Проекционные сигналы позволят спасти не одну жизнь

Дата Апр 19, 14 • Нет комментариев

Предсказуемые маневры. «Изобретатель склонен преувеличивать значимость своих идей. Когда у меня появляется интересная мысль, я ее обсуждаю с близкими, знакомыми и...
Pin It

Главная » Актуальные материалы, Журнал "Управление Бизнесом" №13 » Проекционные сигналы позволят спасти не одну жизнь

Предсказуемые маневры.

«Изобретатель склонен преувеличивать значимость своих идей. Когда у меня появляется интересная мысль, я ее обсуждаю с близкими, знакомыми и коллегами», – рассказывает Руслан Хапчаев, офтальмолог петербургской клиники «ЕМС». В настоящее время ученый и группа его единомышленников работают над принципиально новым типом автомобильных сигналов, которые позволят сделать маневры транспортного средства и намерения водителя более заметными при плохой видимости на дороге и снизить тем самым количество ДТП.

  • Руслан, как бы вы оценили уровень развития офтальмологии в России?

– Специалисты, которые стараются быть в курсе современных тенденций в практической медицине, науке, ездят на международные конгрессы, выставки, семинары. Если где-то появляется что-то новое, это неминуемо появляется и у нас. Все основные наиболее распространенные глазные операции на достаточно высоком уровне выполняются и в России – нужно лишь найти подходящее учреждение.

Есть, конечно, особые операции, как, например, кератопротезирование (замена пострадавшей помутневшей роговицы) – сложнейшая хирургическая методика восстановления зрения. С такими операциями проблема, но не только в России. В мире существует несколько моделей кератопротезов, однако ни одна из них в полной мере не соответствует всем необходимым требованиям. Это связано с тем, что искусственная роговица должна оптимально сочетать в себе множество различных свойств: высокую биологическую инертность, прозрачность, наличие пор, через которые в нее может врастать окружающая ткань, достаточную гибкость, герметичность и многое другое. Усугубляется проблема и тем, что в случае искусственной роговицы имплантат заведомо находится в неблагоприятных условиях – часть погружена в мягкие ткани, а часть находится в контакте с окружающей средой. Я по этой проблеме защитил кандидатскую диссертацию. В экспериментах на животных я решил основную проблему – отторжения имплантированного искусственного материала, доказав, что преодолеть это отторжение можно. Дальше необходимо было провести большие клинические исследования, которые требовали много времени, частых командировок. Совмещать их с основной работой стало невозможным, поэтому исследования пришлось завершить. Однако, надеюсь, моя работа послужит хорошей базой для последующих исследований в этом направлении.

  • В чем суть ваших экспериментов и результатов?

– Нам удалось сформировать в биологически инертном полимере (политетрафторэтилен) пористую структуру с заданными характеристиками. Такой материал после имплантации не вызывает патологических изменений в окружающей его ткани и не отторгается живым организмом.

Эту структуру мы долго искали. Сначала экспериментальным путем установили оптимальный размер пор и каналов, в которые ткань врастает, затем синтезировали трехмерную структуру в целом. Это уникальные исследования, защищенные патентом на изобретение. Увы, полностью сосредоточиться на этой работе и довести ее до конца не представилось возможным. В России ведь какая проблема? Не всегда существуют условия для внедрения изобретения.

К примеру, есть еще одно направление, которое в нашей стране замерло и которое я остановил на экспериментальной стадии, – имплантация ресниц. Пока я не слышал, чтобы кто-то в мире этим занимался. Были успешно проведены экспериментальные и доклинические исследования. Трудности возникли с изготовлением искусственной ресницы. Правда, на горизонте возник человек, который выразил желание помочь решить эту проблему.

  • Какие еще идеи есть в вашей голове?

– О, идей много, но если на все и сразу отвлекаться, можно впасть в бред изобретательства. Изобретатель ведь склонен преувеличивать значимость своих идей. Когда у меня появляется интересная мысль, я ее обсуждаю с близкими, знакомыми и коллегами. Полезно проговаривать свои мысли со специалистами в разных областях, чтобы не увлечься тупиковым изобретением. У меня очень широкий круг знакомых. Но в первую очередь делюсь с близкими.

