Connect with us

Журнал «Управление Бизнесом» №41

Своя интонация

Опубликован

в

Александр Боровский

Александр Боровский: современное искусство должно или вынуждено быть протестным, критичным, что не всегда хорошо – вынужденность не очень подходит к искусству.

Александр Боровский – один из самых ярких современных российских арт-критиков, руководитель одного из самых интересных музейных отделов Петербурга (Отдел новейших течений в Русском музее), автор замечательных, остроумных и точных мемуарных очерков («Разговоры об искусстве»). Мы поговорили с ним про искусство и не только.

 – Как вы оцениваете положение изобразительного искусства в России?

 – Сложный вопрос, потому что нет безнадежных периодов в развитии культуры. Спустя время так или иначе, но выяснится, что кто-то делал в этот период что-то плодотворное. На мой взгляд, сейчас самым сильным поколением в изобразительном искусстве России являются те, кому… 80 лет. Илья Кабаков до сих пор остается самым сильным художником из Russian burn, «рожденных в России».

Александр БоровскийНездоровое положение, конечно, но среднее поколение как-то поникло и прогнулось. Не знаю почему. А такие люди, как недавно умерший Владимир Янкелевский, как, слава богу, здравствующие Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Целков и еще, может быть, двое-трое, «держат планку». Причем только Илья Кабаков занимался продуманной стратегией продвижения на мировую арт-сцену. Остальные действовали интуитивно. Но у них была судьба, была большая жизнь, а все это формирует индивидуальность, без которой в искусстве не обойтись. Все они закрепились на мировой арт-сцене, несмотря на то что часто не совпадали с западным мейнстримом. Мимо них прошел постконцептуализм и многие другие направления. Зато у них было свое, незаемное.

Потом пришло второе поколение, которым сейчас по 65–70 лет. Они ближе к тому, старому, поколению. Вот Гриша Брускин, выдающийся художник, по уму, по структуре жизни он ближе всего к Кабакову, хотя моложе лет на 15. Забавно звучит.

А дальше – пошли нынешние 50-летние, которые вырвались в начале 90-х на наших серьезных выставках. Они заняли, конечно, свое место, но не на вершине айсберга. Хороший такой, средний, музейно-пенсионерский уровень.

На самом деле арт-истеблишмент очень консервативен. Если человек пробился, то куратор помнит его имя – и художник в обойме. Он движется по траектории, понемножку. Этот средний пласт в своем роде вполне хорош, вполне кредитоспособен. Но мы-то привыкли к диким, яростным прорывам. А их нет. И, судя по всему, после кабаковского поколения на обозримом пространстве не будет, хоть головой об стенку бейся. Это нормально. Не каждое же поколение рождает героев…

Господдержки современному российскому искусству не дождаться. Зачем чиновнику критическое искусство? А другим оно быть не может

Здесь существенен вот какой момент: и кураторы, и критики, которые очень важны в художественном процессе, не просто рефлексировали – они были соратниками художников, что не очень правильно – нам надо быть немного со стороны, а кураторы и критики бросались в бой «за своих». Одно время все закрепились на приставке «пост»: постмарксизм, постструктурализм, постфрейдизм. Надо признать, в это боевое время появились очень мощные мыслители, один Борис Гройс чего стоит. И вот тогда-то художники заговорили на языке философов и лингвистов. Это было модно. А сейчас порядком надоело.

Тем более что художники-то – не философы и не лингвисты, толком что-то сказать в этой области они не могут, как бы ни старались. В связи с этим уместно вспомнить шекспировский сонет: «А тело пахнет так, как пахнет тело…», а не как концепт. Вот этого хочется. Но сама ситуация осталась прежней – лингвоцентричной, обращенной к слову, понимаете?

ЧатВ современном мире искусство вынуждено или должно быть левым, протестным. Современное искусство – критично, что не всегда хорошо. Вынужденность не очень подходит к искусству. Помню, Музей Виктории и Альберта в Лондоне сделал выставку «Протестное искусство». Скучная получилась выставка.

Между тем целые институции, в основном в Германии, работают на такой умеренно-левый дискурс антибуржуазной борьбы, и это несколько забавно – все эстетические борцы живут на гранты от капиталистов или капиталистических государств. Есть группы художников, которые лет двадцать пребывают в борьбе с империализмом и получают за это гранты от… гуманного, очеловечившегося империализма. Конечно, в этом есть резон. Может, империализм потому и гуманен, что есть такие группы художников?

В России эта среда выдвинула из себя и реальных протестантов, таких как Петр Павленский, группа «Война».

На самом деле это обычная игра, проказы художников всего современного мира – от акционизма до почти-научности. Я бы не сказал, что это застой. Обычное бытование искусства – как везде. А почему русский художник должен быть лучше, чем художник из Канады или из Бангладеш? Современное искусство транснационально, подчиняется одним закономерностям.

Я когда-то на портале Open Space описал мою прикидку contemporary art (современного искусства) «в разрезе».

Первый и самый маленький слой, речь о тысячах человек, – это художники, которые работают с музеями, с самыми престижными биеннале. У них свои проблемы – они должны как марафонцы бежать от выставки к выставке, от проекта к проекту. Хотя, надо сказать, многие крупные художники давно уже не участвуют ни в каких биеннале, потому что это им не нужно. У них персональные выставки. Недавно, например, была персональная выставка Дэмиена Херста, которая забила все биеннале. Мощный проект. Херста ругали и за коммерцию, и за буржуазность. А он играет и с коммерцией, и с чем угодно. Когда надо – делает авторские гениальные вещи, когда надо – нанимает старательных китайцев, и они делают ему «ювелирку».

Как ни странно, много пишу в фейсбук. Меня устраивает такая форма. Короткая, стремительная. Может быть, буду развивать это в более пространные эссе

За слоем, условно говоря, «биеннальных художников» идет куда более массовый, хотя все же не слишком, слой тоже известных людей, производящих продукт, который продается. (Херсту ведь все равно, где продаются его вещи и продаются ли они вообще.)

А за слоем «производителей» следует слой протестного искусства. На самом деле очень важный. Эстетическое исследование критического отношения к обществу, так скажем. У этих художников есть свое выставочное пространство, которое поощряет их, поддерживает и отторгает «других». Художник вроде Матисса, который радуется жизни и радует нас, тут не нужен. Как можно радоваться женской попе, когда вокруг сплошной харрасмент? Ренуар в свое время говорил: «Женские бедра? Это надо уметь гладить!» Сейчас такое высказывание было бы самым сексистским, феминистки просто распяли бы Ренуара. Другое время, другие люди, другие женщины. Хотя период яркого феминизма, период Джуди Чикаго, тоже уже прошел, она была более умной…

ХудожникиЭтот огромный, по-настоящему массовый пласт художников – причем я не говорю о миллионах дизайнеров, оформителей, выполняющих обычную, нужную работу, я говорю о людях, которые считают себя свободными художниками современного искусства, – востребован критическими институциями. Таких художников очень много, они кочуют с выставки на выставку.

Помню, в Ташкенте на выставке разговорились с двумя чудесными пакистанскими художницами. «Очень, – говорят, – мы протестуем против наших властей». – «Не боитесь?» – «Президент – наш дядя…»

Это не период Ван Гога, когда ты только что с голоду не подыхаешь, но создаешь гениальные произведения. Это период такой гуманной стратификации художественного пространства.

