Андрей Рудской: импортозамещение – локальная задача, нам нужно ставить задачу более масштабно и амбициозно

Дата Ноя 11, 14 • Нет комментариев

Доминантное направление. Университеты должны готовить системных лидеров, которые способны объединить интеллектуальные сообщества для решения сложных задач по...
Pin It

Главная » Журнал «Управление Бизнесом» №16, Наши спикеры » Андрей Рудской: импортозамещение – локальная задача, нам нужно ставить задачу более масштабно и амбициозно

Доминантное направление.

Университеты должны готовить системных лидеров, которые способны объединить интеллектуальные сообщества для решения сложных задач по производству конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, убежден ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской.

– На презентации книги академика Игоря Горынина вы сказали, что Россия может надеяться только на себя, на свой талант и свои силы. Какой в связи с этим вам видится роль вузов?

– Россия оказалась в очень жестких условиях. Век назад такое противостояние с Западом и США можно было бы списать на войну систем, идеологий, но сегодня такое «прикрытие» прозрачно – идет откровенная мировая борьба за сырьевые рынки. Развитие цивилизации достигло предела, когда интегральные потребности вот-вот превысят природные ресурсы планеты. Борьба будет разворачиваться за каждую пядь, она уже идет в странах третьего мира, богатых нефтью и газом.

Напряжение начинает расти вокруг арктического шельфа. Канада угрожает России вплоть до военного конфликта, заявляя свои права на территории, к которым не имеет отношения. Даже Китай, который ну никаким боком не граничит с этой зоной, высказывает свои претензии на шельф. А в недалеком будущем конфликты развернутся вокруг Антарктики.

Борьба против России имеет многовековую историю, замешанную на генетическом страхе правительств Западной Европы и США перед нашей страной

 Борьба против России имеет многовековую историю, замешанную, на мой взгляд, на генетическом страхе правительств Западной Европы и США перед нашей страной, во времени меняются только противоборствующие альянсы. В России заложен колоссальный ресурсный потенциал, но прежде всего потенциал интеллектуальный, человеческий. Мы только чуть-чуть начинаем наводить порядок и уже вырываемся в мировые лидеры. Мировые державы этого панически боятся и всячески препятствуют этому. Из истории известно, как русско-турецкие войны подогревались западными союзниками. Есть документальное подтверждение того, кто стоял за большевиками, финансировал и принимал активное участие в октябрьском перевороте в 1917 году, кому революция больше нужна была. Ведь перед Первой мировой войной экономика России была на взлете…

Идет примитивная негроссмейстерская игра в шахматы. На Украине мы проиграли культурологическую войну, включая и ее информационную составляющую

А эти бесконечные предательства Запада и Америки, даже когда они были вроде бы нашими союзниками. В той же Второй мировой войне – только когда Советская армия вышла за свои границы и пошла по Европе, они открыли второй фронт против фашистов. Америка вложила огромные средства в созревание нацизма в Германии в 1930-х годах, чтобы направить его против СССР. Сегодня происходит то же самое на Украине – ничего нового, идет примитивная негроссмейстерская игра в шахматы. Надо признать, что на Украине мы проиграли культурологическую войну, которая включает и информационную составляющую.

В таких условиях роль высшего образования возрастает. Это одно из доминантных направлений, которое должно работать на экономический прорыв России, что равносильно сохранению нашей страны. Университеты, как и вся система образования, ориентированы на будущее. Мы должны кардинально изменить отношение к подготовке выпускников. Это должны быть инженеры новой генерации – многоуровневые профессионалы в самых разных сферах знаний. Речь идет о создании комплексной системы подготовки высокоинтеллектуального инженерного десанта XXI века для нашей промышленности.

– На войне, как на войне?

– Да, только так сможет выжить страна. Нужно готовить всю цепочку специалистов для высокотехнологичной промышленности, начиная с операторов, мастеров, непосредственно управляющих сложным оборудованием, конструкторов, совершенствующих это оборудование и изобретающих новое, до научной элиты.

Университеты должны готовить системных лидеров, которые способны объединить интеллектуальные сообщества для решения сложных задач по производству конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.

Я не люблю говорить об импортозамещении, это локальная задача. Нам нужно ставить задачу более масштабно, амбициозно, на перспективу – говорить об организации производств, выпускающих глобальную конкурентоспособную продукцию. Это включает в себя многое, в том числе на первом этапе – импортозамещение, которое не решает системных проблем нашей экономики, не ставит своей целью экспансию на мировой рынок, а без этого экономика не задышит полной грудью. Если видеть задачу именно так, то нужны высококвалифицированные, высокоинтеллектуальные, творчески заряженные инженерные кадры. И это главная задача, которая стоит перед российской высшей школой.

