Марат Оганесян: Кресло строительного вице-губернатора весьма жесткое

Дата Апр 23, 14 • Нет комментариев

В диалоге с бизнесом. Марат Оганесян: власть должна способствовать решению проблем бизнеса, а бизнес – прислушиваться к позиции власти. Год назад, после долгого перерыва,...
Pin It

Главная » Журнал "Управление Бизнесом" №13, Наши спикеры » Марат Оганесян: Кресло строительного вице-губернатора весьма жесткое

В диалоге с бизнесом.

Марат Оганесян: власть должна способствовать решению проблем бизнеса, а бизнес – прислушиваться к позиции власти.

Год назад, после долгого перерыва, строительная отрасль обрела своего руководителя в правительстве Санкт-Петербурга. Это серьезно изменило не только ситуацию на строительном рынке, но и саму градостроительную политику в городе. Вице-губернатор Марат Оганесян разъяснил позицию власти в отношении строительного сектора и обрисовал перспективы градостроительного развития Северной столицы.

  • Как в целом вы оцениваете итоги деятельности строительного рынка Петербурга в 2013 году? Есть ли результаты, которые вас удивили?

– Результаты, которые показал строительный рынок в 2013 году, не стали большой неожиданностью – показатели ввода жилья и средней стоимости квадратного метра в целом уложились в прогнозы, серьезных скачков или обвалов зафиксировано не было. Самая главная проблема, с которой пришлось столкнуться, – несогласованность действий органов власти, вовлеченных в реализацию градостроительной политики. Это, в частности, вылилось в «просроченные» проекты, которые разрабатывались без понимания реальной перспективы их реализации.

Другая проблема – низкие темпы освоения адресной инвестиционной программы. С причинами этого явления, вызванного недоработками как со стороны заказчиков, так и со стороны подрядных организаций, пришлось бороться весь прошедший год. В текущем году мы рассчитываем на лучшие показатели. Главное, что удалось сделать, так это наладить строительство новых станций и линий метрополитена, обеспечить необходимую динамику строительства стадиона на Крестовском острове, принять ключевые решения по строительству социальной и транспортной инфраструктуры.

  • Минувший год запомнился решением властей Петербурга возложить обязательства по строительству детских садов и школ на девелоперов. Столкнулись ли вы с непониманием со стороны игроков рынка?

Теперь детские сады и школы будут возводиться не только за счет бюджета, но и на средства инвесторов

– Эта инициатива в первую очередь связана с желанием застройщиков ежегодно вводить миллионы квадратных метров жилья. При существующих темпах строительства город не может на средства налогоплательщиков на 100% обеспечивать новые дома социальными объектами. В связи с этим крупнейшие девелоперы согласились взять на себя обязательства по строительству части объектов социальной инфраструктуры. Теперь в дополнение к детским садам и школам, которые строятся за счет бюджета, будут возводиться такие объекты и на средства инвесторов.

Для привлечения девелоперов в этот процесс в прошлом году разработаны и запущены различные механизмы, которые позволят бизнесу включаться в общую работу. На идеологическом уровне недопонимания у нас не возникло. Периодически возникают вопросы по реализации принятых решений, непосредственно по механизмам, но мы их постепенно решаем.

  • По окраинам Петербурга ведется массовое жилищное строительство, при этом создание инфраструктурных объектов (прежде всего дорожной сети) значительно отстает. Что необходимо сделать, чтобы новые жилые кварталы не превратились в «отрезанные» от Петербурга территории?

Мы стараемся строить дороги еще до начала жилищного строительства либо параллельно с ним

– Проблема транспортной доступности новых микрорайонов существует, но в Петербурге она стоит менее остро, чем, например, в Ленинградской области. Все-таки мы стараемся строить дороги еще до начала жилищного строительства либо параллельно с ним. Более того, в будущих микрорайонах улично-дорожная сеть будет планироваться в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования, недавно принятыми городским парламентом, которые устанавливают жесткие требования по протяженности дорог и парковочным местам.

  • На юге города разрабатывается проект строительства города-спутника Южный. Как вы оцениваете перспективы этого проекта и можно ли в целом говорить о том, что в среднесрочной перспективе Петербург будет развиваться в южном направлении?

