Connect with us

Журнал «Управление Бизнесом» №41

Своя интонация

Опубликован

в

Александр Боровский

Александр Боровский: современное искусство должно или вынуждено быть протестным, критичным, что не всегда хорошо – вынужденность не очень подходит к искусству.

Александр Боровский – один из самых ярких современных российских арт-критиков, руководитель одного из самых интересных музейных отделов Петербурга (Отдел новейших течений в Русском музее), автор замечательных, остроумных и точных мемуарных очерков («Разговоры об искусстве»). Мы поговорили с ним про искусство и не только.

 – Как вы оцениваете положение изобразительного искусства в России?

 – Сложный вопрос, потому что нет безнадежных периодов в развитии культуры. Спустя время так или иначе, но выяснится, что кто-то делал в этот период что-то плодотворное. На мой взгляд, сейчас самым сильным поколением в изобразительном искусстве России являются те, кому… 80 лет. Илья Кабаков до сих пор остается самым сильным художником из Russian burn, «рожденных в России».

Александр БоровскийНездоровое положение, конечно, но среднее поколение как-то поникло и прогнулось. Не знаю почему. А такие люди, как недавно умерший Владимир Янкелевский, как, слава богу, здравствующие Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Целков и еще, может быть, двое-трое, «держат планку». Причем только Илья Кабаков занимался продуманной стратегией продвижения на мировую арт-сцену. Остальные действовали интуитивно. Но у них была судьба, была большая жизнь, а все это формирует индивидуальность, без которой в искусстве не обойтись. Все они закрепились на мировой арт-сцене, несмотря на то что часто не совпадали с западным мейнстримом. Мимо них прошел постконцептуализм и многие другие направления. Зато у них было свое, незаемное.

Потом пришло второе поколение, которым сейчас по 65–70 лет. Они ближе к тому, старому, поколению. Вот Гриша Брускин, выдающийся художник, по уму, по структуре жизни он ближе всего к Кабакову, хотя моложе лет на 15. Забавно звучит.

А дальше – пошли нынешние 50-летние, которые вырвались в начале 90-х на наших серьезных выставках. Они заняли, конечно, свое место, но не на вершине айсберга. Хороший такой, средний, музейно-пенсионерский уровень.

На самом деле арт-истеблишмент очень консервативен. Если человек пробился, то куратор помнит его имя – и художник в обойме. Он движется по траектории, понемножку. Этот средний пласт в своем роде вполне хорош, вполне кредитоспособен. Но мы-то привыкли к диким, яростным прорывам. А их нет. И, судя по всему, после кабаковского поколения на обозримом пространстве не будет, хоть головой об стенку бейся. Это нормально. Не каждое же поколение рождает героев…

Господдержки современному российскому искусству не дождаться. Зачем чиновнику критическое искусство? А другим оно быть не может

Здесь существенен вот какой момент: и кураторы, и критики, которые очень важны в художественном процессе, не просто рефлексировали – они были соратниками художников, что не очень правильно – нам надо быть немного со стороны, а кураторы и критики бросались в бой «за своих». Одно время все закрепились на приставке «пост»: постмарксизм, постструктурализм, постфрейдизм. Надо признать, в это боевое время появились очень мощные мыслители, один Борис Гройс чего стоит. И вот тогда-то художники заговорили на языке философов и лингвистов. Это было модно. А сейчас порядком надоело.

Тем более что художники-то – не философы и не лингвисты, толком что-то сказать в этой области они не могут, как бы ни старались. В связи с этим уместно вспомнить шекспировский сонет: «А тело пахнет так, как пахнет тело…», а не как концепт. Вот этого хочется. Но сама ситуация осталась прежней – лингвоцентричной, обращенной к слову, понимаете?

ЧатВ современном мире искусство вынуждено или должно быть левым, протестным. Современное искусство – критично, что не всегда хорошо. Вынужденность не очень подходит к искусству. Помню, Музей Виктории и Альберта в Лондоне сделал выставку «Протестное искусство». Скучная получилась выставка.

Между тем целые институции, в основном в Германии, работают на такой умеренно-левый дискурс антибуржуазной борьбы, и это несколько забавно – все эстетические борцы живут на гранты от капиталистов или капиталистических государств. Есть группы художников, которые лет двадцать пребывают в борьбе с империализмом и получают за это гранты от… гуманного, очеловечившегося империализма. Конечно, в этом есть резон. Может, империализм потому и гуманен, что есть такие группы художников?

В России эта среда выдвинула из себя и реальных протестантов, таких как Петр Павленский, группа «Война».

На самом деле это обычная игра, проказы художников всего современного мира – от акционизма до почти-научности. Я бы не сказал, что это застой. Обычное бытование искусства – как везде. А почему русский художник должен быть лучше, чем художник из Канады или из Бангладеш? Современное искусство транснационально, подчиняется одним закономерностям.

Я когда-то на портале Open Space описал мою прикидку contemporary art (современного искусства) «в разрезе».

Первый и самый маленький слой, речь о тысячах человек, – это художники, которые работают с музеями, с самыми престижными биеннале. У них свои проблемы – они должны как марафонцы бежать от выставки к выставке, от проекта к проекту. Хотя, надо сказать, многие крупные художники давно уже не участвуют ни в каких биеннале, потому что это им не нужно. У них персональные выставки. Недавно, например, была персональная выставка Дэмиена Херста, которая забила все биеннале. Мощный проект. Херста ругали и за коммерцию, и за буржуазность. А он играет и с коммерцией, и с чем угодно. Когда надо – делает авторские гениальные вещи, когда надо – нанимает старательных китайцев, и они делают ему «ювелирку».

Как ни странно, много пишу в фейсбук. Меня устраивает такая форма. Короткая, стремительная. Может быть, буду развивать это в более пространные эссе

За слоем, условно говоря, «биеннальных художников» идет куда более массовый, хотя все же не слишком, слой тоже известных людей, производящих продукт, который продается. (Херсту ведь все равно, где продаются его вещи и продаются ли они вообще.)

А за слоем «производителей» следует слой протестного искусства. На самом деле очень важный. Эстетическое исследование критического отношения к обществу, так скажем. У этих художников есть свое выставочное пространство, которое поощряет их, поддерживает и отторгает «других». Художник вроде Матисса, который радуется жизни и радует нас, тут не нужен. Как можно радоваться женской попе, когда вокруг сплошной харрасмент? Ренуар в свое время говорил: «Женские бедра? Это надо уметь гладить!» Сейчас такое высказывание было бы самым сексистским, феминистки просто распяли бы Ренуара. Другое время, другие люди, другие женщины. Хотя период яркого феминизма, период Джуди Чикаго, тоже уже прошел, она была более умной…

ХудожникиЭтот огромный, по-настоящему массовый пласт художников – причем я не говорю о миллионах дизайнеров, оформителей, выполняющих обычную, нужную работу, я говорю о людях, которые считают себя свободными художниками современного искусства, – востребован критическими институциями. Таких художников очень много, они кочуют с выставки на выставку.

Помню, в Ташкенте на выставке разговорились с двумя чудесными пакистанскими художницами. «Очень, – говорят, – мы протестуем против наших властей». – «Не боитесь?» – «Президент – наш дядя…»

Это не период Ван Гога, когда ты только что с голоду не подыхаешь, но создаешь гениальные произведения. Это период такой гуманной стратификации художественного пространства.

