Платы

Ждем большего, чем рост

Дата Дек 26, 17 • Нет комментариев

Уходящий год можно зачесть в плюс экономике Северной столицы и одной из ее фундаментальных основ – промышленности. Однако прогнозы экспертов на 2018 год не лишены опасений. В...
Pin It

Главная » Важное, Журнал «Управление Бизнесом» № 39 » Ждем большего, чем рост

Уходящий год можно зачесть в плюс экономике Северной столицы и одной из ее фундаментальных основ – промышленности. Однако прогнозы экспертов на 2018 год не лишены опасений.

В Петербурге 2017 год заканчивается позитивно – на волне промышленного роста. Однако если в свете посткризисного восстановления любые положительные значения воспринимались на ура, то теперь от экономики города требуется стать российским флагманом и улучшить ситуацию в сфере внедрения инноваций.

Уходящий год явно можно зачесть в плюс экономике Северной столицы и одной из ее традиционных фундаментальных основ – промышленности. Как сообщает Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга (КППИ), по итогам января – октября 2017 года индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 104,3% (в среднем по России – 101,6%).

В машиностроительном комплексе наиболее высокие темпы роста достигнуты в производстве автотранспортных средств (ИПП – 117,3%), что связано с существенным увеличением выпуска легковых автомобилей (на 23,9%). По виду деятельности «Производство машин и оборудования» (ИПП – 103,0%) существенно возросли объемы производства подъемно-транспортного оборудования, машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства. В производстве пищевых продуктов (ИПП – 101,8%) увеличился выпуск переработанной и консервированной рыбы (на 29,0%), сухих каш (на 16,8%), колбасных изделий (на 3,7%), хлебобулочных изделий длительного хранения, пониженной влажности, полуфабрикатов (на 3,0%), хлебобулочных изделий недлительного хранения (на 1,7%).

Промышленность Петербурга по-прежнему играет ключевую роль при формировании доходной части бюджета всех уровней: ее доля постепенно увеличивается и на текущий момент составляет 48,8% (для сравнения: в 2016 году на промышленность приходилось 45%). За первое полугодие 2017 года численность занятых в промышленности увеличилась на 0,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2016-го и составила 347 200 человек. Более миллиона горожан вовлечено в деятельность, так или иначе связанную с промышленностью.

Индекс настроений в промышленности, рассчитанный КППИ с учетом статистической информации и данных опроса предприятий, в октябре 2017 года составил 51,8% (в сентябре – 51,7%). Большинство предприятий (90%) оценивают свою общую экономическую ситуацию позитивно. При этом улучшение экономической ситуации в организации по сравнению с предыдущим месяцем отметили 7% руководителей. В октябре 2017 года 66% предприятий, принявших участие в опросе, сохранили объемы выпуска товаров на уровне предыдущего месяца, свыше 20% – увеличили объемы производства. В следующие три месяца 24% предприятий планируют увеличить выпуск товаров, 69% – сохранят объемы производства на прежнем уровне. В то же время 20% руководителей отметили недостаточный уровень спроса на продукцию в октябре текущего года.

Оптимизм уходящего года сменяется осторожными прогнозами экспертов на год следующий. Поводы для опасений имеются. Темп экономического роста в России, по оценке Минэкономразвития РФ, замедлился в октябре 2017 года до 1% в годовом сопоставлении. Об этом говорится в подготовленном министерством мониторинге «Картина экономики». Ранее МЭР оценивало сентябрьский рост ВВП на уровне 2,4% (в годовом выражении). Понятно, что Петербург обгоняет среднероссийские показатели, но все же глобальные тенденции неминуемо сказываются и на экономике северного мегаполиса. Тем более что показатели нынешнего года пока тоже далеки от идеала.

Промышленный рост в Петербурге – это, скорее, намечающаяся тенденция к подъему, поэтому об экономическом подъеме можно говорить весьма условно, считает руководитель департамента менеджмента СПб НИУ ВШЭ Александр Кайсаров. По его словам, если посмотреть на обороты, то они действительно растут. Но не стоит забывать, что растут они в действующих ценах. То есть инфляция, несмотря на ее существенное замедление, фактически «съедает» весь рост. В то же время физические объемы произведенной продукции ниже прошлого года. Инвестиции в основной капитал (а это своего рода опережающий показатель, говорящий о перспективах и надежности роста) – ниже показателей прошлого года.

