311 плюс бесконечность

Дата Июн 16, 14 • Нет комментариев

Александр Ходачек: диверсифицированная структура экономики спасает и от массовой безработицы, и от кризисов в отдельных отраслях Санкт-Петербург отметил в конце мая...
Pin It

Главная » Актуальные материалы, Журнал "Управление Бизнесом" №14 » 311 плюс бесконечность

Александр Ходачек: диверсифицированная структура экономики спасает и от массовой безработицы, и от кризисов в отдельных отраслях

Санкт-Петербург отметил в конце мая 311-летие с момента своего основания. Очередное, до следующей круглой даты, десятилетие обещает стать насыщенным и разнообразным. Причиной тому не только – и не столько – влияние внешних (глобальных) и внутренних (российских) тенденций. Петербургу предстоит совершить качественный самостоятельный рывок, который позволит городу закрепиться на позициях устойчивого и диверсифицированного экономического и социального роста. И наконец-то соответствовать столь часто декларируемому властями определению «город с европейским уровнем жизни».

Президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук Александр Ходачек – один из авторов Инвестиционной стратегии Петербурга до 2020 года, в которой определена проблематика эффективности бюджетных и частных инвестиций, влияние качественного инвестиционного климата на развитие городской среды, состояние промышленного потенциала Северной столицы.

– Петербург, судя по данным статистики, отпраздновал свой очередной день рождения не в самый лучший экономический период. Как вы оцениваете итоги первых месяцев года?

– Начало года оказалось провальным, что в принципе объяснимо. Помимо влияния общеэкономических негативных факторов, сказалось и то, что в городе, к примеру, в начале года медленно проводились закупки для государственных нужд. Не показывает нужных объемов промышленность. Впрочем, нужно всегда учитывать, что индекс промышленного производства нельзя сравнивать исключительно с предыдущим аналогичным периодом. В этом случае требуется анализировать показатели промышленности начиная, скажем, с докризисного 2007 года. И мы увидим, что по отдельным отраслям произошло восстановление объемов производства. В некоторых случаях рост взаимоувязан с особой структурой промышленного производства в Петербурге – здесь многие изделия содержат высокий объем добавленной стоимости, и их сдача зависит от поставщиков и субподрядчиков.

Простой пример: отправляем заказчику подводную лодку и получаем в этот год значительный прирост показателей в судостроительной отрасли. Затем готовим новый долгосрочный проект – и естественным образом динамика снижается. Промышленность работает в цикличных периодах, утверждение, что индекс промышленного производства изменился в ту или иную сторону в сравнении с прошлым годом, имеет ценность только как учетный показатель. Экономисты и чиновники обязаны рассматривать показатели в динамике и за ряд периодов.

Достаточно четкая картина экономической жизни Петербурга в 2014 году может выстроиться уже по итогам первого полугодия. Станет понятно, как выполнены бюджетные назначения, будет формироваться проект бюджета на новый трехлетний период – и федеральный, и региональный. К середине года пройдут конкурсные процедуры, станет ясно, в какие сроки будут укладываться подрядчики. И тогда сделаем первые выводы.

– Как бы вы охарактеризовали бюджет города на 2014 год?

Бюджет очень тяжелый, плановые показатели свидетельствуют, что темпы экономического роста замедляются

– Бюджет очень тяжелый, плановые показатели свидетельствуют, что темпы экономического роста замедляются. В Адресную инвестиционную программу (АИП) заложено лишь 82 млрд рублей. С учетом того, что в прошлом году она была выполнена со значительным снижением, отставание накапливается. Речь идет в первую очередь об объектах социально-культурной сферы, то есть город не создает для своих жителей комфортную среду обитания. По социальной инфраструктуре мы имеем отставание в 5–7 лет, в дорожно-транспортной отрасли отставание исчисляется уже в 30–40 лет. Поэтому ситуацию с АИП необходимо кардинально менять.

Требуется больше внимания уделять инженерной подготовке территорий, на которые можно привлечь новые инвестиционные проекты. Кроме того, нужно сократить объемы бюджетных ассигнований на содержание органов управления, убрав оттуда чрезмерные затраты.

В качестве позитивного тренда отмечу большое количество инфраструктурных проектов. Осенью прошлого года запущен Главный канализационный коллектор – проект предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга». Другой инфраструктурный проект – строительство Западного скоростного диаметра, где уже введены в строй обе сухопутные части, – улучшит транспортную ситуацию в городе. Еще один крупный проект – футбольный стадион на Крестовском острове – не радует. Что удивительно, проект стартовал одновременно с началом строительства «Донбасс-Арены» в украинском Донецке, на котором уже прошли матчи чемпионата Европы 2012 года. А мы все строим, пересматриваем сметы, увеличиваем стоимость, потом снижаем ее, меняем подрядчиков.

