут значительное влияние на формирование полицентричной модели Санкт-Петербурга

Аналитический центр журнала «Управление бизнесом» подготовил исследование «Проекты, меняющие город», в рамках которого совместно с экспертным сообществом были проанализированы наиболее значимые девелоперские проекты, которые окажут влияние на качественное развитие городской среды.

Основной вывод, который можно сделать по итогам исследования: новых масштабных объектов в Петербурге в ближайшем будущем не предвидится, внимание властей будет сконцентрировано на уже строящихся. При этом необходимо, чтобы развитие проектов было синхронизировано с созданием транспортной инфраструктуры. Дисбаланс в этом вопросе уже привел к тому, что потенциал нескольких крупных проектов оказался не реализован.

СПАСИБО ЛОГИКЕ

Весной губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко заявил о том, что в условиях дефицита денежных ресурсов город рисковал остаться с недостроенными объектами, неподъемными выплатами по валютным кредитам и потерянным доверием со стороны инвесторов. По словам губернатора, это могло бы произойти, если бы в 2011 году были поддержаны «дорогостоящие и неочевидно выгодные для города и горожан проекты».

– Мы не могли заглянуть за горизонт, – заявил губернатор. – Но логика управления уберегла город от финансовых проблем.

Губернатор отметил, что такой подход позволил завершить модернизацию аэропорта Пулково, произвести реконструкцию теплового хозяйства Адмиралтейского и Центрального районов. При этом среди текущих приоритетных проектов он назвал город-спутник «Южный», Большой порт Санкт-Петербург и порт Бронка.

В свете предстоящего чемпионата мира по футболу в 2018 году, который пройдет в России, стоит упомянуть и стадион «Зенит Арена» на Крестовском острове. Сейчас расходы городской казны на его строительство оцениваются в 34,9 млрд рублей, завершение работ намечено на 2016 год. По словам Георгия Полтавченко, в 2014 году выполнено 60% работ, предусмотренных сметой.

Перед городом стоит задача обеспечения транспортной доступности стадиона для болельщиков. Для этого будет ускорено строительство станций «Улица Савушкина» и «Новокрестовская». Теперь их планируется открыть в 2018 году. Станция на Савушкина, безусловно, улучшит сообщение с другими районами города, тогда как загрузка «Новокрестовской» неочевидна.

Еще два проекта могли стать альтернативой друг другу либо реализовываться параллельно – строительство канатной дороги между Васильевским островом и стадионом на Крестовском острове и пешеходного моста на Крестовский остров из парка 300-летия Санкт-Петербурга. Канатную дорогу изначально хотели строить на основе государственно-частного партнерства, шли разговоры о частном финансировании проекта компанией «Газпромсоцинвест». В планах было «протянуть» дорогу и до «Лахта центра», который будет введен в эксплуатацию в год чемпионата.

Развитие стадиона «Зенит Арена» возможно в формате многофункционального торгово-спортивно-развлекательного пространства

По оценкам властей, канатная дорога могла бы перевозить по 10 000 человек в час, что позволило бы снизить нагрузку на метрополитен в дни матчей. Но в середине апреля текущего года председатель комитета по инвестициям Ирина Бабюк сообщила, что Смольный откажется от этого проекта из-за отсутствия инвестора. Впрочем, эксперты изначально неоднозначно оценивали эту идею.

– Пока у нас в стране успешно функционирует только одна канатная дорога – между городами Бор и Нижний Новгород. Такие объекты отличаются многими техническими нюансами и специфической схемой окупаемости, – говорит генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов. – Если одновременно с «Новокрестовской» будет построена станция метро «Улица Савушкина», расстояние от которой «по прямой» до «Лахта центра» менее 1,5 км, то здесь можно создать благоустроенный пешеходный бульвар. Тогда роль канатной дороги к «Лахта центру» была бы совсем «туристическая».

По мнению Финогенова, хоть как-то «спасти» станцию «Новокрестовская» способны развитие стадиона «Зенит Арена» в формате многофункционального торгово-спортивно-развлекательного пространства и реконструкция окружающей территории в формате всесезонного общественного пространства под открытым небом.

– Без единой экономической и социальной концепции развития территории вокруг «Зенит Арены» вся инфраструктура будет работать в режимах редких пиков и недогрузки в большую часть межсезонья, – считает он.

Эксперты полагают, что строительство двух станций метрополитена вполне способно обеспечить необходимое сообщение с островом.