– Традиционно для последних лет в Петербурге в целом неплохо будут себя чувствовать предприятия, встроенные в технологические цепочки создания машин и оборудования для энергетического сектора и транспортного машиностроения, а также пищевая промышленность. Создан большой задел для роста в отраслях промышленной электроники и фармацевтической промышленности. Отрасли производства строительных материалов, видимо, не покажут роста в связи со стагнацией строительного рынка. Рост кредиторской задолженности промышленных предприятий свидетельствует о проблемах в расчетах с поставщиками, что крайне неблагоприятно может влиять на перспективы роста, – делает прогноз на 2018 год Александр Кайсаров.

По мнению гендиректора НПО по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» Сергея Цыбукова, в 2018 году будут хорошо себя чувствовать судостроители (при сохранении квот на рыбу) и производители автомобилей. Но настоящим драйвером станут производители полимеров. С другой стороны, есть большая опасность в возможном введении США новых санкций в отношении России, которые уже сейчас многие называют беспрецедентными по своему масштабу.

– С одной стороны, это чудо, что мы стабилизировали экономику и вышли из рецессии, с другой – у нас нет денег для развития, модернизации производств. Те финансы, которые тонким ручейком текли к нам до сих пор, скорее всего, в феврале – марте 2018 года течь перестанут, – высказывает свои опасения Сергей Цыбуков.

С ним солидарен и Александр Кайсаров: влияние на экономику Петербурга будет оказывать скорее не состояние мировой экономики, а те ограничения для российского бизнеса, которые появились в результате действия санкций. Хотя программы импортозамещения достаточно успешно реализуются, существуют серьезные риски финансовых ограничений для инвестиций в основной капитал предприятий.

По словам Александра Кайсарова, правительство Санкт-Петербурга делает немало для поддержки промышленного производства в городе, так как именно инновационно-промышленный потенциал города является стратегическим активом для устойчивого роста экономики региона. Однако, к сожалению, ресурсы влияния у властей города ограниченны. Создание преференций, особых условий для предприятий, как правило, не дает мультипликативного эффекта для экономики.

– Представляется, что наиболее перспективным для экономики города будет стимулирование кооперации крупных промышленных предприятий и малого и среднего бизнеса в области технологических инноваций, – считает руководитель департамента менеджмента СПб НИУ ВШЭ.

Ставка на инновации – отличительная черта городской политики последних лет. Как рассказал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, представляя законопроект о бюджете на 2018 год, в рамках госпрограммы Санкт-Петербурга «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса» предполагается выделить средства на инновационное развитие в объеме 805 млн рублей, включая 686 млн на создание и обеспечение деятельности технопарка Санкт-Петербурга в сфере высоких технологий и 150 млн на субсидии Фонду развития промышленности Санкт-Петербурга. Однако не все считают, что эти средства распределяются оптимально и с наибольшей отдачей. Так, например, Сергей Цыбуков полагает, что те ресурсы, которые имеются у города сейчас, могли бы использоваться более эффективно.

– В городе и так мало денег выделяется на поддержку промышленности, но даже чтобы получить эти крохи, нужно пройти множество бюрократических процедур. В конце концов понимаешь, что эта борьба бессмысленна и слишком затратна с точки зрения возможных имиджевых потерь, – утверждает он.

На сегодняшний день нельзя в полной мере сказать, что промышленность Петербурга встала на инновационный путь. Ситуацию можно охарактеризовать скорее как переходный этап, а в качестве инновационного ориентира взять, например, Татарстан, считает Александр Кайсаров. Трудно не согласиться с экспертом, так как в некоторых рейтингах Петербург, который является вторым после Москвы научно-техническим центром России (в Северной столице сосредоточено более 10% научного потенциала страны), обгоняют другие регионы. На Петербургском международном экономическом форуме – 2017 Агентством стратегических инициатив (АСИ) был представлен новый национальный рейтинг состояния инвестиционного климата. По его итогам Петербург впервые за все четыре года, что составляется рейтинг, попал в первую двадцатку. Город занял 17-е место, по сравнению с прошлым годом прибавив пять позиций (тогда Петербург занял 22-е место в рейтинге).

