Михаил Кузовлев: Стратегия муниципального банка имеет ряд преимуществ

Дата Апр 24, 14 • Нет комментариев

Связующее звено. Михаил Кузовлев: муниципальный бизнес для нас является драйвером роста. Конкуренция на российском банковском рынке возрастает. В условиях снижения...
Pin It

Главная » Банки и Финансы, Журнал "Управление Бизнесом" №13, Наши спикеры » Михаил Кузовлев: Стратегия муниципального банка имеет ряд преимуществ

Связующее звено.

Михаил Кузовлев: муниципальный бизнес для нас является драйвером роста.

Конкуренция на российском банковском рынке возрастает. В условиях снижения инвестиционной активности частного бизнеса, в лучшие годы– основного потребителя кредитных ресурсов, банкиры все чаще обращают свои взоры в другие потенциально интересные сегменты экономики. Финансирование инфраструктурных проектов, государственного заказа и муниципального хозяйства можно считать приоритетными направлениями, так как в нем высоко присутствие государственного инвестирования. Конкуренцию в этом сегменте смогут выиграть банки, которые предложат региональным администрациям лучшие условия финансирования муниципальных программ. Президент – председатель правления Банка Москвы (Группа ВТБ) Михаил Кузовлев рассказал «Управлению бизнесом» о преимуществах, которые получают финансовые учреждения при работе с муниципалами, и объяснил тактические моменты работы в этом сегменте банковского рынка.

  • После того как в Банке Москвы был запущен план финансового оздоровления, новый акционер, Группа ВТБ, поставил перед вами серьезные задачи по достижению определенных показателей. Удалось ли исполнить эти планы по итогам прошлого года?


– Минувший год стал для нас, с одной стороны, сложным, но с другой – интересным. Сложным потому, что, как вы верно заметили, планы перед нами были поставлены амбициозные. Но эти планы мы исполнили, причем по некоторым направлениям нашего бизнеса даже перевыполнили прогнозные показатели. В условиях замедляющегося роста экономики нам удалось за счет правильных тактических и стратегических действий расти значительно быстрее рынка: прибыль по итогам года может составить порядка 30 млрд рублей.

Основной драйвер, который обеспечил Банку Москвы порядка 50% от общего объема прибыли, – муниципальный бизнес и исполнители государственного заказа

Основной драйвер, который обеспечил нам порядка 50% от общего объема прибыли, – муниципальный бизнес и исполнители государственного заказа. Это историческая специализация Банка Москвы, технологии которой мы успешно отработали в российской столице и теперь готовы перенести в другие регионы страны, в том числе в Санкт-Петербург. По итогам года муниципальный сегмент вырос на 82%, думаю, что и текущий год станет не менее успешным.

Два других направления – кредитование малого и среднего бизнеса и розничный бизнес, проекты по которому мы реализуем совместно с банком ВТБ24.

  • Кредиты крупному бизнесу в вашем портфеле присутствуют?

Мнение, что крупный бизнес выгоден банкам, не более чем заблуждение

– Да, с крупным бизнесом мы работаем, но стратегически это бизнес ВТБ. Мы же намерены придерживаться муниципальной специализации. В целом мнение, что крупный бизнес выгоден банкам, не более чем заблуждение. Представители большого бизнеса не лояльны к конкретному банку, они выбирают скорее стоимость обслуживания. Сегодня они, условно, в Банке Москвы, завтра в другом банке, при этом глобально мечтают о выходе на фондовые рынки, чтобы получить инвестирование за счет облигаций. Конечно, крупный бизнес может покупать услуги при реализации инвестиционных проектов, но какие сейчас инвестиции?

Поэтому те направления, которые мы выбрали, изначально более прибыльны, маржа больше. Если муниципальный сегмент сформировал нам половину прибыли, то розничный бизнес – порядка 10%, и стратегически эта доля в Банке Москвы вряд ли превысит 20%. Розничный сегмент для нас безусловно важный, но скорее комплиментарный для основного бизнеса. И, соответственно, 30–40% от общего объема прибыли – прочие операции, прежде всего в сегменте малого и среднего бизнеса.

  • Бытует мнение, что муниципалы бедны, поэтому с ними сложно работать по инвестиционным проектам…

– Мы сформировали механизм взаимодействия с муниципальными структурами, который позволяет получить прибыль, если можно так выразиться, «в цепочке». Выигрывая на минимальной марже в тендере на обслуживание, скажем, энергетической компании, оказывающей услуги населению, мы взамен получаем не только собственно заказчика, но и контакт с его подрядчиками. А это очень большой «пирог», с которым необходимо работать. По нашим подсчетам, в целом в сфере муниципального бизнеса в России задействовано порядка 300 000 компаний, в которых работает 12 млн человек. И всем им Банк Москвы может предоставить комплекс услуг в различных вариантах обслуживания.