– Мне неизвестно, проводилось ли экономическое обоснование, но есть ощущение, что такие проекты очень недешевы и, скорее всего, убыточны, – говорит директор департамента консалтинга компании ColliersInternational в Санкт-Петербурге Василий Довбня. – Жители кварталов на улице Савушкина и в северо-западной части Васильевского острова получат возможность быстро добраться до Крестовского острова за счет строящихся линий метро. По сути, проекты пешеходных мостов будут дублировать линии метро.

Довбня добавляет, что большого потенциала для крупных офисных и торговых помещений на Крестовском нет. Возможны небольшие кафе, магазины сувениров и спортивных товаров, развлекательные объекты.

– Есть потенциал для классических гостиниц, ориентированных на обслуживание спортсменов, туристов, – уверен Василий Довбня. – Но не думаю, что новая станция метро может глобально поменять вектор развития острова. Тем более что это все-таки сложившееся место отдыха горожан, и, на мой взгляд, оно должно остаться таковым.

Проект канатной дороги имеет право на существование, если она будет строиться исключительно за счет частных инвестиций и отличаться приемлемой архитектурно-эстетической составляющей, считает генеральный директор PETERLAND Юрий Зарецкий.

– Иначе это «пир во время чумы»! У нас метро на Юго-Запад никак построить не могут, важные статьи городского бюджета сокращаются, а тут очередной неочевидный проект, – комментирует он. – Пешеходный мост в нынешней сложной финансово-экономической ситуации также представляется излишним. Текущие транспортные проекты обеспечат адекватную транспортную доступность.

МЕЖДУ СЕВЕРОМ И ЮГОМ

Проект города-спутника «Южный» губернатор назвал приоритетным потому, что у него лучше всего проработана идея комплексного подхода. На территории города планируется застроить 212 га, площадь жилой недвижимости должна составить 4,3 млн  кв. м, коммерческой – 1,05 млн кв. м. Предполагается, что в результате реализации будет создано до 116 000 новых рабочих мест. По информации компании «СТАРТ девелопмент», на данный момент уже утвержден генплан, проект вошел в Стратегию экономического и социального развития Санкт Петербурга на период до 2030 года. Теперь инвестор ожидает утверждения правил землепользования и застройки.

Эксперты обращают внимание на основной риск: возможное невыполнение властями обязательств по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры. При условии ее достаточного обеспечения проект будет способствовать полицентричному развитию Петербурга, о необходимости которого урбанисты говорят не первый год.

Большие перспективы с точки зрения формирования новых жилых и деловых центров активности эксперты связывают еще с двумя территориями – вокруг аэропорта Пулково и «ЭкспоФорума» на юге города и «Лахта центра» – на севере.

Катализатором формирования бизнес-кластера и активной жилой застройки в районе аэропорта Пулково стало строительство нового терминала аэропорта, который был открыт весной прошлого года.

– Пулково – первый крупный инфраструктурный проект в России, по которому вступило в силу соглашение о ГЧП. Предполагается, что к 2039 году авиахаб будет принимать до 35 млн пассажиров в год. Планировалось, что к 2013-му пассажиропоток достигнет 14 млн, однако этого показателя удалось добиться по итогам прошлого года – 14,3 млн человек.

«ЭкспоФорум» также может стать одной из доминант территории и привлечь внимание инвесторов. Проект реализуется на территории площадью 56,21 га и предусматривает, помимо конгрессно-выставочного центра, гостиницы Hilton St. Рetersburg ExpoForum и Hamptonby Hilton St. Petersburg ExpoForum, бизнес-центр и объекты сопутствующей инфраструктуры: склады, таможенный терминал, кафе, рестораны. Для обеспечения транспортной доступности планируется реконструкция Петербургского шоссе, строительство нескольких транспортных развязок и развитие улично-дорожной сети на прилегающей к комплексу территории.

Катализатором формирования бизнес-кластера и активной жилой застройки в районе аэропорта Пулково стало строительство нового терминала

На севере города Газпром реализует другой мегапроект – «Лахта центр», включающий как офисные площади для структур Газпрома и других компаний, так и научно-образовательный комплекс, спортивные и досуговые объекты, прогулочные зоны.

