Экономные настроения

Экономные настроения

Дата Сен 17, 14 • Нет комментариев

Бизнес ждет от страховых компаний возможностей для оптимизации расходов Рост убыточности по ОСАГО и каско, а также колебания курса рубля, сподвигли страховщиков увеличить...
Pin It

Главная » Банки и Финансы » Экономные настроения

Бизнес ждет от страховых компаний возможностей для оптимизации расходов

Рост убыточности по ОСАГО и каско, а также колебания курса рубля, сподвигли страховщиков увеличить тарифы по каско не только для физических лиц, но и для бизнеса. Текущий год для страхового рынка удачным не назовешь. Темпы роста страховых взносов за первое полугодие, по данным агентства «Эксперт РА», составили 8,4% при уровне инфляции в 7,8%. По итогам года динамика ожидается также умеренная: около 10–10,5%. Помимо замедления спроса, связанного со спадом экономики, проблем ряда страховщиков с клиентами из сферы туризма, отрасль столкнулась со снижением рентабельности.

Так, по данным «Эксперт РА», рентабельность собственных средств страховщиков, специализирующихся на автостраховании, за шесть месяцев 2014 года упала ниже среднерыночного значения и составила всего 1%. Это произошло за счет роста выплат, а следовательно, увеличения убыточности страхования автокаско (на 4,4 п. п за год, до 72,4% в первом полугодии 2014 года) и ОСАГО (на 5,3 п. п., до 64,6%). Одна из основных причин – последствия закона «О защите прав потребителей», который Верховный суд распространил на ОСАГО и каско.

В результате у застрахованных появилась возможность взыскивать выплаты через суд, и за счет штрафов получать по суду от страховщиков суммы, намного превышающие реальный ущерб. На рынке возникло немало специализирующихся на этом юридическим фирм, которые стали провоцировать клиентов подавать иски практически без оснований на это. Явление распространилось как на ОСАГО, так и на каско. Помимо роста объема выплат, оно привело и к увеличению судебных расходов страховщиков. В первом полугодии также продолжала расти убыточность ОСАГО, тарифы по которому не менялись с 2003 года, когда страхование автогражданской ответственности стало обязательным.

Заплатить за рубль

Страховщики ожидали пересмотра тарифов по ОСАГО в октябре, и, одновременно стремились компенсировать убытки повышением ставок по КАСКО. В среднем, стоимость этого полиса для физических лиц выросла на 15%. Снижение продаж новых авто и рост стоимости страховки не способствовали повышению розничных продаж. На этом фоне корпоративное каско выглядит более предсказуемым и стабильным.

«Особенность этого рынка, в отличие от розницы — большая стабильность, в том числе более редкие переходы клиентов в другие страховые компании. С одной стороны, это довольно трудоемко – необходимо изменять сложившиеся процессы, предоставлять автомобили к осмотру. С другой – прозрачная, известная страховщику  история страхования позволяет клиенту получить адекватные тарифы, — подтверждает управляющий директор департамента корпоративных продаж Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Ольга Захарченко. — Исключение составляют крупные убыточные автопарки, ежегодно меняющие  страховую компанию после повышения тарифа по итогам года».

Однако и в этом сегменте страховщикам пришлось увеличить стоимость полисов — в среднем на 20%, чтобы компенсировать рост убыточности каско и минимизировать последствия падения курса рубля. По наблюдениям директора Санкт-Петербургского филиала «СОГАЗ» Эдуарда Яблокова, в числе причин также возросшие риски в данном сегменте. «Некоторое увеличение тарифов связано с общими тенденциями и возросшей убыточностью автокаско, а также необходимостью сбалансировать страховой портфель и снизить убыточность, — рассказывает Яблоков. — В наибольшей степени рост тарифов коснулся страхования грузовых и особо рисковых транспортных средств. Кроме того, в последнее время наблюдается также рост числа угонов, причем, не только машин премиум-класса. Угоняют все модели – от моделей российского производства, самых массовых на рынке и легкодоступных для проникновения, до дорогих иномарок».