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ «Высшая школа экономики» в этом году представил пятый выпуск «Рейтинга инновационного развития субъектов РФ». Тройка лидеров осталась той же, что и в прошлом году. На первом месте Татарстан, на втором – Москва и лишь на третьем – Петербург.

Власти Северной столицы любят говорить о том, что темпы экономического роста в городе выше, чем в среднем по стране. Но, учитывая потенциал Петербурга, очевидно, что так и должно быть – никакого сюрприза тут нет. О том, что мегаполисы России должны стать локомотивами экономического роста в стране, заявил заместитель председателя Экономического совета при президенте Российской Федерации, глава Совета «Центр стратегических разработок» Алексей Кудрин, выступая в городе на Неве на совместном заседании президиумов Общественной организации и Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга». По его словам, если экономика страны в перспективе должна в среднем выйти на темпы роста 3–4%, то от мегаполисов ждут минимум 5–7%.

– Это не перенапряжение, это закономерность. Так было и так будет. Мегаполисы – место совмещения инфраструктуры, промышленности, сферы услуг и интеллектуальных знаний университетов. Там сосредоточен качественно другой социальный капитал. Нам нужно создавать новые крупные агломерации. Сегодня лишь Москва и Петербург могут конкурировать с крупными мировыми центрами, в то время как нам хотелось бы, чтобы в России сначала появилось хотя бы 4–5 таких центров, а потом нужно и 10, – заявил Алексей Кудрин.

На прошедшем заседании промышленники Северной столицы подняли вопрос о доступе к длинным и дешевым заемным средствам. Эту мысль озвучил руководитель завода «Магнетон» Анатолий Фирсенков. Однако собравшиеся пришли к выводу, что в нынешней макроэкономической ситуации выполнить это пожелание будет крайне сложно. Отсюда можно сделать вывод о том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Если делать прогноз на следующий год, то можно с достаточной долей уверенности полагать, что рост будет, однако ждать существенного подъема не приходится. Несмотря на меры поддержки, предпринимаемые городом, полномочия Смольного в вопросах поддержки промышленных инвесторов далеко не безграничны, да и финансовые ресурсы лимитированы возможностями бюджетной казны.

К тормозящим экономику факторам можно добавить и недостаточный уровень спроса на продукцию. Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе – октябре нынешнего года сократились на 1,3% по сравнению с уровнем 2016-го. Это, в частности, отражается на востребованности многих видов инновационной продукции.

Также непонятен вопрос о февральских санкциях, которые готовятся к принятию в США. При неблагоприятном развитии событий этот фактор способен оказать существенное влияние на посткризисное восстановление отечественной экономики, в том числе и экономики Петербурга.

Мнение эксперта


Принять трансформацию

Вице-президент компании «Транзас» по продуктовой стратегии Владимир Пономарев:

Год 2017 стал прорывным для морской индустрии в целом. Такие новые технологии, как искусственный интеллект, виртуальная реальность, цифровизация оказывают все большее влияние на развитие морской отрасли.

В «Транзасе» мы можем отметить целый ряд проектов, осуществление которых позволяет нам лидировать на мировом рынке морских высокотехнологичных разработок.

В рамках комплексной государственной программы Национальной Технологической Инициативы (НТИ) «Транзас» одним из первых приступил к практической реализации проекта разработки и создания решений, технических средств и стандартов е-Навигации в составе рабочей группы Маринет, объединяющей свыше 200 экспертов из более чем60 компаний, научных центров и ВУЗов из 15 регионов России. С помощью своих новых продуктов и сервисов уже в конце этого года мы продемонстрировали функциональную работоспособность технологических решений е-Навигации, которые позволяют обеспечить взаимодействие между экипажем на борту судна и сервисными службами на берегу, повышая тем самым безопасность и эффективность мореплавания.

Для решения актуальных задач безопасности судоходства в Арктике «Транзас» приступил к внедрению технологий e-Навигации в рамках масштабного проекта «Ямал СПГ», имеющего огромное значение для освоения арктических территорий России. В 2017 году в порту Сабетта специалисты«Транзаса»начали монтаж комплексной Системы Управления Движением Судов (СУДС), обеспечивающей мониторинг прибрежной зоны и навигационную помощь при прохождении судами Обской губы и заходе в акваторию порта. В рамках работы по проекту «Ямал СПГ» «Транзас»занимается оснащением более 20 судов ледового класса ARC самым современным навигационным оборудованием. В их числе – уникальный танкер «Кристоф де Маржери», который стал первым в мире торговым судном, прошедшем по Северному морскому пути без ледокольной проводки, а в начале декабря этого года отправился c первой партией сжиженного природного газа из Сабетты в Великобританию.