Мы опоздали лет на 15, по очень скромным подсчетам. Имея большой объем нефтедолларов, не смогли ими разумно распорядиться, вложить в модернизацию страны. В последний кризис мы практически истратили свой стабилизационный фонд – триллионы рублей ушли непонятно куда. Хорошо, что за последние годы опять поднакопили, есть надежда, что на этот раз его средства будут вложены в развитие промышленности. Уже пошли большие инвестиции в машиностроение, судостроение, материаловедение – по всем направлениям, которые позволят создать самодостаточную экономику.

Россия обладает практически всеми природными ресурсами, имеет достаточно сильный интеллектуальный потенциал. Нам не хватает только грамотного управления, правильной целевой настройки всей системы и ответственности, патриотизма. Каждый должен понять, что мы находимся на грани, ситуация может развернуться в ту или иную сторону, и от каждого из нас зависит экономическая и политическая независимость страны.

– Россия вынуждена практически полностью развернуться на Восток. Китай умеет защищать свои интересы. Сможем ли мы быть с ним равноправными партнерами?

– Я убежден, что мы должны равно работать как с Востоком, так и с Европой, не делая акцентов, кто для нас важней. Но при этом соблюдать свои интересы, иметь широкий внешний рынок хотя бы в силу собственной географической протяженности.

Мне кажется, мы недостаточно активно сотрудничаем с Латинской Америкой. По многим признакам, это один из самых потенциально перспективных наших партнеров, мы вообще хорошо друг друга дополняем. Это колоссальный как импортный, так и экспортный рынок для нас.

Надо работать со всеми государствами, которые проявляют к нам интерес. Важно хорошо изучить партнера – его культуру, национальные традиции, политические предпочтения, экономические возможности, наладить с ним чисто человеческие связи, чтобы брать от него лучшее и на лучших условиях. У любого народа есть, чему поучиться. Нужно выстраивать многоплановые связи, а не колониальные. При таком выстраивании отношений возможно создание на Земле относительно равновесного сосуществования стран, какими бы разными они ни были.

Что касается Китая, с ним следует особенно профессионально работать, нужно тщательно изучить менталитет этого древнего народа. Это страна с великим будущим, при этом она чрезвычайно ограничена территориально и с точки зрения ресурсов. Исходя из этого понятно, откуда такие амбициозные геополитические планы у этой страны. И с большой долей вероятности можно ожидать, что в недалеком будущем она станет инициатором экономической, а затем и политической экспансии. Да что там в будущем – Китай уже сегодня занимает сильные позиции в Африке, а это богатая сырьевая база.

Но я не хотел бы выделять Китай, потому что каждый народ имеет свои особенности, которые и следует знать перед тем, как строить мосты. Это касается и Европы – психотип германца и англосакса разный, их отличают не только геополитические устремления. Нам нужно изучать партнеров еще и с той целью, чтобы перенимать все лучшее, что наработано в стране с точки зрения выстраивания экономической модели управления государством.

– Россия сама по себе очень разная, одной модели нам, пожалуй, мало будет…

– Так и я об этом – исходя из наших региональных особенностей, мы должны выбирать разные модели управления экономикой, используя опыт Европы, Востока, Америки, Африки. Да и у нас, может быть, где-то в регионах есть положительные практики. Нужно дать больше свободы как местному самоуправлению, так и университетам.

В России все высшее образование чрезвычайно централизовано – стандартные направления подготовки, экзамены. А я считаю, что университет по согласованию с региональными властями должен быть ориентирован на удовлетворение потребности в кадрах, прежде всего, региональной экономики. Он должен профессионально и интеллектуально гармонизировать развитие своего региона. Во Владивостоке, например, надо готовить технологов по переработке морепродуктов, но не выпускать металлургов. Не стоит в Хабаровске готовить инженеров по созданию космической техники – там нет для этого ни учебной, ни производственной, ни научной базы, а следует готовить специалистов в области лесопереработки, горнодобывающей промышленности. Хорошо бы на Дальнем Востоке учесть близость Китая и готовить экономистов и инженеров для продажи продукции IT-технологий. К сожалению, никто не обращает внимания на подготовку инженерных кадров, умеющих работать на внешнем рынке.

В общем, нужно анализировать, вскрывать региональные особенности развития экономики, ее возможные точки роста, в том числе и от соседства, и это закреплять подготовкой соответствующих специалистов.