Мы видим в качестве наших партнеров не только юридические лица – для нас важны прямые взаимоотношения с городскими, краевыми, областными властями. Каждый руководитель территориального подразделения Банка Москвы работает напрямую с администрациями регионов, знает, какие проекты необходимы, разбирается в целевых программах по развитию территорий.

Чем традиционно живет банкир? Он знает кредитную ставку, а также клиента, которому нужны деньги. Но в текущей ситуации этого знания недостаточно. Конкуренция настолько сильна, что требуется разбираться в компетенциях того, кто является основным поставщиком денег в экономику, – государственных структур. Во всем мире частный спрос, к сожалению, растет не так сильно, как хотелось бы. Хотим мы этого или не хотим, но роль государства в локальных финансовых системах очень важна.

Банкиру важно разбираться в компетенциях того, кто является основным поставщиком денег в экономику, – государственных структур

Чем традиционно живет банкир? Он знает кредитную ставку, а также клиента, которому нужны деньги. Но в текущей ситуации этого знания недостаточно. Конкуренция настолько сильна, что требуется разбираться в компетенциях того, кто является основным поставщиком денег в экономику, – государственных структур. Во всем мире частный спрос, к сожалению, растет не так сильно, как хотелось бы. Хотим мы этого или не хотим, но роль государства в локальных финансовых системах очень важна.

Ни одна администрация не будет рассматривать тебя в качестве равного партнера при переговорах, если ты не будешь ей интересен. Но когда у администрации ограниченные финансовые ресурсы, а банк предлагает полный набор услуг – электронная торговая площадка, центр контроля расходов и так далее, – переговоры сразу приобретают практическое значение.

Ни одна администрация не будет рассматривать тебя в качестве равного партнера при переговорах, если ты не будешь ей интересен

Затем заинтересовываешь предложением взять на себя финансирование подрядчиков – ведь зачастую при напряженных региональных бюджетах администрациям сложно делать авансовые платежи победителям тендеров. В общем, когда понимаешь, как строится работа городского казначея, ты понимаешь, что можешь ему предложить, и взамен получаешь базу предприятий, которые работают с городом.

  • Не так давно вы побывали в Санкт-Петербурге, встречались с губернатором Георгием Полтавченко. Какие вопросы обсуждались?

– Мы затронули перспективы участия Банка Москвы в развитии транспортной инфраструктуры Северной столицы. В частности, нами сделаны предложения по финансированию и сопровождению контрактов на строительство объектов петербургского метро, а также по развитию общественного велопроката. Банком Москвы накоплен значительный опыт финансирования масштабных ресурсоемких проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры столичного региона. Успешный опыт реализации подобных проектов банк готов внедрить и в Санкт-Петербурге.

Еще один проект, который мы хотим реализовать в федеральном масштабе, но пилотный вариант создали в Петербурге, – центр поддержки исполнителей государственного заказа, который займется масштабной помощью бизнесменам, желающим попробовать себя на этом поприще. В этом проекте видим для себя большую перспективу, ведь фактически мы консолидируем однородную клиентуру, у которой единые интересы: составление тендерной документации, авансирование, кредитование. Плюс помощь заказчикам в контроле затрат. Надеюсь, эти центры помогут более качественному взаимодействию заказчиков и исполнителей при реализации инфраструктурных проектов. Банковской системе уже давно необходимо создать набор инструментов, которые позволят использовать федеральные средства более эффективно.

Мы видим большие перспективы для малого бизнеса в исполнении государственного заказа

К слову, мы видим большие перспективы для малого бизнеса в исполнении государственного заказа. У нас есть продукт, кредитное формирование тендерного депозита, который предоставляется в онлайне. Любому участнику торгов можно получить деньги на внесение аванса по государственному контракту. Согласно тендерной документации, аванс необходимо внести в течение 7 дней, поэтому в банке средний срок рассмотрения заявки составляет порядка 5 дней. Средняя сумма кредита на эти цели, по нашей внутренней статистике, составляет порядка 2,4 млрд рублей.

  • Вы активно развиваете дочернюю компанию «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП). Зачем вам заниматься непрофильным для банка бизнесом? Видите в этом направлении особые перспективы?