– Двумя основными зонами многофункционального развития вне исторического центра станут именно территории вокруг Пулково и «Лахта центра». Больший потенциал у Юга. Развитие зоны вокруг аэропорта не зависит от эффективности и темпов реализации одного мегапроекта с одним инвестором, – говорит Антон Финогенов. – Территория вокруг аэропорта застраивается бизнес-центрами уже 10 лет, почти без поддержки городских властей, за счет близости к единственному авиахабу Северо-Запада России. Кроме того, южная территория имеет значительные земельные резервы для развития. Вокруг «Лахта центра» осталось очень мало свободных территорий, в основном есть районы малоэтажной застройки, требующие очень сложной программы реконструкции.

Развитие проекта «ЭкспоФорум», вероятнее всего, будет иметь локальный эффект, его значимость будет повышаться в дни тематических мероприятий, однако разрастание в ведущую общественно-деловую зону города сомнительно, считает Юрий Зарецкий.

Одним из основных условий успешного развития этих территорий остается транспортная доступность.

– Ключевым фактором формирования деловых зон Пулково и «Лахта центра» выступают проекты развития транспортной инфраструктуры, которые в идеале не должны отставать от темпов развития деловых зон, – говорит заместитель директора департамента консалтинга и оценки компании Maris в ассоциации с CBRE Алена Волобуева.

Например, необеспеченность достаточной транспортной инфраструктурой не позволила в полной мере реализовать потенциал проекта на юго-западном побережье Финского залива – комплекса «Балтийская жемчужина». Изначально здесь предполагалось создание многофункционального комплекса, включающего объекты не только жилой, но и коммерческой недвижимости: территория общественно-деловой зоны должна была составить около 36 га.

За 10 лет в рамках проекта было введено в эксплуатацию 358 000 кв. м жилья, в стадии строительства находятся еще 409 000 кв. м. Большинство торговых площадей размещено в ТРЦ «Жемчужная плаза», площадь которого – 140 000 кв. м.

– Проект, в рамках первых очередей строительства, стал одним из самых оптимальных предложений на рынке жилья Санкт-Петербурга по соотношению цена – качество, – считает Антон Финогенов.

– Однако отсутствие обещанного городскими властями развития транспортной инфраструктуры на Юго-Западе города (особенно общественного транспорта) привело к тому, что он превратился в монофункционально-жилой, хотя ранее предполагал создание обширной деловой, выставочной и общественной инфраструктуры.

«Балтийская жемчужина» формирует новый жилой микрорайон с достаточно комфортной средой обитания, если, конечно, не брать в расчет «провал» в развитии транспортного обеспечения микрорайона, а также пролонгированные сроки освоения территории, – уточняет Юрий Зарецкий.

ПОРТ НЕ СПАСАЕТ

Доминантой западной части Васильевского острова призван стать проект «Морской фасад», имеющий статус стратегического проекта Санкт-Петербурга. Он расположен на территории 476 га, объем инвестиций – 300 млрд рублей. Инвестором выступает компания «Терра- Нова». Проект предполагает образование в Финском заливе искусственной территории методом гидронамыва. На данный момент уже образовано около 170 га намыва, ведется строительство первых жилых домов.

В числе преимуществ проекта инвесторы называют близость к трассе Западного скоростного диаметра, а также наличие единственного в России специализированного морского порта.

Не отрицая значимости этого проекта, урбанисты не совсем позитивно оценивают темпы и формат его реализации.

– Проект перспективный, обещающий дать новый импульс развитию Васильевского острова, да и города в целом, – говорит Юрий Зарецкий. – Но развивается он крайне медленно, до сих пор не намыта вся территория, инженерные коммуникации пока лишь на бумаге, отсюда и строительство лишь на отдельных участках.

Урбанисты не совсем позитивно оценивают темпы и формат реализации проекта «Морской фасад»

«Морской фасад» должен был стать визитной карточкой «нового Петербурга» с современной и разнообразной недвижимостью, важным общественным и деловым центром, не оторванным, а интегрированным в историческую застройку города.

– Эти ожидания он не оправдал, превратившись в стандартный проект застройки полей жильем весьма посредственной архитектуры, – рассказывает Антон Финогенов, поясняя, что деловая и общественная инфраструктура из проекта почти исчезла и развитие пассажирского терминала эту тенденцию не сможет изменить. – Серьезное «упрощение» проекта было запрограммировано после кризиса 2008 года. Изначально он должен был развиваться по более сложной схеме инвестиций, с большим уровнем участия городских властей в сфере создания особого административного, налогового, инфраструктурного режимов, – продолжает Антон Финогенов.