Замечу, что между стратами, сферами – очень большие перегородки, перебраться из одной сферы в другую – трудно. Чтобы это сделать, нужно обладать силой Херста, изобретательностью. Помните его «Овец»? Но он же и руками делает чудесные вещи. Как написал он в одном стихотворении: «Вы думаете, я – Иуда? Я – ключ…» Он действительно к очень многому ключ. Мне так понравилась одна его работа, которая, кстати, многим не нравится: бесконечной красоты моллюски, облепившие тела античных героев. Я написал об этой работе и послал статью ему. Не поняв степени незнания Херстом истории русской живописи, назвал статью «Последний моллюск у заставы» – аллюзия на название классической русской картины «Последний кабак у заставы». Херсту статья понравилась, только в ответном письме он спросил: «Не понимаю, при чем тут застава?»

Гелий КоржевБратья Чапмен, Дэмиен Херст – художники калибра Энди Уорхола, которого все ненавидели, ругали, говорили, что он губит искусство. На самом деле они тянут искусство.

– Эта схема работает и в России? Принципиальных отличий нет?

– Принципиальных – нет. Единственное отличие – наши надежды. Мы ведь всегда хотим «пан или пропал!». Художник, который попадает в стратификацию, порой начинает думать: что-то здесь не так… заговор! И еще одно, о чем Блок писал: «Там жили поэты, – и каждый встречал // Другого надменной улыбкой». У нас такая надменная улыбка постоянно. У одной группировки – одна выставка, у другой – другая. Какие-то бесконечные группировки вокруг учителей и гуру. Все это носит немножко местечковый характер. Очень многое зависит от истеблишмента. А у нас он малочисленный. Пять критиков, пять кураторов – и все. Кроме того, очень мало собирателей. Рынок искусства маленький. Есть хорошие коллекции и 50–100 собирателей. На такую страну – капля в море.

В маленьком городке в Штатах все люди хоть с каким-то приличным доходом выписывают чеки своим музеям, чтобы их поддержать. Это принято, это в практике жизни. У нас этого вообще нет. Мы все еще живем государственной кормушкой. Это, конечно, малоприятно. До неприличия мало людей у нас покупают произведения искусства, особенно современного. Тут есть такой интересный момент: каждый в нашей стране, вступая в рыночные отношения, почему-то думает, что его должны обязательно обмануть. Поэтому взвешенной экспертизы у нас нет. На Западе она есть, и не только потому, что там много художественной критики – ее, кстати, становится меньше, журналы умирают искусствоведческие. Просто там нет ощущения, что кто-то может привести из подвала за ухо немытого человека и назначить его Энди Уорхолом. А у нас такое ощущение есть…

 – Когда и почему был создан Отдел новейших течений в Русском музее?

Эрик Булатов– Создали его в конце 80-х, когда рухнула советская система и оказалось, что союзы художников, академии, заслуженные и народные никому не нужны. Государство перестало давать деньги. Трагические тогда случались вещи. Из какого-нибудь отеля приезжали и покупали по сто картин для копеечных распродаж. Для художников это была настоящая трагедия. Художник ведь не входит в тонкости политической игры, экономики, социальности – он просто рисует. И вот пожалуйста – только что все его любили, давали ему «на хлеб», и вдруг все кончилось. Что делать? К кому идти?

Справедливо ругают соцреализм, клянут «совок», я и сам небольшой всего этого любитель, но ломка конца 80-х – начала 90-х связана с судьбами людей. И это были крупные личности. Например, Гелий Коржев, который крупнее и интереснее ста нонконформистов. У него есть удивительные работы. Последние – страшные. Например, полотно, на котором он дудит в свою трубу, а вокруг – скелеты в буденновках. То есть он понимает, что всю жизнь дудел смерти, черепам. Это трагедия. Это вам не грант получить, это – жизнь прожить.

В Русском музее в те годы и половины не выставлялось того, что было современным искусством. Музей очень контролировался в советские времена. Какие Кабаковы, какие Булатовы? Даже сотрудникам музея не показывали классический русский авангард 1910–20-х годов, хранившийся в запасниках. Я был тогда студентом, устроился в музей подсобным рабочим. И вот как подсобный рабочий мог посмотреть и Филонова, и Малевича, и Шагала.

Самое сильное поколение российских художников – те, кому сейчас… 80. У них была большая жизнь, а это формирует индивидуальность, без которой в искусстве не обойтись

Дирекция музея – и Владимир Гусев, и Евгения Петрова – понимали: надо что-то делать.

Решили открыть Отдел новейших течений. И открыли – на базе отдела, который в музейном обиходе назывался «речи для министров», отдела критики.

Мы ездили по выставочным комитетам, пытались защитить хороших художников от держиморд. Ну и с благословления дирекции стали создавать отдел того искусства, которое можно назвать contemporary art, искусства пост-поп-артовских времен, с сильной долей концепта.

Нам страшно повезло, что появился Петер Людвиг – миллиардер, шоколадный король с искусствоведческим образованием. Светлая ему память. У него была мания дарить коллекции, музеи, разным странам. Он подарил их Венгрии, Китаю. Собрался подарить и России, но так получилось, что Москва тормознула.

Выставка "В поисках современного стиля"

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Мы с ним подружились. Очень трогательный был человек, хотел нам дарить Кубу, Венгрию. А мы ему: «Хорошо. Одна Куба, а вот это – Энди Уорхол». Получилась очень хорошая коллекция. Мы до сих пор называем этот проект Музей Людвига в Русском музее.

Так получилось, что он стал скелетом репрезентации современного искусства, а вокруг нарастало мясо текущих выставок. Идея была такая: не надо ездить куда-то, чтобы видеть современное изобразительное искусство, каждый студент может посмотреть contemporary art здесь. Дэмиен Херст – вот вам Дэмиен Херст, поздний Пикассо – вот вам поздний Пикассо, Джефф Кунц – вот вам Джефф Кунц. Поразительные имена.

Первый период жизни отдела был вообще героический. Какие только выставки мы не делали, причем за копейки. И все шли нам навстречу. Вы хотели Бойса – вот вам Бойс. Изумительная была выставка «Территория искусств». Ее делал Понтюс Хюльтен, крупнейший западный куратор, из любых уголков мира привозил интереснейшие вещи. Тогда мы очень дружили с кругом Тимура Новикова, он дарил нам свои коллекции.

Сейчас надо не сдаваться, стараемся это делать. До начала мая у нас был Шон Скалли, крупнейший абстракционист, авангардист американо-английского, скорее лондонского, происхождения. И тут же была выставка «В поисках современного стиля. Ленинградский опыт. Вторая половина 1950-х – середина 1960-х». Уровень стараемся держать. Но сейчас ведь главное – бюджет, надо все считать. Вывоз – не вывоз, разрешение – не разрешение. Бесконечные проблемы. Но никто и не говорил, что будет легко.

В советские времена музей контролировался. Даже его сотрудникам не показывали классический русский авангард 1910–20-х годов, хранившийся в запасниках

 – Что у вас получилось, а что нет? Или все совпало с планами?

– Многое не получилось. У нас ведь нет пиетета перед современным искусством, как на Западе. Я впервые попал в Нью-Йорк уже сорокалетним. Пришел в музей Modern Art. Увидел, стоя перед музеем, граффити на стене, а рядом – вертолет пришпилен, как насекомое. Чуть не заплакал, потому что понял, что никогда в жизни такого сделать не смогу, будь у меня хоть двести талантливейших дизайнеров, потому что никто не позволит, да и вертолета нет. К тому же и традиция у нас такая: сидеть тихо, не высовываться.