– Несомненно, тем более что с момента открытия ЕЭТП в 2005 году наблюдаем постоянный рост сделок. Это совместный проект правительства Москвы, которому принадлежит 52% от уставного капитала ЕЭТП, и нашего банка. В стране действуют несколько электронных торговых площадок, по нашим подсчетам, мы входим в число лидеров, уступая лишь «Сбербанк-АСТ». Для Банка Москвы участие в этом проекте означает привлечение новых клиентов, организацию новых пунктов продаж, выстраивание четкого взаимодействия с заказчиками и исполнителями госзаказа.

Мы изначально знали, что эта площадка позволит эффективно выстроить взаимоотношения между заказчиками и бизнесом, а также с банком как связующим звеном. Важно, что это сотрудничество можно выстраивать в проектах различного объема – как при текущем ремонте школьных учреждений, так и при строительстве крупнейших инфраструктурных проектов. Представительства ЕЭТП есть в нескольких регионах России, в том числе в Петербурге, многие из них работают на базе филиалов Банка Москвы.

Необходимо поддержать весь процесс исполнения государственного заказа, не только через ЕЭТП, но и через банковские продукты. Это, к примеру, гарантия на участие в тендере, гарантия на исполнение контракта, гарантия на возврат аванса, кредит на оборотные средства. Проектное финансирование в том случае, если предприятию требуется увеличить свои основные фонды, чтобы дальше успешно работать. Именно это стало той стратегической целью, которую мы для себя поставили.

  • Банк Москвы объявил о продолжении процесса оптимизации региональной сети. В прошлом году закрыто 11 филиалов. Какие планы на текущий год?

– Мы планируем выйти в этом году из 14 регионов присутствия. Необходимо понимать, что Банк Москвы является членом Группы ВТБ, которая имеет собственную многоформатную федеральную сеть. Наш банк зачастую присутствует там, где есть и другие банки Группы. Но масштабная сеть нужна только в случае своей эффективности, под которой я понимаю зарабатывание прибыли и осуществление мероприятий по развитию муниципального бизнеса, а также малого и среднего бизнеса. В тех регионах, где наши подразделения неэффективны либо перспективы бизнеса неоднозначны, мы не видим необходимости нашего дальнейшего пребывания.

При этом очевидно, что уход Банка Москвы не должен повлечь за собой снижения доли присутствия в регионе Группы ВТБ в целом. Поэтому в каждом конкретном случае формируется рабочая группа, в которую входят также представители Банка ВТБ и ВТБ24, где мы обсуждаем то, как обеспечить минимальные потери при миграции клиентов из Банка Москвы в другие банки Группы. Обычно потери происходят, когда эта работа не проводится. Не открою большого секрета – мы рассматриваем с коллегами всю клиентскую базу, решаем, как наиболее безболезненно для клиента осуществить его переход в другой банк.

Одна из зон комфорта – обслуживание кредитных счетов малого и среднего бизнеса. Естественно, клиент, которому уже пришлось столкнуться с необходимостью предоставить банку множество документов при получении кредита, может негативно отнестись к необходимости перейти в новый банк, если это приведет к проблемам. Поэтому важно не загнать наших клиентов на второй круг документооборота.

Заемщикам либо открываются на аналогичных условиях кредитные договоры в других банках Группы, либо, пока идет миграция в сегменте расчетно-кассового обслуживания, они продолжают держать свои ссудные счета в Банке Москвы. При этом у нас есть случаи, когда мы принимаем решение, что клиент продолжает обслуживаться в Банке Москвы, благо все необходимые IT-решения для удаленной работы с банком у нас есть. Что касается розничного бизнеса, то в этом сегменте технология отработана, ведь мы управляем им вместе с ВТБ24 и уже делали успешные миграции.

В целом по итогам прошлого года, при закрытии филиалов Банка Москвы, в Группе ВТБ остались 87% клиентов. Это очень хороший результат – в среднем, по статистике, банки при миграции теряют порядка 40% клиентской базы. Предполагаем, что и в текущем году доля оставшихся клиентов будет так же высока, как и в 2013-м.

  • Помимо работы в Банке Москвы вы также являетесь председателем Общественной палаты Москвы…

– Для меня это больше жизненная позиция, совпавшая с теми возможностями, которые дает мне работа в Банке Москвы. Стратегия муниципального банка дает мне необходимый бэкграунд, знания, позволяющие себя достаточно уверенно чувствовать на заседаниях палаты. Мы в целом активно участвуем в жизни различных общественных объединений, я также возглавляю Московскую торгово-промышленную палату (ТПП). Система ТПП очень важна для консолидации бизнеса, выстраивания четкого взаимодействия с государственными структурами. На мой взгляд, возможности и значение ТПП для роста экономики страны до сих пор недооценены.

