Автомобили на Невском

Курс на укрупнение

Дата Апр 11, 18 • Нет комментариев

Петербургский авторынок если не переживает ренессанс, то близок к этому. Впрочем, это не означает, что дилерский бизнес...
Pin It

Главная » Журнал «Управление Бизнесом» № 40 » Курс на укрупнение

Петербургский авторынок если не переживает ренессанс, то близок к этому. Впрочем, это не означает, что дилерский бизнес обойдется без потрясений.

Минувший год завершился для петербургского рынка ожидаемым подъемом после затяжного падения. По данным агентства «Auto-Dealer-СПб», в 2017 году в городе продано 138 318 новых автомобилей, что на 16% больше, чем в 2016-м. Таким образом, впервые за 5 лет авторынок города вырос по итогам всего года. Предыдущий рост был в 2012 году, когда в городе продали более 212 000 новых автомобилей.

– Стимулами для роста стали низкая база, выход на рынок новых моделей и новые версии бестселлеров. Здесь речь идет о новых Hyundai Solaris и KIA Rio, а также о Hyundai Creta, LADA Vesta, LADA X-Ray, Renault Kaptur. Результат года составил около 66% от объема продаж 2012 года и 63% от показателя 2008-го, ставшего рекордным для петербургского авторынка. По сравнению с этими показателями рынок, конечно, не восстановился, – говорит генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.

Автомобили

В первый посткризисный 2015 год, когда рынок просел на 35%, дилеры еще продолжали работать по старым лекалам. Но за последующие годы смогли перестроиться

Интересно, что показатели в целом по России несколько ниже, чем в Петербурге. Очевидно, сказывается влияние регионов, где продажи восстанавливаются медленно. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2017 году авторынок России вырос на 11,9% – до 1 595 737 автомобилей, или на 169 946 машин по сравнению с 2016 годом. При этом, как отмечают аналитики агентства «АВТОСТАТ», на 15% выросла выручка автодилеров, достигнув примерно 2 трлн рублей.

– Помимо самого увеличения продаж автомобилей здесь сказывается и влияние роста цен. Так, в 2017 году цены на новые машины, согласно нашим данным, в среднем выросли на 5%, – уточняют в агентстве.

Подспорьем авторынку стало снижение банковской ставки по автокредитам. Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) приводит данные, что в Петербурге доля кредитных автомобилей возросла с 43,5% в 2016 году до 48,4% в 2017-м. А учитывая, что ключевая ставка медленно, но снижается, льготное кредитование станет стимулом роста и в нынешнем году.

– Покупка автомобилей в кредит может достигнуть 65–70% в общем объеме, – говорит владелец ГК «Терра-Авто» Владислав Рыдаев.

Еще один фактор, подтолкнувший рынок к росту в прошедшем году, – отложенный спрос, сработавший в условиях отсутствия прогнозируемых экономических потрясений.

Новые реалии

К 2018 году условия игры на авторынке радикально поменялись. В первый посткризисный год, 2015-й, когда рынок просел на 35%, дилеры еще продолжали работать по старым лекалам. Но за последующие годы смогли перестроиться, а кто не сумел – ушел с рынка.

Оказалось, все последние годы перед кризисом инвестиции в автоцентры были слишком высоки, и сейчас их здания стоят многократно дешевле, чем в них было вложено, маржа в российском автобизнесе – в разы больше, чем у европейских коллег, а покупатели ведь могут и не менять машину раз в 2–3 года.

После этого дилеры почти не заявляли новых планов на строительство автоцентров, а также сделали акцент на развитии продаж автомобилей с пробегом. Некоторые компании выделили его как отдельное направление – например, ГК «Рольф», ГК «Терра-Авто». Впрочем, пока особого роста здесь не наблюдается. По данным АВТОСТАТа, в Петербурге объем вторичного рынка показал небольшой рост – плюс 0,9%, до 191 300 машин.

Именно на трейд-ин и сервис многие компании делали основную ставку в уходящем году, но качественно нового подхода к этим направлениям не демонстрировал почти никто. Поэтому серьезные игроки явно будут искать новые технологии и методики развития этих сегментов рынка.