«БУКСУЮЩИЙ» ЦЕНТР

В центре города к крупным проектам, выступающим катализаторами развития территорий, можно отнести возведение комплекса «Невская ратуша», которым управляет «ВТБ Девелопмент». Реализация проекта не обошлась без перипетий, в том числе из-за неясности планов Смольного по переезду туда части комитетов администрации города. Эти намерения актуальны – по оптимистичным ожиданиям, к концу нынешнего года отдельные службы городской администрации начнут переезд в возведенное для них здание. Комплекс общей площадью более 340 000 кв. м, включающий семь бизнес-центров класса «А», «четырехзвездочный» отель и здание для администрации Санкт-Петербурга, несомненно, преобразит облик этой части района. На данный момент реализована первая очередь строительства: два бизнес-центра класса «А» и здание для администрации города.

По данным «ВТБ Девелопмент», сейчас можно говорить о заполняемости проекта на 70%, поскольку  бизнес-центр № 2 полностью передан одному арендатору, а заполняемость бизнес-центра № 3 приближается к 50%.

– В свое время проект послужил драйвером развития юго-восточной части Центрального района, – говорит Алена Волобуева.

– «Невская ратуша» – перспективный проект создания новой правительственно-деловой зоны, однако пробуксовывающий и с неясными перспективами развития, – считает Юрий Зарецкий.

Не первый год обсуждается судьба двух исторически значимых территорий в центре Петербурга – острова Новая Голландия и Апраксина Двора.

Более-менее ясные перспективы относительно Новой Голландии обозначились в прошлом году. В ноябре право реконструкции острова получила аффилированная структура компании Millhouse – «Новая Голландия – Девелопмент». Бюджет проекта составляет более 12 млрд рублей. Реконструкцию Новой Голландии инвестор должен будет осуществить не более чем за семь лет. Согласно планам, в результате реновации на острове будет создан общественно-деловой многофункциональный комплекс с выставочными площадями, гаражом, объектами инженерной инфраструктуры.

Судьба проекта «Невская ратуша» не обошлась без перипетий, в том числе из-за неясности планов Смольного по переезду туда части комитетов

Наиболее туманным видится будущее Апраксина Двора. В конце декабря прошлого года председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга Ирина Бабюк заявила, что есть новая идея реконструкции, она просчитана и авторы проекта готовы представить цифры к обсуждению. Планируется, что в зданиях Апраксина Двора будут работать петербургские дизайнеры, эвент-центры, коворкинг-центры, созданы места для молодых бизнесменов со стартовыми проектами. Вместе с тем полная концепция и расчеты, насколько известно, еще не обнародованы.

– Преобразование территории Апраксина Двора можно охарактеризовать как «долгое перетягивание каната» на фоне «рыночного торжища» в самом центре города с периодическими «социально-религиозно-этническими происшествиями», – говорит Юрий Зарецкий. – Креативное пространство – модный термин, но не коммерчески эффективный проект на столь масштабной территории. А инвестору необходим финансовый результат. Апраксин двор издавна воспринимается как торговая зона. Задача города – сделать торговлю на данной территории цивилизованной и контролируемой, перенести ее в современные форматы, добавив общественно-культурных элементов застройки, сохранив единство территории.

Для того чтобы вопрос с такой проблемной территорией сдвинулся с мертвой точки, нужна воля городских властей.

Большие перспективы с точки зрения формирования нового жилого и делового центра активности эксперты связывают с «Лахта центром»

– Только город может реализовать относительно быструю программу административной и налоговой поддержки, модерации процесса переговоров между многочисленными собственниками объектов в Апраксином Дворе. Важно вести данные процессы на единых принципах, не меняя позицию власти каждый год, – говорит Антон Финогенов. – В противном случае многочисленные собственники данной территории самостоятельно еще лет 10–15 будут медленно реконструировать пространство, постепенно заменяя торговлю экономического класса на более «сложные» функции. Есть и такой путь. Хуже, когда город особо не помогает, но при этом жестко регламентирует и регулирует, – полагает Антон Финогенов.

Эксперты сходятся во мнении, что сосредоточиться на текущих проектах в девелоперской сфере, не запуская новых крупных, вполне логичное решение с учетом того, что многие из них «буксуют». Во многом из-за того, что транспортное и инженерное развитие территорий катастрофически не поспевает за  темпами девелопмента. В этой связи отказ от инициации и поддержки новых проектов может оказаться полезным, пока городские власти не найдут рецептов оптимального и быстрого создания необходимой инфраструктуры.

