Александр Назаров: Бизнес может развиваться и без кредитов

Дата Ноя 11, 14 • Нет комментариев

Некредитная история. Александр Назаров: если у компании налажена работа с подрядчиками и заказчиками, сформирован портфель заказов, то сбоев в финансировании, как правило,...
Pin It

Главная » Журнал «Управление Бизнесом» №16, Наши спикеры » Александр Назаров: Бизнес может развиваться и без кредитов

Некредитная история.

Александр Назаров: если у компании налажена работа с подрядчиками и заказчиками, сформирован портфель заказов, то сбоев в финансировании, как правило, не бывает

Кредитная политика, процентные ставки, рынок заимствований, длинные деньги… Список можно продолжать, поскольку тема привлечения финансирования в экономику – одна из ключевых для функционирования и развития бизнеса. Впрочем, при грамотном менеджменте можно обойтись и без заимствований. «Я никогда не брал кредиты для бизнеса. Это моя принципиальная позиция. В то же время это не помешало нам построить в Санкт-Петербурге более 500 000 кв. м коммерческих площадей», – делится секретами генеральный директор компании «Вилия» Александр Назаров.

Начав с возведения новых для Петербурга торговых комплексов формата сash & сarry торговой сети «Лента», компания «Вилия» стала заметным игроком на региональном строительном рынке в сфере быстровозводимого строительства. Компания выступила генеральным подрядчиком строительства 24 гипермаркетов различных торговых операторов, логистического интермодального комплекса «Логопарк Нева» (MEGALOGIX), различных промышленных объектов. Александр Назаров рассказал нашему журналу о принципах ведения бизнеса, его становлении и развитии.

Заманчивое предложение

– В истории многих компаний есть переломные моменты, которые оказывают влияние на последующее развитие бизнеса. Был ли такой момент у «Вилии»?

– Свою деятельность компания начала в 1996 году с работ по устройству бетонных полов по европейской технологии, с использованием полимерного покрытия. Но уже через год мы участвовали в строительстве и реконструкции промышленных и торговых зданий и сооружений, таких как «Нево-Табак», «Лентара», «Тропические фрукты», пивоваренный завод «Бавария» и другие. Поворотным событием для дальнейшего развития компании стало предложение построить большепролетный торговый комплекс «Лента», площадью 4500 кв. м. Конечно были сомнения в своих потенциальных возможностях, поскольку в 90-е годы в городе практически не было ни одного такого сооружения. Но мы рискнули подступиться к этому объекту как первооткрыватели.

У меня было очень большое подспорье. Ранее, как главному инженеру одного из подразделений «Главленинградстроя» мне довелось участвовать в строительстве российско-финского предприятия «Ленраумамебель». На этом объекте я на практике познал, какие технологии используются при строительстве цехов, какие требования и решения у зарубежных партнеров. Кроме того, бывая за границей как строитель я много что видел: большепролетные цеха, ангары, торговые комплексы. Мы визуально перенимали опыт, смотрели, как это построено, какие материалы и инженерные решения применены.

При этом была возможность общаться с уникальными и высококлассными специалистами Ленинградского зонального научно-исследовательского и проектного института жилищно-гражданских зданий (ЛенЗНИИЭП), такими как Владимир Иоффе, Олег Курбатов – дважды лауреат Госпремии СССР, один из авторов проектирования спортивных комплексов «Юбилейный» и СКК на проспекте Гагарина. Профессионализм и класс отечественных специалистов по конструкциям признан во всем мире. Например, СКК включен в список величайших инженерных достижений XX века, в том числе благодаря гигантскому пролету в 160 метров, перекрытому тонкой стальной оболочкой-мембраной.

Первый торговый комплекс «Лента» мы построили в 1999 году. Это был сложный и очень интересный объект, как по технологическим решениям, так и по опыту взаимодействия с заказчиком, учеными, контрагентами, подрядчиками. Он позволил нам стать обладателями на тот момент уникального опыта и обосноваться в нише быстровозводимых большепролетных сооружений.

Конечно, было много вопросов, задач, которые решались по мере накопления опыта. Например, когда мы перекрывали пролеты первого торгового комплекса, то использовали балки достаточно большого сечения, вес металла составлял около 75 кг на 1 кв. м. Для сравнения: сейчас, за счет использования современных материалов и технологий, этот показатель составляет 20–25 кг, что сказывается на экономике проекта.

