Паримал Шах

В лучших традициях: о чайном бизнесе

Дата Ноя 15, 17 • Нет комментариев

Паримал Шах: Россия – страна, в которой всегда почитались семейные ценности, и любовь к индийскому чаю – одна из таких ценностей, передаваемых из поколения в поколение....
Pin It

Главная » Бизнес, Важное, Журнал «Управление Бизнесом» № 38 » В лучших традициях: о чайном бизнесе

Паримал Шах: Россия – страна, в которой всегда почитались семейные ценности, и любовь к индийскому чаю – одна из таких ценностей, передаваемых из поколения в поколение.

Чайный рынок России – один из самых крупных в мире, при этом страна является ведущим импортером чая: порядка 10% от общего объема чайного импорта. Со времен Советского Союза крупнейшим поставщиком чая в Россию является Индия. Индийские компании устойчиво держат порядка четверти от общего объема поставок чая в РФ. Как правило, в Россию поставляется сырье, которое на российских производственных предприятиях обрабатывается и фасуется в упаковку для розничной продажи. Об особенностях чайного бизнеса и вкусовых предпочтениях россиян журналу «Управление бизнесом» рассказал вице-президент компании MK Jokai Паримал Шах.

– Господин Шах, прежде всего, давайте представим нашим читателям компанию MK Jokai. Когда компания была образована, кто ее основатели?

– Компания MK Jokai – представитель классического семейного бизнеса. Основателем компании является мой дед Мукунди К. Шах. Исторически семья деда жила в одном из западных районов Индии, но в середине 50-х годов прошлого века переехала в Калькутту, где в 1957 году и была открыта первая семейная чайная лавка на рынке Багри.

Это были годы становления Индии как самостоятельного государства после многих лет британского правления. Времена для развития бизнеса были благоприятны, и Мукунди Шах стал широко известен в качестве чайного брокера, он продавал лучшие чайные смеси. Не было плантаций, собственного производства – и я очень горд тем, что за последующие годы компания активно развивалась: приобретались плантации, открывались заводы, осваивались экспортные рынки. На данный момент компания MK Jokai входит в тройку крупнейших производителей – экспортеров листового чая в Индии.

Та страсть к ведению бизнеса, которую демонстрировал дед, передалась и нам, его потомкам. Все члены семьи Шах погружены в чайный бизнес, я, даже учась в школе, пропадал на плантациях, постигал азы чайного бизнеса.

Чай

Предпочтения россиян, выбирающих качественную продукцию, и их хороший вкус никуда не делись. А значит, российский покупатель остается с нами

Сегодня в активах MK Jokai более 10 плантаций и чайных садов, расположенных в провинции Ассам в Северной Индии, одном из лучших в мире мест для произрастания чая. С годами наша компания завоевала репутацию надежного партнера, заняв достойное место среди производителей натурального чая. К слову, прежде мы изготавливали как листовой, так и гранулированный чай, но в последние годы сосредоточились на производстве только листовых чаев, чтобы удовлетворить потребности постоянно растущего рынка.

– Индия, как и Россия, является членом БРИКС. Помогает ли этот факт индийским компаниям в работе на российском рынке?

– Конечно, то, что Россия и Индия являются членами БРИКС, помогает нашим компаниям. Но пока взаимоотношения между странами объединения далеки от идеальных, на мой взгляд, власти и бизнес слабо используют эту площадку для выстраивания качественных бизнес-связей. Вместо этого, наоборот, некоторые страны БРИКС конкурируют между собой. При этом очевидно, что перспективы – если членам БРИКС удастся преодолеть противоречия – у объединения отличные. Проводя аналогию со строительством здания, можно сказать, что на данный момент заложен хороший фундамент. И если применить зрелый подход, то уже в среднесрочной перспективе мы увидим лучшее взаимодействие между членами БРИКС, и это всем нам пойдет на пользу.

– Когда вы начали экспортировать чай в Россию? В чем конкурентные преимущества MK Jokai перед другими компаниями – экспортерами индийского чая?

– Компанию «Классик», дочернее предприятие компании MK Jokai в России с головным офисом в Санкт-Петербурге, мы открыли в 1993 году. Хочу отметить, что «Классик» импортирует из Индии сырье, обрабатывает его и фасует для розничной продажи. Непосредственно в Индии мы практикуем и формат b2b, когда наш листовой чай закупается другими производителями фасованного чая. На данный момент в России мы представлены такими брендами, как «МК Суприме», «МК Раджа», «МК Классик», «МК Сулаймани», «Махарат», «Чаинка», «Пакиза», MK Collection, Cherise, Majestea, Delavari, Teaona, Teessam, Amargo.