Падение курса рубля относительно евро и доллара сказалось на стоимости автозапчастей, что тоже привело к увеличению объема выплат. По сведениям страховщиков, расходы на запчасти составляют не менее 50% от цены ремонта. «Основная причина роста цен – ослабление курса рубля, которое привело к росту стоимости запчастей и материалов. Рост курса доллара с 27 до 40 рублей – более 48% — не мог не сказаться на стоимости ремонта, — объясняет Ольга Захарченко. — Как следствие, страховые компании вынуждены увеличить тарифы. По рынку Северо-Запада рост, в среднем, составил порядка 20-25%, то есть, по сути, компенсировано подорожание корзины запчастей».

Спрос на каско со стороны петербургских компаний, несмотря на рост стоимости, пока не снижается. « Он остается достаточно ровным, — делится наблюдениями директор филиала компании РОСГОССТРАХ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Игорь Лагуткин. — Темп роста сборов по каско юридических лиц в филиале нашей компании в Санкт-Петербурге и Ленобласти составил 106,7% по итогам первого полугодия 2014 года».

Хотя и на заметное повышение объемов выплат в условиях низкой инвестиционной активности бизнеса, конечно, рассчитывать не стоит. «Рынок показывает небольшой рост, но основная часть компаний пока не расширяет автопарки. Поэтому по Северо-Западу по итогам года рост рынка вряд ли превысит 10%. И он вызван скорее повышением тарифов», — говорит Ольга Захарченко.

Как и в любые непростые времена, бизнесмены становятся более разборчивыми и стремятся снизить расходы на страхование. «Корпоративные клиенты стали более компетентными в части условий страхования и более требовательными к качеству оказания услуг. Но при этом сохранили стремление страховать свои интересы за минимальные премии, по тарифам ниже среднерыночных. Корпоративный страхователь стал более вдумчиво считать свои расходы», — подтверждает Эдуард Яблоков.

Страховщики, в свою очередь, уверены, что предоставляют клиентам достаточно возможностей для оптимизации расходов: от различных видов франшиз до управления документооборотом в режиме он-лайн. «В первую очередь актуальны инструменты, позволяющие минимизировать время простоя транспорта. Крупным автопаркам мы предоставляем персонального менеджера по урегулированию убытков, в подавляющем большинстве случаев урегулирование занимает 1 день. Отследить статус урегулирования убытка клиент может он-лайн. Компаниям, некоторые автомобили которых находятся в тех регионах, где у нас нет офисов или партнеров, доступна упрощенная процедура урегулирования», — говорит Ольга Захарченко. По ее словам, востребованы опции по снижению трудозатрат на обслуживание портфеля договоров.  Заключение договора происходит полностью в электронном виде с применением электронной подписи. Клиенту не требуется тратить время на бумажный документооборот. Также оптимизирована работа с большим количеством договоров: есть возможность, например,  одновременного продления всех действующих полисов одним кликом, а в информационную систему  данные клиента автоматически переносятся из полиса.

Высокая технологичность все глубже проникает в страховой бизнес. Все чаще звучит термин «умное страхование». В сегменте корпоративного каско это выражается, в частности, в использовании телематики: применении телекоммуникационного оборудования для отслеживания передвижения автотранспорта. На рынке появились совместные продукты страховщиков и мобильных операторов, позволяющие в режиме реального времени контролировать передвижение каждого автомобиля, и анализировать стиль вождения конкретного водителя. На основе этих наблюдений происходит оценка риска и рассчитывается индивидуальный для компании тариф.

Банковский бизнес, пусть и в другом формате, но уже активно использует возможности мобильных операторов, сейчас, вероятно, настала очередь страховщиков. В условиях невысокого спроса и жесткой конкуренции им предстоит активнее внедрять инновации для сокращения издержек и более тонкой настройки под потребности клиента.

Ольга Великанова

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X