Сергей Яхнюк

Дело государственное

Дата Окт 1, 18 • Нет комментариев

Сергей Яхнюк: новая схема субсидирования инвестиционных кредитов в агропроме вполне эффективна, и она работает....
Pin It

Главная » Журнал «Управление Бизнесом» №43 » Дело государственное

Сергей Яхнюк: новая схема субсидирования инвестиционных кредитов в агропроме вполне эффективна, и она работает.

Депутат Государственной думы РФ Сергей Яхнюк более десяти лет возглавлял агропромышленный комплекс Ленинградской области. Сегодня он работает в комитете по аграрным вопросам Госдумы и решает вопросы аграриев уже на федеральном уровне. О том, какие задачи стоят перед сельхозпроизводителями и каких изменений требует законодательство, Сергей Яхнюк рассказал в интервью «Управлению бизнесом».

– Как вы себя чувствуете на новой работе? Часто ли посещаете Ленинградскую область?

– Работа любого депутата складывается из заседаний в Москве на сессиях Государственной думы, в рабочих группах, комитетах и деятельности в регионе, который он представляет. Так что я в Ленинградской области бываю регулярно: встречаюсь с избирателями, сотрудничаю с правительством и парламентским корпусом. Кроме того, моя семья живет здесь, это мой дом.

Депутатская работа – это, в первую очередь, большой объем законодательной деятельности. Смотришь уже не на регион, а на страну в целом. Мы готовим новый законопроект, обсуждая его не только с коллегами, но и с каждым регионом, с учеными, аграриями, которых он коснется. Это стратегическая работа на много лет вперед, и нужно учитывать все мнения.

Трактор в полеНедавно провели круглый стол по вопросам мелиорации Нечерноземной зоны. Речь идет не просто о строительстве оросительной системы, актуальной для южных территорий России, но и о Центральной и Северо-Западной России, которые занимаются растениеводством и выращивают зерно. В Нечерноземье сконцентрирована пятая часть сельскохозяйственных угодий страны, здесь живет треть населения России. При этом у Нечерноземной зоны своя специфика – переувлажненность почв, большое количество болот. Если мы используем современные технологии и уберем лишнюю влагу, то существенно увеличим количество посевных площадей и вернем в оборот сельхозземли. Но такая задача требует особого подхода, финансирования и принятия мер на государственном уровне.

Или вот недавно встал вопрос с вагонами для перевозки зерна. Ситуация была критичной, к ее решению подключился Минсельхоз, правительство и другие ведомства. Многие предприятия ориентированы на экспорт, а про внутренний рынок забывают. И таких задач еще очень много…

– Будучи заместителем председателя правительства Ленинградской области, вы обращали внимание на пробелы в действующем законодательстве. Сейчас у вас появилась возможность это исправить. Что, на ваш взгляд, требует изменений в первую очередь?

– Действительно, опыт работы в аграрном секторе позволяет мне видеть, какие изменения необходимы в законодательстве. Мы работаем над законопроектами в сфере животноводства, семеноводства, мелиорации. Остро стоит вопрос страхования в сельском хозяйстве – на эту тему уже провели ряд слушаний.

Недавно был принят законопроект об органическом земледелии. Это важный закон, но он рамочный и требует доработки в части порядка своей реализации, определения нормативов. Развитие органического сельского хозяйства даст людям возможность приобретать экологически чистые и безопасные продукты питания. Кроме того, мы получаем и экономические выгоды: растет конкурентоспособность сельскохозяйственных производителей, особенно средних и мелких, за счет выхода на высокомаржинальные продовольственные рынки, повышается качество сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Вводятся в оборот неиспользуемые сельскохозяйственные земли и укрепляется экспортный потенциал российского агропромышленного комплекса.

На мой взгляд, самый большой вопрос – земельный. Его мы обсуждаем на встречах с представителями и Росреестра, и Минэкономразвития, и, конечно, Минсельхоза.