– У Политеха миссия, наверное, амбициознее региональной программы?

– В России около 40 вузов, которые можно причислить к ведущим вузам федерального значения, наш университет в их числе. Это центры подготовки кадров высшей квалификации, интеллектуальной элиты. Они должны готовить лидеров промышленности, которые способны успешно исполнять роль топ-менеджеров как в промышленности, так и во власти всех уровней – к этому надо стремиться.

С другой стороны, ведущие вузы должны работать в тесном контакте с региональными – повышать квалификацию их преподавателей, молодых ученых, обмениваться опытом администрирования. Вся наша система образования должна быть, как сообщающийся сосуд.

– Вашему университету возвращают исторический бренд. Когда это официально произойдет?

– Распоряжение губернатора Петербурга уже получено, осталось внести изменения в устав вуза. В течение нескольких месяцев это должно осуществиться. В 1913 году Политехнический институт как активный продолжатель дела Петра I в области инженерного образования стал Санкт-Петербургским Политехническим институтом Петра Великого. Для нас очень важно, что мы возвращаемся к своим истокам и традициям. Петр Великий как реформатор промышленности, основатель новых производств, российской академии и российского университета в максимальной степени соответствует образу политехнического университета, нашим представлениям о будущем политехнического образования.

– Прошла первая конференция, посвященная мегагрантам, выделенным правительством РФ. Какие перспективы в развитии вузовской науки вы отметили?

– Программа мегагрантов за короткое время оказала существенное влияние на развитие научного направления в вузах. Для ее реализации выделено более 20 млрд рублей, создано 160 научных лабораторий, более половины работающих в них – молодые ученые до 30 лет. Это чрезвычайно важно. Таким образом, поставленные государством задачи – вовлечение молодых ученых, студентов, аспирантов в современные исследования, интеграция российской науки в мировую – выполняются.

Считаю, и это поддерживают многие мои коллеги, что программа мегагрантов – одна из самых успешных инициатив правительства в области науки, которые были предприняты за последние годы. В ходе конференции была подчеркнута объективность и прозрачность системы оценки заявок на гранты. Это необходимые условия, чтобы российская инициатива приобрела широкую известность в зарубежном научном мире. Если мы хотим поддерживать проведение исследований в нашей стране учеными мирового уровня, оперативно открывать современные лаборатории по новым направлениям науки, эту программу нужно продолжать.

Объем бюджетного финансирования, а также дополнительные внебюджетные средства, вложенные в проекты университетами, позволили создать лаборатории, сопоставимые по качеству оснащенности с зарубежными. В лабораториях смогли сформировать коллективы, закупить оборудование, провести реконструкцию помещений.

– Какая судьба ждет новые лаборатории по окончанию грантов? Ученые говорят, что содержание лабораторий – непосильная ноша для бюджетов университетов, а самофинансирование равносильно их закрытию…

– Опасения относительно жизнеспособности лаборатории после завершения гранта оправданны, если лаборатория создавалась с чистого листа. И один такой пример у нас был. Остальные же наши лаборатории по мегагрантам созданы на базе устойчиво развивающихся научных групп и направлений, для них риск потеряться в научном мире минимален. Так, лаборатория ведущего ученого Константина Северинова связана с научно-исследовательским комплексом Политеха «Нанобиотехнологии», который возглавляет Михаил Ходорковский. Лаборатория Ильи Безпрозванного – с кафедрой медицинской физики, которую он после преобразования возглавил. Лаборатория Веселина Михайлова опирается на целую группу научных и научно-технологических направлений Политеха в области конструкционных материалов.

– Вы реализуете проект «Суперкомпьютер». Какие задачи с его помощью намереваетесь решать?

 – Наш «Суперкомпьютерный центр» будет мощнейшим на Северо-Западе, его производительность составит 1 Петафлопс – 1015 (с плавающей запятой) операций в секунду. В этом центре планируется решать сложные, ресурсоемкие и наукоемкие задачи из различных отраслей промышленности: автомобилестроение, авиастроение, судостроение, машиностроение, энергетика. А также проводить исследования в биологии, разрабатывать новые материалы.

Дело в том, что все эти исследования отличаются мультидисциплинарностью и требуют создания полномасштабных математических и физико-механических моделей новых материалов, конструкций, машин, установок, сооружений, а также разнообразных процессов, включая технологические процессы. Это неподъемные задачи для обычных компьютеров.

– С какими зарубежными вузами Политех имеет тесные связи?

