Кристальная репутация

Дата Ноя 7, 14 • Нет комментариев

Рынок spa-услуг в России является одним из наиболее перспективных и в то же время непредсказуемых С одной стороны, услуги spa в нашей стране все более востребованы, с другой –...
Pin It

Главная » Журнал «Управление Бизнесом» №16, Тренды » Кристальная репутация

Рынок spa-услуг в России является одним из наиболее перспективных и в то же время непредсказуемых

С одной стороны, услуги spa в нашей стране все более востребованы, с другой – нет четкого определения, что же такое spa. А значит, оценить объем рынка и его динамику практически невозможно. Почти каждый салон красоты предоставляет spa-услуги, и это мешает тем игрокам, которые пропагандируют истинные ценности spa – оздоровление и гармонию души и тела. По мнению менеджера Crystal Spa & Lounge катерины Кудрявцевой, в Петербурге есть высокий потенциал для развития именно этого направления бизнеса. Компании, пропагандирующие философию spa, меньше зависят от массового спроса, а значит, более устойчивы к экономическим потрясениям.

– Как изменился рынок spa-услуг за последние годы, с тех пор, как ваша компания начала свою работу?

– В целом тенденции индустрии красоты демонстрируют очевидный уклон в сторону открытия более аутентичных салонов красоты, массажных салонов, бутиков эксклюзивной косметики и «умных» фитнес-центров, концентрирующих внимание на определенном ряде услуг и их подаче. Что касается существующих видов spa, то они подразделяются на «day spa» (городское spa дневного пребывания), клубное spa – при спортивных и оздоровительных клубах, а также медицинское и курортное spa.

Мы представляем необычное spa. Салон был спроектирован и построен в соответствии с принципами и технологиями, применявшимися в древности при строительстве храмов и пирамид. Мы хотели создать spa, принципиально отличающееся от конкурентов энергетическими и оздоровительными свойствами и предлагаемых услуг, и самого пространства, интерьера.

– Чем отличается публика, предпочитающая spa, от той, что посещает просто салоны красоты и фитнес-центры?

Мы хотели создать cпa, принципиально отличающееся от конкурентов своими энергетическими и оздоровительными свойствами

– Вывести некий собирательный образ нашего клиента довольно трудно. К нам приходят очень разные люди. Самому младшему из наших гостей сейчас всего 9 лет, самому старшему – 80.

Конечно, пока среди наших клиентов женщин больше, чем мужчин. Наверное, это связано с тем, что рынок spa традиционно ассоциируется с индустрией красоты, и мужчины иногда с опаской относятся к посещению spa. Им более понятен, например, массаж в спортивном клубе, в брутальной «мужской» атмосфере.

Тем не менее, все меняется и развивается, и сегодня мужчины стали больше ценить комфорт, индивидуальный подход и эксклюзивность услуг. Поэтому процент мужчин, которые посещают spa, растет.

Можно, наверное, сказать так: клиенты spa – это люди, которые уже много где побывали и многое знают, и они заинтересованы в получении эмоционального удовлетворения и гарантированного результата.

– Какие модные течения доминируют на рынке spa-услуг?

– Очень популярны быстрые процедуры, когда за 1–2 часа можно получить максимум: очищение, восстановление, детокс. Кроме того, клиенты часто обращаются к процедурам по уходу за ногами – кто-то устает от того, что приходится много стоять или двигаться, у кого-то проблема с отеками из-за частых перелетов. Еще одна частая причина визита в spa – синдром смены часовых поясов, являющийся для организма серьезным стрессом.

Существуют общемировые тенденции spa – например, появляются специализированные spa для детей. В России такого пока нет, это больше европейское явление. Но, пожалуй, главная тенденция заключается в том, что люди все меньше хотят использовать инвазивные методики, инъекции, отдавая предпочтение ежедневному нетравматичному уходу.

Так или иначе, все spa -процедуры направлены на то, чтобы «привести человека в порядок». Из-за высокого темпа жизни нам очень сложно бывает постоянно заботиться об организме. Детокс и приведение себя в хорошую форму – это, пожалуй, повсеместный тренд spa. Многие годы это направление активно развивается.

Хотя у нас есть и «волшебные процедуры», и крема, которые способны быстро привести к нужному результату, мы стараемся донести до каждого клиента, что пролонгированного эффекта можно достичь, только если систематически ухаживать за собой, ежедневно работать над внешним видом, правильно питаться, избавляться от вредных привычек.

– Меняются ли предпочтения ваших клиентов в зависимости от сезона? Что, например, предпочитают осенью и зимой?

