Connect with us

Важное

Аз есмь. Интервью с Олегом Басилашвили

Опубликован

в

Олег Басилашвили

Олег Басилашвили: не надо привлекать внимание новациями, надо пытаться через актера, помогая ему яркой режиссурой, добиться эмоционального отклика в зрительном зале.

В Петербурге живет и работает замечательный артист, человек и гражданин, Олег Басилашвили. Не все замечают одну удивительную особенность его актерского дарования. Он – трагик, поэтому ему удаются комические роли. Но по природе своей он – трагик. Может, поэтому он в переломный момент истории нашего Отечества оказался втянут в политику. Мы поговорили с Олегом Валериановичем о театре, о жизни, об истории, обо всем, что ему интересно.

– Вы родились в интеллигентной семье, папа – технарь, так его можно назвать, мама – филолог. Что подтолкнуло вас к театру?

– Самый простой ответ: ничем другим я заниматься не мог, был бездарен абсолютно. Хотя толчок к театру был. Было детство, бабушка, папа, мама, конфетки. Даже во время войны все самое лучшее отдавали сыну и внуку. Детство радостное, хорошее, разноцветной радугой оно у меня изгибается. Но жизнь вокруг была убогая и довольно опасная. Этот страх, который висел в обществе, как туман, задевал и меня, ребенка. Сознательно я не отдавал себе в этом отчета, но общая атмосфера не могла не ощущаться всеми, и детьми в частности. А когда мама и бабушка водили меня в театр, это производило впечатление небывалого праздника. Первый спектакль, который видел, мне было тогда четыре года, – опера «Иван Сусанин» в Большом театре. И все вокруг говорили полушепотом: «Сталин разрешил сцену с колоколами!» Там, где поют «Славься, славься, наш русский царь!»… ну, разумеется, слова были другие. И мы с бабушкой попали на эту оперу с разрешенной колокольной сценой: там лошади на сцену выезжали, Спасская башня на заднике была нарисована и колокола били. И все ждали, когда эти колокола ударят…

– 1938 год?

– Естественно, раз мне четыре года. А потом случилось счастье. В мае 1941 года мама повела меня в Московский Художественный театр, МХАТ, на «Синюю птицу» Станиславского. До сих пор я этот спектакль помню, горловые спазмы, когда вспоминаю это чудо. Есть тайна, до которой надо дотронуться волшебным жезлом, чтобы она открылась. И вот этот жезл нашел Константин Станиславский вместе с Сулержицким, с Сацем, который музыку написал, Егоровым, художником, Морисом Метерлинком, драматургом. Помню до сих пор сцену в Царстве Воспоминаний, где дети встречаются с покойными бабушкой и дедушкой, долго о чем-то говорят, потом спрашивают: «Бабушка и дедушка, а вы живы или нет?» И ответ: «Мы живы, пока вы нас помните». До сих пор помню последнюю фразу спектакля – слова феи Берилюны, соседки Берлинго (даже имена помню!): «Дети, мы хотели поймать Синюю птицу, но так ее и не поймали, может, когда вы вырастете и станете большими, вам удастся и вы принесете счастье людям?»

Олег Басилашвили

Все сегодняшние разговоры о цензуре, запрещение «Тангейзера» — это чепуха, по-моему. Какая это цензура для тех, кто знает, что такое советский контроль?

Снова мне повезло в Тбилиси, где мы с мамой и бабушкой были в эвакуации до конца 1942 года. Там был театр под руководством Николая Маршака, однофамильца Самуила Яковлевича. То есть даже не однофамильца, фамилия у него была Чечет, но он настолько любил стихи Маршака, что взял себе такой псевдоним. Он создал в Грузии первый детский театр. Это был очень хороший режиссер. Помню, как по бокам зрительного зала шли колонны, между которыми была натянута алая, как паруса у Грина, материя. Когда кончался спектакль и ребятам надо было уходить, играл оркестр, и мы все под марш выходили из зрительного зала. До сих пор помню спектакли Маршака: «Золотой ключик», «Снежную королеву» Шварца, «Приключения Гекльберри Финна». Вот что удивительно: пуделя Артемона, Сказочника, Гекльберри Финна там играл Евгений Лебедев, с которым мы потом стали партнерами на сцене БДТ. Когда я это узнал, то был поражен, он, кстати, тоже.

– Значит, в театр вы пошли за праздником?

– Наверное, да.

Две столицы

– Ваш дед по матери, Ильинский, был архитектором. Правда ли, что его смерть была связана с взрывом храма Христа Спасителя?

– Точно не знаю. Главным архитектором храма был, конечно, не он. Дед подрядился на двери храма. Храм гигантский, а двери, как их ни делай, все равно будут маленькими, поэтому вокруг них надо сделать оформление, чтобы они соответствовали размерам храма. Вот дед этим оформлением и занимался. В основном дед был реставратором и строителем церквей. Одна его церковь стоит недалеко от станции метро «Лосиноостровская», другая – в Сокольниках. У меня есть карта Московской губернии, на которой карандашом отмечены места, где дед строил или реставрировал церкви, – так вот, эта карта вся испещрена красными точечками. Дед был из священнической семьи, религиозный человек, но когда окончил семинарию, понял, что это не его дорога, и после разрешения отца-священника стал заниматься в Школе живописи, зодчества и ваяния на Мясницкой.

Участие в строительстве храма Христа Спасителя было для него радостным событием. И когда храм взорвали, это стало для него ударом. Взрывали ведь не просто церкви, взрывали основы какие-то человеческие. Он рассказывал своей жене, моей бабушке, что какое-то время при советской власти в кремлевском Чудовом монастыре, который еще не был снесен, он был хранителем монастырских книжных фондов. И перед тем как взорвать Чудов монастырь, выносили монастырские книги, складывали на Ивановской площади и жгли. Дело было зимой, и вокруг этого гигантского костра плясали в хороводе.

Книга

Для меня есть две Москвы: сегодняшняя и моего прошлого. Та — мне милее. В книге моего детства «Губерт в стране чудес» описана моя любимая Москва

Вот это все дедушку и подкосило. Сломано было все, чем он жил. Эта ломка не дала стране ничего хорошего. Она только усугубила те отрицательные явления, которые были в России. Уничтожение веры, уничтожение интеллигенции, уничтожение крестьянства. Дед все это воспринял как личную трагедию – и умер…

– Вернулись в Москву из эвакуации, как вас встретил город?

– В эвакуации я страстно мечтал вернуться в Москву. Там прошло мое детство. Метро! Чистые пруды! На станции метро «Комсомольская» был буфет. Перед входом в длинный коридор две мозаики из майолики, а напротив прилавок со стеклянным покрытием-колпаком, и можно было купить пирожное, кофе, что-то еще. Бабушка мне на этой станции всегда покупала бутерброды с черной икрой. И вот в Тбилиси я все мечтал: здесь голод, а там – бутерброды с черной икрой. Да и не в одной икре, конечно, было дело.

В эвакуации жили мы в сарае, на склоне горы. А мамина знакомая по тбилисскому университету, где мама тогда и преподавала, жила в доме на улице Марра. Она куда-то уезжала и сказала маме: «Хотите пожить у меня три дня?» А у нее и ванна была. И там я увидел книгу «Губерт в стране чудес». Ее от имени мальчика Губерта, бежавшего из захваченного нацистами Саара в Советский Союз, написала его приемная мать, Мария Остен, жена Михаила Кольцова, как и он, репрессированная. Губерт попадает в Москву. И в книге описана моя любимая Москва… Когда хозяйка квартиры вернулась, я умолил ее отдать мне эту книгу.

Спустя очень долгое время, уже артистом, я познакомился со сценаристом Наумом Гребневым. И он рассказал мне историю про то, как в военное время жил в Тбилиси и была у него любимая книга «Губерт в стране чудес». «И кто-то у меня ее спер». Спрашиваю: «А где вы жили?» И он называет тот самый адрес на улице Марра. Это его книжка, оказывается, была.

– Вы потомственный москвич, а стали ленинградцем, петербуржцем, причем таким «типичным петербуржцем». Чем отличаются два эти города, Петербург и Москва?

– Для меня есть две Москвы: сегодняшняя и моего прошлого. Та Москва мне милее. Да, наверное, потому, что я был моложе. Впереди планы, любовь, еще живы родные, масса энергии, сил – это понятно. Но, с другой стороны, мне кажется, что сейчас Москва потеряла свое лицо. В той, прежней, был особый аромат, мне очень нравилась и улица Горького, бывшая Тверская. Да, сталинские небоскребы, но… красиво. Мне мила тогдашняя Москва со стадионом «Динамо», с футболистами: Хомичем, Бесковым… Я на велосипеде по этой Москве ездил. Это все моя юность. Читаю стихотворение Евтушенко и себя представляю: «Я гоню что есть мочи! / Я шутками лихо кидаюсь. / Только вы не глядите, / как шало я мчусь, – / это так, для фасону. / Я знаю, что плохо катаюсь. / Но когда-нибудь / я хорошо научусь».

