Эльвира Набиуллина

Эльвира Набиуллина: Работа по оздоровлению банковского сектора не имеет альтернатив

Дата Сен 15, 14 • Нет комментариев

Неизбежный путь. На денежно-кредитную политику влияют замедление экономического роста, нервные ожидания глобальных инвесторов и обострение геополитической ситуации....
Pin It

Главная » Журнал "Управление Бизнесом" №15, Наши спикеры » Эльвира Набиуллина: Работа по оздоровлению банковского сектора не имеет альтернатив

Неизбежный путь.

На денежно-кредитную политику влияют замедление экономического роста, нервные ожидания глобальных инвесторов и обострение геополитической ситуации.

Центробанк России не одобряет идею о смягчении денежно-кредитной политики и продолжит чистку рынка, преимущественно путем дальнейшего лишения лицензий неэффективных банков. О том, почему регулятор практически не прибегает в этом процессе к санации, председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина рассказала в своем выступлении на Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге.

БЕЗ ДЕНЕЖНОЙ НАЧИНКИ

Центробанк намерен обеспечить последовательное снижение инфляции в трехлетней перспективе до 4%

– Я бы хотела обозначить логику действий Центробанка и те меры, которые мы планируем предпринимать в ближайшей перспективе. Очевидно, что ситуация, в которой мы находимся, нестандартна. В этих условиях перед нами стоят три основных задачи. Первая – установление ценовой стабильности. Мы намерены обеспечить последовательное снижение инфляции в трехлетней перспективе до 4% и удержание показателя на этом уровне в течение такого времени, которого достаточно для структурной перестройки российской экономики и адаптации соотношения цен. Эта задача решается нами одновременно с переходом к режиму инфляционного таргетирования. На наш взгляд, он эффективнее, чем просто политика по снижению инфляции, так как создает большую предсказуемость и дает экономическим агентам больше уверенности в устойчивости ценовой динамики.

Вторая задача – укрепление и оздоровление банковского сектора страны через улучшение системы регулирования на основе сочетания международных стандартов и национальных норм регулирования, а также через последовательное и своевременное применение мер надзорного контроля.

И третья наша цель – предотвращение формирования и накопления системных рисков в финансовой сфере, появления новых «пузырей» и перегрева в отдельных сегментах рынка, например, в потребительском кредитовании.

Среди первоочередных задач Центробанка также значится создание национальной платежной системы, финансовых рынков и становления ЦБ как полноценного мегарегулятора.

Повышение производительности труда – единственный способ ускорить темпы роста экономики. А инвестиции и качество управления – критические факторы в этом процессе

В первой половине года обозначилось несколько тенденций, оказавших влияние на денежно-кредитную политику ЦБ. Это замедление экономического роста, нервные ожидания глобальных инвесторов в ожидании нормализации монетарной политики в развитых странах и обострение геополитической ситуации. До конца года мы прогнозируем рост российской экономики на уровне 0,4%. И по убеждению ЦБ, замедление этого вызвано не столько внешними и конъюнктурными факторами, сколько внутренними. В результате снижения темпов инвестиций – а они перешли в отрицательную область уже во втором квартале прошлого года – и низкого качества управления мы наблюдаем стагнацию производительности труда. Численность населения в трудоспособном возрасте в России сокращается начиная с 2006 года примерно на 500 000 человек в год, что делает невозможным возобновление темпов экономического роста на основе привлечения дополнительной рабочей силы. Повышение производительности труда – единственный способ увеличить темпы роста экономики. А инвестиции и качество управления – критические факторы в этом процессе.

В последнее время возникают предложения по смягчению кредитно-денежной политики, эмиссионного финансирования бюджета и долгов предприятий. Они направлены на стимулирование экономического роста, однако, на наш взгляд, такие меры неприемлемы и могут отбросить нашу страну в начало 90-х годов. С точки зрения Центробанка, подобные методы «денежной накачки», монетарного стимулирования спроса без адекватного ответа со стороны предложения, без структурных институциональных мер, мотивирующих частных инвесторов вкладывать деньги в производство, могут привести только к росту инфляции и стагнации реального сектора.

Монетарное стимулирование спроса без адекватного предложения и инвестирования в производство может привести к росту инфляции и стагнации реального сектора

Этой осенью будет уже 6 лет с тех пор, как страны – эмитенты резервных валют начали проводить нестандартную мягкую денежно-кредитную политику. Это достаточный срок для того, чтобы оценить промежуточные эффекты. Да, мягкая денежная политика помогла поддержать экономики на плаву, но она также позволила правительствам не торопиться с проведением сложных структурных реформ в экономике. Результатом стало еще большее, чем до кризиса, накопление долгов, в том числе корпоративным сектором развивающихся экономик. На финансовых рынках снова начинают формироваться «пузыри», и часто в тех же сферах, в которых они спровоцировали кризис в 2007 году.

Происходит финансовая дестабилизация стран с формирующимися рынками, завязанная на притоки и оттоки капитала. Если мягкая денежная политика не сопровождается структурными изменениями, то она приводит к появлению рисков, ставших причинами предыдущих кризисов. В российской практике также есть подобные примеры: массированный приток дешевого капитала в начале 2000-х годов привел не столько к модернизации мощностей, сколько к росту числа слияний и поглощений на рынке, как результат – компании резко увеличили долговую нагрузку. И этот «груз» ощущается до сих пор: очень многие предприятия высоко закредитованы на фоне низкой конкурентоспособности.