Но то, что нами сделано, уже удивительно. Несколько поколений у нас было, смотрело. Можем гордиться: мы были первыми. Потом уже появился Отдел новейших течений в Москве, в других городах. Кто-то сейчас более активен, чем мы. А мы – скорее, стабильны. Ну не можем же мы все время «задрав штаны, бежать за комсомолом», некая солидность у нас должна быть.

КартинаКогда-то мы делали работу за отсутствующие в стране и городе структуры – за галереи, скажем, которых не было, когда мы появились. Показывали за копейки, без инсталляций работы совсем молодых художников, мальчишек, не круга Тимура Новикова, а их учеников. Мы, повторюсь, работали тогда за другие институции. Потому как должны быть галереи, влиятельные критики, дилеры, адвайзеры. Всего этого не было. У нас и сейчас эта система не очень отработана. Хотя появилось несколько галерей со своей программой. Есть частные музеи, что во времена, когда мы начинали, было бы вообще невероятно. Они могут нравиться, не нравиться. Но пусть будет Музей табака, Музей шоколада, Музей нижнего белья. Фет говорил: «Если немец Шульц будет выпускать газету со срамным названием, я все равно пошлю туда свои стихи. Настоящие стихи все очистят». Чем будет больше музеев и галерей, тем выше вероятность, что там, там или вон там появится что-то настоящее, которое все очистит.

 – Проблемы, связанные с изобразительным искусством в России, специфически наши или они часть проблем общемировых?

 – Проблемы есть творческие, образовательные и институциональные. Наши специфические проблемы, понятное дело, институциональные. В России до сих пор нет той инфраструктуры, которая есть на Западе. Впрочем, есть у нас города, где вроде как инфраструктура бытования искусства почти западная, да только вот искусства нет. Есть связи, институции, выставки, а материал – не очень. Биеннале проводятся, а показать особенно нечего.

Вторая наша беда – очень узкий рыночный сегмент искусства. Одно время цены были высокие, сейчас неразумно упали. Нет нормального ценового баланса. И нет понимания или ощущения, что люди определенного уровня должны покупать искусство. Понятно, почему нет – отсутствует традиция, или она прервана. Кто-то из великих критиков писал: «Революция – антиколлекционна». Революция против собирательства. Она не собирает, она раздает. В советских детективах, помните, жулики всегда антиквары или коллекционеры. Не заведено у нас в сознании: я покупаю картину, а потом дарю ее областному музею, и мои внуки будут приходить и видеть, что это «Дар семьи Сидоровых». Нет у нас этого…

С середины 30-х годов «формализм» был ругательством, но к формализму стоит возвратиться. Посмотреть на форму, на канон с разных точек зрения полезно

Кстати, бум современного искусства начался совсем недавно, после войны. Знаменитый музей Modern Art – единственный тогда в мире музей современного искусства – был создан в 1928 году, но по-настоящему стал разворачивать свою деятельность только перед войной. И уже после войны по всему миру стали создаваться музеи современного искусства. Огромную роль в этом сыграло удобное налогообложение для тех, кто покупает современное искусство, а тем более дарит его музеям или дает в loen, пользование на несколько лет… Всех этих структур у нас почему-то нет.

 – Оглядываясь назад, какие периоды в развитии нашего современного изобразительного искусства вы бы выделили?

 Героический период андеграунда. Приблизительно после речи Хрущева в Манеже в 1962 году, когда многие художники просто ушли с официальной авансцены. Нашли своих покупателей в другой среде, негосударственной. Продавали иностранцам, элите, ученым, актерам. В Москве на это смотрели сквозь пальцы – по-моему, только один человек был за это посажен. В Ленинграде было сложнее. Художественный андеграунд не был в таком цветущем положении, как в столице. У нас были свои группы, особенные, «арефьевцы». К подпольному арт-рынку они не имели никакого отношения, никто у них тогда ничего не покупал. Были «старики и старухи», обломки 20-х. Были вполне бодрые старшие авангардисты: Кондратьев, Стерлигов. Они учили авангарду. Потом многие разъехались. Гениальный Арефьев в Париж уехал и умер там.

ИнсталляцияОдновременно с андеграундом были прекрасные художники и на территории официального искусства. В прямую конфронтацию с властью они не вступали, сидели в своих мастерских. У Кости Симуна получилось поставить великий авангардный памятник – «Разорванное кольцо». Была великолепная матвеевская школа скульпторов. Отличная школа иллюстрации, прекрасная ленинградская графика. Очень сильное было прикладное искусство. Как выяснилось, это был лучший период. И, как ни странно, сложился общий стиль примерно к концу 50-х.

А вот после этого я никаких периодов не вижу. Есть просто отдельные личности. Причем они если уж совсем не вписывались в структуру, то уезжали. Целков уехал, Шемякин. Потом пошла уже массовая эмиграция. Соц-артовцы почти все уехали в Нью-Йорк. И вообще  движение русского соц-арта состоялось, сбылось целиком и полностью в Нью-Йорке. Умерший Леня Соков, Комар и Меламид, слава богу, живые. Саша Косолапов. Все нью-йоркско-московские художники. Из Питера уехал Игорь Захаров-Росс, уже несколько лет он успешный немецкий художник. Соломон Росин живет во Франции.

Потом был странный, но замечательный период 1980–90-х годов. Для меня он маркируется именем Тимура Новикова. Лидера новых ниспровергателей, эпатажника, изобретателя, неоэкспрессиониста. Трагическая судьба у него. Он был, как ни странно, культуртрегер, драйвер. Объединял художников вокруг себя, как когда-то Дягилев, к примеру.

А после этого «штурма унд дранга» – современность. И как всякая современность, она расплывчата. Периодом я ее назвать не могу.

– Вы сказали, что главная проблема изобразительного искусства в России – отсутствие арт-рынка. Что нужно, чтобы он появился?

Инсталляция– Нет, я не говорил, что арт-рынок совсем отсутствует. Худо-бедно современные российские художники свои картины продают. Есть структура галерей. В Петербурге несколько галерей вполне хорошего качества. Кто побогаче, кто победнее, но своих клиентов они нашли. То есть рынок-то есть. Но в такой огромной, богатой стране он должен быть в тысячу раз больше. В провинции должны быть галереи. Как эту проблему решить? Не знаю.

Китайцы смогли что-то сделать в этом смысле. У них порядка десяти художников, которые стоят больше миллиона долларов. Но эти художники сами прошли через крупнейшие галереи мира. Кроме того, в Китае миллионеров много – в Шанхае их больше, чем в Нью-Йорке. И у китайцев принято покупать искусство. Причем свое, верифицированное миром.

У нас особая ситуация – мы все-таки довольно патерналистская страна. Но никакой господдержки современному российскому искусству от современного российского государства не дождаться. Современное искусство по определению не может быть лизоблюдским. И зачем современному российскому чиновнику искусство, которое его же и ругает? Зачем ему критическое искусство? А другим  оно быть не может.

Хотя пытаются создать официозное искусство. В ЛОСХе сейчас замечательные работы выставлены – вожди со знаменами. Но это же всерьез не воспринимается. Это воспринимается как шутка, соц-арт. Хотят создать новое официальное искусство, но это не может получиться. Можно сделать «госзакупку», но все будут смеяться. А зачем этот смех людям, которые будут покупать? Или тем, кто сделал заказ? Правда, современное российское изобразительное искусство сдвигается так, немножко вправо. О традициях сейчас любят поговорить. Хотя в нашей традиции ведь не только Маковский, но и Малевич.