– На строительной площадке «Лахта центра» идут завершающие работы нулевого цикла высотного здания: сооружена защитная стена в грунте, свайное основание (264 сваи двухметрового диаметра на глубину до 82 м); успешно залита главная несущая конструкция – нижняя плита коробчатого фундамента, получившая статус мирового рекорда непрерывного бетонирования. Параллельно начинает расти вверх многофункциональное здание – большое и сложное сооружение, примыкающее к башне, где разместятся основные общественно-доступные объекты.

Мы планируем, что к концу года наши здания уже будут хорошо видны из-за ограждения площадки, а высотка будет насчитывать десять этажей. Текущий темп и организация работы на площадке дают нам уверенность, что сроки сдачи комплекса в эксплуатацию не изменятся. Это 2018 год.

Что касается полицентричной модели Петербурга, то единичный проект, даже такой масштабный и комплексный, как «Лахта центр», не может решить стратегическую задачу изменения вектора городского развития. Но, безусловно, выбирая площадку и определяя функциональное наполнение проекта, мы учитывали тенденции развития города, перспективы и потребности района, в котором реализуем проект.

Наш проект задуман как открытый многофункциональный комплекс, где помимо офисов будут созданы общественные пространства для проведения городских мероприятий, выставочные зоны, научно-образовательный детский центр «Мир науки», планетарий, инфраструктура для проведения конгрессов и конференций, театральные и концертные площадки, кинозалы, кафе, рестораны и многое другое.

Таким образом, на периферии города должна сформироваться самодостаточная территория для жизни и работы, а существующие дороги разгрузятся благодаря перераспределению транспортных потоков, направленных в настоящее время в основном в центральную часть города.

Если говорить о проекте канатной дороги, который ранее рассматривался, то мы по определению приветствуем любую инициативу, которая поможет решению острых для всего города транспортных проблем. Даже такой экзотический вид транспорта, как канатная дорога, был бы полезен, если таким образом к новой достопримечательности города – «Лахта центру» – могли бы добраться петербуржцы и гости города. Главное, чтобы такого рода проекты были дополнением, но не заменой запланированных десятки лет назад станций метро, автомобильных развязок и новых магистралей, без которых Приморский район буквально задыхается в ежедневных пробках. Мы, как и все жители этой части города, рассчитываем, что заявленные ранее городские объекты транспортной инфраструктуры будут реализованы.

Из реально реализуемых проектов я бы выделил три. Первый – это строительство «Лахта центра», которое позволит серьезно усилить роль Приморского района в качестве современного делового и общественного центра, в том числе за счет строительства крупной общественной зоны, включающей музей и новую набережную. Он может стать катализатором реконструкции железнодорожной инфраструктуры под новый вид транспорта – комфортную городскую электричку, так как планируется организация движения от Финляндского вокзала к новому железнодорожному вокзалу у «Лахта центра».

Во-вторых, завершение ЗСД – полноценного городского автобана, минимально негативно влияющего на жилую застройку, но позволяющего вывести часть транзитных потоков автотранспорта из центра, улучшить связь севера города с аэропортом, ситуацию на Васильевском острове.

И третий проект – реконструкция Новой Голландии, позволяющая создать знаковое архитектурное, градостроительное и общественное пространство. Проект важен как новый экономический и средовой драйвер развития западной части исторического центра. Новая Голландия может стать полигоном развития новых для города отраслей в сфере культурного девелопмента, креативной экономики. Важно, что проект реализуется за счет частных средств.

Городу нужно сконцентрироваться на трех типах транспортных проектов: малых автодорожных эстакадах через железные дороги и дополнительных проколах автодорог через промышленные и коммунальные зоны, комбинированном развитии связанной с метро системой городских железных дорог, скоростных трамваев и автобусов, двигающихся по выделенной полосе. А также на единой городской системе платной парковки с гибкими территориальными тарифами на основе принципа «за стоянку на городских дорогах нужно платить хотя бы рубль в сутки, но платить».

– Объемы инвестиций в строительство города-спутника «Южный» остаются прежними, тогда как график реализации сместился на один год из-за изменений в законодательстве, в том числе из-за изменений порядка утверждения правил землепользования и застройки. Власти Петербурга поддерживают наш проект.

