Виктор Степов. Об основных принципах действия корпоративного Кодекса железнодорожников

Дата Сен 18, 13 • Нет комментариев

Под крылом На мероприятия, заложенные в Кодексе корпоративной социальной ответственности РЖД, Октябрьская железная дорога ежегодно направляет не менее 10% оборотных средств...
Pin It

Главная » Журнал "Управление Бизнесом" №10, Наши спикеры » Виктор Степов. Об основных принципах действия корпоративного Кодекса железнодорожников

Под крылом

На мероприятия, заложенные в Кодексе корпоративной социальной ответственности РЖД, Октябрьская железная дорога ежегодно направляет не менее 10% оборотных средств

Об основных принципах действия корпоративного Кодекса железнодорожников, который подразумевает ответственность перед коллективом, обществом, государством, бизнес-партнерами, мы говорим с начальником Октябрьской железной дороги, приглашенным профессором Стокгольмской школы экономики, к. э. н. Виктором Степовым.

  • Виктор Васильевич, «социальная ответственность бизнеса» и «корпоративная ответственность» становятся привычными терминами в обиходе управленцев. Как вы считаете, это экономические понятия?

– Считаю, что это не просто понятия, а важнейшие принципы профессионального управления бизнесом. Компания не может быть успешной, находясь в изоляции от своих сотрудников, от стейкхолдеров, которые ее окружают. Ведь это огромный круг, в который входят клиенты, партнеры и конкуренты, власти и инвесторы, а также общественные организации и средства массовой информации.

И если компания намерена долго и эффективно функционировать, она обязана разработать принципы взаимодействия с этим окружением и нести ответственность за свои действия и их последствия.

Кодекс корпоративной ответственности РЖД включает в себя социальную ответственность перед коллективом и детализирует все добровольно принятые на себя обязательства перед государством, обществом, бизнес-партнерами. Убежден, что в деловом мире конкурентоспособной может быть признана только компания, имеющая в управленческом арсенале подобный инструмент.

  • То есть, это один из принципов культуры управления, деловой этики?

– Безусловно, сегодня мировая практика ведения бизнеса подразумевает наличие документа, аналогичного Кодексу нашей компании, как обязательную норму, принцип, без которого невозможно достичь признания в бизнес-среде.

Скажем, все уже усвоили, что без продуманной, просчитанной стратегии управления компания плывет по рыночному морю без компаса, а в такой ситуации достижение успеха вряд ли представляется возможным.

Так же и с Корпоративным кодексом, который является комплексом правил и устоев, создающих особую атмосферу внутри предприятия, когда люди чувствуют свою защищенность, уверенность в завтрашнем дне.

Такая же ответственность, по Кодексу, предполагается и в отношении внешней общественности. В итоге, именно ответственное поведение делает компанию на рынке экономически эффективной и привлекательной.

Иными словами, принципы, прописанные в Кодексе – это поведенческие нормы, своеобразный дресс-код для компании при вхождении на мировой рынок. Не следовать ему – моветон, отсутствие деловой культуры, деловой этики. Это все равно, что, например, явиться на королевский прием в шортах.

  • ОАО «РЖД» – одна из первых компаний в стране, принявших Кодекс корпоративной социальной ответственности. Насколько этот факт поднял ее общественный, деловой статус?

– Необходимо понимать, что РЖД – это компания с 176-летней историей и сильными традициями. И в этих традициях всегда были поддержка престижа дороги, профессии железнодорожника, забота о людях. По российским поездам можно сверять часы, а железная дорога при всей тяжести и опасности труда во все времена привлекала работников тем, что давала крышу над головой, выделяла покосы, коров, обеспечивала форменной одеждой…

В отрасли по-прежнему существует идеологический фрейм, и вновь поступающие на работу люди немедленно оказываются под его влиянием. У нас говорят: «Железнодорожник – не профессия, а судьба», и это подразумевает верность традициям, делу, ответственность на всех уровнях: от начальника до рядового путейца.

