Георгий Полтавченко: Не вижу катастрофы ни в экономике, ни в финансах

Дата Июн 17, 14 • Нет комментариев

Маленькие штрихи Георгий Полтавченко: нет оснований опасаться за судьбу Санкт-Петербурга. Третья декада мая оказалась для Санкт-Петербурга весьма насыщенной. Сначала город...
Pin It

Главная » Журнал "Управление Бизнесом" №14, Наши спикеры » Георгий Полтавченко: Не вижу катастрофы ни в экономике, ни в финансах

Маленькие штрихи

Георгий Полтавченко: нет оснований опасаться за судьбу Санкт-Петербурга.

Третья декада мая оказалась для Санкт-Петербурга весьма насыщенной. Сначала город встретил участников очередного Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), затем отпраздновал свой 311-й день рождения. Месяцем ранее, выступая перед депутатами Законодательного собрания (ЗакС), губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, оценивая текущую ситуацию в городе, в том числе связанную с введением в отношении России санкций со стороны западных стран, цитировал ленинградского поэта Геннадия Григорьева: «Мы сняли парус. Идем на веслах. Нам встречный ветер расправил крылья».

В интервью журналу «Управление бизнесом» Георгий Полтавченко оценил перспективы городской экономики и объяснил, почему нет оснований опасаться за судьбу Санкт-Петербурга.

– В каком настроении Санкт-Петербург встретил свой очередной день рождения?

– Как и прежде, уверенно смотрим в будущее. За первый квартал 2014 года налогов в городе собрано на 21% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Одни показатели в экономике снижаются, другие растут. По итогам первого квартала индекс промышленного производства составил 93,7%. Вместе с тем объем отгруженной продукции обрабатывающих производств в этот же период увеличился на 2,5%. Есть снижение показателей у розничной и оптовой торговли. Но при этом оборот организаций по сравнению с первым кварталом 2013 года вырос на 7,8%. С начала 2014 года в Санкт-Петербурге введено в эксплуатацию 934,3 тыс. кв. м жилья, что в 1,6 раза больше, чем в первом квартале 2013 года.

В общем, я не вижу пока никакой катастрофы ни в экономике, ни в финансах. Нет оснований говорить о кризисе. Да, есть у нас «доброжелатели», которые предрекают Петербургу большие экономические беды. Это вообще одна из петербургских традиций со знаком «минус» – говорить, что в Северной столице все плохо. Восходит традиция к пророчеству «Петербургу быть пусту!», которое приписывают Евдокии Лопухиной, первой жене Петра. По понятным причинам царица Евдокия не любила Петербург и пророчить беды городу начала вскоре после того, как он стал столицей Российской империи. Но город не пуст, а очень даже полон. И оснований опасаться за его судьбу у нас сегодня нет.

Режим строгой экономии государственных ресурсов действует с первых дней моей работы губернатором

Что же касается санкций западных стран, то в нашем городе сильный ветер с запада – дело привычное. По большому счету, нам даже тактику менять не придется. Режим строгой экономии государственных ресурсов действует с первых дней моей работы губернатором. С учетом жесткости нашего контроля за расходами я считаю прошлогоднее освоение бюджета более чем на 90% шагом вперед.

– Заступив на пост губернатора в сентябре 2011 года, вы сразу заявили о принципах экономии и об изменении методов бюджетного планирования, что привело в том числе к сворачиванию дорогостоящих инфраструктурных проектов. Критики в тот период вам пришлось выслушать немало. Вы по-прежнему уверены, что секвестр был необходим?

– Очевидно, что затратные проекты, от которых мы в итоге отказались, сейчас, в условиях новых вызовов, связали бы Петербург по рукам и ногам. Но не стоит забывать, что мы не отказались от ряда инвестиционных проектов. Завершено строительство нового терминала аэропорта Пулково, активно возводится Западный скоростной диаметр, «Водоканал Санкт-Петербурга» сдал в эксплуатацию Главный канализационный коллектор. Мы кардинально изменили механизмы поиска, привлечения инвесторов и работы с ними. По итогам минувшего года прямые иностранные инвестиции выросли в полтора раза, впервые превысив докризисный уровень. Общий объем иностранных инвестиций обновил предыдущий рекорд и составил 13,4 млрд долларов.

А ужесточение контроля за расходами в итоге привело к тому, что мы, вместе с еще лишь пятью российскими регионами, закончили прошлый год с профицитом бюджета. Еще один важный фактор: город не только прошел минувший год без брешей в бюджете и прочих потрясений, но и исполнил все обязательства в социальной сфере.

Реальность такова – и я об этом говорил депутатам ЗакСа, – что история Санкт-Петербурга пишется не широкими мазками, а маленькими штрихами. Это неспешная, кропотливая и незаметная работа. Но мы ее проделали в прошлом году, и я уверен, что непростую для России ситуацию на внешних рынках Петербург переживет достаточно спокойно.