– Город-спутник Южный – это пример совместной работы власти и бизнеса над созданием действительно комфортной среды жизни. В городе предполагается развитие полноценной инфраструктуры обслуживания населения – 36 детских садов, 20 школ, 8 поликлиник, многопрофильная больница со станцией скорой помощи и роддом, два пожарных депо, объекты внешкольного воспитания, соцобеспечения, проведения досуга для молодежи и взрослых, объекты культуры и искусства – кинотеатры и концертный зал. Более 400 га в городе спутнике займут зеленые насаждения. На каждого жителя предусмотрено более 30 кв. м зеленых насаждений. Конечно, запланированы объекты физической культуры и спорта, площадки для активного отдыха, стадион.

Так как проект действительно комплексный, он также предусматривает создание удобных условий для работы. У южной границы города около 90 га зарезервированы для строительства предприятия, на котором будут созданы 5000 рабочих мест. Класс опасности этого предприятия будет не выше третьего, это невысокий уровень, с точки зрения экологии – это чистые производства. В общей сложности в Южном будет создано более 20 000 рабочих мест преимущественно для высококвалифицированных специалистов.

Проектируя территорию будущего города спутника, мы отталкивались от того, что все необходимое человеку для повседневной жизни должно располагаться в пешеходной доступности либо в нескольких минутах езды на общественном транспорте. Работа, образование, здравоохранение, развлечения, торговля, спорт – все это будет доступно в прямом смысле по месту жительства. Это должно минимизировать маятниковую миграцию.

  • Если прежде Смольный разрешал многие проекты в центре города, что привело к градостроительным ошибкам, то ныне такое ощущение, что маятник качнулся в иную сторону – полное замораживание подобных проектов. Не несет ли это угрозы историческому центру – ведь любое здание стареет и рушится без программ реновации? Как в этой ситуации должна вести себя власть?

Массового строительства исключительно ради новых квадратных метров жилья в Петербурге больше не будет

– Полного замораживания проектов нет, и количество утвержденных ППТ (проектов планировки территории) и выданных разрешений на строительство яркое тому подтверждение. Но массового строительства исключительно ради получения новых квадратных метров жилья в Петербурге больше не будет. Это наша принципиальная позиция, которая заключается в том, что комфортную среду определяет не количество метров жилья, а наличие парков и скверов, детских садов и школ, амбулаторий и поликлиник, транспортных узлов, мест досуга.

Что касается центра Петербурга, то в приоритете у городских властей – сохранение исторического наследия, сложившейся застройки. Это означает, что подавляющее большинство зданий в центре города, представляющих историческую ценность, будут сохраняться путем реставрации или реконструкции. Исключение составляют те объекты, техническое состояние которых не позволяет сохранить их без опасности для людей. Что касается реновации путем демонтажа зданий и нового строительства, то эта технология будет применяться по отношению к зданиям, расположенным внутри кварталов, не имеющим исторической ценности. При этом планируется сохранение объемно-планировочных решений.

  • В новейшей истории города привлечение западных архитекторов носит единичный характер. Иностранцам сложнее понять уникальную городскую среду Петербурга?

– Один из главных потенциалов современной России – интеллектуальный. Мы и так во многом зависим от западных стран в плане высокотехнологичных решений и продуктов. А талантливые архитекторы и проектировщики, к счастью, у нас есть. Поэтому неудивительно, что большинство проектов разрабатываются здесь. При этом, к сожалению, талантливым людям не всегда предоставляется возможность реализовать на практике свои идеи.

В большинстве случаев архитектурное решение определяется сметой проекта, поэтому от многих интересных идей приходится отказываться. Особенно это касается бюджетного строительства. Ведь если перед нами стоит выбор – построить, при прочих равных, за одни и те же деньги два типовых детских сада или один по индивидуальному проекту, решение, думаю, очевидно. У частных застройщиков возможностей больше, но и они во многом ограничены экономикой своих проектов.

  • В целом возможна ли в Петербурге «современная» архитектура?