Если говорить о Кодексе корпоративной социальной ответственности, то нам не пришлось изобретать что-то новое: мы обобщили и проанализировали все действующие корпоративные основы и правила, а затем актуализировали их с учетом новых требований и реалий современности.

Это объемный, живой и действующий документ, по сути, программа, в которой четко определены все уровни ответственности ОАО «РЖД» перед собственным персоналом, государством, обществом и бизнес-партнерами.

  • Что обновленный Кодекс гарантирует железнодорожникам?

– Прежде всего, Кодекс формализует внутреннюю культуру компании, а его главная ценность – обеспечение удовлетворенности всех работников, связанных с предприятием, он, без преувеличения, гарантирует железнодорожникам стабильное настоящее и защищенное будущее.

На выполнение мероприятий, предусмотренных всеми статьями Кодекса, на нашем полигоне тратятся ежегодно миллиарды рублей. Сюда включены и затраты по обеспечению обязательств, предусмотренных Коллективным договором.

Это деньги, которые направляются на материальную помощь пенсионерам и нуждающимся работникам, на формирование корпоративной пенсии через фонд «Благосостояние», на лечение, поддержку ветеранов, содержание летних оздоровительных лагерей, пансионатов, а также приобретение и строительство технологического жилья.

За семь месяцев нынешнего года ОЖД потратила на эти цели 3,6 млрд рублей, то есть на 2,2 млрд больше, чем предусмотрено трудовым законодательством РФ. Мы могли ограничиться 1,4 млрд рублей и числиться примерными работодателями, выполняющими все требования российского Трудового Кодекса. Однако мы расходуем вдвое больше, потому что именно на такие условия мы договорились с нашим трудовым коллективом.

  • Всегда ли удается договориться с коллективом, его представителями, ведь совершенству, как известно, нет пределов…

– Как правило, все проходит в конструктивной, открытой, деловой атмосфере. Мы поддерживаем с профсоюзами плотные взаимоотношения, потому что твердо уверены: удовлетворенный работник – это эффективный работник.

И я благодарен профсоюзным лидерам за то, что проблемы и задачи заранее квалифицируются, анализируются, обсуждаются и оформляются в виде предложений и программ. Все сведения как по прибыли, так и по расходам у нас открыты для профсоюза железнодорожников.

Как известно, раньше коллективный договор обсуждали и принимали на конференциях, но пять лет назад форма взаимодействия была усовершенствована. Сегодня у нас проходит социально-экономический форум, заранее создаются группы представителей, которые аккумулируют предложения, поступающие снизу, а при участии президента, вице-президента, главы профсоюза принимаются ключевые решения. Должен сказать, что форум стал весьма эффективной площадкой для взаимодействия между топ-менеджментом и специалистами всех уровней.

Противоречия с коллективом у руководства возникают тогда, когда с людьми не налажен контакт. Если честно и открыто обсуждаются все вопросы – сколько направить в фонды поощрения, на строительство жилья, вложить в развитие баз отдыха, индексацию заработной платы, – то это позволяет формировать в компании внутреннюю стабильность.

Как показали результаты единого социологического опроса на полигоне Октябрьской дороги, проведенные Центром оценки, мониторинга персонала и молодежной политики, индекс удовлетворенности работников ОЖД в 2012 году значительно вырос по сравнению с индексом 2011-го, и железнодорожники Октябрьской магистрали удовлетворены своей работой сильнее, чем их коллеги в среднем по сети.

  • Железная дорога и сегодня продолжает строить за свой счет жилье, школы, больницы?

– Было время, когда мы передали школы, детские сады, весь ведомственный жилищный фонд на балансы местных муниципалитетов. К сожалению, рыночный спрос на жилье, его локальное распределение и маршрут, по которому проходит железнодорожное полотно, не всегда совпадают. Жилищное строительство ведется, как правило, в тех регионах, где на него есть постоянный спрос. А мы работаем там, где проходит дорога, и жилье в этих регионах нам необходимо для людей, которые обеспечивают бесперебойное движение поездов.

