В газовых взаимоотношениях Украины и России возник очередной виток напряжения

Дата Ноя 25, 13 • 1 комментарий

Украина попыталась сделать выбор: вместо вступления в Таможенный союз она планировала открыть границы для ЕС. Это обострило противоречия между Россией и Украиной, в...
Pin It

Главная » Актуальные материалы, Журнал "Управление Бизнесом" №11 » В газовых взаимоотношениях Украины и России возник очередной виток напряжения

Украина попыталась сделать выбор: вместо вступления в Таможенный союз она планировала открыть границы для ЕС. Это обострило противоречия между Россией и Украиной, в частности, в газовых взаимоотношениях. Давление на украинскую сторону в этой сфере – справедливо оно или нет – будет усиливаться. Так что уже в обозримом будущем можно ожидать очередного витка разбирательств между нашими странами.

Кабинет министров Украины приостановил обсуждение Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Изначально власти были уверены, что это несет стране больше плюсов, чем интеграция в Таможенный союз и Единое экономическое пространство (ЕЭП). Хотя и минусов такой выбор тоже имеет достаточно. Важнейшим из них представлялось ухудшение отношений с Россией: это и появление таможенных преград, которые ТС возведет для защиты от импорта европейских товаров, и политические конфликты. Одним из центральных вопросов по-прежнему будет газовый – главная проблема последних лет между Украиной и Россией.

Первый «газовый конфликт» соседних стран датируется весной 1994 года. Тогда Россия впервые сократила поставки газа на Украину со 114 млн до 40 млн куб. м. в день, мотивировав свой шаг долгами украинской стороны в $600 млн В дальнейшем, то восстанавливая, то приостанавливая поставки, Россия продолжала «обсуждение» вопроса с Украиной практически ежегодно, причем сопровождались дебаты взаимными упреками и обвинениями.

«Разменной монетой» в спорах, как правило, выступал Европейский союз, поставки газа которому российская сторона осуществляет в значительной степени через Украину. Например, 1 января 2006 года Газпром прекратил поставки из-за отсутствия соглашения с Украиной, после чего украинская сторона начала несанкционированную откачку предназначенного для ЕС газа. России даже пришлось за счет дополнительных поставок компенсировать недополученный Евросоюзом объем топлива и форсировать строительство «Южного потока» – газопровода, существование которого наряду с полноценной работой «Северного потока» даст возможность отказаться от газового транзита через Украину.
Российский газ на Украину поступает в соответствии с контрактом «Нафтогаза Украины» и Газпрома, подписанным в 2009 году. Согласно этому, до 2019 года Украина обязана покупать 52 млрд куб. м. газа, при этом не менее 41 млрд куб. м. – на условиях «бери или плати». В 2012 году Украина импортировала 32,87 млрд куб. м российского газа на $14 млрд, по средней стоимости $426 за 1000 куб. м.

Подписанные Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным в январе 2009 года газовые соглашения обязали Украину в течение 20 лет покупать российский газ по цене $360 за 1000 куб. м, платить штраф в размере 300% за недобор газа и практически бесплатный транзит. И это притом что первоначальная цена была в пределах $230–250.

Как напоминает эксперт проекта «Общественная Дума» (Украина) Екатерина Обуховская, Россия еще не реализовала свое право на получение штрафных санкций, но ежегодно использует его как рычаг давления, чтобы заставить купить выгодный ей объем газа. Так, в этом году Украина планировала закачать в подземные хранилища необходимые ей 14 млрд куб.м газа, но Газпром настоял на закачке 19 млрд куб. м для обеспечения бесперебойного транзита в ЕС. И такая практика применяется ежегодно.

Украинская сторона считает требования России несправедливыми и уже четвертый год пытается решить вопрос, но пока ей это не удается. Украинская сторона уже начала закупать более дешевый (на $90 ) газ на европейском рынке, сократила потребление российского газа с 41 млрд куб. м в 2010 году до 27 млрд куб. м в 2013-м, за три года увеличила объемы добычи собственного газа на 3 млрд куб. м. Одновременно прорабатывается вопрос выработки синтетического газа из угля (объемы добычи которого также возросли), подписаны контракты с ведущими компаниями мира о добыче сланцевого газа в Украине. К тому же в стране активно осваивается выработка солнечной энергии, идет развитие ветроэнергетики.

Недавно, напоминает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Чернядьев, подписан контракт между «Нафтогазом Украины» и немецкой RWE на увеличение поставок газа с 5 млрд до 10 млрд куб. м в год, есть планы строительства терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ) мощностью до 10 млрд куб. м в год. В разработке залежей сланцевого газа Украине будут помогать Royal Dutch Shell и Chevron.

– Мы получаем из России газ по $530 за 1000 кубометров. Такой цены нет нигде на мировом рынке. Так вот, мы получим газ по цене $120–130 со всеми издержками, – заявил, объявляя о предстоящем сотрудничестве, премьер-министр Украины Николай Азаров.