– Велико ли влияние санкций, обращенных против России из-за ситуации на Украине, на экономику Петербурга?

– В первую очередь санкции снизят возможность для предприятий получить кредитные ресурсы за рубежом. Последствия от санкций, конечно, могут быть у тех компаний, которые связаны с поставками импортного сырья и комплектующих. Те компании, которые имеют партнеров за рубежом, продают в Европу свои изделия или осуществляют сборку продукции, столкнутся с ужесточением таможенных процедур.

– Есть ли у петербургских предприятий заинтересованность в том, чтобы инвестировать в развитие экономики Крыма и Севастополя?

– Интерес, конечно, есть. Севастополь – крупный военно-морской центр, да и в Крыму много предприятий военно-промышленного комплекса, которые могут работать в кооперации с нашими компаниями. Однако прежде чем говорить об инвестициях Петербурга, необходимо провести оценку состояния хозяйства в Крыму, разработать инвестиционную программу развития территории (этим занимается Министерство по делам Крыма), должны быть сделаны соответствующие предложения по включению этих объектов в бюджет.

– Дискуссия о том, быть Петербургу промышленным городом или постепенно превращаться в город высокого сервисного уровня, не прекращается…

– Думаю, что не должно быть перекоса в одну или другую сторону. Диверсифицированная структура экономики спасает и от массовой безработицы, и от кризисов в отдельных отраслях. Неразумно, например, развивать только сферу услуг – именно она в первую очередь страдает во время любого финансового кризиса. То же самое можно сказать о туризме и ритейле. Мы уже были городом международных конгрессов и конференций, финансовым центром, туристической Меккой, культурной столицей…

– Если рассматривать перспективы Петербурга, на что необходимо сделать ставку?

– Принципиально важно определить стратегические направления развития: сделать ставку на внешнеэкономическую деятельность, экспорт и инвестиционную экспансию на внешние рынки либо сосредоточиться на внутренней экономике города, российском рынке и местных ресурсах? Второе надежнее, особенно в нынешних условиях экономических санкций, но менее выгодно. У первого решения результат может быть эффективней, но и рисков больше. Поэтому выбор комбинации зависит от оценки факторов развития города, геополитической ситуации и международной стратегической конъюнктуры.

Значение имеет и качественная политика Смольного и федерального центра в отношении развития стратегических функций города. Это отрасли и сферы экономической деятельности, которые ориентированы на внутри российский и международный рынки и характеризуют роль региона в территориальном разделении труда, в российской экономике и мировом хозяйстве.

– Но какими должны быть критерии выбора этих функций?

– Первый критерий из списка возможных – сколько рабочих мест создает та или иная функция, насколько достаточен доход для города, его бюджета и жителей. Конкретный набор стратегических функций определяется особенностями Петербурга, его территорией, факторами развития. По значимости для города я бы расположил функции в следующем порядке. Прежде всего – промышленность, ориентированная на выпуск инновационной продукции, затем – транспортно внешнеторговая функция с созданием хозяйственного и финансового комплекса приморского (приграничного) транзитного типа. Не стоит забывать о культурно образовательной и туристической функциях, а также о науке и инновациях.

Для Петербурга важнейшее значение будет иметь диверсификация градообразующей базы, опора на несколько стабильных стратегических направлений получения дохода. Акцент только на одном-двух направлениях лишает город стратегической стабильности.

– Верно ли мнение о том, что бизнесу существовать в Петербурге с каждым годом сложнее?

– Возможности для новых проектов сокращаются, власти предлагают те проекты, в которые бизнес не очень охотно идет. Гостиницы, к примеру, окупаются в среднем за 9–12 лет, а инвесторы хотят, чтобы отдача была очень быстрой.

Проекты везде разные, и в основном они отражают специфику региона. Нам раньше приводили в пример Калугу, а сейчас там серьезный спад, потому что объявленные ранее индустриальные зоны и налоговые льготы в них привели к сокращению доходов местного бюджета. Я сторонник того, чтобы город тратил деньги на разработку качественной проектной документации, инженерную подготовку территорий – тогда инвестиционные возможности территорий будут совершенно другими. И, конечно, нужно пропагандировать положительный инвестиционный имидж города.

– Как вы оцениваете взаимоотношения бизнеса и власти в Петербурге?