Питер совсем другой. И другое, гигантское на меня впечатление произвел. Я первый раз увидел его в 1945 году. Тут жили наши родственники на улице Некрасова, рядом с Мальцевским рынком. Помню, как был ошарашен послеблокадным Ленинградом. Понимаете, настоящая Европа! Исаакий с дымом, паром, который выходил из дверей, Адмиралтейство, Петропавловка, Эрмитаж… Помню, как бродил по Эрмитажу, совершенно обалдев. Прямые улицы. Белые ночи. В этом городе, наверное, у каждого есть свое любимое место. Вот я читаю Виктора Конецкого, он все время пишет об Адмиралтейском канале, на котором жил напротив Новой Голландии. Он любит это место, Коломну. Другой – другое.

– А ваше любимое место Петербурга?

– Вы удивитесь. Я ведь сюда приехал жить и работать в 1956 году. Оторвал себя от родных, от всего, о чем вам только что рассказывал, и был сначала принят на работу в Театр Ленинского комсомола (ныне «Балтийский дом»). Вначале мы жили в съемной квартире, потом нас поселили в общежитии театра, располагавшемся прямо за ним. Двухэтажный домик, прямо как у Ильфа и Петрова – «общежитие имени монаха Бертольда Шварца». Тесные комнатки, разделенные фанерными перегородками, но нам было все равно, мы были молоды. Одна на всех кухня, один туалет – как полагается…

Петропавловская крепость

Кронверк Петропавловки… Отдаю себе отчет в том, что в Петербурге есть и что-то более прекрасное. Но это место стало мне любимым и родным

Дело не в самом этом домике, а в том, что с задней стороны театра – кронверк Петропавловки, весь заросший деревьями. И такой он старинный, древний, казалось, еще при Петре вырос. Затем – абсолютно чистое поле метров триста: никаких зданий – ни сараев, ни гаражей, ничего, просто сияющее зеленью поле, а за ним – красная стена Артиллерийского музея, полукруглая, и над ней в голубом небе – золотой шпиль Петропавловки! Красота неописуемая. Знак города. И в то же время – деревня. Знаете, сочетание этого деревенского поля, канала – речка речкой, – деревьев и этой вот сияющей городской красоты поражало. Отдаю себе отчет в том, что в Петербурге есть и что-то более прекрасное. Но вот это место стало мне любимым и родным.

– Значит, социалистическая Москва вам нравилась, а теперешняя капиталистическая – не очень?

– Даже не знаю, какая она. Капиталистическая? Очень трудно такие вещи определять, дефинировать. Когда был народным депутатом, определяли переходный период. Казалось, два-три года – и вот перейдем, начнется жизнь. А он до сих пор длится, этот переходный период, и неизвестно чем закончится. Надеюсь, что тот кошмар, в котором мы живем, постепенно придет к нормальному состоянию. Что-то должно произойти… конвергенция, не  конвергенция, не знаю, как назвать, но это процесс безумно длительный.

Вспоминаю август 91-го. В Кремле тогда был последний съезд народных депутатов СССР. И мы с приятелем туда рванули. Я говорю: «Да нас не пустят. Мы же…» А приятель: «Мы? Мы – победители, как это нас не пустят? Нас, депутатов съезда России». Едем в машине, остановились на красный перед светофором. Рядом остановился грузовичок, водитель увидел нас, узнал. Говорит: «Молодцы, ребята! Ну что, даем вам год!» Ему, и не только ему, казалось, что за год все можно переделать. Еще один мотив, правда, – «даем ВАМ!». Это значит, МЫ должны что-то сделать, а он будет сидеть и ждать, когда мы это сделаем. Такова наша психология. Не сам сделаю, а кто-то за меня сделает. Главная задача сейчас – чтобы у людей появилась вера в себя, составной частью которой, конечно, является ощущение, что твой труд, если ты трудишься честно, приносит тебе ощутимые блага. Но этого пока, к сожалению, нет.

Нынешняя Москва меня очень разочаровывает. Вот есть Лас-Вегас в Америке. Почему центральная улица Москвы должна напоминать – да какое там! – быть похлеще, чем променад в Лас-Вегасе? Не понимаю.  Какие-то сияния неоновые, фигуры, словно в Диснейленде. Такое впечатление, что едешь по развлекательному центру, а не по столице громадной страны. Камергерский переулок, бывший проезд Художественного театра, нормальная улица была: два букинистических, книжный, кафе «Артистическое», куда мы ходили пирожки есть, дом, где жил Сергей Прокофьев, МХАТ с чайкой… Теперь этот переулок превращен в какую-то скверную декорацию парижской улицы из плохого советского фильма. Дескать, у нас не хуже, чем в Париже. Да у нас не должно быть ни хуже, ни лучше, чем в Париже! Мы должны быть Москвой… А идет провинциальная подделка под нечто шикарно иностранное, да еще дурно понятое. Мне это не нравится. Мне гораздо милее своеобычные московские переулки, которых еще не тронула реконструкция: Колпачный, Старосадский, где Мандельштам жил, Харитоньевский… Кое-где осталась еще старая Москва. И ее надо беречь. Это заповедник. Но и туда все время пролезают какие-то офисы, конторы…

Уроки мастерства

– Вы учились у знаменитого артиста Павла Массальского…

– Массальский был образцом артиста Художественного театра. Всегда прекрасно одет, подтянут, тщательно выбрит, с прямой кавалергардской спиной, изумительной фигурой. Обожал быть красивым. И обожал Художественный театр. Он приучил нас к работе. Не словами, а самим фактом своего существования объяснил: без работы ничего не получится. Был еще другой педагог, Борис Вершилов. Он заставил почувствовать, что такое театр, говорил: «Мы ничему не можем вас научить за четыре года. Научить быть артистом вообще невозможно. Мы просто хотим, чтобы вы хоть раз почувствовали, что такое состояние “я есть“, или просто получили удовольствие от пребывания на сцене. Водевиль, драма, трагедия – не важно. Важно, чтобы была верная точка отсчета: вот отсюда, вот это, вот к этому сводится ваша работа, ваше искусство». Этому он нас учил. Павел Массальский был просто великим тружеником. А педагогом – Борис Вершилов. Про все это в моей книжке написано.

– Вы написали очень хорошие воспоминания «Неужели это я?! Господи…». Почему так назвали? Вспомнили стихотворение Ходасевича или Слуцкого?

Олег Басилашвили

Вечер «…самая трудная профессия в мире», посвященный 95-летию со дня рождения Георгия Товстоногова, на сцене БДТ

– Нет. Мы с Галей, моей женой, подыскивая название, вспомнили Роккуэла Кента, его автобиографию «Это я, Господи». Подумал, почему бы мне не назвать «Неужели это я?! Господи…». Глядя на себя того, прежнего, вздрагивал: Боже, неужели это я так делал? Неужели это я в комсомольском патруле бегал по улице Горького за стилягами, у которых мы срезали волосы? Да, это был я. Да, в комсомольском патруле. Неужели это я боготворил Сталина? Меня очень часто влечет назад, в юность, в детство, мучительно влечет, я решил это зафиксировать или, скорее, освободиться от этого, «выбросить» это на бумагу.

– Вы один из тех артистов, чья карьера совсем не проста. Не сразу нашли удачу и отклик у зрительского зала… Когда вы почувствовали удачу и что ее предопределило?

– Роль. Получил хорошую роль – вот и удача. Вначале я в БДТ не играл хороших ролей – только плохие или эпизоды. На фоне удач Паши Луспекаева, Сережи Юрского, Тани Дорониной я выглядел бледно. Как только получил нормальную роль, Андрея Прозорова в «Трех сестрах», – все и получилось. Конечно, с помощью Товстоногова, который вытащил из этой роли трагическое звучание. Когда артист знает, для чего живет на сцене, во имя чего старается, чего хочет. Ведь это же надо понять: парень, чего ты сюда вышел? Зачем ты тут вообще присутствуешь, стуча каблуками? Нарисовал себе на лице чего-то, губки намазал и пошел – зачем? Для меня главная заслуга Товстоногова в том, что, хотя он никогда об этом и не говорил, вся работа его сводилась к тому, чтобы у артиста было это ощущение жизни на сцене; понимание, для чего он туда вышел. Не как персонаж, а как артист: я – Иванов Иван Иванович – зачем вышел на сцену, что я хочу сделать с этим миром? Вот это главное. И это приходит постепенно. Если бы что-то из того, что я понимаю сейчас, я понимал лет сорок тому назад, то многое делал бы значительно лучше.