ГалереяКонечно, у нас великая реалистическая традиция. Только у нас художников таких сейчас нет. Потому что в любом искусстве потребен масштаб личности, а в реалистическом он просто необходим. У Коржева он был, у Жилинского был, еще у пяти, наверное, художников. А без масштаба личности реалистическое искусство неинтересно.

– Какие из выставок, проведенных вашим отделом, наиболее удачны, на ваш взгляд, и почему?

– Из последних удачной стала выставка «Русские рассказчики»: мы попытались вернуться к нарративности, к рассказу, сюжету, если угодно, к литературщине, что, разумеется, ненавистно многим художникам, но это тоже есть в живописи. Получилось, по-моему, довольно интересно. Начали мы с нарративов Петрова-Водкина и закончили современными молодыми художниками. Оказывается, многие сейчас в своих картинах хотят рассказывать истории.

Потом была выставка «Структуры». У нее, как и у выставки «В поисках современного стиля…», более формалистический подход. Начиная с середины 30-х годов «формализм» был ругательством, но к формализму стоит возвратиться. Посмотреть на форму, на канон с разных точек зрения полезно.

Только что, как я уже говорил, прошла выставка Шона Скалли. Я даже, чего давно со мной не было, написал о нем статью.

Конечно, лучшая наша выставка – «Территория искусств». Она была одной из первых, положила начало многим выставочным проектам, создала драйв. Мы ею гордимся.

 – Вы руководитель музейного отдела и одновременно искусствовед, критик. Как сочетаются две эти ипостаси?

– У меня никогда не было никаких карьерных амбиций. Видимо, я не очень хороший администратор. Слишком много пишу, это меня гораздо больше привлекает. Тем не менее отдел собрал, существуем. Героический период нашей деятельности прошел. Но он везде прошел. Сейчас все культурные институции затихли и ждут, что будет. Как писал Михаил Нестеров: «Не знаю, как большевики – дадут подышать или утопят, как княжну Тараканову». Мы все-таки европейская страна. Так что дадут подышать, надеюсь. Лет десять назад видел в Музее Гуггенхайма выставку «Россия!» – очередь из посетителей опоясывала здание в несколько колец. Один из прямых способов показать Россию, ее роль, ее реальный престиж – такие вот выставки.

– Ваш отец – замечательный художник Давид Боровский, а сами вы рисовали?

Книга– В детстве да, но в школе понял, что меня больше тянет писать. У меня вообще такая мысль возникает: может, мне чистой литературой надо было заниматься, а не искусствоведением? Знаете, уже тошнит от этого искусствоведения, забитого терминами под завязку. «Терминодержательство» какое-то, а не искусствоведение. Термин как пропуск в хорошую компанию. Да я километрами могу писать терминами – от репрезентации до парадигмы с синтагмой. К сожалению, до сих пор многие думают, что так и надо писать искусствоведческие статьи. И художникам это нравится. Когда они в статье о себе в одном предложении видят пять незнакомых слов, думают, видимо: «Ух, головастый критик!» Но не все. Кто поумнее, ценит индивидуальную интонацию.

– Вы недавно опубликовали очень хорошие воспоминания…

– Захотелось написать. Всегда любил книги о детстве, «Кондуит и Швамбранию», например. И вот начал вспоминать свое детство, а потом покатилось все подряд. Мне приятно было эту книгу писать. Меня вообще тянет сейчас к разным жанрам. Не знаю уж, что успею. «Историю искусств для собак» написал в абсолютно другом жанре, чем классические искусствоведческие и научно-популярные тексты. Такой игровой элемент впустил в искусствоведение: собаки обсуждают картины, замечают на картинах… собак; как, почему и зачем на этих картинах собаки?

 – Да, я ни за что не увидел бы в «Запорожцах, пишущих письмо турецкому султану» серьезного пса с печальными глазами. Собираетесь продолжать свои мемуарные очерки?

– Да. Буду жив – продолжу.

– На обложке ваших очерков Михаил Пиотровский вас похвалил: «Художники и современное искусство выходят у Боровского интереснее, чем они есть на самом деле». Как вы отнеслись к этим словам?

– Стоит спросить, как я отношусь к Михаилу Борисовичу. Я его безумно ценю. У него совсем другая школа, чем у меня, – школа строгих академических знаний. Но он любит современное искусство. Во всяком случае, хочет в нем разбираться, да и разбирается. Мне импонирует его отношение ко мне. И эта похвала меня не коробит. Наверное, так и есть. Иногда чувствую, что пишу скорее о себе, чем о художнике, художника скорее притягиваю за волосы. Ну и что? Не переделывать же. Написалось так написалось.

– Вы учились в Академии художеств. Следите за своей alma mater, как там поставлено обучение?

– Академия – хорошее профессиональное светское заведение, неидеологическое. Другое дело, что сами студенты иной раз удивляют. Меня пригласили туда как-то лекцию прочесть. В Эрмитаже как раз была выставка братьев Чапмен. Спрашиваю: «Кто был на выставке братьев Чапмен, поднимите руки?» Ни одной руки. Студентам неинтересно современное искусство? Может, мне попались такие? Не знаю.

Ректор Семен Михайловский не без оснований считает, что суровый, академический тренинг – наша козырная карта. И на самом деле – нигде так не рисуют, как у нас. И нигде не учат так рисовать, как у нас. Суровость тренинга по сравнению с 50–60-ми годами ослабла, не так хорошо рисуют, как тогда, но рисуют.

У меня такая мысль возникает: может, мне чистой литературой надо было заниматься, а не искусствоведением? Уже тошнит от этого искусствоведения, забитого терминами под завязку

А я бывал в академиях, где вообще не рисуют. Там учат инсталляциям, объектному искусству. А рисовать не учат. Так, как у нас, чтобы были тренинг, школа – этого нет. Более того, на Западе есть такое понятие – deskill, «уйти от мастерства». Современному художнику нужно иной раз разучиться рисовать. Хотя для этого он должен, по-моему, все-таки сначала научиться. У нас в Академии делают ставку на scill.

– И традиционный вопрос: каковы ваши планы?

– Музейное – само все идет. Будет выставка «Анимэ», то есть «оживление». Покажем, как с 20-х годов пытались делать динамическое искусство, внести в изобразительное искусство некое движение, неизбежно связанное с определенной схематизацией. Начинаться экспозиция будет с «Победы над Солнцем» Матюшина, а завершаться какими-то экранными искусствами. Немножко будет в «Анимэ» и анимации.

Собираю книжку своих эссе «Групповой портрет с автором». Хочу продолжать писать маленькие воспоминательные тексты. Как ни странно, довольно много сейчас пишу в фейсбук. Меня устраивает такая форма. Короткая, стремительная. Может быть, потом буду развивать это в более пространные эссе.

К сожалению, много приходится писать некрологов. Уходит поколение старших, крупных художников. Уходит…

Никита Елисеев

Журнал «Управление Бизнесом» №41

Меняющие город

Опубликован

в

Жар-Птица

В Петербурге ежегодно открывается около 20 новых креативных кластеров, коворкингов и галерей. Сможет ли новый закон о поддержке организаторов креативных пространств закрепить тенденцию роста? (далее…)

Продолжить чтение

Журнал «Управление Бизнесом» №41

Лавры подождут

Опубликован

в

Александр Царев

Александр Царев: остановиться в своем развитии – пожалуй, одна из главных опасностей для лидер. (далее…)

Продолжить чтение

Журнал «Управление Бизнесом» №41

Переполох на сонном рынке

Опубликован

в

Строительство

Традиционно устойчивый к внешним факторам, рынок элитного жилья перестал быть «вещью в себе» и ввязался в охватившую застройщиков гонку под названием «успеть до поправок в № 214-ФЗ». (далее…)

Продолжить чтение

СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА

Последние фото

  • КППИ: индекс промышленного производства вырос на 103,3%

    КППИ: индекс промышленного производства вырос на 103,3%
    Больше всего рост, по данным комитета, наблюдается в производстве электрооборудования.
    Индекс промышленного производства (ИПП) по итогам января-мая 2018 года составил 103,3% [...]