Замечу, что между стратами, сферами – очень большие перегородки, перебраться из одной сферы в другую – трудно. Чтобы это сделать, нужно обладать силой Херста, изобретательностью. Помните его «Овец»? Но он же и руками делает чудесные вещи. Как написал он в одном стихотворении: «Вы думаете, я – Иуда? Я – ключ…» Он действительно к очень многому ключ. Мне так понравилась одна его работа, которая, кстати, многим не нравится: бесконечной красоты моллюски, облепившие тела античных героев. Я написал об этой работе и послал статью ему. Не поняв степени незнания Херстом истории русской живописи, назвал статью «Последний моллюск у заставы» – аллюзия на название классической русской картины «Последний кабак у заставы». Херсту статья понравилась, только в ответном письме он спросил: «Не понимаю, при чем тут застава?»

Гелий КоржевБратья Чапмен, Дэмиен Херст – художники калибра Энди Уорхола, которого все ненавидели, ругали, говорили, что он губит искусство. На самом деле они тянут искусство.

– Эта схема работает и в России? Принципиальных отличий нет?

– Принципиальных – нет. Единственное отличие – наши надежды. Мы ведь всегда хотим «пан или пропал!». Художник, который попадает в стратификацию, порой начинает думать: что-то здесь не так… заговор! И еще одно, о чем Блок писал: «Там жили поэты, – и каждый встречал // Другого надменной улыбкой». У нас такая надменная улыбка постоянно. У одной группировки – одна выставка, у другой – другая. Какие-то бесконечные группировки вокруг учителей и гуру. Все это носит немножко местечковый характер. Очень многое зависит от истеблишмента. А у нас он малочисленный. Пять критиков, пять кураторов – и все. Кроме того, очень мало собирателей. Рынок искусства маленький. Есть хорошие коллекции и 50–100 собирателей. На такую страну – капля в море.

В маленьком городке в Штатах все люди хоть с каким-то приличным доходом выписывают чеки своим музеям, чтобы их поддержать. Это принято, это в практике жизни. У нас этого вообще нет. Мы все еще живем государственной кормушкой. Это, конечно, малоприятно. До неприличия мало людей у нас покупают произведения искусства, особенно современного. Тут есть такой интересный момент: каждый в нашей стране, вступая в рыночные отношения, почему-то думает, что его должны обязательно обмануть. Поэтому взвешенной экспертизы у нас нет. На Западе она есть, и не только потому, что там много художественной критики – ее, кстати, становится меньше, журналы умирают искусствоведческие. Просто там нет ощущения, что кто-то может привести из подвала за ухо немытого человека и назначить его Энди Уорхолом. А у нас такое ощущение есть…

 – Когда и почему был создан Отдел новейших течений в Русском музее?

Эрик Булатов– Создали его в конце 80-х, когда рухнула советская система и оказалось, что союзы художников, академии, заслуженные и народные никому не нужны. Государство перестало давать деньги. Трагические тогда случались вещи. Из какого-нибудь отеля приезжали и покупали по сто картин для копеечных распродаж. Для художников это была настоящая трагедия. Художник ведь не входит в тонкости политической игры, экономики, социальности – он просто рисует. И вот пожалуйста – только что все его любили, давали ему «на хлеб», и вдруг все кончилось. Что делать? К кому идти?

Справедливо ругают соцреализм, клянут «совок», я и сам небольшой всего этого любитель, но ломка конца 80-х – начала 90-х связана с судьбами людей. И это были крупные личности. Например, Гелий Коржев, который крупнее и интереснее ста нонконформистов. У него есть удивительные работы. Последние – страшные. Например, полотно, на котором он дудит в свою трубу, а вокруг – скелеты в буденновках. То есть он понимает, что всю жизнь дудел смерти, черепам. Это трагедия. Это вам не грант получить, это – жизнь прожить.

В Русском музее в те годы и половины не выставлялось того, что было современным искусством. Музей очень контролировался в советские времена. Какие Кабаковы, какие Булатовы? Даже сотрудникам музея не показывали классический русский авангард 1910–20-х годов, хранившийся в запасниках. Я был тогда студентом, устроился в музей подсобным рабочим. И вот как подсобный рабочий мог посмотреть и Филонова, и Малевича, и Шагала.

Самое сильное поколение российских художников – те, кому сейчас… 80. У них была большая жизнь, а это формирует индивидуальность, без которой в искусстве не обойтись

Дирекция музея – и Владимир Гусев, и Евгения Петрова – понимали: надо что-то делать.

Решили открыть Отдел новейших течений. И открыли – на базе отдела, который в музейном обиходе назывался «речи для министров», отдела критики.

Мы ездили по выставочным комитетам, пытались защитить хороших художников от держиморд. Ну и с благословления дирекции стали создавать отдел того искусства, которое можно назвать contemporary art, искусства пост-поп-артовских времен, с сильной долей концепта.

Нам страшно повезло, что появился Петер Людвиг – миллиардер, шоколадный король с искусствоведческим образованием. Светлая ему память. У него была мания дарить коллекции, музеи, разным странам. Он подарил их Венгрии, Китаю. Собрался подарить и России, но так получилось, что Москва тормознула.

Выставка "В поисках современного стиля"

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Мы с ним подружились. Очень трогательный был человек, хотел нам дарить Кубу, Венгрию. А мы ему: «Хорошо. Одна Куба, а вот это – Энди Уорхол». Получилась очень хорошая коллекция. Мы до сих пор называем этот проект Музей Людвига в Русском музее.

Так получилось, что он стал скелетом репрезентации современного искусства, а вокруг нарастало мясо текущих выставок. Идея была такая: не надо ездить куда-то, чтобы видеть современное изобразительное искусство, каждый студент может посмотреть contemporary art здесь. Дэмиен Херст – вот вам Дэмиен Херст, поздний Пикассо – вот вам поздний Пикассо, Джефф Кунц – вот вам Джефф Кунц. Поразительные имена.

Первый период жизни отдела был вообще героический. Какие только выставки мы не делали, причем за копейки. И все шли нам навстречу. Вы хотели Бойса – вот вам Бойс. Изумительная была выставка «Территория искусств». Ее делал Понтюс Хюльтен, крупнейший западный куратор, из любых уголков мира привозил интереснейшие вещи. Тогда мы очень дружили с кругом Тимура Новикова, он дарил нам свои коллекции.

Сейчас надо не сдаваться, стараемся это делать. До начала мая у нас был Шон Скалли, крупнейший абстракционист, авангардист американо-английского, скорее лондонского, происхождения. И тут же была выставка «В поисках современного стиля. Ленинградский опыт. Вторая половина 1950-х – середина 1960-х». Уровень стараемся держать. Но сейчас ведь главное – бюджет, надо все считать. Вывоз – не вывоз, разрешение – не разрешение. Бесконечные проблемы. Но никто и не говорил, что будет легко.

В советские времена музей контролировался. Даже его сотрудникам не показывали классический русский авангард 1910–20-х годов, хранившийся в запасниках

 – Что у вас получилось, а что нет? Или все совпало с планами?

– Многое не получилось. У нас ведь нет пиетета перед современным искусством, как на Западе. Я впервые попал в Нью-Йорк уже сорокалетним. Пришел в музей Modern Art. Увидел, стоя перед музеем, граффити на стене, а рядом – вертолет пришпилен, как насекомое. Чуть не заплакал, потому что понял, что никогда в жизни такого сделать не смогу, будь у меня хоть двести талантливейших дизайнеров, потому что никто не позволит, да и вертолета нет. К тому же и традиция у нас такая: сидеть тихо, не высовываться.