– Если бы в фойе БДТ поставили бюст фактического основателя этого театра, Алексея Суворина, как вы отнеслись бы к этому?

– Вообще-то, основателем был не он, а графиня Апраксина. Но почему бы нет? Очень хорошо: Апраксина, Суворин… Монахов. Александр Блок. Бабочкин. Полицеймако. Товстоногов. Было бы хорошо. Хотя, возможно, так много бюстов в фойе выглядели бы несколько нелепо, но, в принципе, память об этих людях должна поддерживаться. И в первую очередь – об основателях, Апраксиной и Суворине. И о Чехове, который бегал тут за актрисами Суворинского театра. Все это мы должны помнить.

Однажды я задержался после вечернего спектакля – у меня была привычка сразу после спектакля записывать свои впечатления, ощущения – и выходил из театра на полчаса позже. Уже поздно, гардероб закрыт, надо взять ключ, открыть его, одеться. Дверь на улицу из гардероба тоже закрыта, значит, выходить надо через главный вход… Тишина, никого нет. Я надел шапку, пальто, пошел… А навстречу – Товстоногов, он тоже задержался. «Вы почему так поздно?» Объясняю. Он: «Понятно… Послушайте, снимите шапку, почему вы здесь в головном уборе?» Я говорю: «Так никого же нет!» А он мне: «Понимаете, Олег, эти стены столько видели горя и радости, надо уважать!» Все! Образец отношения к тому дому, в котором живешь или работаешь. И когда я теперь в этих стенах вижу людей в бейсбольных кепках…

Чехов и кинематограф

– Вы много играли в пьесах Чехова и много снимались. Вам не кажется, что хороший отечественный кинематограф очень многое взял у Чехова?

– А какие были в советское время хорошие фильмы? Кроме последних времен советской власти: Тарковский, Данелия, Рязанов, Хуциев и многие другие. А до них? Да не было хороших фильмов у нас.

– «Застава Ильича» – хороший фильм…

– Это Хуциев. Это уже хрущевское время. А до этого? Весь советский кинематограф кондовый, всё – липа, сплошные «Кубанские казаки». Даже в «Балладе о солдате» героя войны, фронтовика Чухрая, в фильме, который я очень люблю, есть элемент фальши. Не могло быть такого, чтобы солдата, даже совершившего подвиг, подбившего танк, отпустили с фронта к маме. Не было в Красной армии отпусков. Только по ранению…

Сцены из спектаклей и фильмов

(Чтобы увеличить, кликните на изображения)

Товстоногов говорил: «Чем силен и чем труден Чехов? Тем, что ничего же не происходит на сцене – люди сидят, пьют чай… а в это время рушатся их судьбы». Например, диалог Нины и Треплева в «Чайке»: «Какое это дерево?» Зачем он спрашивает про это? Ему что, действительно важно узнать, как дерево называется? Она отвечает: «Вяз». Почему он спрашивает ее о дереве? Почему-то же у него возник этот вопрос… Надо это определить, понять. Или из той же «Чайки», учитель Медведенко спрашивает у Маши: «Почему вы все время ходите в черном?» У Островского, у Шекспира фактически ничего за репликами персонажей не стоит. Там гигантская, гениальная драматургия происходящей на сцене минуты. Хотя, конечно, у их персонажей «позади» тоже много чего, но не такого рода, как у Чехова. А в кинематографе, настоящем, честном, сильном кинематографе, это (чеховское) – самое главное. Таких побед я видел очень мало. Но были. Например, Сергей Шакуров в роли Брежнева. Я не говорю об идеологической составляющей этого сериала. Но Шакуров гениально играет Брежнева. А никто не видел. Да всем плевать на это. На этих артистов, на все вообще. А в фильме Снежкина, снятом уже после Ельцина, при Путине, Шакуров играет старого Брежнева, всем нам знакомого. И играет гениально. Психологически точно я вижу, что он делает. Это безумно трудно: стать персонажем. Оправдать его изнутри. Ведь каждый человек считает, что он прав. Он может быть полным идиотом, но своя, личная правота у него есть…Таких удач в кино очень мало.

Или Сергей Маковецкий в «Жизни и судьбе», хорошем телесериале Сергея Урсуляка. Маковецкий играет так, что у меня волосы встают дыбом. А он… ничего не играет, он стал другим человеком, совсем. Очень неприятным. Я бы не хотел оказаться с таким в одной комнате. Трудный, капризный, нехороший, но абсолютно честный, абсолютно порядочный. Совмещение этих вещей меня потрясает. Как Маковецкий это сделал?!

Или, например, «Степень риска», фильм Ильи Авербаха. Борис Ливанов играет там главврача, кардиохирурга. Как это делается? Ведь это же актер Ливанов, Борис Николаевич. Но это – совсем не Ливанов, это опытный профессиональный кардиохирург. Вы это видите на самом деле! В этом фильме снимался и Иннокентий Смоктуновский, талантливейший артист, но здесь, рядом с Ливановым, он выглядит мальчиком. Там есть сцена, когда Ливанов уже сделал саму операцию, оставил оперируемого ассистентам, которые все доделывают, и уходит к себе в комнату: выпивает рюмку коньяка, садится за стол и начинает точить карандаши. Гениально, просто сидит и точит карандаши. И все! Школа Станиславского…

– В вашей удачной актерской карьере тоже был перелом. До «Осеннего марафона» вы чрезвычайно убедительно играли отрицательных персонажей…

– Знаете, Бузыкин не положительный и не отрицательный персонаж. Просто нормальный советский человек. А что до моих отрицательных персонажей – какие роли давали, такие и играл. Почему давали такие роли? Интеллигентное лицо. А разве мог быть тогда интеллигент положительным персонажем? Кого еще играть с таким лицом?

– Да… Спекулянта иконами, как в фильме «Возвращение святого Луки».

– Вот вы и сами все понимаете. В «Осеннем марафоне» – сложный образ. Данелия снимал фильм о конформизме на примере любовного треугольника. Интеллигентный человек никак не может сказать ни да ни нет. У Володина замечательно написано в сценарии, как Бузыкин прячется от Шершавникова в библиотеке. Его приятель спрашивает: «Чего ты спрятался?» – «Не хочу с Шершавниковым здороваться. Ты знаешь, что он сделал? Он Карпова продвинул, а…» Входит Шершавников: «Здорово, Бузыкин!» – протягивает руку. А дальше у Володина ремарка замечательная: «Рукопожатие было крепким».

– Вы общались с Володиным на съемочной площадке?

– Нет. То есть общались, конечно, он бывал на съемках. Но на тему фильма не говорили.

Данелия заставлял Володина сидеть на съемочной площадке, а тот безумно этому сопротивлялся. Не хотел присутствовать при съемках фильма по своему сценарию. Очень критически, чтобы не сказать отрицательно, относился к своей литературной деятельности.

У меня вообще такое ощущение, что в результате чуть ли не весь текст «Осеннего марафона» написан Данелией. У Володина ведь даже название другое: «Горестная жизнь плута». Почти все фразы Бузыкина Данелия переписал. Только один раз я – а не Володин – настоял на том, чтобы в фильме осталась володинская фраза. В лесу, помните? Они идут грибы искать, поле… И я говорю: «Ну, все, дальше не пойдем…» – «Нет, там недалеко, через это поле пройти, есть лес… и он – грибной». А дальше очень хороший монолог у Володина, ответ Бузыкина: «Вот ты, Василий Игнатьевич, волевой и цельный человек. Вы, Билл, тоже волевой и цельный человек. Но я… тоже – волевой и цельный… Я прошу вас привыкнуть к этой мысли…» И Бузыкин уходит.

Данелия говорит: «Нет, не годится, он не может так сказать. Лес, поле. И какая-то литература». Я говорю: «Хорошая литература. Оставь. Я это скажу, вот увидишь» И Данелия оставил.

Осенний марафон

«Осенний марафон» — фильм о конформизме на примере любовного треугольника. Интеллигентный человек никак не может сказать ни да ни нет

А теперь думаю: он был прав. Прав в том смысле, что хотел транспонировать эту фразу, вписать в атмосферу этого поля, этого леса, а сделано этого не было. Глядя на экран, на себя, думаю, что надо было сделать так, как хотел Данелия. Изменить эту фразу на более подходящую атмосфере леса, начала осени, поля, земли. Не может Бузыкин там так говорить. Неорганично.

Политика и искусство

– В перестройку вы активно занялись общественной деятельностью, были, в частности, народным депутатом РСФСР. Зачем?

