Юрий Лахтиков

Эволюционный путь

Дата Окт 3, 18 • Нет комментариев

Юрий Лахтиков: слово «рывок» мало подходит для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности – слишком высокая...
Pin It

Главная » Журнал «Управление Бизнесом» №43 » Эволюционный путь

Юрий Лахтиков: слово «рывок» мало подходит для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности – слишком высокая инерционность, слишком технологически сложное и дорогое оборудование используется.

Крупные предприятия целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП), работающие в Северо-Западном федеральном округе, – постоянные участники рейтинга самых прибыльных компаний Северо-Запада, который ежегодно делает Аналитический центр журнала «Управление бизнесом». В интервью нашему изданию президент РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков обозначил основные вопросы развития ЦБП России.

– Несколько лет назад в одном из своих интервью вы говорили о том, что «внутренний рынок России содержит огромный потенциал для развития ЦБП». Не изменилось ли за это время ваше мнение? Как вы оцениваете темпы развития целлюлозно-бумажной промышленности России?

– Нет, мнение не изменилось: потенциал развития ЦБП в России по-прежнему огромен. Реальной представляется возможность удвоения среднедушевого потребления бумажно-картонной продукции, что означает увеличение внутреннего потребления приблизительно на 7 млн тонн бумаги, картона и изделий из них – при этом мы только приблизимся к среднему уровню потребления бумаги и картона в экономически развитых странах. К сожалению, фактические темпы развития ЦБП России пока не позволяют говорить о скорой реализации такого сценария. На протяжении нескольких последних лет рост внутреннего потребления бумажно-картонной продукции ограничивается рядом хорошо известных факторов – низкой покупательской способностью населения из-за уменьшения реальных доходов на фоне роста цен на основные товары и услуги, в том числе и на продукцию ЦБП.

– Как бы вы оценили ситуацию в лесопромышленном комплексе Северо-Запада?

– Одним из главных условий развития предприятий ЦБП является наличие доступной для освоения лесосырьевой базы. В этом отношении Северо-Западный регион является наиболее сложным – как из-за наличия большого числа лесоперерабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий, так и в связи со значительными объемами экспорта лесных товаров в соседнюю Финляндию. Что касается прибыльности целлюлозно-бумажных предприятий, то в лесопромышленном комплексе именно они выпускают продукцию с максимальной добавленной стоимостью, востребованную как на внутреннем, так и на мировых рынках.

Целлюлозно-бумажная промышленностьТакже, насколько мне известно, успешно развивается производство и пользуется спросом продукция деревообрабатывающей промышленности – плиты, фанера, клееный брус, высококачественные пиломатериалы, профилированный погонаж и, конечно, древесные пеллеты. Работают мебельные предприятия во многом благодаря деятельности наших коллег из Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности и государственной программе поддержки мебельных предприятий.

– Какие вопросы в развитии целлюлозно-бумажной промышленности вы считаете наиболее приоритетными в настоящее время?

– Отрасли необходима последовательная, согласованная с бизнесом и обществом государственная политика в области освоения лесных ресурсов и производства лесобумажной продукции, а также понятный и прозрачный правоприменительный механизм. Большие надежды в этом отношении возлагаются на разработанную Министерством промышленности и торговли России совместно с Рослесхозом «Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года», принятия и опубликования которой мы ждем в ближайшее время.

– Каковы первоочередные задачи, стоящие сегодня перед руководителями предприятий ЦБП?

– И сейчас, и всегда перед руководителями предприятий ЦБП стоят вопросы планирования производственной деятельности на среднесрочный и долгосрочный период: какую продукцию, в каких объемах и для каких рынков выпускать. Необходимо решать вопросы модернизации технологического оборудования – для улучшения качества и повышения конкурентоспособности продукции на отечественном рынке в условиях давления со стороны импортных товаров, для снижения негативного влияния на окружающую среду, соблюдения технологических нормативов по сбросам и выбросам загрязняющих веществ. Остро стоят вопросы подготовки и привлечения квалифицированных кадров. И очень остро – вопросы выживания в современных условиях для небольших предприятий.

– Какие меры предпринимает «Бумпром» для повышения эффективности лесопромышленного комплекса России?

– Главное направление деятельности нашей Ассоциации определяется Уставом – это защита интересов российских предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. На площадке РАО «Бумпром» принимаются коллегиальные решения по общим для отрасли вопросам в законодательной сфере, в области внедрения на предприятиях наилучших доступных технологий, экологии, подготовки профессиональных кадров, таможенно-тарифной политики и так далее. С помощью предприятий Ассоциация производит оценку влияния на работу отрасли предлагаемых властью законопроектов, готовит и направляет в профильные федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) соответствующие заключения и рекомендации.