  • Взаимоотношения банкиров и малого бизнеса – еще одна важная тема. Не секрет, что коммерческие банки с большой осторожностью подходят к работе с предприятиями малого бизнеса, требуя, к примеру, при получении кредита иметь как минимум полугодичную историю работы с положительным балансом. Не ограничивают ли подобные требования доступ к кредитным ресурсам?

– К сожалению, подобные требования – мировая тенденция. Без капитала бизнес, в том числе и малый, не построить. А наличие факторов риска существенно снижает заинтересованность банков. По статистике, 85% предприятий малого бизнеса прекращают свою работу в течение года после открытия, попросту не попадают со своей идеей в целевую аудиторию. Очень мало интересных бизнес-идей. Поэтому продукты по поддержке малого бизнеса есть у многих банков, но и риски они оценивают тщательно.

Мы стараемся сделать максимально возможное для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса с точки зрения макроэкономических инициатив. Участвуем в различных экспертных группах, спорим с представителями местных администраций о том, какие должны быть стандарты региональных фондов по поддержке малого бизнеса. В этой связи можно только поддерживать идею создания федерального фонда для помощи малому бизнесу. Практика региональных фондов хорошо себя зарекомендовала, но каждый из них работает по собственной методике. Мне кажется, наступило время выработать единую методику и понять, насколько она дружественна по отношению к малым предприятиям, а также к другим участникам процесса, в том числе к банкам.

  • Российская экономика демонстрирует замедление темпов роста. Популярными стали вопросы «кто виноват» и «что делать»…

– Виноваты все мы, надо просто лучше работать. Причина спада очевидна – экономика, которая живет за счет сырьевых товаров, по определению слаба. Есть различные внешние факторы, но президент России Владимир Путин в одном из своих посланий верно сказал, что основные причины стагнации нужно искать внутри России.

По нашему мнению, один из драйверов – развитие инфраструктуры. Планы государства по увеличению государственного заказа в этом сегменте, по запуску крупных инфраструктурных проектов, на которые будут направлены средства Фонда национального благосостояния, безусловно, верный шаг, который поддержит экономику.

  • Много говорят о том, что бизнесу нужно быть социально ответственным. Но не слишком ли мало практических дел в этом направлении?

– Социальная ответственность априори не может быть модной. Поскольку для нас муниципальный бизнес является драйвером роста, работая с городскими властями, мы не можем быть несоциальными. Взять, к примеру, наш проект по организации пунктов велопроката в Москве. Можно сказать, что это блажь руководства Банка Москвы, ведь для нас этот проект не имеет серьезных коммерческих перспектив. Но этот проект очень важен с точки зрения формирования комфортной городской среды. Плюс мы получаем положительные отзывы от нашей инициативы со стороны пользователей велопроката, которые могут стать и клиентами банка. Проект по велопрокату запустили за 6 месяцев, в Нью-Йорке аналогичный проект готовился два года. В прошлом году на улицах Москвы можно было увидеть порядка 1000 велосипедов с символикой банка, в этом году планируем увеличить их количество до 5000. Как я уже говорил, обсуждаем запуск подобного проекта в Петербурге, а также в Краснодаре.

Тема формирования правильной городской среды в целом очень интересна. Есть элементы – те же велосипеды, красивые магазины, удобные световые решения, – которые являются важными электоральными факторами в период избирательных кампаний. И не потому, что кому-либо захочется избраться губернатором – просто это действительно делает нашу повседневную жизнь лучше, формирует позитивные тренды.

К сожалению, мы с вами находимся в той ситуации, когда все проблемы по щелчку пальцев не разрешить. Честно говоря, городское хозяйство – отрасль, где у нас специалистов не так много. Часто принимаем решения, которые впоследствии могут привести к серьезным негативным последствиям. Но когда возникают маленькие победы, жить становится интереснее.

Дмитрий Глумсков

ОАО «Банк Москвы» – один из крупнейших универсальных банков России (входит в топ-5), предоставляющий диверсифицированный спектр финансовых услуг как для юридических, так и для частных лиц.

Основным акционером банка является Группа ВТБ (95,53%). Стратегией развития банка определено, что Банк Москвы будет развиваться как самостоятельный универсальный коммерческий банк в составе Группы ВТБ.

В настоящее время Банк Москвы обслуживает более 100 000 корпоративных и свыше 9 млн частных клиентов. Среди клиентов – юридических лиц – крупнейшие отраслевые предприятия, предприятия среднего и малого бизнеса.

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X