– Было бы самообманом считать последние годы кризисом, – рассуждает Владислав Рыдаев. – Мы вышли на новый баланс спроса и предложения. Автодилеры вошли в классическую модель развитых экономик: доходность на автомобилях с пробегом, развитый сервис и низкая доходность продаж новых автомобилей.

Заметно активизировались и импортеры. Одни наращивали сети, другие, наоборот, сокращали. По данным АВТОСТАТа, на середину января 2018 года в России насчитывалось 3490 официальных дилерских центров – почти столько же, что и год назад (в январе 2017-го – 3501). Однако этот год еще можно считать благополучным для игроков: по данным Ассоциации российских автомобильных дилеров, четыре года назад дилерская сеть в России составляла 4500 центров. Это значит, что с рынка во время кризиса ушли или сократили свой бизнес 20% игроков.

Но и внутри самих дилерских сетей произошли заметные перераспределения: за год расторгнуто 485 дилерских контрактов и заключено 474 новых, говорят аналитики АВТОСТАТа. Из тех брендов, дилерские сети которых уменьшились, называются УАЗ (-33 дилера), Lifan (-27) и Renault (-20). Больше десятка дилеров потеряли Mitsubishi, LADA и GM-AVTOVAZ. А вот среди тех, кто за год расширил дилерскую сеть, можно выделить FAW (+13) и Hyundai (+10). Также продолжает наращивать дилерскую сеть Ravon (+47), который пришел на смену ушедшему с российского рынка Daewoo. Отметим и появление в России новых дилерских сетей. Так, собственную сеть по продаже и обслуживанию легковых автомобилей открыли Derways/Hower (67 дилеров), Foton (36), Genesis (35) и Isuzu (14), приводят данные специалисты АВТОСТАТа.

Авотмобили

Автодилеры вошли в классическую модель развитых экономик: доходность на автомобилях с пробегом, развитый сервис и низкая доходность продаж новых автомобилей
Фото: autocentrexpo.ru

В целом активную экспансию на рынок продемонстрировали недорогие марки массового сегмента. Они и будут задавать тон продажам 2018 года. Интересно, что некоторые импортеры снизили требования к стандартам дилерских центров, что позволило объединять марки под одной крышей или работать не в «дворцах», а в более скромных автосалонах. Это несколько упрощает, с одной стороны, укрупнение франшизы, а с другой – позволяет дилерам нарастить доходность и сократить затраты.

 Дилеры, объединяйтесь!

Основной тенденцией на автомобильном рынке в 2018 году станет продолжающийся процесс укрупнения и объединения автодилеров. Сейчас 20 ведущих автохолдингов контролируют 80% продаж на первичном автомобильном рынке города. Еще 1–2 года назад этот показатель был около 70–75%.

Крупные игроки активно выкупают активы у менее удачливых коллег по рынку, тем самым усиливая свои позиции, увеличивая долю рынка и диверсифицируя портфель. Например, автохолдинг «Максимум» купил дилерское предприятие KIA у испытывающего финансовые трудности «Автоцентра Аврора». Планирует сделку по выкупу еще одного актива «Автоцентра Аврора» компания «Форсаж». «Автопродикс» взял под контроль дилерский центр KIA компании «Монком Авто». «Авангард» выкупил направление Hyundai у ГК «Феникс». Закрывается дилер Hyundai и Renault «Авторальф» и на его активы – комплекс автоцентров на Таллинском шоссе – идет поиск покупателя.

Игроки не только покупают, но и берут в аренду автоцентры обанкротившихся дилеров. В частности, это центры, где ранее работала ГК «Лаура» на Софийской улице и Выборгском шоссе. Процедура банкротства может затянуться, а удачно расположенные салоны не должны простаивать, поясняют дилеры.

В городе появились новые игроки из других регионов и даже федерального уровня. Например, казахский холдинг «БИПЭК-Азия Авто», выкупивший дилерские центры LADA у холдинга «ОАК РРТ». Вошел на петербургский рынок и крупный воронежский дилер «Мотор Лэнд», выкупив банкротящегося дилера «Открытая дорога». Кстати, как замечают эксперты, сейчас легче купить проблемный актив с франшизой, чем участвовать в конкурсе от импортера на строительство нового центра. Это строительство может обойтись в сотни миллионов рублей и вряд ли окупится даже за 10–15 лет при маржинальности автобизнеса на сегодняшний день в 1–2%. Тем более что волна банкротств не закончилась, в зоне риска – закредитованные компании и отдельные автоцентры.