– К тому времени я уже понял, что мы в БДТ у Товстоногова тоже занимаемся политикой. Это не значит, что выкрикиваем какие-то лозунги или делаем так, как у замечательного Любимова на Таганке. Нет. Но, в принципе, мы выходили на сцену, чтобы сделать жизнь лучше. Даже когда ставили «Пиквикский клуб». Нам даже казалось иногда, что, сыграв спектакль с таким подтекстом, мы действительно изменяем жизнь в лучшую сторону. Люди выйдут из зрительного зала и поймут, что до этого дня жили как-то не так. Глупо, конечно. Только у Глеба Успенского в рассказе «Выпрямила» такое возможно.

Когда появилась возможность в чем-то реально повлиять на изменение жизни к лучшему, я  не мог отказаться от этой возможности. Предложили стать депутатом, я согласился. Вовсе не считаю себя политическим деятелем, упаси Бог. Просто тогда мне казалось, что я мог бы принять участие в общей работе и что-то сделать. А оно, собственно говоря, и было сделано – настолько, насколько вообще могло быть сделано.

– Вы много работали в советском и много работаете в постсоветском театре, есть ли разница между ними?

– Есть. Очень странная разница. Могу быть неточен. Театр, литература, кино, любой вид искусства – в СССР все они были под спудом. Строжайшая цензура, идеологический контроль. Да и не только идеологический – еще и контроль «над нравами», если можно так выразиться. Вся свобода творчества – как в чугунном баке с плотно завинченной крышкой. И вот, как сквозь трещину в баке со страшной силой вырывается пар – так в позднем СССР вырвался Тарковский. Если бы не было этого пресса, чугуна и этой трещины, не было бы и фильма «Ностальгия». И не было бы «Андрея Рублева». Как не было бы «Не горюй» Данелии. Не было бы Рязанова. Или тот же Леонид Гайдай – уж, казалось бы, чего там? Но не было бы его «Самогонщиков» – абсолютно безумная комедия, такая ерунда, а люди в зале хохочут до упаду! Над чем? На экране трое придурков удирают от собаки. И придурки эти очень симпатичны… Чугунный пресс способствовал накоплению сил, а трещина помогала этим силам прорываться. Сейчас пресса нет. А если и есть, то только один – денежный: дадим денег или не дадим. Все сегодняшние разговоры о цензуре, запрещение «Тангейзера» – это чепуха, по-моему. Какая это цензура для тех, кто знает, что такое советский контроль?

– Вы считаете, что цензура полезна и ее надо вводить?

– Нет, я так не считаю. Я просто рассуждаю. Думаю вслух. Помните: где-то на задворках, в клубе или ДК каком-нибудь, показывают «Андрея Рублева» чуть не глубокой ночью и все ломятся смотреть этот фильм? Или «Застава Ильича» – сколько скандалов было вокруг этого фильма! А сейчас – пожалуйста, снимайте, боритесь. С чем бороться-то? Растерянность, которая была – мы же сделали все, чего хотели, а получилось не совсем то, чего хотели, – начинает сменяться неким пониманием… Мы ведь одного не осознавали: «враг», который был тогда, он и сейчас – тот же. Пошлость, лень, алчность, мздоимство, доносы, враждебность, нетерпимость. Они были тогда, остались и сейчас в душах человеческих. Вот, наверное, это, как и все обстоятельства, перечисленные мною выше (хотя в реальности их еще больше!), и есть тот самый котел, который надо разорвать. Пока в том, что я вижу в театрах, в основном не нахожу таких попыток. Понимаю: это длительный процесс и очень сложный.

– У вас есть ощущение кризиса современного театра?

Олег Басилашвили

Данелия заставлял Володина сидеть на съемочной площадке, а тот безумно этому сопротивлялся. Он очень критически относился к своей литературной деятельности

– Есть. И проявление этого кризиса – современная концептуальная режиссура. Несомненно. Или, скажем так, – одно из проявлений этого кризиса.

– И какой же выход вы видите из этого кризиса?

– Не надо ничего искать специально. Надо просто работать. Выход из кризиса? Он должен произойти сам собой. Я многое ненавижу в современном концептуальном театре. Но прекрасно понимаю, что ненависть может привести к уничтожению чего-то талантливого, пусть для меня и неприемлемого. А можно ли уничтожать что-либо в искусстве? Нет! Пусть оно развивается. Я ведь тоже один из авторов закона о культуре, который мы принимали вместе с Ельциным. Там прописано: «Художник имеет право на любую форму выражения». И в Конституции это записано. Пожалуйста, делайте, самовыражайтесь! Другой разговор, что из этих выражений получится. То, что я вижу у режиссеров-концептуалистов, очень редко вызывает у меня положительную эмоцию. Все-таки искусство имеет дело с эмоциональной сферой, так ведь? А тут, кроме раздражения и омерзения, ничего не испытываешь.

У Товстоногова не было большего упрека актеру, чем сказать: «Вы обозначаете. А надо, чтобы это было у вас в душе». Для него «обозначение» было плохо. А мы сейчас видим на сцене только обозначения. Только схему. Ведь очень просто: берем классическую пьесу, да хоть те же «Три сестры», – офицеры въезжают на лошадях. Почему? А они врываются в эту тихую провинциальную жизнь и ее топчут. Копытами. Да, интересно. Только нет этого у Чехова. Не въезжают они, а входят. Соленый не объятый огнем на сцену выскакивает, а выходит как нормальный на первый взгляд человек. Гораздо труднее проникнуть в характер Соленого, до смерти влюбленного в Ирину, но чувствующего, что он здесь лишний. Он чувствует, что все они здесь высокообразованные, интеллигентные, а он – человек необразованный. И он пытается показать, какой он интересный, оригинальный, остроумный. Но каждый раз ему это не удается. Вот как его можно сыграть. Но как трудно это сделать, воплотить!

Мне Борис Вершилов рассказывал о мхатовском спектакле «Карамазовы», который он видел. Леонид Леонидов играл в нем Митю. Так вот, Вершилов говорил: «Это было чудовищно страшно, когда он искал Грушеньку. У меня просто волосы дыбом вставали». Помните, Митя носится по городу: где Грушенька? Где? А! Она у отца, у Федора Карамазова! И Митя бежит к отцу, начинает там ее искать. Леонидов доходил до того, что, вбежав в комнату, заглядывал под стол, а потом… поднимал скатерть. Вот как мозги у человека поехали…

– По-моему, вполне концептуальное и очень эксцентричное решение…

– Пусть концептуальное, Бога ради, но только если это правда, а не обозначение.

– Когда Леонидов в поисках Грушеньки заглядывал под скатерть на столе, никто в зале не засмеялся?

– Нет! В том-то и дело – страшно было. Вот как человек сходит с ума по женщине. Даже подсвечники на столе сдвигал, ища ее. И это было не смешно, а страшно…

Лента сцен

(Чтобы увеличить, кликните на изображения)

Я не за то, чтобы «лечить» искусство. Только не это. Только не лечение. У нас почему-то оно всегда губит хуже самой болезни. Лечили уже. Начиная года этак с 1929-го. Да так, что уничтожили Мейерхольда, Таирова в могилу вогнали, Шостаковичу нервы и душу вымотали. И чем это все кончилось? Обеднением культуры. Так что лечить искусство не надо. Пусть все развивается так, как развивается. А «забота о развитии, средства лечения» – это все чревато застенками, где Мейерхольда били палкой по пяткам. Хотя мне и ненавистно многое в современном искусстве, но я бы не стал творцов этого искусства сажать в тюрьму и бить палкой по пяткам. Пусть делают что хотят.

А вот если ты антиконцептуалист, допустим, то поставь спектакль так, чтобы на него шли, как когда-то на Станиславского. Сделай это! Покажи: вот как надо! Поставь так, чтобы люди рыдали. Тех же «Братьев Карамазовых», чтобы зрители от страха с ума сходили…

Что вы смеетесь?.. Я кажусь вам выжившим из ума старичком Крутицким из «На всякого мудреца довольно простоты»? Но я ощущаю все, о чем говорю, поверьте мне. Почему в программе средней школы убрали громадное количество часов, отведенных на изучение литературы? Во имя чего? Это же главный предмет! Предмет, обучающий человека нравственности. А его сократили…

– Боюсь, не ради математики или физики, а ради военного дела и физкультуры…

– Да это даже не так важно. Пусть бы и ради математики. Главное – не нужны люди думающие и глубоко чувствующие. А театр, музыка, литература создают именно таких – думающих и глубоко чувствующих.

Еще насчет современного театра: Константин Богомолов, очень талантливый человек, может, самый талантливый из всех режиссеров-концептуалистов. Его «Братьев Карамазовых» вы видели?

– Нет.

– Посмотрите… Легче легкого выпустить на сцену трех сестер обнаженными. И сказать, что это «по чеховскому замыслу»: они беззащитны, голы перед суровой и жестокой жизнью.