Только внедрение наилучших доступных технологий позволяет российской целлюлозно-бумажной продукции быть конкурентоспособной на мировом и отечественном рынках

Для достижения своих уставных целей Ассоциация участвует в работе Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям при правительстве РФ, экспертных советов при Минпромторге, Минприроды, Минэкономразвития России, является членом комитетов в Совете Федерации, РСПП, ТПП РФ, ряда других организаций. Для определения направлений дальнейшего развития российского лесного комплекса на долгосрочную перспективу, учета глобальных тенденций и гармонизации наших усилий с мировым сообществом мы взаимодействуем с Лесным комитетом ФАО ООН, являемся членом Международного Совета Лесных и Бумажных Ассоциаций (ICFPA), работаем в составе Российской технологической платформы.

– Каковы главные инструменты государственного регулирования отрасли? Насколько они эффективны, на ваш взгляд?

– Государство регулирует деятельность лесного комплекса, как и многих других отраслей российской экономики, с помощью различных законодательных инициатив. Большинство проблем в данной области возникает главным образом из-за отсутствия эффективной обратной связи между разработчиками законопроектов и бизнесом. Очень часто предприятия оказываются перед фактом появления очередного законопроекта и участвуют в его корректуре только на стадии оценки регулирующего воздействия (ОРВ), тогда как необходимо было начинать эту работу совместно с ФОИВ.
Однако в последнее время ситуация меняется к лучшему, и все больше органов государственной власти стремятся получить экспертное заключение на этапе разработки очередного документа. Наиболее тесное и эффективное сотрудничество в этой области у нас налажено с профильным департаментом Минпромторга России.

– Постоянно идет дискуссия о возможных поправках в отраслевое законодательство, прежде всего в Лесной кодекс. На ваш взгляд, нужны ли изменения в первую очередь в лесопользовании?

– Если говорить коротко, то изменения, безусловно, нужны. Но, повторюсь, только тщательно подготовленные, проанализированные и согласованные со всеми участниками лесных отношений – арендаторами, экологами, государством в лице Рослесхоза, надзорных и контролирующих организаций. И еще очень важно понимать, что для бизнеса важнее всего стабильность и прозрачность государственного регулирования.

Целлюлозно-бумажная промышленность – наиболее капитало- и ресурсоемкая подотрасль лесопромышленного комплекса, для правильного прогнозирования и долгосрочного планирования своей деятельности ей необходимы четкие, прозрачные, неизменные правила игры.

– Насколько отраслевой бизнес готов к активному участию в импортозамещении и внедрению на производстве наилучших доступных технологий?

– Хотелось бы сказать о том, что импортозамещение не звонкий лозунг и не взмах волшебной палочки, по которому все вдруг изменится. Многие наши предприятия давно уже самостоятельно занимаются вопросами импортозамещения в рамках своих корпоративных стратегий развития. Это относится к ряду видов потребительской продукции – санитарно-гигиеническим изделиям, высококачественной потребительской упаковке, писче-печатным видам бумаг, канцелярским товарам, обоям, декоративным сортам бумаги и так далее.

Для правильного прогнозирования и долгосрочного планирования своей деятельности ЦБП необходимы четкие, прозрачные, неизменные правила игры

Есть еще ряд видов продукции, которые пока не производятся отечественными предприятиями, например: бумага для сублимационной термопечати, отдельные сорта технических бумаг и картонов. Но и здесь все определяется спросом внутреннего рынка и экономикой предприятий: при небольших объемах потребления в России определенного вида импортной продукции предприятие вряд ли станет заниматься диверсификацией своей продуктовой линейки.

То же самое относится и к внедрению на предприятиях наилучших доступных технологий – этот процесс давно идет на ведущих предприятиях отрасли. Поскольку во всем мире принят курс на ресурсо- и энергосбережение, улучшение экологии и снижение негативного влияния на окружающую среду, а основное технологическое оборудование в российской ЦБП импортного производства, то при каждой его модернизации, установке новых линий, современных узлов автоматики и контроля, схем оптимизации энергопотребления так или иначе внедряются наилучшие доступные технологии для целлюлозно-бумажного производства. Только это позволяет российской целлюлозно-бумажной продукции быть конкурентоспособной на мировых – а после вступления России в ВТО и на отечественном – рынках.

– Есть ли возможность у компаний отрасли совершить качественный рывок в развитии или этот рост происходит – и будет происходить в дальнейшем – эволюционным путем?

– Слово «рывок» вообще мало подходит для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности – слишком высокая инерционность, слишком технологически сложное и дорогое оборудование используется. Представляется возможным только эволюционный путь развития, и это лучший для нас вариант. Правда, не учитывается еще возможность резкого вмешательства государства (как, например, произошло с внезапным повышением ставок арендной платы на древесину для лесопользователей в декабре прошлого года) – тогда, пожалуй, можно будет говорить о рывке, только вниз.
Современные реалии мирового рынка целлюлозно-бумажной продукции, существующая на нем конкуренция, вступление России в зону ВТО и принятие на себя соответствующих обязательств – все это обуславливает соблюдение неких общепринятых правил. Поддержание баланса спроса и предложения, сохранение и возможное постепенное наращивание занимаемых экспортных ниш по отдельным видам продукции, развитие производства и также постепенное замещение импорта отдельных видов продукции – вот наш путь.

Георгий Дмитриев

Похожие сообщения

Комментарии закрыты.

Наверх