Курс на самодостаточность.

Дата Дек 3, 13 • Нет комментариев

Петербургу необходимо сбалансировать развитие всех городских районов. Тема выработки стратегии социально-экономического развития Петербурга-2030 активно обсуждалась на...
Pin It

Главная » Журнал "Управление Бизнесом" №11, Тренды » Курс на самодостаточность.

Петербургу необходимо сбалансировать развитие всех городских районов.

Тема выработки стратегии социально-экономического развития Петербурга-2030 активно обсуждалась на круглом столе, организованном дискуссионным клубом «Контекст», а затем на XII Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему».

Эксперты резюмируют: Петербург как система развивается крайне несбалансированно с точки зрения транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры, рекреационных зон. Самая сильная диспропорция по районам сложилась между потребностями и предложениями рабочих мест. Основная деловая и культурная активность сосредоточена в центре.

Продолжает усугубляться и без того тяжелая ситуация с отставанием транспортной инфраструктуры. Около 1,3 млн человек и 700 мест приложения труда и учебы расположены в зонах транспортной дискриминации, более 3 млн человек проживают за пределами километровой доступности станции метрополитена. Почти 240 площадок комплексного освоения территорий практически не обеспечены транспортом, и никаких проектов в обозримом будущем по периферии города нет.

Причиной разбалансировки городской системы является преобладание частных краткосрочных коммерческих интересов над долгосрочными общественными

Причиной разбалансировки городской системы является постсоветская градостроительная политика, выражающаяся в преобладании частных краткосрочных коммерческих интересов над долгосрочными общественными.

Эксперты предложили две модели решения проблем – две концепции стратегического социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

В предыдущих стратегиях фактор неравномерности развития территорий не учитывался, оперировали «средней температурой по больнице». Между тем необходимо говорить как о городе в целом, так и его частях, говорит директор практики управленческого консалтинга компании «Балт-Аудит-Эксперт» Леонид Ивановский.

В концепции, представленной Л. Ивановским, предлагается на первом этапе, до 2020 года, нивелировать диспропорцию развития городских территорий и только затем заняться развитием исторического центра и южными районами Северной столицы. Повышенное внимание к южному направлению эксперт объясняет стихийно складывающейся субагломерацией, которая отхватывает Колпинский, Пушкинский районы города и прилегающие к ним районы Ленинградской области – Тосненский и Гатчинский.

На следующем этапе, с 2021 по 2030 год, предлагается заняться повышением экономической эффективности территорий, формированием их градостроительной и архитектурной идентичности.

По сути, впервые при разработке стратегий стал использоваться такой термин, как «территориальная экономическая зона» (ТЭЗ).

Возникает необходимость формирования локаций, в пределах которых было бы проще решить проблему качества жизни и задачу сбалансированного пространственного развития города в целом, – пояснил Ивановский.

Один из вариантов такого решения – формирование в пределах границ Петербурга малых городов в виде ТЭЗ. Выделено шесть зон, перспективных в этом качестве: Центральная, Московско-Невская, Юго-Западная, Северная, Ладожская и Южная. Кроме того, названы три «ТЭЗ с особыми условиями» – Курортная, Кронштадтская и Петродворцовая.

Для каждой ТЭЗ определены диспропорции, которые предстоит ликвидировать, сформулированы ключевые направления действий, выделены центры роста. Именно они явились основой выбора ТЭЗ, так как если нет драйвера роста, точек притяжения рабочих мест, то решить поставленные задачи не удастся.

Роль общественного пространства

В основе модели развития города, предложенной директором бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования ЗАО «Петербургский НИПИград» Михаилом Петровичем, также лежит полицентризм и концентрация усилий на определенных территориях. Он выделяет 10 «поясов роста». В центре – «Малая Нева», которая должна не разделять Васильевский остров и Петроградку, а соединить их. С поясом «Обводный канал» связаны южные зоны развития – «Путиловский пояс», «Измайловский», «Волковский», «Невский». На севере – оси развития с выходом в Курортный район и Ленобласть. Выделен также «Водный фронт» вокруг Финского залива и берегов Невы.

Михаил Петрович ставит во главу угла развития Петербурга рост потребности в общественном пространстве и считает преувеличенными претензии к тому, что вся деловая жизнь сосредоточена в основном в центре города.