  • Кроме НДС в ближайшее время ничего не повысят

    Кроме НДС в ближайшее время ничего не повысят
    Об этом заявил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.
    Рост налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20% Кудрин назвал «умеренным [...]

  • В Петербурге поделились секретами Голландской молочной долины

    В Петербурге поделились секретами Голландской молочной долины
    В работе российско-голландского семинара по молочному животноводству, состоявшегося 14 июня в Санкт-Петербурге, приняли участие представители хозяйств Ленинградской области, комитетов по [...]

  • Группа «Кронштадт» и ПАО «Ил» подписали меморандум о совместной работе в сфере транспортных беспилотных систем

    Группа «Кронштадт» и ПАО «Ил» подписали меморандум о совместной работе в сфере транспортных беспилотных систем
    Основная цель сотрудничества – научно-исследовательские разработки в области транспортных беспилотных авиационных систем (Т-БАС).

    Подписан меморандум о создании совместной рабочей группы ПАО [...]

  • Никита Семенов, вице-президент ГК “Тополь”, рассказал о зарубежных рынках в рамках проекта Best of Business Partners.

    Никита Семенов, вице-президент ГК “Тополь”, рассказал о зарубежных рынках в рамках проекта Best of Business Partners.
    Никита Семенов, вице-президент ГК “Тополь”, рассказал о зарубежных рынках в рамках проекта Best of Business Partners.
    В рамках проекта Best [...]

  • Запрет проверок малого и среднего бизнеса отменен

    Запрет проверок малого и среднего бизнеса отменен
    Соответствующий документ подписал глава МЧС России Евгений Зиничев.
    Приказ, который запрещает проверять противопожарное состояние объектов малого и среднего бизнеса, отменен. Как [...]

  • Половина машин Volvo будет работать на электричестве через семь лет

    Половина машин Volvo будет работать на электричестве через семь лет
    Компания активно вкладывает деньги в исследования и разработку новых технологий.
    Половина автомобилей Volvo станет полностью электрическими через семь лет, а 30% [...]

  • В Леноболасти будут производить быстровозводимые фермы

    В Леноболасти будут производить быстровозводимые фермы
    В Ленинградской области планируется к открытию производство модульных ферм для крестьянских хозяйств.
    Как сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти, проект [...]

  • ВТБ поддержал развитие группы «Тюменьагромаш»

    ВТБ поддержал развитие группы «Тюменьагромаш»
    ВТБ установил группе компаний «Тюменьагромаш» кредитный лимит в размере 800 млн рублей.
    В рамках лимита открыты две кредитные линии по [...]

  • Toshiba продает Sharp компьютерный бизнес

    Toshiba продает Sharp компьютерный бизнес
    Это очередная продажа активов компании, которая в последние годы уже рассталась с несколькими подразделениями.
    Японская корпорация Toshiba подписала соглашение о [...]

  • В преддверии чемпионата мира по футболу Центр контроля качества опубликовал список классифицированных отелей

    В преддверии чемпионата мира по футболу Центр контроля качества опубликовал список классифицированных отелей
    Наличие определенного количества звезд у отеля дает возможность быть требовательными с точки зрения защиты прав потребителей, когда предоставляемые гостиничные услуги [...]

  • У Петропавловской крепости пройдет VII Молодежный карьерный форум

    У Петропавловской крепости пройдет VII Молодежный карьерный форум
    Здесь в формате HR-битв, лекций, деловых и развлекательных игр, мастер-классов студентов и выпускников подготовят к реальной встрече с работодателем.
    Тысячи [...]

  • Топ-5 ошибок предпринимателей при масштабировании бизнеса

    Топ-5 ошибок предпринимателей при масштабировании бизнеса
    Организатор ежегодного Российского бизнес-форума «Атланты» выпустил tool-kit «Ключевые ошибки предпринимателей малых и средних компаний при масштабировании бизнеса».
    Tool-kit составлен на основе [...]

  • Своя интонация

    Своя интонация
    Александр Боровский: современное искусство должно или вынуждено быть протестным, критичным, что не всегда хорошо – вынужденность не очень подходит к [...]

  • Эффективности сотрудников

    Эффективности сотрудников
    Интерес к оценке эффективности деятельности сотрудников предприятий возник около ста лет назад. На сегодняшний день владельцем компаний доступны специальные системы, [...]

  • Меняющие город

    Меняющие город
    В Петербурге ежегодно открывается около 20 новых креативных кластеров, коворкингов и галерей. Сможет ли новый закон о поддержке организаторов креативных [...]

  • Испанские суда на берегах Seafood Expo Russia!

    Испанские суда на берегах Seafood Expo Russia!
    В 2018 году рыбная отрасль России выходит на новый уровень развития, учитывая глобальные изменения в выставочном пространстве, аналитических разработках и [...]

  • Seafood Expo Russia – площадка для обмена опытом и технологиями!

    Seafood Expo Russia – площадка для обмена опытом и технологиями!
    Рыбопереработчики Армении планируют провести ряд встреч по обмену профессиональным опытом и технологическими разработками на Seafood Expo Russia, которая пройдет 13-15 [...]

  • Рыбная отрасль всех стран объединяется на Seafood Expo Russia!

    Рыбная отрасль всех стран объединяется на Seafood Expo Russia!
    В рамках масштабного тура по продвижению Seafood Expo Russia в мире, организаторы Expo Solutions Group посетили Торговое представительство Российской Федерации [...]

  • В тарифы включают "закон Яровой"

    В тарифы включают "закон Яровой"
    Операторы связи в России начали повышать цены на 8-10%.
    «Закон Яровой», по которому операторы связи должны полгода хранить информацию, потребовал расходов, [...]

  • Подведены итоги премии АРХИWOOD-2018

    Подведены итоги премии АРХИWOOD-2018
    18 мая в Центральном доме художника в рамках выставки «АрхМосква» состоялась 9-ая торжественная церемония вручения премий АРХИWOOD.
    В состав жюри в [...]

  • Runko Group: лидеры лесопромышленного комплекса СЗФО увеличивают объемы производства

    Runko Group: лидеры лесопромышленного комплекса СЗФО увеличивают объемы производства
    Компания Runko Group работает на рынке более 20 лет, объединяет предприятия лесозаготовительного и лесоперерабатывающего комплекса. Ее деятельность включает три направления: [...]

  • На племенном аукционе в Энколово зафиксирован самый дорогой лот в истории  торгов

    На племенном аукционе в Энколово зафиксирован самый дорогой лот в истории торгов
    Мероприятие дает возможность покупателям увидеть и сравнить весь племенной молодняк области, а также приобрести животных для племенной работы в своих [...]

  • Лавры подождут

    Лавры подождут
    Александр Царев: остановиться в своем развитии – пожалуй, одна из главных опасностей для лидер.
    Одной из основных тем для обсуждения [...]