Так что продолжится еще и распродажа имущества автодилеров. Так, в прошлом году ГК «Терра-Авто» продала «Перекрестку» автоцентр LADA на Парнасе, став арендатором на части своих бывших площадей. ГК «Евросиб» продала «Сезону» бывший центр Ford на Пулковском шоссе. «Магнит» взял в аренду бывший центр Hyundai на Планерной улице, что позволило бывшему дилеру марки «ИСТ Маркет Моторс» избежать банкротства.

Кабина автомобиля

Крупные игроки выкупают активы у менее удачливых коллег по рынку, тем самым усиливая свои позиции, увеличивая долю рынка и диверсифицируя портфель

– Удивило, что рост рынка не дал роста доходности, что привело ко второй тенденции – росту банкротств в отрасли, – говорит автоэксперт Евгений Пекарский. По его словам, новые сделки для крупных и устойчивых игроков – отличная возможность как улучшить марочный портфель, так и расширить свое долевое и географическое присутствие.

– Большинство компаний на рынке работают на кредитных деньгах, и вряд ли все они смогут избавиться от кредитной нагрузки так быстро. А поскольку выгодно продать имеющиеся активы на автомобильном рынке сейчас крайне сложно, к процессу объединения дилеров будут подталкивать и банки, которым проблемные активы не нужны. Поэтому я уверен, что в 2018 году мы увидим несколько крупных сделок, по итогам которых на рынке появятся новые серьезные игроки, работающие на собственных деньгах, – говорит директор по маркетингу и рекламе ОАК-РРТ Сергей Новосельский.

– Конкуренция между брендами и маркетинговые бюджеты производителей будут расти. Не все дилерские предприятия смогут поддержать предложенный партнерами-автопроизводителями темп роста продаж, так как он неразрывно связан с потребностью в оборотном капитале. Мой прогноз – удельная доходность дилерского предприятия при продаже одного автомобиля незначительно снизится в следующем году. При этом дилерские компании, имеющие стабильное финансово-экономическое положение, смогут нарастить свои объемы продаж даже в случае небольшого падения авторынка в целом и, как следствие, увеличить свою доходность, – заключает глава холдинга «Аларм Моторс» Роман Слуцкий.

Факторы роста

В целом по России эксперты говорят о нескольких вариантах развития авторынка.

– Мы представляем прогноз в трех сценариях, каждый из которых имеет привязку к цене на нефть, являющейся одним из определяющих факторов развития российской экономики, от которой зависит и авторынок, – поясняют в агентстве «АВТОСТАТ». По оптимистическому сценарию – при среднегодовой цене нефти в 75 долларов за баррель – автомобильный рынок в этом году может вырасти на 20% и достичь 1,75 млн машин, что уже соответствует уровню 2010 года. При развитии ситуации по пессимистическому сценарию – при цене на нефть 55 долларов за баррель – объем рынка новых легковых автомобилей может сохраниться примерно на уровне 2016 года – 1,45 млн машин, что будет свидетельствовать о его стабилизации.

– Но наиболее вероятным мы считаем средний сценарий – при цене на нефть в 65 долларов за баррель, согласно которому продажи автомобилей в 2018 году могут вырасти не более чем на 10%, до уровня 1,6 млн единиц, – резюмируют аналитики.

Петербургские игроки делают схожие прогнозы. Правда, они отталкиваются от таких факторов, как отложенный спрос, уровень государственной поддержки и реальные доходы населения.

Владислав Рыдаев прогнозирует в 2018 году рост местного рынка на 10%.

– Полагаю, это оптимистичный, но достижимый результат, – говорит он. По его словам, тенденция продолжится и в 2019 году, дальше прогнозировать ситуацию непросто.

– Но мы надеемся на постепенный рост рынка и восстановление до предшествовавшего падения уровню за 5–7 лет, – добавляет Владислав Рыдаев.

– Думаю, 2018 год продолжит демонстрировать положительную динамику и прирастет еще на 10–11% по отношению к 2017-му. Наиболее крупные дилерские сети продолжат борьбу за повышение доходности и поиск новых путей заработка, – уверен Сергей Новосельский.