Однако все проекты, кроме договора с RWE, пока находятся на начальной стадии, и конечный результат остается под большим вопросом. Очевидно, что поставки от RWE даже в размере 10 млрд куб. м в год не могут удовлетворить потребности украинской экономики в импорте газа, поэтому пока Газпром остается главным источником импорта этого вида топлива в страну, хотя и в меньших масштабах, чем ранее.

Действительно, закупки Украиной газа у России стабильно снижаются. По данным компании «Укртрансгаз», поставки российского газа в газотранспортную систему Украины за 9 месяцев 2013 года упали на 20% в годовом сопоставлении и составили 19,7 млрд куб. м. При этом в сентябре 2013 года импорт газа на Украину увеличился на 41,1% – до 4,4 млрд куб. м. Одновременно Украина увеличила транспортировку газа в страны Западной Европы на 0,7%, до 61 млрд куб. м. В сентябре украинский транзит газа в страны Западной Европы вырос на 23%, до 7,9 млрд куб. м.

На попытки Украины выйти из нынешних газовых соглашений Россия отвечает торговой войной: остановлен допуск украинских товаров на российский рынок, аргументированный нарушением санитарных и прочих норм. В случае продолжения противостояния и при дальнейшем стремлении Украины в ЕС Россия обещала и вовсе ужесточить свои требования, как это в свое время было с Белоруссией и Казахстаном. Камнем преткновения является и то, что Украина не хочет разрешать передачу в аренду своей газотранспортной системы, хотя такой законопроект должен рассматриваться в Верховной Раде. Оппозиция страны выступает против, расценивая намерение руководства разрешить приватизацию НАК «Нафтогаз Украины» и его «дочек» как предательство национальных интересов. И обещает заблокировать работу Рады в случае рассмотрения документа.

Урегулирование конфликта, считает Екатерина Обуховская, возможно только при обоюдном желании решить все вопросы и пересмотре условий сотрудничества в более справедливую для Украины сторону: снижение цены за покупку газа, увеличение цены транзита, продление прошлых газовых кредитов.

Но позиция России по газовому вопросу является обоснованной, полагает председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин.

Международно-правовые отношения базируются на принципе pacta sund servanta – договоры должны исполняться. Если две стороны по поставкам газа приняли на себя взаимные обязательства, их можно не исполнять только в случаях, предусмотренных самим договором или нормами международного права. Украина вправе лишь предложить России пересмотреть ценовые условия по газовому контакту. Претензии же к России по этому вопросу являются необоснованными.

– Хотя Россия и является более сильной стороной, Украину никто не заставлял соглашаться с предложенными ценами. А ссылки на то, что контракт заключался подозреваемым в преступлениях премьером, не основаны на нормах права – в спорный период, когда заключался контракт, власть в Украине была легитимной, – уточняет Терехин.

К тому же цена на российский газ для Украины является фактически средней по региону, отмечает начальник инвестиционного департамента ИГ «Универ» Дмитрий Александров. Собственно, острота конфликта связана лишь с сокращением объемов закупок, но для Газпрома стратегически важнее исполнение контракта на основе соглашения от 2009 года в части цены, а не объема, плюс стабильность экспорта. Пока это выполняется, будет сохраняться статус-кво в виде постоянных переговоров по объемам закупки. Это в целом устраивает и Москву, и Киев, поскольку президент Украины Виктор Янукович не только формально сопротивляется Газпрому (что важно для внутренней политики), но и привлекает иностранных игроков и внимание ЕС для развития газодобычи или доставки СПГ, то есть делает инвестиции – и денежные, и политические.

 

Политическая составляющая в данном вопросе является определяющей. После развала Советского Союза отношения между Украиной и Россией имеют одну постоянную повторяющуюся особенность, говорит политолог Александр Махлаев. Украина с завидным упорством предпринимает усилия, направленные на сближение с Евросоюзом. Россия же всякий раз отвечает на очередной шаг Украины политическими демаршами, ужесточением контроля на границе и прочими громкими акциями, которые быстро сходят на «нет» до следующего «хода» Украины. В перерывах между этими всплесками эмоций Украина бурно заверяет в своей любви к России, попутно выпрашивая для себя кредиты и преференции. Постоянство повторяющегося сценария развития событий со всей очевидностью указывает на то, что политика Украины на евроинтеграцию имеет гораздо более глубокие корни, чем просто сиюминутная политическая конъюнктура. Они кроются в тех условиях, в которых функционирует украинское государство, а также в приоритетах, определяемых для себя украинской бюрократией.