  • Переполох на сонном рынке

    Переполох на сонном рынке
    Традиционно устойчивый к внешним факторам, рынок элитного жилья перестал быть «вещью в себе» и ввязался в охватившую застройщиков гонку под [...]

  • Конференция малого бизнеса Ленинградской области «Кооперация и экспорт»

    Конференция малого бизнеса Ленинградской области «Кооперация и экспорт»
    Состоялось пленарное заседание конференции малого бизнеса Ленинградской области «Кооперация и экспорт. Какие возможности есть у малых?» .

    Как сообщили в пресс-службе [...]

  • Что важнее для эффективного бизнеса - образование или везение?

    Что важнее для эффективного бизнеса - образование или везение?
    Нужны ли академические знания, чтобы открыть собственный бизнес? Практика свидетельствует, что предприниматель может стать миллионером, не имея высшего образования. Вчерашние [...]

  • На ПМЭФ дан старт строительству инновационного ИТ-Технопарка в Крыму

    На ПМЭФ дан старт строительству инновационного ИТ-Технопарка в Крыму
    На площадке ПМЭФ 25 мая 2018 года подписали соглашение между Правительством Севастополя и группой компаний «ИТ-ГРАД» о сотрудничестве в сфере [...]

  • На ПМЭФ подписаны соглашения с союзами потребительской кооперации о поставках в Петербург экологически чистой продукции

    На ПМЭФ подписаны соглашения с союзами потребительской кооперации о поставках в Петербург экологически чистой продукции
    Документ закрепляет намерение союзов потребительской кооперации выйти на продовольственный рынок нашего города.
    На Петербургском международном экономическом форуме подписано соглашение о сотрудничестве [...]

  • 15 препятствий на пути к эффективной работе вашей команды

    15 препятствий на пути к эффективной работе вашей команды
    Инфографику предоставила Wrike — Управление Персоналом Проекта

  • Быть в игре

    Быть в игре
    Николай Белоусов: у креативных ярких ресторанных концепций всегда найдутся поклонники, но важно верно распределить усилия.
    Ресторанный бизнес Санкт-Петербурга готовится к высокому летнему сезону. [...]

  • Сбербанк ответил бизнесу

    Сбербанк ответил бизнесу
    В канун Дня российского предпринимателя руководство Северо-Западного банка ПАО Сбербанк встретилось с представителями бизнеса региона, рассказав о новых кредитных инструментах [...]

  • В Петербурге стартовал первый день ПМЭФ -2018

    В Петербурге стартовал первый день ПМЭФ -2018
    Материалы с форума будут опубликованы в журнале «Управление бизнесом» № 42
    Первый рабочий ПМЭФ-2018 стартовал в Петербурге в четверг, 24 мая. [...]

  • Твердые и полутвердые планы

    Твердые и полутвердые планы
    Дмитрий Матвеев: наша миссия – создание культуры производства и потребления сыров в России.
    Базирующаяся в Псковской области группа компаний «Кабош» является [...]

  • У Петербурга и Афин откроются новые возможности для инвестиций, торговли и туризма

    У Петербурга и Афин откроются новые возможности для инвестиций, торговли и туризма
    В рамках ПМЭФ-2018 Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга и Греко-Российская торговая палата подпишут соглашение о сотрудничестве.
    В рамках ПМЭФ-2018, на круглом [...]

  • Время возможностей

    Время возможностей
    Михаил Возиянов: да, это непросто – выстроить модель управления мегаполисом. Но в Петербурге живет много толковых людей, готовых участвовать в [...]

  • Кудрин назначен председателем Счетной палаты

    Кудрин назначен председателем Счетной палаты
    В поддержку его кандидатуры проголосовало большинство депутатов Госдумы.
    264 депутата Госдумы выступили за назначение Алексея Кудрина председателем Счетной палаты. Как сообщает [...]

  • В Петербурге пройдет первый технологический фестиваль My.Tech

    В Петербурге пройдет первый технологический фестиваль My.Tech
    На нем должны встретится яркие представители институтов развития РФ и интеллектуальная элита.
    My.Tech – это множество интерактивных событий, живое общение, лекции, [...]

  • Петербург начинает подготовку к «ТРАНСТЕК-2018»

    Петербург начинает подготовку к «ТРАНСТЕК-2018»
    6-ая Международная Конференция по развитию портов и судоходства и 14-ая выставка «ТРАНСТЕК-2018».
    В Санкт-Петербурге в ЛЕНЭКСПО в период с 9 [...]

  • Ставка на компетенции

    Ставка на компетенции
    Эффективность промышленных предприятий Санкт-Петербурга может существенно увеличиться за счет активной кооперации с российскими и зарубежными компаниями.
    Рост стоимости импортных материалов и [...]

  • HeadHunter: 7% петербуржцев при трудоустройстве проходили проверку на детекторе лжи

    HeadHunter: 7% петербуржцев при трудоустройстве проходили проверку на детекторе лжи
    Служба исследований HeadHunter опросила как соискателей, так и работодателей из Петербурга, чтобы выяснить, существует ли в компаниях практика проверки личных [...]

  • Индекс настроений в промышленности в апреле 2018 года составил 51,9%

    Индекс настроений в промышленности в апреле 2018 года составил 51,9%
    Комитет по промышленной политике и инновациям рассчитал его с учетом статистической информации и данных опроса предприятий.
    Как сообщили в комитете по [...]

  • Атмосферный фронт

    Атмосферный фронт
    Российская экономика выглядит не так уж плохо по сравнению с экономиками многих развитых и развивающихся государств, но это довольно слабое [...]

  • Бизнес Европы встревожен санкционными поправками в России

    Бизнес Европы встревожен санкционными поправками в России
    Предприниматели опасаются, что под удар попадут не только зарубежные, но и российские компании.
    Озабоченность в связи с законопроектом об уголовной ответственности [...]

  • Алексей Бессонов возглавит корпоративный блок Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка

    Алексей Бессонов возглавит корпоративный блок Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка
    Назначение вступит в силу после согласования с ЦБ РФ.
    Алексей Бессонов назначен на должность заместителя директора Северо-Западного регионального центра по работе с корпоративными клиентами [...]

  • Росбанк совместно с РЖД запустил акцию "1000 бесплатных билетов"

    Росбанк совместно с РЖД запустил акцию "1000 бесплатных билетов"
    Каждый месяц до конца 2018 года разыгрывается 125 призов по 10 000 баллов, которые можно обменять на ж/д билеты в [...]

  • Во главе угла

    Во главе угла
    Иван Филиппов: Петербург должен стать цифровой столицей мирового уровня, где реализуется огромный потенциал нового поколения российских специалистов.
    Правительство Санкт-Петербурга пока осторожно, [...]

  • В ОЭЗ «Санкт-Петербург» появится производство активных фармацевтических субстанций стоимостью 800 млн рублей

    В ОЭЗ «Санкт-Петербург» появится производство активных фармацевтических субстанций стоимостью 800 млн рублей
    Экспертный совет Особой экономической зоны «Санкт-Петербург» 14 мая 2018 г. рассмотрел проект потенциального резидента ОЭЗ, а также корректировки бизнес-плана действующего [...]

  • Ушли на снижение

    Ушли на снижение
    В 2017 году СЗФО привлек меньше инвестиционных проектов, чем в кризисные 2015–2016-е. Несмотря на восстановление макроэкономических индикаторов, бизнес выбрал сдержанную [...]