– В середине мая правительство Санкт-Петербурга утвердило Стратегию развития города, рассчитанную до 2030 года. Чего вы ожидаете от реализации этого документа?

– В нем зафиксированы основные приоритеты и система целей развития города на перспективу. При этом стратегия, грубо говоря, – это самый верх, наиболее общий документ. Конкретика – то есть повседневные планы – будет изложена в государственных программах Санкт-Петербурга, которые разрабатываются и затем поступят на утверждение в правительство. Всего мы наметили разработку 17 госпрограмм по четырем основным направлениям: обеспечение устойчивого экономического роста, повышение качества городской среды, развитие человеческого капитала, совершенствование системы государственного управления.

Каждая госпрограмма – перечень конкретных мер с конкретными показателями. Например, программа «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса» предусматривает шаги по ускоренному развитию высокотехнологичных секторов, повышению инновационной активности предприятий, увеличению доли инновационной продукции в общем объеме продукции обрабатывающих производств.

– Но не станет ли принятая стратегия очередным теоретическим документом, который не будет иметь никакого значения на практике?

Сегодняшняя специфика – замедление темпов роста экономики, новые геополитические реалии – ставит перед городом несколько задач

– Это как раз та средняя часть, которая расположена между «верхом» и «низом» – экономическая политика города, то есть то, как стратегия будет воплощаться в жизнь. Тактика зависит сугубо от специфики моментов, в которые реализуется стратегия. В настоящее время специфика – замедление темпов роста экономики, новые геополитические реалии – ставит перед городом несколько задач.

Я бы выделил две основные. Прежде всего, мы обязаны сосредоточить усилия на завершении уже начатых проектов. Тот негатив, который мы имеем в городской экономике, во многом связан с тем, что Петербург не получил отдачи от проектов по модернизации и расширению производства, которые должны были стартовать в 2008–2009 годах. Поэтому нужно запустить все, что намечено, чтобы в среднесрочном периоде город не наступил снова на те же грабли.

Вторая задача – определить точки роста экономики, которые обеспечат качественный рост. Причем это могут быть не только традиционные секторы экономики, но и новые сегменты, на которые мы, может быть, прежде и не обращали внимание. Чтобы определить эти точки роста, мы проводим «мозговые штурмы» с участием представителей бизнеса, ученых, экспертов по разным отраслям, собираем предложения во всех сферах экономики – от строительства до банковского сектора. Уже в ближайшее время проведем ревизию всего, что собрали, и отберем наиболее перспективные предложения.

– Санкт-Петербург остается промышленным городом?

– Вы знаете, непроизводственные отрасли в городе тоже хорошо развиваются, давая в сумме более половины внутреннего регионального продукта. Но, естественно, промышленность была, есть и остается одним из драйверов роста городской экономики. Создав отдельный Комитет по промышленной политике, мы перешли от столь популярного в прежние годы ручного управления к системному режиму сопровождения перспективных проектов. Безусловно, сказалось и то, что правительство России активизировало работу в рамках государственного оборонного заказа. Это помогло прежде всего судостроительным предприятиям города – они обеспечены заказами на несколько лет вперед.

К слову, Санкт-Петербург по итогам прошлого года впервые опередил Москву и возглавил текущий рейтинг 250 промышленных центров России, составленный экспертами Института территориального планирования «Урбаника». В производственных секторах, не показавших прежней динамики, произошли важные качественные сдвиги. Например, в автомобильном кластере существенно выросла локализация производства.

– Но как раз автомобильная промышленность испытывает серьезные трудности из-за спада объемов продаж на российском рынке…

– Статистические данные относительны. В Петербурге производится примерно пятая часть от общего объема выпуска автомобилей в России, а совокупная мощность наших автосборочных производств составляет порядка 400 000 легковых машин. И вот что интересно – если в целом по России в минувшем году было произведено меньше автомобилей, то петербургские заводы, наоборот, показали пусть небольшой, всего на 1%, но рост к показателям 2012 года. В начале 2014 года наш автокластер действительно снизил объемы производства. Но по итогам первых 4 месяцев снижение составило всего 2% к аналогичному периоду прошлого года. С учетом проблем российского автопрома это можно считать хорошим – если тут уместно это слово – показателем. Причем уже в апреле с конвейеров сошло рекордное количество новых легковых автомобилей – 38 300. Больше петербургский автокластер производил только в ноябре 2012-го.