На каждом последующем объекте мы оттачивали опыт и совершенствовали технологии, и к концу 2006 года ввели в эксплуатацию уже 10 торговых комплексов компании «Лента» и 5 магазинов шаговой доступности «Норма», когда этот формат магазинов только начал зарождаться в Петербурге. Постепенно расширяли круг заказчиков и стали генподрядчиками строительства отдельных торговых комплексов различных игроков сетевого ритейла, таких как «Касторама» (Castorama), «Метрика», «О’КЕЙ».

– В 2010 году ваша компания выступила в новом качестве, построив один из крупнейших на Северо-Западе логистических интермодальных комплексов класса «А» – «Логопарк Нева». Чем был обусловлен этот дебют?

– Бум по строительству торговых комплексов и развитию сетевого ритейла в Петербурге пришелся на 2006–2007 годы. Стало понятно, что за счет сумасшедших темпов ввода новых торговых комплексов этот сегмент приближается к насыщению, а значит, нужно искать новые ниши, где наше умение и навыки будут не менее востребованы.

Наиболее динамично тогда развивалась логистика, которая нуждалась в современных складских и транспортно-логистических комплексах. Работа с различными заказчиками, в том числе и зарубежными, а также наша репутация на рынке обеспечили возможность выйти в новый сегмент строительства коммерческой недвижимости. Сотрудничество с английским инвестороминвестиционным фондом KingFisher, с которым мы взаимодействовали при строительстве торговых комплексов «Касторама», оказалось перспективным и имело продолжение, так как он порекомендовал нашу компанию другому иностранному инвестору – компании Raven Russia, учрежденной британским девелопером Raven Mount. Впоследствии это вылилось в новый контракт, новый объект и новые компетенции для нашей компании.

В январе 2008 года компания «Вилия» совместно с Raven Russia и Avalon Group приступила к строительству «Логопарка Нева», состоящего из трех зданий общей площадью 150 000 кв. м. В период работы по этому контракту разразился экономический кризис. Поскольку у нас был приличный опыт и к тому времени мы уже построили более 200 000 кв. м коммерческой недвижимости, мы понимали, не только как надо делать, но и в какой последовательности выполнять общестроительные и инженерные работы. В месяц мы строили по 4000–4500 кв. м. Это очень высокие темпы, но они позволили нам, несмотря на кризис, завершить строительство в 2010 году.

Генерал стройки

– Есть мнение, что для поддержания высоких темпов строительства необходимо ритмичное финансирование, и без заимствований это практически невозможно. Как вам удалось без кредитов построить столько объектов?

– От жилищно-строительного бизнеса мы отличаемся тем, что работаем в жесткой связке с заказчиком, с которым утверждается график финансирования. Также при заключении контракта мы, как генподрядчик, четко рассчитываем стоимость строительства квадратного метра объекта «под ключ»: это когда учитывается все, от начала земляных работ до установки последней сантехнической арматуры.

Роль генерала, так называют генподрядчика, – выстроить работу. Это сродни роли дирижера

А дальше все зависит от того, как отстроена компания в целом, как формируется портфель заказов, как налажена работа с подрядчиками. У меня как у строителя есть заповедь: подрядчики будут работать быстро, если ты им предоставишь и обеспечишь весь фронт работ, чтобы они не бегали за тобой. Роль генерала, так называют генподрядчика, – выстроить работу. Это сродни роли дирижера. Для меня стройка – это оркестр. Если кто-то «фальшивит», значит, в этом есть и моя ошибка: либо привлек не того подрядчика, либо неверно организован сам строительный процесс. Если все работает ритмично и слаженно, то и сбоев в финансировании, как правило, не бывает.

– Никогда не было сбоев?

– У нас никогда не было периода без единого заказа. Даже в кризисы 1998 и 2008 годов мы работали. Конечно, были сложности, и, чтобы содержать компанию, мы вынуждены были продавать, например, краны, но за счет продажи части техники выходили из сложных ситуаций и завершали строительство объектов без привлечения заемных денег.

Новый поворот

– Рынок коммерческой недвижимости в секторе торговой и складской недвижимости близок к насыщению. Какие направления вам кажутся интересными для деятельности вашей компании?

