Андрей Липатов

Андрей Липатов: Железный занавес сегодня из прозрачного стекла

Дата Сен 4, 14 • Нет комментариев

Не довести до абсурда Внешние факторы, с одной стороны, несут с собой риски, а с другой – они перераспределят рынок и заставят бизнесменов активно действовать, уверен Андрей...
Pin It

Главная » Журнал "Управление Бизнесом" №15, Наши спикеры » Андрей Липатов: Железный занавес сегодня из прозрачного стекла

Не довести до абсурда

Внешние факторы, с одной стороны, несут с собой риски, а с другой – они перераспределят рынок и заставят бизнесменов активно действовать, уверен Андрей Липатов

Когда политики начинают общаться на языке санкций, бизнес вынужден менять модели деятельности: тщательнее просчитывать риски, быть готовым к возникновению проблем с поставщиками, со сбытом продукции, с финансированием. От того, какие решения будут приняты и как быстро удастся организовать работу в новых экономических реалиях, зависит будущее предпринимательства.

О выборе стратегии поведения на рынке и перспективах бизнеса в условиях стремительно меняющейся геополитической ситуации мы говорим с генеральным директором холдинга «Теплоком», руководителем экспертных секций Комитета по энергетике Госдумы РФ Андреем Липатовым.

– Какие риски вы будете учитывать в управлении бизнесом в связи с уже введенными и возможными санкциями в отношении России?

– Экономическая ситуация в стране, складывающаяся под воздействием внешних факторов, естественно, вызывает обеспокоенность. Когда перед банковской системой постепенно опускается «железный занавес», это означает, что грядет время высокой стоимости финансовых ресурсов и ограниченной покупательской способности наших клиентов. Это один из значимых рисков, который необходимо учитывать при планировании бизнеса сегодня.

Риском являются и возможные санкции, связанные с ограничением доступа к определенным типам технологий, материалов и сырья, которые используются в производстве. В частности, в своей продукции мы используем микрочипы, которые разрабатываются в США и производятся в странах Евросоюза и Азии.

– Если санкции коснутся этой элементной базы, возникнет необходимость в реализации программ импортозамещения?

– Наше оборудование относится к категории высокоточного и используется, в том числе, на особо важных объектах, в атомной энергетике, оборонной промышленности, ЖКХ. Понятно, что мы не можем ставить эти сектора экономики в зависимость от какого-то элемента, который производится не в России. Поэтому еще пять лет назад мы взяли курс на поиск замен внутри страны, и сегодня в составе оборудования холдинга «Теплоком» доля импортных компонентов не критична – менее 7% против 40% ранее. Но эти – пусть и незначительные – проценты могут быть существенны для технологии в целом. Поэтому в абсолютно нерискованной зоне мы себя не ощущаем и продолжаем вести работу по поиску альтернатив.

– Как, на ваш взгляд, можно нивелировать риски для рынка в целом?

Когда рынки сужаются, они сужаются для всех, и неважно, лидер ты в этой отрасли или начинающий игрок

 – Когда рынки сужаются, они сужаются для всех, и неважно, лидер ты в этой отрасли или начинающий игрок. Когда для рынка России существует внешняя угроза, в том числе запрета на использование иностранных технологий, что приведет к усилению значимости внутренних поставщиков, мы предлагаем отказаться от конкурентных претензий, исключить любую недобросовестную конкуренцию и прекратить все межкорпоративные конфликты

Мы призываем игроков рынка к консолидации усилий ради укрепления общих позиций, к миру, единству и организации общей политики. И считаем, что именно лидер, опытный участник рынка, должен первым протянуть руку тем, кому уже и так нелегко, а будет еще труднее. Мы готовы делиться своими возможностями, сообща работать над проектами в сфере энергосбережения ради общего блага, потому что вода, тепло и канализация – это стратегически важные системы любой урбанистической культуры, и нам нельзя допустить, чтобы эти системы были слабым звеном в структуре наших городов и страны в целом. Если же мы начнем бороться за поставщиков, финансовые ресурсы, то доведем ситуацию до абсурда и гуманитарной катастрофы.

– То есть вы призываете отказаться от конкуренции?

– Не выручка и не прибыль будут сейчас главными. Главное – сохранить технологии, тренды, объемы продаж, разработки, укреплять производственный сектор. Нам нужно сосредоточиться не столько на конкуренции в области продаж, сколько на конкуренции в области разработок и технологий производства. Вплоть до того, чтобы, сохранив и приумножив долю на рынке, объединять производственные сектора. Тогда мы сможем вместе решать жизненно важную для страны задачу – обеспечить ключевые и социально значимые сферы, такие как топливно-энергетический комплекс и жилищно-коммунальное хозяйство, надежным современным оборудованием.

И один из первых шагов в этом направлении – создание рабочей группы по стандартизации проектирования, установки и эксплуатации узлов учета тепла, которая формируется в Санкт-Петербурге под председательством советника председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Михаила Гришутина. В нее уже вошли специалисты нашего холдинга и Петербургского энергетического института повышения квалификации, приглашены другие участники рынка – компании «Взлет» и «Логика», некоммерческое партнерство «Метрология Энергосбережения». Разработанные рабочей группой стандарты будут применяться в качестве руководящих документов и технических требований при проведении конкурсных процедур на установку и обслуживание узлов учета.