– Наибольшее количество партнеров у нас в Германии, так как именно там исторически сильна подготовка инженерных кадров. Но мы активно сотрудничаем и с вузами Китая, Австрии, Великобритании, Испании, Вьетнама, Латинской Америки. Сотрудничаем по широкому спектру направлений – это совместные магистерские и аспирантские программы, научные исследования и публикации, а также обмен студентами, учеными и творческими молодежными коллективами.

В этом учебном году мы приняли по всем формам обучения в два раза больше иностранных абитуриентов, чем в прошлом. В Политехе обучаются более 3500 студентов, стажеров и аспирантов из 106 стран мира. Университет входит в число лидеров по количеству иностранных студентов – они составляют 13% всех обучающихся, и к 2020 году мы намерены довести этот показатель до 20–30%.

Основные регионы, из которых традиционно приезжают учиться, – азиатские страны, особенно КНР, страны СНГ, Ближний Восток, Африка. Последние два-три года все больше студентов приезжает из Центральной и Восточной Европы, стран Скандинавии. Это стало возможным благодаря запуску международных образовательных программ, программ магистратуры и аспирантуры на английском языке.

Мы подписали договор стратегического партнерства с Ганноверским университетом, университетами Штутгарта и Берлина (Германия), с университетом Граца (Австрия), университетом Сити Лондон (Великобритания), Миланским политехническим университетом (Италия), Университетом Цинхуа (КНР) и другими. Все они входят в число ведущих вузов мира. Сотрудничаем по широкому спектру направлений – это совместные магистерские и аспирантские программы, научные исследования и публикации, а также обмен студентами, учеными и творческими молодежными коллективами.

Кроме того, создаем международные научно-образовательные центры совместно с ведущими компаниями, такими как Siemens, Motorolla, LG, Schneider Electric, GM и т. д., в которых студенты и аспиранты в период обучения имеют возможность работать. Среди стратегических партнеров университета – более 250 отечественных высокотехнологичных компаний и научных центров. В том числе Ростех, Росатом, Газпром, концерн «Силовые машины», Северсталь и многие другие. Среди зарубежных компаний я, в первую очередь, отмечу Airbus, Boeing, BMW, Daimler, General Motors, LG Electronics, Schlumberger, Siemens, Weatherford и многие другие. Как правило, после подписания соглашения о взаимодействии мы рассматриваем вопрос о целесообразности открытия базовой кафедры. Например, в рамках соглашения о сотрудничестве с Роскосмосом мы открыли кафедру в Институте проблем машиноведения.

В последние годы несколько снизилась активность наших американских коллег, скорее всего, это связано с изменениями в политике наших стран.

– В чем-то еще университет ощутил на себе напряженность международной обстановки?

– К счастью, наука и образование не так подвержены политической конъюнктуре, мы пока не очень чувствуем изменения в отношениях с нашими зарубежными коллегами. В этом плане показательна конференция ректоров ведущих университетов крупнейших городов мира (WС2), которая буквально недавно, в сентябре, проводилась в Санкт-Петербурге на базе Политехнического университета. Это ежегодное мероприятие традиционно проходит в разных университетах глобальных городов, таких как Лондон, Гонконг, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Милан, Токио и т. д. К нам приехало даже больше участников, чем обычно бывает на такой конференции. Были представители крупнейших университетов Латинской Америки, Европы, Южной Африки, Китая и Японии. И самое удивительное, что конференцию посетила очень представительная делегация наших американских коллег. Надеюсь, что и в дальнейшем политические разногласия не будут мешать продолжению активного международного сотрудничества.

– Правительство идет по пути усиления финансирования именно вузов, предпочитая их научным институтам и академиям…

– Традиционно почти все советские, а затем российские университеты были ориентированы, в основном, на образовательную деятельность. Между тем, в университетских рейтингах научные достижения являются важнейшей доминантой деятельности вуза. Убедительно «предъявить себя миру» можно, в основном, за счет научного потенциала. С необходимостью корректировки дисбаланса, сложившегося за годы советской власти, и связана идея национальных исследовательских университетов.

Не надо забывать, что университеты, в отличие от учреждений Академии наук, активно вовлекают в научные проекты молодежь. Но это не означает необходимости полного переноса науки из институтов РАН в университеты. Следует наладить эффективную кооперацию между ними. К примеру, наш университет много десятилетий тесно связан с Физико-техническим институтом им. А. Ф. Иоффе. Благодаря привлечению ведущих практикующих ученых к преподаванию учебных дисциплин, обеспечивается высокий уровень образования в вузе.