Но то, что нами сделано, уже удивительно. Несколько поколений у нас было, смотрело. Можем гордиться: мы были первыми. Потом уже появился Отдел новейших течений в Москве, в других городах. Кто-то сейчас более активен, чем мы. А мы – скорее, стабильны. Ну не можем же мы все время «задрав штаны, бежать за комсомолом», некая солидность у нас должна быть.

КартинаКогда-то мы делали работу за отсутствующие в стране и городе структуры – за галереи, скажем, которых не было, когда мы появились. Показывали за копейки, без инсталляций работы совсем молодых художников, мальчишек, не круга Тимура Новикова, а их учеников. Мы, повторюсь, работали тогда за другие институции. Потому как должны быть галереи, влиятельные критики, дилеры, адвайзеры. Всего этого не было. У нас и сейчас эта система не очень отработана. Хотя появилось несколько галерей со своей программой. Есть частные музеи, что во времена, когда мы начинали, было бы вообще невероятно. Они могут нравиться, не нравиться. Но пусть будет Музей табака, Музей шоколада, Музей нижнего белья. Фет говорил: «Если немец Шульц будет выпускать газету со срамным названием, я все равно пошлю туда свои стихи. Настоящие стихи все очистят». Чем будет больше музеев и галерей, тем выше вероятность, что там, там или вон там появится что-то настоящее, которое все очистит.

 – Проблемы, связанные с изобразительным искусством в России, специфически наши или они часть проблем общемировых?

 – Проблемы есть творческие, образовательные и институциональные. Наши специфические проблемы, понятное дело, институциональные. В России до сих пор нет той инфраструктуры, которая есть на Западе. Впрочем, есть у нас города, где вроде как инфраструктура бытования искусства почти западная, да только вот искусства нет. Есть связи, институции, выставки, а материал – не очень. Биеннале проводятся, а показать особенно нечего.

Вторая наша беда – очень узкий рыночный сегмент искусства. Одно время цены были высокие, сейчас неразумно упали. Нет нормального ценового баланса. И нет понимания или ощущения, что люди определенного уровня должны покупать искусство. Понятно, почему нет – отсутствует традиция, или она прервана. Кто-то из великих критиков писал: «Революция – антиколлекционна». Революция против собирательства. Она не собирает, она раздает. В советских детективах, помните, жулики всегда антиквары или коллекционеры. Не заведено у нас в сознании: я покупаю картину, а потом дарю ее областному музею, и мои внуки будут приходить и видеть, что это «Дар семьи Сидоровых». Нет у нас этого…

С середины 30-х годов «формализм» был ругательством, но к формализму стоит возвратиться. Посмотреть на форму, на канон с разных точек зрения полезно

Кстати, бум современного искусства начался совсем недавно, после войны. Знаменитый музей Modern Art – единственный тогда в мире музей современного искусства – был создан в 1928 году, но по-настоящему стал разворачивать свою деятельность только перед войной. И уже после войны по всему миру стали создаваться музеи современного искусства. Огромную роль в этом сыграло удобное налогообложение для тех, кто покупает современное искусство, а тем более дарит его музеям или дает в loen, пользование на несколько лет… Всех этих структур у нас почему-то нет.

 – Оглядываясь назад, какие периоды в развитии нашего современного изобразительного искусства вы бы выделили?

 Героический период андеграунда. Приблизительно после речи Хрущева в Манеже в 1962 году, когда многие художники просто ушли с официальной авансцены. Нашли своих покупателей в другой среде, негосударственной. Продавали иностранцам, элите, ученым, актерам. В Москве на это смотрели сквозь пальцы – по-моему, только один человек был за это посажен. В Ленинграде было сложнее. Художественный андеграунд не был в таком цветущем положении, как в столице. У нас были свои группы, особенные, «арефьевцы». К подпольному арт-рынку они не имели никакого отношения, никто у них тогда ничего не покупал. Были «старики и старухи», обломки 20-х. Были вполне бодрые старшие авангардисты: Кондратьев, Стерлигов. Они учили авангарду. Потом многие разъехались. Гениальный Арефьев в Париж уехал и умер там.

ИнсталляцияОдновременно с андеграундом были прекрасные художники и на территории официального искусства. В прямую конфронтацию с властью они не вступали, сидели в своих мастерских. У Кости Симуна получилось поставить великий авангардный памятник – «Разорванное кольцо». Была великолепная матвеевская школа скульпторов. Отличная школа иллюстрации, прекрасная ленинградская графика. Очень сильное было прикладное искусство. Как выяснилось, это был лучший период. И, как ни странно, сложился общий стиль примерно к концу 50-х.

А вот после этого я никаких периодов не вижу. Есть просто отдельные личности. Причем они если уж совсем не вписывались в структуру, то уезжали. Целков уехал, Шемякин. Потом пошла уже массовая эмиграция. Соц-артовцы почти все уехали в Нью-Йорк. И вообще  движение русского соц-арта состоялось, сбылось целиком и полностью в Нью-Йорке. Умерший Леня Соков, Комар и Меламид, слава богу, живые. Саша Косолапов. Все нью-йоркско-московские художники. Из Питера уехал Игорь Захаров-Росс, уже несколько лет он успешный немецкий художник. Соломон Росин живет во Франции.

Потом был странный, но замечательный период 1980–90-х годов. Для меня он маркируется именем Тимура Новикова. Лидера новых ниспровергателей, эпатажника, изобретателя, неоэкспрессиониста. Трагическая судьба у него. Он был, как ни странно, культуртрегер, драйвер. Объединял художников вокруг себя, как когда-то Дягилев, к примеру.

А после этого «штурма унд дранга» – современность. И как всякая современность, она расплывчата. Периодом я ее назвать не могу.

– Вы сказали, что главная проблема изобразительного искусства в России – отсутствие арт-рынка. Что нужно, чтобы он появился?

Инсталляция– Нет, я не говорил, что арт-рынок совсем отсутствует. Худо-бедно современные российские художники свои картины продают. Есть структура галерей. В Петербурге несколько галерей вполне хорошего качества. Кто побогаче, кто победнее, но своих клиентов они нашли. То есть рынок-то есть. Но в такой огромной, богатой стране он должен быть в тысячу раз больше. В провинции должны быть галереи. Как эту проблему решить? Не знаю.

Китайцы смогли что-то сделать в этом смысле. У них порядка десяти художников, которые стоят больше миллиона долларов. Но эти художники сами прошли через крупнейшие галереи мира. Кроме того, в Китае миллионеров много – в Шанхае их больше, чем в Нью-Йорке. И у китайцев принято покупать искусство. Причем свое, верифицированное миром.

У нас особая ситуация – мы все-таки довольно патерналистская страна. Но никакой господдержки современному российскому искусству от современного российского государства не дождаться. Современное искусство по определению не может быть лизоблюдским. И зачем современному российскому чиновнику искусство, которое его же и ругает? Зачем ему критическое искусство? А другим  оно быть не может.