  • А они тоже имеют отношение к медицине?

– В том-то и дело, что нет, это и хорошо. К тому же разная возрастная группа. Сын – школьник, жена – юрист.

  • А какие-то ваши идеи имеют реальный шанс на внедрение?

– Есть такая идея, уже создана команда единомышленников по ее внедрению. Не из области медицины. Внедрить что-то в медицине чрезвычайно сложно, для этого нужно получить много разрешений – конечно, это правильно, но очень долго.

  • И новая идея не мешает вашей основной работе?

– Нет, не мешает. Это после работы, как хобби… В чем идея? Плотность автомобильного потока растет, особенно быстро – в больших городах. На оценку дорожной ситуации влияет множество факторов: и физиологических – острота центрального зрения, наличие дефектов в периферических отделах поля зрения (они могут быть скрытыми), возраст, и внешних – оптическая сила линз и форма оправы очков водителя, чистота стекла, освещенность окружающего пространства, особенности конструкции транспортного средства («мертвые зоны»), плюс погодные условия, плотность транспортного потока, скорость движения и многое другое. Причем сочетание нескольких негативных факторов заметно усугубляет всю картину.

Ставится цель: снизить риск ДТП, сделав транспортное средство и намерения водителя более заметными. Технический результат заключается в повышении информативности и улучшении визуализации светового сигнала. При включении штатного сигнала включается соответствующий ему проекционный сигнал, который в виде графического изображения проецируется на поверхность дорожного покрытия.

Как это может выглядеть, допустим, с проекционным сигналом поворота? Вы включили указатель поворота, загорелся штатный сигнал и дополнительно к этому срабатывает проекционный, который установлен в корпусе бокового зеркала и светит на проезжую часть. Проекционный сигнал – такая же стрелка, только большего размера (длина около 20 см), яркая, оранжевого цвета, с четкими границами, которая проецируется на асфальт, на расстоянии 20–30 см от автомобиля. То же самое с задней передачей – транспортного средства еще не видно (если, например, движение из-за поворота), а стрелка, предупреждающая о намерении водителя, на дороге уже появилась.

Проекционные сигналы могут стать элементом качественного светового тюнинга. Байкеры с нетерпением их ждут

Если мы сократим скорость психомоторной реакции даже на треть секунды, то выигрываем порядка 8 м при скорости 100 км/час. Это неоценимо, так как может позволить спасти не одну человеческую жизнь. Кроме безопасности, проекционные сигналы у многих вызывают интерес еще и как элемент качественного светового тюнинга. Несколько моих знакомых байкеров уже с нетерпением ждут возможности установить на свои мотоциклы эффектные проекционные стоп-сигналы.

Кстати, о стоп-сигнале. Нередко на дороге возникает ситуация, когда штатные сигналы автомобиля перекрыты другим (крупногабаритным) транспортным средством. Например, перед вами едет грузовик, а перед ним легковой автомобиль. В случае экстренного торможения этого легкового автомобиля его проекционный стоп-сигнал будет виден в просвете колес грузовика, и у вас появится возможность вовремя отреагировать на ситуацию.

Если скорость психомоторной реакции автомобилиста сократится даже на треть секунды, выигрыш – 8 м при 100 км/час. Это позволит спасти не одну жизнь

Проекционные сигналы помогут сделать маневры автомобилей (перестроение, поворот, опережение, торможение) более заметными для окружающих, что особенно важно в тех условиях, когда штатные сигналы не видны – например, при выезде из арки двора или с парковки задним ходом.

Поверхность дорожного покрытия в данном случае можно рассматривать как экран, носитель информации. Еще один огромный плюс устройства в том, что чем хуже дорожная обстановка (гололед, мокрый асфальт), тем лучше виден сигнал. В тумане или в снегопад оно еще эффективнее – будет видно направление луча.

  • На какой стадии ваши исследования?

– Проекционный стоп-сигнал установлен на мою машину, я его тестирую. Проверка показала, что сигналы хорошо заметны даже при достаточно высоком уровне освещенности улицы, они герметичны, виброустойчивы. Понятно, что по мере использования будут появляться какие то новые вопросы. Так, например, когда мы увеличивали мощность светодиодов, встал вопрос: какой радиатор надо использовать, чтобы светодиод не перегревался, ведь он находится в замкнутом пространстве – под дверной обшивкой.