На Васильевском острове вокруг СПбГУ в бывших коммунальных квартирах сидит масса мелких предприятий. Это наше своеобразное «Сколково». Когда мы пытаемся делить город, следует учитывать сложившуюся доходность территорий, – говорит Петрович.

Мы закладываем маргинальные районы, не регулируя складывающиеся тренды, – считает председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Олег Рыбин. Стратегия должна ответить на вопрос, как нужно реагировать на изменения. И нельзя забывать о понимании пространства. Вопрос синтеза социально-экономического и пространственного планирования – самый главный.

Развитие городов не является предметом чисто проектной деятельности, их развитие может лишь регулироваться, так как города – это сложные, прежде всего социальные, а потом уже технические системы, они обладают своим потенциалом, энергией и кодом развития, своей системой самосохранения, – напоминает Рыбин слова академика Валентина Назарова. – Что касается изменений в законодательстве – похоже, пока мы не дойдем до абсурда в градостроительной юридической казуистике – не вернемся к здравому смыслу, основополагающим принципам в области социально-экономического и территориального планирования. До абсурда в законодательстве мы, собственно, уже дошли.

Не задача бизнеса – планировать территории, это властные функции! Между тем в законе написано, что бизнес может предложить проект планировки, а муниципалитет обязан его рассмотреть и принять, если он не нарушает правила землепользования и застройки, генеральный план, – говорит главный архитектор НИИП Градостроительства Сергей Митягин. К абсурду он относит и отраслевое планирование.

Это наш бич. Планирование должно быть комплексным, а исполнение – отраслевым, – убежден архитектор. Причем планирование экономики и территории должно происходить в стенах одного госоргана.

Все, что создано за 60 лет начиная с 20-х годов, мы разрушили, убрав планирование. Теперь возвращаемся к этому, по крайней мере много об этом говорим. Все правильно, но мы забыли о ландшафтном планировании, – констатирует Сергей Митягин.

Он предлагает собственную модель взаимодействия ландшафтного, социально-экономического и территориального планирования на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном. В вопросе изменения системы управления городом архитектор выступает за переделы административных единиц: управлять городом, в котором проживает свыше 5 млн человек, из одного центра невозможно, а 18 административных районов – слишком много, они мелкие и оказываются несамостоятельными. Чтобы сбалансировать доходы и расходы, нужно укрупнение.

Стратегия должна быть на уровне города, а исполнение – территориальное. По мнению архитектора, город легко делится на три части – Юг, Север и Центр. В пределах этих зон есть места приложения труда, проживания, объекты социальной сферы. С ними и можно работать как с самодостаточными территориальными единицами.

Председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Анатолий Котов поддержал архитектора Митягина:

Я сейчас четко понимаю, что ландшафтное проектирование предшествует всему.

Разноуровневая стратегия

Анатолий Котов напоминает, что в правительстве России обсуждается законопроект «О государственном стратегическом планировании».

На экономику можно влиять через денежно-кредитную политику, развитие государственных институтов. Но на уровне регионов это нереализуемо

На экономику можно влиять разными способами: через денежно-кредитную политику, через развитие государственных институтов, через тарифы. Но это очень сложно и на уровне регионов нереализуемо. С принятием федерального закона о стратегическом планировании мы, наконец, получаем инструмент, который может влиять на нашу жизнь, – объясняет он.

Однако федеральный закон должен давать возможность регионам дополнять перечень документов, являющихся базовыми для исполнения. По словам Анатолия Котова, правительство города создает инструментарий, который позволит эффективно управлять Петербургом.

В Стратегии-2030 на первом месте – человек, развитие человеческого капитала. В приоритетах – повышение качества городской среды: улучшение экологии, решение транспортных проблем, повышение надежности инженерной инфраструктуры и сбалансированное развитие территорий,– говорит Котов.

Другим важным документом станет «Экономическая политика» – действия органов исполнительной власти по достижению заложенных в ее основу целей, в том числе в сфере инвестиций и градостроительства.

И, наконец, будут подготовлены 17 стратегических подпрограмм по основным сегментам жизнедеятельности Петербурга. Сейчас похожих программ более 100, но большинство из них не финансируются и потому нежизнеспособны.

Все проекты будут представлены на общественные слушания, а затем на рассмотрение в Законодательное собрание города. К реализации программ правительство оптимистично рассчитывает приступить уже в следующем году.

Что касается выбора стратегии, то Смольный, похоже, склоняется к модели, предложенной Леонидом Ивановским.