– В начале осени популярностью пользуются процедуры, которые направлены на сохранение загара, увлажнение кожи после отпуска. В ноябре (перед Новым годом) и весной (перед летним сезоном) и мужчины, и женщины начинают активно худеть: востребованы процедуры в спортзале, аппаратная косметология, мануальные массажи, направленные на уменьшение «лишних сантиметров» и лимфодренаж. Кроме того, весной востребован уход за волосами, а летом очень популярны процедуры по spa-маникюру и педикюру.

– Вы не ожидаете, что в нынешних экономических условиях предпочтения клиентов будут меняться?

– Не думаю, что мы ощутим на себе влияние экономической стагнации. Хотя тенденция к экономии и бережливости четко прослеживается во многих регионах России, об этом говорят недавние исследования. Отмечая нашу ценовую политику, не могу сказать, что у нас очень высокие цены, но наши клиенты соответствуют определенному уровню. Crystal Spa был изначально задуман как салон, не рассчитанный на слишком широкую аудиторию.

Кризис затронет в первую очередь более массовый сегмент. А мы не стремимся к массовому сегменту, у нас есть своя ниша, и в дальнейшем не исключено, что такого рода spa будут работать как закрытые клубы.

Отличительная особенность нашей концепции – холистический подход к здоровью и применение древних технологий для его поддержания в условиях мегаполиса

 Отличительная особенность нашей концепции была ясна еще на стадии проектирования и включала в себя холистический, целостный, подход к здоровью, применение древних технологий для эффективного поддержания красоты и хорошего самочувствия в условиях мегаполиса.

– Как вы в целом оцениваете насыщенность рынка spa-услуг в Петербурге?

– Игроков в этом сегменте бизнеса довольно много. Одно из популярных направлений – spa в отелях, оно сейчас развивается наиболее активно.

Однако многими spa воспринимается некорректно. Некоторые салоны, добавляя к своему статусу префикс «spa», предлагают лишь отдельные услуги, не придерживаясь цельной концепции spa, что в конечном итоге и вводит в заблуждение. Зачастую, это влечет за собой увеличение цен на услуги салона.

Если говорить об отличиях, то они в самом подходе, в базовых принципах spa, которые как раз и отличают салон красоты со spa-услугами от настоящего spa. Если говорить о Crystal Spa & Lounge, то в основу нашей концепции заложен принцип персонального обслуживания, выражающийся в подборе индивидуальных программ в области оздоровления. Они включают косметологию, массаж, диагностические релаксационные программы, танцевальные техники и фитнес, кухню в стиле «вкус здоровья».

Все наши специалисты с медицинским образованием – у нас медицинская лицензия. Понятно, что это предполагает большую ответственность, увеличивает нагрузку на инвестора, на предприятие, необходимо соответствовать высоким нормам безопасности и санитарии – статус медучреждения влечет за собой множество дополнительных обязательств.

– Вы работаете на стыке нескольких сфер – медицины, косметических услуг, ресторанного бизнеса. И все потому, что четкого определения spa-услуг на законодательном уровне в России не существует. Есть ли шанс, что эта ситуация изменится?

– Международный совет spa и wellness (SWIC) борется за то, чтобы spa-услуги законодательно были приравнены к бытовым. Это делается для того, чтобы салонам spa не нужно было получать лицензию медицинского учреждения и соответствующие сертификаты. Все это может сильно облегчить жизнь участникам рынка.

Впрочем, мы изначально знали, что нам медицинская лицензия необходима, потому что мы часто привлекаем специалистов-медиков, например, диетологов, для консультирования клиентов.

В нашем сегменте еще много вопросов, которые необходимо решать. Ведь рынок spa в принципе молод, в России тем более, поэтому естественно, что пока не хватает четких общепринятых норм. Со временем, я уверена, они появятся, это неизбежно.

– В каком направлении вы будете развиваться?

– У нас много планов по развитию. Мы сотрудничаем с двумя городскими отелями и ведем переговоры еще с несколькими отелями, в которых нет spa.

– Участие в таком аутсорсинге для вас интереснее, чем открытие самостоятельных филиалов?

– Наверное, это действительно более выгодно с экономической точки зрения. Но мы не собираемся ограничиваться только этим направлением развития. У нас есть силы, инвестиции и большое желание двигаться вперед и в других направлениях. Тем более что потенциал у рынка очень велик. Еще очень многие люди никогда не пользовались spa, мы часто предоставляем первый визит в подарок – это и есть наши потенциальные клиенты.

– Принято считать, что spa-услуги востребованы в больших городах, где люди устают от безумного ритма жизни и нуждаются в том, чтобы отвлечься и восстановить силы. Как вы считаете, в провинции есть потенциал развития spa-рынка?

– Темп жизни в городах и в провинции, действительно, разный, но я считаю, что все зависит от конкретного человека. В провинции, например, чаще открываются отели, при которых есть spa, правда спектр предлагаемых ими услуг пока очень узок.