– Если они красивы, так и ладно…

– Если некрасивые, еще лучше… Еще беззащитнее, еще «голее». А можно еще на роль трех сестер пригласить мужчин-артистов, совсем здорово получится. Возможно, такое провоцирование скандала самими режиссерами не осознается, оно у них инстинктивно. Но это не традиция русского театра. Почему я так говорю? Потому что видел великие спектакли. Они разные, но все были заквашены на этих дрожжах: «Аз есмь! Я есть!» Живой человек. Он может быть, как в «Пиквикском клубе», абсурдным, нелепым, но он живой, живущий по законам того мира, который создан на сцене.

А попытка привлечь к себе внимание новациями – задача, на мой взгляд, неблагодарная и неплодотворная. Не надо привлекать внимание, надо заниматься делом, попытаться через актера, помогая ему яркой режиссурой, добиться эмоционального отклика в зрительном зале.

– Об этом я вас и хотел спросить: ваш образец и идеал режиссера…

– Их много. Любимов – замечательный театральный режиссер. Создавший театр, абсолютно не похожий на все остальные. Или Мейерхольд… Товстоногов однажды мне сказал: «Я мечтал создать симбиоз МХАТa, театра Мейерхольда и театра Вахтангова. И кое в чем мне это удалось…» Вахтангов. Станиславский. Их последователи. Анатолий Эфрос. Товстоногов, стоявший на той же почве, что и Эфрос, но абсолютно на него не похожий. В кино – Швейцер, Данелия, Шахназаров, Меньшов, Рязанов. Да многие… Не буду всех называть. Каждый из кинорежиссеров чему-нибудь меня учил.

– А образец и идеал партнера на сцене?

– Я хотел бы видеть своим партнером человека, который живет не для себя, а для меня. Вот мы сейчас с вами разговариваем: у меня главная цель – донести до вас свою мысль, иногда мне это удается, иногда нет, но главное для меня – именно это. А для вас главное – донести до меня свои вопросы. Во время этой нашей беседы мы живем друг для друга.

А на сцене актер порой играет, забывая про того, который где-то рядом тоже «топчется». Это уже не партнер. Есть очень хорошие артисты, которые существуют на сцене сами в себе, сами для себя. Партнер им неважен.

Афишная тумба

В БДТ у Товстоногова мы выходили на сцену, чтобы сделать жизнь лучше. Даже когда ставили «Пиквикский клуб»

А есть те, кому важен именно партнер, от общения с ними вспыхивает искра, необходимая в театральном действии. Вот такой сценический партнер мне ближе всего.

– Как вы оцениваете состояние современного отечественного кинематографа, о котором многие говорят как о кризисном?

– Ну, какое там кризисное состояние, я никакого кризиса не вижу. Много прекрасных фильмов. Один Александр Сокуров чего стоит. Просто в кинотеатрах ничего не идет. Покупают-то только голливудские фильмы, они и идут. Прибыль! На них идет наш, как принято считать, очень антиамерикански настроенный народ. А поставь сейчас кто-то «Балладу о солдате» – не пойдет ведь никто.

– Александр Сокуров сказал однажды, что для того, чтобы нормально существовало кино в такой большой стране, как Россия, в год должно выходить сто фильмов.

– Правильно сказал. Пусть ставят. Но понимаете, тут ведь дело такое: эти разговоры опять обращены к государству. Государство, дай нам деньги, мы будем снимать кино! Почему в Италии такого не происходит? И в той же Америке этого нет. Никто из киношников не просит у президента США денег на съемки фильма… Как-то они без него обходятся в данном вопросе. Так и у нас должно быть.

Единственное, чему должно способствовать государство, – развитию киносети. И тому, чтобы отечественный фильм было выгоднее демонстрировать, чем, допустим, французский или американский. Как это сделать? Не знаю. Пусть подумают, там же у нас такие умы сидят. Пусть решают, как сделать это, а не вбухивать деньги в блокбастеры, которые выхолащивают зрительские души. Как только будет выгодно – деньги сами пойдут.

– Есть у вас любимая роль или это все-таки глупый вопрос?

– Нет, почему глупый… У меня есть роли, о которых я могу говорить без стыда. Роли, в которых я находил «аз есмь» – то есть я был уже не я, а другой человек, но чувствовал себя абсолютно органично.

Это уже прошло, так что можно говорить об этих ролях: Андрей Прозоров в «Трех сестрах», дядя Ваня чеховский, Джингль в «Пиквикском клубе», «Простой человек» в «Энергичных людях» по Шукшину.

– А есть ли роль, которую вы хотели сыграть, но так и не сыграли?

– Нет… Хотя, честно говоря, две роли мечтал сыграть: царя Федора Иоанновича и Федю Протасова в «Живом трупе». Но не пришлось… А теперь мне их играть уж поздно.

– А над чем работаете?

– Сейчас ни над чем… И испытываю от этого огромное удовольствие!

Никита Елисеев

Важное

Ставка на компетенции

Опубликован

в

Люди и шестеренки

Эффективность промышленных предприятий Санкт-Петербурга может существенно увеличиться за счет активной кооперации с российскими и зарубежными компаниями. (далее…)

Продолжить чтение

Важное

Пограничный вкус

Опубликован

в

Филатов

Андрей Филатов: в Пскове присутствуют все те форматы общепита, что и в больших городах, а этим далеко не каждый региональный центр может похвастаться. (далее…)

Продолжить чтение

Важное

Игры доброй воли

Опубликован

в

Игры доброй воли

Российские компании идут по стопам международных корпораций и привлекают сотрудников к участию в волонтерских проектах. Однако в нашей стране корпоративное волонтерство приобретает особые черты. (далее…)

Продолжить чтение

СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА

Последние фото

  • Предприятия Петербурга стремятся в Арктику

    Предприятия Петербурга стремятся в Арктику
    В Смольном прошло межведомственное совещание по усилению роли петербургской промышленности и науки в развитии Арктической зоны Российской Федерации.
    В совещании приняли [...]

  • 60 лет компании HONKA

    60 лет компании HONKA
    В 2018 году компания HONKA – один из крупнейших в мире производителей деревянных домов, празднует юбилей – 60 лет с [...]

  • Виноделы могут остаться без льготного акциза

    Виноделы могут остаться без льготного акциза
    Чиновники считают, что он нарушает правило ВТО.
    Власти обсуждают возможность отмены льготного акциза. Как сообщает «Коммерсант.ru«, с 1 января 2016 года [...]

  • Петербург представит в Каннах опыт по саморегулированию в сфере рекламы

    Петербург представит в Каннах опыт по саморегулированию в сфере рекламы
    Официальная делегация Петербурга во главе с губернатором Георгием Полтавченко находится с визитом во Франции.
    В деловой программе визита – встреча с [...]

  • КППИ: индекс промышленного производства вырос на 103,3%

    КППИ: индекс промышленного производства вырос на 103,3%
    Больше всего рост, по данным комитета, наблюдается в производстве электрооборудования.
    Индекс промышленного производства (ИПП) по итогам января-мая 2018 года составил 103,3% [...]

  • Кроме НДС в ближайшее время ничего не повысят

    Кроме НДС в ближайшее время ничего не повысят
    Об этом заявил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.
    Рост налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20% Кудрин назвал «умеренным [...]

  • В Петербурге поделились секретами Голландской молочной долины

    В Петербурге поделились секретами Голландской молочной долины
    В работе российско-голландского семинара по молочному животноводству, состоявшегося 14 июня в Санкт-Петербурге, приняли участие представители хозяйств Ленинградской области, комитетов по [...]

  • Группа «Кронштадт» и ПАО «Ил» подписали меморандум о совместной работе в сфере транспортных беспилотных систем

    Группа «Кронштадт» и ПАО «Ил» подписали меморандум о совместной работе в сфере транспортных беспилотных систем
    Основная цель сотрудничества – научно-исследовательские разработки в области транспортных беспилотных авиационных систем (Т-БАС).

    Подписан меморандум о создании совместной рабочей группы ПАО [...]

  • Никита Семенов, вице-президент ГК “Тополь”, рассказал о зарубежных рынках в рамках проекта Best of Business Partners.

    Никита Семенов, вице-президент ГК “Тополь”, рассказал о зарубежных рынках в рамках проекта Best of Business Partners.
    Никита Семенов, вице-президент ГК “Тополь”, рассказал о зарубежных рынках в рамках проекта Best of Business Partners.
    В рамках проекта Best [...]

  • Запрет проверок малого и среднего бизнеса отменен

    Запрет проверок малого и среднего бизнеса отменен
    Соответствующий документ подписал глава МЧС России Евгений Зиничев.
    Приказ, который запрещает проверять противопожарное состояние объектов малого и среднего бизнеса, отменен. Как [...]

  • Половина машин Volvo будет работать на электричестве через семь лет

    Половина машин Volvo будет работать на электричестве через семь лет
    Компания активно вкладывает деньги в исследования и разработку новых технологий.
    Половина автомобилей Volvo станет полностью электрическими через семь лет, а 30% [...]