Уже все понимают, для чего нужно учитывать энергоресурс, нет проблемы спроектировать установку узла даже в доме, где нет подвала. Весь цикл, который зависит от ресурсоснабжающей компании и от нас как производителя, понятен и отработан. Проблемы начинаются при сдаче узлов в коммерческую эксплуатацию: из-за отсутствия четкой структуры процесса сдачи оборудование не эксплуатируется, жители продолжают платить за тепло по нормативу, одновременно выплачивая стоимость узла учета. Только наличие общих правил по выполнению всех работ, и технических и сервисных, позволит сделать прозрачными все этапы проекта – от монтажа до эксплуатации. Таким образом, город получит единую картину потребления, управляющие компании, пройдя обучение, будут профессионально эксплуатировать оборудование, единые стандарты сервисного обслуживания позволят грамотно содержать приборы.

– Нет ли риска, что в стране, закрытой от зарубежных рынков, без возможности конкурировать с мировыми игроками утратятся стимулы для производства и совершенствования конечного продукта? Мы помним, как это было в СССР…

– Не думаю, что стоит проводить аналогию с советской экономикой. Объем и способы обмена информацией настолько изменились, что сегодня «железный занавес» – из прозрачного стекла. Вы всегда будете видеть то, что происходит за рубежом, какие там технологии. Возможность обмениваться данными никуда не денется. Коммуникации охватывают весь земной шар, и отключить людей от информации, от науки невозможно.

На нашем рынке, в отличие, например, от отечественного автопрома, «сделано в России» – это реальный бренд. Мы положили на это немало усилий

 Я не думаю, что наш сектор экономики растеряет свои компетенции и конкурентные преимущества. На нашем рынке, в отличие, например, от отечественного автопрома, «сделано в России» – это реальный бренд. Мы положили на это немало усилий.

– Вы хотите сказать, что на рынке измерительных приборов, систем автоматики российская продукция уже не уступает зарубежной?

– Говорить о том, что Европа диктует нам какие-то стандарты, не приходится. Если у нас погрешность приборов исчисляется в долях процентов, то у западного производителя – в 5–7%. Европейские стандарты позволяют такую погрешность, а наши нет.Это один из факторов, благодаря которому отечественные производители удерживают существенную долю рынка – более 80%! – несмотря на то, что уровень технологичности производства у нас пока ниже, чем у западных коллег. Если там полная автоматизация, то у нас частичная. Тем не менее, мы, по их словам, производим ювелирные изделия. Притом что у них, казалось бы, есть возможность сделать то же самое, у них нет основного – интеллектуального капитала. Это касается всех звеньев: и разработки, производства, продаж, и последующего сервиса.

– Производственных мощностей хватит для того, чтобы обеспечить отечественных потребителей необходимым оборудованием?

– Даже сегодня производственные мощности холдинга «Теплоком» загружены лишь на 75%. То есть у нас есть 25-процентный люфт для выпуска дополнительных объемов продукции. У других компаний тоже есть резервы.

Почему я уверен в успехе? Потому что внешние факторы, с одной стороны, несут с собой риски, а с другой – они перераспределят рынок и заставят нас активно действовать. Крупные компании станут крупнее, а мелкие уйдут. И это логично, потому что только крупные игроки смогут привлечь ресурсы на разработку и производство нового типа оборудования, поскольку затраты на это исчисляются десятками и сотнями миллионов рублей.

– Как будете действовать вы? Есть планы развивать бизнес дальше?

– Мы выросли из достаточно небольшого бизнеса, перешли в средний и сейчас делаем шаг в крупный бизнес. И шаг этот связан и с увеличением объема оказываемых нами услуг. Мы предлагаем технические решения муниципального и регионального уровня по ресурсо- и энергосбережению, автоматизации, диспетчеризации и т. п.

Из проектов, не связанных напрямую с энергетикой, одно из перспективных направлений – формирование комфортной городской среды. У нас есть интересный проект с рабочим названием Orange City, который предусматривает создание инфраструктуры в жилых кварталах городов: от скамеек и пандусов до спортивных площадок. Причем, мы предлагаем заказчикам подойти к обустройству дворовых территорий комплексно: наши проекты базируются на расчетных данных о том, сколько в доме проживает пожилых людей, детей, людей с ограниченными возможностями – это позволит создать предложение, которое полностью соответствует потребностям конкретного двора.

– Когда заработает Orange City?

– Думаю, что к концу 2014 года проект, в который мы инвестируем около 2 млн долларов, будет запущен, и мы начнем продвигать его по всем регионам РФ. Мы уже начали по нему работать: за последний год сделали и подарили городу около полусотни велопарковок.

– А есть управленческие решения, реализацию которых придется отсрочить?

– Мы приняли решение повременить с планами по выходу на Лондонскую фондовую биржу, несмотря на то, что прошли все необходимые процедуры и увидели интерес иностранных инвесторов к компании. Однако, несмотря на понятный для иностранных партнеров сектор экономики, в котором мы работаем, а также его рост во всем мире, из-за снижения рейтинга России произошло снижение стоимости всех российских компаний. И мы решили не спешить c IPO.

Татьяна Вильде

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X