  • CFO 4.0 – основные компетенции, необходимые для цифровой трансформации производства

    CFO 4.0 – основные компетенции, необходимые для цифровой трансформации производства
    Новое исследование, проведенное компанией Siemens Financial Services (SFS), выявляет пять ключевых компетенций, необходимых для нового поколения финансовых директоров (CFO) в [...]

  • Повышения НДФЛ не планируется

    Повышения НДФЛ не планируется
    Об этом заявил и.о. министра финансов Антон Силуанов.
    Увеличение НДФЛ не входит в список предложений, которые планируется рассмотреть на весенней сессии [...]

  • В Петербурге состоялась встреча молодых бизнесменов и топ-менеджеров из разных стран мира

    В Петербурге состоялась встреча молодых бизнесменов и топ-менеджеров из разных стран мира
    Она прошла в рамках открытия «Российского Президентского университета».
    В городе на Неве открылся «Российский Президентский университет», организованный Международной ассоциацией бизнесменов [...]

  • Названы популярные в России машины с "автоматом"

    Названы популярные в России машины с "автоматом"
    Это автомобили Kia, Hyundai и Toyota.
    Аналитическое агентство «Автостат» назвало лидеров продаж в категории машин с автоматической коробкой передач (АКП). По [...]

  • Региональная микрокредитная компания Ленобласти снизила ставки по займам для бизнеса

    Региональная микрокредитная компания Ленобласти снизила ставки по займам для бизнеса
    Воспользоваться поддержкой могут индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также организации поддержки малого и среднего бизнеса Ленинградской области.
    Агентство поддержки малого и [...]

  • Минпромторг России и руководство Санкт-Петербурга решили продлить работу Всероссийской ярмарки товаров легкой промышленности

    Минпромторг России и руководство Санкт-Петербурга решили продлить работу Всероссийской ярмарки товаров легкой промышленности
    Ярмарка, в которой примет участие более 70 крупных и средних производителей из 27 регионов, пройдет с 7 по 17 мая.
    На [...]

  • Совместный проект Google и Сбербанка получил премию EFFIE

    Совместный проект Google и Сбербанка получил премию EFFIE
    Премия EFFIE Awards 2018 в номинации «Услуги и товары для бизнеса» вручена совместному проекту Сбербанка и Google — образовательной программе [...]

  • Instagram запустил встроенные платежи в тестовом режиме

    Instagram запустил встроенные платежи в тестовом режиме
    Функция позволяет оплачивать услуги и товары без перехода на сайт продавца.
    Встроенные платежи в тестовом режиме запустил сервис Instagram. Как сообщает [...]

  • Итоги конференции "Кластеры открывают границы. Евразийский путь"

    Итоги конференции "Кластеры открывают границы. Евразийский путь"
    27 апреля 2018 года завершила свою работу III Санкт-Петербургская международная конференция кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь», участниками которой стали [...]

  • Дизайнерские напольные лампы

    Дизайнерские напольные лампы
    Современные дизайнерские лампы нового поколения возможно приобрести через наш интернет-магазин. Компания предоставляет клиентам возможность подробнее ознакомиться с техническими описаниями и [...]

  • В правительстве утвердили обязательную маркировку новых товаров

    В правительстве утвердили обязательную маркировку новых товаров
    Им присвоят уникальные коды и включат в единый каталог в 2019 году.

    О планах на расширение списка товаров для обязательной маркировки [...]

  • Взгляд на бизнес изнутри: Сбербанк и телеканал Пятница запустили новое шоу

    Взгляд на бизнес изнутри: Сбербанк и телеканал Пятница запустили новое шоу
    С 25 апреля, на телеканале Пятница стартовало новое реалити-шоу — «Теперь Я Босс Своего Дела». Каждую серию двух бизнесменов — [...]

  • В Петербурге зафиксировали рост числа размещенных вакансий

    В Петербурге зафиксировали рост числа размещенных вакансий
    Рынок труда расширился на 26%
    За первый квартал 2018 года в Петербурге на 26% выросло число размещенных работодателями вакансий. На 54% [...]

  • Как сохранить рассудок, работая на трудоголика: 10 советов по восстановлению баланса между личным и рабочим временем

    Как сохранить рассудок, работая на трудоголика: 10 советов по восстановлению баланса между личным и рабочим временем
    Инфографику предоставила Wrike — Управление Высокотехнологичными Программами И Проектами

  • Прокуроры проверят подключение к сетям ТРК «МЕГА Парнас»

    Прокуроры проверят подключение к сетям ТРК «МЕГА Парнас»
    Уже дюжину лет комплекс подключен к сетям по временной схеме
    Генпрокуратура РФ намерена проверить законность подключения к сетям торгово – развлекательного [...]

  • Преимущества проживания в ЖК бизнес-класса «Притяжение»

    Преимущества проживания в ЖК бизнес-класса «Притяжение»
     
    Будущим новоселам, которые предпочитают проживать в условиях с повышенной комфортностью, стоит обратить внимание на элитные квартиры в жилом комплексе «Притяжение». [...]

  • В Петербурге обсудят кластерное взаимодействие в экономике

    В Петербурге обсудят кластерное взаимодействие в экономике
    В международной конференции «Кластеры открывают границы. Евразийский путь» ежегодно принимают участие более 500 человек
    Третья петербургская международная конференция кластеров «Кластеры открывают [...]

  • Коммерческая недвижимость в Барселоне: как заработать?

    Коммерческая недвижимость в Барселоне: как заработать?
    В 2018-м Барселона остаётся одним из самых популярных городов мира. Каждый год мегаполис посещают около 30 миллионов человек, это мощнейшая точка [...]

  • Петербургский автокластер снизил производство на 9%

    Петербургский автокластер снизил производство на 9%
    Хотя с начала года выработка росла
    Автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota, локализованные в Петербурге в марте выпустили 28,9 тыс. машин, что [...]

  • Акционеры «М.Видео» большинством голосов одобрили условия покупки сети «Эльдорадо»

    Акционеры «М.Видео» большинством голосов одобрили условия покупки сети «Эльдорадо»
     
    На внеочередном собрании акционеры «М.Видео» одобрили условия покупки «Эльдорадо». «Решение принято 89,8% голосов всех акционеров, принявших участие в собрании, и [...]

  • Шкаф купе по заказ

    Шкаф купе по заказ
    Компания реализует большой ассортимент высококачественной мебели от известных брендов и компаний производителей. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы приобрести [...]

  • Что нужно для вступления в СРО проектировщиков

    Что нужно для вступления в СРО проектировщиков
    Инженерные и геологические изыскания, строительство и проектирование объектов являются основными направлениями, которые требуют максимального контролирования. От этого зависит безопасность и [...]

  • Заложник революции и реакции

    Заложник революции и реакции
    Исторический опыт «столыпинских реформ» – это драма реформатора, который предложил и попытался осуществить беспрецедентную для России системную программу либеральных преобразований.
    Преобразования, [...]

  • Крупнейшие налогоплательщики Ленинградской области подтвердили прогноз по доходам на 2018 год

    Крупнейшие налогоплательщики Ленинградской области подтвердили прогноз по доходам на 2018 год
    В Доме правительства региона состоялась серия рабочих встреч с участием представителей предприятий, чьи отчисления по налогам формируют основную часть доходов [...]

  • По законам большого ритма

    По законам большого ритма
    Вадим Зайцев: в отличие от других искусств, которые могут позволить себе роскошь работать «на будущее», театр работает только «на сегодня».
    Директор [...]