Бизнес не готов вести стройку в отдаленных точках, у муниципальных властей на такое строительство зачастую не предусмотрено бюджетных средств. А в некоторых регионах, скажем, в Карелии и Мурманской области, примерно в 80% населенных пунктов железная дорога подчас остается единственным работодателем. И мы не можем не учитывать интересы и потребности наших специалистов.

Поэтому мы возвратились к системе строительства технологического жилья. Строим мало– и многоквартирные дома, материально поддерживаем медицинские учреждения, детские сады и школы. Оснащаем больницы современным оборудованием, создаем железнодорожные классы, одеваем детей в форму, ведем профориентацию для учащихся старших классов.

У нас отлично действует система целевых направлений на учебу, примерно такая, как была в СССР. И выпускники возвращаются специалистами высокой квалификации в родные города и поселки, чтобы работать и строить свою жизнь. Они знают, что не окажутся без жилья и медицинской помощи – об этом позаботится дорога.

Да, мы не всегда можем хвастаться миллионами возведенных квадратных метров, ведь для нас нет никакого смысла строить жилье в мегаполисах. Мы просто не сможем конкурировать с профессиональными девелоперами.

Жилищная программа РЖД реализуется нескольким путями: там, где необходимо, мы строим сами, а где есть возможность купить – субсидируем приобретение жилья, частично покрывая процентные платежи по ипотеке. Приведу для примера такие цифры: объем инвестиций в реализацию проекта «Строительство технологического жилья» за 2011–2013 годы составил 730 млн рублей. Нами была приобретена 21 квартира в Гатчине и 68 квартир в поселке Усть-Луга.

В этом году завершается строительство 16-квартирного жилого дома на станции Мга, ввод которого в эксплуатацию запланирован на 3 квартал, планируется к сдаче 60-квартирный жилой дом на станции Бабаево. Проектом среднесрочной программы на 2014–2016 годы предусмотрены затраты в объеме 295 млн рублей на строительство жилых домов на станциях Бабаево, Волхов и Дно.

  • Виктор Васильевич, правильно ли я поняла, что на первом месте у вас – ответственность перед коллективом. Государство, общество, партнеры – идут вторым эшелоном…

– Абсолютно неверно. Никакой градации в понятиях «коллектив – клиенты – общество» нет. Ответственность перед всеми социальными группами компания несет в равной степени. Мы выполняем все обязательства перед государством, партнерами, обществом. Дорога, прежде всего, является крупнейшим налогоплательщиком. Только в 2012 году отчисления компании в региональные бюджеты субъектов на полигоне ОЖД составили свыше 11,530 млрд рублей. И эти деньги идут на социальные нужды.

Потребности партнеров по грузоперевозкам удовлетворяются нами полностью. Два года назад, когда по решению правительства весь вагонный парк был передан частным владельцам и на рынок вышли более 2000 операторов, сложилась весьма сложная проблема с транспортировкой грузов.

Все было предсказуемо, об этом риске мы предупреждали, нельзя было в одночасье передавать частникам такое количество вагонов. Но, создав координационные Советы, в которые вошли наши специалисты, грузоперевозчики и власти регионов, мы сумели в течение полугода стабилизировать ситуацию на всем Северо-Западе. И сегодня проблемы в области грузоперевозок уже не выглядят нерешаемыми.

То же самое происходит и с пассажирскими перевозками. Государством принята схема движения пассажирских поездов, и оно обязано субсидировать перевозки в дальнем сообщении. Федеральной пассажирской компании, которая отвечает за этот вид услуг, ОАО «РЖД» было вынуждена направить 5 млрд рублей из своей прибыли, чтобы сохранить социальную стабильность в коллективах и регионах. И если бы мы этого не сделали, пришлось бы просто отменить огромное количество поездов.

Точно так же обстоит ситуация и с электричками. Регионы пытаются любыми путями уйти от социальной ответственности за перевозки граждан в пригородном сообщении. Сегодня дебиторская задолженность ОАО «Северо-Западная пассажирская пригородная компания» перед ОАО РЖД составляет 5,464 млрд рублей. Да, это наши «дочки», мы за них в ответе, но в тоже время это отдельные субъекты бизнеса, которым регионы не возмещают затраты за предоставленные услуги. Но мы не можем отменить пригородные электрички, иначе люди лишатся безопасного и комфортного средства передвижения.