В становлении финансовой стабильности не обойтись без мер по оздоровлению банковского сектора. Этот процесс связан порой с принятием непростых и болезненных решений. Часто звучат вопросы о том, почему происходит столько отзывов лицензий вместо санаций, почему не учитываются последствия в виде перетока средств из малых и средних в крупные банки? Нельзя оценивать эту работу только по количеству отозванных лицензий, хотя это ее самое заметное и чувствительное проявление. Очевидно, что накопление рисков в этой сфере чревато неспособностью банковского сектора проявить сопротивляемость к внешним шокам. Мы наблюдаем, что в результате предпринимаемых мер сектор уже стал более здоровым: банки начинают эффективнее осуществлять риск-менеджмент, адекватно оценивают активы, не «надувают» фиктивный капитал. Иллюстрацией этого является сокращение сомнительных операций, проходящих через банковские каналы, рост резервов по ссудам более чем на 20% за пять месяцев 2014 года. Стресс-тесты, несмотря на возросшие риски и неопределенность, демонстрируют устойчивость нашей системы.

СПАСТИ ИЛИ ЗАКРЫТЬ

– Приведу некоторую статистику. В 2013 году Банком России отозвано 33 лицензии у кредитных организаций, за 6 месяцев этого года – 38. Лицензии отзываются исключительно у тех банков, основа бизнеса которых – обслуживание теневой или криминальной экономики, а также у тех, что испытывают серьезные финансовые проблемы, которые владельцы или менеджеры не могут или не хотят исправлять.

Перед каждым решением об отзыве лицензий ЦБ рассматривает санацию в качестве альтернативы. Выбор в пользу второго пути мы делаем только при трех условиях.

Прежде всего – если банк является системно значимым и прекращение его работы может привести к проблемам на уровне банковской системы региона или страны. Это не означает, что таким банкам дается индульгенция: напротив, мы должны быть уверены в том, что эти банки ведут предусмотрительную политику и не рискуют деньгами вкладчиков и клиентов. Для этого нами в прошлом году создано отдельное подразделение по надзору за такими организациями, и мы планируем введение дополнительных надзорных и регулятивных требований к ним.

Второе условие для санации – ее экономическая обоснованность. Объем ресурсов, направляемых на санацию, должен быть сопоставим с размером выплат застрахованным вкладчикам. Без экономической целесообразности такой шаг приводит к демотивации собственников и менеджеров банков: мол, можно некачественно управлять, выводить активы, все равно придет государство и спасет бизнес, заплатит все долги.

И третье «если»: бизнес-модель банка не должна основываться на криминальной деятельности, и он не должен быть вовлечен в обслуживание нелегальной экономики.

При наличии этих трех условий мы готовы пойти на санацию.

Что касается перетока средств вкладчиков в крупнейшие банки, то он присутствует. Нас это беспокоит, потому что очевидно, что между размером банка и его «здоровьем» нет прямой связи. Многие региональные организации обладают надежностью, качественно управляют деньгами клиентов, играют большую роль в создании конкурентной среды. Они часто более оперативны, лучше знают специфику своего региона, малых и средних клиентов. Но переток средств к крупным игрокам – это обратимый процесс, и уже сейчас, по мере оздоровления рынка, средства клиентов начинают возвращаться в мелкие и средние банки.

С ПОМОЩЬЮ ХИРУРГИИ

Перед нами стоит важная задача повышения ответственности владельцев и топ-менеджеров банков за устойчивость их бизнеса, разъяснения своей политики в сфере банковского надзора. Частично ответы на эти вопросы найдены. Главный же ответ заключается в том, что проводимая работа по оздоровлению сектора, в сущности, не имеет альтернатив.

На ближайшую перспективу в этой области наши приоритеты следующие. Во-первых, предотвращение масштабных подделок и предоставления недостоверной финансовой отчетности. Здесь мы рассчитываем на скорейшее принятие закона об уголовной ответственности за такие действия, также будем развивать взаимодействие с правоохранительными органами по признакам преступления в банковской сфере. Во-вторых, ограничение рисков в распространенной пока практике кредитования банками своих владельцев и связанных с ними лиц. Предполагается принятие нормативного акта, который будет определять, в том числе с помощью мотивированного суждения, степень связанности заемщика с кредитной организацией и ее акционерами. Также планируется введение нового норматива, который ограничит риск связанного с банком и его акционерами заемщика – 20% от капитала.

Также мы надеемся на принятие законодателем решения о дифференциации взносов банков в Агентство по страхованию вкладов в зависимости от уровня риска кредитной организации. Будем работать над повышением устойчивости банков к возможным шокам ликвидности, чему поспособствует и вступление в силу базельских требований к краткосрочной ликвидности, которое не затронет только крупнейшие банки и будет сопровождаться контрактными линиями ликвидности.

ЦБ намерен увеличивать защищенность заемщика путем борьбы с «ростовщическими» ставками, законодательно ограничив полную стоимость кредита по потребительским кредитам.

В числе наших приоритетов совершенствование риск-менеджмента, в том числе благодаря разрешению использования продвинутых методов оценки рисков: это IRB-подход в рамках «Базеля II» начиная с 2015 года, а также вступление в силу требований к внутренним процедурам оценки достаточности капитала.

Мы собираемся внедрять методы экспресс-оценки банков на наличие скрытых вкладов, с чем столкнулись в последнее время, а также шире применять практику профессиональной оценки нефинансовых активов банков.

В целом в процессе оздоровления рынка мы рассчитываем перейти на «профилактическое лечение», но практика показывает, что даже терапия помогает не всегда, иногда требуется хирургическое вмешательство, в результате которого можно купировать распространение болезни.

Записала Ольга Великанова

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X