Мы активно обсуждаем пространственно-территориальное планирование: какие параметры закладывать, какие документы создавать, как планировать. Один из вариантов – обеспечение комплексного развития отдельно взятых территорий. В этом случае бизнес, который здесь работает, будет видеть перспективы района, жители начнут отмечать улучшение качества жизни, может получиться синергетический эффект, – говорит Анатолий Котов.

Комментарии

Денис Котов, генеральный директор книжной сети «Буквоед»:

Глобальная проблема – управленческая некомпетентность. Эффективное управление выстроит баланс между ресурсами и результатами

Я вижу только одну глобальную проблему – управленческую некомпетентность. И это образовательная задача. По сравнению с закапыванием денег в стадион, она бесплатная. Эффективное управление на любом уровне выстраивает баланс между ресурсами и результатами. Конечно, такой документ, как стратегия развития города, нужен в качестве ориентира. А дальше – стимулирование предпринимательства. Нельзя строить в центре города? Создайте условия для строительства на окраинах. За границами Петербурга достаточно пространства, чтобы создать образ живого города, где много зелени и возможностей для реализации интересных идей девелоперов, а не просто «шлепания коробок».

Надежда Калашникова, директор по развитию строительной компании «Л1»:

Приграничное сотрудничество города и области – это стратегия совместного выживания

На приграничных с городом территориях происходит стихийное строительство, которое не соотносится с их социальным развитием. В отдельных районах – только одна школа, одна больница, не хватает инженерных мощностей, и самое страшное – взять их неоткуда, нет резервов. Пока дискутируем, обсуждаем стратегию, снежным комом накапливаются все новые проблемы. Не хватает политической воли. Будет воля, будет грамотная команда – будут и инвестиции. Любая модель имеет право на существование, но не думаю, что возможно сбалансировать развитие всех районов города.

Николай Пашков, генеральный директор компании Knight Frank St.Petersburg:

У меня вопрос: за чей счет будет выстраиваться баланс в развитии городских территорий? Жилье, наверное, будет строить инвестор, как и частично места приложения труда. Все остальное должен профинансировать бюджет, а там не хватает денег ни на что. Поэтому равномерного развития города не может быть уже по причине финансовых ограничений.

Практически ни в одном мегаполисе мира, где я был, не развивается сразу несколько крупных проектов развития территорий – только один, и в нем концентрируют ресурсы. Более реалистичным является создание даже не точек роста, а условий для активности частных девелоперов, привлечения инвестиций в развитие территорий. То есть создание условий для появления точек роста, на которые все остальное будет нарастать. Невозможно развить равномерно и одновременно все.

Относительно «серых зон». Рекультивация промышленных зон – высокозатратное мероприятие. Собственнику предприятия нужно помочь переехать. Наша практика показывает, что земля многих промзон востребована при грамотном подходе. На их базе можно развивать современное производства с относительно небольшими площадями, несложными технологическими процессами.

Владимир Княгинин, директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»:

При разных концептуальных подходах позиции Михаила Петровича и Леонида Ивановского сходятся. Есть два ключевых подхода: один – сбалансирование территорий, второй – функциональный. Что касается функционализации отдельных территорий, то ключевой для Петербурга вопрос – что будет с историческим центром, какую функцию он возьмет на себя?

Как вариант, основной функцией может стать туристическая. На мой взгляд, у нас колоссальный дефицит туристических объектов, они неспособны привлечь в город больший поток туристов. Очевидно, что уже исчерпан потенциал дальнейшего привлечения туристов в Пушкинский музейный комплекс и в Петродворец, если нагрузка будет продолжать расти, это причинит ущерб самим объектам. Надо подтягивать в этом отношении Кронштадт, Ломоносов и Гатчину.

Остается подвешенным вопрос: какую индустрию нам разворачивать в промышленных зонах – провести расчистку «серого пояса», как это делали в 80-е и 90-е годы европейские и американские города, или возвращать индустрию.

Эксперты сходятся в одном: Петербург начал переходить свои границы. Рассматривать его дальнейшее развитие нужно, как минимум учитывая ближайшее окружение, хотя бы те же самые 30–35 км.

Ключевым вопросом является вывод метро за пределы городских границ и тем самым снятие пробок на въезде и выезде из города в часы пик, расширение коммерческой промышленной зоны с вынесением части функций за пределы Петербурга.

Подготовила Ирина Кравцова

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X