– Строго говоря, spa – это ведь водные процедуры…

– Действительно, есть мнение, что слово «spa» происходит от латинского sanos per aqua, «здоровье через воду». Но есть и другие версии. И самая известная – название бельгийского городка Spa, в котором предположительно были построены одни из первых терм для римских легионеров. Кстати, Петр I тоже посещал этот городок и проходил там лечение, о чем свидетельствует памятник, установленный русскому царю в 1816 году.

Сегодня понятие spa намного шире, чем было раньше. В современных реалиях spa – это место для улучшения общего состояния с помощью разнообразных профессиональных услуг, которые способствуют очищению, обновлению и организма, и сознания.

– Почему вам нравится работать в этой сфере?

– Это очень интересная, сложная работа, на данный момент мы в активной стадии развития, а это не может не увлекать. Мы работаем над целым комплексом вопросов, и всегда приятно видеть результат, в нашем случае – это довольные клиенты.

Недавно я прочла интересное высказывание Клауса Кобьелла (немецкий ресторатор, владелец одного из самых успешных европейских конференц-отелей в Нюрнберге, а также бизнес-консультант и автор книг по проблемам маркетинга. – Ред.), с которым не могу не согласиться: «Сервисный бизнес – как театр: во время спектакля зритель не должен чувствовать трудностей, связанных с постановкой».

Мы должны делать все, чтобы наш гость не видел и не знал, что происходит «за кулисами». Когда перед тобой счастливое лицо клиента, даже не подозревающего о том, какая колоссальная работа проделана для того, чтобы предоставить ему услугу высшего качества, – это и есть для меня удовольствие.

– Вы сами придумываете новые процедуры?

– Это творческий процесс, в котором участвуют все наши сотрудники. Иногда идея приходит в голову специалисту – может, например, присниться,

как таблица Менделееву. Иногда идеи появляются у меня, бывает, что интересные находки преподносят сами клиенты. Часто идеи приходят из-за границы, от коллег в других странах.

– А вы сами посещаете spa?

– В Петербурге редко, в основном за рубежом. Cфера spa в Европе очень хорошо развита. Но есть различия в подходе специалистов к своему делу. Европейцы очень боятся профессионального выгорания, поэтому довольно часто меняют или дополняют свою специализацию. В России подход к работе совсем иной. У нас ценится глубина погружения в специальность, считается, что чем дольше ты занимаешься определенным видом работы, тем более ценным сотрудником становишься.

За границей уровень сервиса, конечно, развит пока лучше, чем у нас. В России еще встречаются «приветы» из прошлого. Например, массажисты советской закалки, которые общаются с клиентами по принципу «лег-встал-следующий». И, конечно, это нельзя сравнить, например, с традициями оказания spa-услуг в Азии, где не считается зазорным или унизительным поклониться клиенту, предоставить ему услугу на самом высшем уровне.

– То есть можно сказать, что на российском рынке spa-услуг наблюдается определенный кадровый голод?

– Думаю, во всех сферах бизнеса есть проблема подбора и обучения персонала. Твой персонал – это твой имидж и репутационные риски. Все равно взращивать и воспитывать специалистов приходится на месте, работа учит многому.

– А вас чему научила?

– Наверное, сделала организованнее. Этот опыт я перенесла и на свою личную жизнь – стараюсь просчитать все на два шага вперед, жить в режиме многозадачности.

– Как вы попали в этот бизнес?

– В студенческие годы я искала себя в разных областях. Около 10 лет назад оказалась в сфере медицинской косметологии на административной должности. Это показалось мне довольно интересным. Так получилось, что в проект Crystal spa я попала а стадии его становления. Это была невероятно полезная и сложная работа, и тогда я поняла, что все в моей жизни поменялось.

Наверное, любой женщине приятно создавать из ничего что-то прекрасное. Это можно сравнить с рождением ребенка. Первый этап проекта заключался в том, чтобы физически создать Crystal spa – на моих глазах шел ремонт помещений, появлялось оборудование. Завершение этого этапа и стало рождением нашего «ребенка». С одной стороны, все свершилось, с другой – нам еще предстояло самое главное. Нашей целью было создать spa, соответствующее понятию spa и wellness, место с особой атмосферой, которая придает любой процедуре эффект успокоения и отдыха, снятия тяжелых стрессовых напряжений. И при этом, как в любом бизнесе, сделать проект экономически выгодным.

У нас огромный потенциал, много идей, большие амбиции. Так что, думаю, философия и истинные ценности spa, благодаря нашим усилиям, будут распространяться среди жителей Петербурга все более активно.

Беседовала Мария Коваценко

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X