Хотя пытаются создать официозное искусство. В ЛОСХе сейчас замечательные работы выставлены – вожди со знаменами. Но это же всерьез не воспринимается. Это воспринимается как шутка, соц-арт. Хотят создать новое официальное искусство, но это не может получиться. Можно сделать «госзакупку», но все будут смеяться. А зачем этот смех людям, которые будут покупать? Или тем, кто сделал заказ? Правда, современное российское изобразительное искусство сдвигается так, немножко вправо. О традициях сейчас любят поговорить. Хотя в нашей традиции ведь не только Маковский, но и Малевич.

ГалереяКонечно, у нас великая реалистическая традиция. Только у нас художников таких сейчас нет. Потому что в любом искусстве потребен масштаб личности, а в реалистическом он просто необходим. У Коржева он был, у Жилинского был, еще у пяти, наверное, художников. А без масштаба личности реалистическое искусство неинтересно.

– Какие из выставок, проведенных вашим отделом, наиболее удачны, на ваш взгляд, и почему?

– Из последних удачной стала выставка «Русские рассказчики»: мы попытались вернуться к нарративности, к рассказу, сюжету, если угодно, к литературщине, что, разумеется, ненавистно многим художникам, но это тоже есть в живописи. Получилось, по-моему, довольно интересно. Начали мы с нарративов Петрова-Водкина и закончили современными молодыми художниками. Оказывается, многие сейчас в своих картинах хотят рассказывать истории.

Потом была выставка «Структуры». У нее, как и у выставки «В поисках современного стиля…», более формалистический подход. Начиная с середины 30-х годов «формализм» был ругательством, но к формализму стоит возвратиться. Посмотреть на форму, на канон с разных точек зрения полезно.

Только что, как я уже говорил, прошла выставка Шона Скалли. Я даже, чего давно со мной не было, написал о нем статью.

Конечно, лучшая наша выставка – «Территория искусств». Она была одной из первых, положила начало многим выставочным проектам, создала драйв. Мы ею гордимся.

 – Вы руководитель музейного отдела и одновременно искусствовед, критик. Как сочетаются две эти ипостаси?

– У меня никогда не было никаких карьерных амбиций. Видимо, я не очень хороший администратор. Слишком много пишу, это меня гораздо больше привлекает. Тем не менее отдел собрал, существуем. Героический период нашей деятельности прошел. Но он везде прошел. Сейчас все культурные институции затихли и ждут, что будет. Как писал Михаил Нестеров: «Не знаю, как большевики – дадут подышать или утопят, как княжну Тараканову». Мы все-таки европейская страна. Так что дадут подышать, надеюсь. Лет десять назад видел в Музее Гуггенхайма выставку «Россия!» – очередь из посетителей опоясывала здание в несколько колец. Один из прямых способов показать Россию, ее роль, ее реальный престиж – такие вот выставки.

– Ваш отец – замечательный художник Давид Боровский, а сами вы рисовали?

Книга– В детстве да, но в школе понял, что меня больше тянет писать. У меня вообще такая мысль возникает: может, мне чистой литературой надо было заниматься, а не искусствоведением? Знаете, уже тошнит от этого искусствоведения, забитого терминами под завязку. «Терминодержательство» какое-то, а не искусствоведение. Термин как пропуск в хорошую компанию. Да я километрами могу писать терминами – от репрезентации до парадигмы с синтагмой. К сожалению, до сих пор многие думают, что так и надо писать искусствоведческие статьи. И художникам это нравится. Когда они в статье о себе в одном предложении видят пять незнакомых слов, думают, видимо: «Ух, головастый критик!» Но не все. Кто поумнее, ценит индивидуальную интонацию.

– Вы недавно опубликовали очень хорошие воспоминания…

– Захотелось написать. Всегда любил книги о детстве, «Кондуит и Швамбранию», например. И вот начал вспоминать свое детство, а потом покатилось все подряд. Мне приятно было эту книгу писать. Меня вообще тянет сейчас к разным жанрам. Не знаю уж, что успею. «Историю искусств для собак» написал в абсолютно другом жанре, чем классические искусствоведческие и научно-популярные тексты. Такой игровой элемент впустил в искусствоведение: собаки обсуждают картины, замечают на картинах… собак; как, почему и зачем на этих картинах собаки?

 – Да, я ни за что не увидел бы в «Запорожцах, пишущих письмо турецкому султану» серьезного пса с печальными глазами. Собираетесь продолжать свои мемуарные очерки?

– Да. Буду жив – продолжу.

– На обложке ваших очерков Михаил Пиотровский вас похвалил: «Художники и современное искусство выходят у Боровского интереснее, чем они есть на самом деле». Как вы отнеслись к этим словам?

– Стоит спросить, как я отношусь к Михаилу Борисовичу. Я его безумно ценю. У него совсем другая школа, чем у меня, – школа строгих академических знаний. Но он любит современное искусство. Во всяком случае, хочет в нем разбираться, да и разбирается. Мне импонирует его отношение ко мне. И эта похвала меня не коробит. Наверное, так и есть. Иногда чувствую, что пишу скорее о себе, чем о художнике, художника скорее притягиваю за волосы. Ну и что? Не переделывать же. Написалось так написалось.

– Вы учились в Академии художеств. Следите за своей alma mater, как там поставлено обучение?

– Академия – хорошее профессиональное светское заведение, неидеологическое. Другое дело, что сами студенты иной раз удивляют. Меня пригласили туда как-то лекцию прочесть. В Эрмитаже как раз была выставка братьев Чапмен. Спрашиваю: «Кто был на выставке братьев Чапмен, поднимите руки?» Ни одной руки. Студентам неинтересно современное искусство? Может, мне попались такие? Не знаю.

Ректор Семен Михайловский не без оснований считает, что суровый, академический тренинг – наша козырная карта. И на самом деле – нигде так не рисуют, как у нас. И нигде не учат так рисовать, как у нас. Суровость тренинга по сравнению с 50–60-ми годами ослабла, не так хорошо рисуют, как тогда, но рисуют.

У меня такая мысль возникает: может, мне чистой литературой надо было заниматься, а не искусствоведением? Уже тошнит от этого искусствоведения, забитого терминами под завязку

А я бывал в академиях, где вообще не рисуют. Там учат инсталляциям, объектному искусству. А рисовать не учат. Так, как у нас, чтобы были тренинг, школа – этого нет. Более того, на Западе есть такое понятие – deskill, «уйти от мастерства». Современному художнику нужно иной раз разучиться рисовать. Хотя для этого он должен, по-моему, все-таки сначала научиться. У нас в Академии делают ставку на scill.

– И традиционный вопрос: каковы ваши планы?

– Музейное – само все идет. Будет выставка «Анимэ», то есть «оживление». Покажем, как с 20-х годов пытались делать динамическое искусство, внести в изобразительное искусство некое движение, неизбежно связанное с определенной схематизацией. Начинаться экспозиция будет с «Победы над Солнцем» Матюшина, а завершаться какими-то экранными искусствами. Немножко будет в «Анимэ» и анимации.

Собираю книжку своих эссе «Групповой портрет с автором». Хочу продолжать писать маленькие воспоминательные тексты. Как ни странно, довольно много сейчас пишу в фейсбук. Меня устраивает такая форма. Короткая, стремительная. Может быть, потом буду развивать это в более пространные эссе.