– После кризиса 2008 года рынок логистики сжался, проекты в этой сфере были свернуты или заморожены. Выполнив все обязательства по строительству «Логопарка Нева», мы взяли ориентир на промышленное строительство. Чутье подсказало, что надо разворачивать свою деятельность в сторону оборонного комплекса. Получив свидетельство по работе с государственной тайной, мы, по большому счету, вытянули счастливый билет. Уже третий год сотрудничаем с Северо-Западным региональным центром Концерна ПВО «Алмаз-Антей». И каждый год что-то новое закладываем и сдаем. Сейчас мы работаем над восьмым объектом. На сегодня компания обеспечена заказами до конца 2015 года.

– Технологии в промышленном строительстве сильно изменились за последние годы?

– Строительные технологии и материалы изменили действительность, сегодня промышленное строительство – это уже не стройка пятилетки, а быстровозводимые сооружения. Конечно, те конструкции, которые применялись раньше и используются сейчас, сильно изменились. Поменялись подходы и требования к промышленным зданиям и торговым комплексам. Если раньше упор делался на большой запас и несущую способность, то сегодня сооружения возводят в соответствии с теми нагрузками, которые необходимы. Кирпичные стены и железобетонные перекрытия цехов прошлого создавали ощущение громоздкости и фундаментальности. Теперь же, за счет использования современных материалов, новые производственные сооружения выглядят не столь внушительно, зато они комфортны для работы людей, энергоэффективны и строятся во много раз быстрее.

– В каком состоянии пребывает отечественный строительный рынок в сфере коммерческой недвижимости по уровню внедрения строительных технологий и материалов?

– Если сравнивать аналогичное здание для одних и тех же нужд, построенное сегодня, с тем, что возведено 20 лет назад, то разница колоссальна. Ограждающие конструкции, так называемые французские кровли, современные технологии по устройству полов, инженерная начинка – изменилось все. То же самое касается и сроков строительства. Теперь не проблема строить по 10 000–12 000 кв. м за 9–10 месяцев. Это свидетельствует о том, что компетенции и опыт строительных организаций высоки.

Российский строительный бизнес, специализирующийся на торговой и складской недвижимости, развивается вровень с передовыми экономиками

 Я объездил всю Европу и могу признать, что некоторые отечественные торговые комплексы лучше, чем на Западе. Российский строительный бизнес, специализирующийся на торговой и складской недвижимости, полностью глобализован и развивается вровень с развитыми экономиками. Что касается промышленного строительства, то мы достигли высокого уровня, но еще есть к чему стремиться. Например, инженерное оборудование практически полностью покупается за рубежом, зато по строительным материалам отечественные производители достигли больших высот.

– Вы намерены сосредоточиться исключительно на промышленном строительстве?

– Участие в модернизации промышленных предприятий не исключает работу в традиционных для нашей компании направлениях. В частности, самая крупная DIY-сеть в России – «Метрика» – планирует в 2015 году начать строительство логистического комплекса площадью 30 000 кв. м, одна из дочерних компаний «Вилии» – «Вилия Проджект» – ведет проектирование этого комплекса в Шушарах. С этим заказчиком мы контактируем и дружим уже более 10 лет.

Также «Вилия Проджект» проектирует торговый комплекс на Мурманском шоссе для нового ритейлера – компании «БигБокс», которая планирует создать в Петербурге одноименную сеть гипермаркетов оптовой и розничной торговли со смешанной группой товаров.

– Чтобы реализовать эти планы, потребуется расширение бизнеса?

– Укрупняться нет необходимости, поскольку мы обладаем компетенциями, которые позволяют нам работать в сфере строительства, торговых, логистических и промышленных объектов. Задача генерального подрядчика в том, чтобы решать конкретные вопросы и организовывать процесс. При необходимости «Вилия» сможет выполнить все общестроительные работы собственными силами, а на остальное привлекать подрядчиков, поэтому наших возможностей достаточно, чтобы вести разнонаправленные работы. Кроме того, мы можем рассчитывать на взаимодействие с подрядчиками, с которыми работаем более 10 лет.

– Есть направления, к которым вы присматриваетесь и считаете перспективными для вашего бизнеса?

– Есть планы. Сегодня мы ведем переговоры с рядом инвесторов о малоэтажном коттеджном строительстве, а также очень перспективном строительстве в ряде регионов одной крупной торговой сети. Но об этом пока рано говорить.

Беседовала Татьяна Вильде

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X