– Эти взаимоотношения носят, скорее, латентный характер. Компании работают, рассчитывая исключительно на собственные силы. А про диалог с властью все начинают говорить, когда возникает спорная ситуация. Если правительство Петербурга декларирует благоприятные условия для инвестиционных проектов, всю инженерную подготовку территорий, в том числе взаимоотношения с естественными монополистами, оно должно взять на себя. Создать, к примеру, специальную группу по согласованию технических условий, скажем, при Комитете по энергетике и инженерной инфраструктуре, специалисты которой определяли бы потребности и существующие ресурсы, согласовывали технические условия и выдавали их инвестору, проведя предварительные переговоры с естественными монополиями.

Административные барьеры надо снимать. Проблемы одинаковы как для крупного, так и для малого бизнеса, вот только первые их проходят с большей легкостью, так как есть определенный лоббистский ресурс. Для малого бизнеса проблемы с монополиями чреваты как максимум потерей самого бизнеса, в лучшем же случае, если здесь уместно это слово, – отказом от реализации проектов, уходом в теневую сферу.

– Периодически в прессе появляется информация о слиянии Санкт-Петербурга и Ленинградской области в регион под условным названием Невский край. Эта идея может быть реализована на практике в среднесрочном периоде?

– К этому вопросу с разной степенью интенсивности власти обращаются с начала 80-х. Согласно разработанному еще в советские годы Генплану Ленинград и область представляли собой единый экономический организм. В 1987 году утвердили новый Генплан, в котором фактически были заложены основы поэтапного объединения двух субъектов, но этого так и не произошло.

Мировая практика свидетельствует: крупнейшие города почти всегда представляют собой отдельные от окружающих территорий административные образования

Сейчас рассуждать о подобном слиянии можно лишь гипотетически. Условия и задачи экономического развития слишком различны, равно как и проблемы социального, инфраструктурного характера. Мировая практика свидетельствует: крупнейшие города почти всегда представляют собой отдельные от окружающих территорий административные образования. Глобализация мировой экономики проявляется в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по-разному.

Не стоит забывать о том, что еще не сложилась новая система управления региональным развитием. Механизмы региональной политики существуют в различных правовых полях, их нерегулируемое взаимодействие приводит к углублению экономической дифференциации.

Но общие интересы, безусловно, есть. Поэтому четкая работа Координационного совета Санкт-Петербурга и Ленинградской области по транспортной инфраструктуре, планирование и координация экономической и социальной политики будут способствовать развитию двух субъектов, приведут к улучшению деятельности их хозяйствующих структур.

Экономическая политика, которая может быть предложена на ближайшее время, – это, прежде всего, создание благоприятных условий для интеграции города и области: нормативно-правовой базы, инвестиционной политики, пространственного и инфраструктурного планирования.

– Вы преподаете в одном из крупнейших российских экономических вузов. Поколение, которое обучается, готово к воплощению заявленных идей в жизнь?

– Студенты всегда разные. Есть мотивированные люди, есть те, которые находятся в состоянии «лишь бы сдать», есть абсолютные бездельники, но есть и талантливые студенты. Наверное, так же, как и в любой большой корпорации. Но однозначно можно сказать, что студенты стали более самостоятельными, они хорошо знают, чего хотят – получить хорошую работу.

Иногда, конечно, их зарплатные ожидания не соответствуют имеющейся у них квалификации. Поэтому надо привести в соответствие желания и амбиции. Это связано, прежде всего, с ранней профессиональной ориентацией, участием студентов в реальных проектах с компаниями.

Есть практика, когда темы дипломов разрабатывают сами работодатели, они входят в состав аттестационных комиссий, являются соруководителями дипломных работ – в этом случае студенты напрямую заинтересованы в успешном обучении.

Мария Коваценко

Александр Ходачек

Родился в 1955 году.

В 1979 году окончил географический факультет Ленинградского государственного университета с квалификацией «экономико-географ», а в 1993-м – Институт государственной службы Правительства РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление».

В 1996–2001 годах – первый заместитель председателя Комитета экономики и промышленной политики Администрации Санкт-Петербурга.

В 2001 году присвоена степень доктора наук.

В 2003 году начал работать в НИУ ВШЭ. Эксперт Экспертного совета по экономическому развитию и инвестициям при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО; член комиссии по стратегическому планированию и повышению эффективности управления в Ленинградской области при губернаторе Ленинградской области; член Совета по инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга; член Экономического совета при губернаторе Санкт-Петербурга.

Заслуженный экономист России.

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X