К сожалению, много приходится писать некрологов. Уходит поколение старших, крупных художников. Уходит…

Никита Елисеев

Журнал «Управление Бизнесом» №41

Дело всей семьи

Опубликован

в

Семья

Татьяна и Юрий Фионовы: то, что говорят о фермерстве на государственном уровне, и то, что происходит на земле, – разные вещи.
(далее…)

Продолжить чтение

Журнал «Управление Бизнесом» №41

Меняющие город

Опубликован

в

Жар-Птица

В Петербурге ежегодно открывается около 20 новых креативных кластеров, коворкингов и галерей. Сможет ли новый закон о поддержке организаторов креативных пространств закрепить тенденцию роста? (далее…)

Продолжить чтение

Журнал «Управление Бизнесом» №41

Лавры подождут

Опубликован

в

Александр Царев

Александр Царев: остановиться в своем развитии – пожалуй, одна из главных опасностей для лидер. (далее…)

Продолжить чтение

СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА

Последние фото

  • С какой целью проводятся маркетинговые исследования

    С какой целью проводятся маркетинговые исследования
    Исследования в области маркетинга – это не обычный анализ рынка. Данный сервис помогает найти проблемные участки в данном направлении, а [...]

  • Как повысить объемы продаж продукции с помощью грамотной стратегии

    Как повысить объемы продаж продукции с помощью грамотной стратегии
    Мерчендайзинг представляет собой определенные знания психологии покупателя и их практическое применение для продвижения продукции и увеличения количества продаж.
    Ряд применяемых мер [...]

  • Сшить свадебное платье своими руками: творим волшебство

    Сшить свадебное платье своими руками: творим волшебство
    Невеста в красивом, женственном свадебном платье – главный пазл на церемонии бракосочетания, именно ее образ задает тон всему торжеству и [...]

  • Босс против лидера: бесконечная битва власти и вдохновения

    Босс против лидера: бесконечная битва власти и вдохновения
    Инфографику предоставила Wrike — Онлайн Управление Проектами

  • Портрет мужчины на заказ по фото

    Портрет мужчины на заказ по фото
    Хотите эффектно поздравить мужчину? Вам нужно подготовить
    удивительный и запоминающийся подарок начальнику, мужу или брату, у которых
    уже, казалось бы, есть, есть [...]

  • Гранит габбро-диабаз

    Гранит габбро-диабаз
    Некоторые строительные материалы получили широкое применение в различных сферах из-за своих качеств. Одним из таких материалов является гранит, которым всё [...]

  • Натюрморт с тюльпанами живопись

    Натюрморт с тюльпанами живопись
    Все уже привыкли, что большинство вещей можно очень легко приобрести при помощи интернет-магазина. Многие пользуются таким способом приобретения товаров, давно [...]

  • Лайтбоксы: эффективная городская реклама

    Лайтбоксы: эффективная городская реклама
    Эффективная наружная реклама позволяет предприятию активно
    продвигать свои услуги. Самыми популярными являются зоны активного пешеходного
    и автомобильного трафика.

    Чтобы потенциальный потребитель гарантированно [...]

  • Сертификация ISO 50001 от Проэксперт

    Сертификация ISO 50001 от Проэксперт
    Сертификация ISO 50001 от Проэксперт

    В связи с высоким уровнем расхода энергетических ресурсов государственными, частными предприятиями была разработана стратегия экономии. В [...]

  • Как найти работу или персонал

    Как найти работу или персонал
    С точки зрения создания будущих трудовых отношений люди делятся соискателей и тех, кто принимает решение о найме на работу. И [...]

  • Maristella apartment: возможности инвестирования в гостиничный бизнес

    Maristella apartment: возможности инвестирования в гостиничный бизнес
    Если вы задумываетесь об инвестиции недвижимость, то покупка квартир с целью их сдачи в аренду, то не самое интересное предложение. [...]

  • Печать визиток

    Печать визиток
    Корпоративные, личные, оригинальные и другие разновидности визиток прочно вошли в нашу жизнь. Печать таких карточек осуществляется разными способами.

    Поэтому если требуется, [...]

  • Центр ручных работ

    Центр ручных работ
    Реклама и правильная реализация товара является тем самым инструментом, при помощи которого можно рассказать потребителю о своей продукции и услугах, [...]

  • ВТБ предоставил льготное финансирование ГК «Агат»

    ВТБ предоставил льготное финансирование ГК «Агат»
    Соглашения заключены по действующим льготным программам господдержки.

    ВТБ установил кредитный лимит в размере 500 млн рублей сроком на один год ГК [...]

  • ВТБ вводит надбавку при онлайн-открытии вклада «Максимум»

    ВТБ вводит надбавку при онлайн-открытии вклада «Максимум»
    Воспользоваться предложением можно, открыв депозит до конца января 2019 года.

    ВТБ увеличивает доходность по вкладу «Максимум» при открытии его в мобильном [...]

  • ВТБ профинансирует агрохолдинг «БИО-ТОН» на 2 млрд рублей

    ВТБ профинансирует агрохолдинг «БИО-ТОН» на 2 млрд рублей
    Средства будут использованы для покупки и модернизации оборудования, а также повышения эффективности деятельности.

    ВТБ
    установил кредитный лимит в размере 2
    млрд рублей ГК [...]

  • Олег Смирнов назначен членом правления ВТБ

    Олег Смирнов назначен членом правления ВТБ
    25 декабря 2018 г. Наблюдательный совет ВТБ принял решение избрать Олега Смирнова членом правления банка с даты согласования его кандидатуры [...]

  • ВТБ запускает переводы по номеру телефона клиентам сторонних банков

    ВТБ запускает переводы по номеру телефона клиентам сторонних банков
    ВТБ одним из первых
    присоединился к новым сервисам платежных
    систем Visa
    и MasterCard,
    которые позволяют переводить средства
    с карты на карту по номеру мобильного
    телефона. Услуга [...]

  • ВТБ нарастил портфель привлеченных средств на 500 млрд рублей

    ВТБ нарастил портфель привлеченных средств на 500 млрд рублей
    С начала 2018 года портфель привлеченных средств физлиц ВТБ вырос на 16% и достиг 3,6 трлн рублей.

    Банк обеспечил более [...]

  • ВТБ запустил сервис международных переводов на своем сайте

    ВТБ запустил сервис международных переводов на своем сайте
    Банк ВТБ запустил на своем сайте опцию международных переводов с карты на карту. Проект реализован совместно с провайдером PAYMO.

    Новый [...]

  • ВТБ Лизинг предоставил автомобили премиум-класса московскому каршерингу

    ВТБ Лизинг предоставил автомобили премиум-класса московскому каршерингу
    Автомобили будут доступны с сегодняшнего дня.

    ВТБ Лизинг заключил договор с каршеринговой компанией МАТРЕШCar на поставку 30 внедорожников Land Rover Discovery [...]

  • ВТБ подключился к сервису SWIFT Global Payment Innovation

    ВТБ подключился к сервису SWIFT Global Payment Innovation
    Банк ВТБ завершил подготовительные работы и стал [...]

  • Бухгалтерские услуги

    Бухгалтерские услуги
    Каждое предприятие и индивидуальный предприниматель стоит перед выбором, брать бухгалтера штат или сотрудничать со сторонней организацией, оказывающей услуги. В каждом [...]

  • Правильная организация кухни ресторана - как обустроить и где хранить профессиональную посуду

    Правильная организация кухни ресторана - как обустроить и где хранить профессиональную посуду
    Кухня, несомненно, является сердцем ресторана. Правильная организация пространства и работы позволит открыть новые горизонты в деятельности заведения. Команда поваров – [...]

