Объявленная ценность

Дата Мар 10, 15 • Нет комментариев

Оставить в наследство внукам полотно выдающегося художника – необычный, но вполне разумный шаг Настоящие ценители прекрасного находились во все времена: иные романтики и...
Pin It

Главная » Журнал «Управление Бизнесом» №18, Культура и искусство » Объявленная ценность

Оставить в наследство внукам полотно выдающегося художника – необычный, но вполне разумный шаг

Настоящие ценители прекрасного находились во все времена: иные романтики и сейчас готовы выложить последние пару центов (или пару тысяч долларов) за обладание редкой книгой или картиной. Между тем крупнейшие аукционные дома делают охоту на искусство модным и привилегированным развлечением для избранных, ставя продажу полотен на поток.

Иногда приходится слышать, что в современном мире бытовой комфорт и материальные ценности имеют гораздо больший вес, чем книги и предметы искусства. Однако, глядя на успехи аукционного дома Sotheby’s, начинаешь сомневаться в том, что ценность живописи или старинных манускриптов когда-либо будет утрачена.

Коллекционирование предметов искусства можно рассматривать еще и как выгодную инвестицию. Картины французских импрессионистов или советских модернистов не подвержены колебаниям курсов валют и не обесцениваются. Оставить в наследство внукам полотно выдающегося художника – необычный, но вполне разумный шаг. Очевидно, что такое решение принимают все больше обеспеченных европейцев и американцев: ежегодный оборот аукциона Sotheby’s достигает 135 млн фунтов.

Ставка на интеллект

Впрочем, поначалу многомиллионные объемы сделок и не снились основателю Sotheby’s – продавцу книг Сэмюэлю Бейкеру. Свои первые книжные торги предприимчивый британец провел в 1744 году в Лондоне. Надо сказать, в то время торговля книгами приносила действительно неплохой доход, этим занимались все европейские аукционные дома. Особо ценные издания – с необычным переплетом, инкрустированные драгоценными камнями – во время торгов могли подниматься в цене в десятки раз.

Аукционы привлекали внимание азартных и состоятельных джентльменов со всей Британии, так что бизнесу мистера Бейкера было куда расти. В 1754 году британец открыл постоянно действующий аукционный зал и стал регулярно публиковать каталоги книг с фиксированными стартовыми ценами.

После смерти Бейкера в 1778 году дело перешло под управление его энергичного и амбициозного племянника Джона Сотби, который и подарил аукционному дому собственную фамилию. Идея оказалась удачной: именной бренд вызывал больше доверия, позволял быстрее налаживать полезные связи в среде обеспеченных англичан. К тому же Сотби задумал превратить рядовой книжный аукцион в настоящий рынок антиквариата: при нем на торги все чаще стали попадать необычные гравюры, редкие монеты и медали.

Деловая хватка, передавшаяся наследникам Сотби, принесла аукционам бешеную популярность. К середине XIX века семейный бизнес Sotheby’s уже был известен во всем мире как крупнейший аукцион по продаже книжных раритетов. Через его торги прошли богатейшие библиотеки, в том числе принадлежавшие известным историческим личностям, среди которых герцоги Йоркский и Букингемский, Наполеон, Шарль Морис де Талейран и другие.

Наконец, на аукцион была выставлена первая картина. Так в 1909 году началась новая веха в развитии Sotheby’s.

Ветер перемен

Со временем торги Sotheby’s стали превращаться в масштабные культурные события. Поучаствовать в гонке за раритетами или просто «себя показать и на других посмотреть» собирался весь цвет английской буржуазии. Стало очевидно, что бизнес династии Сотби играет заметную роль в культурной жизни Европы – назначает цену крупнейшим произведениям искусства и позволяет искусствоведам опираться на итоги предыдущих торгов при оценке полотен.

В 1936 году компанию возглавил Питер Уилсон – невероятно энергичный и харизматичный бизнесмен, с чьим именем связана самая яркая эпоха в истории аукциона. Опередив конкурентов, Уилсон быстро оценил перспективу зарубежного арт-рынка. Он настоял на том, чтобы в торгах принимали участие картины импрессионистов и современных авторов. Публика приняла инициативу с восторгом: продажи оказались рекордными.