Мы находимся в постоянном контакте с автосборочными заводами, и на данный момент все они предполагают сохранить объем производства автомобилей на уровне прошлого года. Естественно, правительство города предпримет дополнительные усилия, чтобы стабилизировать ситуацию в автомобильном кластере. Ведь это одна из «визитных карточек» промышленности Северной столицы, причем созданная с нуля. Слишком много усилий затрачено в прежние годы по привлечению в город мировых автомобильных корпораций, чтобы позволить этой отрасли медленно угаснуть.

К примеру, памятуя о предстоящем с 2018 года снижении таможенных пошлин на ввоз автомобилей, мы рассматриваем возможность создания особых экономических зон (ОЭЗ), которые будут предназначены специально для автопроизводителей. Нам даже не придется передавать под эти зоны специальные площадки, организуем их непосредственно на территориях действующих заводов. Если эти планы осуществятся, петербургские автозаводы и производители автокомпонентов получат все преференции, которые предусмотрены для резидентов ОЭЗ. Кроме того, это увеличит уровень локализации производства, привлечет производителей комплектующих всех уровней.

– Смольный значительно изменил правила игры на строительном рынке, в частности, обязав застройщиков самостоятельно возводить социальную инфраструктуру…

Твердость нашей позиции по реформам на строительном рынке пересилила эгоизм некоторых девелоперов

– Уже приходилось говорить, что твердость нашей позиции по реформам на строительном рынке пересилила эгоизм некоторых девелоперов. Помимо обязательств по строительству социальной инфраструктуры, мы заставили застройщиков более ответственно относиться к проектам, не возводить дома без документов, отказываемся принимать в эксплуатацию откровенно неготовые дома. И рынок принял наши правила игры.

Конечно, я понимаю, что убедили мы далеко не всех. Но многие представители строительного бизнеса стали более ответственно подходить к социальному развитию города. Заключены 23 соглашения с инвесторами на строительство и ввод объектов общей стоимостью 6,5 млрд рублей до 2016 года. Определены источники финансирования для строительства школ и детских садов на 33 новых территориях комплексного освоения. Причем инфраструктура там будет создаваться с учетом новых норм градостроительного проектирования, принятых городом в прошлом году. Нормативы обеспеченности местами в расчете на 1000 жителей значительно увеличены – до 55 мест в дошкольных учреждениях и до 110 мест в школах.

– Ранее вы упомянули проекты «Водоканала Санкт-Петербурга». Появилась ли ясность по программе передачи этого государственного учреждения в концессию?

– Правительство города полгода назад утвердило Схему водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга до 2025 года, для реализации которой разработано техническое задание на подготовку инвестиционной программы на период до 2020 года. Инвестпрограмма проходит согласование в органах власти, после ее утверждения и будет выбран конкретный механизм реализации.

Изначально понятно, что законодательство значительно сужает возможность привлечения частных инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения. Акционировать унитарные предприятия в отрасли нельзя, срок аренды не может превышать 10 лет. Поэтому наиболее предпочтительный вариант привлечения частных инвестиций для Петербурга – концессия. Интерес у частных компаний к «Водоканалу Санкт-Петербурга» существует. Если решение о концессии будет принято городом, объявим открытый конкурс. До этого момента говорить о конкретных инвесторах не вижу смысла.

– Развитие исторического центра – одна из любимых тем не только Смольного, но и градозащитников. Что сделано в рамках профильной программы, которую несколько месяцев назад приняло правительство Петербурга?

– Прежде всего, мы подготовили предложения по изменению законодательства. Создали рабочую группу, в которую пригласили представителей градозащитного сообщества и депутатов Законодательного собрания, нашли компромиссы по наиболее острым вопросам. Объявили конкурс на проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении выявленных 55 объектов культурного наследия – в том числе по 8 памятникам XVIII века и 47 памятникам, построенным позже, в составе отдельно стоящих зданий и комплексов.

Одним из наиболее важных достижений я считаю то, что нам удалось наладить конструктивное взаимодействие с жителями исторического центра. Оператор проекта, Комитет по экономической политике и стратегическому планированию, проводит еженедельные встречи с жителями, по итогам которых наиболее острые проблемные вопросы направляются на рассмотрение экспертной группы.

Завершен первый этап предварительного обследования кварталов «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия». Получен ценный опыт инструментального обследования зданий. Из 418 объектов только 5 можно предварительно отнести к категории аварийных. Заявленный на момент принятия Программы общий объем финансирования составляет 86,9 млрд рублей, в том числе 69 млрд из бюджета Санкт-Петербурга, остальные средства – из внебюджетных источников. Однако более-менее адекватно оценить затраты мы сможем только к 2015 году, после полного завершения этапа обследования.

