Уверенная игра на правовом поле

Дата Дек 19, 14 • Нет комментариев

Формат малого предприятия позволяет учесть все пожелания клиента  За последние десять лет количество обращений в суд нарастает в геометрической прогрессии. Частным...
Pin It

Главная » Актуальные материалы, Журнал «Управление Бизнесом» №17 » Уверенная игра на правовом поле

Формат малого предприятия позволяет учесть все пожелания клиента 

За последние десять лет количество обращений в суд нарастает в геометрической прогрессии. Частным компаниям свою защиту в суде нужно предусматривать уже на стадии составления договоров, а еще лучше – устава предприятия, советует гендиректор ООО «Юридическая компания К2» Кристина Подгурская. 

– Кристина, по вашему мнению, юридическая культура в стране растет? 

– Компании стали чаще обращаться к юристам, но пока нет сложившегося понимания необходимости юридического сопровождения проектов. Фирмы, особенно небольшие, считают, что дешевле справиться самим, «посоветовавшись» с интернетом. Возможно, раз-два и проскочит. Но если вы на рынке всерьез и надолго, то лучше с самого начала проекта подключить юридическое сопровождение, это поможет в дальнейшем избежать многих судебных споров.

В идеале нужно подключать юриста уже на стадии составления устава вашей компании. Поясню почему. Как обычно происходит регистрация? Компания обращается в юридическую компанию с просьбой взять на себя процедуру регистрации фирмы. Когда встает вопрос об уставе, как правило, говорят: пусть будет типовой. Нередко находится кто-то из учредителей, кто подправляет документ в свою пользу. Многие проблемы фирмы закладываются уже изначально – в уставе. Между тем, каждый из учредителей должен четко понимать последствия принимаемых решений: как будет распределяться прибыль, как будут продаваться доли и т. д. То есть устав должен регламентировать весь «жизненный цикл» фирмы – и благополучное существование, и «развод».

Про нас вспоминают, когда ходов  уже не осталось  и ситуация зашла  в тупик.  Тогда прибегают  со словами:  «Вы же юристы! Сделайте что-нибудь»

То же самое с претензионной работой. Но, увы, про нас вспоминают, когда ходов уже не осталось и ситуация зашла в тупик. Тогда прибегают со словами: «Вы же юристы! Сделайте что-нибудь».

– Звучит почти как «вы же волшебники!»…

– Да-да. Как правило, первый раз к нам приходят с жестко запущенной проблемой. Начинаем раскручивать этот клубок, ищем, где можно соломки разбросать, чтобы смягчить ситуацию. Мы, как правило, предлагаем несколько вариантов, а также оцениваем риски принятия того или иного решения.

– У вас есть какие-то четкие установки, которыми вы руководствуетесь, предлагая решения клиентам?

– Есть. Одно из них – с государством играть в азартные игры не стоит, проиграешь. Второе – на вопрос, надо ли платить штрафы, мы всегда отвечаем: «Надо!» Особенно после того, как вам уже пять раз принесли извещение, и вы под ним подписались.

Обязательно надо внимательно прочитывать все, что подписываете. Требовать, чтобы были разъяснены права и обязанности, предусмотренные административным законодательством. Бывает, клиент приносит целую пачку претензионных документов, под которыми подписался, и спрашивает, что ему делать? Ну что делать? Больше так не делать! И доверить юристу сопровождать проект, начиная с момента составления договора.

Можно, конечно, прийти в любую юридическую организацию, заплатить, и вам составят договор. Но если эти же юристы не будут и дальше вести проект, они могу себе позволить не просчитывать риски, поскольку не будут нести ответственности за последствия договора.

Когда мы пишем претензию, то уже понимаем, как будем выстраивать судебное дело, если до этого дойдет. А если мы встраиваемся в этот процесс в середине, то приходится работать с тем, что сделал предыдущий юрист, корректировать на ходу. Тут нюансов много, поэтому лучше, если проект от начала до конца ведет один юрист. 

– Насколько дороже будет проект, если обеспечить его юридическое сопровождение?

– Это зависит от формата сопровождения, отношений юридической фирмы и компании. И потом – вопрос: относительно какой цены считать? Если проект прошел гладко (благодаря грамотно составленному договору и другим документам) – цена одна, а если его реализация сопровождалась штрафами, судебными исками – другая.

Сегодня в предоставлении услуг нет единообразия – юриста можно взять в штат, а можно подписать договор на внешнее обслуживание – то есть по мере поступления проблем. 