Здесь необходимы изменения в законодательство, которые потребовали бы более ответственного отношения к земле. Сегодня в России только 25% сельхозземель поставлены на кадастровый учет. А такой учет важен по ряду причин. Во-первых, земли, не поставленные на кадастровый учет, не облагаются налогом. Во-вторых, при проведении контрольно-надзорных мероприятий Россельхознадзором, Росреестром и муниципальными органами власти невозможно определить границы участка, и предмет контроля практически теряется. В-третьих, собственник и арендатор получают возможность использовать землю не по назначению, что приводит к учащающимся случаям недобросовестного использования сельскохозяйственных угодий. После постановки на кадастровый учет всех сельхозземель мы сможем понять, используется каждый участок или нет. Если земля год не используется – ее свойства ухудшаются.

Вопрос разведения крупного рогатого скота требует решения. Необходимо создавать племенные центры по всей России, производить отечественный генетический материал

На встрече с министром экономического развития РФ Максимом Орешкиным я поднимал этот вопрос. Он обсуждался также и на заседании комитета Госдумы по аграрным вопросам с участием заместителя председателя правительства РФ Алексея Гордеева и министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева. Сегодня есть предложение создать рабочую группу, чтобы подготовить взвешенное решение и отработать всю процедуру.

– Сельское хозяйство требует не только немалых усилий в законодательной сфере, но и серьезных финансовых вложений государства…

– Мы работаем над увеличением финансирования, потому что многие изменения требуют финансового подкрепления. Например, в ходе рассмотрения бюджета на 2018 год депутаты увеличили поддержку сельского хозяйства на 20 млрд рублей. Эти средства идут на субсидирование производства молока и проведение весенне-полевых работ.

В ближайшее время регионы получат 5 млрд рублей компенсации в связи с ростом цен на ГСМ. На очередной сессии Госдумы мы поддержали проект распоряжения правительства, поступивший от министерства сельского хозяйства. Это средства из резервного фонда правительства, и они будут распределяться аналогично распределению субсидий на погектарную поддержку субъектов РФ.
Кроме того, Госдума обратилась в правительство с просьбой выделить субсидии производителям сельхозтехники. Постановление, принятое 27 июля, призывает предусмотреть в бюджете 2019–2021 годов по 15 млрд рублей на компенсацию производителям агротехники 15–20% стоимости комбайнов, тракторов и других агрегатов.

КороваВ целом из федерального бюджета агропромышленному комплексу страны на год выделяется поддержки на 242 млрд рублей. Из них на социальное развитие села направляется около 17 млрд рублей. Я считаю, этого недостаточно. Конечно, есть другие статьи, которые требуют обязательного исполнения, например, оплата льготных кредитов, поддержка семеноводства и т. д. Но все же социальная сфера села должна быть приоритетной. От ее развития зависят комфортные условия жизни и работы людей, которые, собственно, и показывают высокие результаты в агропромышленном производстве.

– С прошлого года введена новая система предоставления льготных кредитов. Как вы думаете, она устраивает аграриев, и будут ли какие-то изменения?

– Новая схема субсидирования инвестиционных кредитов вполне эффективна, и она работает. А вот средств у производителей недостаточно, чтобы продолжить реализацию своих проектов или начинать новые. Кроме того, далеко не всем производителям хватает субсидий на инвестиционные кредиты, средств на них явно недостаточно.

– Недавно в перечень субсидируемых отраслей включено грибоводство. Какие отрасли еще ждет поддержка?

– Действительно, много лет грибоводства не было в перечне направлений для льготного кредитования. Сейчас мы сделали огромный шаг вперед и видим, как строятся новые теплицы, а объем импорта существенно сокращается. Но, например, цветоводы не получают поддержку, хотя в Ленинградской области мы ее предусмотрели на уровне регионального бюджета. Думаю, этот вопрос будет обсуждаться. Есть много проектов по выращиванию цветов, надо искать возможность их поддерживать.

Увеличены гранты для начинающих фермеров – с 1,5 млн до 3 млн рублей, и для семейных ферм – до 30 млн рублей. Надо поднять вопрос о софинансировании фермерских проектов. Сейчас, по правилам, для получения гранта со стороны фермера должно быть профинансировано около 40% общей стоимости проекта, но эту долю надо сократить до 20%. Фермерам очень тяжело привлекать средства – приходится брать кредиты под залог, а закладывать, как правило, нечего.