Мы продолжаем развитие стратегии THESIS (Transas Harmonised Eco System of Integrated Solutions), которую представили на рынке морских технологий в прошлом году. В этом году мы предложили отрасли новое решение: Систему управления флотом (Fleet Operations Solutions), которая обеспечивает создание единой информационной среды для оперативного обмена даннымии поддержки принятия решения в процессе взаимодействия «судно-берег».

Еще одной важной точкой роста, предопределяющей дальнейшее развитие компании, стали заключенные «Транзасом» соглашения о стратегическом партнерстве с такими компаниями, как JRC — мировым лидером в производстве морской электроники, и Satcom Global — признанным поставщиком глобальных спутниковых услуг для морской отрасли. Эти партнерства позволят нам выйти на новые рынки и представить комплексные решения для морской индустрии.

Что касается тенденций в морской отрасли, то многие эксперты в этом году говорили о необходимости цифровизации индустрии, обеспечения кибербезопасности в процессе передачи больших данных, применении новейших технологий. Мы убеждены в том, что в этой «шумихе вокруг цифровых технологий» очень важно не потерять из виду самый важный элемент, определяющий успешность или неуспешность бизнеса – «человеческий фактор». Неспособность правильно оценить, как именно организованы процессы взаимодействия между участниками морской операционной деятельности, может привести к отсутствию результатов от внедрения даже самых современных технологий и неоправданному риску.

Сегодня для эффективного развития морским организациям необходимо понимать, что они должны адаптироваться к новым реалиям. Но мы говорим не о «физической» адаптации в виде разработки, например, более безопасных, экологически чистых и эффективных судов. Морская отрасль должна перейти к внедрению новых бизнес-моделей, общей экосистемы для обеспечения взаимодействия и поддержки принятия решений, единой платформы для более масштабного управления движением флота.

Судоходство в том виде, в котором оно существует сегодня, уже не может отвечать требованиям современных логистических компаний или компаний, занимающихся интернет-торговлей, а значит будет вынуждено полностью измениться. Революция, которая может произойти в морской отрасли в ближайшее время, должна стать не просто следствием применения новейших технологий. Скорее, она будет закономерным результатом изменения отношения к ведению операционной деятельности со стороны не только высшего руководства судоходной компании, но и каждого члена экипажа на судне.  Этот переход к новому мышлению в морской отрасли будет обусловлен не результатами применения искусственного интеллекта, робототехники или трехмерной визуализации, а изменениями требований к нашей индустрии со стороны потребителей.

Однако все возможности грядущих революционных изменений в морской отрасли будут потеряны, если пытаться замаскировать существующие сегодня аналоговые процессы небольшими цифровыми корректировками.

Мы ожидаем, что в 2018 году руководители ИТ компаний будут уделять больше внимания решению вопросов обеспечения кибербезопансостии создания надежных каналов связи для обмена большими объемами данных. Кибербезоопасность, которую часто называют «Ахиллесовой пятой» цифровизации, это не просто набор защищающих паролей, а внутреннее изменение отношения задействованного персонала к ведению традиционных бизнес-процессов внутри компании.  При правильном отношении к «человеческому фактору» в морской индустрии, можно умело управлять рисками и создавать «высоконадежные организации», используя все преимущества цифровых технологий.

Подход к подготовке кадров для морской отрасли также будет меняться. С помощью новых облачных технологий и технологий дополненной реальности будут развиваться всё более гибкие методы обучения, которые можно охарактеризовать так: «в любое время, в любом месте, любым способом».

Такая современная трансформация бизнес-моделей операционной деятельности, рабочей обстановки, подходов к обучению сделает судоходство привлекательным для новых поколений, которые не мыслят своего существования без цифровых технологий.

Следующий год должен стать годом осознанияи принятия необходимости трансформации в морской отрасли. Если это произойдет, то 2018 год ознаменует начало очередной морской революции.


Игорь Строев

Похожие сообщения

Комментарии закрыты.

Наверх
X