Об этих проблемах говорил и глава государства, напомнив Минфину, что обязательства перед дорогой необходимо выполнять и доплачивать железнодорожникам за перевозку пассажиров. Во всем мире затраты национальных железных дорог компенсируются государством, поскольку их услуги недоступны населению по себестоимости: это очень дорогой вид транспорта. Мы, таким образом, за свой счет несем социальную ответственность перед населением, откладывая реализацию инвестпроектов, приобретение современного подвижного состава.

И наша ответственность перед населением не ограничивается обеспечением безопасности, четким соблюдением расписания, сохранением маршрутов движения. Существует еще такой аспект, как соблюдение экологической безопасности.

  • Да, сегодня это мировой тренд…

– Совершенно справедливо. Только во всем мире этот тренд обеспечивается жесткой системой штрафов, то есть компаниям выгоднее выполнять требования природоохранного законодательства, иначе можно просто обанкротиться, оказаться вне рынка. Поскольку мы являемся глобальной компанией и наша деятельность всегда на виду, у нас действует долгосрочная экологическая программа. В ее рамках в этом году ОАО «РЖД» направит 3,2 млрд рублей на реализацию природоохранных мероприятий.

На полигоне ОЖД разрабатывается, например, концептуальное положение по реализации «зеленой логистики» при формировании транспортно-логистических продуктов. Два года назад мы начали работу по транспортировке контейнеров в порт Санкт-Петербурга по системе «блок-трейн». Эта технология подразумевает завоз и вывоз контейнеров закольцованными маршрутами по жестким ниткам графика из так называемых сухих портов, расположенных в черте города.

Такое технологическое решение, предполагающее переключение контейнерных грузов на железнодорожный транспорт, уже в прошедшем году позволило не допустить на улицы города более 10 500 большегрузных тягачей. А известно, что объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автомобильного транспорта, зарегистрированного на территории Санкт-Петербурга в 2012 году, составил 378 200 т.

В США железные дороги электрифицированы только на 20%, а российские — на 70%. Это значительно снижает уровень шума и выбросов в атмосферу

На заповедном Карельском перешейке при строительстве ветки Лосево – Каменогорск мы перевели весь путь с тепловозной на электротягу. Этот вид тяги обойдется на 30% дороже, но даст возможность не только снизить уровень шума, но и почти втрое сократить выбросы в атмосферу.

Для сравнения: российские железные дороги сегодня электрифицированы на 70%, а в США только на 20%. Там проблему маневренности подвижного состава решают простым увеличением мощности тепловозов: это дешевле, хотя и менее экологично. И, к слову сказать, американцы покупают квоты на выбросы парниковых газов, Россия же является их продавцом.

  • И последний вопрос: как проконтролировать выполнение Кодекса корпоративной ответственности, ведь он включает в себя огромное число мероприятий?

– Это вопрос эффективности управления. В начале разговора мы с вами выяснили, что создание Кодекса – это управленческий принцип. И все в этом процессе формализуется, детализируются, просчитывается, анализируется и контролируется.

Можно сколько угодно рассуждать об ответственности, муссировать проблемы, ставить задачи, но если нет структуры, схемы, где указано, как это реально воплотить, задуманное останется декларацией. У нас все расписано по десяткам стратегий, программ, проектов, концепций, под реализацию которых предусмотрено выделение немалых средств.

Скажем, природоохранные мероприятия аккумулируются в «Экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года». Можно назвать и другие говорящие за себя программы – «Молодежь ОАО РЖД», Стратегия развития кадрового потенциала ОАО «РЖД», Концепция развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ОАО «РЖД», Концепция оптимизации системы социальной поддержки персонала ОАО «РЖД», проект «Строительство технологического жилья».

Поэтому у нас все под контролем.

Роза Михайлова

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Наверх
X