На федеральное финансирование также рассчитываем: предварительно речь идет о том, что за счет федерального бюджета будет профинансировано порядка 30% от общей стоимости программы. Важно определить, куда направить инвестиции. Памятники, здания и сооружения, относящиеся к юрисдикции Российской Федерации, планируется восстанавливать за счет средств федерального бюджета. Нам также нужны деньги на развитие транспортной инфраструктуры – мы намерены развивать транспортный обход центральной части города и развитие набережных Обводного канала, чтобы они были более эффективны для проезда транспорта и стыковки с Западным скоростным диаметром. Необходимо создавать систему парковок на территории центра, формировать новые общественные пространства. Эти задачи также хотелось бы решить с участием федерального центра.

– Общеизвестно, что Санкт-Петербург стал своеобразным куратором Симферополя, столицы Республики Крым. Что получит от этого сотрудничества Северная столица?

– Как раньше говорили на Руси, «кто помогает людям, у того и свои желания сбываются». В отношениях с Симферополем Петербург правильнее называть не куратором, а партнером. В середине мая подписано соглашение о сотрудничестве между двумя нашими городами, причем мы предприняли максимально возможные усилия, чтобы этот документ отвечал как государственным задачам, так и интересам простых жителей.

Если говорить тезисно, то, пусть Петербург и Симферополь и разделяют тысячи километров, у них немало общего. Это крупные промышленные и транспортные центры, обладающие научным, культурным и образовательным потенциалом. Симферополь при поддержке наших специалистов разрабатывает законодательную базу, которая станет прочным фундаментом для дальнейшего развития региона. Еще одно пересечение – участники экспертных групп, работавших над формированием Стратегии экономического и социального развития Петербурга, готовы помочь в разработке Стратегии развития Симферополя. Интересные перспективы открываются для малого и среднего бизнеса, ведь власти Симферополя оказывают содействие предпринимателям, которые намерены начать свое дело, принять участие в восстановлении предприятий или организации новых производств.

В программе, предусматривающей восстановление транспортной и рекреационной инфраструктуры Крыма, петербургский опыт окажется востребованным

Безусловно, в программе, предусматривающей восстановление транспортной и рекреационной инфраструктуры Крыма, петербургский опыт окажется востребованным. У меня нет сомнений, что через два-три года в Крыму начнется строительный бум, и здесь, как говорится, все карты в руки петербургским архитекторам и строителям. Петербургская архитектурная школа – одна из лучших не только в нашей стране, но и в Европе. У нас накоплен колоссальный опыт восстановления памятников культуры. Словом, Петербург готов к взаимодействию во всех областях, готов помогать Симферополю и Крыму. Мы – одна семья, и все трудности переходного периода вместе преодолеем.

– В этом году ПМЭФ состоялся на месяц раньше – в прежние годы он всегда проходил в конце июня. Это создало организационные трудности?

– Сложности из-за переноса сроков у нас, конечно, возникли. Но связаны они были не с организационными причинами – благо мы заранее знали, что в этом году Форум пройдет не в традиционные сроки, – а, скажем так, с естественными причинами: погода, майские праздники и так далее. В целом город, на мой взгляд, достойно подготовился к проведению ПМЭФ.

К слову, накануне Форума активно дискутировалась тема отказа от участия в мероприятии глав ведущих западных компаний из-за санкций, объявленных в отношении России. Я был немного удивлен, что эта тема столь остро обсуждалась, ведь по сути, если говорить об отказах, – это рядовая ситуация. Мы никому не рассказывали, но в прошлом году, буквально накануне Форума, получили от представителей официальных делегаций США и ряда европейских стран 24 отказа. Как правило, это объясняется внутрикорпоративными решениями, кадровыми перестановками.

Да, вероятно, кто-то из глав западных компаний не приехал в этом году в Петербург действительно из-за санкций. Не секрет, что на руководство компаний участников оказывалось политическое давление. Но, как известно, природа не терпит пустоты – мы начали активно работать с восточными регионами планеты, прежде всего со странами Азии: они располагают и значительными финансовыми ресурсами, и современными технологиями.

Европу раньше времени со счетов списывать не будем. Не все там думают одинаково, да и, как показывает история, в споре интересов и ценностей у европейцев обычно побеждают интересы. А в этом отношении Россия с ее огромным потребительским рынком Европе, безусловно, интересна.

– Первое полугодие ознаменовалось новыми кадровыми перестановками в Смольном. С чем они связаны?

– Если рассматривать вопрос с философской точки зрения, то жизнь и есть постоянные изменения. Как только они прекращаются, приходит смерть. Любой руководитель обязан думать о том, как выполняются поставленные задачи, что необходимо сделать, чтобы вверенное тебе дело исполнялось еще эффективнее. Поэтому кадровые перестановки неизбежны. У нас сейчас на глобальные вызовы накладываются вызовы локальные, появляются новые проблемы. В связи с необходимостью их решения и происходят определенные изменения в команде. И я не исключаю, что они будут происходить и в дальнейшем, если того потребует ситуация.

Дмитрий Глумсков

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X