– Петербург, вопреки известной цитате, город большой. И в нем есть не только исторический центр, но и множество молодых районов, часть которых только начинает застраиваться. Полагаю, что использование современных архитектурных решений в периферийных районах города оправданно, и за эти решения в конечном итоге рублем голосуют покупатели. Не зря же однообразные районы, застроенные в прошлом веке одинаковыми пятиэтажками, называли депрессивными. Сейчас другое время. Мне постоянно приносят на согласование различные архитектурные концепции, среди которых попадаются весьма смелые, даже авангардные проекты. Понятно, что в центре города жилой комплекс, похожий на конструкцию из цветных детских кубиков, неуместен. Но на юге Петербурга, например, или в правобережной части Невского района такой дом может гармонично вписаться в окружающую среду.

  • Словосочетание «доступное жилье» по-прежнему останется лишь словосочетанием? И не переоценивает ли государство роли ипотечных программ?

– Доступное жилье – очень широкое понятие. Если вкладывать в значение этого словосочетания только низкую цену, то можно констатировать, что доступного жилья в Петербурге практически нет. Но это очень однобокая трактовка. Если у жителя города высокая заработная плата, то жилье для него становится доступнее. Если государство предоставляет субсидию по одной из своих программ, улучшение жилищных условий также становится реальнее. А когда банки предлагают интересные ипотечные продукты, возможность покупки жилья получают широкие слои населения. Очень много различных «если», которые и определяют реальную доступность жилья. В конце концов, ежегодно наши застройщики вводят более 2 млн кв. м жилья, которое не зависает на рынке, а покупается гражданами, причем весьма активно.

  • Свободной земли в черте города осталось мало. Означает ли это, что застройщикам придется все больше внимания уделять территориям промышленных зон?

– Так называемый «серый пояс» Петербурга – зона очень перспективная в градостроительном плане, однако будущее ее пока неочевидно. Многие предприятия, которые располагались в этой зоне, давно не функционируют. Строителям, понятно, интереснее всего было бы застроить эти территории жилыми домами, извлечь максимальную прибыль и удалиться.

Идея превратить «серый пояс» Петербурга в «зеленый», разбив здесь скверы и парки, потребует значительных средств

Но для города в целом такая концепция будет означать радикальное увеличение плотности населения в центральных районах и обострение инфраструктурных проблем. Есть и другая идея – превратить «серый пояс» в «зеленый пояс», разбив здесь скверы и парки. Но реализация этой идеи потребует значительных средств, и без частных инвестиций в этом деле не обойтись. Окончательное решение в целом по всему «серому поясу» пока не принято.

  • Вы прошли серьезный трудовой путь, руководили разными структурами как в строительной, так и в других отраслях. Как вы считаете, какими качествами должен обладать руководитель, управленец? Достаточно ли знаний в области менеджмента, чтобы управлять любой компанией в любой отрасли? Или в каждой отрасли есть своя специфика?

– Один известный современный американский писатель, давая уроки литературного мастерства молодым авторам, сказал: «Пишите о том, о чем знаете». Перефразируя эту идею, руководить нужно теми отраслями, в которых ты разбираешься. Конечно, бывают исключения, и среди эффективных менеджеров попадаются люди, лишь приблизительно знакомые с подноготной происходящих под их руководством процессов. Но это все-таки лишь исключения. Мне кажется, что действительно эффективным руководителем может быть только человек, который знает и любит свое дело, который за столбиками цифр видит людей, технологии, механизмы и материалы.

  • В конце марта вы отметили годовщину пребывания в должности вице-губернатора по строительству. Чувствуете ли вы себя комфортно в этом кресле?

– Кресло строительного вице-губернатора весьма жесткое. Комфорта в нем точно никакого нет. Это работа без выходных, с раннего утра до позднего вечера, забитый график, большая ответственность за каждое решение. В таком кресле нельзя устроиться поудобнее. Можно лишь чувствовать себя на своем месте.

  • В течение года вы неоднократно встречались с застройщиками. Что вам дали эти встречи? Помогают ли они в руководстве отраслью?

– Конечно, за это время состоялись десятки встреч и с застройщиками, и с представителями различных строительных объединений, саморегулируемых организаций. Без диалога со строительным бизнесом сегодня невозможно эффективно реализовывать градостроительную политику. Главное, чтобы это общение было двусторонним: чтобы власть воспринимала информацию о проблемах бизнеса и способствовала их решению, а бизнес прислушивался к позиции власти, которой приходится иметь дело с проблемами куда большего масштаба.

Лилиана Глазова

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X