– На ваш взгляд, суды перестают откровенно подыгрывать государственным организациям?

– Они и раньше не так чтобы откровенно подыгрывали. Во многом это зависит от сложившейся практики. Суды при принятии решения, как правило, идут по накатанной дорожке, до тех пор, пока кто-то не переломит ситуацию и таких решений будет вынесено несколько. Официально у нас не прецедентное право, но когда у юриста в руках пачка положительных решений по аналогичным требованиям, шансы на победу увеличиваются. Это если говорить об арбитраже. В городском же суде в какой-то степени остается приоритет за городом, больше доверяют прокуратуре – ее авторитет, влияние по-прежнему остаются достаточно сильными. 

– Как бы вы оценили процедуру регистрации предприятия среднего, малого бизнеса?

Регистрационные процедуры, возможно, станут более прозрачными за счет электронного документооборота

 – Эта процедура стала намного проще, прозрачнее. Нет тех безумных очередей, метаний по кабинетам – из налоговой службы в один фонд, потом в другой. Когда-то приходилось с шести утра занимать очередь и выстаивать ее в любую погоду: дождь, снег, мороз… Сегодня очередь электронная. Стало значительно меньше срывов сроков регистрации. Причем прохождение документов можно проследить на сайте. Прозрачность документооборота – это важный антикоррупционный шаг. 

– То есть бюрократический ошейник ослабевает?

– К сожалению, нет – уровень забюрократизированности системы остается высоким. И рассчитывать на то, что в ближайшее время бюрократический аппарат обезлюдит, переведя часть процедур – ту же выдачу справок – в автоматический режим, наверное, не стоит, слишком долго наращивалась мощь этой машины. Тут не получится просто убрать какие-то отдельные детали – нужно перестраивать всю систему. Не стоит ожидать в ближайшее время упрощения процедур, но, возможно, они станут более прозрачными за счет электронного документооборота. 

– Частные лица тоже стали чаще обращаться к юристам? С какими вопросами?

– Количество обращений от частных лиц действительно резко выросло за последнее время. Приходят за консультацией по защите прав потребителей, много дольщиков.

Традиционно популярны наследственные вопросы. При претензиях нескольких наследников требуется нейтральная сторона, чтобы найти консенсус. Если стороны не пойдут на взаимные уступки, то вряд ли смогут договориться о долях в наследстве.

Увеличивается количество обращений, связанных с разводами: как делить обязательства по совместной ипотеке, кредитам, взятым за время общей жизни? 

– Выстраивание отношений между юристом и клиентом – это достаточно тонкая работа? Ведь здесь требуется доверие.

– Наш слоган – «Уверенная игра на правовом поле». Этим мы и руководствуемся. Многие юридические компании относятся к малому бизнесу, это позволяет выстраивать отношения с клиентом индивидуально. Мы, например, под каждого разрабатываем свою клиентскую программу с учетом, в том числе, и психологического фактора – кто-то любит чай с печеньем, кто-то кофе с шоколадкой. Для нас важно, чтобы человек чувствовал себя комфортно, мог спокойно доверить нам свою проблему. Это как с врачом – если тебе не комфортно с ним, ты к нему второй раз не придешь.

На общую атмосферу влияет, как ты относишься к работе. Чтобы у тебя что-то получалось, нужно любить свое дело. Работа юриста очень интересная, живая, ты как будто все время разгадываешь ребусы. Ну и, конечно, очень важно и приятно, когда удается решить чьи-то непростые проблемы. 

– У вас уютный офис – долго выбирали? Был какой-то образ составлен заранее?

– Нет, конкретного представления, что хотим, не было, мы искали по принципу «чтобы все было красиво, уютно». Очень долго искали, пересмотрели много помещений – все было не то. А когда вошли сюда – эта кирпичная стена, окна в интерьере … – поняли, что здесь останемся. А дальше уже были детали, «капризы» – стеклянные столы, белый диван, репродукции Модильяни, которого мы полюбили после посещения его выставки в Риме… У нас вкусный кофе, чай,  хорошая рабочая обстановка, шутки – бонусом. Здесь легко дышится… Нам тут очень нравится, надеемся, что и нашим клиентам тоже.

Беседовала Анна Терн

Юридическая компания К2
Санкт-Петербург,
Большой пр. П. С., д. 76, офис 1/1
Тел. (812) 448-6416
E-mail: K2jurist@mail.ru

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X