Что касается внедрения. Опытный образец сделать было сложно. Казалось бы, есть подходящие вузы, но с ними не удалось договориться. В результате предложение о сотрудничестве и чертеж я разместил на одном из китайских сайтов. Может быть, это совпадение – не зря же говорят, что идеи витают в воздухе! – но спустя несколько месяцев на этом же сайте появились аналогичные проекторы, их стали продавать. Отличие лишь в назначении и носителе изображения. Если вы наберете в поисковике интернета «проектор логотипа автомобиля», то найдете их. В России они тоже появились.

  • А вы свою идею не застолбили?

– Я запатентовал разработки. Иначе не смогу отсекать изготовителей, которые будут повторять мою идею, но делать некачественно, используя дешевые материалы. А это же мое имя. Я использую высококачественные светодиоды, оптоволокно. Соблюдать стандарты качества очень важно.

  • Бороться за чистоту идеи не намерены?

– Я мог бы на основании патента прикрыть любую из фирм, торгующих аналогами, но тратить время на это не буду, так как меня интересуют именно проекционные сигналы. Пока конкуренты балуются только логотипами – пусть развлекаются. Мы контролируем ситуацию и при необходимости способны решить возникшую проблему на территории действия патента. Кроме того, за это время я модернизировал проектор.

  • А как вы нашли единомышленников?

– Первого – Олега Паничевского – я нашел в интернете. Просмотрел сайты всех тюнинговых салонов в Санкт-Петербурге, полистал информацию о людях, которые руководят ими, и остановился на том, кто показался мне наиболее интересным. Встретились, пообщались. Был у него в салоне (тюнинг-ателье Fan-tuning). Как все творческие люди, он моментально загорелся.

Второй единомышленник – Лев Лемков – автогонщик, закончил с красным дипломом факультет журналистики СПбГУ по специальности «реклама и связи с общественностью». Каждый из нас будет заниматься своим направлением. Поэтому есть шанс, что наше изобретение будет доведено до промышленного использования. Подавляющее число людей, с которыми я обговаривал свою идею, одобрительно к ней отнеслись.

  • Чтобы участники дорожного движения могли быстро считывать проекционные сигналы на асфальте и они стали бы привычными, их, наверное, нужно вводить в ПДД? Это потребует колоссальных усилий по внесению законодательных изменений…

– Про это мы уже думали, но пока плотно этим вопросом не занимаемся. Больше – просто разведка, начинаем общаться на эту тему. Довелось встретиться и поговорить с человеком, занимающим высокую должность в ГИБДД. Было очень важно его мнение. Он заинтересовался, высоко оценил наши разработки, просил держать в курсе дела. Общался по телефону со специалистами Института безопасности дорожного движения в Санкт-Петербурге, которые тоже положительно отнеслись к идее.

Позже, когда вопрос назреет, будем искать людей, которые смогут и правовую сторону вопроса решить. Должна быть команда. Можно изобретать с утра до вечера, но если нет команды, которая поверила в идею, она в лучшем случае завершит свой скорбный путь в виде патента и ляжет в ящик стола.

  • Если не одна, а много машин, а то и все будут оборудованы вашими проекторами, не потребует ли это корректировки правил дорожного движения, например, других значений минимального расстояния между автомобилями на дороге?

– Лучи проекционного сигнала идут сверху вниз, на поверхность дорожного покрытия. Источник света скрыт. Поэтому проекционные сигналы нельзя отнести к категории внешних световых или сигнальных устройств транспортного средства. Однако цвет проекций строго соответствует ПДД, их геометрия узнаваема и понятна. Проекционные стоп-сигналы будут иметь форму, схожую со штатными, а указатели движения (поворот, задний ход) будут изображены на проезжей части в виде стрелки, аналогичной хорошо знакомой автомобилистам стрелке указателя поворота на панели приборов.