  • В Леноболасти будут производить быстровозводимые фермы

    В Леноболасти будут производить быстровозводимые фермы
    В Ленинградской области планируется к открытию производство модульных ферм для крестьянских хозяйств.
    Как сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти, проект [...]

  • ВТБ поддержал развитие группы «Тюменьагромаш»

    ВТБ поддержал развитие группы «Тюменьагромаш»
    ВТБ установил группе компаний «Тюменьагромаш» кредитный лимит в размере 800 млн рублей.
    В рамках лимита открыты две кредитные линии по [...]

  • Toshiba продает Sharp компьютерный бизнес

    Toshiba продает Sharp компьютерный бизнес
    Это очередная продажа активов компании, которая в последние годы уже рассталась с несколькими подразделениями.
    Японская корпорация Toshiba подписала соглашение о [...]

  • В преддверии чемпионата мира по футболу Центр контроля качества опубликовал список классифицированных отелей

    В преддверии чемпионата мира по футболу Центр контроля качества опубликовал список классифицированных отелей
    Наличие определенного количества звезд у отеля дает возможность быть требовательными с точки зрения защиты прав потребителей, когда предоставляемые гостиничные услуги [...]

  • У Петропавловской крепости пройдет VII Молодежный карьерный форум

    У Петропавловской крепости пройдет VII Молодежный карьерный форум
    Здесь в формате HR-битв, лекций, деловых и развлекательных игр, мастер-классов студентов и выпускников подготовят к реальной встрече с работодателем.
    Тысячи [...]

  • Топ-5 ошибок предпринимателей при масштабировании бизнеса

    Топ-5 ошибок предпринимателей при масштабировании бизнеса
    Организатор ежегодного Российского бизнес-форума «Атланты» выпустил tool-kit «Ключевые ошибки предпринимателей малых и средних компаний при масштабировании бизнеса».
    Tool-kit составлен на основе [...]

  • Своя интонация

    Своя интонация
    Александр Боровский: современное искусство должно или вынуждено быть протестным, критичным, что не всегда хорошо – вынужденность не очень подходит к [...]

  • Эффективности сотрудников

    Эффективности сотрудников
    Интерес к оценке эффективности деятельности сотрудников предприятий возник около ста лет назад. На сегодняшний день владельцем компаний доступны специальные системы, [...]

  • Меняющие город

    Меняющие город
    В Петербурге ежегодно открывается около 20 новых креативных кластеров, коворкингов и галерей. Сможет ли новый закон о поддержке организаторов креативных [...]

  • Испанские суда на берегах Seafood Expo Russia!

    Испанские суда на берегах Seafood Expo Russia!
    В 2018 году рыбная отрасль России выходит на новый уровень развития, учитывая глобальные изменения в выставочном пространстве, аналитических разработках и [...]

  • Seafood Expo Russia – площадка для обмена опытом и технологиями!

    Seafood Expo Russia – площадка для обмена опытом и технологиями!
    Рыбопереработчики Армении планируют провести ряд встреч по обмену профессиональным опытом и технологическими разработками на Seafood Expo Russia, которая пройдет 13-15 [...]

  • Рыбная отрасль всех стран объединяется на Seafood Expo Russia!

    Рыбная отрасль всех стран объединяется на Seafood Expo Russia!
    В рамках масштабного тура по продвижению Seafood Expo Russia в мире, организаторы Expo Solutions Group посетили Торговое представительство Российской Федерации [...]

  • В тарифы включают "закон Яровой"

    В тарифы включают "закон Яровой"
    Операторы связи в России начали повышать цены на 8-10%.
    «Закон Яровой», по которому операторы связи должны полгода хранить информацию, потребовал расходов, [...]

  • Подведены итоги премии АРХИWOOD-2018

    Подведены итоги премии АРХИWOOD-2018
    18 мая в Центральном доме художника в рамках выставки «АрхМосква» состоялась 9-ая торжественная церемония вручения премий АРХИWOOD.
    В состав жюри в [...]

  • Runko Group: лидеры лесопромышленного комплекса СЗФО увеличивают объемы производства

    Runko Group: лидеры лесопромышленного комплекса СЗФО увеличивают объемы производства
    Компания Runko Group работает на рынке более 20 лет, объединяет предприятия лесозаготовительного и лесоперерабатывающего комплекса. Ее деятельность включает три направления: [...]

  • На племенном аукционе в Энколово зафиксирован самый дорогой лот в истории  торгов

    На племенном аукционе в Энколово зафиксирован самый дорогой лот в истории торгов
    Мероприятие дает возможность покупателям увидеть и сравнить весь племенной молодняк области, а также приобрести животных для племенной работы в своих [...]

  • Лавры подождут

    Лавры подождут
    Александр Царев: остановиться в своем развитии – пожалуй, одна из главных опасностей для лидер.
    Одной из основных тем для обсуждения [...]

  • Переполох на сонном рынке

    Переполох на сонном рынке
    Традиционно устойчивый к внешним факторам, рынок элитного жилья перестал быть «вещью в себе» и ввязался в охватившую застройщиков гонку под [...]

  • Конференция малого бизнеса Ленинградской области «Кооперация и экспорт»

    Конференция малого бизнеса Ленинградской области «Кооперация и экспорт»
    Состоялось пленарное заседание конференции малого бизнеса Ленинградской области «Кооперация и экспорт. Какие возможности есть у малых?» .

    Как сообщили в пресс-службе [...]

  • Что важнее для эффективного бизнеса - образование или везение?

    Что важнее для эффективного бизнеса - образование или везение?
    Нужны ли академические знания, чтобы открыть собственный бизнес? Практика свидетельствует, что предприниматель может стать миллионером, не имея высшего образования. Вчерашние [...]

  • На ПМЭФ дан старт строительству инновационного ИТ-Технопарка в Крыму

    На ПМЭФ дан старт строительству инновационного ИТ-Технопарка в Крыму
    На площадке ПМЭФ 25 мая 2018 года подписали соглашение между Правительством Севастополя и группой компаний «ИТ-ГРАД» о сотрудничестве в сфере [...]

  • На ПМЭФ подписаны соглашения с союзами потребительской кооперации о поставках в Петербург экологически чистой продукции

    На ПМЭФ подписаны соглашения с союзами потребительской кооперации о поставках в Петербург экологически чистой продукции
    Документ закрепляет намерение союзов потребительской кооперации выйти на продовольственный рынок нашего города.
    На Петербургском международном экономическом форуме подписано соглашение о сотрудничестве [...]

  • 15 препятствий на пути к эффективной работе вашей команды

    15 препятствий на пути к эффективной работе вашей команды
    Инфографику предоставила Wrike — Управление Персоналом Проекта

  • Быть в игре

    Быть в игре
    Николай Белоусов: у креативных ярких ресторанных концепций всегда найдутся поклонники, но важно верно распределить усилия.
    Ресторанный бизнес Санкт-Петербурга готовится к высокому летнему сезону. [...]

  • Сбербанк ответил бизнесу

    Сбербанк ответил бизнесу
    В канун Дня российского предпринимателя руководство Северо-Западного банка ПАО Сбербанк встретилось с представителями бизнеса региона, рассказав о новых кредитных инструментах [...]

  • В Петербурге стартовал первый день ПМЭФ -2018

    В Петербурге стартовал первый день ПМЭФ -2018
    Материалы с форума будут опубликованы в журнале «Управление бизнесом» № 42
    Первый рабочий ПМЭФ-2018 стартовал в Петербурге в четверг, 24 мая. [...]

  • Твердые и полутвердые планы

    Твердые и полутвердые планы
    Дмитрий Матвеев: наша миссия – создание культуры производства и потребления сыров в России.
    Базирующаяся в Псковской области группа компаний «Кабош» является [...]

  • У Петербурга и Афин откроются новые возможности для инвестиций, торговли и туризма

    У Петербурга и Афин откроются новые возможности для инвестиций, торговли и туризма
    В рамках ПМЭФ-2018 Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга и Греко-Российская торговая палата подпишут соглашение о сотрудничестве.
    В рамках ПМЭФ-2018, на круглом [...]

  • Время возможностей

    Время возможностей
    Михаил Возиянов: да, это непросто – выстроить модель управления мегаполисом. Но в Петербурге живет много толковых людей, готовых участвовать в [...]

  • Кудрин назначен председателем Счетной палаты

    Кудрин назначен председателем Счетной палаты
    В поддержку его кандидатуры проголосовало большинство депутатов Госдумы.
    264 депутата Госдумы выступили за назначение Алексея Кудрина председателем Счетной палаты. Как сообщает [...]