  • Совершить рывок

    Совершить рывок
    Сеймур Ширалиев: Можно было бы и закрывать глаза на чьи-то небольшие ошибки, но в сельском хозяйстве за них дорого приходится [...]

  • Туманный 5G-оптимизм

    Туманный 5G-оптимизм
     Телекоммуникационный мир входит в эпоху сетей пятого поколения. И хотя процесс идет пока очень осторожно и медленно, громкие дифирамбы этим [...]

  • Расти быстрее рынка

    Расти быстрее рынка
    Дарина Хохлушина: мы продолжим активно наращиватьклиентскую базу и при этом поддерживатьвысокую рентабельность бизнеса в регионе

    В большинстве сфер бизнеса конкуренция все [...]

  • Биржа и так уже IT-компания

    Биржа и так уже IT-компания
    Председатель наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин: о том, во что может трансформироваться биржа, как пассивное инвестирование побеждает активное и [...]

  • Гарантированная поддержка

    Гарантированная поддержка
    Петербургский малый бизнес активно пользуется возможностьюполучить надежное поручительство по кредиту или микрозайм.

    Александра Питкянен, исполнительный директор НО «Фонд содействия кредитованию малого [...]

  • Хлеб со смыслом

    Хлеб со смыслом
    Владимир Калявин: вкусы и потребности покупателей меняются, но мы правильно уловили мегатренд, связанный со здоровьем и сбалансированным питанием.

    Потребление хлеба [...]

  • Вектор развития

    Вектор развития
    Евгений Шапиро: главная задача – организовать финансирование промышленности Санкт-Петербурга на льготных условиях, чтобы в город приходили новые технологии, росла производительность [...]

  • ВТБ внедрил крупнейшую в России «Бизнес-Википедию»

    ВТБ внедрил крупнейшую в России «Бизнес-Википедию»
    Теперь потребуется менее 3 секунд, чтобы найти необходимую информацию. [...]

  • Пена дней

    Пена дней
    Дмитрий Плященко: если бы я хотел заниматься пивом исключительно как бизнесом, то не стал бы вкладываться в пивоварню.

    Одни из популярных [...]

  • ВТБ выдает более четверти всех ипотечных кредитов в России

    ВТБ выдает более четверти всех ипотечных кредитов в России
    ВТБ
    достиг рекордных показателей по новым выдачам [...]

  • ВТБ поддерживает расширение производства сыра в Белгородской области

    ВТБ поддерживает расширение производства сыра в Белгородской области
    Банком открыта кредитная линия в размере 1,08 млрд рублей.

    13 [...]

  • Контроль за онлайн-платежами в России ужесточат

    Контроль за онлайн-платежами в России ужесточат
    За агрегаторами будут следить через банковские организации.

    Регулирование работы в России зарубежных кошельков и платежных систем предусматривает законопроект, внесенный в Госдуму [...]

  • Мобильное приложение ВТБ-Онлайн позволяет начать инвестировать в ценные бумаги

    Мобильное приложение ВТБ-Онлайн позволяет начать инвестировать в ценные бумаги
    Пользователи мобильного приложения ВТБ-Онлайн получили возможность оформить брокерский счет и индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) с телефона или планшета.

    Брокерский счет открывается [...]

  • Заработать на изменениях

    Заработать на изменениях
    Позитивные результаты рейтинга «200 самых прибыльных компаний Северо-Запада» по итогам 2017 года связаны с адаптацией предприятий к новым экономическим условиям.

    В [...]

  • Петербургский нефтяной терминал инвестирует в резервуар для нефтепродуктов до 1 млрд рублей

    Петербургский нефтяной терминал инвестирует в резервуар для нефтепродуктов до 1 млрд рублей
    Новый объект позволит усовершенствовать материально-техническую базу терминала.

    Предприятие АО «Петербургский нефтяной терминал», которое находится в Большом порту Санкт-Петербург, может вложить до [...]

  • Правительство не одобрило проект о страховых взносах самозанятых

    Правительство не одобрило проект о страховых взносах самозанятых
    Это могло бы привести к двойной уплате страховых взносов.

    Проект, согласно которому самозанятые должны платить страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд [...]

  • На 38,6% выросли доходы России от экспорта нефти

    На 38,6% выросли доходы России от экспорта нефти
    Такие данные приводит Федеральная таможенная служба России.
    Экспорт российской нефти в период с января по октябрь 2018 увеличился по сравнению с [...]

  • Траты клиентов ВТБ в Санкт-Петербурге в «черную пятницу» увеличились в полтора раза

    Траты клиентов ВТБ в Санкт-Петербурге в «черную пятницу» увеличились в полтора раза
    Розничный бизнес банка ВТБ проанализировал транзакционную активность своих клиентов в период ежегодных ноябрьских распродаж, сравнив ее с первыми выходными месяца.
    Объем [...]

  • В "Ленэкспо" проходит XVI Форум субъектов малого и среднего предпринимательства

    В "Ленэкспо" проходит XVI Форум субъектов малого и среднего предпринимательства
    С представителями малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга встретился Александр Беглов.

    Временно исполняющий обязанности Губернатора города Александр Беглов принял участие в работе [...]

  • На банки совершается новый вид атак

    На банки совершается новый вид атак
    Об их стратегии рассказали в «Лаборатории Касперского».
    Банки Восточной Европы и в том числе России испытывают на себе новый вид цифровых [...]

  • При поддержке ВТБ состоится международный форум «Арктика: настоящее и будущее»

    При поддержке ВТБ состоится международный форум «Арктика: настоящее и будущее»
    5-7 декабря 2018 года в Санкт-Петербурге в конгрессно-выставочном центре «ЭКСПОФОРУМ» состоится VIII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». Официальным партнером [...]

  • Услуги частного детектива

    Услуги частного детектива
    В жизни людей часто возникают ситуации, когда необходимо получить определенную информацию, защитить свои интересы, разыскать человека, проверить законность сделки…
    Практика показывает, [...]

  • Собственный логистический комплекс открыл "Яндекс.Маркет"

    Собственный логистический комплекс открыл "Яндекс.Маркет"
    До этого интернет-проект только арендовал помещения.
    Собственный логистический комплекс площадью 5 тыс. кв. м появился у «Яндекс.Маркета» в Ростовской области. Как [...]

  • Бензин в России подорожал

    Бензин в России подорожал
    Цена на горючее за четыре дня поднялась до 41,75 рублей.
    В конце ноября в течение четырех дней на 1-2 копейки выросла [...]

  • Группа МТС и Кировский завод объявили о партнерстве в автоматизации производства

    Группа МТС и Кировский завод объявили о партнерстве в автоматизации производства
     ПАО «МТС», крупнейший российский телекоммуникационный оператор и провайдер цифровых услуг, и ПАО «Кировский завод» объявляют о стратегическом партнерстве в области [...]

  • Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года будет скорректирована

    Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года будет скорректирована
    В нее будут внесены новые механизмы по укреплению экономического развития региона, основанные на использовании инновационных технологий и цифровизации.
    Изменения претерпят ряд [...]

  • Ландшафтный дизайн – в массы

    Ландшафтный дизайн – в массы
    Ландшафтная компания «Каскад» уже более 10 лет работает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, реализуя проекты по благоустройству территорий. Генеральный директор [...]

  • Варианты защиты

    Варианты защиты
    Валерий Пустарнаков: информационная безопасность – область, в которой недооценка угроз может привести к плачевным результатам.
    Вопросам обеспечения информационной безопасности (ИБ) уделяется [...]