Украина выбирает Европу, и этот выбор вполне понятен. Получив после развала СССР независимость, Украина вряд ли просто так от нее откажется, она будет цепляться за это всеми возможными способами. Опираясь на исторический опыт и те политические реалии, которые имеются в России с ее имперской ностальгией, украинская бюрократия делает вполне понятный и очевидный выбор в пользу модели автономной независимости бюрократических элит, которую предлагает Евросоюз. И до тех пор, пока политическая система Украины и ее экономика позволяют обеспечивать эту независимость, выбор будет делаться в пользу евроинтеграции. Необходимо четко и ясно понимать, что никакие политические истерики, выкручивание рук, перекрытие газового крана и прочие демарши не остановят этот процесс, считает Махлаев.

Межгосударственные отношения – это не отношения в семье, и истерики здесь бесполезны, тем более что к ним все давно привыкли и принимают как должное. Россия должна выработать и для себя, и для Украины четкую и ясную политическую линию, которая была бы понятна как политической бюрократии двух стран, так и двум народам. России нужно перестать «искать любви», «разруливать ситуации» и совершать прочие малопонятные и по большому счету бесполезные маневры. Необходимо отстаивать свои национальные интересы всеми имеющимися способами – как политическими, так и экономическими. Только в этом случае отношения между Украиной и Россией начнут принимать нормальные и понятные для всех формы, позволят прогнозировать развитие ситуации и моделировать ее в выгодном для России направлении.

Так или иначе, но Россия вряд ли пойдет на снижение цены газа для Украины, считает аналитик консалтингового агентства «Интеринвестком» Александр Кузнецов. При сложившихся обстоятельствах Украине придется непросто: она теряет монопольное положение в транзите российского газа в Европу, кроме того, цена на газ для нее такая же, как для Германии, и ей сложно будет найти более дешевую замену российскому газу в значительных объемах. Впрочем, критичной ситуацию назвать нельзя: хотя ситуация в экономике Украины сложная, ее госдолг пока не настолько велик (чистый государственный долг составляет примерно 40% ВВП), чтобы невозможно было занять средства для оплаты газа. Кроме того, мировая экономика растет, и это поддержит экономику Украины. Поэтому, вполне возможно, сбоев в платежах за газ в ближайшее время не будет.

Многие западные соседи Украины столкнулись с бюджетным кризисом и урезанием расходов. Киев руководствуется в первую очередь политическими соображениями, и поэтому идет на сближение с ЕС, поскольку экономической выгоды в этом немного – конкурентоспособных товаров у Киева нет, а главный экспорт ей обеспечивают металлурги, объясняет эксперт БКС Дмитрий Тремасов.

Украинские эксперты и политики уверены: в желании страны жить самостоятельно и действовать в рамках рыночных условий ничего страшного нет – так живут все ее западные соседи, та же небогатая Прибалтика. В этой мысли Украину укрепляет и ЕС, считая, что экономика страны это переживет, у нее просто будет лишний повод снизить издержки, зато переговоры с Европой вполне могут дойти до вступления в ЕС. Так что в принципе один газ не может вечно связывать соседей, политическое развитие которых идет по разным траекториям.

Пока же политики с обеих сторон стараются показать, что они решают проблему, однако это, скорее, напоминает ситуацию, когда каждая страна просто не желает выносить сор из избы. Например, слухи попытался успокоить российский президент, заявив, что проблема интеграции Украины в ЕС – чисто экономическая. При этом в политическом смысле братские отношения двух наших стран никак не изменятся, сказал Владимир Путин.

– Процесс идет. Вот наши банки, конечно, не без моего ведома, оформили Украине очередной кредит – 750 млн рублей. А Газпром – тоже не без ведома российского руководства – пошел на то, чтобы помочь Украине закачать в подземное газохранилище необходимый газ со скидкой, – сообщил он.

Украине этого, похоже, все-таки мало. Премьер-министр страны Николай Азаров на ежегодной встрече «Ялтинская стратегия развития» предупредил, что при отсутствии поддержки со стороны России и ЕС и сокращении газового транзита Киев может заморозить две ветки своей газотранспортной системы (ГТС). По словам Азарова, Украина не может в одиночку нести «колоссальные затраты» на содержание ГТС. При этом он предложил России и Европе взять на себя часть расходов на содержание украинской ГТС, если они заинтересованы в том, чтобы она избежала частичной консервации.

Выход из ситуации мог бы быть найден при помощи компромиссных решений других спорных вопросов. Например, как предлагает эксперт проекта «Общественная Дума» (Россия) Дмитрий Волосов, при организации комфортных условий пребывания российского флота в Крыму. Кроме того, вхождение Украины в Таможенный союз и реализация прочих интеграционных мер, предлагаемых Россией, могли бы также косвенным образом помочь ситуации вокруг газа – однако, этот вариант уже вряд ли возможен.

Анна Королева

Похожие сообщения

Один комментарий

  1. Нина:

    Что дальше? Пронесся слух, что Россия может пересмотреть условия газового контракта с Украиной?

Добавить комментарий

Наверх
X