  • Взыскание долгов

    Взыскание долгов
    Современная юридическая компания профессионально занимается взысканием долгов и предоставляет своим клиентам лучшие услуги в этом сегменте. На официальной странице.http://jurfact-msk.ru/uslugi/vziskaniye-dolgov можно [...]

  • В Петербурге пройдет St. Petersburg Fashion Week

    В Петербурге пройдет St. Petersburg Fashion Week
    В неделе моды примут участие ведущие эксперты fashion-индустрии, которые проведут мастер-классы.
    С 19 по 22 апреля 2018 года в Санкт-Петербурге при [...]

  • Взгляд в будущее

    Взгляд в будущее
    Элеонора Суховий: сегодня у детей стремление следовать своим истинным академическим интересам начинает превалировать над рациональным и зачастую навязанным родителями планированием [...]

  • Bankro.TECH: Сбербанк совместно с Право.ru запустил сервис проблемных активов

    Bankro.TECH: Сбербанк совместно с Право.ru запустил сервис проблемных активов
    Новый сервис от Право.ru и Сбербанка под названием Bankro.TECH соберет на единой платформе все данные о банкротствах.
    Bankro.TECH позволит вести дела [...]

  • Приглашаем на III Санкт-Петербургскую международную конференцию кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь»

    Приглашаем на III Санкт-Петербургскую международную конференцию кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь»
    С 26 по 27 апреля 2018 года состоится III Санкт-Петербургская международная конференция кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь».
    Конференция является крупнейшим [...]

  • "Газпром" и "Нафтогаз" ведут переговоры о новом транзитном контракте

    "Газпром" и "Нафтогаз" ведут переговоры о новом транзитном контракте
    Речь идет об условиях транзита газа в Европу через территорию Украины с 2020 года.
    Между «Газпромом» и «Нафтогазом» идут переговоры о [...]

  • Курс на укрупнение

    Курс на укрупнение
    Петербургский авторынок если не переживает ренессанс, то близок к этому. Впрочем, это не означает, что дилерский бизнес обойдется без потрясений.
    Минувший [...]

  • Кредитный портфель МСБ Промсвязьбанка за год увеличился на 60 млрд рублей

    Кредитный портфель МСБ Промсвязьбанка за год увеличился на 60 млрд рублей
    По данным RAEX (Эксперт РА) топ-20 рэнкинга банков по величине кредитного портфеля МСБ на 01.01.2018 Промсвязьбанк поднялся с 10 места [...]

  • В обвале рубля ЦБ не видит рисков для финансовой стабильности

    В обвале рубля ЦБ не видит рисков для финансовой стабильности
    Глава ведомства Эльвира Набиуллина считает, что рынок и экономика адаптируются к этому.
    Выступая на форуме Московской биржи, глава ЦБ Эльвира Набиуллина [...]

  • ФАС одобрила покупку "Связного" "МегаФоном"

    ФАС одобрила покупку "Связного" "МегаФоном"
    Такая информация появилась в базе решений Федеральной антимонопольной службы.
    Сделка по покупке «МегаФоном» «Связного» одобрена Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Ходатайство подавала [...]

  • Модель жизни

    Модель жизни
    Евгения Богданова: фермерство требует продвижения и идеологической поддержки.
    Андрей и Евгения Богдановы развивают фермерское хозяйство «Родные Ладони» в Волосовском районе Ленинградской области [...]

  • Участники конференции «Промышленная кооперация. Лучшие практики» определили новые экономические реалии

    Участники конференции «Промышленная кооперация. Лучшие практики» определили новые экономические реалии
    Мероприятие, которое посетил вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан, было организовано журналом «Управление бизнесом» издательского дома «Северославянское бюро рекламы»
    В Высшей школе экономики [...]

  • Найти свою нишу

    Найти свою нишу
    Михаил Табунов: любым банкам, независимо от их размера, можно успешно конкурировать.
    Возникает ощущение, что судьбой региональных банков, работающих в условиях жесткой [...]

  • В Ленобласти будут выращивать 1 млн гусей в год

    В Ленобласти будут выращивать 1 млн гусей в год
    Благодаря проекту в Ломоносовском районе появится 300 рабочих мест.
    Как сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти, на выездном совещании в [...]

  • Радоваться рано

    Радоваться рано
    Экономика России понемногу оживает: по официальным прогнозам, рост ВВП в 2018 году может составить 2%. Однако экономисты не разделяют оптимизма [...]

  • Минпромторг решил пометить продукты

    Минпромторг решил пометить продукты
    В правительство направлено письмо с перечнем товаров для обязательной маркировки.
    Продукты питания, бытовая химия, одежда, пиво, духи и другие товары могут [...]

  • На ПМЭФ расскажут о роли государства и бизнеса в экономике будущего

    На ПМЭФ расскажут о роли государства и бизнеса в экономике будущего
    Утверждена деловая программа Санкт-Петербурга на XXII Петербургском международном экономическом форуме.
    На заседании рабочей группы по подготовке мероприятий ПМЭФ под председательством вице-губернатора [...]

  • В персональном сегменте

    В персональном сегменте
    Желание клиентов получать банковские услуги  через интернет и смартфоны вынуждает участников финансового рынка активней инвестировать в IT-инфраструктуру. Вероятно, эта тенденция [...]

  • Сбербанк представил совместную акцию с компанией 1С

    Сбербанк представил совместную акцию с компанией 1С
    Сбербанк совместно с компанией 1С представил новую акцию для корпоративных клиентов. Компании, которые будут сдавать отчетность непосредственно из «1С: Бухгалтерия [...]

  • РАР хочет запретить ИП продавать пиво

    РАР хочет запретить ИП продавать пиво
    Чтобы избежать этого, Росалкогольрегулирование предлагает зарегистрировать юридическое лицо.
    С инициативой запретить ИП продавать пиво выступило Росалкогольрегулирование (РАР). Как сообщают «Известия», это [...]

  • Судостроительные предприятия Санкт-Петербурга осваивают выпуск гражданской продукции

    Судостроительные предприятия Санкт-Петербурга осваивают выпуск гражданской продукции
    В АО «Центр Технологии судостроения и судоремонта» под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергея Мовчана состоялось заседание Совета по конверсии организаций оборонной [...]

  • Бренды Ленобласти получат российский экспортный стандарт «Made in Russia»

    Бренды Ленобласти получат российский экспортный стандарт «Made in Russia»
    Они войдут в объединенный электронный каталог и станут участниками рекламной кампании за рубежом.
    Добровольную сертификацию, которая подтверждает не только безопасность, но [...]

  • Не видит jacarta: что делать

    Не видит jacarta: что делать
    Современные системы токенов используемые для контроля за объемами производимой алкогольной продукции обладают не только достоинствами, но и недостатками. В настоящее [...]

  • Ремонтхолдинг

    Ремонтхолдинг
    Ремонт и отделочные работы в различных типах жилых помещениях проводятся высококвалифицированными специалистами нашей компании. Сегодня РемонтХолдинг является полноценным лидером в [...]

  • Китай снижает НДС для бизнеса

    Китай снижает НДС для бизнеса
    Решение принято на заседании Госсовета КНР.
    С мая НДС для производственных предприятий будет снижен с 17% до 16%, а для предприятий [...]

  • Принят проект закона «О налоговых льготах» для ИТ-компаний

    Принят проект закона «О налоговых льготах» для ИТ-компаний
    Документ подготовлен для поддержки организаций, деятельность которых связана с использованием и внедрением информационных технологий.
    Правительством города одобрен проект закона «О внесении [...]

Наши партнеры

ТРАНСТЕК 2018

Тренды

X