Что касается дистанции между автомобилями, то могу сказать, что ход проекционного луча не касается соседнего транспортного средства даже при очень близком его расположении. Изображение проецируется рядом с вашим автомобилем таким образом, что не может быть сомнений, какое транспортное средство подает сигнал.

  • Актуальность проекционных сигналов мы обсудили, а чтобы вы как врач посоветовали водителю при выборе очков?

– Если человек здоров, но испытывает дискомфорт в сумерках от слепящих фар, ему можно порекомендовать очки со специальным покрытием, которое нивелирует эффект ослепления. Когда приходится ездить ночью, я всегда использую такие очки.

Но тем, у кого плохое зрение (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), недостаточно просто надеть обычные очки «антифары». Сначала нужно посетить врача, подобрать оптимальную оптическую коррекцию, а уж потом заказать очки с требуемым покрытием.

  • Какие глазные болезни можно назвать болезнями века?

– Сейчас прогрессирующе распространяется макулодистрофия. Это причина слепоты номер один в развитых странах. При этом заболевании возникают изменения в макулярной зоне сетчатки, ответственной за центральную область зрения.

Факторов развития заболеваемости много – возраст, сопутствующие заболевания (диабет, гипертония и т. д.), наследственность. Болезнь молодеет в связи с широким использованием компьютеров. Особенно актуально негативное воздействие компьютера при несбалансированной настройке монитора: в этом случае на протяжении длительного времени макулярная зона глаза, куда фокусируется изображение с монитора, подвергается неблагоприятному воздействию.

  • Какие цвета дружественны для наших глаз, не утомляют их?

– Это как раз имеет прямое отношение еще к одним исследованиям, которые я проводил. На нашей сетчатке есть клетки (колбочки), ответственные за восприятие определенной длины волны электромагнитного излучения, то есть цвета. Одни настроены на красный цвет, другие – на зеленый, третьи – на синий. Все остальные цвета, которые мы видим – оранжевый, голубой, желтый и т. д, – результат процентных комбинаций работы этих трех цветоприемников. Если вы зайдете в настройки монитора компьютера, то увидите те же три шкалы – red, green, blue – в процентах. То есть изображение в них строится по аналогии с сетчаткой глаза.

А теперь самое интересное, что я заметил и что хорошо работает. Известно, что колбочки на нашей сетчатке представлены в разных долях и настроены на соответствующий цвет приблизительно в следующих пропорциях: 64% – на красный цвет, 32% – на зеленый и 4% – на синий. Если настройки монитора привести в соответствие с анатомической особенностью глаза, то заметно повышается комфортность при работе на компьютере. В противном случае мы одни колбочки перегружаем, другие недогружаем. Производители выставляют характеристики мониторов достаточно произвольно – это некие усредненные проценты каждого из трех цветов. Я хотел на основе своих наблюдений сделать специальные очки для работы на компьютере, но это оказалось невозможно в силу того, что и мониторы у всех разные, и цветовосприятие у людей индивидуально. Поэтому проще настроить свой монитор под себя, с учетом собственного цветовосприятия – это должна быть ручная работа. Но и тут лучше опираться не на числовую характеристику (она у производителей разная), а на визуальную.

  • А какие цвета нравятся вам?

– Белый, черный и красный.

  • Любимые цвета авангардистов…

– Нет-нет. Глубины «Черного квадрата», «Красного треугольника» я не понимаю, и вообще экстравагантностей в живописи. Я поклонник реализма – чтобы все было прописано до деталей, натурально. Мне нравится Айвазовский…

Беседовала Ирина Кравцова

Руслан Таласович Хапчаев, кандидат медицинских наук, врач-офтальмолог в клинике «ЕМС».

Родился в 1973 году в г. Капустин Яр-1 Астраханской области в семье военнослужащего.

В 1990–1993 годах учился в Волжском базовом медицинском колледже, окончив его по специальности «фельдшер».

В 1999 году окончил лечебный факультет Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова.

В 1999–2001 годах проходил клиническую ординатуру по специальности «офтальмология» в Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии.

В 2002–2006 годах – внешний соискатель кафедры офтальмологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова.

В 2006 году защитил диссертацию на тему «Биоинтегрируемый опорный элемент для кератопротезирования из политетрафторэтилена».

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X