Персональный подход

Дата Мар 10, 15 • Нет комментариев

Поддержку энергетического сектора страны государство осуществляет отдельно от антикризисных программ Энергоресурсы – одно из основных конкурентных преимуществ России....
Pin It

Главная » Актуальные материалы, Журнал «Управление Бизнесом» №18 » Персональный подход

Поддержку энергетического сектора страны государство осуществляет отдельно от антикризисных программ

Энергоресурсы – одно из основных конкурентных преимуществ России. Сделав добычу углеводородного сырья приоритетной отраслью, обеспечивающей 50–52% бюджетных доходов, страна поставила свое благополучие в прямую зависимость от конъюнктуры цен на мировых рынках и состояния дел в этом сегменте. Поэтому решения о поддержке, работоспособности и стратегических ориентирах добывающей отрасли принимаются отдельно.

Даже при нынешнем уровне цен Россия не планирует снижать объем добычи. Минэнерго рассчитывает сохранить добычу нефти и газа в 2015 году на уровне 2014-го, что позволит стране удержать позиции на мировом энергетическом рынке.

В то же время снижение поступлений средств от продажи углеводородов скажется на инвестиционных планах отрасли. В частности, недропользователи начнут сокращать финансирование геолого-разведочных работ, из-за чего замедлится прирост российских запасов нефти и газа. Это может отразиться на сроках строительства и модернизации объектов по углубленной переработке сырья.

Важным решением стало вступление с 1 января 2015 года в силу так называемого налогового маневра, меняющего принципы налогообложения нефтяной отрасли. Нововведение предполагает поэтапное сокращение в течение трех лет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (в 1,7 раза – на нефть и в 1,7–5 раз – на нефтепродукты) одновременно с увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых (на нефть – в 1,7 раза, на газовый конденсат – в 6,5 раза). То есть государство запустило процесс изменения структуры налоговых платежей, направленный на постепенное снижение зависимости бюджета от нефтегазовой отрасли до 43–45%.

– Налоговый маневр создает комфортные условия на последующие годы как для бюджета, так и для компаний, – пояснил в интервью газете «Ведомости» заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович.– Если бы мы его не провели, бюджет формально заработал бы больше, но что произошло бы в реальности? Существенно снизились бы объемы производства – компании просто не выдержали бы ту нагрузку, которая предусматривалась ранее действовавшей налоговой системой.

При этом дополнительных мер на поддержку отрасли больше не запланировано, подтверждает глава ОАО «Газпром нефть» Александр Дюков.

Если перспективы нефтегазодобывающего бизнеса во многом зависят от общемировой ситуации, то энергетические компании, работающие в сфере генерации, транспортировки тепло- и электроэнергии, напрямую зависят от положения дел на внутреннем рынке страны.

С одной стороны, энергетические компании подошли к нынешнему кризису обновленными. По данным Системного оператора, в 2014 году в Единой энергетической системе России введено 7 296,3 МВт новых генерирующих мощностей. Это самый большой объем годового ввода генерирующего оборудования в постсоветской истории российской энергетики. Таким образом, установленная мощность электростанций в ЕЭС России по итогам 2014 года увеличилась на 2,6% и на 1 января 2015 года составила 232 451,8 МВт.

Однако в отрасли, помимо модернизации генерирующих мощностей, осталось много нерешенных проблем. Прогнозы по темпам роста энергопотребления не оправдались. За 2014 год прирост энергопотребления в стране составил всего 0,4% к уровню 2013 года (вместо прогнозных 2–4% ежегодно).

Назрела потребность в формировании новых правил игры на рынке, направленных на оптимизацию и эффективную эксплуатацию мощностей, в том числе и по их выводу в условиях снижения энергопотребления.

Эти механизмы должны быть разработаны с учетом функционирования всей энергетической системы страны в рамках обновленной «Энергетической стратегии на период до 2030 года с ее пролонгацией до 2035 года». Однако вот уже несколько лет этот документ находится в разработке.

Помимо структурных проблем появились первые признаки ухудшения платежной дисциплины на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ). По информации НП «Совет рынка», являющегося регулятором энергорынка, задолженность участников ОРЭМ за первые три недели января выросла на 16%, до 54 млрд рублей, что нехарактерно.

Непростым текущий год может стать для электросетевого комплекса. Еще в конце прошлого года «Россети» запустили программу по оптимизации внутренних расходов. В январе стало известно о планах дочерних компаний холдинга МРСК сократить инвестпрограммы и формировать достаточный денежный поток для покрытия существующих обязательств.

Сложным станет год и для северо-западных сетевых компаний – «Ленэнерго» и «МРСК Северо-Запада». В январе стало известно, что из-за финансовых сложностей банк «Таврический» не вернул своим клиентам – юридическим лицам более 40 млрд рублей, в том числе более 15 млрд рублей, размещенные на депозитах банка, компаний «Ленэнерго» и «МРСК Северо-Запада». В итоге своих должностей лишились главы этих компаний, однако очевидно, что заменой руководителей дело не ограничится. Вполне можно ожидать изменений и в составе акционеров. Кроме того, выпадение столь крупных сумм из оборота сетевых компаний может повлиять на реализацию их инвестиционных программ.

Татьяна Вильде

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X