  • ВТБ получил премию Финансового университета в номинации «Банк для малого и среднего бизнеса»

    ВТБ получил премию Финансового университета в номинации «Банк для малого и среднего бизнеса»
    ВТБ стал лауреатом премии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в области качества жизни в номинации «Банк для малого и среднего бизнеса».
    Награждение [...]

  • Моше Кантор

    Моше Кантор
    Вячеслав Владимирович Кантор является известным предпринимателем, а также филантропом, осуществляющим общественную деятельность.
    Моше Кантор занимает видное место на мировой арене, занимаясь [...]

  • Кредитный портфель ВТБ в сегменте малого и среднего бизнеса превысил 1 трлн рублей

    Кредитный портфель ВТБ в сегменте малого и среднего бизнеса превысил 1 трлн рублей
    Наибольшие доли в отраслевой структуре портфеля занимают предприятия торговли (28%), пищевой промышленности и сельского хозяйства (16%) и жилищного и коммерческого [...]

  • Минпромторг поддержит промышленность в случае новых санкций

    Минпромторг поддержит промышленность в случае новых санкций
    Глава ведомства заявил, что им могут предоставить льготные займы.

    Министерство промышленности и торговли РФ может поддержать промышленные предприятия льготными займами, если [...]

  • В Ленобласти наградили победителей "Золотых рук" и WorldSkills

    В Ленобласти наградили победителей "Золотых рук" и WorldSkills
    Премии получили лучшие образовательные организации и молодые профессионалы своего дела.
    В Ленобласти состоялось награждение в ходе ежегодного праздника для студентов и [...]

  • Через несколько дней в Петербурге откроется XI Петербургский международный инновационный форум

    Через несколько дней в Петербурге откроется XI Петербургский международный инновационный форум
    В нем примут участие более 3000 человек и свыше 300 организаций.

    С 28 по 30 ноября 2018 года XI Петербургский международный [...]

  • ВТБ Лизинг признан «Лизинговой компанией года»

    ВТБ Лизинг признан «Лизинговой компанией года»
    ВТБ Лизинг стал лауреатом международной премии LEADER LEASING AWARDS и занял первое место в номинации «Лизинговая компания года». Церемония награждения [...]

  • Беглов подписал новую редакцию документа о промышленном развитии Петербурга

    Беглов подписал новую редакцию документа о промышленном развитии Петербурга
    Программа определяет вектор промышленного развития Северной столицы до 2023 года.
    Дополнительные возможности для роста петербургской промышленности отражены в новой редакции [...]

  • Алгебра гармонии

    Алгебра гармонии
    Евгений Казарцев: нас интересует ритмика, в которую слово одевается, мы стараемся моделировать ритмические структуры, которые не только сопровождают речь, но [...]

  • В компаниях идет конкуренция: бухгалтерия vs. блокчейн

    В компаниях идет конкуренция: бухгалтерия vs. блокчейн
    В преддверии Дня бухгалтера аналитики HeadHunter по Северо-Западу проанализировали спрос и предложение на рынке труда в сфере бухгалтерии и управленческого [...]

  • Инфляция в России будет больше 3,4%

    Инфляция в России будет больше 3,4%
    О вероятном превышении прогноза сообщает Минэкономики.
    Глава Минэкономики Максим Орешкин сообщил, что в России инфляция превысит 3,4%, которые ранее были даны [...]

  • ВТБ удвоил выдачи кредитных продуктов через контакт-центр

    ВТБ удвоил выдачи кредитных продуктов через контакт-центр
    Общий объем продаж кредитных продуктов ВТБ через контакт-центр за девять месяцев 2018 г. составил 443,9 млрд рублей, что в 2,4 [...]

  • Данкверт: Весной 2019 года может произойти обвал цен на молоко

    Данкверт: Весной 2019 года может произойти обвал цен на молоко
    Глава Россельхознадзора предупредил о последствиях отсутствия электронной регистрации у молочных компаний.
    В случае, если молочная продукция не будет зарегистрирована в электронной [...]

  • В Петербурге обсудили роль государства и бизнеса в реализации инвестиционной политики

    В Петербурге обсудили роль государства и бизнеса в реализации инвестиционной политики
    III Ежегодный инвестиционный форум зарекомендовал себя как крупнейшее региональное мероприятие
    Во второй день Ежегодного инвестиционного форума Петербурга, 13 ноября, участники отраслевых [...]

  • Сделано в России: как сыр из Жуковки стал сенсацией

    Сделано в России: как сыр из Жуковки стал сенсацией
    Эксперты и журналисты по достоинству оценили французский сыр премиум-качества, сделанный в Брянской области
    Очередной пресс-тур Национальной премии в области импортозамещения «Приоритет» [...]

  • На 100+ Forum Russia обсудят новые стандарты благоустройства современных мегаполисов

    На 100+ Forum Russia обсудят новые стандарты благоустройства современных мегаполисов
    Новые стратегии пространственного развития городов станут одной из главных тем 100+ Forum Russia
    Стандарты комфортной городской среды, благоустройство общественных пространств и [...]

  • Закон о самозанятых принят Госдумой

    Закон о самозанятых принят Госдумой
    Эксперимент по налогу на профессиональный доход пройдет в столице, двух регионах и республике.
    В Госдуме принят в третьем чтении пакет законов [...]

  • ВТБ запускает рефинансирование кредитов на рынке новостроек

    ВТБ запускает рефинансирование кредитов на рынке новостроек
    С 14 ноября ВТБ расширяет условия программы рефинансирования. Теперь предложение распространяется на ипотечные кредиты, выданные на приобретение недвижимости в новостройках. [...]

  • Инвестиционный форум в Санкт-Петербурге обозначил главные направления развития региона

    Инвестиционный форум в Санкт-Петербурге обозначил главные направления развития региона
    12 ноября 2018 года на площадке исторического парка «Россия — моя история» начал работу III Ежегодный инвестиционный форум, организатором которого [...]

  • Россия не присоединилась к плану Франции по регулированию интернета

    Россия не присоединилась к плану Франции по регулированию интернета
    Документ поддержали более полусотни стран и несколько сот организаций.На Форуме по управлению интернетом в Париже президент Франции Эмманюэль Макрон презентовал [...]

  • В Планетарии №1 наградили инвесторов почетным знаком «Инвестор года»

    В Планетарии №1 наградили инвесторов почетным знаком «Инвестор года»
    12 ноября в Планетарии №1 состоялась торжественная церемония вручения награды Правительства Санкт-Петербурга — почетного знака «Инвестор года».
    Председатель Комитета по инвестициям [...]

  • ВТБ установил документарный лимит компании «ВолгоПромСтрой»

    ВТБ установил документарный лимит компании «ВолгоПромСтрой»
    ВТБ установил ООО «ВолгоПромСтрой» документарный лимит в размере 700 млн рублей сроком на один год для обеспечения непрерывной контрактной деятельности [...]

  • Соглашение о содействии трансграничной интернет-торговле подписали страны АСЕАН

    Соглашение о содействии трансграничной интернет-торговле подписали страны АСЕАН
    Документ позволит превратить интернет-коммерцию региона в один из важных факторов экономического роста.
    Входящие в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) страны подписали [...]

  • В Москве пройдет конференция «Модель покупательского поведения 2020. Кто завтра придет в ТЦ?»