– Один из актуальных вопросов отрасли – развитие отечественного племенного животноводства…

– Да, вопрос разведения крупного рогатого скота и развития производства молока стоит остро и требует решения. Минсельхоз планирует перерабатывать действующий закон о племенном животноводстве. Необходимо создавать племенные центры по всей России. Ленинградская область тоже участвует в этом проекте и занимается созданием селекционно-генетического центра, который в будущем сможет производить отечественный генетический материал. Это поспособствует увеличению поголовья, потому что импорт – это всегда дорого и не всегда качественно.

Агрокомплексу страны в год выделяется поддержки на 242 млрд рублей. Из них на социальное развитие села направляется около 17 млрд – считаю, этого недостаточно

– Последние годы государство работает над импортозамещением в ведущих отраслях экономики, включая, разумеется, и аграрный сектор. Мы производим сельскохозяйственную продукцию, но зачастую исходный материал для нее импортный…

– По России импорт семян картофеля составляет 80%, семян овощей – все 90%. В Ленинградской области ситуация несколько лучше: у нас 30% сортов картофеля отечественной селекции и 70% – зарубежные. Правда, нужно учитывать, что подавляющее большинство зарубежных сортов картофеля уже давно культивируется и производится в Ленобласти.
В регионе планируется создавать селекционно-семеноводческие центры. В рамках государственной программы поддержки таких центров инвестор изначально строит его, вводит в эксплуатацию, а государство потом компенсирует ему 30% от прямых затрат при строительстве. Хотелось бы, чтобы поддержка была изначально с распределением нагрузок на региональный и федеральный бюджеты, желательно 50 на 50, тогда эти проекты реализовывались бы быстрее.

Государство должно помнить, что на бизнес все задачи перекладывать не стоит, иначе бизнесу проще будет купить за границей семена для овощеводства или семя для племенной работы. А при поддержке государства агропроизводители будут уверены в результате и начнут работать над созданием селекционно-генетических центров.

Поле, вид сверхуСогласитесь, в аграрной отрасли нет сверхприбылей, значит, селекция и генетика – дело государственное, другого выхода я не вижу.

– Что касается проверок сельхозпроизводителей: многие жалуются, что их стало слишком много…

– Разработан законопроект, практически отменяющий закон о контрольно-надзорной деятельности. Он внесен в Госдуму, идет его обсуждение. В нем предложено изменить сам подход проверок на риск-ориентированный. То есть, если, к примеру, из Иркутской области идут жалобы на незаконную вырубку лесов, то этот регион должны проверять чаще, чем те, где подобных жалоб нет. Также органы, выполняющие контрольно-надзорную деятельность, будут пользоваться возможностью профилактической работы: прийти на предприятие, проверить и выписать предписание об устранении нарушений, если таковые имеются. Сейчас этого нет – бизнес сразу штрафуют. А надо указать на недочеты и дать время на исправление. Это разумный подход.
Для примера: в прошлом году было запланировано около 342 000 проверок прокуратурой, а реально их оказалось в 4 раза больше – около1,5 млн Обсуждаемый законопроект определяет, что количество реальных проверок не должно превышать число запланированных более чем на 30%.

– Поддерживать надо не только сельхозпроизводителя, но и тех, кто создает сельскохозяйственную технику и оборудование. Как стимулировать отечественное машиностроение для агропрома?

– Здесь есть серьезные подвижки. Взять, например, «Россельмаш», который смог переломить в лучшую сторону ситуацию с востребованностью своей продукции. И иностранные производители тоже стараются строить заводы на территории России. Законодательство позволяет их поддерживать: при уровне локализации в 65% они тоже получают государственную поддержку. Западные компании к этому стремятся, предложений по строительству новых предприятий в России становится все больше.

Стимулировать спрос позволяют субсидии на приобретение сельхозтехники. Хотя и здесь выделяемых средств явно недостаточно: за прошлый год на субсидии было выделено около 12 млрд, а в этом году лишь 8 млрд рублей. Хотя техническое перевооружение – процесс постоянный и требует больших средств.

Так что и здесь объем господдержки надо наращивать, чтобы производители ощущали стабильность и в ближайшие 3–5 лет спокойно занимались обновлением парка техники. Вот когда сельское хозяйство будет доходным бизнесом и производители смогут покупать технику по рыночной цене, тогда можно будет и сокращать объем господдержки на эти цели.

Елена Шулепова

Комментарии закрыты.

Наверх