На ежегодном докладе перед ЗакСом губернатор Георгий Полтавченко выделил «Южный» как наиболее подготовленный и приоритетный для Петербурга, поэтому оснований для беспокойства по поводу отказа от обязательств со стороны правительства пока нет. В марте комитет по тарифам Петербурга утвердил новую инвестиционную программу Акционерного общества «Санкт-Петербургские электрические сети» на 2015–2019 годы. Программа, в частности, предусматривает строительство двух новых подстанций 110 кВ, одна из которых предназначена для реализации стратегического проекта Петербурга «Создание города-спутника «Южный»».

В мировой практике нет успешных проектов не только массового, но и качественного жилого строительства, где девелопер абсолютно все вопросы решал бы самостоятельно. «СТАРТ Девелопмент» такую задачу никогда перед собой и не ставил. Наша прерогатива – создание концепции развития территории, подготовка площадей под размещение тех или иных инвестпроектов.

Основные наши инвестиции – земля, инженерия, внутренние дороги и, конечно, интеллектуальная оболочка. Мы создаем идеологию места и условия для застройщиков, строить будут те компании, для которых это основной бизнес. С инвесторами работаем и мы, и правительство города, и правительство России. Сейчас на стадии подписания находится четырехстороннее инвестсоглашение по созданию на территории «Южного» мощного драйвера развития – Иннограда науки и технологий.

– Наибольшее влияние на развитие города, скорее всего, окажут строительство ЗСД, новых станций метрополитена и вообще все планы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры, которая является каркасом для формирования рынка недвижимости. Из других крупных проектов можно отметить особую экономическую зону «Новоорловская» – достаточно крупный масштабный проект, который окажет влияние на экономику города.

А также новый аэропорт, который по какому-то странному стечению обстоятельств оказался лишен внеуличного общественного транспорта.

Проекты, запланированные к реализации к ЧМ- 2018, я оцениваю как продолжение славной традиции строительства «потемкинских деревень». К примеру, очень неудачно, на мой взгляд, выбрано место для строительства стадиона – на острове, без удобных подъездов и транспортной доступности. В городе есть немало других районов, где строительство стадиона могло бы дать импульс для их развития и выхода из депрессивного состояния.

Для развития города необходимы транспортные проекты. Особенно это касается внеуличного общественного транспорта: городских электричек, скоростных легкорельсовых трамваев и т. д. В этом вопросе мы сильно отстаем от тех мегаполисов, которые принято считать передовыми и прогрессивными. Я считаю, что это важнейшая точка приложения усилий городской администрации на ближайшие 10 лет.

Общественный транспорт должен быть развитым, удобным, он должен реально создавать у людей стимулы отказываться от личного транспорта, в противном случае все меры по давлению на автомобилистов в виде платных парковок будут вызывать у горожан только негодование и озлобление.

– Коснусь девелоперских проектов, которые формально находятся за чертой города и пока меняют Санкт-Петербург не в лучшую сторону. Речь идет об интенсивном освоении пограничных с городом территорий Всеволожского района ЛО.

Известно, что в поселках Мурино, Новое Девяткино, Янино, Кудрово сейчас наблюдается колоссальная диспропорция в развитии жилищного сектора, с одной стороны, и всех видов городской инфраструктуры – транспортной, инженерной, социальной – с другой.

Для решения этой проблемы, на мой взгляд, в ближайшее время необходимо ускорить уже намеченные и реализуемые проекты по строительству детских садов, школ, клиник. Также нужно возводить напорную канализацию и мощные очистные сооружения, иначе в Новом Девяткино так и будут сбрасывать неочищенные стоки в реку Охту.

Что касается транспортной инфраструктуры, то территориям поселков Мурино и Новое Девяткино остро не хватает минимум двух дорог. Для разгрузки Токсовского шоссе, которое пока играет роль единственного транспортного «бутылочного горлышка» для жителей новых кварталов Мурино и Новое Девяткино, нужно построить на пересечении КАД и Гражданского или Светлановского проспектов такой же путепровод, как на стыке Токсовского шоссе и улицы Руставели. Артерию для транзитных автомобилей в обход Мурино можно было бы проложить в продолжение Челябинской улицы (по Промзоне поселка Мурино), соединив ее с дорогой на Токсово, обойдя поселок Новое Девяткино с выходом на Приозерское направление.

Если все это реализовать, то вектор развития приграничных территорий Всеволожского района будет направлен в позитивную сторону и неизбежный процесс их интеграции с северо-восточными и восточными окраинами Петербурга пойдет менее болезненно.

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X