    В Москве пройдет конференция «Модель покупательского поведения 2020. Кто завтра придет в ТЦ?»
    23 ноября 2018 года в Москве пройдет конференция «Модель покупательского поведения 2020. Технологии наступают. Кто завтра придет в ТЦ?». Организаторы [...]

  • Норма беспошлинного ввоза товаров уменьшится до 500 евро

    Норма беспошлинного ввоза товаров уменьшится до 500 евро
    Правило начнет действовать с 1 января 2019 года.
    Порог беспошлинного ввоза наземными видами транспорта товаров для личных целей на территорию стран [...]

  • Влияние Agile-методологий на отделы маркетинга

    Влияние Agile-методологий на отделы маркетинга
    Инфографику предоставила Wrike — Система Управления Проектами Производства

  • Прогнозы роста ВВП России остались прежними

    Прогнозы роста ВВП России остались прежними
    Еврокомиссия не стала пересматривать экономические показатели страны.
    Европейская комиссия считает, что по итогам нынешнего года экономика России прибавит 1,7% после повышения [...]

  • Правительство Санкт-Петербурга и РВК будут развивать высокотехнологичные проекты

    Правительство Санкт-Петербурга и РВК будут развивать высокотехнологичные проекты
    Соответствующее соглашение подписали на конференции Баркемп «Национальная технологическая революция 20.35» вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан и генеральный директор РВК Александр Повалко.
    Целью [...]

  • Объем финансирования ВТБ Факторинг в СЗФО увеличился на 70%

    Объем финансирования ВТБ Факторинг в СЗФО увеличился на 70%
    За девять месяцев 2018 года ВТБ Факторинг в Северо-Западном федеральном округе профинансировал 209 тысячи поставок на сумму 50 млрд рублей, [...]

  • Как зарегистрировать домен org

    Как зарегистрировать домен org
    Каждому, кто хочет воспользоваться всеми преимуществами, что даёт доступ к глобальной сети Интернет, хочет зарегистрировать своё доменное имя. Доменное имя [...]

  • Почему стоит выбирать веб-студии, а не фрилансеров?

    Почему стоит выбирать веб-студии, а не фрилансеров?
    С каждым днем рынок становится все агрессивнее. Нередко среди исполнителей встречаются недобросовестные люди, сотрудничество с которыми приносит только разочарования. Когда [...]

  • В середине ноября состоится деловой визит представителей Республики Казахстан в Санкт-Петербург

    В середине ноября состоится деловой визит представителей Республики Казахстан в Санкт-Петербург
    В состав делегации казахстанских компаний войдут представители таких сфер, как производство продуктов питания, строительных материалов, электротехнического оборудования, химической продукции, фармацевтических [...]

  • ВТБ приобретает «Запсибкомбанк»

    ВТБ приобретает «Запсибкомбанк»
    ВТБ достиг договоренности с акционерами «Запсибкомбанка» о приобретении более 70% акций одного из ведущих банков Уральского федерального округа. Соответствующий меморандум [...]

  • Работа в Раменском: лучшие вакансии

    Работа в Раменском: лучшие вакансии
    На сегодняшний день всё чаще во время поиска работы соискатели обращаются не к печатным изданиям или объявлениям, расклеенным по городу, [...]

  • Как найти работу в Находке

    Как найти работу в Находке
    Некоторые источники утверждают, что найти работу очень просто. На самом деле поиски хорошей работы— это сложный и продолжительный этап, требующий [...]

  • Работа в Уссурийске

    Работа в Уссурийске
    Каждый соискатель, который хочет найти себе достойное место работы в Уссурийске, проходит тот этап, когда он покупает огромное количество печатных [...]

  • Где получить кредит наличными

    Где получить кредит наличными
    Несмотря на то, что микрофинансовые компании составляют достойную конкуренцию банковскому сектору, основное количество кредитов оформляется именно в крупных финансовых учреждениях. [...]

  • Производители касс просят клиентов оплатить перенастройку под новый НДС

    Производители касс просят клиентов оплатить перенастройку под новый НДС
    Ставка налога печатается на чеке, поэтому с ее изменением ПО оборудования требует обновления.
    Клиенты производителей касс получили уведомления от производителей о [...]

  • Спикерами III Ежегодного инвестиционного форума станут 140 представителей бизнеса и власти

    Спикерами III Ежегодного инвестиционного форума станут 140 представителей бизнеса и власти
    Представляем спикеров III Ежегодного инвестиционного форума в Санкт-Петербурге, который пройдет 12-13 ноября на площадке музейно-выставочного центра «Россия – моя история».
    Деловая [...]

  • Бейдж из пластика

    Бейдж из пластика
    Бейдж является носителем информации, причём указывает не только на принадлежность к организации, но и позволяет получить данные об имени и [...]

  • Скупка самоваров

    Скупка самоваров
    С достаточно большой периодичностью кто-нибудь у себя на антресоли или в кладовой находит какую-либо старую вещь, которую руки так и [...]

  • Трудоустройство в Балашове

    Трудоустройство в Балашове
    Несмотря на экономический кризис, трудоустроиться в Балашове вполне реально. Главное, найти подходящий ресурс, где предлагается огромный выбор вакансий.
    Средняя зарплата в [...]

  • Промсвязьбанк первым на рынке совершил сделку с МФО по тендерному кредитованию через специальные счета 44-ФЗ

    Промсвязьбанк первым на рынке совершил сделку с МФО по тендерному кредитованию через специальные счета 44-ФЗ
    Благодаря новому процессу взаимодействия заёмные средства от МКК на участие в тендере будут перечисляться сразу на специальный счёт закупок, а [...]

  • В сети начал работать онлайн-сервис "Яндекс.Услуги"

    В сети начал работать онлайн-сервис "Яндекс.Услуги"
    Российский поисковик предпринял вторую попытку создать службу по поиску специалистов.
    «Яндекс» запустил сервис по поиску работников «Яндекс.Услуги». Как сообщает пресс-служба компании, [...]

  • Бизнес с kangoo jumps

    Бизнес с kangoo jumps
    Каждый, кто желает заработать неплохие деньги, мечтает открыть собственный бизнес. Только своё собственное дело позволяет заработать деньги своим умом, вкладывая [...]

  • ВТБ Капитал Управление Инвестициями внедряет систему мониторинга и анализа торгов на фондовом рынке

    ВТБ Капитал Управление Инвестициями внедряет систему мониторинга и анализа торгов на фондовом рынке
    ВТБ Капитал Управление Инвестициями внедряет в работу систему Check4Trick, предназначенную для совершенствования мониторинга и анализа торгов на фондовом рынке. С [...]

  • В Ленобласти "Филипп Моррис Интернэшнл" начнет производить инновационную продукцию

    В Ленобласти "Филипп Моррис Интернэшнл" начнет производить инновационную продукцию
    Старт производства продукции с пониженным риском состоялся на фабрике «Филипп Моррис Ижора». Инновационную бездымную продукцию начнет производить в Ленобласти компания [...]

  • ВТБ Пенсионный фонд увеличил объем накоплений на треть

    ВТБ Пенсионный фонд увеличил объем накоплений на треть
    За девять месяцев 2018 года объем накоплений по обязательному пенсионному страхованию, находящихся под управлением ВТБ Пенсионный фонд, увеличился на треть [...]

Наши партнеры

Нева 2019

Тренды