  • В Петербурге пройдет первый технологический фестиваль My.Tech

    В Петербурге пройдет первый технологический фестиваль My.Tech
    На нем должны встретится яркие представители институтов развития РФ и интеллектуальная элита.
    My.Tech – это множество интерактивных событий, живое общение, лекции, [...]

  • Петербург начинает подготовку к «ТРАНСТЕК-2018»

    Петербург начинает подготовку к «ТРАНСТЕК-2018»
    6-ая Международная Конференция по развитию портов и судоходства и 14-ая выставка «ТРАНСТЕК-2018».
    В Санкт-Петербурге в ЛЕНЭКСПО в период с 9 [...]

  • Ставка на компетенции

    Ставка на компетенции
    Эффективность промышленных предприятий Санкт-Петербурга может существенно увеличиться за счет активной кооперации с российскими и зарубежными компаниями.
    Рост стоимости импортных материалов и [...]

  • HeadHunter: 7% петербуржцев при трудоустройстве проходили проверку на детекторе лжи

    HeadHunter: 7% петербуржцев при трудоустройстве проходили проверку на детекторе лжи
    Служба исследований HeadHunter опросила как соискателей, так и работодателей из Петербурга, чтобы выяснить, существует ли в компаниях практика проверки личных [...]

  • Индекс настроений в промышленности в апреле 2018 года составил 51,9%

    Индекс настроений в промышленности в апреле 2018 года составил 51,9%
    Комитет по промышленной политике и инновациям рассчитал его с учетом статистической информации и данных опроса предприятий.
    Как сообщили в комитете по [...]

  • Атмосферный фронт

    Атмосферный фронт
    Российская экономика выглядит не так уж плохо по сравнению с экономиками многих развитых и развивающихся государств, но это довольно слабое [...]

  • Бизнес Европы встревожен санкционными поправками в России

    Бизнес Европы встревожен санкционными поправками в России
    Предприниматели опасаются, что под удар попадут не только зарубежные, но и российские компании.
    Озабоченность в связи с законопроектом об уголовной ответственности [...]

  • Алексей Бессонов возглавит корпоративный блок Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка

    Алексей Бессонов возглавит корпоративный блок Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка
    Назначение вступит в силу после согласования с ЦБ РФ.
    Алексей Бессонов назначен на должность заместителя директора Северо-Западного регионального центра по работе с корпоративными клиентами [...]

  • Росбанк совместно с РЖД запустил акцию "1000 бесплатных билетов"

    Росбанк совместно с РЖД запустил акцию "1000 бесплатных билетов"
    Каждый месяц до конца 2018 года разыгрывается 125 призов по 10 000 баллов, которые можно обменять на ж/д билеты в [...]

  • Во главе угла

    Во главе угла
    Иван Филиппов: Петербург должен стать цифровой столицей мирового уровня, где реализуется огромный потенциал нового поколения российских специалистов.
    Правительство Санкт-Петербурга пока осторожно, [...]

  • В ОЭЗ «Санкт-Петербург» появится производство активных фармацевтических субстанций стоимостью 800 млн рублей

    В ОЭЗ «Санкт-Петербург» появится производство активных фармацевтических субстанций стоимостью 800 млн рублей
    Экспертный совет Особой экономической зоны «Санкт-Петербург» 14 мая 2018 г. рассмотрел проект потенциального резидента ОЭЗ, а также корректировки бизнес-плана действующего [...]

  • Ушли на снижение

    Ушли на снижение
    В 2017 году СЗФО привлек меньше инвестиционных проектов, чем в кризисные 2015–2016-е. Несмотря на восстановление макроэкономических индикаторов, бизнес выбрал сдержанную [...]

  • CFO 4.0 – основные компетенции, необходимые для цифровой трансформации производства

    CFO 4.0 – основные компетенции, необходимые для цифровой трансформации производства
    Новое исследование, проведенное компанией Siemens Financial Services (SFS), выявляет пять ключевых компетенций, необходимых для нового поколения финансовых директоров (CFO) в [...]

  • Повышения НДФЛ не планируется

    Повышения НДФЛ не планируется
    Об этом заявил и.о. министра финансов Антон Силуанов.
    Увеличение НДФЛ не входит в список предложений, которые планируется рассмотреть на весенней сессии [...]

  • В Петербурге состоялась встреча молодых бизнесменов и топ-менеджеров из разных стран мира

    В Петербурге состоялась встреча молодых бизнесменов и топ-менеджеров из разных стран мира
    Она прошла в рамках открытия «Российского Президентского университета».
    В городе на Неве открылся «Российский Президентский университет», организованный Международной ассоциацией бизнесменов [...]

  • Названы популярные в России машины с "автоматом"

    Названы популярные в России машины с "автоматом"
    Это автомобили Kia, Hyundai и Toyota.
    Аналитическое агентство «Автостат» назвало лидеров продаж в категории машин с автоматической коробкой передач (АКП). По [...]

  • Региональная микрокредитная компания Ленобласти снизила ставки по займам для бизнеса

    Региональная микрокредитная компания Ленобласти снизила ставки по займам для бизнеса
    Воспользоваться поддержкой могут индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также организации поддержки малого и среднего бизнеса Ленинградской области.
    Агентство поддержки малого и [...]

  • Минпромторг России и руководство Санкт-Петербурга решили продлить работу Всероссийской ярмарки товаров легкой промышленности

    Минпромторг России и руководство Санкт-Петербурга решили продлить работу Всероссийской ярмарки товаров легкой промышленности
    Ярмарка, в которой примет участие более 70 крупных и средних производителей из 27 регионов, пройдет с 7 по 17 мая.
    На [...]

  • Совместный проект Google и Сбербанка получил премию EFFIE

    Совместный проект Google и Сбербанка получил премию EFFIE
    Премия EFFIE Awards 2018 в номинации «Услуги и товары для бизнеса» вручена совместному проекту Сбербанка и Google — образовательной программе [...]

  • Instagram запустил встроенные платежи в тестовом режиме

    Instagram запустил встроенные платежи в тестовом режиме
    Функция позволяет оплачивать услуги и товары без перехода на сайт продавца.
    Встроенные платежи в тестовом режиме запустил сервис Instagram. Как сообщает [...]

  • Итоги конференции "Кластеры открывают границы. Евразийский путь"

    Итоги конференции "Кластеры открывают границы. Евразийский путь"
    27 апреля 2018 года завершила свою работу III Санкт-Петербургская международная конференция кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь», участниками которой стали [...]

  • Дизайнерские напольные лампы

    Дизайнерские напольные лампы
    Современные дизайнерские лампы нового поколения возможно приобрести через наш интернет-магазин. Компания предоставляет клиентам возможность подробнее ознакомиться с техническими описаниями и [...]

  • В правительстве утвердили обязательную маркировку новых товаров

    В правительстве утвердили обязательную маркировку новых товаров
    Им присвоят уникальные коды и включат в единый каталог в 2019 году.

    О планах на расширение списка товаров для обязательной маркировки [...]

  • Взгляд на бизнес изнутри: Сбербанк и телеканал Пятница запустили новое шоу

    Взгляд на бизнес изнутри: Сбербанк и телеканал Пятница запустили новое шоу
    С 25 апреля, на телеканале Пятница стартовало новое реалити-шоу — «Теперь Я Босс Своего Дела». Каждую серию двух бизнесменов — [...]

  • В Петербурге зафиксировали рост числа размещенных вакансий

    В Петербурге зафиксировали рост числа размещенных вакансий
    Рынок труда расширился на 26%
    За первый квартал 2018 года в Петербурге на 26% выросло число размещенных работодателями вакансий. На 54% [...]

  • Как сохранить рассудок, работая на трудоголика: 10 советов по восстановлению баланса между личным и рабочим временем

    Как сохранить рассудок, работая на трудоголика: 10 советов по восстановлению баланса между личным и рабочим временем
    Инфографику предоставила Wrike — Управление Высокотехнологичными Программами И Проектами

  • Прокуроры проверят подключение к сетям ТРК «МЕГА Парнас»

    Прокуроры проверят подключение к сетям ТРК «МЕГА Парнас»
    Уже дюжину лет комплекс подключен к сетям по временной схеме
    Генпрокуратура РФ намерена проверить законность подключения к сетям торгово – развлекательного [...]

  • Преимущества проживания в ЖК бизнес-класса «Притяжение»

    Преимущества проживания в ЖК бизнес-класса «Притяжение»
     
    Будущим новоселам, которые предпочитают проживать в условиях с повышенной комфортностью, стоит обратить внимание на элитные квартиры в жилом комплексе «Притяжение». [...]

  • В Петербурге обсудят кластерное взаимодействие в экономике

    В Петербурге обсудят кластерное взаимодействие в экономике
    В международной конференции «Кластеры открывают границы. Евразийский путь» ежегодно принимают участие более 500 человек
    Третья петербургская международная конференция кластеров «Кластеры открывают [...]