В послевоенное время прибыль Sotheby’s выросла до 5 млн фунтов в год. Пора было задумываться о международной экспансии. В 1955 году первое зарубежное отделение аукционного дома открылось в Нью-Йорке. Позже появились филиалы в Париже, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге и Флоренции. Однако американская ветвь бизнеса казалась наиболее привлекательной для Sotheby’s: налоги на продажу предметов искусства здесь были в разы ниже, чем в родной Англии.

Американские горки

Между тем покорить американский рынок оказалось не так просто. В начале 1980-х годов легендарный Sotheby’s оказался на грани банкротства. Владельцам торгов не доставало американской прагматичности и жесткой хватки в бизнесе. Однако в 1983 году контрольный пакет акций аукционного дома выкупил американец Альфред Таубман – обладающий необходимыми деловыми качествами владелец международной сети супермаркетов Taubman Centers. И под его руководством в 80-е годы товарооборот фирмы снова начал расти.

После чудесного финансового «воскрешения» Sotheby’s вскоре вышла на новый уровень. Всего за два года – с 1985-го по 1986-й – более 80 картин на аукционе было продано по цене более миллиона долларов. Щедрость инвесторов вполне можно объяснить тем, что к концу XX века произведения искусства стали полноценной инвестицией. Финансовые консультанты в управляющих компаниях Лондона и Нью-Йорка всерьез рекомендовали своим подопечным обращать внимание на классические полотна и вкладывать средства в антиквариат. Для этого покупателям даже необязательно было разбираться в искусстве: большинство слепо доверяли вкусам искусствоведов Sotheby’s и полагали, что предложенные цены справедливы для каждого лота.

Подобного доверия ранее не удостаивалась ни одна аукционная фирма в мире. В 1987 году рост прибыли Sotheby’s составил 85%, а объем продаж впервые превысил миллиард долларов.

С тех пор на легендарных торгах было продано немало сенсационных лотов. Одними из них стали пейзаж Джона Констебла «Плотина», который ушел с молотка за 10,78 млн фунтов стерлингов, и манускрипт XIII века «Бестиарий герцога Нортумберлендского» за 2,97 млн фунтов стерлингов.

В 2000-е годы на Sotheby’s были побиты все рекорды дороговизны. Так, одной из самых дорогих картин стала работа Пабло Пикассо «Мальчик с голубой трубкой», купленная в 2004 году за $104,2 млн. Скульптура «Шагающий человек» Альберто Джакометти в 2010-м ушла за $103,7 млн. Самым дорогим драгоценным камнем стал розовый бриллиант весом в 24,78 карата – «Розовый Графф», проданный в 2010 году за $46,2 млн.

Помимо ценных предметов искусства на торги нередко попадали эксклюзивные сувениры или личные вещи знаменитостей. Так, в апреле 2011 года с молотка ушла советская космическая капсула «Восток 3KA-2» – ее продали за $2,8 млн. Блокнотный листок с рукописным текстом песни «Один день из жизни» Джона Леннона был продан за $1,2 млн.

Сегодня принять участие в легендарных торгах или просто посмотреть за ходом аукциона Sotheby’s может любой желающий. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте, после чего можно следить за торгами в режиме онлайн.

Неискушенному наблюдателю часто невдомек, за счет чего формируется цена лотов. Искусствоведы утверждают, что на стоимость произведения искусства влияет множество факторов, в том числе мода на конкретного автора и его место в истории живописи. Важно и то, какой историей обладает картина: в каких коллекциях побывало полотно и в каких выставках оно принимало участие.

Кстати, потенциальному покупателю важно помнить о том, что цена в аукционном зале меньше, чем реальная стоимость покупки: счастливому обладателю лота придется заплатить комиссионные аукционному дому, а также налоги. Если этого не учесть, то легко можно оказаться в неловкой ситуации, подобно героям романа «Двенадцать стульев».

За более чем двухсотлетнюю историю аукционный дом Sotheby’s успел повидать много эксцентричных персонажей. Уже много лет публичные торги привлекают внимание звезд шоу-бизнеса, политиков и именитых коллекционеров. Однако главный покупатель предметов искусства сегодня – это дальновидный инвестор, который понимает разницу между мимолетными и вечными ценностями.

Мария Коваценко

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X