Среди преимуществ, в частности, отмечу то, что у нас собственные плантации. В Индии только еще у одной компании есть свои плантации. Своя плантация – это не только доступность по цене, но и выгодное отличие компании от конкурентов по качеству продукта. Полная локализация производства в непосредственной близости от плантаций обеспечивает высочайший уровень контроля качества продукции. Традиции ручного сбора чая, передаваемые из поколения в поколение, с одной стороны, и современные технологии обработки собранного чайного листа, его сортировки, купажирования и фасовки – с другой, хранят и раскрывают лучшие вкусовые качества нашего чая.

– Индийский чай был всегда популярен в Советском Союзе. Помогает ли эта историческая память в продвижении индийских чаев в России?

– Прежде всего, важно то, что в России очень сильны традиции чаепития. Россияне прекрасно понимают, что такое чай, любят его. Они привыкли к хорошему чаю и могут отличить, какой чай вкусный, какой – нет. В этом, к слову, одна из проблем многих компаний, пытавшихся работать на российском рынке: они просто не смогли удержать на постоянной основе качество своих чаев.

Конечно, история тоже помогает. Россия – страна, в которой всегда почитались семейные ценности. И любовь к индийскому чаю – одна из таких ценностей, передаваемых из поколения в поколение.

Традиционность выгодно отличает Россию от, к примеру, стран Европы, где происходит быстрая смена предпочтений, вкусы меняются каждые несколько лет.

– И каковы же вкусовые предпочтения россиян? Принято считать, что наибольшей популярностью в России пользуются классические черные чаи…

– Черный чай действительно очень любим в России. Но в настоящий момент мы наблюдаем растущий интерес российского покупателя к новым чаям, новым вкусам. И наша компания обязана идти в ногу со временем.

Если прежде нашей специализацией был листовой черный чай, то теперь мы значительно расширили ассортимент чаев. Вообще, расширение ассортимента – это постоянный процесс, который позволяет нам быть в лидерах рынка. Новые вкусы появляются после проведения различных исследований, фокус-групп среди наших покупателей, чтобы понять вкусовые предпочтения. В принципе, один из трендов – то, что популярно в Европе, становится популярным в России через два-три года. Поэтому хороший способ – изучать европейские тренды и сразу привносить их в России, играя на опережение.

– Что же ныне модно в Европе?

– Постоянно растет популярность экзотических вкусов, сочетаний ароматов, о которых мы прежде даже не думали. К примеру, одним из бестселлеров этого сезона стал чай со вкусом фундука. Очень популярный продукт, распродается мгновенно. Естественно, мы готовы предложить рынку новые чаи со вкусом различных орехов.

Второй важный фактор – сделать качественную упаковку. Важно не только внутреннее содержание упаковки, но и то, как она выглядит. Поэтому наши дизайнеры постоянно работают над улучшением видовых характеристик нашей упаковки в соответствии с современными трендами.

Впрочем, надо понимать, что невозможно просто взять чай, продаваемый в Европе, и предложить его российскому рынку. Любой инновационный продукт нужно адаптировать под локальные вкусы.

– Как в целом вы оцениваете ситуацию в потребительском секторе России? Эксперты отмечают снижение уровня потребления высококачественных продуктов, в том числе чайной продукции, переход части производителей в более низкие ценовые сегменты. Как в этих условиях сохранить свои позиции на рынке?

– Да, кризис коснулся и чайного рынка России, но, на мой взгляд, это временное явление. Уже в ближайшее время ожидаем роста продаж, ведь предпочтения россиян, выбирающих даже в сложные времена качественную продукцию, и их хороший вкус никуда не делись.

Компания MK Jokai всегда производила только чаи премиум-сегмента, переходить в низшие сегменты не предполагаем. Знаем, что российский покупатель предпочитает качество низкой цене. А значит, остается с нами.

– Что из стратегических задач, стоящих перед MK Jokai, будет реализовано в первую очередь?

– Став одним из лидеров в чайной отрасли, мы хотим выйти в другие продуктовые ниши. В нашем ассортименте уже появилась кофейная продукция. Выходим на рынок спортивного питания, снеков. Есть планы по поставкам сухофруктов из стран Среднего Востока.

Но, конечно, чай остается основным направлением работы. В России мы на данный момент занимаем порядка 2% чайного рынка, и первоочередная задача – постепенно увеличивать свою долю рынка.

Георгий Дмитриев

В печатной версии название материала — «В лучших традициях» (журнал «Управление бизнесом», №38, ноябрь, 2017 год).

Похожие сообщения

Комментарии закрыты.

Наверх
X