Этой сложившейся исторической связью было обусловлено создание нескольких научно-исследовательских лабораторий и научно-образовательных центров. Некоторые из проектов и лабораторий уже получили признание и поддержку на государственном уровне, в частности, по программе мегагрантов. Но и в рамках программы повышения конкурентоспособности есть несколько направлений научного роста, по которым мы, в том числе, делаем ставку на проекты, выполняемые совместно с Физтехом, приглашаем руководителей научных групп.

В рамках сотрудничества с Институтом геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского в проекте «Земля-Луна» метод динамики частиц, развиваемый нашим ученым, заведующим кафедрой «Теоретическая механика» Антоном Кривцовым, позволил в короткие сроки получить важные результаты, касающиеся образования системы Земля-Луна. Это послужило началом серии совместных работ по программам Президиума РАН.

Кооперации Политеха и Академии способствует и недавно созданный Российский научный фонд. В проведенном этим летом конкурсе РНФ на создание совместных лабораторий между университетами и институтами РАН мы выиграли три крупных проекта совместно с Институтом высокомолекулярных соединений, Институтом народно-хозяйственного прогнозирования и Петербургским институтом ядерной физики.

– В каких специальностях востребованность растет, а к каким интерес падает?

– Традиционно самыми популярными остаются инженерно-строительные, инженерно-экономические специальности, а также направление информационных технологий и управления. В последние годы пошел в рост конкурс по таким направлениям, как «Электроэнергетика и электротехника», «Физика», «Прикладная математика и информатика», «Прикладные математика и физика».

Падает интерес к направлению «Металлургия», но это общемировой тренд.

Мы активно развиваем междисциплинарные направления. При разработке обучающих программ взят курс на «политехничность». В связи с этим университет недавно подал в Российский научный фонд заявку на проведение исследований и разработок материалов, технологий и оборудования для аддитивных технологий.

Политехнический одним из первых технических университетов стал развивать биомедицинское направление

Кроме того, Политех одним из первых технических университетов страны стал развивать биомедицинское направление.

В этом году мы впервые проводили прием по программам прикладного бакалавриата. Однако конкурс по ним оказался низким. Очевидно, это связано с тем, что молодежь пока не видит перспектив в практикоориентированном обучении, которое позволяет выпускникам значительно лучше и быстрее освоить новую технику и технологию. Передовым предприятиям, использующим ультрасовременное оборудование, требуются специалисты с высшим техническим образованием, а не просто работники, окончившие курсы повышения квалификации.

– Ведете ли вы статистику, сколько выпускников Политеха уезжают за границу продолжать учебу и работать?

– Это сложный вопрос, ведь студент – бакалавр или магистр, – когда самостоятельно находит место обучения за границей или участвует в конкурсе на получение стипендии на обучение за рубежом, уезжая, как правило, не информирует об этом вуз. Тем более нас не ставят в известность те, кто находит работу за рубежом. Однако кое-какая информация по этому поводу все-таки есть. В мае прошлого года мы провели Форум выпускников, и на наши запросы откликнулись более 2000 наших бывших студентов – ответили, кто и где работает, какими исследованиями занимается.

Многие ведущие специалисты Политехнического университета, уехавшие ранее за границу, возвращаются

 Уже можно с уверенностью говорить о тенденции к тому, что наша молодежь возвращается работать в российские компании, либо в международные, которые активно работают на российском рынке. И что очень важно, благодаря ряду государственных программ, тех же мегагрантов и Программы повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100-2020», многие ведущие специалисты нашего университета, когда-то уехавшие за границу, теперь возвращаются в Политех, организуют лаборатории и передают нашей молодежи свои знания, в том числе накопленные в других странах. Мы установили тесные связи с зарубежной Ассоциацией русскоязычных ученых – RASA.

Что касается статистики, у нас имеется информация о тех, кто уезжает на учебу в рамках совместных программ, которые мы создаем вместе с нашими зарубежными партнерами. На обучение за рубеж в рамках этих совместных программ и программ академической мобильности в наши партнерские вузы ежегодно выезжают около 500 человек. В первую очередь это касается студентов, обучающихся на программах двойного диплома.

Стоит отметить, что ребята дорожат дипломом Политехнического университета. Не так давно одна из южнокорейских компаний предложила очень высокооплачиваемую работу нашим студентам, обучающимся в сфере информационных технологий. При этом было поставлено условие – они должны закончить магистерскую программу в южно-корейском университете. Когда ребята узнали, что при выполнении этого условия они не получат диплом нашего университета, желающих поехать работать в Южную Корею практически не оказалось.

Беседовала Ирина Кравцова

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X