Конфигурация факторов для поддержки стратегически важных отраслей и предприятий Санкт-Петербурга

Дата Май 12, 15 • Нет комментариев

– Необходимо в сжатые сроки сконцентрировать ресурсы города и усилия правительства Петербурга на поддержке стратегически важных отраслей и предприятий. Тех, от которых...
Pin It

Главная » Актуальные материалы, Журнал «Управление Бизнесом» №20 » Конфигурация факторов для поддержки стратегически важных отраслей и предприятий Санкт-Петербурга

– Необходимо в сжатые сроки сконцентрировать ресурсы города и усилия правительства Петербурга на поддержке стратегически важных отраслей и предприятий. Тех, от которых зависит стабильность социально-экономической ситуации сегодня, а также тех, чьи успехи в экономике позволят нам и завтра успешно решать все социальные задачи. Сразу хочу предупредить, что субъективный момент, вкусовщина и кумовство исключены. Уже определены критерии для включения отраслей в перечень приоритетных для города, а предприятий – в перечень системообразующих…

Предприятие для попадания в перечень должно иметь заметную долю в бюджете города – не менее 0,1% от общей суммы зачисленных поступлений. Кроме того, требуется среднесписочная занятость не менее 500 человек, средняя зарплата – не меньше номинальной начисленной среднемесячной по Санкт-Петербургу за 2014 год и более 1 млрд рублей инвестиций в основной капитал за последние три года. Здесь также учитывается экспортная деятельность, участие или возможность участия в цепочках импортозамещения…Вторая ключевая задача – выйти на качественно новый уровень координации с федеральным центром. У России есть национальные интересы, локализованные в нашем городе как ведущем научном и промышленном центре страны. Мы понимаем, что за ними должно стоять серьезное федеральное финансирование. Проще говоря, у государства есть объективная потребность – у нашего города есть возможности. А также лучшие на сегодняшний день стартовые позиции благодаря устойчивому экономическому и финансовому положению. Вместе получается исключительно перспективная для Петербурга конфигурация факторов. Наличие в правительстве города людей с опытом работы на федеральном уровне дает нам дополнительные преимущества…

Третья ключевая задача – стимулирование внутренних инвестиций. Здесь мы тоже не стали, как в 2009 году, ограничиваться традиционными мерами, такими как компенсация предприятиям части затрат на приобретение техники в лизинг. Понимая серьезность ситуации, мы уже к осени прошлого года первыми в России подготовили пакет стабилизационных льгот для крупного и среднего бизнеса. Для тех, кто пополняет основные фонды, вкладывает средства в модернизацию производства, покупает новое оборудование, создает высокотехнологичные рабочие места и обеспечивает высокую заработную плату…Четвертое – необходимо снизить издержки на ведение бизнеса. Это не концентрация ресурсов на «направлениях главного удара» и не поддержка тех, кто готов развиваться самостоятельно, а комплекс мер, которые помогут всем остальным, так сказать, «удержаться на плаву». Прежде всего малым предприятиям.

В ближайшее время город объявит «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных предприятий и сократит количество контрольно-надзорных процедур для добросовестного бизнеса. С 1 января 2015 года в Петербурге с 10 до 7% снижена ставка для субъектов малого предпринимательства, которые применяют упрощенную систему налогообложения «доходы минус расходы». Мы отказались вводить в 2015 году торговый сбор, грозивший большими неприятностями мелкой рознице, а также избавили малый бизнес от исчисления налога на имущество организаций по кадастровой стоимости объектов. В 2015 году такой порядок расчета применяется только для торгово-развлекательных комплексов площадью свыше 3000 кв. м.

Отдельно хочу сказать о мерах по стабилизации строительной отрасли. Эту задачу, пятую по счету, можно считать задачей повышенной сложности. От строительства зависит не только завтрашний день города, но и нынешнее состояние экономики. В 2014 году с учетом мультипликативного эффекта отрасль привлекла в основные фонды Петербурга порядка 400 млрд рублей. Впервые в постсоветской истории города комитет по строительству исполнил свои бюджетные назначения на 84%. Введены в эксплуатацию 177 объектов коммунального и транспортного строительства, 28 объектов здравоохранения, физической культуры и спорта, 18 объектов образования, в том числе 13 детских садов. Суммарный ввод жилых и нежилых объектов в Петербурге составил 6,3 млн кв. м. Сохранить такие объемы в текущем году вряд ли получится. Участникам рынка нужно время, чтобы привыкнуть к новым ценам на стройматериалы, все хорошенько просчитать и перестроить механизмы финансирования…

Что касается инвестиционных проектов, на первый взгляд не имеющих отношения к бюджету… Я считаю, что трудные времена не повод второй раз наступать на те же грабли, на которые Петербург уже наступал в прошлом десятилетии. Худшее, что может сейчас сделать город, – опять начать одобрять все, чего изволит инвестор, и нахватать обязательств по строительству инженерных сетей и дорог еще на два годовых бюджета.

От долгосрочных интересов Петербурга и петербуржцев мы отступать не собираемся. Так что советую девелоперам сразу задуматься о разумной кооперации с городом в тех или иных формах государственно-частного партнерства. Либо – искать новых партнеров и объединять усилия. Денег сегодня нет ни у кого. Трудно построить отдельно фабрику, отдельно жилой квартал, отдельно платную дорогу. Поэтому имеет смысл сосредоточиться на комплексном развитии нескольких территорий, чтобы там было и где жить, и где работать, и где провести свободное время, и возможность добраться…

Основной вопрос об экономии сегодня состоит не в том, как ее получить, а в том, как ею лучше распорядиться в нынешней ситуации. Стоит ли городу направлять эти средства на погашение государственного долга Санкт- Петербурга? Или в условиях высокой инфляции правильнее будет объем долга сохранить, а все свободные деньги сразу же направлять на программы экономического развития? На мой взгляд, интересам города сегодня больше отвечает второй вариант. Я убежден, что инфляционное финансирование экономики Петербурга оправдано прежде всего интересами ускоренного развития в городе собственного производства. По смыслу и масштабу – это главная из наших задач…

От самого рождения Петербург был городом мастеровым. В сознании петербуржцев и ленинградцев работающие заводы всегда оставались параметром стабильности жизни, уверенности в завтрашнем дне. А сегодня это чувство исторической правоты дополняется пониманием того, что у промышленного развития нет альтернативы. У Петербурга нет другого пути, кроме как создавать свою нишу в международном разделении труда. Собственными руками, за счет форсированного замещения импорта, усиления поддержки своих производителей и повышения спроса на их продукцию, инвестирования в высокотехнологичные предприятия и организации, опережающего развития производства инновационных товаров и услуг.

Хочу развеять опасения скептиков, что стабилизация промышленности в ближайшее время съест все ресурсы города и ничего не оставит нашим «локомотивам роста». Импортозамещение – лишь часть начинаемой нами «новой индустриализации».
Все перспективные проекты, все промышленные кластеры Петербурга, способные к опережающему развитию, помимо уже перечисленных мер поддержки получат и адресную помощь.

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X