  • Коммерческая недвижимость в Барселоне: как заработать?

    Коммерческая недвижимость в Барселоне: как заработать?
    В 2018-м Барселона остаётся одним из самых популярных городов мира. Каждый год мегаполис посещают около 30 миллионов человек, это мощнейшая точка [...]

  • Петербургский автокластер снизил производство на 9%

    Петербургский автокластер снизил производство на 9%
    Хотя с начала года выработка росла
    Автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota, локализованные в Петербурге в марте выпустили 28,9 тыс. машин, что [...]

  • Акционеры «М.Видео» большинством голосов одобрили условия покупки сети «Эльдорадо»

    Акционеры «М.Видео» большинством голосов одобрили условия покупки сети «Эльдорадо»
     
    На внеочередном собрании акционеры «М.Видео» одобрили условия покупки «Эльдорадо». «Решение принято 89,8% голосов всех акционеров, принявших участие в собрании, и [...]

  • Шкаф купе по заказ

    Шкаф купе по заказ
    Компания реализует большой ассортимент высококачественной мебели от известных брендов и компаний производителей. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы приобрести [...]

  • Что нужно для вступления в СРО проектировщиков

    Что нужно для вступления в СРО проектировщиков
    Инженерные и геологические изыскания, строительство и проектирование объектов являются основными направлениями, которые требуют максимального контролирования. От этого зависит безопасность и [...]

  • Заложник революции и реакции

    Заложник революции и реакции
    Исторический опыт «столыпинских реформ» – это драма реформатора, который предложил и попытался осуществить беспрецедентную для России системную программу либеральных преобразований.
    Преобразования, [...]

  • Крупнейшие налогоплательщики Ленинградской области подтвердили прогноз по доходам на 2018 год

    Крупнейшие налогоплательщики Ленинградской области подтвердили прогноз по доходам на 2018 год
    В Доме правительства региона состоялась серия рабочих встреч с участием представителей предприятий, чьи отчисления по налогам формируют основную часть доходов [...]

  • По законам большого ритма

    По законам большого ритма
    Вадим Зайцев: в отличие от других искусств, которые могут позволить себе роскошь работать «на будущее», театр работает только «на сегодня».
    Директор [...]

  • Взыскание долгов

    Взыскание долгов
    Современная юридическая компания профессионально занимается взысканием долгов и предоставляет своим клиентам лучшие услуги в этом сегменте. На официальной странице.http://jurfact-msk.ru/uslugi/vziskaniye-dolgov можно [...]

  • В Петербурге пройдет St. Petersburg Fashion Week

    В Петербурге пройдет St. Petersburg Fashion Week
    В неделе моды примут участие ведущие эксперты fashion-индустрии, которые проведут мастер-классы.
    С 19 по 22 апреля 2018 года в Санкт-Петербурге при [...]

  • Взгляд в будущее

    Взгляд в будущее
    Элеонора Суховий: сегодня у детей стремление следовать своим истинным академическим интересам начинает превалировать над рациональным и зачастую навязанным родителями планированием [...]

  • Bankro.TECH: Сбербанк совместно с Право.ru запустил сервис проблемных активов

    Bankro.TECH: Сбербанк совместно с Право.ru запустил сервис проблемных активов
    Новый сервис от Право.ru и Сбербанка под названием Bankro.TECH соберет на единой платформе все данные о банкротствах.
    Bankro.TECH позволит вести дела [...]

  • Приглашаем на III Санкт-Петербургскую международную конференцию кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь»

    Приглашаем на III Санкт-Петербургскую международную конференцию кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь»
    С 26 по 27 апреля 2018 года состоится III Санкт-Петербургская международная конференция кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь».
    Конференция является крупнейшим [...]

  • "Газпром" и "Нафтогаз" ведут переговоры о новом транзитном контракте

    "Газпром" и "Нафтогаз" ведут переговоры о новом транзитном контракте
    Речь идет об условиях транзита газа в Европу через территорию Украины с 2020 года.
    Между «Газпромом» и «Нафтогазом» идут переговоры о [...]

  • Курс на укрупнение

    Курс на укрупнение
    Петербургский авторынок если не переживает ренессанс, то близок к этому. Впрочем, это не означает, что дилерский бизнес обойдется без потрясений.
    Минувший [...]

  • Кредитный портфель МСБ Промсвязьбанка за год увеличился на 60 млрд рублей

    Кредитный портфель МСБ Промсвязьбанка за год увеличился на 60 млрд рублей
    По данным RAEX (Эксперт РА) топ-20 рэнкинга банков по величине кредитного портфеля МСБ на 01.01.2018 Промсвязьбанк поднялся с 10 места [...]

  • В обвале рубля ЦБ не видит рисков для финансовой стабильности

    В обвале рубля ЦБ не видит рисков для финансовой стабильности
    Глава ведомства Эльвира Набиуллина считает, что рынок и экономика адаптируются к этому.
    Выступая на форуме Московской биржи, глава ЦБ Эльвира Набиуллина [...]

  • ФАС одобрила покупку "Связного" "МегаФоном"

    ФАС одобрила покупку "Связного" "МегаФоном"
    Такая информация появилась в базе решений Федеральной антимонопольной службы.
    Сделка по покупке «МегаФоном» «Связного» одобрена Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Ходатайство подавала [...]

  • Модель жизни

    Модель жизни
    Евгения Богданова: фермерство требует продвижения и идеологической поддержки.
    Андрей и Евгения Богдановы развивают фермерское хозяйство «Родные Ладони» в Волосовском районе Ленинградской области [...]

  • Участники конференции «Промышленная кооперация. Лучшие практики» определили новые экономические реалии

    Участники конференции «Промышленная кооперация. Лучшие практики» определили новые экономические реалии
    Мероприятие, которое посетил вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан, было организовано журналом «Управление бизнесом» издательского дома «Северославянское бюро рекламы»
    В Высшей школе экономики [...]

  • Найти свою нишу

    Найти свою нишу
    Михаил Табунов: любым банкам, независимо от их размера, можно успешно конкурировать.
    Возникает ощущение, что судьбой региональных банков, работающих в условиях жесткой [...]

  • В Ленобласти будут выращивать 1 млн гусей в год

    В Ленобласти будут выращивать 1 млн гусей в год
    Благодаря проекту в Ломоносовском районе появится 300 рабочих мест.
    Как сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти, на выездном совещании в [...]

  • Радоваться рано

    Радоваться рано
    Экономика России понемногу оживает: по официальным прогнозам, рост ВВП в 2018 году может составить 2%. Однако экономисты не разделяют оптимизма [...]

  • Минпромторг решил пометить продукты

    Минпромторг решил пометить продукты
    В правительство направлено письмо с перечнем товаров для обязательной маркировки.
    Продукты питания, бытовая химия, одежда, пиво, духи и другие товары могут [...]

  • На ПМЭФ расскажут о роли государства и бизнеса в экономике будущего

    На ПМЭФ расскажут о роли государства и бизнеса в экономике будущего
    Утверждена деловая программа Санкт-Петербурга на XXII Петербургском международном экономическом форуме.
    На заседании рабочей группы по подготовке мероприятий ПМЭФ под председательством вице-губернатора [...]

  • В персональном сегменте

    В персональном сегменте
    Желание клиентов получать банковские услуги  через интернет и смартфоны вынуждает участников финансового рынка активней инвестировать в IT-инфраструктуру. Вероятно, эта тенденция [...]

  • Сбербанк представил совместную акцию с компанией 1С

    Сбербанк представил совместную акцию с компанией 1С
    Сбербанк совместно с компанией 1С представил новую акцию для корпоративных клиентов. Компании, которые будут сдавать отчетность непосредственно из «1С: Бухгалтерия [...]

  • РАР хочет запретить ИП продавать пиво

    РАР хочет запретить ИП продавать пиво
    Чтобы избежать этого, Росалкогольрегулирование предлагает зарегистрировать юридическое лицо.
    С инициативой запретить ИП продавать пиво выступило Росалкогольрегулирование (РАР). Как сообщают «Известия», это [...]

  • Судостроительные предприятия Санкт-Петербурга осваивают выпуск гражданской продукции

    Судостроительные предприятия Санкт-Петербурга осваивают выпуск гражданской продукции
    В АО «Центр Технологии судостроения и судоремонта» под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергея Мовчана состоялось заседание Совета по конверсии организаций оборонной [...]

  • Бренды Ленобласти получат российский экспортный стандарт «Made in Russia»

    Бренды Ленобласти получат российский экспортный стандарт «Made in Russia»
    Они войдут в объединенный электронный каталог и станут участниками рекламной кампании за рубежом.
    Добровольную сертификацию, которая подтверждает не только безопасность, но [...]

Наши партнеры

ТРАНСТЕК 2018

Тренды

X