Управляющий директор ГК «Дакар» Денис Иванов согласен с тем, что рынок может вырасти на 10% к 2017 году.

– В моем понимании, отложенный спрос сработает в этом году, и эта тенденция продолжится в 2019-м, – говорит он.

Директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов полагает, что рынок может вырасти на 10–12%, и это самый оптимистичный прогноз, который дали опрошенные дилеры.

– Почему так? Многое зависит от цен на нефть и политической обстановки. Январь был неплохой для продаж, а вообще выводы можно сделать по итогам первого квартала, – говорит он. По его словам, премиум-сегмент в прошлом году был очень тяжелый, потому что еще не наступило время замены машин. В этом сегменте должна быть небольшая волна оживления ближе к концу года.

– Прошлый год был неплохой, потому что сыграл отложенный спрос, люди начали менять машины. В нынешнем году это продолжится, но не такими высокими темпами, – рассуждает Игорь Седов.

– Марки премиального сегмента могут немного нагнать отставание в росте прошлого года. В первую очередь за счет эффекта повторных покупок людей, которые купили автомобили на низких ценах 2014–2015 годов. Хотя в среднесрочной перспективе мне плохо представляется база для роста продаж этого сегмента, – говорит Владислав Рыдаев.

Евгений Пекарский настроен более скептично.

– В отношении 2018 года проявляю сдержанный оптимизм и предполагаю рост в рамках 5–7%, в основном за счет автомобилей среднего и бюджетного ценового диапазонов. Рынок не восстановился, и, к сожалению, говорить об устойчивом его восстановлении мы будем, скорее всего, в 2020 году, – поясняет он.

Конечно, от показателей пятилетней давности рынок далек и подойдет к ним не ранее чем в 2020-м, говорят многие эксперты. Но их прогноз на 2018 год звучит весьма оптимистично и даже совпадает с позицией Министерства промышленности и торговли России, которую глава ведомства Денис Мантуров озвучил еще в декабре.

– Основные меры, которые будут сохраняться на следующий год, – это тот объем государственной поддержки, который сейчас уже определен в бюджете, его будет достаточно для сохранения спроса и показателей по производству в прибавке к этому году примерно на 10%, – сказал он.

Господдержка составит 24 млрд рублей, в резервном фонде правительства зарезервировано еще 9,5 млрд рублей. При этом в 2017 году сумма поддержки составила более 60 млрд рублей. Из выделенных средств часть пойдет на субсидирование ставки, а также на программы «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и другие. Программы господдержки стимулируют продажи именно в массовом сегменте, который в 2017 году добавил в целом по России 13,6% и продолжит расти и сейчас.

Еще один фактор, который будет работать второй год подряд, – отложенный спрос. Как говорят аналитики АВТОСТАТа, цикл смены автомобиля за время кризиса увеличился. Сейчас автовладельцам пришла пора менять машины 2011–2013 годов, а для российского авторынка это были «тучные» годы, когда ежегодно продавалось не менее 2,5 млн новых автомобилей.

Интересно, впрочем, что такой фактор роста рынка, как увеличение реальных доходов покупателей, дилеры в принципе не учитывают. Чаще они говорят, что у клиентов больше денег не стало.

– Да, экономика страны стабилизировалась, а в отдельных отраслях появились признаки роста. Но реальные доходы населения не растут, что не может не сказываться на авторынке, – отмечают в АВТОСТАТе. Кроме того, ожидается повышение стоимости машин в среднем еще на 5–7%. По данным Росстата, только в декабре 2017 года рост цен уже составил 0,6–1,2%.

– Но в целом дилеры ждут, как будет разворачиваться ситуация. Если январь прошел достаточно успешно, то февраль несколько настораживает. Пока льготное кредитование для новых автомобилей не выделено, клиенты замерли и раздумывают: покупать машину сейчас или подождать? В любом случае покупатели адаптируются и к новым ценам на машины, и к новым ставкам по кредитам. Вопрос в том, как эта ситуация отразится на дилерах. Но хуже 2017 года рынок в 2018-м вряд ли себя покажет, – констатирует исполнительный директор автоцентра «Петровский» Эдуард Маркман.

Елена Шулепова

Похожие сообщения

Комментарии закрыты.

Наверх